Море несостоявшихся экспериментов

12:14 09/10/2016 Бывший СССР
Берег Каспийского моря
Берег Каспийского моря
Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? *** А разве он предлагает это? Речь о впадине Карагие.

Каспийское и Аральское моря и прилегающие земли постоянно вызывают у ученых и политиков желание реализовать грандиозные водные проекты: прорыть каналы между морями, перебросить реки через континент, залить дно древнего океана солеными водами вновь. В Казахстане родилась еще одна нестандартная идея преобразования природы в тех краях — устроить на полуострове Мангышлак обширную курортную зону, где загорать и купаться можно чуть ли не круглый год. А всего-то нужно заполнить водой одну из самых глубоких сухих впадин Азии, чьи берега превратятся в пляжную зону. По расчетам авторов этой идеи, по своей протяженности образовавшаяся береговая линия сможет соперничать даже со знаменитыми арабскими курортами. Станет ли Казахстан новой курортной жемчужиной и кто ранее предлагал воплотить в жизнь оригинальные водные проекты, выясняла «Лента.ру».

Дубай отдыхает

В 2014 году группа казахстанских ученых приступила к работе над проектом освоения впадины Карагие, расположенной на полуострове Мангышлак, в Мангистауской области, всего в двадцати километрах от Актау. Глубина — рекордные 132 метра. Проведя исследования, ученые пришли к выводу, что если заполнить Карагие водами находящегося рядом Каспийского моря, страна получит новый глубоководный водоем. И это открывает невиданные доселе перспективы. В наводненной впадине можно разводить рыб дорогостоящих осетровых и частиковых пород. Или построить полноценный морской порт, способный принимать крупногабаритные суда с большим водоизмещением.

И самое главное — масштабные курортные зоны с продолжительным сезоном отдыха. По замыслу авторов проекта, при оптимальном уровне заполнения впадины морской водой длина береговой линии, где и планируется обустроить пляжи, возвести отели, организовать развлекательные зоны, достигнет 350 километров. В Дубае аналогичный показатель — 450 километров. Учитывая географические и климатические особенности местности, окрестности заполненной водами Каспия самой глубокой казахстанской впадины превратятся в полноценный курорт. Причем температура воды в заливе будет на 7-13 градусов выше, чем в море, высокий сезон — не меньше семи-восьми месяцев в году.

Нептун всея страны

Главным идеологом грандиозного во всех отношениях карагиенского проекта выступил доктор физико-математических наук Серик Буркитбаев. Личность в республике известная и неоднозначная. За три десятка лет активной деятельности Буркитбаев успел сделать блестящую научную карьеру, поработать директором радиотехнического завода и института нефти и газа, министром транспорта и связи и советником президента Республики Казахстан. В 2008 он стал президентом национальной компании «КазМунайГаз», в том же году был арестован по обвинению в коррупции и приговорен к шести годам лишения свободы. В 2012-м 55-летний Буркитбаев досрочно вышел на свободу и вернулся к научно-практической деятельности.

Карагие — не единственный, но любимый «водный» проект ученого. Рассказывая о перспективах освоения впадины, он подчеркивает, что если у курортной местности нет купального сезона хотя бы продолжительностью в полгода, то это бесперспективно. «Хотелось бы, чтобы у казахов было свое море с практически круглогодичным использованием, — говорит Буркитбаев, — а жители Мангистау развивали бы туристические сервисные услуги». По его словам, он много времени посвятил изучению истории этой местности и обнаружил, что сто лет назад в Карагие была вода. «На дне впадины было озеро, которое называлось Батыр. На полное высыхание Карагие ушло около 150 лет. Это показывает, что впадина герметична, а значит, способна удерживать большие массы воды». Ученый считает, что еще раньше Карагие была глубоководным заливом Каспия, примыкающим к морю в районе залива Курык. Проведенные там полевые исследования показали, что сейчас море и впадину разделяет четырехметровой высоты песчаный вал длиной около 400 метров. Устранив эту дюну, Карагие снова можно превратить в морской водоем.

Сейчас поверхность полуострова Мангышлак выжжена солнцем, там редки осадки. Но недавно — по геологическим меркам — тут было море. Это, к слову, позволяет любителям экстравагантных версий истории выдвигать самые фантастические гипотезы — вплоть до того, что в тех краях и была Атлантида.

Море по колено

Рукотворный залив обещает стать одним из самых глубоких водоемов Казахстана. А это позволит построить новый порт. Порт Актау мелководный — всего 7 метров. Там могут швартоваться суда водоизмещением не более 10 тысяч тонн. Чтобы перевезти 10 миллионов тонн нефти, например в Баку, требуется совершить тысячу рейсов. Кроме того, почти половину дней в году этот порт не работает по причине морского волнения. Из-за мелководья в шторм все корабли из гавани приходится выводить на рейд.

Строящиеся порты в Курык и Баутино — такие же мелководные и, строго говоря, представляют собой паромные переправы. Буркитбаев отмечает, что вся проблема Каспийского моря — в его мелководности. «При реализации проекта "Карагие" мы закладываем глубину запланированного к строительству порта от 15 до 30 метров. При этом ничего не копая», — подчеркивает ученый. И добавляет, что закрытый от морских волнений глубоководный порт способен функционировать 24 часа в сутки 365 дней в году. «Надо только решиться на заполнение впадины Карагие водой», — заключает автор проекта. Получается, Казахстану предлагается создать свой Персидский залив — как по части климата, так и для успешной транспортировки нефти.

Вообще, земли вокруг Каспия и Арала по каким-то причинам вызывают зуд глобальных преобразований у ученых-мечтателей. Вспомнить хотя бы идею переброски рек в Среднюю Азию, возникшую еще в XIX веке. Известный советский геолог и писатель-фантаст Владимир Обручев представил такой проект Сталину. В 1950-х годах советские ученые рассматривали возможность переброски в Каспийское море (уровень которого тогда опускался) вод Енисея и Оби, а первые проекты такого рода относятся к началу XX века.

«Куда угодно, но перебросить»

В конце 60-х советская власть наконец решила осуществить давнюю идею. Научно-исследовательские институты работали над этим около 20 лет. Сопротивление проекту было одним из немногих и самых ранних проявлений общественной активности советского времени. Убежденный противник переброски рек, писатель Сергей Залыгин вспоминал об этом так: «Когда прибывает вода в Каспий, говорить о том, что ее надо перебросить с севера, — просто дикость. "Но мы перебросим тогда в Дон", — говорили они. Но зачем? Только потому, что нельзя в Каспий. Куда угодно, но перебросить».

В 80-х, хотя Аральское море уже высыхало, проект положили под сукно — у коммунистической партии были другие задачи. Идею возродили в начале 2000-х, причем сделал это... московский градоначальник Юрий Лужков. По каким-то причинам он близко к сердцу принял дефицит пресной воды в Центральной Азии.

Московский градоначальник написал письмо президенту России с предложением использовать 6-7 процентов общего объема вод реки Обь в качестве ресурса, продаваемого сельскохозяйственным и промышленным производителям России, Казахстана, Узбекистана и, возможно, Туркменистана. Для этого требовалось проложить канал от Ханты-Мансийска в Казахстан и Среднюю Азию. Его протяженность составила бы 2550 километров, ширина — 200 метров, глубина — 16 метров. По плану Лужкова, объем воды, забираемой из Оби, составит 27,2 кубических километра в год. Эта вода позволит дополнительно освоить 1,5 миллиона гектаров земель в России и 2 миллиона гектаров в Центральной Азии.

Вместо нефти

Свое предложение Лужков объяснил тем, что в наступившем веке проблема обеспечения пресной водой резко обострится и послужит главным источником глобальных конфликтов. Кроме того, по убеждению бывшего мэра Первопрестольной, пресная вода в XXI веке станет гораздо дороже нефти и будет продаваться на мировом рынке в сопоставимых с «черным золотом» объемах.

В 2007 году с проектом новой грандиозной комсомольской стройки выступил бывший первый секретарь компартии КазССР, а сейчас президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Этот канал станет мощным коридором выхода к морям всей Центральной Азии через Россию», — говорил глава республики. Казахстан выхода в мировой океан не получил, но шума заявление казахского лидера наделало немало.

По вариантам прохода трассы имелись два принципиально разных предложения. Первым предусматривалось строительство дублера существующего Волго-Донского канала, эксплуатируемого с 1952 года. Протяженность этого пути без учета морских участков — чуть больше тысячи километров с подъемом воды на высоту 88 метров. Второй маршрут — через Кумо-Манычскую впадину. Длина — около 740 километров, высота подъема воды — 51 метр. На российской территории оба варианта прохождения канала затронут пять регионов — Республику Калмыкию, Ставропольский край, Ростовскую, Волгоградскую и Астраханскую области. Несмотря на все экономические плюсы, главный из которых — прямая доставка каспийской нефти к европейским берегам, у канала есть противники. Они говорят, что его строительство нанесет существенный ущерб экологии региона.

Насколько реалистичны идеи Буркитбаева, особенно та, что касается искусственного моря, — вопрос к специалистам. Как и все проекты грандиозного преобразования окружающей среды он как минимум неоднозначен. Пока ни один из них не был реализован, и оценивать их пользу или вред можно только умозрительно. Но одно ясно: Каспий и расположенное рядом Аральское море по каким-то неведомым причинам вызывают у многих неудержимое желание реализовывать грандиозные водные проекты.

Александр Широков
Татьяна Кирсанова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(19):

4 +4−0T C16:26:30
09/10/2016
4 +5−1Родриго Дутерте14:32:44
09/10/2016
Идиот этот Буркитбаев, доктор физ.-мат. наук, ёптыть! Вот и занимайся своей физикой, а в географию и топографию не лезь! Как прочитал статью, я специально изучил топографию тех краёв, и вот что обнаружил.
1. Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? Опять каскады шлюзов и плотин? А чем качать - где взять электричества для насосов? А ведь ежесекундно надо качать да качать миллионы тонн воды!
2. Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье? Да и дойдя до берега Каспия, надо "проплыть" ещё несколько десятков километров сплошнго мелководья, где обычная лодка-то с трудом плавает, чтобы не сесть на мел. Это значит, что надо прокопать глубиной в 20-30 метров канал длиной в сотни километров! Обойдётся во столько же, во сколько обошлась бы прокопка второго канала от Волги до Дона. Т.е. возникает такая же проблема, как с самим Актауским, Баутинским и т.п. портами - мелководный берег. Да и всё казахстанское побережье Каспия сплошное мелководье - отнюдь не для танкеров!
3. А вот с пляжами на Карагие, если заполнят водой, соглашусь - там действительно будет гораздо тёплая чем в Каспий вода. Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия?
***
А разве он предлагает это? Речь о впадине Карагие.
4 +5−1Родриго Дутерте14:32:44
09/10/2016
Идиот этот Буркитбаев, доктор физ.-мат. наук, ёптыть! Вот и занимайся своей физикой, а в географию и топографию не лезь! Как прочитал статью, я специально изучил топографию тех краёв, и вот что обнаружил.
1. Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? Опять каскады шлюзов и плотин? А чем качать - где взять электричества для насосов? А ведь ежесекундно надо качать да качать миллионы тонн воды!
2. Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье? Да и дойдя до берега Каспия, надо "проплыть" ещё несколько десятков километров сплошнго мелководья, где обычная лодка-то с трудом плавает, чтобы не сесть на мел. Это значит, что надо прокопать глубиной в 20-30 метров канал длиной в сотни километров! Обойдётся во столько же, во сколько обошлась бы прокопка второго канала от Волги до Дона. Т.е. возникает такая же проблема, как с самим Актауским, Баутинским и т.п. портами - мелководный берег. Да и всё казахстанское побережье Каспия сплошное мелководье - отнюдь не для танкеров!
3. А вот с пляжами на Карагие, если заполнят водой, соглашусь - там действительно будет гораздо тёплая чем в Каспий вода. Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
3 +3−0otesanek goes live12:20:06
09/10/2016
Море состоявшихся экскрементов
1 +1−0T C16:34:46
09/10/2016
4 +5−1Родриго Дутерте14:32:44
09/10/2016
Идиот этот Буркитбаев, доктор физ.-мат. наук, ёптыть! Вот и занимайся своей физикой, а в географию и топографию не лезь! Как прочитал статью, я специально изучил топографию тех краёв, и вот что обнаружил.
1. Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? Опять каскады шлюзов и плотин? А чем качать - где взять электричества для насосов? А ведь ежесекундно надо качать да качать миллионы тонн воды!
2. Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье? Да и дойдя до берега Каспия, надо "проплыть" ещё несколько десятков километров сплошнго мелководья, где обычная лодка-то с трудом плавает, чтобы не сесть на мел. Это значит, что надо прокопать глубиной в 20-30 метров канал длиной в сотни километров! Обойдётся во столько же, во сколько обошлась бы прокопка второго канала от Волги до Дона. Т.е. возникает такая же проблема, как с самим Актауским, Баутинским и т.п. портами - мелководный берег. Да и всё казахстанское побережье Каспия сплошное мелководье - отнюдь не для танкеров!
3. А вот с пляжами на Карагие, если заполнят водой, соглашусь - там действительно будет гораздо тёплая чем в Каспий вода. Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье?
***
В Курыке достаточно глубоко. На базе Сайпема суда спокойно швартуются. Меня гораздо больше интересует чем впадину Карагие заполнять будет.
И вообще легче продавить вариант транскаспийского трубопровода. Единственные против россияне.
1 +1−0Bvz Afvbkbz16:33:35
09/10/2016
Таких "профессоров" обычно называют инициативный дурак.
1 +1−0Alisa Selezneva15:20:08
09/10/2016
Замечательный проект если вода будет держатся в новом озере
0 +0−0Мэлс Босяткович09:14:51
10/10/2016
«А кто-то в Кремль звонил? — заявил, в частности, представитель Республиканского центра кризисной экономики Руслан Джусангалиев. — А что Россия потребует у нас взамен той воды, которую мы у нее отберем?».
0 +0−0Алексей Александров02:40:29
10/10/2016
Буркитабев толковый. Знал его. Советский казах и не националист, что среди казахов теперь большая редкость.
0 +0−0Вяликая Путиномика00:05:25
10/10/2016
А может просто работать начать? А то такие же клоуны, как и в России...
0 +0−0T C22:08:26
09/10/2016
На фотке берега Мангышлака, фото ещё советского Шевченко. Сейчас Актау и скала вся в частных коттеджах.
0 +0−0Себастьян Перейра21:27:09
09/10/2016
4 +5−1Родриго Дутерте14:32:44
09/10/2016
Идиот этот Буркитбаев, доктор физ.-мат. наук, ёптыть! Вот и занимайся своей физикой, а в географию и топографию не лезь! Как прочитал статью, я специально изучил топографию тех краёв, и вот что обнаружил.
1. Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? Опять каскады шлюзов и плотин? А чем качать - где взять электричества для насосов? А ведь ежесекундно надо качать да качать миллионы тонн воды!
2. Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье? Да и дойдя до берега Каспия, надо "проплыть" ещё несколько десятков километров сплошнго мелководья, где обычная лодка-то с трудом плавает, чтобы не сесть на мел. Это значит, что надо прокопать глубиной в 20-30 метров канал длиной в сотни километров! Обойдётся во столько же, во сколько обошлась бы прокопка второго канала от Волги до Дона. Т.е. возникает такая же проблема, как с самим Актауским, Баутинским и т.п. портами - мелководный берег. Да и всё казахстанское побережье Каспия сплошное мелководье - отнюдь не для танкеров!
3. А вот с пляжами на Карагие, если заполнят водой, соглашусь - там действительно будет гораздо тёплая чем в Каспий вода. Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
Кого интересуют уровни вод, когда воплощается афера? Скупили по бросовой цене пустующую землю, теперь радужными красками описывают возможные перспективы, не забывая приторговывать:
- Нужно всего-то перекопать шестиметровый бархан! И все!! Деньги рекою льются в наши карманы!!! Не желаете купить небольшой участь? Через десяток лет станете миллионером.
0 +0−0Родриго Дутерте21:22:55
09/10/2016
0 +0−0Vitaliy Avrutin20:06:31
09/10/2016
Я те места довольно хорошо знаю. Родился там.
Второй Карабогаз-гол устроить гораздо легче, поскольку водообмена нормального мезду Карагие и Каспием не будет, если не пробить широкий глубоководный канал. Но это будет стоить немереных денег.
Вот-вот. И я о том же!
0 +0−0Vitaliy Avrutin20:06:31
09/10/2016
Я те места довольно хорошо знаю. Родился там.
Второй Карабогаз-гол устроить гораздо легче, поскольку водообмена нормального мезду Карагие и Каспием не будет, если не пробить широкий глубоководный канал. Но это будет стоить немереных денег.
0 +0−0Иван Иванов19:15:31
09/10/2016
1 +1−0Bvz Afvbkbz16:33:35
09/10/2016
Таких "профессоров" обычно называют инициативный дурак.
Тот случай, когда поговорка "Учёный - в goВне мочёный" как нельзя более подходит.
Лишь бы бабла срубить да ЧСВ потешить.
0 +0−0Родриго Дутерте17:07:32
09/10/2016
1 +1−0Alisa Selezneva15:20:08
09/10/2016
Замечательный проект если вода будет держатся в новом озере
Это "новое озеро" как бы интенсивно не испарял водную поверхность, как в Кара-Богаз-Голе. Неизвестно - в какую сторону изменится климат региона и не обмелеет ли Каспий?
0 +0−0T C16:38:34
09/10/2016
4 +5−1Родриго Дутерте14:32:44
09/10/2016
Идиот этот Буркитбаев, доктор физ.-мат. наук, ёптыть! Вот и занимайся своей физикой, а в географию и топографию не лезь! Как прочитал статью, я специально изучил топографию тех краёв, и вот что обнаружил.
1. Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия? Опять каскады шлюзов и плотин? А чем качать - где взять электричества для насосов? А ведь ежесекундно надо качать да качать миллионы тонн воды!
2. Допустим заполнили Карагие и построили порт. Для чего? А как оттуда будут вылезать в Каспий большегрузые танкеры, когда от Карагие до Каспия будет мелководье? Да и дойдя до берега Каспия, надо "проплыть" ещё несколько десятков километров сплошнго мелководья, где обычная лодка-то с трудом плавает, чтобы не сесть на мел. Это значит, что надо прокопать глубиной в 20-30 метров канал длиной в сотни километров! Обойдётся во столько же, во сколько обошлась бы прокопка второго канала от Волги до Дона. Т.е. возникает такая же проблема, как с самим Актауским, Баутинским и т.п. портами - мелководный берег. Да и всё казахстанское побережье Каспия сплошное мелководье - отнюдь не для танкеров!
3. А вот с пляжами на Карагие, если заполнят водой, соглашусь - там действительно будет гораздо тёплая чем в Каспий вода. Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
Можно загорать с апреля по октябрь, если не сгореть - там солнце палит нещадно!
***
С этим соглашусь, солнца там немерено.
0 +1−1Любовь Полякова14:04:41
09/10/2016
Итоги состоявшихся экспериментов плачевны Посмотрите на то что осталось от Аральского моря -- попробуйте оценить последствия
0 +1−1Андрей Чертихин13:21:06
09/10/2016
Ну так пусть узбеков на помощь позовут и начинают рыть до Арала и от него на встречу. Вот и будет им занятие на ближайшие годы.
-1 +0−1Родриго Дутерте17:05:25
09/10/2016
4 +4−0T C16:26:30
09/10/2016
Уровень водной поверхности Аральского моря на 81 метр выше уровня Каспия. И как он собирается "заполнить" Арал водами Каспия?
***
А разве он предлагает это? Речь о впадине Карагие.
Да, речь о Карагие. Я просто реагирую на конец статьи : "Но одно ясно: Каспий и расположенное рядом Аральское море по каким-то неведомым причинам вызывают у многих неудержимое желание реализовывать грандиозные водные проекты".
Я просто на всякий случай напоминаю - были и есть проекты заполнения Арала за счёт вод Каспия.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь