Опасные защитники Ирака

00:03 03/10/2016 Мир
Опасные защитники Ирака
Саддам Хусейн с того света передает американца пламенный привет))))))))

Военная победа над террористами «Исламского государства» (ИГ) пока еще не одержана, но в мире уже думают о послевоенной конфигурации иракского общества, разделенного по религиозному признаку. Одна из самых влиятельных групп, претендующая на властные рычаги, — шиитские ополченцы из «Сил народной мобилизации» (СНМ). Одни называют их «цепными псами Ирана», другие — героическими защитниками простого народа от джихадистов ИГ. «Лента.ру» разбиралась, какую роль в иракском конфликте играет самая могущественная шиитская группировка и почему многие наблюдатели считают ее усиление крайне опасным.

«Игиловцы все еще иногда нападают, но "Хашд шааби" (арабское название СНМ —прим. «Ленты.ру») защищает нас», — рассказал Foreign Policy один из жителей иракского Башира. Курдское ополчение пешмерга отбило этот город у джихадистов в мае, но потом передало под контроль СНМ.

Формально «Силы народной мобилизации» были созданы иракскими властями для помощи армии, но проиранским группам удалось проникнуть в самое сердце организации.

Основной агент Тегерана в регионе — группировка «Бадр» — расставила своих людей практически на всех ключевых постах в СНМ и полиции страны. Премьер-министр Хайдер аль-Абади отдал в руки лидера «Бадра» Хади аль-Амири и формальное руководство СНМ.

Как сообщает The National Interest, из 100 тысяч бойцов примерно 80 процентов в той или иной мере поддерживаются элитной иранской военизированной организацией — Корпусом стражей исламской революции (КСИР).

Тегеран поощряет участие своих подопечных в иракской политике — весной 2017 года в стране пройдут выборы, и ожидается, что выходцы из СНМ займут множество кресел во властных кабинетах, что позволит им влиять и на общую политику Багдада.

В подконтрольном ополчению Башире иранское влияние заметно даже внешне — по всему городу расклеены портреты верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и его предшественника Хомейни.

Шиитские ополченцы вместе с американцами готовятся помогать иракским правительственным силам штурмовать Мосул, иракскую столицу ИГ — вот только в Вашингтоне таким невольным союзникам не очень рады. Дело в том, что среди членов СНМ множество вооруженных групп, которые в США считают террористическими.

Например, заместитель командующего СНМ Абу Махди аль-Мухандис внесен в список террористов, к тому же он возглавляет собственную группировку «Катаиб Хезболла».

«Мы не можем работать с людьми из "Катаиб Хезболла" — они не только поубивали многих наших солдат во время последней войны в Ираке, но и остаются под прямым контролем КСИР», — рассказал Foreign Policy Майкл Найтс, научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики.

Но претензии к бойцам СНМ не ограничиваются только обвинениями в крайне тесном взаимодействии с иранцами. Правозащитники утверждают, что шиитские силы порой слишком жестоко обходятся с населением суннитских городов и деревень. О пытках в интервью «Аль-Джазире» рассказал Абу Мухаммад, который перед наступлением правительственных сил при поддержке ополчения бежал из оккупированного ИГ города Эль-Фаллуджа и добрался до специального лагеря для беженцев, где и столкнулся с шиитскими ополченцами.

«Нас били обрезками труб, они пытали нас по очереди. Когда один из мучителей устал меня бить, он связал мне руки за спиной, а сам просто прыгнул на меня. Я чувствовал, как ломаются мои ребра, я кричал, харкал кровью. Я просил пить, но воды мне не давали», — вспоминал он.

Схожую историю поведал другой местный житель, Махмуд аль-Шукор: «Они выводили нас по одному. Несколько человек убили, а потом пришла моя очередь. Я слышал, как жертвы кричали и умоляли сохранить им жизнь. Они клялись, что никогда не воевали за ИГ, никогда не вступали в их ряды, но это не спасло их». Махмуда повалили на землю, крикнув, что пришел его черед. Однако кто-то из главарей приказал прекратить убийства. Информация о внесудебных расправах распространилась за пределами Ирака, и руководители ополчения взялись наводить порядок.

Жестокое обращение с гражданским населением осудили и правозащитники из Human Rights Watch. «И вновь мирные жители страдают из-за того, что иракское правительство неспособно обуздать бесконтрольных ополченцев. Страны, поддерживающие иракские войска и СНМ, должны убедить Багдад покончить с этими злодеяниями», — заявил заместитель директора HRW по Ближнему Востоку Джо Сторк.

В рядах СНМ эти обвинения решительно отвергают. «Да мы даже населенные суннитами зоны освобождали чаще, чем шиитские! — возмущался в интервью Foreign Policy Абдул-Хусейн Мохаммед, заместитель командующего отряда «Бадр». — Будь мы религиозными фанатиками, мы бы не сражались за них. Мы не делаем различий, мы твердо стоим на стороне наших суннитских братьев и сестер».

Эксперты полагают, что основная беда СНМ — неорганизованность. «Это не какая-то единая структура с четкой системой командования. Да, в ней есть мощные группировки вроде "Бадра", но контролировать другие объединения они не могут», — объяснил Foreign Policy Ренад Мансур, сотрудник фонда Карнеги за международный мир.

Учитывая противоречивую роль, которую СНМ играют в регионе, в Вашингтоне уже задумываются над тем, как ограничить их влияние после победы над ИГ и не допустить скатывания страны в вооруженное межрелигиозное противостояние.

Свой план изложил конгрессмен Сет Мултон, лично участвовавший в боевых действиях в Ираке. «Нам надо ограничить религиозное влияние СНМ и положить конец той маргинализации суннитов, которую они проводят. Если бы мы с самого начала не допустили такого, не нужно было бы сегодня все это расхлебывать», — уверен он.

По плану Мултона освобождение Мосула нужно отложить и предоставить Багдаду финансовую поддержку при условии, что власти Ирака ослабят свою зависимость от СНМ и привлекут в армию и сферу управления больше арабов-суннитов. По мнению конгрессмена, быстрая военная победа над ИГ без подготовки политической почвы не позволит добиться прочного мира в стране.

Шиитские ополченцы считают проблему надуманной: «Мы уже делали то, что нам запрещали американцы, и продолжим заниматься тем же. Американцы должны сказать нам спасибо, потому что если бы нас не было, никто бы не дал первоначальный отпор ИГ. Мы тут защищаем не только Ирак, но и весь мир», — говорит Абдул-Хусейн Мохамед.

Пока, похоже, американские военные к увещеваниям Мултона не прислушались: 28 сентября на сайте Пентагона опубликовано сообщение, что в Ирак направлены еще 600 американских солдат для штурма Мосула. «После освобождения города важных целей в Ираке не останется. Вот и все! Это последний крупный бастион ИГ в стране», — заметил по этому поводу министр обороны США Эштон Картер.

Освобождение Мосула может быть действительно не за горами, однако полноценного плана послевоенного восстановления и примирения страны в Вашингтоне еще не придумали — не исключено, что долгожданная военная победа не принесет умиротворения ни иракцам, ни всему остальному миру.

Террористическая группировка «Исламское государство» в России запрещена.

Алексей Наумов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(29):

1 2+1
5 +5−0Воблоед Улыбчивый06:37:43
03/10/2016
Саддам Хусейн с того света передает американца пламенный привет))))))))
4 +4−0Оё Сарказми08:55:52
03/10/2016
2 +2−0дмитрий зарецкий07:28:50
03/10/2016
НЕ ВРИ! ПУТИН ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
Американцы, как капризные дети, ломают страны как игрушки, а потом вопят, что их ограбили и они на осколках порезались.
3 +4−1Оё Сарказми08:57:42
03/10/2016
5 +5−0Воблоед Улыбчивый06:37:43
03/10/2016
Саддам Хусейн с того света передает американца пламенный привет))))))))
Американцы на этом пламени готовят гамбургеры из человечины, и сытно кивают.
2 +2−0Дмитрий Илюхин12:31:05
03/10/2016
4 +4−0Оё Сарказми08:55:52
03/10/2016
Американцы, как капризные дети, ломают страны как игрушки, а потом вопят, что их ограбили и они на осколках порезались.
Плюс стопиццот, Америка не страна, а бизнес и у неё нет твёрдой позиции - ползёт как амёба (ну ладно, как ребёнок) где вкуснее, "по градиенту мотивации". Поведение США как страны - неразумно.
2 +3−1Иван Петров11:35:54
03/10/2016
1 +4−3Оё Сарказми08:53:18
03/10/2016
Да особой вражды меж суннитами и шиитами при Саддаме не было. Были запрещены два самых одиозных шиитских торжества с самоизбиениями. У Саддама премьер был христианин, министр обороны - курд.А когда пришли американцы, они и создали ИГИЛ для ликвидации шиитов. И 8 лет ИГИЛ воевал исключительно с шиитами и курдами, не затрагивая американский Багдад. Вот когда ИГИЛ переделали в ИГ и набрали наёмников со всего мира - вот тогда контроль США ослаб, но не настолько, чтобы не постовлять оружие и медикаменты ИГ. Другое дело, осчлабив давление на шиитов, США получити под боком уже закалённую армию с налаженным снабжением, которая начала ликвидировать американское влияние в Ираке, что может, после ликвидации ИГ, шиитское освобождение может докатиться до шиитского юга Ирака, до скважин Дж. Буша-мл.
Вот и началась компания "стопМасул".
Саддам сам воевал с Ираном почти постоянно.
2 +2−0Иван Семенов10:04:20
03/10/2016
Там нет страны, нет нации, и национального самосознания. Нет лидеров, идеологии которые бы их объединяли, а наоборот разъединяющие. Получается в одной стране группы чужаков друг с другом борются.
2 +2−0дмитрий зарецкий07:28:50
03/10/2016
1 +2−1Иван Петров02:54:28
03/10/2016
Всё-таки мне кажется, что те кто говорит о том, что США не знают что они делают не правы. Они загодя договорились с Ираном, ранее загодя сделали всё чтобы появился ИГиЛ.
НЕ ВРИ! ПУТИН ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
2 +3−1Иван Петров02:47:11
03/10/2016
0 +2−2хм ...02:02:56
03/10/2016
И что теперь? Местные шииты не справились с выдавливанием суннитов из страны, значит нужно положить их под Иран? Ничему история не учит...
Получается что ИГиЛ это просто очередной этап 40летней войны между Ираном и Ираком. Суннитами и шиитами. На данном этапе Иран победил. Но война продолжается.
1 +1−0хм ...20:20:54
03/10/2016
1 +4−3Оё Сарказми08:53:18
03/10/2016
Да особой вражды меж суннитами и шиитами при Саддаме не было. Были запрещены два самых одиозных шиитских торжества с самоизбиениями. У Саддама премьер был христианин, министр обороны - курд.А когда пришли американцы, они и создали ИГИЛ для ликвидации шиитов. И 8 лет ИГИЛ воевал исключительно с шиитами и курдами, не затрагивая американский Багдад. Вот когда ИГИЛ переделали в ИГ и набрали наёмников со всего мира - вот тогда контроль США ослаб, но не настолько, чтобы не постовлять оружие и медикаменты ИГ. Другое дело, осчлабив давление на шиитов, США получити под боком уже закалённую армию с налаженным снабжением, которая начала ликвидировать американское влияние в Ираке, что может, после ликвидации ИГ, шиитское освобождение может докатиться до шиитского юга Ирака, до скважин Дж. Буша-мл.
Вот и началась компания "стопМасул".
Бред сивой кобылы.
1 +1−0Ruslan Super18:15:31
03/10/2016
Уже вроде на Плутон слетали, искусственные суставы и сердце сделали, с генами что-то мутим, нанотехнологии, автомобильный автопилот, искусственный разум, облачные хранилища замутили, а они всё из средневековья не выйдут, никак не расстанутся со своими ослами...
1 +4−3Оё Сарказми08:53:18
03/10/2016
2 +3−1Иван Петров02:47:11
03/10/2016
Получается что ИГиЛ это просто очередной этап 40летней войны между Ираном и Ираком. Суннитами и шиитами. На данном этапе Иран победил. Но война продолжается.
Да особой вражды меж суннитами и шиитами при Саддаме не было. Были запрещены два самых одиозных шиитских торжества с самоизбиениями. У Саддама премьер был христианин, министр обороны - курд.А когда пришли американцы, они и создали ИГИЛ для ликвидации шиитов. И 8 лет ИГИЛ воевал исключительно с шиитами и курдами, не затрагивая американский Багдад. Вот когда ИГИЛ переделали в ИГ и набрали наёмников со всего мира - вот тогда контроль США ослаб, но не настолько, чтобы не постовлять оружие и медикаменты ИГ. Другое дело, осчлабив давление на шиитов, США получити под боком уже закалённую армию с налаженным снабжением, которая начала ликвидировать американское влияние в Ираке, что может, после ликвидации ИГ, шиитское освобождение может докатиться до шиитского юга Ирака, до скважин Дж. Буша-мл.
Вот и началась компания "стопМасул".
1 +2−1Иван Петров02:54:28
03/10/2016
Всё-таки мне кажется, что те кто говорит о том, что США не знают что они делают не правы. Они загодя договорились с Ираном, ранее загодя сделали всё чтобы появился ИГиЛ.
1 +3−2хм ...02:11:30
03/10/2016
0 +2−2хм ...02:02:56
03/10/2016
И что теперь? Местные шииты не справились с выдавливанием суннитов из страны, значит нужно положить их под Иран? Ничему история не учит...
А почему никого нет? Неужели все российские комментаторы празднуют Рош-ха-Шана?
0 +0−0Konura Psuchy22:25:51
03/10/2016
0 +2−2хм ...02:02:56
03/10/2016
И что теперь? Местные шииты не справились с выдавливанием суннитов из страны, значит нужно положить их под Иран? Ничему история не учит...



















0 +0−0Konura Psuchy22:25:45
03/10/2016



















0 +0−0хм ...20:36:29
03/10/2016
-1 +3−4Bi Bop04:22:56
03/10/2016
Походу США договорились с Ираном обо всём.

Трут что Путин, договорившись с Ираном, похоронил лидерство США на Ближнем Востоке.
А в натуре США договорились c Ираном, чтобы обвалить цены на нефть.
Иран ... США - вот это реально, а не то что Путин с принцем кофе попил.
А в чем смысл? Для того чтобы обвалить цены на нефть, достаточно было снять с Ирана санкции, что и было сделано. Устраивать бурление говн по всему БВ для этого совсем не нужно, наоборот, нестабильность взвинчивает цены и освобождает место для новых игроков. Сильно сомневаюсь, что американцы вообще понимают что тут происходит. Их действия похожи не на программу, а на истерику, что-то ВДРУГ всплывает и они пытаются как-то реагировать, не думая даже на ход вперед. В чем профит для США? Тут сплошные потери. До всех этих рокировок Иран сидел под шконкой, арабами рулили саудиты, а Израиль и Турция держали весь север БВ на коротком поводке и все были подконтрольны США, про Россию никто даже и не вспоминал, а Иран можно было упоминать только в свете очередной истерики. Сегодня у США крайне натянутые отношения со всеми своими союзниками в регионе, повсюду войны, Иран набирает силу и близок к контролю сразу над четырьмя странами: Ирак, Сирия, Йемен и Ливан. Российский контингент стоит в Сирии и сводит возможности маневра коалиции к минимуму и вообще Россия опять в игре. Все эти спекуляции по поводу ватной пропаганды несостоятельны: достаточно вспомнить, хотя бы, сколько раз главы государств американских союзников посещали Россию и о чем-то договаривались/пытались договороиться за последние пару лет и сравнить это с периодом в последние лет 20...
0 +0−0хм ...20:14:51
03/10/2016
2 +3−1Иван Петров02:47:11
03/10/2016
Получается что ИГиЛ это просто очередной этап 40летней войны между Ираном и Ираком. Суннитами и шиитами. На данном этапе Иран победил. Но война продолжается.
Я бы сказал что американцы победили и отдали страну шиитам. Но смысла в этом действе я что-то не нахожу. Мир и стабильность в регион это не принесет, интересы США и их союзников не только не будут защищены, но и пострадают, ресурсы запад тоже не получит... Единственный смысл который я улавливаю, что Обаме нужно было объявить о выводе войск, а "после меня хоть потоп".
0 +0−0Alexander Alex19:04:34
03/10/2016
2 +2−0дмитрий зарецкий07:28:50
03/10/2016
НЕ ВРИ! ПУТИН ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
ПУТИН ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
...ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
...ПЕРЕИГРАЛ!
А во что? И кого?
0 +0−0Dalany Mokus18:41:50
03/10/2016
Если история начинается с откровенной дезинформации - то разумеется нетрудно догадаться что вся тема высосана из пальца (и очень удобна для тех же США). Башир (сам посёлок) был освобождён исключительно шиитско-туркоманскими подразделениями "Хашд аш-Шааби", а Пешмерга взяли только некоторые территории с севера. Соответственно, никто ничего не передавал - посёлок изначально был отбит правительственными силами, чему есть объективные подтверждения. Истории вокруг Фаллуджи нагнетались долгое время с того момента как была начата операция и эвакуация (про страдания при ИГИЛ и почему всё население толпой от них бежит к шиитам не было сказано ни слова), и про страдания местных жителей от шиитов как-то "случайно" быстро забыли как только город был освобождён от ИГИЛ и тема иссякла по той причине, что тысячи жителей вполне целыми и незамученными начали возвращаться в очищенный город с восстановленными ключевыми коммунальными системами.
Про религиозные противоречия тоже совершенно надуманная тема - есть несколько обособленных шиитских формирований, но они никому не докучают - наоборот, жители освобождённых территорий с радостью приветствуют "Хашд аш-Шааби" без различия религиозной принадлежности. В свою очередь, в Хашд много не только чисто суннитских формирований, но и смешанных, где никто не делает различий по религиозному или национальному признаку. И всё это почти ежедневно получает объективные подтверждения с мест, в отличии от различных постановочных сюжетов "Аль-Джазиры" и тому подобных кинокомпаний. Даже когда Иран отправил тысячи иракских шиитов в Сирию, там они тоже продолжали свою деятельность по помощи местному суннитскому населению, вернувшемуся в освобождённые от бандгруппировок территории.
Единственная гражданская война, которая реалистична в Ираке после разгрома ИГИЛ - это потенциальное противоборство с барзанистским режимом Курдистана, который отнял немало территории у правительства, пользуясь его слабостью в первые месяцы экспансии ИГИЛ.
0 +0−0Ruslan Super18:29:12
03/10/2016
2 +2−0дмитрий зарецкий07:28:50
03/10/2016
НЕ ВРИ! ПУТИН ВСЕХ ПЕРЕИГРАЛ!
Переиграл антидопинговый комитет)
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь