«Контрацепция не сокращает рождаемость»

00:05 20/09/2016 Россия
«Контрацепция не сокращает рождаемость»
Насчет эволюции вы не правы. Эволюция, это не про добро и зло. Это просто последовательные изменения в поколениях. Снижение качества спермы, это обычный эволюционный процесс, даже если вам это не нравится. По поводу смертности, а что вы хотите от гуманитариев? Каждый раз когда я вижу врача, который пытается использовать хотя бы арифметический аппарат, я закрываю уши и убегаю. В данном случае этот гуманитарий явно имел в виду 10% смертность. И это тоже очень и очень много.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин пообещал президенту, что в ближайшее годы Россия по рождаемости перегонит европейские страны. По его словам, коэффициент рождаемости в первом полугодии составил примерно 1,83, и есть шанс довести его до 1,9. В Европе эту планку пока удалось преодолеть лишь Франции. Эксперты, однако, скептически оценивают демографические амбиции чиновника. Врачи-гинекологи, собравшиеся в Сочи на ежегодный IX съезд «Репродуктивный потенциал России», прогнозируют снижение рождаемости в ближайшие годы. О том, как меняется репродуктивное поведение россиян, «Ленте.ру» рассказал профессор Виктор Радзинский — заведующий кафедрой акушерства и гинекологии РУДН, вице-президент Российского общества акушеров-гинекологов.

«Лента.ру»: Не разочарует ли современная молодежь министра Топилина? Способны ли они сделать то, что не удалось их родителям?

Виктор Радзинский:Поколенческие исследования не дают повода для оптимизма. Специалисты, например, сравнивали одинаковыми методами 23-летних девушек и их 46-летних матерей. Оказалось, что дочери имеют в два раза больше накопленных болезней, чем их мамы. Казалось бы, к своим годам зрелые дамы вполне могут иметь гипертонию, язву желудка, но — нет. В большинстве своем эти болезни были у молодых. Примерно та же картина и с женскими болезнями.

Плохая экология?

Все вместе. Цивилизация изменила наш образ жизни и поведение. Еще лет сто назад у женщины за всю жизнь было 30-40 менструаций и столько же овуляций — выходов яйцеклетки. Наши с вами прабабушки в 16 лет выходили замуж, беременели, а после родов кормили грудью два года. Потом снова беременели. В среднем было семеро детей. В таком ритме и запрограммирован работать яичник. А каждый месяц выдавать новую яйцеклетку он не приспособлен — отсюда ухудшение женского здоровья во всем мире.

А мужского?

Года три назад в Совете Федерации на парламентских слушаниях был доклад специалистов андрологического центра из Уфы — это одно из ведущих профильных учреждений в стране. Они озвучили страшные цифры. Около пяти процентов мужчин в России вообще не живут половой жизнью. А 25 процентов — четверть! — раз в месяц и реже, раз в пять месяцев. Снизилось и качество спермы. Количество сперматозоидов, которых должно быть 80 миллионов в миллилитре, сейчас составляет 16 миллионов.

Тоже цивилизация виновата?

Конечно — идут эволюционные процессы. Но у нас в моде конспирология. Все объясняют службой в армии, радиоактивными веществами в воздухе, генномодифицированными продуктами. В среднем бесплодие сегодня — примерно у 17 процентов супружеских пар. Высокий показатель. При этом мужской фактор — в 15 процентов случаев. В два раза больше — сочетанные причины, это когда нарушения имеются у обоих партнеров. И это глобальный вопрос — с бездетными супружескими парами. Их нужно обследовать одновременно, а у нас врачи до сих пор привыкли думать, что бесплодие — в основном женское, и могут годами лечить женщину от несуществующих заболеваний.

Ну, а условно здоровые россиянки активно рожают?

В 1991 году в России за всю 300-летнюю историю статистики смертность начала превышать рождаемость. Эта ситуация получила в научных кругах название «русский крест». Сгладить ситуацию удалось в 2015 году. Однако уже в ближайшие годы мы не досчитаемся 35 тысяч человек. Чтобы только сохранить численность населения, в среднем нужно, чтобы в каждой семье рождалось по 2,15 ребенка. А у нас — 1,8. Сейчас эстафета рожениц переходит к девушкам, родившимся в 90-х годах, а тогда детей было очень мало. И скоро мы столкнемся с ситуацией, когда каждая беременность станет сверхценностью для государства.

Дети из пробирки могут нас спасти?

Нет. ЭКО — это очень дорого. В среднем по России — одна попытка больше двух тысяч долларов. Но вы знаете, какая эффективность зачатий в живой природе? Из ста оплодотворенных яйцеклеток до родов доходит 30 процентов. За счет технологий можно получить сегодня не больше 32-42 процентов. Если в рекламе обещают 70-80 процентов — не верьте, безбожно врут.

В 2012 году в российских роддомах начали выхаживать 500-граммовых младенцев. Может, так мы улучшим демографические показатели?

Сложный вопрос. В 2012 году у нас умирало 70 процентов младенцев со сверхнизким весом, а сейчас — 60. Хорошо сработали наши неонатологи, но обязательная реанимация детей от 22 до 23 недель беременности есть только в России и в Турции. В других странах подход индивидуальный, потому что знают, что у детей весом от 500 до 700 граммов результаты будут не очень хорошие. Первыми 30 лет назад начали выхаживать 500-граммовых в Италии. Пять лет назад они первыми начали спрашивать, а нужно ли это делать, потому что такие дети в большинстве своем не приносят радости ни государству, ни обществу, ни семье.

Сколько таких детей имеют шанс не стать инвалидами?

Около 40 процентов.

Может, тогда стоит лучше наблюдать за беременными, чтобы не допускать у них преждевременных родов?

Недоношенные дети — одна из главных проблем, над которой бьются сегодня все мировые светила. Причина преждевременных родов неизвестна. Их количество стабильно уже много лет — около десяти процентов от всех родов. Кто первым узнает, из-за чего запускается этот процесс, получит Нобелевскую премию. Пока не нашли способ это предотвратить, главная рекомендация — доставить роженицу в больницу, чтобы там были все условия для выхаживания такого младенца. Перинатальные центры — это не для беременных, это для спасения новорожденных. Лучшего пока не придумали.

Почему тогда у нас в отдаленных районах закрывают роддома?

Лет двенадцать назад это начали делать на Кубани. Там проанализировали ситуацию: в районных роддомах в среднем принимали до 300 родов в год — даже не каждый день. Что это значит? У врачей нет опыта оказания помощи. В сельских роддомах рожали 20 процентов жительниц, из них многие умирали. В то время на Кубани был губернатором Александр Ткачев. Он дал команду проанализировать, где рожают жены и дочери глав сельских администраций. В своей местной больнице — ни одна, всех везли в Краснодар. Когда губернатору доложили, он в один день закрыл местечковые роддома. Всех рожениц везли в область. Сейчас показатели по материнской и младенческой смертности в Краснодарском крае — одни из самых низких в стране. Но сокращать нужно с умом. В России достаточно мест, куда добраться можно только по воде или по воздуху. Там родильные отделения необходимы, но рожать там должны только здоровые женщины с низким риском осложнений.

Чиновники постоянно предлагают стимулировать рождаемость запретом абортов. Сейчас, после назначения на должность детского омбудсмена жены священника Анны Кузнецовой, эта тема снова стала популярной. Поможет?

Мы, выступая в Госдуме, постоянно убеждаем, что запретительная концепция — малограмотна. У нас с 1936-го по 1955 годы аборты уже были запрещены. Умирали от сепсиса. Беременные, добиваясь выкидыша, вводили себе мыло, лист фикуса, прокалывали плодные пузыри на куче с углем с помощью какой-то бабки... И спрашиваем: вы этого хотите? Между тем у нас хоть медленно, но снижается количество абортов. Сейчас — около 880 тысяч ежегодно, а было когда-то 3,5 миллиона в год. У нас сейчас за две минуты происходят семь родов и только три аборта. Но еще пятнадцать лет назад было наоборот. Но и 800 тысяч — это тоже много. Вся Европа, включая страны бывшего соцлагеря, такие как Болгария и Румыния, делают только 500 тысяч.

Почему же мы впереди Европы всей?

Аборт для многих российских женщин по-прежнему остается чуть ли не единственным средством регулирования рождаемости. Разумной контрацептивной политики у нас нет. В 70-е годы мы удивлялись: приезжают к нам европейские туристки по 70-80 лет, и скачут эти бодрые бабульки по всем объектам старины. А на наших бабушек в этом возрасте посмотрите! Это не потому, что иностранки здоровее русских, а просто потому, что они получали заместительную гормональную терапию во время климакса. И женщины там не делали столько абортов, сколько у нас, потому что пользовались контрацептивами.

Почему у нас многие гинекологи негативно относятся к противозачаточным таблеткам?

В советские годы правительство дотировало всю импортную продукцию, в том числе и лекарства. Поэтому вопрос с закупкой контрацептивов был политическим. Государство тогда отказалось их закупать под предлогом того, что это вредно. И поколению врачей 70-х все это постоянно вдалбливалось в головы, сейчас это невозможно из них выбить. У нас года два назад был симпозиум о причинах гормонофобии. Двухчасовое мероприятие затянулось на пять часов. Среди нас выявились открытые гормонофобы. Были даже профессора, которые кричали, что ни за что, никогда, никому! Одна врач говорила, что это американцы нам всякую гадость посылают. Сегодня многие врачи того, советского, поколения заведуют женскими консультациями и транслируют свои предубеждения в народ. На самом деле любая контрацепция лучше аборта, и она вовсе не уменьшает рождаемость. У нас в Татарстане есть районы, где контрацепция очень распространена. По сравнению с другими поселками и городами рождаемость там даже выше, потому что родителями становятся те, кто действительно этого хочет. И матка у этих женщин не исковеркана многочисленными выскабливаниями.

Но почему женщины выбирают этот болезненный способ, когда есть столько средств избежать травмирующей операции?

Им никто об этой альтернативе не рассказал — в школах же вопросы полового воспитания практически под запретом. Так что есть вероятность, что и современные девочки пойдут по стопам своих мам и бабушек — тоже будут делать аборты и страдать от бесплодия.

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(61):

16 +16−0Розетка ветров00:51:59
20/09/2016
0 +5−5С.В.00:18:53
20/09/2016
Вообще-то "эволюция" - это развитие каких-то качеств. Обратный процесс называется "деградация". Каким образом уважаемый профессор снижение качества спермы отнёс к эволюции - для меня загадка.

И ещё: "В сельских роддомах рожали 20 процентов жительниц, из них примерно половина умирали.". Я, конечно, дико извиняюсь, но пятидесяитипроцентную смертность при родах можно организовать только преднамеренно. При отсутствии какой-либо врачебной помощи и то будет куда как меньше.
Насчет эволюции вы не правы. Эволюция, это не про добро и зло. Это просто последовательные изменения в поколениях. Снижение качества спермы, это обычный эволюционный процесс, даже если вам это не нравится.


По поводу смертности, а что вы хотите от гуманитариев? Каждый раз когда я вижу врача, который пытается использовать хотя бы арифметический аппарат, я закрываю уши и убегаю.
В данном случае этот гуманитарий явно имел в виду 10% смертность. И это тоже очень и очень много.
9 +11−2Владимир Савченко08:19:07
20/09/2016
-7 +1−8Dmitriy Kuznezov01:11:22
20/09/2016
что едим чем дышим о чем говорим вот тебе качество .при капитализме человек вовсе не человек
при капитализме (сша, япония) люди живут намного дольше, чем в бывшем совке.
9 +11−2Jerzy01:39:53
20/09/2016
-7 +1−8Dmitriy Kuznezov01:11:22
20/09/2016
что едим чем дышим о чем говорим вот тебе качество .при капитализме человек вовсе не человек
а при социализме запрещали аборты и рассказывали, что гормоны американцы шлют, насовав туда яд. Чем вы читали?
6 +6−0Petr Petrov01:17:55
20/09/2016
Очень хорошая статья, по делу. Я тоже против того, чтобы зародышей 500 грамовых вытаскивали.
5 +5−0ivan o14:28:28
20/09/2016
-1 +0−1Dd Kk13:39:41
20/09/2016
А зачем они эти дети ,чтобы ишачить там на всяких Прохоровых и Роттенбергов?Глупо это все и вообще технократическая цивилизация ,это путь в никуда.
Нетехнократическая цивилизация - это города без канализаций и больные без антибиотиков? Во времена старой доброй феодальной цивилизации та же детская смертность была на порядок выше.
5 +6−1Валерий Комсков11:50:50
20/09/2016
9 +11−2Владимир Савченко08:19:07
20/09/2016
при капитализме (сша, япония) люди живут намного дольше, чем в бывшем совке.
Сложно сравнивать ни одна страна не пережила того что выпало на долю России XX века. Банально нет контрольный группы - те кто не подорвал здоровье в ВОВ пострадали в 90-е. Ну и капитализм он разный в Гаити вон тоже капитализм.
4 +4−0ivan o14:26:23
20/09/2016
-7 +1−8Dmitriy Kuznezov01:11:22
20/09/2016
что едим чем дышим о чем говорим вот тебе качество .при капитализме человек вовсе не человек
Знаете, радиоактивные озера и снег всех оттенков радуги у разного рода норильсков не при капиталистах появились.
4 +5−1Jerzy10:45:05
20/09/2016
1 +4−3Max G09:51:55
20/09/2016
У меня отцовские инстинкты взыграли уже после 30. И шок был, когда не могли завести ребёнка более 2 лет. Комплексно решали после всего, могу сказать как повысить шансы:
1. Курево и алкоголь - нафиг полностью и мужчинам и женщинам.
2. Сон не менее 7.5 часов. И регулярно, по расписанию.
3. Питание - никаких сухариков, чипсов и прочей подобной хрустящей херни. Мясо отварное вместо колбасы, соки вместо сладкой воды.
4. Стараться не нервничать, попить ромашки или ещё чего - стресс мешает сильно.
5. Проверять гормоны. В нашем случае и этот фактор был.
Время расчитывали, когда максимальная вероятность беременности, чуть-ли не почасам.
Думали об эко. Но всё получилось естественным образом.
Ждём,вот, второго спустя несколько лет.
Да, и никогда не думал, что во мне такие отцовские инстинкты проснутся.
А ещё могу сказать, что многие просто жадничают - они готовы купить новый автомобиль, айфон или ещё что-то для статуса, но неготовы пол года покупать памперсы. Слабость это, эгоизм и жадность. Привет всем от естественного отбора.
Child free - спасибо вам, чуваки, за высвобожденные ресурсы для нашего потомства!
а в чем собственно проблема? Вам не жалко тратить деньги не на себя, а на ребенка - ну тратьте. Почему иной выбор обязательно называть слабостью и безответственностью?

Не все же заводят домашних животных потому, что так надо и это ответственность. "Что ты как безответственный эгоист в 13, заведи собаку и заботься"!

Ресурсы для вашего потомства не занимаются никем, ибо только вы будете обучать ваших детей. Не заработаете на хорошее образование - будет бюджетником или обслугой, никто ему просто так место топ-менеджера не предложит
3 +3−0Parsee Mizuhashi19:32:09
20/09/2016
0 +5−5С.В.00:18:53
20/09/2016
Вообще-то "эволюция" - это развитие каких-то качеств. Обратный процесс называется "деградация". Каким образом уважаемый профессор снижение качества спермы отнёс к эволюции - для меня загадка.

И ещё: "В сельских роддомах рожали 20 процентов жительниц, из них примерно половина умирали.". Я, конечно, дико извиняюсь, но пятидесяитипроцентную смертность при родах можно организовать только преднамеренно. При отсутствии какой-либо врачебной помощи и то будет куда как меньше.
Эволюция это не "развитие каких-то качеств", а адаптация к среде. Он предположил что изменение условий привело к эволюционным изменениям.

По поводу количества спермы: природа не терпит неэффективного расходования ресурсов. Например, люди имеют меньший размер семенников и количество спермы чем другие приматы, так как перешли к моногамии. Эти изменения также могут быть эволюционными.
3 +3−0Розетка ветров18:48:34
20/09/2016
0 +1−1С.В.05:35:18
20/09/2016
Не могу с Вами согласиться.

Про эволюцию - в данном случае чем ниже помянутое качество, тем меньше шансов у индивида передать свой генотип. Т.е. естественный отбор, являющийся механизмом эволюции, как раз должен давать результат, обратный озвученному. Либо в данном случае речь идёт о том, что современная медицина устранила влияние естественного отбора и, следовательно, встала на пути эволюции, либо всё же изменение - фенотипическое.

По второму пункту - я и в смерть каждой десятой роженицы верю как-то слабо. Это уровень средневековья; при наличии дицинона и антибиотиков надо быть непонятно кем, чтобы такого добиться.
Не упрощайте. Если бы эволюция работала только на размножение и выживание, на земле не было бы ничего кроме одноклеточных. Если же брать глобально, то есть четка взаимосвязь между средним возрастом и репродуктивной функцией. Так что чем больше будет средний возраст, тем меньше будет детей. Вечный человек будет гарантированно стерилен.

По второму пункту не забывайте, что на малых величинах статистика часто дает неверные значения. Если в больнице было 10 родов и один ребенок погиб - вот вам и 10%, хотя это вполне мог быть действительно неоперабельный случай.
Кроме того не забывайте, что если все благополучные родители едут в центр, то при таком отборе местная больница превращается в полнейший хоспис, куда попадает только самое дно. Без анализов, без обменной карты, алкоголики, наркоманы и т.п.
3 +3−0С.В.16:05:49
20/09/2016
0 +0−0ivan o14:32:02
20/09/2016
Это все прекрасно, пока не упирается в чисто технические аспекты. Экзамен на "права", что в себя включать должен, как он будет проверяться, как ЕГЭ?
К тому же мы с собственной экономикой толком разобраться не можем (никто не может, независимо от строя и режима), а вы предлагаете чиновникам регулировать репродуктивные права.
Лема ("Футурологический конгресс") читали? Там даже копулятивные талоны были предусмотрены.
3 +3−0Максим Незнайка 7511:44:51
20/09/2016
1 +1−0Irina Moiseeva03:53:50
20/09/2016
"В сельских роддомах рожали 20 процентов жительниц, из них примерно половина умирали."
Это как? На два случая родов один случай смерти роженицы? Автор точно не ошибся нигде?
Вполне возможно что нет. Скорее всего в сельские роддома ехали только уже с осложнениями, отсюда такая высокая смертность. Те кто способны родить без помощи врачей или доехать до областного роддома (80%) - рожают дома или в области.
2 +2−0Nikita norchovic20:57:19
20/09/2016
-4 +2−6Max G09:54:08
20/09/2016
В долгосрочной перспективе посмотрим. 30% страдают от ожирения в Штатах, да и Штаты постоянно живут новыми порциями иммигрантов. А в Японии молодые не спешат размножаться в пинципе, нация стареет.
В России процент людей с ожирением не меньше, но и растёт постоянно. Поэтому не нужно тут орать про жирных американцев, вы выйдите на улицу да посмотрите.
2 +2−0Pavel Khvatkov12:31:42
20/09/2016
0 +5−5С.В.00:18:53
20/09/2016
Вообще-то "эволюция" - это развитие каких-то качеств. Обратный процесс называется "деградация". Каким образом уважаемый профессор снижение качества спермы отнёс к эволюции - для меня загадка.

И ещё: "В сельских роддомах рожали 20 процентов жительниц, из них примерно половина умирали.". Я, конечно, дико извиняюсь, но пятидесяитипроцентную смертность при родах можно организовать только преднамеренно. При отсутствии какой-либо врачебной помощи и то будет куда как меньше.
любое развитие, как по пути усложнения, так и по пути упрощения, является эволюцией. вирусы эволюционировали по принципу регресса, избавлялись от всего лишнего.
хотя эволюция процесс длительный и закрепляемый на генно уровне. врядли снижение сперматозойдов обусловленно генетически. маловато времени прошло для такого эволюционного регресса.
2 +4−2Max G10:38:17
20/09/2016
1 +3−2Унтерватник10:28:49
20/09/2016
Дети потом налоги будут платить - вот это не факт
Будут, даже если просто покупать продукты в магазине - там есть НДС. Не все, но будут. Это неизбежно.
2 +4−2Max G10:24:44
20/09/2016
1 +6−5Унтерватник10:06:42
20/09/2016
Эгоизм - это рожать кучу детей и потом требовать на них каких-то денег. Дети ваши,а деньги чужие.
Дети потом налоги будут платить и всяким нынешним child free на пенсии отчислять - небыло такой мысли?
И я не требую денег. Я работаю как-бы, и жду только от себя.
2 +2−0Максим Смирнов05:10:22
20/09/2016
Журналюги, конечно, умеют придумывать заголовки. :)))
1 +1−0Розетка ветров00:16:10
21/09/2016
0 +1−1Jerzy21:19:09
20/09/2016
потому что это не естественный отбор. Это разум и отказ от размножения.
Естественный отбор - это если размножаться при первой возможности, но все будут бесплодны, или умрут в младенчестве, и тому подобное
Изменение поведенческих инстинктов, это тоже естественный отбор.

Это не выбор человека. Да, каждый конретный индивид может решать сам, но при этом 5-10 процентов выберут хлебную жизнь одиночки или гомосеков, 10-20% решат, что дети это дорого и ненужно, а еще процентов 20-30 отложат решение на 40+, когда возможности уже не те. Так что в среднем, это и есть естественный отбор.
1 +1−0Алиса .23:40:15
20/09/2016
-9 +0−9ruru13:44:08
20/09/2016
Профессор упустил главный момент. Кроме абортов, надо запретить и контрацепцию, в том числе использование и хранение презервативов, реальным сроком заключения в тюрьме.

Я вас уверяю, рождаемость сразу подскочит с 1.8 до 5-7 детей на одну женщину и демографический вопрос будет решён.
При таких условиях давать вам будут только в браке.
1 +1−0Parsee Mizuhashi20:09:58
20/09/2016
1 +2−1Alexsis Romoulis14:02:53
20/09/2016
Надо признать факт - естественного отбора больше нет. Давая жизнь слабым, хилым и больным детям - мы убиваем генофонд. Возможно они потом тоже принесут потомство. И это плохо - все недостатки особи родителя примут и приумножат их дети. Это тупиковая ветвь эволюции, это больное и хилое население. Одна из немногих светлых идей Гитлера - контроль генофонда, запрет на браки и деторождение для умственно больных и отсталых, для лиц с патологиями здоровья - это отличный вариант.

На ютубе немало роликов на тему чайлдфри и овуляшек. Отбросив бред можно услышать и умные вещи. например - сделать рождение ребенка - объектом права. Получил права на рождение ребенка - заводи. Нет? Ну значит ты не знаешь каких то правил, значит у тебя нет ресурсов для этого. Ребенок - это же ответственность. Тут как с автомобилем. мало купить, нужно иметь право им управлять.

А то сейчас "родила - всё, я родитель". Из этой же серии "купила фотоаппарат - теперь я фотограф", "купила пианино - теперь я пианист".

Бывало просматривая ругать в феминистических группах вконтакта я находил мысли из серии "мужики скоро будут не нужны. тупиковая ветвь эволюции. сможем синтезировать семя - всех мужиков в лагеря сразу же". И наоборот "бабы вконец ***! срочно нужно создать инкубатор для создания потомства и всех баб ....(тоже куда нибудь)".

Рождаемость, дети, семья - это уже не социальные и не биологические категории. Сегодня это экономика в чистом виде. Отсюда и все беды.
Естественный отбор замедлился, но исчезнуть он никак не мог. Например, такая его разновидность, как половой отбор. Женщины тщательно выбирают партнёров, и у многих мужчин крайне низкие шансы оставить потомство.

А с вашей евгенестической политикой: будьте готовы к тому, что люди, которых вы объявите унтерменьшами по какому-либо признаку, загрызут вас, так как имеют преимущества где-то ещё, где вы не догадывались. В современном обществе же сохраняется некоторый баланс. Вы не трагаете - вас не трогают.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь