„ | "почему песни, которые слушают таксисты, и их исполнители так убого выглядят на телевизионном экране" - какими есть, такими и выглядят... | “ |
На закате советской империи популярностью пользовался анекдот, согласно которому в энциклопедиях будущего Леонид Ильич Брежнев будет определяться как мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой. Когда я пару лет назад увидел после программы «Время» на Первом канале сольный концерт Елены Ваенги, то, грешным делом, подумал, что одна ведьма сменила другую и в жизни нашей страны наступила новая эпоха.
На телевидении мой прогноз не подтвердился. Слишком сильна инерция советской эстрады, помноженная на расцвет желтой прессы постсоветского периода. А что происходит в жизни?
Сегодня, когда только ленивый не выслуживается причитаниями по поводу исконных российских традиций и ценностей, особо остро встает вопрос о том, что же происходит не в болезненном воображении чиновников и обслуживающих их заблуждения публицистов, нередко выдающих себя за ученых, а в живой культуре?
Сколько раз я слышал за свою долгую жизнь возмущенные требования и начальства, и «деятелей культуры» убрать с экрана Аллу Борисовну. Особенно бурно, как помню, этот вопрос обсуждался не где-нибудь, а в Общественной палате в тот период, когда она царствовала безоговорочно. Сейчас безжалостное время берет свое на радость «борцов за нравственность» и «хороший вкус». Однако прозорливое замечание Бертольта Брехта о том, что безвкусица масс глубже коренится в действительности, чем вкус интеллектуалов, — остается в силе.
С этой точки зрения блатная романтика и советская эстрада — две стороны одной медали. Корни первой уходят в дореволюционный (1917 года) романс, в тюремный и лагерный фольклор, нередко интерпретирующий более ранние периоды отечественной истории в традиции душераздирающей мелодрамы. Особо интересны с этой точки зрения трансформации и переплетения традиций и сюжетов.
Показателен пример песни «Из-за острова на стрежень», которая не случайно считается народной, хотя была написана на слова поэта и этнографа XIX века Дмитрия Садовникова, который основывался на мемуарах голландского путешественника, современника Степана Разина Ян Стрейса. Стенька Разин, судьба которого сделала его родоначальником блатного фольклора, стал героем поэтических произведений Пушкина и Марины Цветаевой, песню на стихи которой по судьбоносной случайности спела молодая Алла Пугачева за кадром бессмертного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», который не удалось убить в сознании народном даже его разоблачительному «Продолжению...». А песня о Стеньке Разине стала основой первого русского игрового фильма «Понизовая вольница». Все пути ведут к экрану…
В раннем детстве в начале 50-х мне посчастливилось услышать шедевр тогда запретной эмигрантской романтики «Чубчик» в каноническом исполнении Петра Лещенко. Однако и эта песня, авторы которой остаются неизвестными, была создана не после, как думают многие, а до 1917 года, хотя она носит все черты и советского блатного фольклора: страсть, преступление (в данном случае — убийство из ревности, которое не случайно первым исчезло в сокращенных вариантах), ссылку в Сибирь. Канонические строки «А я Сибири, Сибири не страшуся, Сибирь ведь тоже русская земля» — яркое свидетельство вполне реального патриотизма отечественной блатной культуры, который нередко пародировался в интеллигентских вариантах, как в строках «Советского завода план».
Тем не менее именно в студенческие годы на утонченно изощренном искусствоведческом отделении исторического факультета МГУ я освоил блатной репертуар, который мы распевали в поездках по памятникам архитектуры тогда еще единой страны. Позже я узнал и их авторов, от Александра Галича (с которым был хорошо знаком) до Юза Алешковского и, конечно, Владимира Высоцкого, неподцензурные песни которого распространялись магнитофонной культурой.
А параллельно существовали песни из кинофильмов не только Исаака Дунаевского или Леонида Утесова, но и того же Высоцкого, не менее бессмертная Александра Пахмутова и однофамилец Петра Лещенко — Лев.
Блатная романтика при этом была жива не только в магнитофонах, но и на экране, откуда заслуженная популярность телесериала «Место встречи изменить нельзя» и 80 миллионов зрителей «Калины красной» (в отличие от более чем скромных результатов не менее талантливых других работ Василия Шукшина). Станислав Говорухин, на мой взгляд, стал государственным деятелем не в последнюю очередь потому, что он через всю свою карьеру пронес знамя блатной романтики, от родной Одессы-мамы и фестиваля «Золотой Дюк» через «Место встречи...» к главной роли мафиозо в фильме-манифесте новой эпохи «Асса», где он столкнулся с кумиром молодежи Виктором Цоем.
Когда пала (а точнее, как выяснилось, на время отступила) цензура и на простор вышла отечественная и зарубежная рок-культура, казалось, что все перемешалось в шоу-бизнесе. Однако коктейль не получился. Эстрада и шоу, с одной стороны, и русский шансон заняли разные ниши.
Меня всегда удивляло, почему песни — которые слушают таксисты и которые люблю не только я — и их исполнители так убого выглядят на телевизионном экране в соответствующих нишевых каналах? Они, в отличие от артистов других жанров, оказываются начисто лишены того обаяния, которое присуще их песням, в том числе и в живом исполнении — ведь именно Стас Михайлов, Александр Новиков или Елена Ваенга способны сегодня собрать аншлаг в Кремлевском дворце съездов (и встретить там или поодаль Станислава Говорухина в новом качестве)!
Разгадку мне подсказала случайность. Совсем недавно, зайдя в гости к 90-летней теще, я буквально наткнулся после все той же программы «Время» на повторный показ прошлогоднего выпуска «Трех аккордов» — как выяснилось, ее любимой передачи. Раньше этот проект, напрямую связанный с интересующей меня темой, как-то ускользнул из сферы моего внимания.
Вот Михаил Бублик поет «Постой, паровоз» — интимную исповедническую песню, обращение сына-уголовника к матери, своеобразный вариант «Плача Ярославны» — наоборот, поет, кривляясь на публику в стандартном окружении шоу Первого канала. Сексуальные проводницы в этом зрелище главные. Публика скандирует «Молодец!», а специфика жанра уничтожена. Шоу оказывается противопоказанным основной функции блатного фольклора.
Следующей выступает Анастасия Спиридонова с песней «Окончен школьный роман…». Она, в отличие от Бублика, чувствует и передает специфику жанра, но и ей мешает окружение, отвлекая внимание от главного — просветленной печали, которая интимна по определению. Лучшее и уникальное в русском шансоне — мелодраматизм — возникает из столкновения «правильного» (каким бы ни было это правило, иными словами — традиционные ценности) общества и индивидуальной судьбы.
А шоу, как и советская эстрада, — это торжество коллективного удовольствия. И то и другое живет и будет жить в отечественной культуре, невзирая на возмущенное требование чиновников, церковных иерархов и «общественности»: «Прекратите это безобразие!»
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +6−1 | Yuri Pugacz | 09:04:25 14/09/2016 |
"почему песни, которые слушают таксисты, и их исполнители так убого выглядят на телевизионном экране" - какими есть, такими и выглядят... |
3 +4−1 | Сергей Фокин | 11:02:49 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Прежде чем так говорить, надо знать хотя бы какую-то историю. ))) |
2 +2−0 | znanie2016 znanie | 18:15:23 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Глупость - это Вы. |
2 +2−0 | Yuri Pugacz | 15:34:20 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
"Зыкина была эпохой Русской народной песни" - может быть... Но до чего унылой была эта эпоха... |
2 +2−0 | Denis Chernov | 12:05:21 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Браво! В точку! |
2 +4−2 | no name | 10:26:44 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Не надо переписывать историю. и подгонять ее под политические дрязги. |
1 +1−0 | Denis Chernov | 12:13:18 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Глубоко. Респект. |
0 +0−0 | Yuri Pugacz | 09:50:50 15/09/2016 | ||||||
| ||||||||
"Кто платит, тот и заказывает музыку"(С) Иными словами, чтобы перестать возмущаться уровнем нынешней российской музыки, нужно лишь посмотреть на уровень нынешней российской элиты... |
0 +0−0 | Саша Аркадьев | 07:17:23 15/09/2016 |
Какая-то слишком прихотливая логика у доктора искусствоведения, мне не понять: из того, что первая песня про Стеньку Разина «Из-за острова на стрежень» - блатная романтика, а Марина Цветаева когда-то интересовалась Разиным, следует, что песни в «Иронии судьбы» (а следовательно, и вообще вся советская эстрада) тоже блатная романтика. |
0 +0−0 | Михаил Коровьев | 03:44:33 15/09/2016 | ||||||
| ||||||||
А вот в США в тюрьмах сидит народа существенно больше чет в России. Но никакого шансона там нет... Как думаете - почему? |
0 +0−0 | Михаил Коровьев | 03:41:42 15/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Зато теперь - одно веселье! ? Пир во время чумы! ♌ |
0 +0−0 | Михаил Коровьев | 03:38:37 15/09/2016 | ||||||
| ||||||||
А ещё лучше не признаваить взятку взяткой без расписки в её получении! ? |
0 +0−0 | Сергей Фокин | 19:03:00 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
И в чем у вас правда? Вы знаете, что они были агентами ЦРУ? Отлично! Приведите пожалуйста ссылки на ДОКУМЕНТЫ. |
0 +0−0 | Yuri Pugacz | 14:08:02 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Выглядят такими, какими есть :) |
0 +0−0 | Michael Sadovsky | 13:35:11 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Тоже верно. Но хронологически первым всё же про Сахарова и Солженицына. Просто они раньше начали... :) |
0 +0−0 | Ja naturlich | 13:02:14 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Не "какими есть, такими и выглядят", а "какие есть, такими и выглядят". |
0 +0−0 | Ja naturlich | 13:01:23 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Вообще-то в ходу были оба варианта - в зависимости от обстановки и тематики разговора... |
0 +1−1 | Michael Sadovsky | 12:15:46 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Да, считаю анализ товарища Фокина куда более содержательным и глубоким. А г-н Разлогов написал по большей части благоглупости. |
0 +1−1 | Michael Sadovsky | 12:13:54 14/09/2016 | ||||||
| ||||||||
Вот чего точно не надо -- не надо писать идиотических глупостей. |
0 +1−1 | Сергей Фокин | 10:59:37 14/09/2016 |
Автор как бы отчасти прав. Но раз он учился на истфаке, то даже ему искусствоведу, да еще в советское время вбивали в голову, что первопричиной всего является социально-экономическая ситуация. Почему народ любит блатняк? - Да по той же причине, что не забываем мы поговорку "от сумы и тюрьмы..." У нас что в XVII веке, что тем более в ХХ, да и теперь громаднейшие массы людей проходят через места не столь отдаленные. Вот и приобщаются они к зэковской культуре. А те, кто умен и просвещен, потом начинают внедрять в массы эту культуру. Посложнее вопрос с попсой. Но тут уместно вспомнить 90-ые. Тогда рок-музыка лилась из любого радио. В хит-парадах наравне с Мадонной и какой-нибудь Валерией конкурировали Металлика, ДДТ, Наутилус и уже погибшие Цой и Кобэйн. Все это слушали и воспринимали не только молодежь. Потому что, как и на зоне – если изо дня в день будут крутить одно и тоже, то постепенно сформируется интерес и даже в однообразии. Однако такая музыка кроме более сложного восприятия, еще и требует высокий профессионализм от исполнителей, и ко всему прочему, часто заставляет задуматься о делах насущных, а не страдать о Зойке или Светке Соколовой. Поэтому с конца 90-ых «альтернативную» музыку стали убирать, не выдерживающие конкуренцию и теряющие доходы мэтры советской эстрады и сама власть. |