«После ГКЧП произошла страшная вещь»

12:10 19/08/2016 Россия
Руслан Хасбулатов
Руслан Хасбулатов
самомнение конечно у него зашкаливает - я спас, я управлял, а я..., а у меня.. а я вам всем сейчас п***ды дам!

В конце августа 1991 года группа государственных и должностных лиц советского правительства объявила о создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) и попыталась захватить власть в СССР. В Москву были введены танки, но ни единого выстрела не прозвучало. «Лента.ру» публикует отрывки из интервью с бывшим председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым о событиях того времени.

О подготовке мятежа было много слухов, и в прессе писали об этом, а «советник» Горбачева, некий Мигранян, даже обосновывал необходимость «просвещенной диктатуры». Накаркал. Я на эту тему давал интервью телевизионщикам, где отрицал возможность такого сценария, полагал, что обстановка в СССР не дает предпосылок для заговоров и переворотов. Исходил из того, что демократический процесс в стране далеко зашел, и общество не потерпит путчистов.

Перед путчем

Введение ГКЧП было для меня большой неожиданностью. За несколько дней до этого я был в Сочи, помогал местным властям справиться с последствиями стихийного события — шторма, и даже звонил министру обороны Язову, просил тяжелую технику для восстановления какого-то трубопровода у кавказского хребта. Он сказал «Конечно, немедленно поможем» и помощь оказал. Вернувшись в Москву, за день до ГКЧП, я встретил, уже ночью, Ельцина — он прилетел в Москву из Казахстана, где вел какие-то переговоры с Назарбаевым. Я его, как обычно, встретил в аэропорту, проводил домой — мы жили по соседству.

На 20 августа было запланировано подписание нового союзного договора, и мы с Ельциным обговорили некоторые вопросы. В частности, что в договоре Горбачева некоторые статьи мы, российская делегация, подписывать не будем, так как юристы Горбачева в этом договоре приравняли республики Российской Федерации к союзным республикам. С этим я категорически не был согласен и разъяснил это Ельцину. Кстати, когда этот вопрос стали обсуждать в Новоогарево, я перестал даже посещать эти заседания — в знак протеста.

Следом за союзными республиками были бы объявлены Татарская, Башкирская, Осетинская, Чеченская, Дагестанская и так далее. Все они становились бы равными с Казахстаном, Белоруссией, Украиной. Обговорили это с Ельциным и разошлись.

«Лебединое озеро»

В 7 утра я встал, как всегда, бодрый. Звонит жена из московской квартиры и сообщает, что в стране переворот, просит включить ТВ. Включил телевизор, а там и правда «Лебединое озеро», потом показали Янаева и других.

Позже я узнал, что фактическим организатором путча был Крючков — глава КГБ. Я немедленно побежал к Ельциным. Там у порога стоит хмурый Коржаков. Увидел Наину Иосифовну, вбежал на второй этаж. Ельцин сидел на кровати, неопрятный и подавленный. Увидел меня, говорит: «Обыграл нас Крючков. Все, через час нас с вами возьмут».

Я ему отвечаю: «Как так возьмут? Соберитесь, приведите себя в порядок, мы что, с вами в бирюльки играем? Давайте, звоните в Алма-Ату Назарбаеву, в Киев Кравчуку, заручимся поддержкой». Спрашиваю его: «Кого из военных вы знаете? Через 15 минут будьте в порядке, я созову всех наших руководителей. Надо драться, а не сдаваться!»

Ни свет, ни связь не отключили. Я полагаю, что они хорошо в КГБ знали психологию Ельцина и полагали, что он сдастся. И он уже фактически сдался, когда я его увидел. Так что они его «просчитали». У них был план вывезти нас на одну из подмосковных дач, чтобы он (Ельцин) там сложил с себя все полномочия и вернулся в Свердловск. Это был предельно мирный сценарий. Крючков мне потом несколько раз говорил: «Я твой фактор не учел, мы из-за тебя проиграли, а все лавры достались Ельцину».

Я написал воззвание к народу, после которого начали собираться защитники Белого дома. У Ельцина собрались Силаев, Руцкой, Шахрай, Полторанин, Бурбулис. Я дал ручку Полторанину, он у нас главный был журналист, а у него руки дрожат. Я рассердился, со злостью забрал у него ручку и сам стал писать. С этого началось противостояние путчистам. Москвичи нас поддержали.

Несостоявшийся побег

Ельцин боялся ареста (ну а кто не боится?) Помню: ночь, моросит дождь, в Дом Советов пришли мокрые Гавриил Попов, Юрий Лужков с молодой женой — они тоже боялись, что их арестуют. Я их отправил греться, и тут вбегает в кабинет Коржаков и дурным голосом кричит: «Руслан Имранович, срочно к президенту!» Спускаемся на лифте, внизу, в гараже, стоит Ельцин, его помощники, охрана и большая машина «Зил 114». Ельцин сразу ко мне: «Через полчаса будет штурм, нам надо спасти себя, едем в посольство США, через два дня после большого шума в мире мы вернемся».

Я даже не стал размышлять, говорю: «Вы правы, правильное решение, вы президент, вы у нас один, вас надо спасать, а у меня здесь 500 депутатов». С этими словами развернулся и пошел к лифту. Иду к себе и думаю: «Что же теперь будет... Президент сбежал...» И когда я шел по коридору, мне подвернулись военные. Подбежал генерал Кобец и говорит: «Вот тут генерал Лебедь, он хочет нам что-то подсказать, помочь...»

Я был в ярости, не знал, на ком ее сорвать, а здесь — подходящий случай. Говорю: «Если вы хотите помочь, то зачем вы подогнали сюда танки?» Лебедь мне говорит: «Если будет надо, за пять минут ваш Белый дом возьму». На что я ему отвечаю: «Через пять минут никак не возьмешь! Генерал Кобец, арестуйте этого путчиста и бросьте в подвал! Через два дня разобьем мятежников, а он пойдет под трибунал».

Кобец открыл рот, а Лебедь замолчал и встал по стойке смирно. Вот тут я наконец успокоился и прошел в свой кабинет. Зло выплеснул, велел никого не пускать, не знал, что делать, была какая-то опустошенность, даже мысли какие-то ленивые. Думал, что как только Ельцин сбежит, американцы тут же всем сообщат о нашем поражении. Сидел, размышлял, прошло минут 20-30, как мне кажется. И тут раздается телефонный звонок от Ельцина: «Руслан Имранович, вы так решительно отказались эвакуироваться, что я решил воевать вместе с вами. Будем вместе до конца». Он ушел в подвал, а я остался командовать, разумеется.

Как я потом узнал от первого замминистра обороны СССР Владислава Ачалова, план побега Ельцина в посольство США был игрой Крючкова. Через свою агентуру в посольстве он запустил информацию, что назначено время штурма, при котором должны убить Ельцина. Это была дезинформация, но ее «проглотили» американцы и рекомендовали Ельцину «эвакуироваться» в посольство США.

Крючков все время сидел на телефоне, рассказывал Ачалов, ждал бегства Ельцина, а потом, когда ему сообщили, что Хасбулатов отказался бежать, а Ельцин следом за ним передумал, Крючков швырнул трубку, схватился за голову и воскликнул: «Хасбулатов выиграл у меня».

Горбачева в Форосе полуарестовали — в мягкой форме. Указа или разрешения на переворот он им не дал. Делегацию, которая к нему прибыла с приказом о введении ГКЧП, Горбачев обматерил, подписывать отказался. В запале сказал — мол, делайте, что хотите, но подписывать не буду. Они этой фразой и воспользовались. Сговора у него с ними не было. Конечно, ему надо было сесть в их самолет и вернуться в Москву, в Кремль, и потребовать объяснений: что вы тут устраиваете? Он же их всех хорошо знал. Так что говорить однозначно, что Горбачев все знал, все одобрил, неверно. Другое дело — он не попытался жестко пресечь любые «инициативы» в этом направлении.

Почему путч не удался

ГКЧП посыпался не из-за трусости. Генерал Ачалов и маршал Язов знали цену жизни, оба были в Афганистане, Закавказье. Язов еще был ветераном Великой Отечественной войны. И Язов, и Ачалов не особенно полагались на генерала Грачева, поэтому Ачалов сам обходил позиции у Дома Советов. Грачев и Лебедь, кстати, готовы были расстрелять демонстрантов, если бы дали приказ, это потом они рядились в спасителей.

Ачалов же после обхода сообщил Язову, что собралось много народу и может быть кровопролитие: «Стоит ли штурмовать Дом Советов?» Язов тут же сказал: «Нет, не стоит. Из-за этой шайки мы с тобой честью советских офицеров рисковать не будем». Должен сказать, высочайшую порядочность, честь, служение народу в эти дни проявил генерал Владислав Ачалов. Это был очень авторитетный генерал ВДВ, с ним считались в армии, ему доверяли.

Я думаю, КГБ мог меня арестовать, но они не верили, что я буду так решительно действовать. Они знали хорошо Ельцина и тех, кто его окружает, его похождения, падения в реку, свердловские эпизоды, когда он потом извинялся, каялся, плакался. Они не рассчитывали, что так много выйдет людей на защиту Дома Советов. И просчитались со мной — как и в 1993 году. Для меня понятие чести очень важно, я же не мог уйти с линии борьбы, чтобы смеялись надо мною потом. Как с таким жить дальше?

И депутаты, как «левые» так и «правые», все они отбросили свои противоречия и проявили героизм, надо отдать им должное. А КГБ побаивалось военных: как мне рассказывал Ачалов, когда Крючков начал повышать голос, Язов отвел Ачалова в сторону и приказал ему быть готовым, чтобы арестовать Крючкова и его генералов. Крючковцы все подслушали и поняли, что если будут действовать против народа, то армия их не поддержит и сомнет.

Пресса пишет, что в ГКЧП были малодушные, трусливые деятели, а Ельцин показал себя «решительным». Но это не так. В ГКЧП были достойные люди, они совершили ошибку, но не стали проливать кровь. Это надо признать. А трусом всегда был Ельцин — и в августе 1991-го, и позже, а в 1993-м показал себя бандитом. Путчисты в августе 1991 года рисковали карьерой и жизнями, но не допустили кровопролития.

После путча

Настоящий переворот произошел в Беловежье. Только в истории удачные перевороты переворотами не называют. Я иногда размышляю над прошлым и считаю своей большой ошибкой, что не пошел тогда (после Беловежья) к Горбачеву и не предложил подписать указ, назначающий меня премьером СССР, — возможно, тогда удалось бы сохранить Союз. Но что поделаешь, история нас опережает!

Я не пошел на этот шаг, наверное, потому, что воспитание у меня такое. Не предложил я эту спасительную идею. Эта идея витала в наших парламентских кругах.

После ГКЧП произошла страшная вещь. Союз предельно ослабел, он балансировал на границе существования. Горбачев фактически стал заложником Ельцина. Он приказал распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР; арестовали Лукьянова. А в наших российско-советских условиях, если главы нет, то считай и власти нет, ни союзного правительства, ни чего-то другого. В Российской Федерации тогда тоже не было правительства! Ельцин еще перед путчем разогнал правительство Силаева. Огромная страна никем не управлялась!

Тогда я явочным порядком созвал Президиум Верховного Совета, и мы работали круглые сутки, фактически управляли страной и даже делами СССР, областями и республиками. Все тогда знали, что «Хасбулатов на месте» — он решает вопросы. Это не позволило России распасться, хотя данные процессы распада стали бурно развиваться. В этот период я неоднократно ставил перед Ельциным вопрос: давайте скорее создадим правительство!

Кстати, у него самого были неплохие идеи пригласить в правительство известного офтальмолога, академика Святослава Федорова, затем — академика Юрия Рыжова, потом — Юрия Скокова. Но все это оказалось жалкой игрой. Он предложил в правительство никому не известных людей, какого-то Гайдара, Бурбулиса и еще кого-то, имена которых не хочу называть в силу их ничтожности.

Алексей Сочнев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(327):

1 234 ... +1
25 +29−4Сувлехим Такац13:27:12
19/08/2016
6 +7−1Сувлехим Такац13:22:21
19/08/2016
«После ГКЧП произошла страшная вещь - меня посадили в тюрму»
Руслан Хасбулатов о путче
самомнение конечно у него зашкаливает - я спас, я управлял, а я..., а у меня.. а я вам всем сейчас п***ды дам!
24 +30−6Александр Т12:32:39
19/08/2016
это ж надо было суметь без войны страну угробить!
24 +34−10knighrocker2112:20:11
19/08/2016
нашли кого публиковать, это ничтожество и убожество)))
21 +34−13Иосиф Сталин12:30:10
19/08/2016
Нужно был валить всех демонстрантов на месте тварей.А Борьку алкоголика вместе с его шушарой посадить на кол и плешивого туда же.Надеюсь Борька алкоголик в аду горит от проклятия народа.И чтоб горбатоплешивый тоже сдыхал в муках.
18 +26−8Doom Day13:23:20
19/08/2016
2 +2−0Doom Day13:21:01
19/08/2016
В Москву были введены танки, но ни единого выстрела не прозвучало.


Что серьезно?
Кончина СССР и новая эпоха во главе с Ельциным, навсегда останутся чёрными постыдными страницами в истории страны и людей.
15 +21−6Tam M12:36:23
19/08/2016
отсиделся в подвале пока за него всю грязную работу делали, а потом вылез с флагом России и начал гундеть - мои россияне!! Гнида это, а не президент..почти десять лет терпели это дерьмо, да еще и Ельцин-центр построили в его честь, где сейчас антироссийские субъекты собираются и гадят на историю страны
14 +17−3Wesley Stark13:19:01
19/08/2016
24 +30−6Александр Т12:32:39
19/08/2016
это ж надо было суметь без войны страну угробить!
Спасибо Путину...Он мастерски это делает...А на что ещё КГБисты способны? Только уничтожать всё живое...Но без войны,- это неправильно сказано...А война в Чечне,а в Грузии,в Украине...Теперь вот и в Сирию ввлез...Именно гонка вооружений и разваливает страну!...
13 +20−7Профессиональный Патриот12:58:50
19/08/2016
3 +5−2Елена Мальцева12:22:48
19/08/2016
Если бы он знал правду???
Кстати, почему нельзя было Хасбулатова назначит главой Чечни? Это редкий экземпляр образованного чечена! И авторитетом бы пользовался у населения на почве национальной принадлежности и более грамотно бы расходовал субсидирование региона, уж точно лучше гопника Кадырова. Ну как лучше... для пользы дела, но не для Путина в плане лояльности.
12 +15−3Алекс Ленский15:13:25
19/08/2016
-2 +16−18Wesley Stark13:16:55
19/08/2016
Повторюсь: Бить надо было вот таких ублюдков...Вы,твари,сами не просыхаете,для страны ничего не сделали и никогда не сделаете...Только и способны из знакомых букв всякую грязь лить на тех,кто пытался вывести страну из коммунистического тупика...
"вывести стирану из коммунистического тупика"... в нынешний сортир?
Половину отраслей производства развалили, в остальных - не догнали РСФСР ни по качеству, ни по количеству, превратились в страну - бензоколонку развитых государств. В благополучные годы высоких цен на советскую нефть только и "свершили", что воры- "бизнес" вывели триллионы долларов из страны за границу на виллы в лондонах.
Да еще пере.рались теперь со всем миром.
12 +16−4Овощ Бабруйский14:24:51
19/08/2016
-12 +10−22Wesley Stark13:22:15
19/08/2016
В самую точку!!!.Благодарите Ленина-Сталина за уничтожение страны...За уничтожение крестьянства как класса,за уничтожение интеллигенции,за спаивание рабочего класса,за развитие бюрократии и коррупции...Как же быстро все всё забывают! А ведь об этом всём говорили в школе и на уроках истории,и на уроках литературы...Только почему-то восторгались всем этим...Как будто уничтожение крестьянства как класса вело к сытой жизни,уничтожение интеллигенции - к прогрессу...Полстаны превратили в барыг-тюремщиков и радовались!
Слушай ты, звиздаболушка, а ничего, что Российская империя развалилась еще весной 1917, когда большевики в России о власти и не мечтали?!
А ничего, что, в частности, Деникин признавал, что именно Ленину и Сталину удалось сделать то, чего не удалось белым - воссоздать Россию?
Ничего, что "процветавшая" РИ голодала шесть раз только за первые 15 лет 20 века, а "уничтоженное" Советами крестьянство уже к концу первой пятилетки стало производить столько хлеба, что голод в СССР стал считаться бедствием, а не обыденностью, а после голода 32-го единственным голодным годом стал послевоенный 46-й?
12 +15−3Иосиф Сталин12:38:52
19/08/2016
-11 +10−21Эдуард Суровый12:33:50
19/08/2016
В 1917 угробили.
Так ее сейчас ворачиваю что было до 17г.Есть царь,князья, графы,барины, и есть холопы.
12 +13−1Max Merlin12:36:59
19/08/2016
Хаха, статья Хасбулатова, прям супергероем себя тут выставил .
11 +16−5Королевский Трололо13:07:06
19/08/2016
-10 +6−16Королевский Трололо13:02:47
19/08/2016
Надо было сразу валить подпиндосников.
кстати, через год сограждане не постремались белый дом расстрелять, гуманность испарилась, горите в аду палачи.
11 +19−8Сергей Макеев12:34:34
19/08/2016
21 +34−13Иосиф Сталин12:30:10
19/08/2016
Нужно был валить всех демонстрантов на месте тварей.А Борьку алкоголика вместе с его шушарой посадить на кол и плешивого туда же.Надеюсь Борька алкоголик в аду горит от проклятия народа.И чтоб горбатоплешивый тоже сдыхал в муках.
Столько сколько перебили людей, после падения СССР. Хватило бы не на одну Москву. Бить надо было пъянь московскую.
10 +11−1Сергей Ъ13:45:03
19/08/2016
-4 +3−7_ ,13:14:46
19/08/2016
Обрусевших у нас не уважают, уж извините. Тем более никакой роли, никакого влияния на чеченцев он не имел и не имеет, проше говоря для чеченцев он чужой.
Дело тут не в обрусевших. Гопника Рамзана в трениках уважать тоже особо не за что было.
9 +9−0Александр Астафьев13:42:21
19/08/2016
В регионах в это время слушали радио и удивлялись, откуда в совке столько идиотов и как они все оказались в Москве.
8 +9−11234567 123456717:06:43
19/08/2016
-1 +4−5Max Melkov15:54:12
19/08/2016
да не в тупике дело
ведь вся страна на впк работала
ну просто вспомнить, что жрали, ну просто стыдно
может кто-то нормально себя чувствовал, я - нет
А сейчас пальмовое масло под видом сливочного и колбасу из опилок с соей жрать не стыдно? Причем "государство", а точнее Путинская мафия от этих проблем самоустранилась.
8 +9−1Алекс Ленский15:18:39
19/08/2016
-11 +10−21Эдуард Суровый12:33:50
19/08/2016
В 1917 угробили.
После 1917 твоих родителей, как и десятки миллионов, научили грамоте, научили подтираться не пальцем, а бумагой, обули-одели, приучили каждый день есть мясо. А веками отсталую страну превратили во 2 экономику мира.
Ну, а вы повели себя как те свиньи, которых за стол посадили.
7 +10−3Daritai18:24:25
19/08/2016
25 +29−4Сувлехим Такац13:27:12
19/08/2016
самомнение конечно у него зашкаливает - я спас, я управлял, а я..., а у меня.. а я вам всем сейчас п***ды дам!
обычные чеченские понты
вытащить чеченца из аула можно,
но аул из чечена не выковыряешь никогда
7 +8−1Антон Смирнов14:03:28
19/08/2016
"Ельцин сразу ко мне: «Через полчаса будет штурм, нам надо спасти себя, едем в посольство США, через два дня после большого шума в мире мы вернемся" - это все, что нужно знать про Ельцина и всех тех, кто пришел к власти в России после августа 1991 года.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь