Родину любить — не березки целовать

00:07 15/08/2016 Россия
Родину любить — не березки целовать

После того как президент Владимир Путин объявил патриотизм национальной идеей, регионы и ведомства начали соревноваться друг с другом в умении правильно любить Родину. Практически во всех летних лагерях страны, включая легендарный «Артек», были организованы патриотические смены. Недавно в Калининграде на Всероссийском форуме обсудили структуру создаваемого Российского движения школьников. Решено, что в региональные рабочие группы войдут представители силовых ведомств. О том, насколько действенны такие технологии и как юное поколение относится к патриотизму, «Ленте.ру» рассказала профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, директор Центра молодежных исследований Елена Омельченко.

«Лента.ру»: Какой он, наш патриотизм?

Омельченко: Мы уже более десяти лет занимаемся исследованиями патриотизма. Совсем недавно патриотизм многие понимали как любовь к малой родине, но сегодня «березки» уходят на второй план. Патриотическое воспитание в контексте государственной политики все больше приобретает милитаристские оттенки — когда патриотизм конструируется не только и не столько как личное чувство, а как долг, обязанность. Иначе говоря, истинный патриот должен быть готов в случае необходимости бороться с врагами и защищать Отечество с оружием в руках.

В какой момент любовь к березкам и родному пепелищу стала трансформироваться в милитаризм?

В определенной степени милитаризм — вернее, его версии — в школьных программах патриотического воспитания присутствовали всегда, но ненавязчиво. Наиболее четко это стало проявляться в последние три года — в связи с украинскими событиями и Крымом. Нужна была массовая поддержка этих задач, идеологическая подушка. И тогда это сработало. Но в последнее время в молодежной среде несколько изменилось отношение к ура-патриотизму.

В чем это выражается?

Появилось определенное разочарование. Раскол, который произошел во многих молодежных группах и в семьях у молодых людей, после Крыма никуда не ушел. Не то чтобы он усилился, но происходит какое-то дробление в самых разных молодежных средах и компаниях. То есть абсолютного, единого патриотического порыва не существует.

Но последние соцопросы говорят нам, что патриотизма с каждым днем становится все больше.

Это миф. Соцопросы об усилении патриотизма подвергаются серьезной профессиональной критике. Я как социолог могу сказать, что ответ зависит от того, в какой форме задается вопрос. От конкретной ситуации, от политической атмосферы. Обычное анкетирование просто фиксирует внешние проявления, некие сиюминутные реакции респондентов, а не копает глубоко. Люди часто хотят присоединиться к большинству, чтобы не выглядеть маргиналами. Но если более серьезно исследовать проблему патриотизма — видно, что среди молодежи существуют самые разные мнения.

Молодежь не готова взять в руки ружье, если понадобится?

Мы не можем говорить про всю молодежь. Это не монолит. С одной стороны, мы видим в обществе рост энтузиазма в отношении воинской службы. Часто это используется в репортажах полупропагандистского характера. Но рост популярности службы в армии или в силовых структурах может быть связан с разными вещами: сложностями на рынке труда, доступностью образования, с местом жительства человека. Взгляды тех, кто живет в глубинке, могут значительно отличаться от мнений жителей крупных городов. Но если мы возьмем средний класс или студенчество, то увидим, что там идеи жертвенности непопулярны. Особенно в столицах — в Москве и в Санкт-Петербурге. Молодежь там тоже говорит о необходимости воевать и сражаться за родину, но это скорее слоганы, риторические ходы, за которыми не всегда стоит реальная готовность.

Значит, государство ошибочно делает ставку на военный патриотизм?

Нет. Это продуманная политика, и в определенных кругах она имеет успех. Но, на мой взгляд, патриотизм милитаристского типа не может стать национальной идеей. Он просто не соберет под своими лозунгами большинство.

А кого соберет?

Наверное, молодежь с недостаточным уровнем образования, а также социальные слои, в той или иной степени лишенные возможности получить иной статус в бизнесе, образовании, культурном пространстве. Для них демонстрация подобного патриотизма — своего рода социальный лифт.

Допустим, для государства патриотизм — это готовность отдать жизнь за родину. Но как большинство граждан понимают это слово?

Можно говорить о достаточно широком распространении патриотизма имперского толка: гордость за свою страну, ее размеры, природные богатства, за историю. Но это не просто радость, что ты здесь живешь, а ощущение, что у тебя есть некие преимущества — особенно перед маленькими, «молодыми» государствами.

Если люди гордятся страной — значит, они всем довольны?

Не обязательно. Человек может испытывать патриотическую гордость за Россию, обучаясь в Оксфордском университете. В начале 2000-х годов мы проводили исследование о том, как наша молодежь относится к Западу. По итогам у нас тогда вышла книга об обиженном патриотизме.

Что это значит?

Это когда крайне важно несмотря ни на что защищать образ своей родины. Многие тогда получили возможность поехать за границу, во всех компаниях появились те, кто был там — как турист или на учебе. Открылся мощный поток информации, в том числе американское кино, телепроекты, как, например, MTV и телемосты, начали открываться интернет-кафе и т.д. И транслируемая картина сильно била по самовосприятию, самоуважению молодых россиян. Выстроилась целая защитная схема: тут у нас, конечно, не очень, зато у нас самое лучшее образование, зато мы умеем правильно отдыхать, зато русские душевные и гостеприимные, зато мы улыбаемся искренне, а не фальшивим, как американцы. И этот обиженный патриотизм никак не мешал выбирать западные культурные продукты — американское кино, английскую рок-музыку, скандинавский «металл» и т.д.

Сейчас активно пропагандируется негативное отношение к Западу. В молодежной среде это дает свои плоды?

Это тоже непростой вопрос. В отношении к Европе, Америке проявляется определенная двойственность. Для многих молодых как бы существуют два параллельных мира. Они могут испытывать определенные негативные чувства, например, к Америке, и в то же время с удовольствием смотреть американские фильмы. Могут критиковать Англию, но усердно учить английский, чтобы читать и смотреть сериалы в оригинале, с удовольствием и с интересом общаться с американскими друзьями. Мечтают уехать учиться за границу, работать там. Но здесь, конечно, большую роль играет география — у провинциальной молодежи антизападный настрой сильнее.

То есть критика Запада и его ценностей для многих — просто игра?

Конечно. Это очень интересный процесс. Мы пытаемся следить за тем, как молодые люди совмещают в себе противоположные по смыслу и ценностям понятия. Часто сталкиваемся с тем, что у молодого человека, настроенного ксенофобски, есть близкий друг, например, из Армении. Или демонстрируемая гомофобия не мешает кому-то чувствовать себя комфортно в обществе представителей сексуальных меньшинств. Близкий мир человека и мифический медийный существуют параллельно.

Это двоемыслие похоже на то, что наблюдалось в советское время?

В советское время двоемыслие было укоренено в нескольких поколениях. Советский человек понимал, что существуют два мира — со своими словами, ритуалами, правилами. И люди искренне верили и в тот, и в другой мир, существовали в них относительно комфортно. Человек мог на комсомольском собрании от всей души кого-то критиковать за аморальное поведение, а после идти к любовнице. И эти параллельные пространства не соприкасались. Сегодня эти миры только формируются. Современный двойной мир — это скорее демонстрация лояльности. Риторика, не всегда подкрепляемая конкретными действиями.

Ассоциирует ли молодежь патриотизм, любовь к родине с государственной политикой?

Нет. Очень часто нам отвечали в интервью: «Я люблю Россию, но ненавижу государство». Здесь срабатывает низкий уровень доверия (кстати, не только среди молодежи) к государственным институтам. Однако вне конкуренции по-прежнему остается доверие к президенту Путину, это отдельный феномен.

Зачем государству такой патриотизм?

В любом государстве развитие патриотических программ — важная составляющая формирования национальной идентичности. Поддержка патриотических чувств важна для сохранения государственного суверенитета, целостности, сохранности государственных границ. Как говорил один французский социальный ученый, патриотизм нужен был для того, чтобы из крестьян сделать французов. Другое дело — какие при этом используются приемы. С патриотизмом в рамках молодежной политики нужно обращаться очень аккуратно. Преувеличенная имперская гордость формирует высокий уровень ксенофобии. Но люди все равно будут активно перемещаться по миру, это современные реалии. Поэтому конфронтация межэтнических отношений не только нежелательна, но и крайне опасна. Когда патриотизм превращается почти в религию и не дополнен критическим отношением к прошлому, в том числе к войне, это чревато.

По-другому не умеют...

Мне кажется, у нас сейчас в этом отношении определенный перебор: патриотизм начинают включать в школьные и вузовские программы, начинают переписывать и чистить списки для чтения обязательной литературы, цензурировать спектакли. Опасно делить нацию на патриотов и непатриотов, или еще больше — истинных патриотов и неистинных. В советское время доходило до того, что люди могли получить срок за отсутствие патриотизма. Мы знаем, к чему это привело. 

Беседовала Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(187):

1 ... 678 9 10+1
-3 +1−4Владимир Курдюмов05:14:23
15/08/2016
Приехать, всех убить, привезти негров, а потом начать и их убивать
-3 +0−3Владимир Курдюмов05:12:39
15/08/2016
Где крамола??
-4 +1−5Uncle Basilius09:49:29
15/08/2016
17 +27−10Иуда Макавеев01:06:08
15/08/2016
Израиль согласно декларации - националистическое государство для всех евреев мира.
Но Россия-то что может предложить в качестве идеологии?
Любовь к березкам?
Не националистическое а нацисткое. Лебенсраум для евреев - это вы у хитлера слямзили?
-4 +2−6Константин Леднев09:36:49
15/08/2016
6 +7−1Robert Schneider09:33:35
15/08/2016
Есть только свои и чужие? Нейтральных не видим? Тех кому наплевать на крысиную грызню.?
Крысы могут грызться сколько угодно. Патриотизму это не мешает, как и его отсутствию. Полупатриотизм это вроде как полумужик - странное явление.
-5 +0−5Добер21:06:14
15/08/2016
10 +11−1Таня Judina (Галеева)14:18:20
15/08/2016
можно сколько угодно долго приписывать себе достижения до революционной и после революционной России, пытаясь расжечь урапатриотизм в массах. Но есть одно НО, которое понимают все трезво мыслящие люди: то были достижения других государств, расположенных на территории современной России в том числе. А что достигла современная Россия за 25 лет?? Самая дорогая зимняя олимпиада в истории? задержки зарплат строителям космодрома?Лицемерие чинуш?Тотальная коррупция? Нищие пенсионеры? африканский уровень мед.обслуживания и образования? Так есть чем гордиться нам в современной России-то?!
Конечно есть. НАпример, спортивные успехи. Посмотрите на наши универсиады и олимпиады. Посмотрите на успехи в научных олимпиадах. Посмотрите на наши научные открытия в области атомной энергетики, материаловедения, термояда, энергетических бридеров. Медицина, та же вакцина от эболы. Я уж не говорю о бесплатном протезировании и куче геронтологических и перинатальных центров. Посмотрите на самую большую продолжительность жизни в нашей истории, которая сейчас. Посмотрите, на выросшую территорию страны. Это и крым и охотское море. Посмотрите на мегапроекты, типа керченского моста и космодрома восточный. Я уж не говорю о военных и оборонных достижениях в которых с нами может соревноваться только США. Посмотрите на рост ВВП на душу населения по ППС, один из самых больших в истории. посмотрите на количество жилья, мы уже строим больше чем СССР в лучшие годы. Ну и многое другое.
-5 +1−6Призрак Бармалея07:14:55
15/08/2016
17 +27−10Иуда Макавеев01:06:08
15/08/2016
Израиль согласно декларации - националистическое государство для всех евреев мира.
Но Россия-то что может предложить в качестве идеологии?
Любовь к березкам?
А что надо предлагать ? Страна, в которой жили и умерли многие поколения твоих предков, в которой твой родной с детства язык является государственным, страна, в которой ты можешь стать президентом или полететь в космос (не туристом).
-5 +5−10Владимир Курдюмов06:59:18
15/08/2016
Прочитал статью бегло. Ощущение сложилось, что автор полный мудофель. Где насыпают корм в корыто, то тут твоя родина.
-5 +3−8Павел Пырин04:03:30
15/08/2016
5 +11−6Иуда Макавеев01:07:55
15/08/2016
А негласных законов не бывает.
Удивите меня. Когда парень из России погибший в армии Израиля оказался недостоин захоронения на кладбище? И можно ли зарегистрировать брак в Израиле если вы неверующий или, не дай Яхве, у Вас разные религии?
-5 +7−12Павел Пырин04:01:18
15/08/2016
зачем мАсковскому хипстеру какая-то Родина? Он же мАсквич, а значит весь мир крутится вокруг него, пусть дураки защищают ЭТУ родину. Это все что вы должны знать о молодежи самых крупных городов ...
-5 +0−5Владимир Головастов01:08:46
15/08/2016
5 +11−6Иуда Макавеев01:07:55
15/08/2016
А негласных законов не бывает.
ну жизнь-то, наверно, другое диктует, не?
-5 +3−8Владимир Головастов01:06:37
15/08/2016
17 +27−10Иуда Макавеев01:06:08
15/08/2016
Израиль согласно декларации - националистическое государство для всех евреев мира.
Но Россия-то что может предложить в качестве идеологии?
Любовь к березкам?
А негласно как? Простыми словами....
-5 +7−12ParaFraz 190100:24:47
15/08/2016
Понятно, на чьей стороне как автор статьи, так и эта профессор.
Точка зрения явно однобокая.
-6 +0−6Doampukuz Avploic10:12:05
15/08/2016
2 +2−0Призрак Бармалея07:21:21
15/08/2016
Не ясно, в чём проблема в том, что бы критиковать Великобританию и при этом изучать английский язык...

Критика является показателем неравнодушного отношения к предмету, логично, будучи неравнодушным к предмету стремиться изучить его глубже, что бы критиковать его с большим пониманием и знанием, или наоброт - что бы пересмотреть свои взгляды и осознать, что в некоторых аспектах твоя критика предмета была необоснованной...

Слегка детский подход, не даром там дальше идёт сравнение с "детской игрой" таких взглядов, настоящие учёные, вообще-то должны быть в курсе того, что детская игра - дело абсолютно серъёзное, это процесс обучения...
"Критика является показателем неравнодушного отношения к предмету..."
_______________
Ты так договоришься, что и Анальный Россию любит. И остальная пятая колонна.
-6 +4−10Павел Пырин04:07:11
15/08/2016
-14 +4−18Pavel Pavlov01:54:10
15/08/2016
На стороне либерального меньшинства. Лозунг "Не спрашивай что Россия сделала для тебя, спроси себя что ты сделал для России" не популярен среди столичных либерастов.
Уважаемый, как вы можете. ЭТА страна им уже должна, поскольку светочи почтили её прождиванием. Все должны внимать тому поносу, который лучами изливается из их мозгов.
-6 +4−10Владимир Головастов01:15:22
15/08/2016
2 +8−6Иуда Макавеев01:14:18
15/08/2016
Израильтяне.
Законопослушные или все? И кто такие израильтяне? У вас в Израиле, кроме евреев еще кто-то живет?
-6 +2−8Владимир Головастов01:11:11
15/08/2016
4 +6−2Иуда Макавеев01:09:19
15/08/2016
Что другое?
Что-то негласное о чем вы боитесь признаться , не? Кто гениальней Вагнер или Пугачева? Кто победил во ВМВ ? И кто устроил революцию на Украине?
-7 +3−10Владимир Головастов01:16:44
15/08/2016
7 +11−4Иуда Макавеев01:16:14
15/08/2016
Израильтяне - это евреи.
Остальные - гости с правами граждан.
То есть у вас оголтелый национализм?
-7 +6−13Ffirehs Poc00:53:54
15/08/2016
НИУ ВШЭ - всё. Дальше можно не читать. Эти ВШИ настолько однобоко вещают, как под копирку.
-8 +2−10Владимир Головастов05:28:02
15/08/2016
10 +10−0Eva EVA04:15:57
15/08/2016
А согластно какой вере или какой партии создается патриотизм сейчас в России??? На пустом месте?
Партия Достоевского, Пушкина, Цветаевой и Ахматовой с Заболоцким.
-8 +7−15Владимир Головастов01:03:11
15/08/2016
13 +22−9Иуда Макавеев00:20:13
15/08/2016
Чем отличается патриотизм в качестве национальной идеи от национализма?
А Израиль по-вашему не национал-социалистическое государство?
1 ... 678 9 10+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь