„ | ну да.... Статью бы тебе еще почитать - цены б тебе не было - а так - балабол. | “ |
Группа физиков из Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ научилась на обычном персональном компьютере проводить расчеты сложных уравнений квантовой механики, для которых на Западе используются мощные суперкомпьютеры. Статья, рассказывающая о результатах работы, опубликована в последнем номере журнала Computer Physics Communications, а коротко о ней сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
Персональный компьютер справляется с задачей в разы быстрее: за 15 минут он выполняет работу, на которую суперкомпьютер тратит два-три дня. «Мы добились скорости, которая и присниться не может. Программа работает так, что 260 миллионов сложных двойных интегралов на настольном компьютере она считает за три секунды», — рассказал руководитель исследовательского коллектива Владимир Кукулин.
Уравнения, с которыми работали ученые, были сформулированы еще в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Они описывают процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляют собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трех тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием «физика малочастичных систем». Однако из-за своей невероятной сложности для расчета уравнения в случае полностью реалистических взаимодействий между частицами системы долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.
Ситуация резко изменилась после того, как группа из НИИЯФ МГУ решила использовать в своем персональном компьютере один из новых графических процессоров корпорации Nvidia, разработанный для работы в игровых приставках (стоимостью 300-500 долларов). Главной проблемой при решении уравнений рассеяния для нескольких квантовых частиц было вычисление интегрального «ядра» — громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков и сотен тысяч строк и столбцов, причем каждый элемент такой огромной матрицы был результатом очень сложных вычислений.
Но эта таблица представляла собой как бы экран с десятками миллиардов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора ее можно было построить. Воспользовавшись софтом, разработанным в Nvidia, и написав собственные программы, ученые разбили свои вычисления на много тысяч потоков и смогли решить задачу.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
11 +11−0 | Андрей Бородин | 18:11:32 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
ну да.... Статью бы тебе еще почитать - цены б тебе не было - а так - балабол. |
11 +12−1 | Lsakdjfsld Fkjsdhf | 18:08:14 28/06/2016 |
норм, биткоины тоже на нвидия майнят |
8 +8−0 | Алексей Попов | 18:21:03 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Если этим студентам суперкомпьютер дать, они вообще Ктулху разбудят.. |
4 +4−0 | Вячеслав Иванов | 20:12:55 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Вам бы книжек почитать, например, по теории алгоритмов! Еще с прошлого века известно, что подавляющее число алгоритмов обработки данных - последовательные, т.е. очередное вычисление требует результатов предыдущих, и не распаралеливаются никакими "пряморукими" кодерами! Описанное в статье, видимо, хорошо ложится на SIMD-архитектуру видеоускорителей или ребята алгоритм придумали с хорошей многопоточностью - вот и результат! А то, что железка чужая и софт к ней был, так это всего лишь инструмент, которым надо уметь воспользоваться! Браво! |
3 +3−0 | Александр Надеждин | 18:43:00 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Я о том, что закрытые ворота можно бульдозером снести, а можно замок ломом сломать. Результат одинаков, стоимость работы разная. |
3 +3−0 | Александр Надеждин | 18:38:42 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Как говорится: "Голь на выдумки хитра". Здесь в хорошем смысле. Русских не победить. |
3 +3−0 | X X | 18:30:23 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
И как, я думал уже и на асиках стухло! |
3 +3−0 | Оккультист _ | 18:11:14 28/06/2016 |
Ещё бы игры все так оптимизировали. А НВидиа рулит. |
2 +3−1 | Камиль Булгарин | 18:28:06 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Так они итак умеют это делать на графической видеоплате. Это называется технологией CUDA. Что тут такого уж особенного. Просто задача такая оказалась. И это не означает, что завтра будут все задачи решать на ПК вместо суперкомпьютеров. Да, еще надо такую задачу выдумать, чтобы хвастаться этим результатом. |
2 +3−1 | ВамЗнать НеЗачем | 18:25:47 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Ни то ни другое, просто задача оказалась подходящей для так называемых GPU вычислений. Графические процессоры содержат офигенное число ядер которые могут делать несколько очень простых операций, значительно более простых по сравнению с ядром нормального процессора. Заточены они под рендеринг, т.е. обработку изображения. Если другую задачу удается выразить в этих простых операциях то вы получаете ту же мощность что и у суперкомпьютера, но у себя на столе. Одна современная графическая карта имеет несколько тысяч таких упрощенных ядер. Обычно народ забивает все PCI слоты графическими картами и имеет совершенно сумашедшее количество ядер и скорость расчета некоторых задач бьет любой суперкомпьютер. А еще есть специальные материнские платы, которые держат до нескольких десятков графических карт. Это еще мощнее. В общем у ребят просто сошелся тип задач и доступная техника. Кстати, я не уверен, что компьютер в который напихано дополнительных графических карт можно назвать обычным. Например блок питания надо модифицировать без вопросов, жрет такой компьютер электричество как электроплитка. Так что про "обычный" это слегка лукавство. |
2 +2−0 | Don Tigro | 18:25:08 28/06/2016 |
А еще говорят, что в МГУ ГТА V работает на 386-ой машине и не тормозит... |
2 +2−0 | Российский Сыр | 18:23:34 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Да, иногда оптимизация алгоритма и кода применительно к конкретной платформе дает настоящие чудеса. Бывает, что задача начинает выполнятся быстрее на несколько порядков. ;) |
2 +3−1 | Pavel Petrov | 18:21:36 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Уже сто лет в обед биткойны майнят на асиках. По соотношению цена/производительность вне конкуренции. |
2 +2−0 | а б | 18:18:05 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Да нет, такое бывает. Очень много упираестя в алгоритмы заложенные в код. |
1 +1−0 | Твой доктор | 20:46:55 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
"наши ученные наконец-то ..." Ты точно уверен, что ваши ученые?)) |
1 +1−0 | Maksim Luzin | 20:35:15 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
И это Вы всё определили по весьма поверхностной статье в Ленте? Я просто поражён "насквозь" вашей проницательностью! ♿ |
1 +1−0 | Тит Вишес | 19:48:20 28/06/2016 |
А когда обещанная телепортация россиянскими "вучёными" будет? |
1 +1−0 | Maksim Luzin | 19:37:30 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
Вопрос в другом: почему другие, ранее добравшиеся до CUDA и имеющих суперкомпьютеры в первом десятке, не решили эту задачу до сих пор ПРИНЦИПИАЛЬНО? |
1 +1−0 | Солнечный Гриб | 19:30:05 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
вообще то не. там чипы отдельные стоят, причем только для h.264. Раньше можно было кодировать на cuda, по потом лавочку прикрыли н уровне дров. |
1 +1−0 | * * | 19:23:27 28/06/2016 | ||||||
| ||||||||
А где WinRar на GPU? |