„ | Возможно, возможно, дураков у вас много, не спорю....
Но т. к. все познается в сравнении, не подскажете ли, что из Вашего можно прочесть, умного и талантливого?
А "Чонкина" надо было читать когда он вышел. Это лет 30 тому. И эпоха другая была, и восприятие. | “ |
Классик русской литературы, автор «Чонкина» и «Москвы 2042» Владимир Войнович молчал несколько лет и вот выпустил новый роман. Он называется «Малиновый пеликан». О том, как Олимпиада в Москве и события в Крыму и на Донбассе помогли превратить рассказ в роман, с Владимиром Войновичем побеседовала обозреватель «Ленты.ру» Наталья Кочеткова.
С одной стороны, жанр «Малинового пеликана» абсолютно хрестоматиен — это так называемый роман путешествий. Как «Мертвые души» Гоголя, например. С другой — совершенно злободневен. Главного героя, престарелого писателя, живущего за городом (в этом смысле он — своего рода альтер эго автора), кусает клещ. Близкие и интернет пугают пострадавшего энцефалитом, боррелиозом и прочими неприятными последствиями. Поэтому в семейном кругу принимается коллективное решение вызвать скорую помощь и отвезти писателя в больницу. В свою очередь медицинский работник считает, что везти нужно не куда угодно, а непременно в московский Склиф.
Так герой вместе с женой и в компании фельдшера и водителя скорой помощи отправляется в длинное ночное путешествие из Подмосковья в столичную больницу. За это время он успевает многое обсудить со словоохотливой фельдшерицей, твердо уверенной, что европейская свобода и демократия ничто по сравнению с российской духовностью, и западный мир исключительно из зависти заражает русских клещей энцефалитом, а население — птичьим гриппом. В минуты дремы он вспоминает сотрудников КГБ, с которыми ему довелось общаться в молодости и которые все на одно лицо и носят одно и тоже имя — Иван Иванович. Рассказывает о доверчивости своей внушаемой патриотки-домработницы, прозорливости пса по имени Федор и необычных навыках Перлигоса (сокращение от «Первое лицо государства»).
Владимир Войнович: Я эту книжку начинал писать странно и для меня даже необычно. Я, как и мой герой, живу в Подмосковье и меня, как и моего героя, укусил клещ. Все стали меня пугать, вызвали скорую помощь, и мы поехали в больницу. А когда уже приехали в Склифосовского, врачи даже смотреть на меня не стали. Спросили, из какого я района, и сказали, что клещи опасны только в Талдомском районе. А мой совершенно не опасен, надо выковырять и замазать зеленкой. Мне показалась вся поездка такой смешной и абсурдной, что я решил ее описать.
Описал этот случай и забыл про него. Жизнь тогда была спокойная, скучная, неинтересная. Потом вдруг случились Олимпиада, Крым, Донбасс... Все эти события наехали на меня, и я стал вставлять их в свой рассказ о клеще, который вообще-то должен был быть маленьким — на пару страниц. Так что замысел развивался на ходу. Начал происходить какой-то сюр, который осталось только записать.
«Лента.ру»: Ваш герой довольно критично настроен к телевизору. А сами вы его смотрите? Какой ваш основной источник информации об окружающем мире?
В природе есть такие насекомые, у которых много разных информационных щупалец. А если серьезно, то я в телевизор поглядываю время от времени. В интернете гуляю, смотрю, читаю. Живое общение с разными людьми происходит. Я ведь довольно много езжу. Живу под Москвой, но периодически бываю в Германии, Америке, в Венгрии был недавно, в Украине.
Ваш герой постоянно говорит с разными людьми, которые встречаются ему по дороге из дома в Склиф. А вы много с людьми разговариваете?
Моя дочь в Германии преподает немецкий язык, и у нее есть частные ученики. Трое из них — с Донбасса. Они молодые люди, живут и работают в Германии и учат язык. Не далее как вчера у меня с ними состоялся интересный разговор. Но это один из многих случаев. Когда где-то выступаю, случаются беседы и даже споры.
Насколько часто в обычной жизни вы сталкиваетесь с носителями такого типа сознания, как фельдшер из скорой помощи или домработница из романа? И есть ли у вас желание их переубедить?
Я обычно никого не переубеждаю и в роли учителя жизни не выступаю. Ко мне часто как к старому человеку и писателю приходят за советами. Я стараюсь сдерживаться и всегда говорю, что человек должен поступать в соответствии со своим характером.
Когда я был диссидентом, ко мне приходили люди, которые собирались ступить на эту скользкую дорожку. Я им всегда говорил: «Вы подумайте, может быть, не надо? Это опасно. Может быть, вам не обязательно так поступать? Не стоит этим заниматься?» Они говорят: «А как же вы?» Я объясняю: «У меня так жизнь сложилась. А у вас она может иначе сложиться».
Но часто бывает, что человек уверен, что хочет какой-то деятельности. Тогда он поступает по-своему, и правильно делает. Можно спросить кого-то о том, как поступить в том или ином случае, можно выслушать совет, но потом следует спросить самого себя и поступить, как подсказывает внутренний голос.
Ну сейчас нет особой разницы, думает человек, что Крым наш или Крым не наш.
Некоторые извлекают из этих утверждений определенную пользу. Большинство бескорыстно убеждены в том или другом, а есть те, кто знает, когда, где и в каком контексте сказать нужное.
Вы когда-нибудь принимаете участие в политических спорах?
С более или менее близкими людьми по поводу каких-то нюансов событий. С чуждыми по взглядам — нет. Вот пришла ко мне соседка. В восторге: «Вот, Крым наш!» Я говорю: «А раньше он был чей? И в чем выражается то, что он теперь стал вашим? Вы понимаете, что за это придется дорого платить?» Она отвечает: «Ничего! Затянем пояса!» «Ну затягивайте», — отвечаю. Вот и весь спор. А недавно я ее встретил, спрашиваю, как дела. Она причитает: «Все подорожало!» Я говорю: «Так платить же надо!» Она потупилась. Но особенно я с людьми не спорю — зачем бесполезно тратить силы?
Сейчас диссидентство возможно?
Оно существует. Просто выглядит иначе. Оппозиция слабая, но есть люди, которые заняты общественной деятельностью, пытаются сделать карьеру в политике, победить на выборах. Причем именно с оппозиционной стороны. В советское время сделать политическую карьеру можно было, только вступив в коммунистическую партию.
Диссидентство в этом смысле отличалось. Оно не было политическим движением, скорее нравственным, движением за права человека. Диссиденты выходили с сейчас уже совсем безобидными лозунгами вроде «Соблюдайте советскую конституцию». Они, как правило, не требовали смены режима. Требовали только соблюдать закон, чтобы людей просто так не хватали, чтобы их не сажали за то, что они читают какие-то книжки или рассказывают анекдоты.
Сейчас больше возможностей, есть оппозиционные или полуоппозиционные издания, интернет. В советское время не было ни одного печатного органа, даже самого маленького.
Ну был вот крохотный альманах «Метрополь». 12 экземпляров вышло в Москве.
В Самиздате, в виде перепечаток на пишущей машинке многое выходило. «Метрополь» ничего нового в этом смысле собой не представлял. Потом он был опубликован все же на Западе. Если говорить о диссидентах-литераторах, то наши рукописи сначала ходили по рукам в машинописном виде, а потом попадали на Запад. Сначала писателей за это сажали, а потом устали. Синявского и Даниэля посадили, а меня за то же самое уже нет.
Позиция вашего героя в книге — быть над событиями. Он не спорит, не переубеждает, просто наблюдает и с некоторой иронией пересказывает увиденное и услышанное. Вам это тоже близко?
Я никогда не считал себя политиком. Политик — это человек, который пытается извлечь какой-то результат из своей деятельности, занять какое-то место, избраться депутатом или создать партию и оказаться во власти. В советское время это выглядело иначе. Но я для себя никогда о таком результате не думал, поэтому такой деятельностью никогда не занимался. В советское время меня часто спрашивали: а чего ты хочешь добиться? Я отвечал: «Ничего особенного — хочу остаться самим собой». «Это все?» «Все, этого достаточно». «А что значит самим собой?» «Значит говорить все, что я думаю, жить по совести и писать по способности». В советское время это было опасно. Я стал диссидентом, потому что говорил и писал то, что думаю. А сейчас какие цели я преследовал? Вот написать книгу. Такую, какую я хочу.
В этом смысле у меня ничего не изменилось. Я не оппозиционер, но критик общества, в котором я существую. Я ведь в какой-то степени сатирик, а сатира — это всегда критика, острая критика. Сатирик — это хирург. Я себя считаю таким человеком. А политических амбиций у меня нет. И на митинги я не хожу. По разным причинам. Во-первых, я вообще плохо хожу. А кроме того, я не митинговый человек. На митинге надо громко кричать, чтобы тебя услышали. Надо говорить лозунгами. Я лозунгами говорить не умею. Я предпочитаю выражать себя, сидя за столом. Все зависит от характера, темперамента.
Для кого написана ваша книга? И какой вывод для себя должен сделать человек, прочитавший «Малинового пеликана»?
Есть несколько человек, которых я себе представляю. А есть неопределенная широкая масса людей. Я рассчитываю на тех, кому близок мой способ изображения жизни. Которые чувствуют мою фразу, мой юмор, если он есть. Которые, почитав, сделают для себя какие-то выводы. У меня нет такого самомнения, что люди сразу сильно переменятся.
Все же это роман для единомышленников или оппонентов?
Для всех, кто читает книгу с доверием к автору и, если смешно, смеется, если грустно, печалится, а если плохо, отбрасывает эту книжку и берет другую. Но оппоненты есть разные. Есть такие, с которыми можно о чем-то поспорить, а есть другие, с которыми я ни в какие споры вступать не желаю.
Беседовала Наталья Кочеткова
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
20 +33−13 | SK Tovel | 04:45:34 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Возможно, возможно, дураков у вас много, не спорю.... Но т. к. все познается в сравнении, не подскажете ли, что из Вашего можно прочесть, умного и талантливого? А "Чонкина" надо было читать когда он вышел. Это лет 30 тому. И эпоха другая была, и восприятие. |
17 +30−13 | Matt Again | 04:20:10 16/05/2016 |
Есть писатели, которым веришь, не задумываясь. Например, Шаламов. Есть писатели, которым верить трудно, даже когда они говорят, что дважды два - четыре, мешает ясно ощутимая гнильца. Есть промежуточные случаи, как Войнович. Мне нравится "Чонкин" и "Москва 2042", но почитав его собственный длинный и прочувствованный рассказ, как ему совок недодал халявных квартирных метров, уважать его я не могу. |
16 +28−12 | aletal | 06:36:18 16/05/2016 |
Хмм... забавно. У диссидента есть домработница.Из за укуса клеща его везут не в районную больницу по месту жительства, а в Склиф. За сотню километров, на машине Скорой помощи. Хотя по логике жанра, он должен ютиться в коммуналке, добираться до больницы на автобусе или попутке. И простоять в очереди несколько часов. Попутно общаясь со злыми мед-работниками и быдловатными соседями по очереди. Мораль. Если хочешь жить в загородном особняке с домработницей и кататься за гос счет в Склиф, из за любой царапины, ты должен быть диссидентом. Обычным гражданам такие блага недоступны. |
16 +28−12 | SK Tovel | 05:24:02 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Конъюнктура - это то, что публикует "Лента" под новым главредом. А "Чонкин" был как образец свежей тонкой сатиры на давно онастопи....вшее советское общество. Лично я получил огромное удовольствие от прочтения, в свое время, как и от "Остров Крым". А вы читали, лично ? Если да, когда? |
11 +11−0 | Иван Помидоров | 14:25:36 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Судя по тому, что вы переходите на оскорбления, в возрасте я не ошибся, по крайней мере в соответствии оному уровня развития♿ |
11 +17−6 | Victor Zeleniy | 07:07:36 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Это после чтения Войновича ты не можешь думать не о чём, кроме анального секса со своим папой? |
11 +27−16 | Ёрс Трули | 05:39:52 16/05/2016 |
Этот человек, с упреждением в несколько десятилетий, в романе Москвы 2042 описал в мельчайших деталях современную Россию. Точность описания поразительна. Во главе страны - КГБист, успевший поработать "по специальности" в университете и в Германии. Будучи относительно молодым человеком, он сменил престарелого клептократа и построил вертикаль власти и культ свой личности. Коммунизм строится в Москве, за пределами которой - "кольца врагов" (остальная Россия, бывший "соц лагерь", кап страны). Страна жила только экспортом углеводородов, но недра истощились, и теперь в стране производят только "вторичный продукт", который идёт на экспорт для переработки. Диссиденты известны и могут писать почти что угодно, но провода от их терминалов обрываются в пустой комнате. И т.д. |
9 +10−1 | Иван Помидоров | 14:32:46 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Я и десятки моих друзей - не заносили. Сдали экзамены, поступили, защитили диплом и работаем с разной степенью успешности. Уверен, что у МИЛЛИОНОВ людей в СССР было так же. Я подозреваю, что ты просто плохо учился в школе) ЗЫ А коррупция всегда и везде была, в т.ч. и на западе. |
9 +11−2 | Егор Шилов | 14:15:51 16/05/2016 |
В декабре 1980 года Войнович был выслан из СССР, а в 1981 году указом Президиума Верховного совета СССР лишён советского гражданства. В 1980—1992 годах жил в ФРГ и США. Сотрудничал с радиостанцией «Свобода». В 1990 году Войновичу было возвращено советское гражданство, и он вернулся в СССР. В феврале 2015 года написал открытое письмо президенту России с просьбой об освобождении Надежды Савченко. Ключевая мысль автора - "Гордиться своими предками так же глупо, как и своей национальностью". Вот назревает вопрос - нахрена ты возвращался в страну и к предкам на которых гадишь что при "совке" что при "демиках". Остался бы в свободных штатах. Ан нет, видать такие таланты на .й никому не нужны, а кушать хочется. |
8 +8−0 | Ярослав Алимов | 17:52:46 16/05/2016 |
Войнович действительно глуп не понимая, что американскому флоту не место в Севастополе? Или это сознательная позиция? В обоих случаях он неинтересен как личность, и, следовательно, как автор. |
8 +9−1 | Иван Помидоров | 14:29:11 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
===как из того, что образование было бесплатным, следует то, что оно было доступным ВСЕМ=== У тебя еще и с логикой совсем "нелады"...? |
8 +13−5 | Иван Помидоров | 11:37:00 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
"Советская власть дала" - это из области реалий времен СССР. Тебе лет 15 и изучаешь то время по книжкам таких, как Войнович?) А я жил в СССР) |
8 +17−9 | Александр | 06:20:13 16/05/2016 |
Войнович относиться к тем людям, которые ловят кайф от слов поперёк (чему угодно). |
7 +8−1 | пётр баранов | 16:17:45 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Мне больше подходит Салтыков-Щедрин и Чехов.Если считаете юмором и сатирой гадить в том месте где живёшь,то это уже извращение. |
7 +9−2 | Иван Помидоров | 14:22:38 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Был на западе неоднократно, в разных странах и подолгу. Есть свои плюсы и минусы, не вижу никакого повода к детскому щенячьему восторгу и тупому подростковому умилению по типу хохлов. |
7 +10−3 | Игорь Коговюк | 12:53:22 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Ходорковский, Чубайс, Миша 2% - они, конечно-же бессребреники каких свет не видывал! |
7 +14−7 | Игорь Коговюк | 12:48:38 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Угу, друзья, которые в пиндостанское посольство ходят - они, конечно, все вернут и наступит светлое завтра ! |
7 +17−10 | Victor Zeleniy | 07:19:19 16/05/2016 |
Все книги Войновича искрят анально-фекально-генитальным юмором. Пока я был подростком, мне это было смешно. Когда подрос, то задумался о психическом здоровье автора. Почитав его очерки и статьи, я понял что это обычный еврейский русофоб. А после того как он накатал целую книгу, обсерающую Солженицина, где обвиняет его в том, что сам Войнович постоянно делал, а когда совсем фантазия исчерпалась, обвиняет например в том, что Солженицин любит гулять по лесу и слушать койотов, то читать такого "писателя" стало просто противно. |
6 +6−0 | Zlobny Zaichik | 15:16:06 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
"После введения всеобщей грамотности глупость большинства вылезла наружу" - и они начали писать чонкиных и снимать утомленные солнцем |
6 +7−1 | Иван Помидоров | 14:28:11 16/05/2016 | ||||||
| ||||||||
=== "советская власть дала.." - это из области пропаганды коммунистической=== Это типичная конструкция прыщаво-зомбированного индивидума по образцу серии "кто не скачет..."? |