Война и мир

00:05 09/05/2016 Россия
Война и мир
В советские времена было точно также - казённая госпропаганда поражала воображение, но это никак не портило саму идею, так как идея народная и живёт в народе, помимо казёнщины...

Великая Отечественная для меня — это «Летят журавли» Калатозова с по праву полученной каннской «Золотой ветвью» в 1958 году. Это «Жди меня», перепетое нынче чуть ли не каждым рок-поп-соул-рэп вокалистом. Это «А зори здесь тихие», «Баллада о солдате» и «В бой идут одни старики», «Иваново детство», «Горячий снег», «Был месяц май», «Отец солдата» и еще сотни три фильмов и книг, картин и симфоний самого что ни на есть первого уровня. Ни одна война, кажется мне, не опрокидывалась в искусство с таким оглушительным эффектом.

И у нас, как у всякого народа, пережившего величайшую трагедию, есть некоторый моральный и поведенческий код. И определенный этический кодекс. У кого-то он из семьи — дед мой воевал, медали никогда не надевал, хотя рюмку водки на 9 Мая пил. У кого-то — от образования. У кого-то — из великого искусства.

Великая Отечественная — это смысл и образ, ничуть не уступающий другим событиям, прошедшим через горнило высокого искусства. Христианство, например. Многим не нравятся — эстетически — военные памятники. Так же, как и многим не нравятся современные церкви, построенные, ну, скажем, за последние 30-40 лет, где рука большого мастера встречается нечасто. Но грандиозная панорама Великой Отечественной создана не памятниками, как и христианство обретается не только в новых сомнительного эстетического достоинства церквях. И то и другое — ценный для человека рассказ о добре и зле, жертве и возмездии, величии человека и его греховности, даже если он трижды герой.

Этот код приводит в движение душевные порывы: видишь ветеранов в метро и подскакиваешь к ним: «С победой вас, дорогие, низкий поклон!» И бьется сердце и улыбки на лицах, и почти слезы. Но живых ныне ветеранов — совсем мало, а великое советское кино ложится на полки или превращается через ремейки в ужасную похабень. И начинается то, что сейчас и занимает более всего общественные умы.

Ежегодная, ритуальная, неотменяемая, как парад, идеологическая склока.

День победы или день скорби? Сталина добрым словом вспоминать, что ли? А какая страна победила? — Так больше нет такой страны. Георгиевская ленточка против ленточки белой, впрочем, неизвестно куда канувшей, война не на жизнь, а на смерть. Аргументы до боли известные, баварское, смердяков, маршалы-мясники —кажется, эта музыка будет вечной, и есть от чего впасть в отчаяние.

9 Мая — колорадский праздник, ватный. Он о том, что советская история и, в частности, история России не состоит из одного ГУЛАГа и голодомора, что в ней был грандиозный подвиг, спасший, без преувеличения, все человечество. Оппонент ватника такой страны не знает. Для него Победа, как и все советское, — большое гуманитарное преступление: «забросали пушечным мясом» и «два миллиона изнасилованных немок». Но Ангела Меркель почему-то приезжает именно в Москву (в прошлом году 10 мая, на фоне всех возможных санкций и политических обострений) и склоняет голову именно у нашего Вечного огня, в сотый раз, прося у нас прощения за совершенные нацистами преступления.

Но зарастает бурьяном страшное поле. Ветераны уходят, и остаются только слова, идеи и образы. И вот тут-то и идет разгул, втаптывающий в небытие и сам этот праздник, и сам этот миф. Причем разрушение памяти и мифа о Великой Отечественной от надсадно утверждающих это величие идет куда более существенное, чем от противников этого праздника, этой памяти и этого мифа.

Наемная гопота, нацепив георгиевские ленты, бесчинствует у Дома кино, оскорбляя идеологически неправильных детей и известную писательницу. Ненаемная, искренняя, — хамит на дорогах, толкается и вседозвольничает. Этому мурлу привиделось, что лента, как некогда советский партбилет, предоставляет некоторые поведенческие льготы безудержной низкой натуре. Впрочем, коммерциализация мифа немногим лучше. В магазинах — консервы рыбные с георгиевской лентой и военной символикой. В известной сети канцтоваров появился колорадский георгиевский леденец на палочке: ну-ка пососи. В киосках «Роспечати» в преддверии сразу двух главных нынешних майских праздников открытка со Спасом в окружении открыток с ленточками. Почти по Блоку, только вместо венчика из роз — желто-черное соцветие.

Конечно, вульгаризация была в каком-то смысле неизбежна — десять лет грандиозной популярности георгиевской ленты, ее прочное вхождение в быт и обиход предполагают и определенное дурновкусие. Но не всякий трэш безобиден. Если ленту эту не отнять у торгашей и гопоты, если люмпенизацию 9 Мая не остановить, — нам будет во сто крат труднее донести до внуков и правнуков, что же это была за война такая и что означают ее главные символы. А вот «колорад в кураже» — это доходчиво, это в памяти отпечатается без сомнения.

И второе, не менее удручающее обстоятельство, убивающее 9 Мая как идею, — идеологическая охота на обывателя, благодушного мещанина, мечтающего не о подвигах-доблестях-славе для своего ребенка, но о мягких одеялах и горячем супе из брокколи для него же. Показали социальную рекламу: сегодняшние школьники в парке встречают пацаненка военных лет и расспрашивают его с интересом о войне. Хорошая реклама. Пацаненок им, сегодняшним, в леггинсах и с разноцветными рюкзаками, рассказывает, как родителей его расстреляли, как он в партизаны пошел, одиннадцатилетний, как снайпер его уложил. «Не страшно тебе было умирать?» — спрашивают его сегодняшние школьники — «Главное, что мы победили», — отвечает пацаненок.

И зароптали мамаши в соцсетях, страшно не желая своим детишкам такой участи: «давайте мир пропагандировать, мир, а не готовность ребенка умереть за победу». И были они распяты за это патриотическим диванным войском, заклеймены, названы врагами народа.

Пусть мальчики играют в войну, пусть мальчики и мужчины завороженно глядят на военный парад, видя в войне высокий момент жизни, вершину земного мужского призвания: в этом часть их природы, и с ней не поспоришь. Но матери растят детей и ненавидят пушки и автоматы. И на этой гармонии Венеры и Марса держится мир, однажды торжествующий во всякой войне.

Как и у моей детской, поэтической Великой Отечественной — два прекрасных лица русской культуры, запрокинутых в небо: Самойловой и Баталова, мужчины и женщины, служения и сражения, жизни и смерти. И эти смыслы, как и сама георгиевская лента, сегодня нуждаются в особой защите — не столько от внешнего, сколько от внутреннего дурака и пошляка. Он уже больше не безобиден.

И сделать это надо не откладывая. За все, чем жили мы вчера, за все, что завтра ждет.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(67):

7 +7−0Призрак Бармалея09:11:50
09/05/2016
3 +7−4Dmitrii Godunov00:40:17
09/05/2016
Вообще давно пора было спохватиться.
Ведь затрёпывают ВОВ и Победу госпропагандисты.
И ведь затреплют. На глазах превращают в примитивный назойливый лубок, который не выдержит испытания временем, увы...
В советские времена было точно также - казённая госпропаганда поражала воображение, но это никак не портило саму идею, так как идея народная и живёт в народе, помимо казёнщины...
6 +7−1Призрак Бармалея09:17:33
09/05/2016
-4 +5−9y z03:04:58
09/05/2016
Причем разрушение памяти и мифа о Великой Отечественной от надсадно утверждающих это величие идет куда более существенное, чем от противников этого праздника, этой памяти и этого мифа.

Опять либеральное вранье .... ничем не доказанное а простое и прямолинейное утверждение ....



Наемная гопота, нацепив георгиевские ленты, бесчинствует у Дома кино,

Это вы нанимали ? Платили ?

Наемная гопота это вы и ваши статейки ....
Метать предметы в и поливать зелёнкой пожилую женщину, даже если взгяды этой женщины заметно отличаются от ваших - ничего героического в этом нет, и нацеплять георгиевскую ленточку для этого совершенно необязательно, можно и без, раз так хочется кинуть...

Даже если считать Улицкую предателем - можно это выразить культурно, а то глядя на подобных метаталей возникает ощущение, что будь их воля - они бы построили концлагеря и засунули бы Улицкую туда, свято веруя в то, что за это деды и воевали...
6 +6−0Петр Газировкин01:46:55
09/05/2016
С праздником Великой Победы, россияне!!

Желаю русским быть всегда
Желаю неба голубого
Желаю счастья, мира вам
По жизни и в семье покоя.

И никогда не забывать
Наш лучший и всемирный праздник
И ветеранов почитать
Поклон огромный в день им майский!

С 9-м мая от души
Сердечно я хочу поздравить
Пусть помнят даже малыши
РОССИЯ-РОДИНА у нас
Нам надо охранять ее и славить!!!
И.Л. 09.05.2016
5 +6−1Алексей Шипиленко11:41:43
09/05/2016
-4 +5−9y z03:04:58
09/05/2016
Причем разрушение памяти и мифа о Великой Отечественной от надсадно утверждающих это величие идет куда более существенное, чем от противников этого праздника, этой памяти и этого мифа.

Опять либеральное вранье .... ничем не доказанное а простое и прямолинейное утверждение ....



Наемная гопота, нацепив георгиевские ленты, бесчинствует у Дома кино,

Это вы нанимали ? Платили ?

Наемная гопота это вы и ваши статейки ....
там была конкретная наемная гопота. Это просто факт. Движение НОД открестилсь от этих людей после явного перегиба с зеленкой, хотя все понимают, что именно НОД это все и организовал по поручению Федорова...
5 +8−3kmirom08:48:02
09/05/2016
3 +7−4Dmitrii Godunov00:40:17
09/05/2016
Вообще давно пора было спохватиться.
Ведь затрёпывают ВОВ и Победу госпропагандисты.
И ведь затреплют. На глазах превращают в примитивный назойливый лубок, который не выдержит испытания временем, увы...
во многом с автором согласен.

НО:отчего то в статье не спрашивается,наряду
с очень многими и правильными вопросами,
"почему мавзолей стыдливо прикрывается щитами"?

вероятно потому,что это потянет за собой другие,очень
неудобные вопросы,например:

пресловутый факт того,что под триколором
в Отечественную воевала НЕ РККА,а предатели
власовцы из РОА.

что гос символика РФ и армии была изменена
без мнения плебса алкоголиком-узурпатором.

и что нынешние лидеры лишь продолжают
эту линию,фарисейски называя ленточку "георгиевской";
размывая смыслы и понятия.
вы еще видите на атрибутике орден Отечественной Войны?
это ненадолго,т.к. он не вписывается в парадигму,
так же как и красные звезды на башнях Кремля.

через десяток лет будет парадоксальная
ситуация:парады 9 мая будут проходить
без символики РККА,под символами самодержавия.

предвидя тонны какашек,кинутых в меня,
напомню,что символика РККА/СА,наследницей
которых являются ВС РФ,уже практически исчезла из обихода солдат,
за исключением немногих знамен.

так чьими наследниками будут в итоге
солдаты РФ?
тех кто брал Берлин,или
тех,кто убивал партизан Тито в Югославии
и носил форму вермахта с символикой РОА?
3 +3−0Призрак Бармалея12:11:51
09/05/2016
3 +4−1Dmitrii Godunov10:57:53
09/05/2016
советские времена было точно также - казённая госпропаганда поражала воображение
-------------
Это так, но только отчасти. Когда в 70-80-х началась усиленная пропагандистская эксплуатация памяти о ВОВ, была ещё жива и настоящая память о ней, которая значительно компенсировала пропаганду. И живых носителей было много миллионов. Хорошо помню, как подростком решил порасспрашивать деда (единственного вернувшегося с войны, второй погиб еще летом 41-го) о войне и был очень удивлен непохожестью реальных воспоминаний на официозную бравурную картинку. Тогда и стал осознавать - что эта война была ни с чем не сравнимым ужасом для страны, а огромные потери страны и есть воплощение этого ужаса, а не просто какая-то очень большая цифра, годящаяся только как дополнительное подтверждение нашего героизма.
Сейчас, как верно подмечено в статье РБК, этой живой памяти уже практически нет, и ничего уже не мешает пропагандистскому выхолащиванию памяти о ВОВ и Победе до уровня примитивного лубка.
Такие как вы, кто расспрашивал своего деда, и что-то потом расскажет своим детям и внукам про их пра-пра-пра-деда, и мешают и будут мешать выхолащиванию памяти о ВОВ казёнщиной...

Потому что таких как вы - миллионы. народная память живёт паралелльно казенной.
3 +6−3Алексей Шипиленко11:32:34
09/05/2016
-1 +3−4y z11:09:25
09/05/2016
Вы глупость написали .... обычную либеральную глупость.

В Сирии ИГИЛ режет головы и разрушает памятники.
Оставить как есть ? Все нормально ?

Если мы хотим больше никогда не иметь таких "побед" ценой 27 миллионов жизней,

Нужно было по мнению либералов не воевать с гитлером а строем идти в Крематории.
Я себя к либералам не отношу, скорее к центристам. Из либеральных ценностей мне близки свобода предпринимательства и разделение властей, из консервативных - запрет миграции, жесткая политика по отношению к уголовникам. Так что, на будущее рекомундую не вешать ярлыков незнакомым людям.
Здесь обсуждается вопрос скорее морально-этический, чем политический...
"В Сирии ИГИЛ режет головы"... Россияская армия в Сирии воюет не с ИГ, а с оппозицией Асада. Это уже даже официальные лица не отрицают. А еще в Приднестровье стреляют, в Чечне сжигают дома несогласных, у стен Кремля расстреливают политических оппонентов, в Сомали пиратствуют, в палестине пускают ракеты на Израиль, далее по списку.. Вы правда считаете, что русский Ваня должен быть затычкой в каждой бочке, имея у себя дома заросший бурьяном огород? Второй вопрос - что лучше - бомбить сирийские города на деньги российских налогоплательщиков или на эти же деньги строить дороги и школы.
3 +4−1Dmitrii Godunov10:57:53
09/05/2016
7 +7−0Призрак Бармалея09:11:50
09/05/2016
В советские времена было точно также - казённая госпропаганда поражала воображение, но это никак не портило саму идею, так как идея народная и живёт в народе, помимо казёнщины...
советские времена было точно также - казённая госпропаганда поражала воображение
-------------
Это так, но только отчасти. Когда в 70-80-х началась усиленная пропагандистская эксплуатация памяти о ВОВ, была ещё жива и настоящая память о ней, которая значительно компенсировала пропаганду. И живых носителей было много миллионов. Хорошо помню, как подростком решил порасспрашивать деда (единственного вернувшегося с войны, второй погиб еще летом 41-го) о войне и был очень удивлен непохожестью реальных воспоминаний на официозную бравурную картинку. Тогда и стал осознавать - что эта война была ни с чем не сравнимым ужасом для страны, а огромные потери страны и есть воплощение этого ужаса, а не просто какая-то очень большая цифра, годящаяся только как дополнительное подтверждение нашего героизма.
Сейчас, как верно подмечено в статье РБК, этой живой памяти уже практически нет, и ничего уже не мешает пропагандистскому выхолащиванию памяти о ВОВ и Победе до уровня примитивного лубка.
3 +7−4Dmitrii Godunov00:40:17
09/05/2016
-3 +1−4Dmitrii Godunov00:36:17
09/05/2016
На РБК хорошая статья о том же:

"Память о войне: как великая Победа стала «нашим всем» и чем это грозит"

Ссылка на www.rbc.ru
Вообще давно пора было спохватиться.
Ведь затрёпывают ВОВ и Победу госпропагандисты.
И ведь затреплют. На глазах превращают в примитивный назойливый лубок, который не выдержит испытания временем, увы...
2 +2−0Виктор Мирошкин22:45:30
09/05/2016
5 +8−3kmirom08:48:02
09/05/2016
во многом с автором согласен.

НО:отчего то в статье не спрашивается,наряду
с очень многими и правильными вопросами,
"почему мавзолей стыдливо прикрывается щитами"?

вероятно потому,что это потянет за собой другие,очень
неудобные вопросы,например:

пресловутый факт того,что под триколором
в Отечественную воевала НЕ РККА,а предатели
власовцы из РОА.

что гос символика РФ и армии была изменена
без мнения плебса алкоголиком-узурпатором.

и что нынешние лидеры лишь продолжают
эту линию,фарисейски называя ленточку "георгиевской";
размывая смыслы и понятия.
вы еще видите на атрибутике орден Отечественной Войны?
это ненадолго,т.к. он не вписывается в парадигму,
так же как и красные звезды на башнях Кремля.

через десяток лет будет парадоксальная
ситуация:парады 9 мая будут проходить
без символики РККА,под символами самодержавия.

предвидя тонны какашек,кинутых в меня,
напомню,что символика РККА/СА,наследницей
которых являются ВС РФ,уже практически исчезла из обихода солдат,
за исключением немногих знамен.

так чьими наследниками будут в итоге
солдаты РФ?
тех кто брал Берлин,или
тех,кто убивал партизан Тито в Югославии
и носил форму вермахта с символикой РОА?
Только совершенно безчувственный человек не видит фальши в нынешней жизни. Однако причина в желании угодить всем, а такого не может получиться в принципе. Кому-то придется прищемить хвост или нос.
При таком уравнительном подходе к запросам все как раз будут недовольны.
Что мы и наблюдаем в СМИ и на улице.

Напомню лозунг социализма - от каждого по способностям каждому по труду.
Этого сейчас нет.

Война была против фашизма, а фашизм является высшей формой капитализма. Доказано жизнью.
Мы строим капитализм сейчас. То есть для отстаивания своих интересов несомненно придем к фашизму. Европа уже пришла к этому, но пока стесняется.
США тоже стесняются называться фашистами, но проводят именно такую политику.

При таком строе мы все скоро будем стесняться социализма, будем стесняться выражать радость от Победы над фашизмом и будем маскировать хищничество прошлыми социалистическими атрибутами. Вроде как продолжаем дело дедов.

Однако народ не глуп и понимает подмену. Но молчит, надеясь, что само всё рассосется.

Зато бизнесмены легко оседлают надежды и ожидания народа и будут продавать надежду народу по выгодной цене.
Китайцы уже продают нам наши сувениры. А украинцам будут продавать краску для заборов.

Не бывает социальной справедливости без социализма. Не бывает и всё.
Поэтому перекосяк нам гарантирован.

Единственный плюс в том, что запад сломает голову, решая - кто в России сейчас правит: диктатор, царь, генеральный секретарь КПСС, Председатель КГБ, Временное правительство, поставленный резидент или Верховный Совет олигархов? Всё как бы присутствует.

И воевать не с кем как бы в России. Санкции только вводить и то смешно получается. )))

Зато внутри страны все недовольны и рады только праздникам.

"Ой, как трудно жить, девочки". )))
2 +3−1Femi Compit13:35:50
09/05/2016
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ПРАВДИВАЯ СТАТЬЯ! Да, "..идет разгул, втаптывающий в небытие и сам этот праздник, и сам этот миф", от себя добавлю, и самих...победителей и, когда-то страну-победительницу. На РПЦ-пасхальный МАЙ, без "Мир! ТРУД! Май!", без "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" ВСЕ телевизоры в комнатах дома были ВЫКЛЮЧЕНЫ! Были выключены телевизоры и на 9 мая! В тишине по убитом СОЮЗЕ, словно поминальные об СССР, ВелИкой Отечественной, о стране РАБОЧЕГО КЛАССА и КРЕСТЬЯНСТВА, молча ели салаты, тихонько пили чаи, грустно улыбаясь, перебирали монеты образца СССР, смотрели мультики времён Советского Союза, вот и весь праздник! Вино...для "победы", так и осталось не распечатанным...тризна...
2 +2−0Dmitrii Godunov12:38:10
09/05/2016
3 +3−0Призрак Бармалея12:11:51
09/05/2016
Такие как вы, кто расспрашивал своего деда, и что-то потом расскажет своим детям и внукам про их пра-пра-пра-деда, и мешают и будут мешать выхолащиванию памяти о ВОВ казёнщиной...

Потому что таких как вы - миллионы. народная память живёт паралелльно казенной.
Да, спасибо, я и правда при обсуждении войны стараюсь никогда не забывать и не дать забыть собеседникам, что это потому и Подвиг, что Победа далась такой ужасной ценой, что временами этот день был так далёк, "как в костре потухшем таял уголёк", как в гениальной песне День Победы, а не как в весело-легкомысленной песенке в исп. Утёсова " Дорога на Берлин".
2 +3−1Ника10:41:20
09/05/2016
Да, к сожалению, ветеранов остается все меньше и меньше. Но даже тех, кто ушел уже из жизни мы не должны забывать. Они столько жертв принесли ради нашей, всеобщей победы. Низкий им поклон за это.
2 +2−0Виктор Рогов10:40:50
09/05/2016
Этот праздник дорог каждому из нас. 9 мая – символ героизма, мужества и несгибаемой воли нашего народа, отстоявшего независимость Родины и освободившего мир от фашизма.
От всей души желаю ветеранам и труженикам тыла крепкого здоровья, любви и заботы родных, а всем приморцам – счастья и мирного неба над головой!
2 +2−0Арина Якушева10:37:41
09/05/2016
Этот день был и остаётся нерушимым символом человеческого героизма и единения в борьбе против зла. Победа над фашистскими захватчиками потребовала огромного напряжения духовных и физических сил нашего народа, беспримерного мужества фронтовиков, самоотверженности тружеников тыла.
2 +6−4Алексей Шипиленко09:43:54
09/05/2016
Основная идея не ясна... Так вы притив вульгаризации, примитивизации и люмпенизации дня победы или за? Ведь социальная реклама про современных детей - это та же самая примитивизация. "Пусть мальчишки восторгаются парадом"? Пусть, но тогда не ждите, что в головах произойдет качественный перелом. Чтобы бороться с войнами, нужно бороться с тем, что какая-то часть людей готова взять автомат и пойти кого-то убивать. А уж повод и "благородное" прикрытие для этих убийств найдут - "помочь братскому народу сирии", "мочить бандер", "мочить духов", "мочить чехов" и т.д. Если мы хотим больше никогда не иметь таких "побед" ценой 27 миллионов жизней, мы должны с детства прививать детям неприязнь ко всему военному и воспитывать пацифистов. Глупое бряцание оружием на деньги налогоплательщиков этому никак не способствует.
2 +7−5Игорь Чурганов02:05:51
09/05/2016
Спасибо автору за нужную, классно написанную статью! Беда в том, что те, кто срочно нуждается в применении этой духовной терапии для поправки своего мировоззрения в патриотический уклад, явно тусят на других ресурсах.
1 +1−0Украина цэ Россия00:36:15
10/05/2016
Я не очень понимаю, каким образом "наемная гопота" может даже теоретически десакрализовать символ, с которым люди шли на войну и умирали, и даже не семьдесят, а всего два года назад.
1 +1−0Ivan Ivanov22:20:45
09/05/2016
-2 +1−3Dmitry Kamazi14:32:34
09/05/2016
Авторша - бендеровка, еврейка, либерастка и принадлежит пятой колонне, которые ненавидят Владимира Путина
главное, расставить всех по сторонам. без этого живется трудно. не понятно, кого за стол, кого к стенке.
1 +1−0Xin Qilin15:51:22
09/05/2016
Война есть война

Сила на одной стороне черна,
А на другой правда красна,
Но не прекрасна, а сыра и крива,
очень на ложь похожа: «Да!».

И обманы той силы
Вкривь правды той били
И лепила из тел смерть
Правду, и кровью впредь
Разум мыли, стирали,
Слезами его полоскали

Война есть война.
Это правда: «Да!».

О вот и прошла война…
И жизнь моралью ее
Довела сполна...
Наполнила наши сердца
Смертной грустью матери и отца,
Потерявших своих сыновей,
И без слез, и без слов,
В памяти всех русских людей…
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь