Халява, приди

00:04 05/05/2016 Интернет и СМИ
Халява, приди

В последние годы пользователи сети активно обсуждают тот факт, что реальные доходы населения в развитых странах перестают расти, а автоматизация труда уничтожает рабочие места. Некоторые известные экономисты и блогеры предлагают исправить ситуацию с помощью гарантированного дохода — денежной выплаты, безвозмездно предоставляемой государством. «Лента.ру» выяснила, как интернет-пользователи относятся к идее регулярно получать деньги, не работая.

Есть примеры

В конце 2015 года 53-летний голландец Франс Кервер стал настоящим героем интернета. Работающий фрилансером-копирайтером отец троих детей прославился как участник правительственного эксперимента по внедрению гарантированного дохода. Теперь, если он перестанет работать, ему не придется влезать в долги или влачить нищенское существование: до июля 2016 года он каждый месяц будет получать сумму, эквивалентную 1100 долларам США.

Прежде чем голландец стал получать деньги от государства, его жизнь была довольно безрадостной: он вставал в семь утра, а ложился в час ночи, тратя на работу практически все время.

Теперь многие пользователи сети ставят Кервера в пример, когда говорят о необходимости поскорее ввести гарантированный доход по всему миру. Сам же голландец отмечает, что эксперимент дал ему самое важное — время. Теперь он работает всего 50 часов в неделю, и у него гораздо больше возможностей общаться с семьей и заниматься собственными проектами, за которые ему никто бы не заплатил.

Жаркое обсуждение случай Кервера вызвал в посте в популярном левом блоге Aangirfan. Большинство комментаторов сходится во мнении, что гарантированный доход позволяет «смириться с капитализмом» — ведь человек сможет заниматься тем, чем ему хочется, без необходимости добывать себе хлеб насущный в поте лица. «Если бы все это было доступно мне раньше, я бы не заработал столько хронических заболеваний из-за постоянной необходимости вкалывать с утра до ночи. Капитализм практически убил меня, я на пенсии по медицинским показаниям, и иду на поправку очень медленно», — пишет один комментатор.

Другой анонимный пользователь совершенно не согласен с ним. По его мнению, гарантированный доход — изначально порочная практика. «Доход должен соответствовать цене того, что производит общество — иными словами, это переменная, зависящая от того, что может себе позволить купить потребитель», — отмечает он. Он признает, что автоматизация производства позволит человечеству получать более чем необходимое количество товаров, однако считает повышение налогообложения промышленников аморальным и ведущим к росту недовольства в обществе, ведь кроме как с помощью повышения налоговых ставок, перераспределить деньги от богатых к бедным не удастся.

Роботы, а не человек

Логика гарантированного дохода проста: человек получает его постоянно и регулярно, его достаток никогда не опустится за черту бедности — следовательно, у него всегда будут деньги на коммунальные платежи, еду и одежду.

Причин для введения такой системы немало. Экономисты давно заметили, что начиная с 70-х годов прошлого века реальная зарплата во многих развитых странах перестала расти и даже начала снижаться, в то время как прибыли корпораций продолжают стабильно идти вверх. Более того, живых рабочих сегодня заменяют роботы, а производство постепенно автоматизируется. По прогнозам ученых, через 20 лет машины уничтожат более 47 процентов рабочих мест.

Выхода из ситуации два: либо создавать путем государственного регулирования рабочие места, занимая которые люди будут выполнять экономически нецелесообразную работу, либо придумать более эффективный и справедливый способ распределения денежных средств.

На популярном портале Reddit этой теме посвящена отдельная ветка, где интернет-пользователи обсуждают все аспекты внедрения гарантированного дохода. По их утверждениям, это принесет обществу одну лишь пользу: в будущем многие обязанности можно будет поручить искусственному интеллекту и нейросетям, что существенно сократит расходы во всех отраслях экономики. Сэкономленные средства можно направить на выплаты населению, что позволит людям эффективнее использовать свой творческий потенциал.

Никсон и канадский городок

Сама идея гарантированного дохода была выдвинута довольно давно. Еще в августе 1969 года ввести ежегодные «базовые федеральные выплаты» в 1600 долларов призывал президент США Ричард Никсон. По его мнению, новая система позволила бы напрямую связать желание государства помочь нуждающимся и желание самих нуждающихся помочь себе. План Никсона вызвал бурное обсуждение, он дважды прошел голосование в палате представителей, однако был отклонен финансовым комитетом сената США.

Канадцам повезло больше. Именно они доказали, что идея гарантированного дохода — не утопия и действительно может помочь обществу покончить с бедностью. В сети любят вспоминать, что еще в 1974 году власти провинции Манитоба начали финансирование эксперимента, в ходе которого треть жителей небольшого городка Дофин ежемесячно получали определенную сумму. Пришедший к власти в 1979 году консервативный кабинет министров отверг инициативу по введению гарантированного дохода и закрыл эксперимент, но у исследователей было пять лет, чтобы доказать эффективность своей идеи.

Положительные результаты проекта стали очевидны в последние годы, когда разработавшие его специалисты и блогеры обратились к статистике. Оказалось, что Дофин, население которого в 1970-х годах находилось на черте бедности, превратился в процветающее поселение. Были собраны показания участников эксперимента: он помог им улучшить благосостояние, дать достойное образование детям, повысить собственную квалификацию и получать своевременную медицинскую помощь. Все это положительно повлияло на состояние малого и среднего бизнеса в городе.

Опыты с введением гарантированного дохода оказывались успешными и в странах третьего мира. В 2004 году в Намибии подобная инициатива позволила снизить долю бедного населения с 76 до 37 процентов, причем в стране существенно улучшилось качество медицинского обслуживания и образования, а преступность снизилась. В Индии в рамках такого проекта 6000 граждан ежемесячно получали всего семь долларов, но даже это положительным образом сказалось на их уровне жизни.

Новая экономика

С тех пор у гарантированного дохода появилась новая важная задача: не просто искоренить бедность, но решить проблему экономического роста, а также мотивировать людей заниматься собственным делом. После начала эксперимента, в котором сейчас участвует Франс Кервер, инициативой заинтересовались другие голландские города. В Швейцарии 6 июня 2016 года пройдет референдум по вопросу введения в стране гарантированного дохода. В Финляндии, Новой Зеландии и канадской провинции Онтарио власти уже готовы начать выплаты гражданам. Бизнес-инкубатор Y Combinator тоже готовит масштабный проект в этой сфере.

Профессор философии Университета Сан-Диего, известный блогер Мэттью Зволински отвергает популярную идею о том, что имеющие гарантированный доход люди перестанут работать вообще. По его словам, нынешние программы выплаты пособий куда больше способствуют тому, что получающие их люди не задумываются о работе: «Зарабатывая больше, вы теряете все преимущества, ведь ваш заработок начинают облагать чрезвычайно высоким налогом».

По мнению основателя частного краудфандингового интернет-проекта Mein Grundeinkommen («Мой гарантированный доход») немецкого предпринимателя Майкла Бомейера, идея гарантированного дохода зиждется на доверии человека к человеку. «Он дает гражданину свободу задать вопрос: как я хочу жить? Гарантированный доход — не левая и не правая идея. Это гуманистическая идея, дающая людям возможность бороться против системы и изменить ее».

Как пишет в своей статье в издании New Statesman публицист Лори Пенни, такая свобода выглядит как настоящая ересь для обычных экономистов, выступающих за свободный рынок: «В современном понимании экономических фактов индивидуум свободен выбирать, как его будут эксплуатировать, но он не может избежать эксплуатации, если ему не повезло родиться в богатой семье». Пенни утверждает, что основная задача гарантированного дохода заключается именно в устранении эксплуатации человека человеком и кризис на рынке труда не оставит властям всех стран мира иной возможности разрешить его.

Мы пойдем другим путем

Конечно, далеко не все согласны с идеей введения гарантированного дохода. Наиболее популярный аргумент противников такой схемы резюмировал известный экономический блогер Дон Бордо: «Я противник любого вида гарантированного дохода. Это принципиальная точка зрения, поскольку я против любой конфискации частной собственности, вне зависимости от мотива или личности конфискатора», — пишет он. Здесь Бордо имеет в виду, что гарантированный доход не происходит из ниоткуда — ведь средства на любую государственную выплату берутся из бюджета страны, который пополняется за счет сбора налогов. Он замечает, что некоторые либертарианцы поддерживают эту идею, считая, что она приведет к уменьшению конфискации (ведь гарантированным доходом предполагается заменить большую часть налогов), но сам экономист ее не поддерживает.

Более интересна критика инициативы со стороны граждан левых взглядов. Журналист Евгений Морозов, исследуя влияние технологий на общественную и политическую жизнь, в своей колонке для The Guardian пишет, что гарантированный доход сможет развязать руки крупным технологическим корпорациям, которые ратуют за его введение: «Это троянский конь, который позволит технологическим компаниям позиционировать себя в качестве прогрессивных, даже заботящихся об общественном благе организаций — играть в "хороших полицейских" в пику "плохим полицейским" с Уолл-Стрит, в то же время демонтируя все препятствия перед своим дальнейшим расширением».

Морозов предупреждает, что в случае введения гарантированного дохода «придется попрощаться со всеми "обременительными" программами социальной помощи населению и регулированием сферы занятости, которая обеспечивает права трудящихся».

Его точку зрения разделяют немецкие ученые Тимиан Буссемер, Кристиан Крелл и Хеннинг Мейер, авторы работы «Социальные демократические ценности в цифровом обществе». Их настораживает симпатия к идее гарантированного дохода консерваторов и либертарианцев, например экономиста Чарльза Мюррея и политолога Мильтона Фридмана, которые якобы хотели развалить систему пособий и льгот, защищающую попавшего в трудную ситуацию гражданина, и заменить ее на бездушный перевод денег из одного кармана в другой. Более того, введение такой системы позволит работодателям понижать зарплату сотрудникам.

Эти мнения вполне обоснованны, но далее начинается нечто необычное. Некоторые марксисты, как отмечают авторы публикации, считают, что гарантированный доход — это эксплуатация рабочего класса лодырями, передача прибавочного продукта в руки людей, непричастных к его производству. В этом они странным образом солидарны с крайне правыми либертарианцами, руководствующимися принципом «если ты это не заработал, это не твое».

Пожалуй, самый забавный левый аргумент против гарантированного дохода приводит публицист Дженнифер Бейкер на онлайновой платформе для левых блогеров Revolution News. Она считает эту инициативу шагом на пути к коммунизму, однако ей претит то, что гарантированный доход — это заведомо капиталистическая затея. А ведь это же коллаборационизм! Где же, спрашивается идея всемирной революции? Неужели вы хотите продаться буржуям? Подачки, умиротворяющие пролетариат, не способствуют усилению классовой борьбы, нужно руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» и идти другим путем.

Так, несомненно, можно поступить, но история ХХ века в красках свидетельствует о том, чем это все заканчивается.

Михаил Карпов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(207):

1 ... 789 10 11+1
-2 +1−3Vadim Bazyak20:31:41
05/05/2016
2 +2−0Serpent Arius20:28:44
05/05/2016
Просто интересно, люди, которые говорят "вырасти детей", хоть одного вырастили? Вы хоть какое-то понятие имеете, сколько для работяги стоит вырастить человека (или больше) и дать приличное образование? Или папа от вас всю жизнь правду скрывал?
Имею понятие. Не так уж и сложно. Почему-то в среднеазиатских республиках могут выращивать детей, а Вы не можете.
-2 +2−4Vadim Bazyak17:49:07
05/05/2016
5 +6−1Абра Кадабра13:33:24
05/05/2016
Ну пока что такого уровня автоматизации все еще нет, но тенденция правильная. Через десяток-другой лет развитые страны к тому и придут. Просто это реальная глупость - при очень высоком развитии цивилизации я почему-то должен думать как не умереть с голода. Это смешно.
в 18-19 веке тоже так думали. И даже не догадывались о сегодняшних профессиях. всегда будут появляться новые виды работ и услуг взамен автоматизируемых.
-2 +2−4Vadim Bazyak17:47:46
05/05/2016
1 +2−1Yemelya Kolovrat14:53:05
05/05/2016
Причем тут Ротшильды?
В Советское время Ротшильдов не было и с тунеядцами, халявщиками и несунами боролись более серьезно, но не победили.

Платить государство должно и обязано ( и особенно наше ) отработавшим свое пенсионерам и серьезно больным людям, утратившим работоспособность.

Тупое же, ленивое и вечно мечтающее о халяве быдло, а так же и протирающие зря штаны офисные бездельники не должны спонсироваться государством.
А почему пенсионерам должны платить?
Логично им платить, если во время их работы им не доплачивали. Это своего рода компенсация. Но в рыночной экономике, где каждый получает ровно столько, сколько заслужил, за что платить таким людям после прекращения их трудовой деятельности?
Вот, сколько они заработали, сколько скопили, пусть на то и живут. А также пусть дети их помогают.

Скоро государственные пенсии уйдут из нашей жизни, т.к. это пережиток прошлого.
-2 +1−3Vadim Bazyak17:44:25
05/05/2016
1 +2−1Deckard Rick12:34:38
05/05/2016
Я за такой коммунизм ! Можно будет нифига не делать и задрачивать онлайновые игры 24/7! ну а если кому то нужна социальная реализация, то он пойдет пахать и зарабатывать. никто не мешает. Конкуренции меньше ) А низкую производительность труда снизят с помощью роботов.?
со временем все перестанут работать, потеряют квалификацию и да здравствует первобытно-общинный строй.
-2 +2−4Vadim Bazyak17:27:10
05/05/2016
1 +4−3Собака Чжаочжоу08:01:11
05/05/2016
В обществе с "гарантированным доходом" тупую работу придется делать самому, поскольку у всех будут деньги и ни у кого не будет необходимости делать ее для вас. Я слабо верю, скажем, в то, что есть люди, которые занимаются вывозом мусора или починкой толчков из любви к искусству.

Либо сам по себе доход со временем обесценится и все вернется в отправную точку.
будет всё по законам рыночной экономики. Желающих чинить унитазы за прежние деньги станет меньше. а спрос будет прежний, следовательно стоимость починки унитаза вырастет до тех размеров, при которых их снова захотят чинить.

Т.е. просто вырастет стоимость многих услуг, но общее количество товаров и услуг в государстве останется прежним. А что это означает? Правильно - инфляция.
-2 +3−5Vadim Bazyak17:23:58
05/05/2016
9 +12−3Romualdas Arm07:27:53
05/05/2016
Да, но - с точки зрения советского государства она была иждивенкой и тунеядкой и пенсия ей не полагалась...
так она её не заработала. какого фига ей кто-то платить пенсию должен?
-2 +3−5Vadim Bazyak17:23:33
05/05/2016
20 +22−2Юрий Устинов00:42:43
05/05/2016
у меня бабушка была иждевенкой. перечислю чем она дома занималась пока дед на заводе работал.
готовила, стирала, уборка в доме, вода с колодца, растила без детсада двоих детей. огород 27 соток, скотина (корова, поросята, куры). плюс свекровь дома жила с психическим отклонением.
так что не всегда иждевение - путь к деградации.
ну, пусть бы твой дед её содержал. государству-то какое дело до этого или другим гражданам?

Важно не то сколько работать, а то, сколько ты производишь. Образно выражаясь, если ты копаешь яму в бетоне детской лопаткой по 12 часов в сутки, то ты идиот, и толку от такого труда нет.
-2 +0−2Peter Katayev16:42:48
05/05/2016
3 +7−4Ивано Иванов13:25:38
05/05/2016
Расстрелять либерастов, какая еще работа на себя, вся только для пользы Пу и братвы, про себя пусть забудут либеральные свиньи, Крымнаш, Сириянаш, дайте мне Харлей, я поехал в Польшу ))
Тебе надо дать 3,14зды, а не Харлей
-2 +0−2Яяяяяяша Иванов14:51:25
05/05/2016
5 +6−1Абра Кадабра13:33:24
05/05/2016
Ну пока что такого уровня автоматизации все еще нет, но тенденция правильная. Через десяток-другой лет развитые страны к тому и придут. Просто это реальная глупость - при очень высоком развитии цивилизации я почему-то должен думать как не умереть с голода. Это смешно.
Глупость это думать, что тебе должны толь по праву твоего рождения. Это также как некоторые думают, что им всем должны только потому, что у них глаза 4 размера)
Высокое развитие цивилизации говорите? А какое отношение лично вы к ней имеете? Почему строить эту цивилизацию должны одни, а халяву получать должны другие? С какого?
-2 +1−3Яяяяяяша Иванов10:36:10
05/05/2016
2 +2−0поживЁм - увидим10:24:25
05/05/2016
Наука, творчество, культура - это сфера деятельности человека, а остальное по желанию - это идеальное общество, вот только те кто сидит на мешках с золотом скорее развяжет третью мировую чем позволит ввести гарантированный доход. Более того аргумент о том, что при наличии гарантированного дохода никто ничего делать не будет - не состоятелен, конечно есть процент как бы людей которые сопьются и сколятся, но большинство по природе своей будут работать, труд необходим человеку, ведь большинство за собой замечали валяясь на пляже вторую недельку, что как-то от отдыха начинаешь уставать, хочется созидать и суетится ?
Ага, все так и мечтаю работать дворниками и сантехниками ковыряясь в говне из любви к искусству и для само развития или потому что им скучно нечего не делать.
И еще момент, зачем хорошо работать ( особенно в сфере услуг) если всегда можешь послать всех и пойти домой не думая о деньгах, только потому, что у тебя плохое настроение. . Какой стимул?
-3 +0−3Vadim Bazyak21:09:34
05/05/2016
0 +0−0Steven Art20:59:55
05/05/2016
а деньги на все это где взять? ну как, подскажите
Если у Вас есть грамотный бизнес-план, то инвесторы найдутся.
Либо можно из собственных накоплений начать.
Но 99% жалующихся даже и не пробовали, а в школе учились на тройки.
-3 +1−4Vadim Bazyak21:06:18
05/05/2016
3 +3−0Steven Art20:44:14
05/05/2016
когда встает вопрос между жизнью и прогрессом, люди выбирают жизнь
В Англии ума хватило это быдло обуздать. В России, боюсь, быдло бы победило.
-3 +0−3Vadim Bazyak20:54:04
05/05/2016
Комментарий удалён.
Ладно. Есть олигархи и чиновники, которые растаскивают доходы от продажи сырья, ОК. Но что мешает Вам строить свои бизнес в других сферах? Хорошо учиться, развиваться? Осваивать основы экономики и ведения бизнеса? Что-то изобрести, наконец? А?
Да совсковый менталитет россиянам мешает и иждивенчество это галимое пролетарское!!!
-3 +1−4Vadim Bazyak17:50:36
05/05/2016
2 +2−0Сириус13:59:09
05/05/2016
А мне и не нужно, чтобы государство оплачивало мою жизнь. Лично мне было бы достаточно, что государство не украдет МОЮ пенсию, не обнулит накопления, в результате очередного "эксперимента" эффективных менеджеров, и просто не будет мешать работать, со всякими коррумпированными сотрудниками полиции, санэпиднадзора, пожарными и прочей государственной шушерой.
а вы исполняйте законы и тогда никто Вам мешать не будет.

Да и воспринимайте пенсионные отчисления просто как налог, а на старость копите из оставшихся доходов. + дети - лучшая инвестиция на старость, они Вас и смогут потом содержать, только воспитайте правильно.
-3 +2−5Vadim Bazyak17:19:17
05/05/2016
11 +16−5Сергей Ирхужин00:19:01
05/05/2016
Через 30-50 лет все будут на пособиях сидеть, во всём мире. Так как работы просто-напросто не останется. Автоматизация, искусственный интеллект, роботы, лишат людей рабочих мест не только в сфере промышленности, но и в сфере обслуживания, офисной работы и даже частично в сфере управления. Это прогресс, это неизбежно. Эти процессы уже начались. Уже существуют полностью роботизированные заводы. В некоторых европейских странах уже начинают вводить гарантированный безусловный основной доход для каждого. Помимо уже существующих соцпособий.
разу вспоминаются бунты в Англии времен промышленной революции. когда было считало, что машины лишают их работы. Вот так бы мы и жили бы на уровне 18 века, если б тогда победила эта идея.

Новые виды труда и услуг всегда появляются.
-3 +1−4Vadim Bazyak17:18:39
05/05/2016
Мечта большинства россиян. Однако многие не понимают, что для поддержания такого гарантированного дохода на высоком уровне нужно каким-то образом изъять эти деньги у производящих товар и услуги организаций и граждан. Т.е. это элементарное увеличение налоговой нагрузки на тех, кто работает, со стороны неработающих.

С экономической точки зрения это похуже, чем коммунизм.

Все сокращенные в результате автоматиз-ации производств люди должны переходить в новые отрасли и сферы деятельности. Сразу вспоминаются бунты в Англии времен промышленной революции. когда было считало, что машины лишают их работы. Вот так бы мы и жили бы на уровне 18 века, если б тогда победила эта идея.
-3 +2−5Владислав Малыхин14:13:17
05/05/2016
0 +7−7Ивано Иванов13:22:39
05/05/2016
Я думаю, чтобы не платить пособия Путины и такие как он просто планомерно истребят население, так же как это он делает сейчас с русскими, минималка 6200р., а на неё еще нужно устроиться, не устроился, поехал в Сирии, там тебя накрыли ВКС, профит, одним ртом меньше...
А не проще получить специальность и не думать о минималке?
-4 +0−4Vadim Bazyak20:32:19
05/05/2016
2 +2−0Елена ••••••••18:52:35
05/05/2016
воспитать нормально - это как? не у всех дети будут зарабатывать с такими излишками, чтобы содержать себя, своих детей и еще родителей!
просодержать родителей-стариков любой нормальный человек может. Не надо уж из людей совсем немощных делать
-4 +2−6Vadim Bazyak17:38:01
05/05/2016
5 +7−2Павел Пырин05:57:54
05/05/2016
Яркий пример детские пособия и пенсии по инвалидности в деревне, большинство тупо пропивается, так будет и с большей частью гарантированного дохода. А так идея здравая, капиталист будет знать, что он должен создать условия, чтобы к нему пошли работать - интересная работа, зарплата и т.д. Иначе человек его пошлет туда, откуда не возвращаются. И ответьте мне на вопрос: "Это капиталистам надо? Рубить сук на котором сидят?". Кто пойдет работать за копейки на фабрику, кто будет слушать бред корпоративной этики, гимны на работе распевать? Бизнесом и страной руководят не идиоты - нужен послушный народ, работающий на двух работах за копейки, чтобы оплатить ипотеку, учёбу, врачей. И мыслей, что это как-то всё не очень правильно и кто имеет доходы с земли русской не возникало. Ну вечером дуроскоп посмотреть, там одна дебилка пары создаёт, а второй в гавне роется.
У Вас мышления и знания экономики на уровне 19 века.

работник - тоже торговец. он торгует своим временем и трудом. а капиталист покупает у работника его труд. если спрос на работу больше, чем спрос на работников, то естественно зарплата будет низкой.

Но, если не нравится получать низкую зарплата, а при этом работник считает, что он весьма производителен и приносит капиталисту большую прибыль, то пусть этот работник организует собственное производство и сам начнет нанимать работников. Тем самым рабочих мест станет больше, спрос на работников увеличится, а за ними и зарплаты.

Рыночная экономика. мать её, соотношение спроса и предложения!

Хватит эту чушь нести в духе Карла Маркса, про эксплуатируемых несчастных работников. Не нравится, не работай!
-4 +3−7Дмитрий Шапкин10:59:15
05/05/2016
9 +12−3Romualdas Arm07:27:53
05/05/2016
Да, но - с точки зрения советского государства она была иждивенкой и тунеядкой и пенсия ей не полагалась...
что логично) Она не приносила обществу доход. она работала НА СЕБЯ))
1 ... 789 10 11+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь