„ | «Всех в школы, и Африка станет раем»
-------------------------------------------------
Это касается не только африки. Но строятся в мире не школы, а мечети, церкви и храмы. | “ |
Десятки тысяч спасенных от геноцида в Руанде и Бурунди и рабского труда в Пакистане. Один хирург на миллион жителей Южного Судана. Священник и его госпиталь посреди гражданской войны в Центральной Африке. Корреспондент «Ленты.ру» побывал на вручении Aurora Prize for Awakening Humanity — международной премии за достижения в гуманитарной сфере — и пообщался с теми, кто каждый день помогает людям не потерять надежду.
Вначале была казнь. 1993 год, Бурунди, более 70 соседей из племени хуту убили прямо на глазах пытавшейся спрятать их Маргерит Баранкитс, принадлежащей к племени тутси. До полномасштабного геноцида тутси — миллион погибших в соседней Руанде — оставалось менее года.
Потом был «Дом мира», открытый Маргерит для сирот — 30 тысяч детей воюющих племен за двадцать с небольшим лет. Затем — больница REMA, через которую прошли 80 тысяч пострадавших от войны. В прошлом году Мэги, как называют ее подопечные, была вынуждена бежать из Бурунди в Руанду: очередной раунд гражданской войны и разногласия с президентом страны, решившим вопреки конституции идти на третий срок.
«Кажется, я получила обратный билет в Бурунди», — радуется доктор Баранкитс, первый лауреат Aurora Prize. Артист и общественный деятель Джордж Клуни, сопредседатель отборочной комиссии Aurora Prize улыбается. Зал встает. Аплодисменты.
Место действия — Ереван. На календаре — памятный день: в Армении вспоминают жертв геноцида 1915 года. Aurora Prize — в честь Авроры Мардиганян, пережившей геноцид и написавшей об этом книгу. Впрочем, никакой спекуляции по теме «не надо быть жертвой все время», — говорит соучредитель Aurora Prize бизнесмен и филантроп Рубен Варданян. «Это портит людей. Ста лет достаточно для того, чтобы начать жить не только прошлым, но и будущим. Мы помним о геноциде и мы благодарны тем, кто сегодня спасает людей», — считает он.
Лауреат получает сто тысяч долларов — еще миллион идет гуманитарным организациям, которые указывает победитель. От одной до трех, включая даже свою — если она работает более пяти лет.
«Как распоряжусь премией? — Маргерит удивлена вопросом. — Я беженка, живу в Руанде. 300 тысяч беженцев из Бурунди живут в Руанде и еще трех соседних странах. Сейчас я занимаюсь 50 тысячами человек, в том числе пятью тысячами детей. Некоторые беженцы подвергались пыткам — их кастрировали, обливали кислотой. Их надо лечить. Есть триста девчонок-студенток, надо вернуть их в университеты».
Закон против традицииПомимо Джорджа Клуни, церемонию посетила нобелевский лауреат Ширин Эбади, первая в Иране женщина-судья. В списке лауреатов преобладают не самые известные в России имена. Это и понятно. Геноцид тутси и женское обрезание не самые актуальные темы в российской повестке.
«Ущербные, калечащие людей культурные практики должны быть побеждены», — уверена Джозефина Кулеа, глава организации «Девушки Самбуру» в Конго. Движение борется против женского обрезания и ранних браков, за то, чтобы все подростки ходили в школу. Наибольшее недовольство у доктора Кулеа вызывает обычай, согласно которому потенциальный жених может надеть ритуальное ожерелье на совсем маленькую девочку — с тем, чтобы через несколько лет по традиции подарить ее семье корову (в Конго коровы очень дороги) и получить все брачные права.
«Приехал некий доктор наук, которому 54 года, в одну из наших деревень — заранее присмотрел себе девчонку, чтобы жениться, — вспоминает доктор Кулеа. — Ей теперь 14, а дочери жениха — 21. Мы привлекли всех, в том числе полицию, которая несколько раз не принимала наше заявление. На нас все смотрели как на рехнувшихся. Прежде всего родители девочки — им-то брак выгоден: доктор наук, богатый человек, давал за их дочь больше, чем корову».
Пройдя несколько инстанций, Жозефина и ее юристы добились, чтобы жених был оштрафован и получил срок. Буква закона Конго не сильно отличается от западных стандартов. Однако с доктором Кулеа, по ее признанию, не согласны 90 процентов сельских жителей. Ее оппоненты уверяют, что без ожерелий и связанных с ним обязательств девушки не смогут сохранить себя до брака, и, соответственно, их семьи не получат ни коров, ни прочие блага. Но Жозефина настроена решительно: «В битве культуры и закона мы на стороне закона, как бы нам ни угрожала община».
Один на миллионЗакон против трудового рабства в Пакистане принят в 1998 году, но толком не работает до сих пор. «За одну смену в двенадцать часов двое взрослых и два ребенка делают тысячу кирпичей», — голосом школьной учительницы излагает Седа Гулам Фатима, активист из Пакистана. Речь о кабальном труде на кирпичных заводах и стройках страны — где за треть минимальной зарплаты работают около четырех миллионов пакистанцев. В кабалу приводят долговые расписки, чаще всего — заем денег на весьма затратное мероприятие: свадьбу. «Разумеется, владельцы кирпичных заводов и стройплощадок устраивают так, чтобы люди не могли покрыть долги годами и даже десятилетиями», — поясняет Седа.
Ее «Фронт освобождения от кабального труда» часто выкрадывает рабочего с семьей и перевозит в другой район страны. Как правило, такие операции проводятся с помощью финансово мотивированных полицейских. «А если есть деньги на крупную взятку, то можно привести полицию к держателю расписок и вызволить людей, что называется, оптом», — сообщает Фатима. Скрываться ей незачем: практика и тактика подобных спасательных операций в Пакистане известны не хуже, чем само рабство. В результате — несколько покушений на Седу и ее семью, 2,3 миллиона долларов пожертвований на Фронт со всего мира и 80 тысяч бывших рабов с пакистанских строек, получивших шанс на новую жизнь.
«Слушайте, тут два грузовика с ранеными. Кажется, около базы взорвался танк. Скоро увидимся!» — обещает по скайпу Том Катена, американский хирург из Южного Судана. На церемонию Катена не явился. В госпитале на 435 коек в районе Нубийских гор Том с его специальностью — один на миллион, и это совсем не метафора.
Зато приехал Бернар Кинви, настоятель храма в Боссемптеле, что в Центрально-Африканской республике. В ЦАР — гражданская война, и отец Бернар несколько лет пытается удержать на расстоянии две группировки: мусульманскую «Селека» и христианскую «Антибалака». Получается, по собственному признанию священника, не всегда. Но пострадавших на территории храма и госпиталя он принимает вне зависимости от принадлежности и вероисповедания. «Одно условие, — говорит отец Бернар. — Все пушки оставляем за воротами». Как и все финалисты, Кинви, наряду с Катеной и Фатимой, получил 25 тысяч долларов — которые, скорее всего, потратит на кабинеты офтальмолога и дантиста.
А где люди?«Я не хочу больше заниматься сиротами», — почти кричит Маргерет Баранкитс в лицо бывшему послу США при ООН Нэнси Содерберг. Идет круглый стол «Диалоги Авроры» — дискуссия о гуманитарных проблемах, в первую очередь о беженцах. «Вы работали в ООН и в американском Совете национальной безопасности — и вы должны прекратить эстафету равнодушия. Десять процентов жителей бежало из Бурунди. Я тоже. Международное сообщество должно заниматься теми, кто страдает от бездействия международных организаций», — говорит она.
«Я работала с ООН, — чуть позже объясняет Маргерит. — Сотрудникам ООН не хватает готовности слушать простых людей. У них там цели, механизмы, результаты, стратегии. А где люди?»
Примечательно, что именно об этом говорили и представители ООН — обращаясь уже к правительствам. «Беженцы — в первую очередь люди, а не проблема, — подчеркивает Хина Джилани, спецпредставитель ООН по взаимодействию с правозащитниками. — Не используйте беженцев для выгоды вашего государства. И пожалуйста, прекратите говорить о борьбе с бедностью вообще. Говорите о том, как помочь конкретным бедным, каждому из них».
«Всех в школы, и Африка станет раем», — уверена Маргерит Баранкитс. Сегодня грамотность в Африке — от 10 до 20 процентов. Цена школьного вопроса для подопечных Жозефины Кулеа из «Девушек Самбуру» — 1500 долларов в год на каждую, а сейчас у нее 158 школьниц. С помощью Жозефины школу уже окончили более двухсот девушек. «Вкладывать в нас надежнее, чем давать денег какой-либо семье на очередную корову, — уверен доктор Кулеа. — Образование, в отличие от коровы, будет кормить вас до конца».
Юрий Васильев Ереван — Москва
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
15 +15−0 | Mariposa Morena | 16:52:55 01/05/2016 |
«Всех в школы, и Африка станет раем» ------------------------------------------------- Это касается не только африки. Но строятся в мире не школы, а мечети, церкви и храмы. |
10 +10−0 | Хрюн Моржов | 18:26:43 01/05/2016 | ||||||
| ||||||||
скрепы однако. для них образование помеха. |
10 +11−1 | Oleg Freedom | 18:19:40 01/05/2016 |
больше рассказов об африке - и наша жизнь будет казаться нам легче |
8 +8−0 | MIke A | 21:58:47 01/05/2016 | ||||||
| ||||||||
В Европе все живущие там негры могут получить образование, но почему-то это не очень помогает. Может дело в самих неграх. |
4 +4−0 | tryundel | 00:58:33 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Если бы мужское обрезание заключалось в отрезании самой чувствительной части полового органа по аналогии с женским, то, я думаю, что возражений было бы много |
3 +3−0 | Mariposa Morena | 09:12:33 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
северный кавказ это "святая корова" которую сам кремль страхует, поэтому да всем до лампочки как там "рабы" трудятся |
3 +3−0 | Proud Dictator | 22:44:32 01/05/2016 |
Большая часть населения планеты это беднота и нищета. Как правило из за скудости своего материального состояния и соответственно скудости ума, у таких людей преобладают животные инстинкты над интеллектом. В таком состоянии люди не задумываясь о последствиях воспроизводят еще больше себе подобных, таких же бедных или таких же нищих. Шанс выбраться из так называемых гетто равен нулю. Рожденный и воспитанный в антисоциальных условиях человек никогда ничего не добьется в жизни, вся жизнь его пройдет на обочине дороги жизни других, тех которые уже родились в богатых семьях. Беднякам уготована судьба всю жизнь работать в качестве раба или прислуги на богатых, таким образом делая их еще богаче. А себя еще более зависимее. |
3 +4−1 | Михаил Коровьев | 21:39:52 01/05/2016 |
Зачем вмешиваться в естественный отбор? |
2 +2−0 | Руслан Хасбулатов | 12:05:21 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
СССР совершил экономический рывок на пути индустриализации и после ВОВ в50-60 годы именно благодаря ликвидации безграмотности и повышению расходов страны на образование в 20-40 годы.Даже в годы войны,там где не было оккупации, все школы работали. Все страны добиваются экономических успехов только при повышении расходов на образование и его доступности.К сожалению в РФ, судя по действиям нашей власти,экономического рывка не будет. |
2 +2−0 | Тахир Ш | 08:00:55 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Рабочие в Пакистане - сами дураки, как наши валютные ипотечники, нечего было набирать кредитов. ----------------------------------------------------------------------- У вас у самих на Северном Кавказе такие же кирпичные заводы и такие же рабы были, сюжет по "Человек и закон" как то смотрел. Как сейчас там? Или тоже до лампочки? )) |
2 +2−0 | tryundel | 00:55:36 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
исторически первые шшколы для населения появились при церквях. Потом европейская цивилизация основана была на христианских ценностях. Многим они сейчас кажутся устаревшими, но по сравнению с традиционными африканскими, это большой прогресс |
2 +3−1 | Вадимир Долвич | 23:41:16 01/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Что бы не быть животными? |
2 +2−0 | Сергей Ирхужин | 23:09:40 01/05/2016 |
Хорошая статья. Особо ярым любителям традиций и архаики почитать бы. |
2 +2−0 | Кристина Ветрова | 21:54:11 01/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Жестко, но оспорить сложно... |
1 +1−0 | Тахир Ш | 12:08:11 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Научный атеизм был один из двигателей прогресса в СССР. Сейчас же попы все испоганили. |
1 +1−0 | Тахир Ш | 07:47:44 02/05/2016 |
Африке нужна программа подобной той что большевики в бывшей РИ провели. Ликвидация безграмотности, проще Ликбез. К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало XX века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1 %, в том числе 29,3 % мужчин и 13,1 % женщин. За 20 лет в стране ликвидировали безграмотность. |
1 +3−2 | Оккультист _ | 07:45:24 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
Пока в Зимбабве всем управлял Белый Человек, это была одна из богатейших стран Африки, а когда белых выгнали, то местные развалили всё за несколько лет. Теперь это беднейшая страна мира, у которой даже национальной валюты нет. Как бы намёк понятен - неграми должен управлять белый человек, как минимум, на протяжении 100-200 лет. Киплинг был прав, говоря о миссии белого человека. |
1 +1−0 | Оккультист _ | 07:41:21 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
XXI век на дворе! Не XV, так почему на планете ещё такое существует? Мы вплотную подошли к созданию квантовых компьютеров, искусственного интеллекта, готовятся на Марс лететь, - и тут же "племенные войны" и обрезания. |
1 +1−0 | Мирсаид Давыдов | 22:03:42 01/05/2016 |
Бедные люди. |
0 +0−0 | Rupor Pravdovich | 18:55:06 02/05/2016 | ||||||
| ||||||||
дело в культурной среде в которой человек формируется а не в расе |