«Алкоголь лишь усиливает страх»

00:12 27/04/2016 Путешествия
«Алкоголь лишь усиливает страх»
>Алкоголь лишь усиливает страх дальше заголовка можно не читать.

Даже сейчас во время экономического кризиса и общего спада пассажиропотока аэропорты только Московского авиационного узла перевозят более 5 миллионов пассажиров ежемесячно. Для одних путешествие по воздуху означает радость и положительные эмоции. Ведь впереди заветный отдых, море, новые яркие впечатления. Но для других это тяжелое психологическое испытание. О том, почему возникает страх полета и как с ним бороться, «Ленте.ру» рассказал пилот, авиационный психолог и основатель центра по борьбе с аэрофобией «Летаем без страха» Алексей Герваш.

«Лента.ру»: Почему люди боятся летать? Влияют ли на это авиакатастрофы и другие инциденты, связанные с авиаперевозками?

Алексей Герваш: Прежде всего отмечу, что нет никакой связи между количеством авиакатастроф и числом аэрофобов. Аэрофобия — психологическое расстройство, которым страдают около 30 процентов людей. Корень аэрофобии — в так называемом дефиците доверия к жизни. В целом люди делятся на две категории. К первой относятся те, для кого мир глобально надежен и безопасен, несмотря на единичные теракты, катастрофы и прочее. Ко второй — те, кто практически всегда и везде видят угрозу и только в единичных ситуациях чувствуют себя в безопасности. Поэтому ни одна авиакатастрофа не окажет серьезного психологического влияния на первую группу, но может послужить еще одним аргументом против путешествия по воздуху для второй.

У людей из второй группы есть несколько иллюзий, которые позволяют им существовать в этом «чудовищно опасном мире». Во-первых, это иллюзия абсолютной безопасности в конкретных местах (например, у себя дома). Улица, автомобили, общественные места «на земле» воспринимаются как относительно безопасные. Другими словами, опасность есть, но либо я «все и всегда контролирую», либо «если что, я сбегу и спасусь». Люди восполняют дефицит доверия к жизни этими иллюзиями и стремлением к тотальному контролю.

Аэрофобы воспринимают самолет как источник опасности — место, откуда невозможно вернуться живым и здоровым. А если это все-таки получилось, то вопреки всему или благодаря счастливому случаю. Кстати, что интересно, среди аэрофобов больше женщин, чем мужчин (соотношение примерно 55 на 45 процентов). При этом женщины намного чаще обращаются за специализированной помощью, стремясь побороть свой страх.

Существует ли какая-то взаимосвязь между страхом полетов и, например, террористической угрозой?

Нет таких, кто боится летать только из-за угрозы терактов. Ведь, как ни печально, это может произойти где угодно. Опасность подстерегает нас повсюду. Может кирпич на голову упасть, можно поскользнуться на лестнице. Но это не означает, что надо сидеть дома. Просто в случае с полетом на самолете у человека отсутствует иллюзия контроля ситуации.

Эксперты установили, что после теракта в США 11 сентября 2001 года действительно наблюдался коллективный стресс и многие стали реже летать между Нью-Йорком и Вашингтоном, предпочитая ездить на автомобиле. При этом многократно увеличилось количество аварий и возросла смертность на дорогах. Подсчитано, что количество жертв страшного теракта в США приближается к 40 тысячам человек. Непосредственно 11 сентября погибли около трех тысяч человек, а остальные — так называемые «сопутствующие» жертвы, те, кто погиб в результате аварий, которых не должно было произойти.

Можно ли победить аэрофобию? И если да, то как именно?

Да, вылечить можно практически любого аэрофоба. Всего у 2 процентов аэрофобов эта проблема находится за гранью психологии, перешла на уровень психиатрии. Но, что интересно, остальные 98 процентов считают, что они как раз и входят в эти 2 процента.

В российском обществе не вполне адекватное отношение к аэрофобам. Их не понимают и не воспринимают их страхи всерьез. Что говорить — у нас отсутствует культура обращения за помощью к психологам в принципе. Скажем, если в Голландии у человека болит голова или спина, он идет к врачу и решает свою проблему. В России же большинство сначала займется самолечением, потом испробует «верные» советы друзей и знакомых, и только если все это не поможет, обратится за помощью к врачу. Таков наш менталитет. А аэрофобы к тому же особо мнительные и недоверчивые по натуре люди, они тянут до последнего, чтобы не признавать наличие проблемы. Например, подавляют страх алкоголем.

Но разве это не одно из возможных решений проблемы? Выпил перед полетом пару бокалов вина и прекрасно проспал весь рейс…

Нет, алкоголь только усугубит страх. Во-первых, спиртное сильно влияет на вестибулярный аппарат. Состояние полета уже нестандартно для организма, алкоголь же многократно усиливает эти ощущения. Во-вторых, в сознании четко формируется схема: «я употребляю алкоголь, чтобы устранить себя из этой среды, значит, та ситуация, в которой я нахожусь, опасна». Так человек еще сильнее на подсознательном уровне формирует связь между опасностью и самолетом, и выбраться из этой ловушки самостоятельно ему все сложнее.

Многие боятся зон турбулентности…

Это лишний раз показывает, что нет никакой связи между аэрофобией и рисками. Самолет в зоне турбулентности — это стандартная ситуация, к которой абсолютно приспособлен и борт, и экипаж. Многим кажется, что, когда самолет «трясет», с ними что-то не в порядке. На самом деле это никак не связано с безопасностью полета. Но страх не поддается логике. Мнительный, тревожный человек склонен придумывать, фантазировать и создавать свое собственное «кино», в котором турбулентность — синоним опасности.

Страх полета — это такой же страх, как клаустрофобия или боязнь высоты и тысячи других фобий. Аэрофобы боятся не из-за того, что не понимают, как и почему летает самолет. У этого страха психологические причины. И бороться с ними поможет психология, а не только лишь логика и здравый смысл.

Уделяют ли внимание проблеме аэрофобии сами авиакомпании?

Сегодня в мире есть около 50 центров по изучению аэрофобии и борьбе с ней. И 40 из них функционируют при крупных авиакомпаниях. Проблема боязни полетов не нова и глубина ее очевидна. Крупные перевозчики понимают, что 30 процентов аэрофобов — это сотни тысяч потенциальных пассажиров.

А как с этим обстоят дела в России?

Отечественные авиакомпании эту проблему стараются не замечать. В нашей стране существует единственный специализированный центр по борьбе с аэрофобией — «Летаем без страха», где применяется оригинальная психологическая методика. Терапия состоит из двух частей: лекции, беседы, разбор совместных полетов и т.д., а также самостоятельная работа, то есть самостоятельные полеты. В ходе курса обсуждаются индивидуальные причины аэрофобии у каждого пациента, выявляется ошибочное и формируется правильное мышление относительно авиаперелетов, разбираются и корректируются логические цепочки, связанные с восприятием полета. Мы учим, как справиться с паническим расстройством, страхом, другими проявлениями аэрофобии, как контролировать свои эмоции. Также непременно проводится и обязательный авиаликбез, где просто и понятно рассказывается, как летает самолет, что его держит в воздухе, что такое турбулентность и многое другое.

У клиентов есть возможность увидеть полет глазами пилотов — на тренажере Boeing 737, получив объяснение всех происходящих технологических процессов. Также с помощью виртуальной реальности мы можем смоделировать полет и таким образом подготовиться к нему еще на земле. Наконец, по желанию организуем совместный полет, чтобы в реальных условиях проверить свои успехи по борьбе с аэрофобией.

Вторая часть терапии продолжается всю оставшуюся жизнь. Но, как правило, те, кто проходят наш курс, в дальнейшем успешно летают самостоятельно, забыв, что такое страх полета. Мы помогли уже примерно 7 тысячам человек избавиться от аэрофобии.

Что делать, если у вас или у вашего соседа приступ паники?

Как ни банально это звучит, постарайтесь успокоиться. Поймите: волнение перед полетом — это нормально. Тут нет ничего необычного. Ведь полет на самолете для нас — нестандартная ситуация. Большинство не летают каждый день. Так что испытывать легкое волнение вполне допустимо.

Но аэрофобия — это реальная фобия, а значит, довольно серьезное расстройство. И вылечить его алкоголем, разговорами с друзьями, советами посмотреть телевизор, послушать музыку или разгадать кроссворд, увы, не получится. Все это только сформирует «навыки неправильного полета», когда человек изобретает себе ряд ритуалов и старается неукоснительно следовать им. К таковым относится, например, тщательная проверка того, что мобильный телефон выключен во время взлета и посадки. Аэрофоб очень серьезно относится к этой просьбе экипажа и требует от всех окружающих немедленно выключить телефоны и планшеты. Неужели вы думаете, что безопасность воздушного судна стоимостью 300 миллионов долларов зависит от включенного мобильного? Самолет — сложная конструкция, где все продумано до мелочей и любая система многократно дублируется. Поэтому в идеале во время полета у человека должно быть такое же ощущение, как, например, при поездке в трамвае.

Мой главный совет: не читать советы дилетантов в интернете, а трезво оценить свое состояние. Относитесь ли вы к 70 процентам обычных людей, которые просто волнуются перед полетом, или все же попадаете в оставшиеся 30 процентов аэрофобов. Если вы во второй группе, лучше всего обратиться за профессиональной помощью. Стесняться этого не надо.

Беседовала Татьяна Алексеева

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(34):

1 2+1
8 +10−2John Doe02:18:45
27/04/2016
>Алкоголь лишь усиливает страх
дальше заголовка можно не читать.
3 +3−0Йося Шкодманн08:12:49
27/04/2016
8 +10−2John Doe02:18:45
27/04/2016
>Алкоголь лишь усиливает страх
дальше заголовка можно не читать.
а что такого. Вы дрессируете ваш мозг тем что связь страх - алкоголь это нормально. Дальше только хуже.
3 +5−2Алекс К06:23:23
27/04/2016
1 +4−3Alex Brin06:01:54
27/04/2016
За последние 10 лет по работе облетел всю Россию вдоль и поперёк, особенно Сибирь и ДВ. Трезвым в самолете не был ни разу.
Про что статья? Про очкунов, которые боятся? Не понимаю, чего можно бояться в авиаперелете.
А вот бухариков, которые "страх заглушают" я бы вносил в черный список с запретом навсегда летать на самолетах. Достали уже пьяные тела в салоне.

Те, кто очкуют, пусть летают поездами.
1 +1−0Mario Santos17:56:05
27/04/2016
-1 +0−1Алекс К17:01:10
27/04/2016
Успешный физик не знает, почему и как летают самолеты? Ваш ребенок Вас обманывает, он не физик, а чем-то другим занимается.

Летел я тут пару лет назад в Москву. Рядом мужик сидел. Началось с того, что он не мог застегнуть ремень безопасности, я ему помог. Минут через 20 после взлета попали в турбулентность. Он так робко меня трогает за руку: "А скажите, вот то, что нас так трясет - это нормально?" Я, спокойный, как удав, говорю ему - это простая турбулентность, ведь воздух - это не гладкая дорога, есть зоны перепадов давления, воздушные массы перемешиваются и движутся хаотично" Тут, на счастье, как раз КВС по громкой связи объявил, что, мол, не беспокойтесь, еще минут 15 потрясет, потом все будет нормально.
Ладно, успокоился мой сосед вроде.
Уже в Москве при подлете к аэропорту самолет вдруг заложил вираж и начал поворот. Мой сосед опять весь трясется, спрашивает у меня: "А скажите, что это, почему мы не садимся, мы будем вокруг кружить, чтобы топливо выжечь, у нас что-то случилось?"
Елки-палки, объясняю ему, что самолет заходит на глиссаду всегда против ветра, чтобы подъемную силу не терять, поэтому диспетчер сообщает направление ветра и говорит, с какого конца полосы заходить на посадку. Сейчас, видимо, ветер попутный, поэтому заходить будем с другого конца полосы, для этого и делаем поворот.

И заметьте, при этом я не имею ни малейшего отношения к авиации, я инженер и обладаю определенным техническим кругозором. Но по-моему, столь элементарные вещи знают все.

Меньше трусости, больше уверенности и знаний. А когда начинают креститься, мне становится смешно.

А, кстати, у физика не возникает вопросов, почему не тонет железный корабль? :-)
Видимо их так хреново в Чикаго учат. Аэродинамику знает, про корабли тоже, так как уже в аспирантуре, физик-ядерщик, на конференции международные ездит. Вопрос в том, что, обладая всеми знаниями и совершенно точно зная как все работает, на 100% зная, что все идет как надо и даже турбулентность неопасна, человек запускает механизм иррационального страха, животного. Я слышал про нейро хирурга- Наталью Бехтереву, которая была нереально крута, но верила в бога, загробную жизнь и существование души. Ее, я думаю, тоже хорошо учили, но натура человека такая штука. Вот спросил ребенка, он ответил- в самолете комбинация противоестественных для человека факторов- высота, скорость. Если вы не боитеь летать то это именно от незнания как все работает. Кроме того, на корабле у меня есть шанс, а в самолете, в случае чего, он нулевой. Вот ответ.
1 +1−0Дмитрий Калиниченко14:41:29
27/04/2016
Для человека, по очевидным причинам, вполне естественно бояться как высоты, так и полета. Тот, кто называет аэрофобию психологическим расстройством, и к тому же делит людей на две(!) категории, одна из которых "хорошая", а другая "плохая", не психолог, а "ругательство" НЛПшник.
1 +1−0Игорь Кулешов10:53:00
27/04/2016
1 +3−2Михаил Коровьев07:05:01
27/04/2016
Ну, если вы не знаете чего можно бояться - по-видимому, вы мало (или очень удачно) летали.

По поводу пьяных - отделяйте мух от котлет. Пьяные тела в салоне - это одно, а выпить вмеру для более приятного провождения времени в полёте - совсем другое...

А при перелётах более 12-14 часов - даже и эта развлекаловка не помогает... ?
Но тут осторожно нужно. Летел компанией в Египет: товарища укачивает. Так он как только взлетели вскрывает запечатанный дьютифришный пакет со специально для этого купленным наркозом и ... я вынужден ему составлять компанию чтобы он не ужрался (в одиночку он, в принципе, может), ну и как сдерживающий фактор ("да погоди ты, не части так!"). Короче весь полет все нормально: лишь совсем слегка на веселе, никого не трогаем, разговариваем. Но как только в Шарме самолет коснулся бетонки - мгновенно накрывает обоих! Перепад давления сыграл злую шутку :) Другие ребята тыкают на транспортерную ленту: "6ля, Игореня, соберись! Какая у тебя сумка была? Эта? Да не, у него чемодан был. Да с сумкой он летел.".
1 +1−0Mario Santos10:42:33
27/04/2016
Аэрофобия заразна. Я умеренный аэрофоб. Один летаю нормально. Всегда выпиваю, рейсы в основном, длинные, дольше 11 часов. Все успею сделать, и выпить и протрезветь. Мой взрослый, абсолютно непьющий ребенок- аэрофоб жуткий. А так как он физик по профессии (причем, удачный физик такой), мне становится не по себе каждый раз когда он говорит- все таки летать противоестественно и, самое кошмарное, НИКОГДА НЕ ПОЙМУ ЭТИ МЕХАНИЗМЫ. Потом я занимаюсь своим делом, а он сидит напряженно, с поднятой спинкой, почти не моргая, и этим меня вымораживает. Все время, что пересекаем океан, около 7 часов, так сидит, а как влетаем на континент отрубается, аж храпит. А меня продолжает колбасить на автомате. Ну и те, кто крестится истошно добавляет перца.
1 +4−3цыау вап09:28:07
27/04/2016
1 +1−0Михаил Коровьев06:58:09
27/04/2016
Да, развелось всяких экспертов (заек - всезнаек) как собак нерезаных!
Какую чушь только не понаплетут....
Трезвым летать неприятно. Это лично для меня факт, остальное- просто блаблабла. Сто грамм не вредят, а помогают - безмятежность повышается)
1 +3−2Михаил Коровьев07:05:01
27/04/2016
3 +5−2Алекс К06:23:23
27/04/2016
Про что статья? Про очкунов, которые боятся? Не понимаю, чего можно бояться в авиаперелете.
А вот бухариков, которые "страх заглушают" я бы вносил в черный список с запретом навсегда летать на самолетах. Достали уже пьяные тела в салоне.

Те, кто очкуют, пусть летают поездами.
Ну, если вы не знаете чего можно бояться - по-видимому, вы мало (или очень удачно) летали.

По поводу пьяных - отделяйте мух от котлет. Пьяные тела в салоне - это одно, а выпить вмеру для более приятного провождения времени в полёте - совсем другое...

А при перелётах более 12-14 часов - даже и эта развлекаловка не помогает... ?
1 +1−0Михаил Коровьев06:58:09
27/04/2016
1 +1−0emmanuil03:04:14
27/04/2016
а что вы ожидали услышать от авиационного психолога? )
Да, развелось всяких экспертов (заек - всезнаек) как собак нерезаных!
Какую чушь только не понаплетут....
1 +4−3Alex Brin06:01:54
27/04/2016
За последние 10 лет по работе облетел всю Россию вдоль и поперёк, особенно Сибирь и ДВ. Трезвым в самолете не был ни разу.
1 +1−0emmanuil03:04:14
27/04/2016
8 +10−2John Doe02:18:45
27/04/2016
>Алкоголь лишь усиливает страх
дальше заголовка можно не читать.
а что вы ожидали услышать от авиационного психолога? )
0 +0−0ирина солодкина12:03:49
28/04/2016
1 +4−3Alex Brin06:01:54
27/04/2016
За последние 10 лет по работе облетел всю Россию вдоль и поперёк, особенно Сибирь и ДВ. Трезвым в самолете не был ни разу.
поддерживаю! один раз полетел трезвым очень жалел все 8 часов!!! не верьте этому психанутому,он не от мира сего!!!
0 +0−0Алекс К18:05:28
27/04/2016
1 +1−0Mario Santos17:56:05
27/04/2016
Видимо их так хреново в Чикаго учат. Аэродинамику знает, про корабли тоже, так как уже в аспирантуре, физик-ядерщик, на конференции международные ездит. Вопрос в том, что, обладая всеми знаниями и совершенно точно зная как все работает, на 100% зная, что все идет как надо и даже турбулентность неопасна, человек запускает механизм иррационального страха, животного. Я слышал про нейро хирурга- Наталью Бехтереву, которая была нереально крута, но верила в бога, загробную жизнь и существование души. Ее, я думаю, тоже хорошо учили, но натура человека такая штука. Вот спросил ребенка, он ответил- в самолете комбинация противоестественных для человека факторов- высота, скорость. Если вы не боитеь летать то это именно от незнания как все работает. Кроме того, на корабле у меня есть шанс, а в самолете, в случае чего, он нулевой. Вот ответ.
"Я слышал про нейро хирурга- Наталью Бехтереву, которая была нереально крута, но верила в бога, загробную жизнь и существование души"

Нет, пример некорректный. Вера в бога никак не связана с данным примером.
По сути, библия не противоречит науке, так как в ней описаны вопросы взаимоотношений человека с богом и человека с другими людьми. В бога может верить и ученый, и инженер.

Ваш пример с Бехтеревой подошел бы к обсуждаемой теме, если бы нейрохирург Бехтерева сказала, что не знает, как и почему работает печень. Ну а что, она ж НЕЙРОхирург, а печень - это смежная специализация, хотя и тоже относится к медицине.
Точно также и Ваш физик - как можно хотя бы в общих чертах не знать смежную область физики, я не знаю. Видимо, в Чикаго действительно учат хреново.

"Если вы не боитеь летать то это именно от незнания как все работает."

Интересно. Ну, пилоты и авиаконструкторы точно знают, "как все работает"? По Вашей логике, пилоты трезвыми вообще не должны в пилотскую кабину заходить? А авиаконструктор вообще не должен на самолетах летать, ведь он точно знает, как все работает, но повлиять на ситуацию не может?
0 +1−1Алекс К17:06:00
27/04/2016
1 +3−2Михаил Коровьев07:05:01
27/04/2016
Ну, если вы не знаете чего можно бояться - по-видимому, вы мало (или очень удачно) летали.

По поводу пьяных - отделяйте мух от котлет. Пьяные тела в салоне - это одно, а выпить вмеру для более приятного провождения времени в полёте - совсем другое...

А при перелётах более 12-14 часов - даже и эта развлекаловка не помогает... ?
"По поводу пьяных - отделяйте мух от котлет."

А что тут отделять - не умеют у нас мужики принять 100 грамм и остановиться. Если уж начинают, то в итоге нажираются в хлам. А поскольку заранее неизвестно, может ли человек остановиться на сотне граммов, то лучше запретить всем. Тогда и не будет пьяных тел. Пьяных на борт не пускать, в самолете не наливать, а тех, кто тайком пронес на борт и там начал пить, по прилете сажать на сутки-другие под арест вместо отдыха или куда там они летели.

Еще раз повторяю - трусишь - к твоим услугам поезда и океанские лайнеры.
0 +0−0Rufus Shinra16:40:07
27/04/2016
0 +0−0Игорь Кулешов10:29:07
27/04/2016
А если понравится и начнет во время полета проситься в кабину "порулить", да еще виражи выделывать начнет и другие борта атаковать (переиграет в Ил-2, например) ?
Так в гражданские симуляторы играть надо. А кабина на время полёта один фиг запирается.
0 +0−0Александр Паламарчук14:58:16
27/04/2016
Летаю в среднем 2 раза в месяц, выпить хорошо вина например, чтобы немного расслабится, самолетов не боюсь, хотя бывало пару раз таких воздушных ям, что ощущение падения было явным.
0 +1−1Александр Паламарчук14:53:16
27/04/2016
1 +1−0Mario Santos10:42:33
27/04/2016
Аэрофобия заразна. Я умеренный аэрофоб. Один летаю нормально. Всегда выпиваю, рейсы в основном, длинные, дольше 11 часов. Все успею сделать, и выпить и протрезветь. Мой взрослый, абсолютно непьющий ребенок- аэрофоб жуткий. А так как он физик по профессии (причем, удачный физик такой), мне становится не по себе каждый раз когда он говорит- все таки летать противоестественно и, самое кошмарное, НИКОГДА НЕ ПОЙМУ ЭТИ МЕХАНИЗМЫ. Потом я занимаюсь своим делом, а он сидит напряженно, с поднятой спинкой, почти не моргая, и этим меня вымораживает. Все время, что пересекаем океан, около 7 часов, так сидит, а как влетаем на континент отрубается, аж храпит. А меня продолжает колбасить на автомате. Ну и те, кто крестится истошно добавляет перца.
Ну откройте успешному физику главу про аэродинамику, сопротивление воздуха и двигатели которые создают тягу. Если для него несколько десятков тонн металла, движущихся в воздухе непостижимо, пусть изучить вышеуказанные физические свойства :)
0 +1−1Vasiliy Popov14:40:32
27/04/2016
1 +4−3цыау вап09:28:07
27/04/2016
Трезвым летать неприятно. Это лично для меня факт, остальное- просто блаблабла. Сто грамм не вредят, а помогают - безмятежность повышается)
Чуть-чуть алкоголя настраивает на романтическое и действительно безмятежное обозревание видов с высот ))
0 +0−0anton R.12:05:20
27/04/2016
-1 +1−2Дмитрий В10:45:25
27/04/2016
когда уже будут делать самолеты так, чтобы они не падали? может и аэрофобов не будет. Дешевле, конечно, лечить людям мозги чем улучшать авиацию
всё уже давно разработано, но к сожалению пассажиры отказываются летать на таких самолётах (
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь