„ | почему конфликтуют? потому что религия эта дебильная.
кавказцы видимо настолько тупы, что без религии не представляют каким разносторонним может быть мир. 21 век, а они до сих пор мыслят, как пещерные безграмотные люди. | “ |
В ночь на 4 апреля во двор дома помощника муфтия Ингушетии Магомеда Хаштырова бросили гранату. За последний месяц это уже второе покушение на представителей исламского духовенства республики. 11 марта в Ингушетии было совершено нападение на имама Хамзата Чумакова — известного в регионе проповедника. Когда после пятничной молитвы он выезжал со двора Насыр-Кортской мечети в Назрани, взорвалась припаркованная неподалеку машина. Благодаря бронированному автомобилю Чумаков не пострадал. Теракту предшествовала публичная полемика последователей традиционного для Кавказа ислама и их оппонентов — приверженцев салафитского направления. Чумакова причисляют к последним и его не раз критиковали, обвиняя в радикализме. О сути конфликта между мусульманами северокавказского региона «Ленте.ру» рассказала научный сотрудник отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Танзила Чабиева.
«Лента.ру»: Почему взрывают имамов в Ингушетии?
Чабиева: Нет диалога между теми, кто формирует религиозную жизнь республики. С одной стороны, это три крупных суфийских братства. В рамках кадирийского тариката (ордена —прим. «Ленты.ру») — это братства Кунта-Хаджи Кишиева и Батал-Хаджи Белхороева, а в рамках накшбандийского тариката — братство Дени Арсанова. С другой стороны, это новые салафитские направления ислама в лице умеренных радикалов, готовых ломать систему традиционного восприятия религии, но без активной борьбы с оружием в руках. Сюда же можно отнести и последователей нового шейха Чумакова, заслужившего своими духовно-политическими проповедями большой авторитет у молодежи.
Позиция республиканских властей и официального муфтията в отношении салафитов однозначна. На протяжении длительного времени считалось, что именно суфийский ислам — главный противник распространения идей салафитов как проводников исламского радикализма. Назвать точное число радикалов достаточно сложно, но известно, что большая их часть выехала из региона и России, а остальная прижилась в местной системе религиозных верований.
Однако авторитет Чумакова растет, и на него совершают покушение, к слову, уже второе. Можно ли говорить о том, что республика стоит на пороге нового конфликта между последователями традиционного ислама и сторонниками салафитских течений?
Сложный вопрос. С одной стороны, за последние годы влияние радикального ислама ослабело. С другой, — это заслуга не столько региональных властей, сколько самих представителей салафитского направления. Им нужно время для поиска новых источников финансирования и новых идеологических основ для продолжения своей деятельности. Эта ситуация, к слову, свойственна не только Ингушетии, но практически всему Северо-Восточному Кавказу, включая Чечню и Дагестан.
Какую роль играет во всем этом имам Чумаков?
События вокруг Чумакова не стоит связывать исключительно с конфликтом суфиев и салафитов. Учитывая специфику региона, в конфликте вполне могут быть заинтересованы и третьи стороны. Возможно, этот теракт был направлен исключительно на дестабилизацию ситуации. Момент подходящий. Во-первых, конфликт вокруг муфтията; во-вторых, возрастающий вес и влияние самого имама; в-третьих, сомнительность авторитета местных властей. По крайней мере, сейчас заметная часть ингушского общества воспринимает все это как попытку внести очередной раскол в межэтнические отношения ингушей и чеченцев. Напомним: именно чеченское духовенство, как и представители светской власти, активно осуждают деятельность салафитских проповедников в регионе.
Другими словами, религиозного консенсуса в ближайшее время достичь не удастся.
Этот конфликт, несомненно, имеет долгую перспективу, поскольку в нем увязаны интересы местных властей, официального духовенства и новых религиозных ячеек. Но бесспорно и то, что чумаковцы, как сейчас именуют последователей шейха, — это не что-то со стороны, а отколовшееся от традиционного местного ислама направление, вобравшее в себя всего понемногу из уже бытующих в регионе форм ислама.
Но именно Чумаков пошел на обострение, когда летом прошлого года в той же мечети Насыр-Корта заявил, что обеденной молитвы после пятничной не будет, а затем разогнал проводившийся суфиями зикр. Похоже, это и стало камнем преткновения.
Практика обеденной молитвы после пятничной, действительно, бытует преимущественно в традиционном исламе ингушей и чеченцев. В других исламских регионах именно пятничная молитва (рузбан-намаз) является основной. Правда, практически во всех существующих мазхабах (религиозно-правовые школы в исламе —прим. «Лента.ру») — ханафитском, шафиитском, маликитском, ханбалитском (наиболее близкая к салафитам) — ученые говорят о допустимости совершения обеденной молитвы после пятничной. Что же касается салафитов, то приверженцы изначального, традиционного ислама считают совершение обеденной молитвы после пятничной нововведением, и потому она под запретом, как любое нововведение.
По поводу зикра — тут мнение салафитов однозначно: это нововведение, с которым они прежде всего ведут борьбу, поскольку это главный элемент местного суфийского ислама. Они связывают его чуть ли не с языческими практиками и обрядами, некогда здесь бытовавшими.
И каковы шансы на победу у Чумакова и его последователей?
Удивительно, но чем агрессивнее борьба с зикристами, тем их больше. Исторический факт: то, что сегодня запрещают, вдруг становится актуальным и востребованным, даже если еще вчера не вызывало никакого интереса. Можно констатировать, что сегодня в регионе ренессанс суфийского ислама.
Февральский меджлис в грозненской мечети «Сердце Чечни», на который съехалось суфийское духовенство, — это еще один признак ренессанса или консолидация суфиев перед лицом салафитской угрозы?
Безусловно, главная причина — это ситуация в Ингушетии. Набирающие популярность салафитские проповедники и неопределенная позиция республиканского муфтията в этом вопросе. И, разумеется, желание найти поддержку в лице чеченского руководства.
Похоже, нашли. После покушения на имама сразу вспомнилось выступление Кадырова на меджлисе и его слова о том, что «нам» не составит труда остановить Чумакова, если власти Ингушетии не примут меры.
Такие заявления, как и сам ренессанс суфийского ислама, вызваны скорее тенденцией регионов, где он бытует, к подтверждению своей религиозной идентичности и ее демонстрации. Наиболее ярко это проявляется в случае с Чеченской Республикой. Доминирующей суфийской общиной здесь остается братство Кунта-Хаджи Кишиева, последователей которого больше всего в Ингушетии и Чечне.
Федеральный центр вникает в салафитско-суфийские конфликты или полностью доверяет решение этих вопросов республиканским властям?
Федеральный центр обладает всей необходимой информацией по салафитско-суфийскому конфликту. Федеральные власти и спецслужбы сыграли свою роль в борьбе с салафитским исламом, который чаще называют радикальным. Однако по части взаимодействия с суфийским исламом все полномочия сохранились за региональными властями. Видимо, потому что со спецификой региона лучше знакомо местное руководство. И времени оно не теряет. В аппарате правительства Ингушетии создано Управление по делам религии, активно формируются такие организации, как Совет старейшин, Совет тейпов и другие. Похоже, светская власть настроена на более плотное сотрудничество с религиозными общинами.
Владислав Мальцев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
12 +15−3 | zhazhob | 05:36:00 06/04/2016 |
почему конфликтуют? потому что религия эта дебильная. кавказцы видимо настолько тупы, что без религии не представляют каким разносторонним может быть мир. 21 век, а они до сих пор мыслят, как пещерные безграмотные люди. |
3 +3−0 | Валентин Мельников | 10:19:59 06/04/2016 |
Пока люди будут поклоняться Богу, будут ПРОБЛЕМЫ в мире. Раньше это ПРОЦВЕТАЛО(в Средние века) среди христиан.Со временем вера уменьшилась и христианский мир РЕЗКО пошел вверх - пром революция, наука, культура и прочее. В христианском мире не запрещают верить в Бога, просто он стал неким НЕПОНЯТНЫМ символом, оторванным от жизни, практики. Это и позволило РЕЗКО подняться и в культурном отношении народов, развитии промышленности, с/х и т.д. В мусульманском мире при Союзе было более-менее спокойно, ибо не позволяли вере выйти на первые позиции в обществе. Принудительно - да, но с пользой для общества. Ныне в странах арабского мира и близких к ним, видим как-бы ПОДЪЁМ религиозных отношений, причем подъём РЕЗКИЙ и требующий себе РУКОВОДЯЩИХ и ВЛАСТВУЮЩИХ постов в мире.Это выливается в религиозные войны и УЖЕ не только меж мусульманами и такими же странами, но уже и на территории христианского мира. При этом различные течения ВРАЖДУЮТ КРОВАВО между собой. Выход один - вернуть религиозные отношения людей на уровень, касающийся ТОЛЬКО людей, но ни в коей мере не должно выходить на государственный уровень, на уровень межгосударственных отношений. Как это сделать? Черт знает, наверно, многие думают об этом, но решения пока не найдено. |
3 +3−0 | 2 3 | 01:11:10 06/04/2016 |
разделяй и властвуй. |
2 +2−0 | Валентин Мельников | 11:13:45 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Дурачок. Я настроен как-раз резко относительно Запада, тем более штатов. Лучше подумайте своими мозгами, а не тем, что пишется зачастую на сайтах, в СМИ. |
2 +3−1 | Николай Чусов | 09:09:59 06/04/2016 |
это - 21 век??? |
2 +2−0 | Фредерик Пуатье | 08:39:21 06/04/2016 |
Суфизм - заслуживающее уважения течение в исламе, терпимое ко всем остальным течениям, развивает духовные качества человека, его этику. Радикализм и суфизм - несовместимы. Ступени суфизма: 1) Шариат – неукоснительное соблюдение законов Ислама; 2) тарикат – период послушничества при авторитарном шейхе; 3) маарифат – познание не умом, а сердцем единства Вселенной в Боге (мир – это эманация Бога), равенство всех религий (одинаковых лучей единого солнца), относительность добра и зла; 4) хакыкат – полное отождествление познавшего с божеством» (Атеистический словарь, М., 1983) Очень напоминает ведический путь постижения Абсолюта, что является основой любой религии. Ходжа Насреддин был суфием, бухарским евреем. |
1 +1−0 | Валентин Мельников | 19:48:14 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Если так поняли, извините. |
1 +1−0 | W G | 14:36:23 06/04/2016 |
Прав был Ильич, религия - опиум для народа, он неё дуреют, тупеют и в опьянении убивают друг друга.... |
1 +1−0 | Валентин Мельников | 11:50:13 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Повторю - ДУРАЧОК. Думайте, почему, сами. Дурачок - не оскорбление, а классификация. |
1 +1−0 | Мухамад Нураев | 11:05:00 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Мы с вами пили под забором ? Лучше тем что это мое имя и мое фото . |
0 +0−0 | Олег Болховский | 20:16:03 07/04/2016 |
Ужос ! А на дворе действительно 21 век ? |
0 +0−0 | Владимир Сычев | 09:41:14 07/04/2016 |
Проще говоря - деньги , деньги , деньги , все остальное - демагогия для дурачков.... |
0 +0−0 | Игорь Филатов | 05:40:01 07/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Толстой Лев тоже радикал с другим знаком,но на сволочь вроде не тянет... |
0 +0−0 | Игорь Филатов | 05:32:11 07/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Я у вина -что ива у ручья: Поит мой корень пенная струя. Так Бог судил!О чём-нибудь он думал? И брось я пить,-его подвёл бы я! Омар Хайям, ну а Бог соответственно Аллах,это к слову о пьяный и соответственно нищий,видимо,не муслим... |
0 +0−0 | Aleksander Mixod | 21:03:45 06/04/2016 |
Всякие радикалы - есть сволочи, включая Троцкого и ЕБНя |
0 +0−0 | Александр Писков | 18:18:48 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Так он с верблюда упал сам или ему помогли? |
0 +0−0 | Наблюдатель Иеговы | 17:09:17 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Пытались. Даже на Ленте это было. Потом папаша увез дочку в Доминикану. |
0 +1−1 | Папа Смурф | 17:08:38 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Да хоть какой век. Человечество не может существовать без религии. Современный научный материализм, например, - это тоже религия, просто а-теистичная. |
0 +0−0 | Папа Смурф | 17:05:33 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
По крайней мере, в России никто не пытается запретить преподавание Теории эволюции в школе. В отличие от США, например. |
0 +0−0 | 1 1 | 16:58:37 06/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Без серьёзных последствий ???))) Ногу потерял левая рука почти не работает потерял зрение на левый глаз |