Бакинский парадокс

00:06 07/03/2016 Путешествия
Бакинский парадокс

Затяжное пике рубля вкупе с закрытием курортов Египта и Турции побудили россиян искать новые туристические направления. В результате одним из главных хитов прошлого года стал Тбилиси, а в этом году компанию ему может составить сосед по Закавказью — Баку. Азербайджанские власти к тому же сделали иностранным туристам отличный подарок: девальвировали национальную валюту на 60 процентов.

Каспийский Дубай

Об азербайджанской столице мы знаем, что на заре углеводородной эпохи там добывали нефть (смутно вспоминается фильм «Не бойся, я с тобой», еще более смутно — пара абзацев из учебника истории о забастовках и погромах и приключения сыщика Фандорина в романе Акунина «Черный город», происходившие как раз в то время и в том месте). Нефть в Баку качают до сих пор, правда, уже не в самом городе, а в его окрестностях. Зато сверхдоходы от жирных нефтяных двухтысячных тратятся именно в столице, причем с арабским размахом.

От сверкающего аэропорта в город ведет отличное восьмиполосное шоссе с затейливым ограждением в восточном стиле, которое венчает футуристическая светящаяся… заправка. Серьезно! Эта АЗС больше похожа на первый земной арт-объект где-нибудь на Юпитере, чем на сугубо утилитарное сооружение. После нее от самого города ждешь чего угодно. И в результате это «что угодно» и получаешь.

Если вам повезет приехать в центр Баку вечером, первым и самым сильным впечатлением будет море огней — горящие улицы, горящие небоскребы, широченная горящая набережная Каспия. Даже самые знаковые из современных высоток — Flame Towers — построены в виде трех языков пламени. Это аллюзия на герб города, который, в свою очередь, напоминает о тех временах, когда из-за просачивающегося сквозь почву природного газа здесь буквально горела земля.

От очевидного сравнения с Дубаем просто не отвертеться: похожи и нефтяные истоки показного богатства, и способы его демонстрации. Конечно, самого высокого небоскреба в мире или насыпных островов в Баку пока нет, но направление азербайджанцы взяли то же — свежепостроенные развязки и эстакады явно сделаны «на вырост», количество дорогущих магазинов и бутиков превышает количество покупателей, а общественные здания больше напоминают архитектурный аттракцион.

Больше всего запоминается волнообразный Центр Гейдара Алиева авторства Захи Хадид (здание без единого угла) и напоминающий сворачиваемый в рулон Музей ковра. Из самых-самых объектов до недавнего времени город мог похвастаться высочайшим в мире флагштоком, но в 2011 году первое место по этому показателю перехватил Душанбе.

Зато у Баку есть то, чего Дубай не купит ни за какие нефтедоллары: история.

Кавказский Париж

Если сегодня Баку приходится доказывать статус города мирового уровня, то сто лет назад ни у кого в этом не было и тени сомнения. Здесь пробурили первую нефтяную скважину, на рубеже веков здесь было сосредоточено 50 процентов мировой добычи нефти. Естественно, золотой фонтан породил сумасшедший строительный бум. А так как за минувший век национальный характер азербайджанцев ничуть не изменился, то и сто лет назад стройка велась с тем же размахом.

В результате торговая часть Баку выстроена заезжими архитекторами в остромодном на тот момент стиле ар-нуво. Похожа она больше на Париж или на Вену — это вопрос непринципиальный, каждый самостоятельно решает его для себя, — но независимо от ответа абсолютно европейский город в исторически восточной стране производит неизгладимое впечатление на каждого. Кстати, без архитектурных аттракционов не обошлось и тогда: в этом качестве выступают копии венецианского палаццо и театра Ла Скала, про которые экскурсоводы рассказывают душещипательные легенды.

Западноевропейский модерн смотрится еще более странно с учетом того, что буквально в сотне метров открывается третий исторический слой Баку — тщательно отреставрированная крепость Старого города. Эти стены были построены в XII веке, когда Баку стал столицей государства Ширваншахов. Знакомое название? Вы его слышали в «Бриллиантовой руке», ведь все сцены в «неизвестном восточном городе» снимались именно здесь.

Более того, основные съемочные локации совершенно не изменились. Местные жители с удовольствием покажут вам «шъёрт побъери» — аптеку контрабандистов, возле которой поскользнулся на арбузной корке Семен Семеныч (на самом деле это просто вход в жилой дом, так что вывески нет), «цигель-цигель айлюлю» — рабочее место девушки легкого поведения и резную арабскую арку, напротив которой герой Никулина сделал удачный кадр с закрытым объективом.

Наши люди

«Бриллиантовая рука» — самый заметный маячок единого культурного пространства. Хоть Азербайджан и перешел на латиницу после обретения независимости в 1990-х, так что вывесок и уличных указателей на кириллице давно нет, но любая попытка контакта с местными жителями тут же вскрывает сотни лет совместного проживания под единой крышей Российской империи и СССР. По-русски в Баку говорят все, причем, в отличие от жителей некоторых других бывших братских республик, делают это с удовольствием.

Секрет не только в традиционном восточном гостеприимстве, но и в политике. Минувшие после развала Союза 25 лет прошли для наших стран «в теплой и дружественной обстановке», так что Азербайджан — одна из немногих соседних стран, где россияне по-прежнему желанные гости. Это тоже в немалой степени должно способствовать увеличению турпотока из России, считает Азиза Сеидова, директор департамента туристической компании Pasha Travel. Прогнозируемый рост — около 15 процентов.

В ресторане не оказалось меню на русском? Не проблема, официант с радостью расскажет вам про все местные специалитеты. Шашлык, люля-кебаб, бакинские помидоры — названия все знакомые, но пока вы не попробовали их в Баку — считайте, что вы вообще не знаете их вкуса. Свежайшая баранина и овощи, только утром сорванные с грядки, — в нашей средней полосе если такое и бывает, то пару недель в году.

В конце обеда обязательный ритуал — чай с чабрецом и домашним вареньем (обязательно попробуйте из грецких орехов) плюс восточные сладости. Результат придется сгонять усиленными занятиями в спортивном зале или долгими прогулками по бесконечному бульвару — Каспийской набережной. Нынешняя ее длина — уже больше двенадцати километров, а по плану должна увеличиться до пятнадцати за счет Черного города — района, где когда-то стояли нефтеперерабатывающие заводы.

Сегодня от производств не осталось и следа, место застраивается отелями и жилыми домами, а пока активнее всего используется любителями джоггинга. Так вот, если дойдете до края бульвара, обратите внимание на несколько домов по левую руку: облицованные традиционным для Баку песчаником, с парижскими мансардами и резной восточной аркой в несколько этажей между корпусами. В этой смеси Востока и Запада вся соль Баку, его многослойность и привлекательность. Хотя главное открытие ждет во дворах этого района — симпатичные пятиэтажки на поверку оказались результатом модернизации обыкновенных «хрущевок». Так что бакинский рецепт состоит в умении не только взять нужные ингредиенты, но и правильно их приготовить.

Артем Рязанцев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(174):

1 ... 567 8 9+1
-1 +1−2Art Bolt22:20:30
07/03/2016
Комментарий удалён.
да твои родственниц армяшек проституток встречал, у вас на столько кровь перемешана что вы и сами толком не знаете кто ваши предки ,Понятное дело не Талышы , и не Лезгины и не Таты - смеси с армянской крови не имеют (хотя все возможно),а вот остальные азерботы на 80% смешаны с армянами. Так еще скорее всего ты при встрече сосешься со своим другом - а у вас принятно что бы парни сосались при встрече на улице- вот его роду тоже есть армяни, Да и в твоем тоже есть 99% в этом уверен.
Да и ваша пропаганда то говорит вам что вы иранцы, потом говорит нет вы не иранцы вы турки, а на самом деле половина из вас армяшки ,другая половина курды и еще кровь Монголов в вашей крови также течет .
-1 +4−5Mirhashim Seyidli13:50:30
07/03/2016
3 +4−1Art Bolt13:40:41
07/03/2016
А Турция - не раз ездил в Стамбул погулять . А там то сколько армян . И карго грузы в Армению идут . Чего это ваши братья Турки не запрещают также как и вы армянам вьезд в Турцию ? На оборот торгуют с ними, армяни ходят по Стамбулу.Рестораны , магазины свои имеют. И это только то что я видел.

А еще вы Лезгинам и Аварцам также в паспортах пишите азери. Все это для того что ваше провительство ссытся бунтов в северном Азербайджане. Недавно когда ваше провительство танками давило пред северные районы, на самом север Азе. вывесили Российский флаг. И не одно СМИ об этом не рассказало. А люди то знают и мне рассказали как дело было. Мне год работы у вас хватил - что бы поговорить с людьми и узнать как вы и чем живете.
Армянская крыса! ))))))))) Во первых паспортов у нас нет.....есть удостоверение личности для внутреннего пользования, где и аварам, и татам, и лезгинам, и талышам, и русским и другим вписывают свою нацию. ))))) Во вторых, вы не по адресу.....у своих армян спросите, что они делают в Турции, раз их якобы "сгеноцидировали" там. ))))))
Прекращайте писать, ибо выглядите как шут гороховый. )))))
-1 +2−3Mirhashim Seyidli13:46:16
07/03/2016
2 +5−3Art Bolt13:35:18
07/03/2016
Ох как у тебя пукан забомбило ! ахха ты лучше расскажи - А как там ваш Рафик не учем не виноват - Министр КГБ ? отправлен в Монте-Карло на пожизненное заключенеи ? И да у вас у всех мозг как у курицы, я не армянин. Просто работал в Баку по контракту более года. И с людьми вашими бедными - которые живут как в Северной Корее не мало разговаривал. Только они в отличии от вас честнее . Надо честным быть . А на счет армян и вас - так у вас кровь вся смешанная да перемешанная. У кого жены азери были те остались в Армении или на Украине , в Белорусии в РФ - точнее уехали туда. У тех у кого жены были армянки - сменили фамилии и живут в Азербайджане. Да вы и сами армян ютите- разных перебежщиков как царей Армянских принемаете . А ваш Президент Алиев младший в Армии не служил но является вашим главнокомандующим и форму военную одевает иногда - смешно на это смотреть - да и руки хорошо жмет вашим выдуманным врагам. Вы несчастные дети пропаганды 90 ых годов.
Ваша пропаганда Талышам , Татам - которые персы - пишет в паспортах национальнось Азербайджанец - но это же ложь , они же Персы . Но ваша совместно с Турцией пропаганда против Шиитского Ирана из за боязни его влияния , решила разыгарть такую игру. А теперь и пердоган в Иран побежал контракты заключать и ваш А.младший. Видимо санкции сняли и теперь дружить надо. А что Алиев младший в Иран то побежал ? ведь жал там руку Иранцам (которые тоже как бы азери) которые Армян поддерживают . Раз санкции сняли - значит уже не враги. Ты с этим сначала разберись - и вскоре увидешь как начнется обратная пропаганда по требованию Ирана.Начнут ласкать и облизывать Иран и, про Иранскую помощь армении забудут.
Болтик джан, где в Баку жили? ))))) Если вы работали более года, должны знать где жили. Ответьте плиз!
-1 +3−4Mirhashim Seyidli13:12:28
07/03/2016
-4 +2−6Art Bolt12:26:23
07/03/2016
Сам то как ? раньше наверно 500 долларов получал , а теперь с девольвацией богаче стал . 200 - 300 долларов получаешь. Так еще и налоги прибавили, да и цены на все выросли .
Ну как там живется ? расскажи правду может тебя уже и сократили , а то у вас там щас безроботица дичайшая . Против митингующий как против Армян воюете , танками давите , мешками наркоты и камазами оружие находите, ты расскажи не стесняйся - прав я или нет ?
Нет, Болтик джан, не 500 получаю я ))) Да и какая разница, сколько я получаю?! Не мужское дело считать чужие деньги. )))
Учитывая ВВП Армении на душу населения, сразу становится ясно, что 500 долларов для вас не деньги! ))))))
Наверно фючерсы на абрикосы поднялись, да? )))

За сим прощаюсь с вами и еще раз желаю вам выздоровления! Тяжело мне-барину с вами дискуссировать. ))))
-1 +2−3nudiez13:05:51
07/03/2016
Яркий пример когда нефтью правильно распределяют.
-1 +1−2еж колючий12:36:11
07/03/2016
2 +4−2Давид Амбарян09:02:05
07/03/2016
Пустят. Но вот в обратном порядке - будут проблемы
Человек волен быть где пожелает и проблем не будет. За исключением посещения оккупированных территорий без согласия Азербайджана.
-1 +7−8Loriell Makarenko00:56:39
07/03/2016
-7 +9−16Олег Детков00:40:10
07/03/2016
Скажу сразу: не имею ничего против азербайджанцев, тем более, что имел честь быть знакомым с достойнейшими представителями этого народа. Теперь о насущном. Видимо оттого, что там так много денег и вообще всё хорошо, они, азербайджанцы, так и норовят свалить в Россию. Азербайджан сегодня - это сателлит вражеской Турции, её передний край в борьбе против России на Кавказе, так что никаких поездок туда пока диктаторско-марионеточный режим Алиева у власти. Ехать туда и тратить там деньги всё равно что ехать в Турцию.,,,,
Мы не саттелит Турции,мы с ними Б Р А Т Ь Я!!!!!!
-2 +0−2Artsah Artsahovich20:13:54
08/03/2016
Комментарий удалён.
Кому нужны азеры в НАТО? их туда никто не возьмет с тер. конфликтом, иначе давно там были, плюс диктатор у них боиться
-2 +0−2Artsah Artsahovich13:36:14
08/03/2016
Комментарий удалён.
лопух ты Лопухов
-2 +0−2Artsah Artsahovich13:35:37
08/03/2016
-1 +0−1олег нефёдов13:19:33
08/03/2016
Не знаю вашего человека,не могу ничего сказать про него. Но вот о его словах скажу. Это не правда, точнее не совсем правда. Не исключено что боевики проникают, даже скорее всего так и есть . Но утверждать что это делается с разрешения или по указаниям аз.властей. Точно не правда ! Для них просто никакого смысла в этом нет. Иначе всё сотрудничество с нами накроется ! Они намного больше теряют , чем приобретают. А вот для чего он это сказал ? Кто знает ? Может не владеет в полной мере иной , может самого не правильно информировали. Кто знает ? Мои солдаты иногда такое выдумывали! Хоть стой , хоть падай ! Я вас не смогу убедить , да и не пытаюсь. Просто говорю своё мнение , на основании и того что мне известно ! До свиданья !
у Турции тоже сотрудничество накрылось
-2 +1−3Artsah Artsahovich12:23:06
08/03/2016
2 +2−0олег нефёдов11:11:53
08/03/2016
Откуда сведения ? Ссылку пожалуйста на источники информации. От вас впервые Об этом слышу. Всегда было известно что из Грузии. А через Азербайджан , да ещё целенаправленно? ! Не слышал. Если я правильно понял ваш ник вы Арцах Арцахович! Арцах - так армяне называют Карабах. Ну ваш вброс понятен. Но вам так же как и Западу не нужно демонизировать соперника. Понятно что вы враги. Но нас не нужно вписывать в ваши разборки. Если вы до сих пор не поняли что вас просто использовали ?! Стравили два народа , вот это действительно целенаправленно, ради своей игры. А вы и рвёте друг другу глотки на радость вашим врагам. Ваш выбор , ваша жизнь ! А мы постараемся быть умнее !
демонизировать не надо, согласен, но я всего лишь озвучил факты.
-2 +1−3Artsah Artsahovich12:08:42
08/03/2016
2 +2−0олег нефёдов11:11:53
08/03/2016
Откуда сведения ? Ссылку пожалуйста на источники информации. От вас впервые Об этом слышу. Всегда было известно что из Грузии. А через Азербайджан , да ещё целенаправленно? ! Не слышал. Если я правильно понял ваш ник вы Арцах Арцахович! Арцах - так армяне называют Карабах. Ну ваш вброс понятен. Но вам так же как и Западу не нужно демонизировать соперника. Понятно что вы враги. Но нас не нужно вписывать в ваши разборки. Если вы до сих пор не поняли что вас просто использовали ?! Стравили два народа , вот это действительно целенаправленно, ради своей игры. А вы и рвёте друг другу глотки на радость вашим врагам. Ваш выбор , ваша жизнь ! А мы постараемся быть умнее !
Спросите у работников соответствующих структур, ну или у знакомых кто там (СК) служил даже в наши более менее спокойные времена, мой товарищ будучи в командировке там, самолично уничтожал таких боевиков.. А вообще про это даже по ОРТ показывали, если через Грузию просто проникали через ущелья, Азербайджан был вполне спокойным для боевиков эдаким перевалочным пунктом, боевики прилетали на самолете прямиком в аэропорт Баку и с помощью аз. властей проникали на СК, это не секрет вообще то
-2 +0−2Artsah Artsahovich10:23:42
08/03/2016
2 +2−0Ибрагим Нахметов19:49:13
07/03/2016
Если славянские народы разодрались между собой,забыв наставления отцов и дедов (единый народ и дружба навеки ),то Азербайджан и Турция не забывают заветы своих предков: из тьмы веков идет поверье,что азербайджанцы и турки-это братья,у них общий предок.И не случайно первый реальный голос в защиту Азербайджана в Нагорно-Карабахском конфликте подала именно Турция,а не Россия,причем армянская сторона(с молчаливого согласия Кремля) использовала вооружения и технику военной базы России в Армении,и поэтому не может быть никакой речи,чтобы рассорить Азербайджан и Турцию.
Азербайджан шавка Турции и главный дестабилизирующий ситуацию фактор на Кавказе
-2 +0−2Mirhashim Seyidli14:17:07
07/03/2016
3 +4−1Артём Андрюков14:13:47
07/03/2016
шо, не нравится? может ещё рассказать как полицейский вымогал деньги в международном аэропорту? могу рассказать и как на "20 мая" в метро побывал в отделении полиции...
Артем, такой станции как 20 Мая нет и не было! ))))))))) Ну вы продолжайте, продолжайте.....смешите неподеццки. )))
-2 +1−3bypassed bypassed13:29:46
07/03/2016
-4 +2−6Art Bolt12:26:23
07/03/2016
Сам то как ? раньше наверно 500 долларов получал , а теперь с девольвацией богаче стал . 200 - 300 долларов получаешь. Так еще и налоги прибавили, да и цены на все выросли .
Ну как там живется ? расскажи правду может тебя уже и сократили , а то у вас там щас безроботица дичайшая . Против митингующий как против Армян воюете , танками давите , мешками наркоты и камазами оружие находите, ты расскажи не стесняйся - прав я или нет ?
--------------
у вас там щас
-------------

брысь к себе под лавку, и оттуда рассказывай как нам тут плохо :)
-2 +1−3Mirhashim Seyidli11:36:17
07/03/2016
-6 +8−14Лаванда Ареговна01:16:29
07/03/2016
Ну и сосите друг у друга ))))
Логика прям как у натуральной минетчицы.
Видать вы сосете у всех подряд, с кем у вас дружественные отношения! Тогда не стоит мерить всех своим аршином.
-2 +8−10Hrazdan Madoyan08:03:51
07/03/2016
Чему обрадовался сдуру? С каких это пор и с какого бодуна турки стали друзьями русских? Быстро же вы забыли: "Русские не уезжайте, нам нужны рабы и проститутки". "Сначала вырежем армян, затем русских". Продолжать...? Туристически-курортные романы обыкновенно кончаются визитами к венерологу и взаимными обвинениями в безнравственности.
-3 +0−3Семен Петров20:41:38
08/03/2016
0 +1−1alik alekperov15:14:44
08/03/2016
семён зачем врёшь паскуда всех боевиков азербайджан отправлял обратно в россию на хрен они нам здесь сдались
От паскуды слышу.
Отправлял обратно в Россию тех кто воевал против России? )) Ага..
Со временем их в Азербайджане поприжали и выдавили и то по большей части что это стало угрожать самому Азербайджану.. Ибо эти борцы за чистый ислам стали уже вступать в открытые конфликты с местными..
-3 +1−4Mirhashim Seyidli14:47:06
07/03/2016
3 +5−2Art Bolt14:38:15
07/03/2016
у вас народ весь в шаурмешных питается, и как ты сказал армянское отродье (по моему более осокрбительного против вас ругательства и быть не может) и как ты сказал армянское отродье около этого метро ресторана нет , есть только шаурмешные и чудопечка. Я ездил на машине с желтыми номерами Н 010 000 серии для иностранных компаний. В вашем позорном метро в котором вечно давки 10 минут ожидания,проехал раз 5 .Общественный транспорт эти автобусы хундаи тоже как суицидники возять других сучицидников , которые боятся сказать водителю слово, водитель автобуса курит в бусе, а другие все молчат - только и делают пуф пуф. аххха страна ущербной гордости
Я ездил на машине с желтыми номерами Н 010 000 серии для иностранных компаний. (С)

Знаю я, что это за машина и кому она принадлежит! )))) Так что последняя просьба...назовите марку машины и фирму и я отстану от вас. )))
-3 +1−4Mirhashim Seyidli13:57:33
07/03/2016
2 +2−0Art Bolt13:50:26
07/03/2016
в 5 минутах от метро Академии Наук
Болтик джан, скажите пожалуйста, какой знаменитый ресторан находиться напротив метро Академия Наук? )))
1 ... 567 8 9+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь