Деньги, деньги, деньги

13:19 25/02/2016 Финансы
Деньги, деньги, деньги
Знаете что, пока еще мною уважаемая автор - Вы забываете одну мааленькую вещь: коллекторам часто плевать, должен ли реально человек или нет. Им главное деньги получить - а с родственниками или соседей, какая разница. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1) В чем виноваты дети и воспитатели дет...читать полностью

Лет пять назад в Москве, в «Национале», проходила конференция коллекторских агентств — своего рода слет по обмену опытом коллекторов со всей страны. Прессу особо не приглашали, но я была и с интересом слушала выступления. Запомнился один из докладчиков: он рассказывал, что предпочитает набирать в свою организацию людей с военной подготовкой и что компания его устроена как армия — со званиями и строгой иерархией. Он сетовал на сложность работы в столичном регионе.

«В провинции работать легче, там люди права не качают, — пел он соловьем со сцены под добродушные смешки в зале. — Бывает, ты у них мебель вывозишь, а они тебя чаем угощают и до ворот провожают! Не то что в Москве, где ты только в дверь звонишь, а они уже сразу полицию вызывают».

Впрочем, за прошедшие с тех пор годы добродушие покинуло обе стороны конфликта. Коллекторы заливают клеем дверные замки в подъездах, рассылают в соцсетях фальшивые сообщения о смерти детей должника, бьют стекла в домах, бросают в окна заемщиков коктейли Молотова.

17 февраля в Госдуму был внесен проект закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Его авторы настаивают на недопустимости применения физической силы и причинения вреда здоровью и имуществу должника. Но ведь все эти действия и так никак нельзя считать законными! Никакие статьи УК не мешают бандитскому «креативу» коллекторов, потому что вопрос у нас всегда не столько в букве закона, сколько в практике его применения.

Поскольку суд в Карелии недавно признал поговорку «Закон что дышло...» порочащей честь МВД, не буду цитировать ее целиком, но замечу, что пословица эта не вчера появилась. Так что неясно, насколько в реальности облегчит участь заемщиков новый законопроект.

Пока жертвам приходится обороняться самостоятельно. Константин Победоносцев говорил, что Россия вне царских дворцов — это «ледяная пустыня, по которой ходит лихой человек». (Эту фразу приводит, в частности, Зинаида Гиппиус, рассказывая о встрече Дмитрия Мережковского с Победоносцевым.) Прошло полтора столетия, но лихих людей меньше не стало. Многие идут в коллекторы, где те, кто с «военной подготовкой», встречаются с теми, кто с криминальным прошлым. И порой не знаешь, кого бояться больше, — в дом должника коктейль Молотова метнул бывший полицейский. Банки и МФО на словах осуждают нападения своих вышибал, но подобных инцидентов меньше не становится. Так что не исключено, что порицание это лишь словесное.

Зато стихийно возникла взаимопомощь. В Нижнем Новгороде футбольные фанаты помогают незадачливым заемщикам отбиться от «черных коллекторов». Матери-одиночке в Кузбассе деньги на выплату кредита собирали всем миром. Ей, потерявшей работу и не сумевшей платить по кредиту, угрожали «отдать ее детей наркоманам» из-за долга в 21 тысячу рублей.

Даже такие небольшие суммы (около 250 евро, если переводить по нынешнему курсу) оказываются абсолютно неподъемными для сотен тысяч должников, что многое говорит о состоянии дел в нашей державе со второй по силе армией мира.

Но если присмотреться, коллекторы и должники — одни и те же люди: небогатые, как правило, низкоквалифицированные, пытающиеся выжить. Из коллекторов в должники — дорога короткая. Характерна история, случившаяся в Новосибирске, где жертвой коллекторов стала семья бывшего банкира, точнее — сотрудника микрофинансовой организации (МФО), одной из тех, что выдают займы по бешеным ставкам. Отставник, не получив выходного пособия, решил не платить по кредиту в 15 тысяч рублей, взятому в родной компании, после чего его ребенка в соцсетях объявили умершим, а про жену написали, что она оказывает интим-услуги. «Мой муж не знал о таких методах работы», — цитирует местная газета слова жены должника. Сегодня он жертва, а завтра — «лихой человек». И наоборот.

Виноваты все. Должники — в том, что брали кредиты не по доходам. Банки и МФО — в том, что давали, да еще под проценты, которые иначе чем ростовщическими не назовешь. А о рисках такого бизнеса известно еще со времен тамплиеров, чей орден разгромил один из крупнейших его должников французский король Филипп Красивый. Так что российским ростовщикам еще повезло, они расплачиваются только невозвратами за выдачу миллионов дорогих кредитов продавщицам цветочных магазинов и сотрудникам автомоек.

Данные ВЦИОМ подтверждают мнение, что большинство «плохих кредитов» останется невыплаченными. С декабря 2014-го по декабрь 2015-го доля бедных семей — то есть тех, которым не хватает на еду, плюс тех, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды недоступна, — возросла до 39 процентов. Можно сколько угодно угрожать и «прессовать» людей — если денег нет на еду, они тем более не появятся на выплаты банкам.

Социальный оптимизм именно самой бедной и экономически неграмотной части населения был неоправданно высок. Люди не задумывались, во что обойдутся им займы, не читали подписываемые договоры и верили рекламе, показывавшей счастливых ипотечных заемщиков и владельцев навороченных смартфонов, купленных в кредит.

Так что в каком-то смысле коллекторы выступают в роли санитаров леса. Те, кто однажды пережил их атаки, в будущем десять раз подумают, имеет ли смысл жить не на свои. Безусловно, это не делает коллекторов или полубандитские МФО, на которые они работают, положительными героями. Но и беспросветный финансовый инфантилизм, процветающий на российских просторах, отвратителен не меньше. Жалко только детей.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(47):

1 23+1
21 +23−2Шанувальник Антонова13:46:41
25/02/2016
Знаете что, пока еще мною уважаемая автор - Вы забываете одну мааленькую вещь: коллекторам часто плевать, должен ли реально человек или нет. Им главное деньги получить - а с родственниками или соседей, какая разница. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1) В чем виноваты дети и воспитатели детского сада, который "заминировал" коллектор? 2) В чем виновата дочь должницы, про которую писали гадости? 3) Что такого сделал полный однофамилец должника, на которого наезжали коллекторы? Ах да, мы же типа "обчество" - "один за всех и все за одного": только вот Васильеву выпускают и нет возмущения от СМИ и властей, а когда от коллектора страдают НЕпричастные, все равно ОДОБРЯМС: они де должника-морально поддерживают. Не правы Вы и власти, ой не правы - это полное беззаконие, абсолютное: человек вообще даже не имеет долга, а его прессуют... Поэтому коллекторов - в коллектор! Ибо не умеют себя вести. А банки пусть идут в суд.
14 +20−6Даниил Петелин14:50:02
25/02/2016
Мириам - дoлбaнутая на всю голову людоедка. Социал-дарвинистка со своими санитарами леса. "Беспросветный финансовый инфантилизм, процветающий на российских просторах", как и низкий уровень писак, преодолеть можно только образованием, просвещением и уменьшением коррупции в вузах, чтобы такие ПИСательские ДОЧКИ не могли покупать дипломы.
10 +11−1Kytx16:50:00
25/02/2016
"жалко только детей" - старый и пошлый приемчик. :)
9 +13−4Любовь Ильина15:54:04
25/02/2016
Хреноватая статья...по ее морали получается, что люди САМИ ВИНОВАТЫ, ЧТО ИХ ПРЕССУЮТ.....Мадам, видимо не в курсе, что медицина у нас ПЛАТНАЯ и даже очень....и собрать даже!!! 50 тысяч в провинции на операцию - это ПРОБЛЕМА! люди ВЫНУЖДЕНЫ брать кредиты....мало таких, кто покупает технику, а потом не платит....жертвы коллекторов - это люди, оказавшиеся в БЕЗВЫХОДНОЙ ситуации...ВАМ, СЫТОЙ ДАМЕ ЭТОГО НЕ ПОНЯТЬ!!! И НЕ НАДО ТУТ ВЫГОРАЖИВАТЬ БАНДИТОВ!
9 +10−1Шанувальник Антонова13:54:23
25/02/2016
5 +5−0Степан Хренников13:49:06
25/02/2016
Удивительно, что у нас пока ещё никого их этой братии не линчевали.
... а получается, что жертвы, включая НЕдолжников, более законопослушны - более того, автор статьи: был случай, когда с родственника должника требовали денег, ее отец (или дядя) и она встретились с ними. Были угрозы и пр - мужчина сказал, что пойдет в полицию: коллектор его... застрелил. Ну, хорошие они еще эти санитары??
7 +8−1Алексей Зелин16:26:50
25/02/2016
Да-виновны обе стороны, и заемщики и МФО, но почему они (МФО) существуют? Агрессивная реклама на улицах-динамики стоят в арендованных павильонах и выкупленных квартир первых этажей. Орут на всю улицу около метро- "до зарплаты, до зарплаты". Это нормально!? Эти "бизнесмены" потратились на копейку, а хотят получить 1000!
Закон необходим-и срочно.
7 +7−0Dmitry Smirnov15:24:48
25/02/2016
"Жалко" это не юридическая категория. Противостояние дураков и негодяев достигло такого накала, что непонятно, чего ожидают власти.
Дураков то больше, если их через чур прижимать известно что будет, пальба и поножовщина. Оно, конечно, отвлекает электорат, но рождает неясные чувства о бренности всего сущего, а у нас и так миллион без малого за решеткой.

А вообще забавно, что социального лифта вверх нет, а вниз - всегда пожалуйста и оттуда всё время стучат.
5 +8−3Vasya15:43:15
25/02/2016
9 +10−1Шанувальник Антонова13:54:23
25/02/2016
... а получается, что жертвы, включая НЕдолжников, более законопослушны - более того, автор статьи: был случай, когда с родственника должника требовали денег, ее отец (или дядя) и она встретились с ними. Были угрозы и пр - мужчина сказал, что пойдет в полицию: коллектор его... застрелил. Ну, хорошие они еще эти санитары??
Она уже оправдывает бандитские порядки. Завоевывает большое будущее в мордоре! Бандиты - санитары... сутенеры - санитары... насильники - санитары... ну и т.д. Найдется и на неё свой санитар от журналистики.
5 +5−0Степан Хренников13:49:06
25/02/2016
21 +23−2Шанувальник Антонова13:46:41
25/02/2016
Знаете что, пока еще мною уважаемая автор - Вы забываете одну мааленькую вещь: коллекторам часто плевать, должен ли реально человек или нет. Им главное деньги получить - а с родственниками или соседей, какая разница. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1) В чем виноваты дети и воспитатели детского сада, который "заминировал" коллектор? 2) В чем виновата дочь должницы, про которую писали гадости? 3) Что такого сделал полный однофамилец должника, на которого наезжали коллекторы? Ах да, мы же типа "обчество" - "один за всех и все за одного": только вот Васильеву выпускают и нет возмущения от СМИ и властей, а когда от коллектора страдают НЕпричастные, все равно ОДОБРЯМС: они де должника-морально поддерживают. Не правы Вы и власти, ой не правы - это полное беззаконие, абсолютное: человек вообще даже не имеет долга, а его прессуют... Поэтому коллекторов - в коллектор! Ибо не умеют себя вести. А банки пусть идут в суд.
Удивительно, что у нас пока ещё никого их этой братии не линчевали.
3 +3−0Walther Stalnhelm23:22:38
25/02/2016
Полный запрет коллекторов и МФО. Кредиты пусть выдаёт банк, а взыскиванием долга занимается суд и служба судебных приставов. Пропишите это в законе чётко, а за перепродажу кредитов, за "коллекторов"-бандитов - суровые тюремные сроки.
3 +6−3Vasya18:31:24
25/02/2016
-7 +4−11Russo Phöb18:21:55
25/02/2016
Вата ощетинилась.

А по делу - всё правильно написано.

1) В коллекторы, конечно, в последнее время берут в т.ч. конченных уродов, но эти конченные уроды не из ниоткуда берутся, и не с марса прилетают. Это часть общества, которая почему-то вместо того, чтобы сидеть, работает коллекторами. А сидят зачастую просто нелояльные.

2) Набирающим кредиты тоже есть смысл осмотреться. Платите вовремя, не верьте на 100% рекламе и менеджерам, и будет вам счастье. Не занимайте выше того, что сможете отдать. Реклама рекламой, а свои мозги быть должны в первую очередь. Не хотите думать сами - получите соответствующий результат, чего уж там.

Ну и да - в целом всё это в итоге оказывается столкновением безмозглых с бесчеловечными. Люди повменяемее просто стоят и смотрят в сторонке, так, чтобы не задело. Помогать какой-то из сторон? Да увольте, ни жарко, ни холодно.
Процедуру банкротства, кредитная история, риски, которые берет на себя не только заемщик - но и кредитор, это всё для бездуховной геропы. Дураков надо проучить по нашему! Залить замок клеем! Запугать детей! Оклеветать жену!
Коллекторы - это криминал. Это абсолютное зло. В стране криминальной романтики не принято говорить, как криминал точет общество и отбирает будущее у наших детей. Но считать их полезными, даже с какими-то условиями, - это непростительно!
2 +2−0Fernando Cortes11:35:50
26/02/2016
-4 +0−4Russo Phöb11:20:06
26/02/2016
Ещё одна вата не читатель.
Мозгокрыс не радует нас разнообразием своих высказываний -)
2 +2−0Fernando Cortes11:31:09
26/02/2016
-4 +0−4Russo Phöb11:19:56
26/02/2016
Вата не читатель?
А ведь действительно, я не знаю, умеете ли вы читать.
Скорее нет -)
2 +2−0Андрей Воробьев08:31:59
26/02/2016
9 +13−4Любовь Ильина15:54:04
25/02/2016
Хреноватая статья...по ее морали получается, что люди САМИ ВИНОВАТЫ, ЧТО ИХ ПРЕССУЮТ.....Мадам, видимо не в курсе, что медицина у нас ПЛАТНАЯ и даже очень....и собрать даже!!! 50 тысяч в провинции на операцию - это ПРОБЛЕМА! люди ВЫНУЖДЕНЫ брать кредиты....мало таких, кто покупает технику, а потом не платит....жертвы коллекторов - это люди, оказавшиеся в БЕЗВЫХОДНОЙ ситуации...ВАМ, СЫТОЙ ДАМЕ ЭТОГО НЕ ПОНЯТЬ!!! И НЕ НАДО ТУТ ВЫГОРАЖИВАТЬ БАНДИТОВ!
по ее морали получается, что люди САМИ ВИНОВАТЫ, ЧТО ИХ ПРЕССУЮТ.....Мадам, видимо не в курсе, что медицина у нас ПЛАТНАЯ и даже очень....и собрать даже!!! 50 тысяч в провинции на операцию - это ПРОБЛЕМА!

По большому счету ДА. Сами виноваты. Пусть следующий раз лучше думают, когда идут на выборы. Кого навыбирали, то и получили. Вместе с Крымом.
2 +2−0Пётр Иевлев18:40:15
25/02/2016
Для решения проблем между должником и кредитором существует суд и приставы. А разговоры про то, что "это долго" и "пока получишь" - так вы на то и финансовое учреждение, у которого должно быть строгое соотношение прибыль/риск - а иначе это получается, что вы "благодаря" собственному дилетантизму/жадности кормите всяких уродцев, а те и рады...
2 +2−0Шанувальник Антонова18:17:30
25/02/2016
7 +8−1Алексей Зелин16:26:50
25/02/2016
Да-виновны обе стороны, и заемщики и МФО, но почему они (МФО) существуют? Агрессивная реклама на улицах-динамики стоят в арендованных павильонах и выкупленных квартир первых этажей. Орут на всю улицу около метро- "до зарплаты, до зарплаты". Это нормально!? Эти "бизнесмены" потратились на копейку, а хотят получить 1000!
Закон необходим-и срочно.
А вопрос, хотя моя позиция понятна: в чем вина-то родственников заемщика? Или вон даже однажды коллекторы парализовали работу предприятия, где работает должник. Ну, повторите, пожалуйста - "Они виноваты!!". Коллекторы трогают и обычных людей - это факт.
1 +1−0Александр Куприн16:36:02
26/02/2016
Никто не тащит идиотов-заёмщиков брать деньги под дикие проценты. Как никто не тащил в своё время кидать деньги в игровые автоматы. Почему кто-то виноват (государство, кредитные организации, члены семьи), а не сам идиот? Один родственник недавно взял кредит на 250 кусков. Оба с женой - алкаши, сидят без работы, коммуналку не платят. Расхлёбывает всё сын, который живёт у родителей жены, с ней и ребёнком, и работает в ночную смену. А они сидят и жрут водочку дальше. Вот кому санитары нужны.
1 +1−0V H08:18:13
26/02/2016
-7 +4−11Russo Phöb18:21:55
25/02/2016
Вата ощетинилась.

А по делу - всё правильно написано.

1) В коллекторы, конечно, в последнее время берут в т.ч. конченных уродов, но эти конченные уроды не из ниоткуда берутся, и не с марса прилетают. Это часть общества, которая почему-то вместо того, чтобы сидеть, работает коллекторами. А сидят зачастую просто нелояльные.

2) Набирающим кредиты тоже есть смысл осмотреться. Платите вовремя, не верьте на 100% рекламе и менеджерам, и будет вам счастье. Не занимайте выше того, что сможете отдать. Реклама рекламой, а свои мозги быть должны в первую очередь. Не хотите думать сами - получите соответствующий результат, чего уж там.

Ну и да - в целом всё это в итоге оказывается столкновением безмозглых с бесчеловечными. Люди повменяемее просто стоят и смотрят в сторонке, так, чтобы не задело. Помогать какой-то из сторон? Да увольте, ни жарко, ни холодно.
В коллекторы ВСЕГДА брали только конченых уродов ..в основном ..это уволенные ..не прошедшее переатестацию и пенсионеры ....привыкшие к безнаказанности и ничего больше не умеющие ...
1 +1−0Михаил Коровьев05:28:19
26/02/2016
0 +1−1Обезьяна Старая и мудрая22:04:50
25/02/2016
Мостквичи до сих пор уверены, что Россия в Замкадье — это «ледяная пустыня, по которой ходит лихой человек». Короткая у них память, ведь 2/3 в этой пустыне родились и выросли. Родители их что ли ходят лихими?
В корень зрите, дорогой премат!
1 +1−0Михаил Коровьев05:24:01
26/02/2016
10 +11−1Kytx16:50:00
25/02/2016
"жалко только детей" - старый и пошлый приемчик. :)
Ну, пошлости и вульгарности ей всегда было не занимать...
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь