„ | Гундяев смотрит на Франциска и думает: " Дурак! Часов нет, одет скромно, ноги всяким целует, худющий. Неужели на самом деле верит?" | “ |
«Наконец-то, мы — братья». С этих слов, произнесенных Папой Римским Франциском, началась историческая встреча на Кубе между двумя предстоятелями — Римско-католической и Русской православной церквей. После столетий взаимного отчуждения, упреков и обвинений Папа и патриарх обменялись наконец братским поцелуем. Почему это столь важно — разбиралась «Лента.ру».
Великая схизмаПравославная и католическая церкви всерьез рассорились более тысячи лет назад. В основе раскола лежали причины как мирского, так и религиозного свойства. С того момента, как пала Западная Римская империя и на ее месте образовался конгломерат варварских королевств, из которых со временем выкристаллизовалась империя Карла Великого, трещина в отношениях Востока и Запада все больше расширялась. Римские епископы считали себя обладающими безусловным первенством и вселенской юрисдикцией как преемники святого Петра, константинопольские патриархи же опирались на решение Халкидонского собора, который в 28-м правиле провозгласил приоритет Константинопольской патриархии над «ветхим Римом». С вопросами о главенстве церкви тесно сплелись проблемы власти светской и богословские разночтения. В итоге все это привело к Великому расколу, начавшемуся со взаимных проклятий и отлучений римского кардинала Гумберта и константинопольского патриарха Михаила Керулария в 1054 году и окончательно оформившемуся десятилетия спустя.
С тех пор пропасть между «папежниками и латинянами» с одной стороны и «восточными схизматиками» с другой становилась все глубже. У обеих сторон накопилось друг к другу немало претензий: одни вспоминают разграбление крестоносцами Константинополя (когда было осквернено множество православных церквей, а древние реликвии вывезены в страны Западной Европы) и преследования православных в Речи Посполитой, другие — гонения на католиков в России в XVI-XVII и XIX веках, когда многие католические и униатские храмы были переданы православным.
Расколоть нельзя воссоединитьНельзя сказать, что православные и католики не пытались покончить с разногласиями и восстановить единство церкви. В 1274 году на Втором Лионском Соборе, специально созванном для примирения, Папа Григорий X заключил унию с православной церковью. Но союз практически сразу, что называется, затрещал по швам. Слишком разные политические цели преследовали те, кто ратовал за единение. И спустя три года Собор восточной церкви признал его ничтожным.
Еще одна попытка сближения произошла в XV веке. И опять же по политическим причинам. В 1439 году константинопольский патриархат, столкнувшись с угрозой османского нашествия, согласился на Флорентийскую унию с Ватиканом. «Да возрадуются небо и земля! Мир возвратился на краеугольный камень Христа: два народа уже составляют единый; мрачное облако скорби и раздора исчезло; тихий свет согласия сияет снова!» — говорилось в хартии Флорентийской унии.
Тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Исидор был сторонником унии, на соборе его возвели в сан кардинала и назначили папским легатом. Но в Москве Исидора, который и без того не пользовался популярностью, посадили под замок, окрестили «латинским прелестником» и осудили как отступника.
В 1453 году под натиском турок-османов пал Константинополь. В глазах русских людей это стало закономерной карой за вероотступничество. Спустя шесть лет русская церковь соборно изменила порядок избрания митрополита — отныне он избирался собором русских епископов с согласия князя Московского. И следующий предстоятель, Феодосий, уже носил титул Митрополита Московского и всея Руси. Это на первый взгляд незначительное изменение титулования было очень важным как с религиозной, так и с политической точек зрения. Русская церковь фактически стала автокефальной, а Москва начала восхождение к статусу «Третьего Рима».
Православный самодержец — католический магистрПри папском дворе идею соединения церквей, тем не менее, не оставили. Результат попыток вернуть «восточных схизматиков» — многочисленные униатские церкви, признающие власть Папы, но совершающие богослужения по византийскому обряду.
В начале XIX века, когда в России правил император Павел I, в результате его своеобразной внешней политики сложилась парадоксальная ситуация: православный русский самодержец согласился на просьбу рыцарей Мальтийского ордена принять над ними покровительство и стал великим магистром этой католической организации. С этим не согласился Ватикан. Чтобы как-то снять возражения Рима, император — неизвестно, насколько всерьез — задумался о соединении католицизма и православия. Папа Пий VII идею одобрил, но вскоре Павел скончался от апоплексического удара табакеркой в висок, и его мечтания так и остались историческим курьезом.
В самой православной церкви все последующие годы велся спор о том, кем же все-таки считать католиков: еретиками, исказившими Символ веры, или раскольниками, отошедшими от православия. Даже ведущие богословы не могли договориться: если святитель Филарет Московский утверждал, что «земные перегородки до неба не доходят» и что никакую церковь, верующую в Иисуса Христа, нельзя называть ложной, то святитель Игнатий (Брянчанинов) полагал: «Благодать Божия отступила от папистов; они преданы сами себе и сатане».
Скромное обаяние экуменизмаК середине XX века, после многочисленных потрясений, двух мировых войн и широкого распространения атеизма церковные страсти поулеглись. В 1965 году на Втором Ватиканском Соборе католической церкви была принята совместная декларация папского престола и константинопольского патриархата о взаимном снятии анафем 1054 года.
Не осталась в стороне от этого процесса и Русская православная церковь. Основным контактным лицом со стороны Московского Патриархата был митрополит Никодим (Ротов). Он неоднократно ездил в Рим. Во время одного из таких визитов, когда Никодим прибыл на годовщину интронизации папы Иоанна Павла I, на аудиенции у понтифика у митрополита внезапно остановилось сердце. Пошли слухи о том, что Никодим по ошибке выпил кубок с ядом, предназначавшийся для Иоанна Павла I. Папа также скончался менее чем через месяц.
Так или иначе, но следующий раунд церковных переговоров по сближению состоялся лишь четверть века спустя. В 1993 году в Ливане прошло заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православной Церквями. По его итогам было принято специальное заявление, которое еще называют «Баламандским соглашением». Этот документ никогда особенно не афишировался, хотя и не скрывался. Текст, в котором РПЦ и Ватикан «взаимно признают друг друга в качестве церквей-сестер», завизировали представитель Московского патриархата, а также представители девяти поместных православных церквей.
Декларация заключала в себе большие уступки с обеих сторон православного-католического диалога. Католики отказались, например, от прозелитизма среди православных и «экспансии за счет Православной Церкви». Православные в свою очередь признавали Восточные католические церкви, активность которых всегда им не нравилась. Наконец, обе стороны отказывались от исключительности — признавалось, что и Католическая, и православная церковь — носители спасения, а достижение единства «не может быть ни поглощением, ни смешением», но должно быть «встречей в истине и любви». Однако, как отметил в мае 2006 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II, этот документ «так и не стал для католиков препятствием для насаждения унии и продолжения экспансии на восток». В общем, противоречия и взаимные обвинения по-прежнему препятствовали контактам на высшем церковном уровне.
Нынешняя встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска состоялась в момент, когда христианству — в равной степени и западному, и восточному — угрожают многочисленные опасности, когда христиане на Ближнем и Среднем Востоке подвергаются жесточайшим гонениям. Понятно, что ни об объединении церквей, ни о сближении позиций по вопросам литургическим и богословским речи не идет, но сам факт того, что впервые за тысячу лет предстоятели русской православной и римской церквей, обнявшись, назвали друг друга братьями, уже вселяет надежду.
Михаил Куракин
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
13 +20−7 | Mariposa Morena | 09:10:12 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Гундяев смотрит на Франциска и думает: " Дурак! Часов нет, одет скромно, ноги всяким целует, худющий. Неужели на самом деле верит?" |
5 +7−2 | Viktor Kovalev | 07:24:37 13/02/2016 |
Что разделяет людей-это религии.Даже внутри каждой религии существуют разные конфессии,которые противостоят друг другу.Яркий тому пример ислам,где сунниты,шииты,алавиты в постоянной борьбе за лидерство.Атеисты более доброжелательны чем верующие,согласно опросам. |
5 +6−1 | Сергей Иванов | 06:48:30 13/02/2016 |
церкви слабеют, а с ними и вера в них ибо они давно отдалились от реалией, осталось золото, праздность и пустые слова ...хотя некоторые еще приносят пользу по понятным причинам, как действующие сооружения с аккумулировавшие в себе потенциал истинных ценностей, уходящих из этой жизни |
4 +7−3 | Сергей Ъ | 10:22:37 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Именно церкви и являлись главным тормозом развития науки и искусства, ибо присвоили себе монопольное право на все области человеческого жизнепроявления. Единственное место куда их до конца не пустили, это в бандитские разборки в борьбе за государственную власть. А вот в тех недогосударствах в которых их пустили (теократии) наука и искусство обречены на прозябание, вымирание и мракобесие. Россия уверенными темпами шагает к мракобесию. |
4 +5−1 | Иван Иванов | 10:01:06 13/02/2016 |
Кирюха Гундяев еще в незапамятные времена, при Папе Ване, налаживал поставки беспошлинного табака в Россию. Фрациск еще салага по сравнению с Кирей. |
4 +5−1 | airy | 09:02:48 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Хм, это как если шизофреник с расстройством личности будет сам себя лупить. По сути, это одно и то же лицо, только в разных вариациях. |
4 +6−2 | Тот Ра | 05:37:32 13/02/2016 |
У Кири усики модные! |
3 +3−0 | Валерий Рахно | 18:12:57 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Иш ты какой гуньдяевиц мы то помним чё вы с народом то творили-В соответствии с этими законами помещик Лука Малинский представил в 1730 г. в суд города Кременца свою крепостную Мотруну Перистую, обвинив её в том, что она знается с дьяволом и занимается чародейством. Мотруну подвергли трёхкратной пытке, растягивали ей члены блоками и верёвками и три раза жгли раскалённым железом. Несчастная, не выдержав пыток, призналась в том, чего допытывались инквизиторы. После такого «признания» ее сожгли18. Для обвинения в сношениях с дьяволом возраст не имел значения, привлекали и очень старых и очень молодых. В 1737 г. 12-летнюю дворовую Ирину Иванову заподозрили в сношениях с дьяволом. Ее обвинили в том, что в «ее утробе было дьявольское наваждение, говорившее человеческим языком». Несчастную девочку заключили в Томский монастырь, били кнутом, и, вырезав ноздри, сослали в далёкий охотский острог под постоянный надзор местного духовенства- твари мерзкие и ваша юдовская казка, однако. Ингл? |
3 +3−0 | Cyr-2 Cyr-2 | 14:19:11 13/02/2016 |
Два пи3дельника подписали никому ненужный документ. |
3 +3−0 | Marat Sharaf | 10:03:37 13/02/2016 |
Битва за души и кошельки верующих лохов разгорается с новой силой.)) Даёшь новый Крестовый поход !)) Жертвуйте деньги и вам воздастся на небесах и под землёй!)) |
3 +3−0 | Роман Ноздрачев | 09:44:34 13/02/2016 |
"...скончался от апоплексического удара табакеркой в висок..." Зачёт :) |
3 +8−5 | Сергей Картавкин | 04:52:26 13/02/2016 |
Хитрые глаза Гундяя изучают Франциска...Следующая встреча будет в космосе с самим богом..Это мое предчувствие.. |
2 +2−0 | Торонтуй | 06:34:17 14/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Он радиоуправляемый. |
2 +2−0 | Frayer Frayerovich | 21:52:56 13/02/2016 |
Тысячу лет не виделись? Что да, то да! 1000 лет тому мордвина Вовы Гундяева еще не родилось. |
2 +2−0 | Чингачгук Большой член | 18:57:03 13/02/2016 |
у попа кирила гундяевича что за антенна на чердаке ? |
2 +2−0 | Сид Вишес | 17:48:37 13/02/2016 |
А как они целовались,совет им да любовь!. |
2 +2−0 | Angel Kyurk | 16:26:58 13/02/2016 |
Да, Папа Римский встретилсь с агентом КГБ... |
2 +2−0 | eniem smol | 11:29:16 13/02/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Одумайтесь!!! Братья и сестры!!!! . Что вы делаете!!! Вы же братья и сестры... |
2 +2−0 | D K | 10:45:04 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
Народ безмолвствует... |
2 +2−0 | Юрий Устинов | 10:02:37 13/02/2016 | ||||||
| ||||||||
а какой тогда был табак......! кубинский. болгарский.... не то что чичас. многое стало с тех времен хуже..... |