Вчерашний друг

01:00 14/01/2016 Мир
Ангела Меркель и Ярослав Качиньский
Ангела Меркель и Ярослав Качиньский
> Новый глава МИД страны сразу же провозгласил, что поляки слишком долго вели себя по отношению к Германии "как вассалы". Я извиняюсь, а какая именно иная в этих взаимоотношениях у Польши роль? Не только есть, но и теоретически возможна. У страны, с веками культивировавшимся шизофреническим и ни разу не адекватными комплексами одновременно Вечной Жертвы и Крупного и Важного Европейского Государства, другой судьбы быть никак не может.

В этом году Польша и объединившаяся Германия отмечают 25-летие дипломатических отношений. В последние годы двусторонний диалог становился все более доверительным, а Варшава фактически стала главным партнером Берлина в Евросоюзе. Однако всего за два месяца — после того, как к власти в Польше вернулась консервативная партия «Право и Справедливость», — отношения двух стран заметно охладились. Дошло до того, что немецкие политики заговорили о введении санкций против Варшавы, а поляки в ответ обвиняют Берлин в авторитарных замашках, припоминая немцам ужасы Второй мировой войны.

«После осенних парламентских выборов время в Польше потекло вспять. Премьер-министр Беата Шидло перед первой пресс-конференцией в новой должности распорядилась убрать из зала все флаги Евросоюза. Новый глава МИД страны сразу же провозгласил, что поляки слишком долго вели себя по отношению к Германии "как вассалы". А из-за кулис марионетками в правительстве управляет национал-консерватор Ярослав Качиньский, глава партии "Право и Справедливость", оставшийся в живых близнец бывшего польского лидера Леха Качиньского, о котором в Европе вспоминают не иначе как с ужасом», — описывает происходящее в соседней стране немецкий журнал Spiegel.

За минувшие 25 лет Берлин и Варшава уже переживали трудный период в отношениях, когда президентом Польши был Лех Качиньский, а премьер-министром — его брат Ярослав. Эти политики не скрывали, что с их точки зрения Германия до сих пор не искупила вред, нанесенный Польше в годы Второй мировой войны. Однако в прошлом эти претензии не создавали серьезных проблем для диалога Варшавы и Берлина, поскольку дела в Евросоюзе шли хорошо. Ситуация изменилась после того, как в ЕС усилились внутренние противоречия. «Определенная неприязнь в отношениях Польши и Германии возникла на фоне тяжелейших проблем в ЕС, которые не связаны конкретно с Варшавой и Берлином, но при этом осложняют жизнь как им, так и остальным членам европейской семьи. ЕС находится в кризисе, и это все осложняет. Германо-польским отношениям предстоит очень сложный период. Партия "Право и Справедливость" только пришла к власти, и до следующих выборов изменений во внешнеполитическом курсе Варшавы и в ее риторике не будет. К сожалению, для ЕС как раз эти годы будут решающими», — уверен научный директор клуба «Валдай», профессор-исследователь НИУ ВШЭ Федор Лукьянов.

До возвращения во власть партии Качиньского отношения Германии и Польши переживали один из самых теплых периодов в своей истории. На волне украинского кризиса сформировалась связка Берлин-Варшава. Германии была необходима поддержка Польши как главного представителя Восточной Европы для упрочения лидерства внутри ЕС, поэтому Берлин сблизил свою позицию с польской по украинскому вопросу.

Клубок противоречий

Взаимные упреки посыпались после того, как новое правительство Польши ввело поправки к законам о Конституционном суде и о телерадиовещании. Так, согласно новой редакции закона о СМИ правительство будет напрямую назначать и снимать с должности руководителей общественно-правовых телерадиокомпаний. В Германии стали опасаться, что польская пресса окажется под контролем властей и превратится в инструмент правительственной пропаганды. «Попытка надеть правительственную уздечку на СМИ противоречит основополагающим ценностям ЕС», — прокомментировал произошедшее председатель Союза журналистов ФРГ Франк Юбераль.

Не понравилась немецким властям и реформа Конституционного суда (КС). Решения теперь будут приниматься большинством в две трети голосов, а не простым большинством, как раньше; число судей увеличится до 15, причем пятерых из них партия «Право и Справедливость» планирует назначать самостоятельно. Помимо этого, КС больше не сможет самостоятельно прекращать полномочия судей. Дисциплинарные взыскания в их отношении можно будет применять только по запросу президента или министра юстиции. В Берлине полагают, что принятые поправки резко урезают полномочия КС и лишают его независимости.

Ряд немецких политиков из партии Меркель отреагировали на действия польских властей жестко, призывая наложить санкции на Варшаву. И хотя через пару дней официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт опроверг информацию о возможном введении антипольских ограничительных мер, неприятный осадок остался.

В Варшаве стали огрызаться, заявив, например, что если кто-то и может критиковать Польшу за проблемы со свободой слова, то уж точно не власти ФРГ, пытавшиеся не допустить утечку в СМИ информации о нападениях мигрантов на немецких женщин в новогоднюю ночь.

«Отношения между Берлином и Варшавой сейчас и правда напряженные. Для нового польского правительства Германия — больше враг из прошлого, чем настоящий или будущий союзник. Варшава постоянно припоминает Германии события Второй мировой войны, а также критикует ее за то, что она пытается навязывать свои решения соседям по Евросоюзу. В будущем критика только усилится, потому что польское правительство озабочено тем, как сосредоточить в своих руках как можно больше власти», — уверен член Германского общества внешней политики Штефан Майстер.

Против квот

Главным же раздражителем в отношениях Варшавы и Берлина стала миграционная политика ЕС, авторство которой принадлежит Германии. Согласно плану, каждой стране Евросоюза определена соответствующая квота беженцев. «В этом году Польше, где проживают 38 миллионов человек, надо принять 7-8 тысяч мигрантов. Это проблема. Наши политики не знают, что с ними делать. 70 процентов этих беженцев — молодые люди. В Польше их боятся. Это люди с другим менталитетом, другой религией», — говорит Кшиштоф Федорович, профессор Института востоковедения Исторического института при Университете им. Адама Мицкевича.

Spiegel по этому поводу язвительно заметил, что польские власти ведут себя как выходцы из Восточной Германии: «Они с удовольствием берут у Запада деньги, но не хотят перенимать западные ценности. Германия в состоянии содержать расистов из Саксонии и Бранденбурга. А вот готов ли ЕС содержать такие ксенофобские страны как Польша, Венгрия и Словакия?»

Впрочем, нежелание этих стран принимать у себя беженцев можно понять. «Для них приток мигрантов может стать тяжелым психологическим испытанием. Исторически этим странам приходилось бороться за сохранение своей идентичности, находясь в окружении могущественных соседей, которые постоянно пытались их завоевать. Сегодня перед ними тоже возникает угроза идентичности, но совершенно другого типа. Польша в данном случае оказалась лидером блока просто потому, что она в политическом плане более весомая страна. Встает вопрос о принципах управления Европой. Германия считает, что нужно разделять бремя по справедливости, а страны Восточной Европы говорят, что они не для того вступали в ЕС, чтобы им опять указывали, что делать», — полагает Лукьянов.

Однако Германия, возмущенная поведением Польши, заявила, что страны, которые не подчиняются общей политике ЕС по приему и расселению беженцев, стоит наказать. В Берлине предлагают либо оштрафовать эти государства, либо в будущем урезать им выдачу средств из структурных фондов.

Штефан Майстер уверен, что конкретные меры Варшаве все-таки не грозят. «Я не думаю, что в отношении Польши будут введены какие-либо санкции. По этому вопросу очень сложно достичь консенсуса, потому что есть другие члены ЕС, которые также выступают против квот на беженцев. Они согласны с Польшей и будут блокировать любое решение. В этом большая проблема. Высокопоставленные политики в ЕС критикуют Польшу и страны, выступающие против квот, но это ни к чему не приведет. Я не думаю, что Варшава изменит свое решение», — резюмировал эксперт.

Что немцу хорошо

Еще одно испытание для германо-польской дружбы — строительство газопровода «Северный поток 2», который к 2019 году планируют проложить между Россией и Германией в обход Украины и восточноевропейских членов ЕС. Польша активно выступает против проекта, который очень выгоден Германии.

Поляки считают, что «самое могущественное государство ЕС поставило свои экономические интересы выше энергетической безопасности Евросоюза», пишет The Financial Times. В Варшаве уверены, что реализация проекта «Северный поток 2» противоречит курсу ЕС на энергетическую независимость от России. Берлин, ранее призывавший диверсифицировать источники поставок газа и фактически запрещавший другим государствам становиться транзитерами российского газа, сам повернулся в сторону Москвы. Таким образом Германия, в отличие от своих соседей, сможет участвовать в поставках голубого топлива из России и получать большую прибыль за его транзит.

«Используя антигерманскую риторику, польские власти не только стремятся заручиться поддержкой собственного населения, но и хотят играть более важную роль в принятии общеевропейских решений. Однако Польша не настолько сильна, чтобы составить конкуренцию Германии и стать лидером. Ее силы переоценены. Она слишком слаба, — считает Штефан Майстер. — К тому же Варшава экономически очень сильно зависит от ФРГ. Германия — главный экономический партнер Польши. Не исключаю, что Варшава сможет образовать коалицию восточноевропейских стран, однако добиться большего ей не удастся».

Ксения Мельникова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(167):

1 234 ... +1
39 +44−5антоша01:16:56
14/01/2016
> Новый глава МИД страны сразу же провозгласил, что поляки слишком долго вели себя по отношению к Германии "как вассалы".

Я извиняюсь, а какая именно иная в этих взаимоотношениях у Польши роль?

Не только есть, но и теоретически возможна.

У страны, с веками культивировавшимся шизофреническим и ни разу не адекватными комплексами одновременно Вечной Жертвы и Крупного и Важного Европейского Государства, другой судьбы быть никак не может.
20 +22−2Маша Купина09:30:04
14/01/2016
3 +10−7Elena Anri02:49:51
14/01/2016
Конечно будет все нормально.Разругаются с Германией. С кем дружбу полякам водить? Не с бандеровской же Украиной. К России прильнут шляхтичи,куда ж им деваться?✳
Интересный профиль. Не удивительно, что Качинский в Польше так популярен. Видать глубокие и болезненные комплексы из детства вынес. Подонка, походу, сильно обижали. Вот и вырос в нем общепольский комплекс вечно обиженого мерзотика.
Невдомёк полякам, что и обижали-то их всю историю именно за необоснованный гонор терпилок. Проще надо быть. Скромнее. Сообразно своим возможностям. Снова возомнили себя пупами, а по факту просто американские шлюшки
17 +20−3Маша Купина09:33:24
14/01/2016
-17 +3−20виталий поддубкин09:31:18
14/01/2016
Тут ты не права! Обижали в детстве Вовика Путина,потому то он и подонком стал!
Ваши методички пишут обратное - хулиганом, мол, был.
Уточните у шефов, чтобы версии не расходились
13 +13−0Samael Trololo10:18:50
14/01/2016
-9 +0−9Wiktor Putin10:11:18
14/01/2016
Русский метод - напугать людей, тогда ничего хотят, боятся войны (работает только в России).
А как вам такие постулаты из ведущих СМИ европы: "А вот готов ли ЕС содержать такие ксенофобские страны как Польша, Венгрия и Словакия?"
Мол, дерьмо эта Словакия! Не будем ее содержать, раз мигрантов не любят! Вот такая вот европейская семья... ?
12 +14−2Броуновское Движение09:39:19
14/01/2016
3 +10−7Elena Anri02:49:51
14/01/2016
Конечно будет все нормально.Разругаются с Германией. С кем дружбу полякам водить? Не с бандеровской же Украиной. К России прильнут шляхтичи,куда ж им деваться?✳
Россию они тоже ненавидят. Будут сливаться в экстазе с приебалтами.
12 +14−2Николай Иванов09:14:41
14/01/2016
Комментарий удалён.
Смеялся до слез. С каких пор два поселения рабов стали/были "хозяева Европы"?
12 +12−0Denis Gribov04:04:15
14/01/2016
-5 +2−7Morton Gelt03:31:13
14/01/2016
ну вот как раз уния с Украиной очень даже перспективна. Насчет Литвы не знаю
Уния типа "украинцы в стойло"?
Это кто будет общим главой - польский или украинский президент, чисто интересно? "Шляхтич" или "козак"?
12 +12−0Denis Gribov03:22:06
14/01/2016
10 +10−0Denis Gribov03:21:39
14/01/2016
Ну, теоретически Речь Посполитая Обоих Народов od morza do morza способна составить конкуренцию Германии, особенно если станет таковой: ближайшие соседи могут попасть под влияние и тогда огого!

В Польше есть масса организаций разной степени шизофреничности и официальности, носящиеся с Ягеллонской идеей, прометеизмом, антисоветизмом и русофобией, приобретающие особенный оттенок в условиях столь же традиционных идей жертвенности, обиженности всем светом, смакования мартирологии и т.п. Все эти институты национальной памяти, многочисленные могилы, таблички, памятники, крест перед президентским дворцом, Смоленск, Катынь, Волынь и бог весть что. Все это активно обсуждается и постоянно транслируется в общество. Ну, допустим, как у нас темы ВОВ или про Сталина. Вроде времена минувших дней, актуальности никакой - ну что нам Сталин, два поколения людей его и в глаза не видывало, но тема постоянно в эфире и провоцирует реальные зарубы.
С другой стороны, история и судьба польского народа учит его крайне болезненно реагировать на любые долговременные связи Германии и России, особенно через голову Польши. Совсем недавно поляки сходили с ума по поводу "германо-русского кондоминиума". Сейчас в условиях санкций тема сближения Германии и России сгинула, на Россию спущены все собаки (в особицу Польшей и ее - они верят! покровителем: США), и вот Польша, ощущая разлад в самых опасных своих противниках, воспряла духом и спешит закрепить успех. Осталось отбрехаться от Германии.

В общем, в этих условиях оставалось лишь дождаться, когда на трон сядет очередной псих.
Братец Ярека, кстати, покойный Лех, вел себя так же. Историю "квадратного корня Качиньского" Меркель не забудет никогда. Ей тогда Лех тоже предъявил за Гитлера.

Вообще, сложная история. ЕС, если он хочет оставаться союзом, надо учиться договариваться. Учитывать мнение тех соседей, которые даже и не нравятся. Типа Польши. С другой стороны, чем дальше, тем борзей будет Польша. Получается, чем больше денег ЕС будет в нее вливать (или иным способом способствовать процветанию Польши, например, допуская на рынок ее товары и сантехников), тем более Польша будет требовать преференций, фактически отжимая долю у Германии и прочих. Идея сделок win-win в современном мире все более проблематична.
11 +11−0Маша Купина10:15:10
14/01/2016
-9 +0−9Wiktor Putin10:11:18
14/01/2016
Русский метод - напугать людей, тогда ничего хотят, боятся войны (работает только в России).
Это написал поляк. Путин, прошу заметить, на такие паникерские реплики лишь крутит у виска) Но ракеты, тем не менее, бдят, ракеты ждут часа. Военные базы НАТО и элементы ПРО на своей территории - не самое лучшее решение польских нацистов.
11 +11−0Евгений Жевлоненко10:13:35
14/01/2016
-17 +3−20виталий поддубкин09:31:18
14/01/2016
Тут ты не права! Обижали в детстве Вовика Путина,потому то он и подонком стал!
перечитай методичку...сказано черным по белому, хулиган...с русским проблема? ...а ты с обамкой перепутал, того вечно в терпилах держали....бывает, из-за недостатка витаминок плохая память...греча с выборов кончилась?
10 +11−1Маша Купина10:20:22
14/01/2016
-8 +0−8Wiktor Putin10:18:28
14/01/2016
Вы только бы бросали бомбы - не хватает вам Афганистана, Сирии ??
не хватит. все пакостники должны ответить, не одним же арабам отдуваться. А то дискриминация какая-то по национальному признаку. Нехорошо.
10 +10−0Denis Gribov03:21:39
14/01/2016
39 +44−5антоша01:16:56
14/01/2016
> Новый глава МИД страны сразу же провозгласил, что поляки слишком долго вели себя по отношению к Германии "как вассалы".

Я извиняюсь, а какая именно иная в этих взаимоотношениях у Польши роль?

Не только есть, но и теоретически возможна.

У страны, с веками культивировавшимся шизофреническим и ни разу не адекватными комплексами одновременно Вечной Жертвы и Крупного и Важного Европейского Государства, другой судьбы быть никак не может.
Ну, теоретически Речь Посполитая Обоих Народов od morza do morza способна составить конкуренцию Германии, особенно если станет таковой: ближайшие соседи могут попасть под влияние и тогда огого!

В Польше есть масса организаций разной степени шизофреничности и официальности, носящиеся с Ягеллонской идеей, прометеизмом, антисоветизмом и русофобией, приобретающие особенный оттенок в условиях столь же традиционных идей жертвенности, обиженности всем светом, смакования мартирологии и т.п. Все эти институты национальной памяти, многочисленные могилы, таблички, памятники, крест перед президентским дворцом, Смоленск, Катынь, Волынь и бог весть что. Все это активно обсуждается и постоянно транслируется в общество. Ну, допустим, как у нас темы ВОВ или про Сталина. Вроде времена минувших дней, актуальности никакой - ну что нам Сталин, два поколения людей его и в глаза не видывало, но тема постоянно в эфире и провоцирует реальные зарубы.
9 +10−1Маша Купина09:39:44
14/01/2016
3 +10−7Elena Anri02:49:51
14/01/2016
Конечно будет все нормально.Разругаются с Германией. С кем дружбу полякам водить? Не с бандеровской же Украиной. К России прильнут шляхтичи,куда ж им деваться?✳
//К России прильнут шляхтичи,куда ж им деваться?//

Они и разругались со всеми соседями, что снова к уду самого жирного бабуина прильнули, думают он защитит и обогреет.
"А мы уйдем на север" (с)
Ну-ну. Этот бабуин уже не одну шавочку прокинул.
9 +10−1Алан Слонов09:33:11
14/01/2016
-12 +2−14виталий поддубкин09:27:10
14/01/2016
Против кацапского дерьма сдружатся! Не волнуйся!
Вообще как то по фиг сдружатся они ли нет, или по старой памяти в услужение к полякам пойдут. Особо важно тут твое мнение невпопад. Ну да ладно, что взять с убогих?➿
9 +9−0Конь-Людоед09:11:55
14/01/2016
12 +12−0Denis Gribov04:04:15
14/01/2016
Уния типа "украинцы в стойло"?
Это кто будет общим главой - польский или украинский президент, чисто интересно? "Шляхтич" или "козак"?
Прекрасный повод повырезАть друг друга для решения этого вопроса.
8 +9−1Маша Купина10:03:25
14/01/2016
-10 +2−12Wiktor Putin09:51:55
14/01/2016
Лучше быть американской шлюшкой чем русской проституткой .
Ну-ну. Некоторые поляки (не комплиментарно к России настроенные, прошу заметить) считают что нового раздела Польши больше не будет по причине грандиозного пи3деца. Нечего будет делить. Её просто загасят ядерными ударами оба лагеря, так как она сознательно и целенаправленно нарывается на роль нового глобального ТВД.
Поинтересуйтесь тут, например:
Ссылка на inosmi.ru
7 +7−0Маша Купина10:12:45
14/01/2016
7 +11−4Türksoy Altay02:11:37
14/01/2016
Когда состоится пятый раздел Речи Посполитой?
поляки в раздел не верят, думают, что их просто вобьют в большую ядерную воронку
Ссылка на inosmi.ru

Очень, такой, правдоподобный прогноз. Если будет война. все шишки ей достанутся. Сначала будут чистить ПРО, потом пытаться остановить накатывающий восточный фронт
7 +8−1Конь-Людоед09:10:04
14/01/2016
12 +12−0Denis Gribov03:22:06
14/01/2016
С другой стороны, история и судьба польского народа учит его крайне болезненно реагировать на любые долговременные связи Германии и России, особенно через голову Польши. Совсем недавно поляки сходили с ума по поводу "германо-русского кондоминиума". Сейчас в условиях санкций тема сближения Германии и России сгинула, на Россию спущены все собаки (в особицу Польшей и ее - они верят! покровителем: США), и вот Польша, ощущая разлад в самых опасных своих противниках, воспряла духом и спешит закрепить успех. Осталось отбрехаться от Германии.

В общем, в этих условиях оставалось лишь дождаться, когда на трон сядет очередной псих.
Братец Ярека, кстати, покойный Лех, вел себя так же. Историю "квадратного корня Качиньского" Меркель не забудет никогда. Ей тогда Лех тоже предъявил за Гитлера.

Вообще, сложная история. ЕС, если он хочет оставаться союзом, надо учиться договариваться. Учитывать мнение тех соседей, которые даже и не нравятся. Типа Польши. С другой стороны, чем дальше, тем борзей будет Польша. Получается, чем больше денег ЕС будет в нее вливать (или иным способом способствовать процветанию Польши, например, допуская на рынок ее товары и сантехников), тем более Польша будет требовать преференций, фактически отжимая долю у Германии и прочих. Идея сделок win-win в современном мире все более проблематична.
"история и судьба польского народа учит его крайне болезненно реагировать на любые долговременные связи Германии и России, особенно через голову Польши"

Отлично сказано. Если подытожить вкратце, то, одним словом, поссыкивают.
7 +11−4Türksoy Altay02:11:37
14/01/2016
Когда состоится пятый раздел Речи Посполитой?
6 +6−0Максим Незнайка 7510:50:03
14/01/2016
10 +11−1Маша Купина10:20:22
14/01/2016
не хватит. все пакостники должны ответить, не одним же арабам отдуваться. А то дискриминация какая-то по национальному признаку. Нехорошо.
Жжош Маша, одобряю ;)
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь