«Нам здесь не рады»

00:15 14/12/2015 Из жизни
«Нам здесь не рады»

Высокая мода, изысканная кухня и богатая культура — все это про Париж. Туристы восхищаются его красотой, однако жить здесь — совсем не то, что приезжать в недельный отпуск. Продолжая серию материалов о россиянах, переехавших в другие страны, «Лента.ру» публикует рассказ Артема Крикунова, который прожил во Франции более семи лет, но в конце этого года вернулся на родину.

Я окончил технический вуз Санкт-Петербурга, получил специальность инженера по беспилотным системам — инженера-ракетчика. Тогда это было не особенно перспективно, да и поступал я туда, куда скажет папа. Позже еще получил экономическое образование, и с тех пор успел сменить несколько профессий.

Но душа моя всегда тянулась к музыке: в свободное от работы время я играл на бас-гитаре и довел это дело до полупрофессионального уровня. Всерьез зарабатывать этим мешало отсутствие профильного образования, и я решил его получить.

Жизнь в розовом цвете

Изначально я планировал поступить в колледж на эстрадно-джазовое отделение в Бостоне. Однако стоимость обучения там оказалась чересчур высока — я не мог себе этого позволить. Поэтому представители американского учебного заведения перенаправили меня в их французский филиал в Париже: там я мог получить классическое джазовое образование по американской системе, но в 15 раз дешевле.

На тот момент мне было 24 года, я ни разу не был во Франции и не говорил по-французски. Я уехал как раз перед кризисом 2008 года, и тогда мне все говорили: «Молодец, в России сейчас все плохо». А я думал: «Я в Париже, у меня все здорово». Но все мои впечатления от Франции тогда были гипертрофированы, впечатляли даже незначительные мелочи. Первый год я ходил «в розовых очках»: мне казалось, что все люди вокруг улыбаются — не то что у нас, а газоны у Эйфелевой башни зеленее, чем отечественные. Но на самом деле нет.

Новое амплуа

Учить язык пришлось на месте и в ускоренной форме: занимался онлайн, слушал аудиокурсы и просто общался с людьми. Во время учебы я успел много где поработать, но в Макдоналдс меня почему-то не взяли. Я, человек с двумя высшими образованиями, работал посудомойщиком, грузчиком, сборщиком мебели. Последнее было самое интересное: французы нанимают специальных людей, чтобы собрать мебель из IKEA, — даже если надо всего лишь закрутить четыре винта.

Поначалу я пытался найти работу с помощью соотечественников: в Facebook и во «ВКонтакте» есть русскоязычные группы. Кроме того, есть несколько сайтов, посвященных жизни русских в Париже. Но пообщавшись с этими людьми несколько месяцев, я понял, что не хочу иметь с ними ничего общего. Кроме того, я в какой-то степени рад, что они уехали из России: тем лучше для нее.

Сыра ради

Стереотипы большинства французов о русских: девушки — проститутки или уборщицы, мужчины — мафиози, строители или грузчики. И это как раз из-за того, что во Франции в большинстве своем русских представляет именно такой контингент.

Здесь есть три основные категории русских эмигрантов — людей, которые не просто приехали по контракту на время, а кто хочет жить во Франции постоянно. Первая — это девушки с не очень высокими моральными ценностями. Они поступают на бесплатное отделение в вуз, на какой-нибудь абсолютно ненужный курс типа «факультет романской литературы», где учиться очень просто. Потом ищут себе французских кавалеров и выходят за них замуж. Я играл на одной из таких свадеб, — невеста была согласна быть с мужчиной, который ее бьет, только потому, что это казалось ей лучше, чем жизнь в российской провинции.

Второй тип — нелегальные эмигранты: они приехали в Европу за хорошей жизнью и так здесь и остались. Так как документов у них нет, мужчины работают на стройках, женщины — уборщицами или посудомойками. Среди таких очень много украинцев. По моим ощущениям, весь Ивано-Франковск живет в Париже. Так вот от них можно ожидать гораздо большей помощи, чем от моих соотечественников.

Третий тип — это дети тех людей, которые, грубо говоря, наворовали в 90-е годы. В принципе, они могут жить в любой точке мира, и в Париже их немало. При этом папы этих богатеньких буратин работают в России и платят за их развлечения. В дорогих клубах на закрытых мероприятиях я общался с такой «золотой молодежью», которая рассуждала, как в России все плохо. По их словам, сейчас «кровавый режим» на родине заставляет их отцов делиться. А как иначе-то? Папа хапнул в 90-е, теперь надо отдавать долги. Разговаривать с ними невозможно. Это подписчики «Дождя», «Сноба», «Эха Москвы». Своеобразный контингент, который разбирается в культуре, моде, кино, — то есть образованные люди, но при этом страшные русофобы. Живут они в Париже, потому что здесь сыр вкуснее. Ну, и он в принципе есть.

Ни одна из этих категорий русских эмигрантов не помогла мне найти работу: одни сами ничего не делают, а другие просто не хотят. К сожалению, здесь, в Париже, нет сформированного русского сообщества, в котором люди помогали бы друг другу.

Со временем я начал зарабатывать своим творчеством: играть, давать уроки, писать аранжировки. В том числе делал переложения русской классической музыки: адаптировал произведения Мусоргского, Скрябина, Прокофьева для других инструментов, для которых они не были написаны. К примеру, мне было интересно сделать прелюдии Скрябина, написанные только для фортепьяно, для гитары — и эти мои переложения издали в Америке. Тогда же я начал получать авторские отчисления от продаж. За время жизни в Европе я успел поиграть и в разных регионах Франции, и на площадках Берлина.

Та самая ночь

Переломным моментом в моем решении вернуться в Россию стали теракты в Париже. Мне очень жаль людей, которые погибли, и мне хорошо знакомы места, где это произошло: я бывал и на стадионе «Стад де Франс», и в театре «Батаклан», и в ресторане «Маленькая Камбоджа». Французские спецслужбы показали свою полную недееспособность. Факт того, что люди с бомбами пытались прорваться на стадион, где находился президент страны, просто поражает. Мне сложно представить, что кто-то с бомбой подойдет на несколько километров ближе к месту, где находится Путин, — на мой взгляд, это просто невозможно.

Одна из причин, по которым для терактов был выбран Париж, — это то, что система правопорядка здесь просто не работает. Произошедшее было, на мой взгляд, абсолютно предсказуемым, эти события были вопросом времени, все могло случиться и пять лет назад. Это не Лондон и не Берлин, где такие действия быстро бы пресекли.

Порой задумываешься, почему в центре города в людей не стреляют — ведь криминальные личности свободно ходят с оружием, которое здесь, кстати, в свободном доступе.

Я знаю, что в Марселе продают контрабандное оружие из Ливии и Туниса: автомат Калашникова можно купить за 700 евро. Когда в январе 2015 года был теракт в редакции журнала «Шарли», все удивлялись: как такое могло произойти? А чего удивляться? Ведь террористы не приехали откуда-то и не привезли с собой оружие из других стран. Они его купили во Франции. Правительство Франции кормит тех, кто грызет им руку.

Контрабанда и этнические войны

Будучи студентами, мы вместе с друзьями снимали дом в восточном пригороде Парижа — городке Роменвиль. Жилье дешевле в два раза, чем в столице: дом можно арендовать за 900 евро. Таким ценам есть объяснение — это место было реальным гетто. Весь район был поделен на две части: одна принадлежала алжирцам, другая — сербам. Сербка, у которой мы снимали дом, держала семейный бизнес по контрафакту алкоголя и сигарет. Она жила по соседству с нами, и мы были очевидцами, как по ночам к ее дверям подъезжал фургончик, а ее родственники разгружали незаконные товары. Естественно, вся продукция была под фирменными брендами, с наклейками — все как положено, но только контрафакт. Самое интересное, что эта женщина никогда не скрывала свою деятельность, предлагала мне даже взять виски и табака.

Вторая половина района принадлежала выходцам из Алжира, которые занимались наркотрафиком. На улицах стояли молодые парни, которые за определенную цену могли продать что угодно.

Продажа наркотиков никак не скрывается — можете в этом убедиться сами, хотя я бы не советовал соваться в эти кварталы, даже французская полиция боится туда приезжать. За полтора года в этом районе я ни разу не видел полицейского или патрульную машину. И таких районов вокруг Парижа — десятки, в каждом из них живет своя диаспора.

Сейчас я живу недалеко от кладбища Пер-Лашез, и буквально в десяти минутах ходьбы от меня есть район, где стоят черные мальчики и торгуют ясно чем. Более того, почти все наркотики не привозные, а производятся на территории Франции. Все это возможно потому, что полиция этим не занимается.

В свое время французы допустили большую ошибку: когда в середине прошлого века они массово пускали в страну мигрантов, то селили их по этническому признаку. Естественно, приезжие в этих местах организовывали свои национальные структуры, в том числе криминальные. Здесь есть районы, в которых вообще нет белых людей.

Кроме того, между этими районами идут войны, потому что, к примеру, когда-то давно вождь одного африканского племени съел вождя другого племени, и они до сих пор это помнят и мстят. Я не преувеличиваю. К примеру, люди из Судана ненавидят сенегальцев, эфиопы ненавидят жителей Нигерии, и так далее.

Больной вопрос

Если ты турист или студент — Париж для тебя прекрасен. Но когда ты начинаешь здесь жить, возникает множество проблем. Спустя время ты понимаешь, что соседи, которые здороваются с тобой в лифте, в общем-то тебя ненавидят, потому что ты не француз. И ты начинаешь замечать массу других мелочей, которых не видел раньше.

Волна мигрантов, которая захлестнула Европу в последние месяцы, особо не изменит ситуацию. Другое дело, что новые беженцы пришли из стран, где культура поведения отличается от европейской. Конечно, среди них есть и образованные люди, но есть и такие, которые могут сесть на перроне в метро и начать испражняться — я такое видел. Для них это нормально, для французов — дикость. Они только третье поколение алжирцев ассимилировали, они себя хоть немного почувствовали французами. А тут опять новый поток людей с востока.

Французы приносят беженцам еду, одежду, а они тут же организуют мини-рынок и эти товары продают. Проблема в том, что европейцы не понимают: беженцы не хотят быть французами. Политика мультикультурализма, которую попытались создать здесь, провалилась.

Вот, например, я — приехал учиться во Францию, законы не нарушал, работаю легально. Но я как бы в гостях, уважаю французскую культуру, традиции и так далее. А эмигранты с востока не хотят уважать местные законы и привычки, более того — они навязывают свои.

К примеру, можно увидеть на улице молодых людей с алжирскими флагами, выкрикивающих «Слава Алжиру». Но дело в том, что они родились здесь, и их родители родились здесь, и, возможно, они даже никогда не были на своей исторической родине. Они по-французски говорят лучше, чем по-арабски. При этом считают себя алжирцами. Уезжать в свою страну им не к кому, гражданство у них французское, здесь есть какой-то доход — те же пособия.

Крым и налоги

В последнее время уровень русофобии во Франции очень высок. Когда я приехал сюда в 2008 году, такого не было. Сейчас же, во многом благодаря СМИ, формируется негативное отношение к русским. Большинство французов верит каждому слову новостных каналов: здесь нет такого, что люди сравнивают точки зрения из разных источников. К примеру, сказали им, что Россия напала на Украину — и они беспрекословно в это верят. То же самое с Крымом: французы мне рассказывали, как Россия оккупировала Крым. А я им отвечал, что вообще-то родился в Крыму, у меня там живет бабушка, и я намного лучше них понимаю, что на самом деле там происходит.

Несмотря на то что я закончил здесь университет, работаю и плачу налоги, в этом году мне отказались продлевать визу. Я подал прошение еще раз, но все бюрократические процедуры были очень неприятными и дошло до того, что мне просто сказали: «вам здесь не рады». Ситуацию можно было разрешить, и при желании я мог бы остаться во Франции. Но к тому моменту у меня накопилось достаточно причин, чтобы не оставаться, поэтому проблемы с визой меня не сильно расстроили. Я решил, что пора возвращаться обратно, и взял билет на самолет в Санкт-Петербург.

Редакция «Ленты.ру» благодарит за помощь в подготовке материала Le Courrier de Russie.

Беседовал Тимур Акулов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(341):

1234 5 678 ... +1
2 +3−1Tim E06:38:42
14/12/2015
3 +3−0Энди Энди05:38:23
14/12/2015
Вообще-то он пишет, что его аранжировки в сша выпустили и он получает отчисления авторские
Так в чем проблема, ехал бы в Америку, раз там востребован, а во Франции - нет.
2 +9−7Серж Диезз02:01:13
14/12/2015
5 +7−2Призрак Бармалея02:00:16
14/12/2015
А он хоть одно хорошее слово про Путина написал ? :)
Да, он должен был его клясть через слово и кричать что он детей ест
2 +9−7muxacc01:55:39
14/12/2015
Выгнали а он и надулся
А мне во Франции нравится но больше предпочитаю котдазюр
Да и про русофобию он спистел
Но это ему не поможет все равно кровавая гебня посадит :)
2 +9−7Серж Диезз01:54:41
14/12/2015
Комментарий удалён.
А тебе можно хоть отрезать, все равно пустая
2 +7−5New New01:53:39
14/12/2015
> Переломным моментом в моем решении вернуться в Россию стали теракты в Париже
> Несмотря на то что я закончил здесь университет, работаю и плачу налоги, в этом году мне отказались продлевать визу. Я подал прошение еще раз, но все бюрократические процедуры были очень неприятными и дошло до того, что мне просто сказали: «вам здесь не рады».


Это как ?

Решил уехать и стал продлевать визу.
Аххаааааа
2 +16−14Иван С.00:45:58
14/12/2015
Странно что ни с того ни с сего не продлили визу. Наверняка в чем-то замешан оказался. Отсюда и гордый "отказ". Продлили бы визу - сейчас смотрел "Дождь" и хаял россию.
1 +1−0Galina Tsuprun06:22:22
16/12/2015
-1 +0−1Barack Obama04:38:16
15/12/2015
Вежливые зеленые человечки - это у вас. США воюет открыто.
С каких это пор США воюют открыто. Они воюют преимущественно чужими руками, вообще то.
1 +1−0Galina Tsuprun06:14:34
16/12/2015
-1 +1−2Рустам Галиев15:17:28
15/12/2015
Так он и есть такая проститутка, и написано это в Ольгино или в другой дислокации сотрудников ООО "Интернет Исследования", а не во Франции. Текст 1 в 1 с телепропагандой, даже русофобов и лихие 90е не забыли. А мажоры от нуворишей нулевых стыдливо не упомянуты.
Вы тоже, наверное, сынок тех, кто наловил рыбку в мутной водичка 90-х
1 +1−0Galina Tsuprun06:10:01
16/12/2015
-1 +1−2Рустам Галиев15:17:28
15/12/2015
Так он и есть такая проститутка, и написано это в Ольгино или в другой дислокации сотрудников ООО "Интернет Исследования", а не во Франции. Текст 1 в 1 с телепропагандой, даже русофобов и лихие 90е не забыли. А мажоры от нуворишей нулевых стыдливо не упомянуты.
Чел написал, что реально думает. А вы и подобные вам комментаторы, со своими навязчивыми фантазиями и про Ольгинцев похожи на психически больных людей
1 +1−0Julia Black23:00:39
15/12/2015
0 +1−1Лошадиная Рожа15:27:15
15/12/2015
Была же похожая статья неделю назад о Россиянах в Турции и называлась "нам здесь не рады", еще ранее была статья о россиянах в Сирии "нас здесь не рады". Вопрос к редакции сайта: а где же россиянам рады то?
В Канаде. :) Нормально ко всем относятся. На самом деле, по большому счету, всем фиолетово кто откуда. Так, вежливый интерес проявили и фсе.
1 +1−0Евгений Савченко16:26:59
15/12/2015
Хорошо, что человек смог поехать, пожить. Смог спокойно вернуться - выбрать, где ему лучше.
1 +1−0Максим Смирнов13:40:20
15/12/2015
Парень все верно описал про отношение к нам и наших бывших соотечественниках за рубежом
1 +2−1Roman Kontarev13:04:45
15/12/2015
автоматы калашникова из туниса ? ))) спасибо, поржал. это из страны, где войны никогда не было и даже охотничие ружья практически под запретом )))
1 +1−0Сергей Зорин12:51:44
15/12/2015
Интересное повествование. Просто ребята- не надо замешивать сюда политику. Это история реального человека, оказавшегося в другой стране и его взгляд на жизнь там сейчас. Написано интересно...
1 +1−0Deniss Artisskis02:28:10
15/12/2015
-1 +0−1Barack Obama02:15:33
15/12/2015
Да вы как то наивно пишете. Кто тогда вообще думал во время развала Совка о каких то КБ? Люди ощутили свободу, кто хотел свалить за бугор начали ехать, кто хотел украсть начали воровать и так далее. Это же был хаос и анархия. Проблема в том, что люди так и не смогли жить в при свободе в России, им нужен царь, что мы сейчас видим. При этом ботоксному царю прощают даже грабеж страны. В Прибалтике давайте честно скажем, всё же порядок, если сравнивать с Россией.
Vozmozno, ja i naiven. No vot vsjo ze lider strani esli on takovim sebja s4itaet soglasitesj dolzen obladatj opredelennimi ka4estvami i nesmotrja na vseobwuju eiforiju kotoraja togda prisutstvovala dolzen bil trezvo ocenitj situaciju. No da k sozaleniju Rossija ne stala vtorim Kitaem. Hotja kone4no naivno dumatj 4to takoje moglo proizoiti pri nawem razgiljdaistve.
1 +1−0Deniss Artisskis02:20:05
15/12/2015
-2 +0−2Barack Obama01:13:37
15/12/2015
О, да вы я смотрю адепт Первого канала ?

Во первых, я на рабочем компе тоже могу наклеить русские буквы. Это же мой комп, если нужно их можно содрать. Если уж совсем сложно, есть сайт translit.ru. Видимо у вас правописание на русском хромает, как у многих прибалтов или давних иммигрантов.

Во вторых, как воруют сейчас во времена Ельцина даже не мечтали. Вы знаете сколько украл Сердюков и знаете как его наказали? А никак, ему дали повышение и он сейчас по прежнему работает в правительстве РФ. Вы знаете сколько денег распилили Ротенберги, Сечины и прочие Якунины? К слову они все друзья великого ботокса.

Авиация и космос в полном упадке. Посмотрите сколько миллиардов украли на строительстве космодрома Восточный. Кого посадили? Никого!

У меня покой и счастье, просто Ленту я читаю уже десяток лет и имею право оставлять комментарии, также как и вы.
Nu i po povodu vawih komentov. Ja razve zaprewajuvam kommentirovatj 4ego to? Net. Ja vsegda rad poobwatsa s adekvatnim 4elovekom daze esli ego mnenije ne sovpadaet s moim. Ja prosto hotel skazatj 4to ruskaja diaspora ( whatever it means) sliwkom zaciklena na Putine Rossiskom praviteljstve i tom kak ono deistvujet nahodjasj zarubezom. Ja naprimer neponimaju kogda ljudi govorjat "Ja nenavizu Putina" Nu kak mozno nenavidetj togo kogo v zivuju nikogda ne videl. Eto po menjwei mere stranno. Mozno odobrjatj ili ne odobrjatj deistvija no nenavistj eto uze pohoze na krovnuju mestj kakuju to :). JA 4estno skazu ja ne odobraju i ne osuzdaju Putina i ego praviteljstvo. Mne voobwem to do feni ja tam ne zivu. Ja vam skazu 4to u menja otec bil soslan na viselki kak sin vraga naroda, nodaze u nego nebilo nenavisti v duwe i priznaval 4to bilo i horoweje, no komunjak on kone4no neljubil.
1 +1−0Deniss Artisskis02:09:56
15/12/2015
-2 +0−2Barack Obama01:13:37
15/12/2015
О, да вы я смотрю адепт Первого канала ?

Во первых, я на рабочем компе тоже могу наклеить русские буквы. Это же мой комп, если нужно их можно содрать. Если уж совсем сложно, есть сайт translit.ru. Видимо у вас правописание на русском хромает, как у многих прибалтов или давних иммигрантов.

Во вторых, как воруют сейчас во времена Ельцина даже не мечтали. Вы знаете сколько украл Сердюков и знаете как его наказали? А никак, ему дали повышение и он сейчас по прежнему работает в правительстве РФ. Вы знаете сколько денег распилили Ротенберги, Сечины и прочие Якунины? К слову они все друзья великого ботокса.

Авиация и космос в полном упадке. Посмотрите сколько миллиардов украли на строительстве космодрома Восточный. Кого посадили? Никого!

У меня покой и счастье, просто Ленту я читаю уже десяток лет и имею право оставлять комментарии, также как и вы.
Hmm a s 4ego vi rewili 4to ja adept pervogo kanala? Stranno nu da ladno.
Pro pravopisanije eto vi v to4ku. Kak to nedavno mne nuzno bilo napisatj na russkom 4to to ot ruki tak potratil minut 20 na paru predlozenii - vsjo angliiskije bukvi lezli. No eto voobwem to nikogda nebilo mojei siljnoi 4ertoi ja etogo i ne skrivaju, tak kak vsegda ljubil to4nije nauki. Nu a na s4et kompa ne znaju kak u vas no u menja moi rabo4ii laptop sobstvennostj kompanii i objazan vernutj po pervomu trebovaniju poetomu i ne ho4u 4ego to menjatj.

Po4emu ja zatronul Aviaciju - da potomu 4to ja kak raz iz etoi "operi" i v 90 owutil vse prelesti reform pravda v Latvii. Ja ne sporju 4to sei4as vorujut i tomu primer raspil babok na super puper jet Pogosjanom i ko. No vsjo ze kak tak polu4ilosj 4to v strane v kotoroi bilo neskoljko otli4nih KB po4ti v odil mig ne ostalosj ni odnogo? Po4emu veduwije inzeneri etih KB okazalisj na zapade? Da potomu 4to poka Elcin i Co jaziki 4esali u etim ljudjam ne4em semji bilo kormitj. Nu po4emu bilo ob etom ne pozabotitsa skazite? nu sdelali bi 1 KB vzjali bi lu4wih i obespe4ili bi DOSTOINOJE suwestvovanije etim ljudjam. Po4emu eto sdelanno ne bilo? vedj ne Putin v etom vinovat.
1 +1−0Barack Obama02:07:04
15/12/2015
-1 +0−1Kirill Pushkarjov02:04:26
15/12/2015
? как узнать что он врёт? если он например сказал хутин пуй, как узнать?
Детские вопросы вообще. Как узнают что люди врут в принципе? У нас тут что философия?
1 +1−0Barack Obama02:02:57
15/12/2015
-1 +0−1Kirill Pushkarjov01:58:31
15/12/2015
Вот опять, я замечу сразу власть нынешнюю неподдерживаю, совсем. Но почему немцов по делу говорит? Просто потому что скажем я и он не любим путина, значит он прав? То есть просто определили своих и можно теперь их слова за факты принимать?
А что Немцов где то соврал? Или сейчас сильно часто врёт Навальный? Пока что Немцов говорил по делу, Навальный один теперь остался, не удивлюсь если его угостят чаем с полонием.
1 +1−0Barack Obama01:54:48
15/12/2015
0 +0−0Kirill Pushkarjov01:44:43
15/12/2015
Да я больше своей голове верю, про орт лучше и не упоминать там всё ясно, но скажем если смотреть из-за океана Немцов точно такая же говорящая голова как и ведущий орт.
Я бы не сказал. Немцов толковый был и говорил по делу. Говoрящая голова - это Жириновский. Первый канал хотя бы признаешь что сплошной шлак, проблема что в России все каналы стали такими. Несчастный Дождь один даёт альтернативную точку зрения. У нас то хотя бы разные каналы и нет государственных, кроме может PBS.
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь