„ | Бред у тебя в голове, а статья хорошая. | “ |
Режиссер Джордж Лукас задумал «Звездные войны» как антивоенный и антиамериканский фильм — с императором Палпатином как Никсоном и Алдерааном как Хиросимой, уничтоженной «Звездой смерти». Однако его картина «выстрелила» в противоположном направлении: ее пафос и герои помогли Америке встать с колен и оправиться от депрессивного самоощущения (после Вьетнама и Уотергейта). «Звездные войны» во многом обеспечили триумф Рональда Рейгана и возвращение в мировую политику высокоморального американского милитаризма. О том, как это произошло, вместе с историками культуры рассказывает «Лента.ру».
Новые героиВ 1975 году Джордж Лукас оказался на перепутье. Его друг и учитель Френсис Форд Коппола добился большого успеха в Голливуде (с «Крестным отцом») и смог найти финансирование для «Апокалипсиса сегодня» — антивоенной драмы на вьетнамскую тему. Снимать фильм должен был Лукас. «Апокалипсис сегодня» обещал стать его первым кассовым шедевром — таким же психологичным и мрачным, как «Таксист» Скорсезе или «Китайский квартал» Полански. Но Лукас уже несколько лет готовил другой проект и отказался от предложения Копполы. В итоге тот сам взялся за «Апокалипсис», а Лукас — за «Звездные войны».
По его словам, «Звездные войны» были призваны выражать те же идеи, что и вьетнамская военная драма — только в антураже далекой, далекой галактики. Лукас замыслил историю о победе восставших аборигенов над агрессором. В черновиках сценария, написанных в разгар уотергейтского скандала, Палпатин прямо списан с Ричарда Никсона, а империя действует как армия США во Вьетнаме. Особенно очевидны эти параллели в «Возвращении джедая», где есть свой Вьетконг — эвоки, и технологически продвинутую империю побеждает «примитивный» народ.
Но Лукас ставил перед собой и другую цель — вернуть на большой экран эстетику блокбастеров своей юности, фильмов про пиратов, ковбоев, бравых вояк и космических героев («Флэш Гордон»), оптимистичных и морально однозначных картин с «хорошими» и «плохими» парнями. Как ни странно, к 1970-м такое кино вышло из моды — его в Голливуде не снимали и в кинотеатрах не показывали.
Эту задачу Лукас решил куда успешнее, чем антивоенную и антиимперскую. Эстетика победила идею. «Звездные войны» выстрелили в яблочко: в 1977 году Америка уже достаточно намучилась в кризисе идентичности. Убийство Джона Кеннеди, свертывание амбициозной программы реформ «Великое общество», отставка президента из-за скандала «Уотергейт», бесславная война во Вьетнаме, откуда США пришлось уйти, да еще с чувством внутренней неправоты — и вдобавок еще стагфляция (рост цен плюс экономическая депрессия). Если в мире еще кто-то и видел в Штатах спасителя мира и защитника демократии, то внутри страны в это мало кто верил.
И тут на экраны выходит простой и зрелищный фильм о победе «хороших парней» над тираническим государством. Критический замысел Лукаса сейчас кажется наивным: с какой стати зрителю идентифицировать себя (США) со злодеями? Напротив, Люк Скайуокер, Хан Соло, принцесса Лея — вот готовые ролевые модели американского героя. Он бьется с индейцами-тускенами и гуляет по кабакам на Диком Западе (Татуин), выигрывает в гонках и уходит от бандитов, как Хан Соло, или возглавляет войну за независимость, как сенатор Лея или богатый плантатор Джордж Вашингтон.
Бои космических истребителей и заходы бомбардировщиков на цель в конце фильма — очевидная отсылка ко Второй мировой, последней войне, в которой Америка была несомненно на стороне добра — и победила. «Звездные войны» не просто уводят зрителя в мир удивительных космических приключений — фильм показывает, что война может быть увлекательным и благородным делом. И это даже если вынести за скобки финальную сцену, где Люка и Хана Соло торжественно награждают медалями перед строем!
Голливуд и Пентагон«Звездные войны», среди прочего, вернули к жизни почти вымерший в Голливуде жанр батального фильма. Хотя Пентагон был готов бесплатно предоставлять режиссерам солдат и военную технику, с конца 1960-х военный экшн в США не снимали — за исключением «Зеленых беретов» (1968) и провалившегося в прокате «Торы! Торы! Торы!» (1970). Эпоха Вьетнама запомнилась антивоенными картинами, а не рассказами о храбрых и доблестных воинах.
Фильм Лукаса, безусловно, был «про войну», и сам факт того, что боевые действия поместили в далекую галактику, в научно-фантастический антураж, как раз помог преодолеть пост-вьетнамскую аллергию широкой публики на прославление войны и истинно американского героизма.
После такой реабилитации, в 1980-е годы, уже не Пентагон умолял Голливуд, а режиссеры выстраивались в очередь за помощью военных в создании блокбастеров. Поворотным моментом тут, впрочем, стал «Топ Ган» 1986 года, снятый на пике рейгановского милитаризма. Сценарий о славных летчиках ВМС, не задающих лишних вопросов (с блистательным Томом Крузом в главной роли), был тщательно отредактирован людьми в погонах — за это компании Paramount Pictures дали полный доступ к боевым самолетам и авианосцу всего за 1,1 миллиона долларов. Успех картины на обоих фронтах (353 миллиона долларов сборов и рост числа желающих послужить на флоте на 500 процентов) убедил Голливуд, что с военными лучше дружить, хотя они и переписывают сценарии. К 1991 году милитаристские экшн-картины окончательно вытеснили антивоенные из мейнстрима (и не надо забывать о продажах видеоигр, солдатиков и прочих ориентированных на подростков товаров). «Военно-развлекательный комплекс» процветает и по сей день.
Даже «Звезда смерти», воплощение «технологического террора», о котором Лукас хотел снять «Апокалипсис сейчас», вполне недвусмысленная аналогия ядерного оружия США (а демонстративное уничтожение Алдераана — символ бомбежки Хиросимы), оказывается уязвимой — в отличие от реального оружия массового уничтожения, которое сильно подпортило имидж войны как героической схватки доблестных героев. Поединок истребителей перед атакой Люка на «Звезду смерти» возвращает зрителя в славный мир «хороших парней», побеждающих в справедливой войне: Хиросима, взаимное гарантированное уничтожение и ядохимикаты над Вьетнамом благополучно забыты.
Ретроспективно «Звездные войны» больше похожи на кино 1980-х, а не 1970-х: они принадлежат к новой эре блокбастеров, а не к эпохе «американской новой волны», режиссерских картин Кубрика, Копполы, Скорсезе и Вуди Аллена — интеллектуальных, со сложным сюжетом, остросоциальной тематикой, морально неоднозначными героями и необязательным хэппи-эндом.
Трилогия Лукаса — в большей степени, чем «Челюсти» и «Близкие контакты третьего рода» — сформировала стандарт зрелищных и динамичных блокбастеров, где добро всегда побеждает зло (и это добро — с кулаками, гранатометами и бластерами). Конечно, этот тренд победил бы в Голливуде, даже если бы Лукас взялся за «Апокалипсис сейчас», но «Звездные войны» очень сильно его ускорили.
Победа РейганаМассовая культура влияет на политику — этот факт в 2015 году уже никого не удивляет. Даже если операцию «Буря в пустыне» снимали не в павильонах Голливуда, невозможно не видеть, как кино, телепередачи и видеоигры создают идеи и ценности, через призму которых люди воспринимают реальность — и, в частности, ищут там своих героев.
Триумфальная президентская кампания Рональда Рейгана совпала по времени с рекламной кампанией второй части «Звездных войн» — 1980 год. Ностальгический оптимизм Рейгана (возрождение Америки, отказ от сомнений и пораженчества эпохи Никсона-Форда-Картера) очень хорошо стыковался с сагой Лукаса, воскрешавшей героические послевоенные фильмы. Хватит мучиться и переживать: мы можем просто взорвать эту штуку и получить медаль!
После победы в президентской гонке связь со «Звездными войнами» сохранялась. «Империя зла» — так Рейган в речи перед Национальной ассоциацией евангелистов США (1983 год) назвал Советский Союз, тем самым оправдывая бескомпромиссную борьбу с ним и гонку вооружений. «Итак, в своих обсуждениях предложений о замораживании ядерного вооружения я настоятельно прошу вас избегать соблазна гордыни, соблазна необдуманно объявить себя превыше всего и навесить ярлык виновности в равной степени на обе стороны, игнорируя исторические факты и агрессивные порывы империи зла, чтобы просто назвать гонку вооружений гигантским взаимонепониманием и тем самым устраниться от борьбы между справедливостью и несправедливостью, между добром и злом». Спичрайтер Рейгана пишет в своих мемуарах, что отсылка к «Звездным войнам» не была намеренной — но речь совпала по времени с показом первой части саги по кабельному каналу HBO, и все поняли президента совершенно однозначно.
Запущенную Рейганом «Стратегическую оборонную инициативу» (СОИ) — дорогостоящий и сомнительный с военной точки зрения проект противоракетной обороны с элементами космического базирования — обозвал «Звездными войнами» оппонент президента, сенатор от демократов Тед Кеннеди, критикуя программу за фантастичность, дороговизну и небезопасность. И просчитался: для американцев «Звездные войны» звучало не безумно, а героически и величественно.
Неудивительно, что рейгановская эскалация холодной войны заставила по-новому взглянуть на Империю: бюрократическая, военизированная, агрессивно-технологичная система Дарта Вейдера и Палпатина однозначно прочитывалась как образ Советского Союза.
И последний штришок: пафос бунта против безличной и деспотической Империи был близок программе Рейгана по сворачиванию федеральных программ (социальных, образовательных и строительных прежде всего), представляемую публике как борьбу с вездесущим государством, сующим нос в личные дела американцев.
Рейган, сам бывший актер, отлично представлял себе силу воздействия кино на общество. «Мы не одиноки. Чудо американской технологии соединяет нас с миллионами кинозрителей по всему миру. Фильм показывает нам не только то, как мы выглядим и говорим, но и (что еще более важно) как мы чувствуем», — заметил президент по случаю вручения «Оскаров» 1981 года. Люк Скайуокер и его друзья воспринимались в США 1980-х истинными американцами, а искренность и бесспорность их борьбы со вселенским злом — это, наверное, лучший мандат на войну, который когда-либо получали власти страны с 1941 года, после нападения на Перл-Харбор.
Конечно, Лукасу удалось-таки донести свои политические идеи до широкой публики — в приквелах 2000-х, посвященных кризису демократической системы. Палпатин по своим действиям (начать войну, чтобы укрепить свою власть и дискредитировать оппонентов) и риторике («Для обеспечения безопасности и стабильности, Республика будет реорганизована нами в первую галактическую империю») напоминает уже Буша-младшего с Чейни и Рамсфельдом. Но историческая значимость приквелов не идет ни в какое сравнение с первыми тремя картинами, не только излечившими Америку от вьетнамского синдрома, но и придавшими слишком большое ускорение ее самоуверенному милитаризму.
Артем Космарский
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
16 +21−5 | Маршалл Жуков | 04:05:46 14/12/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Бред у тебя в голове, а статья хорошая. |
7 +8−1 | Сергей Ирхужин | 13:42:04 14/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Это который заявлял что предпочёл бы видеть своих дочерей мёртвыми, нежели атеистками? Который развязал скрытую войну против законно избранной власти в Никарагуа? Который вторгся в Гренаду? Давно заметил что ксенопатриоты вроде вас, не более вменяемы, нежели чем квасные патриоты. И я уверен что статью вы читали, в лучшем случае, по диагонали. |
7 +8−1 | alcel24 | 13:00:22 14/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Ни малейшей связи. Я понятия не имею что имено имел в виду Лукас создавая свой фильм и насколько верны факты описаные в статье, но выход его фильмов действительно совпал с началом деградации Голливуда. Ну, или упрощения, если хотите. И, действительно, "Звёздные войны" стали устойчивой ассоциацией. А ваш пример со "Звёздными вратами" нерелевантен просто по времени. Имено 80-ые стали переходом от фильмов с социальным контекстом и нетривиальным сюжетом и героями к двуцветным боевикам делающим упор на визуализацию. И да, с учётом культового статуса "Звёздных войн" есть все причины считать их одним из переломных моментов. |
4 +5−1 | alcel24 | 18:35:00 14/12/2015 | ||||||
| ||||||||
///, было к примеру Особое мнение, череда фильмов по традициям Гибсона, разве можео назвать героев этих фильмов поверхностными?/// Да. Это не фильмы, а кальки. И "Бегство Логана" вовсе не является таким уж сложным. Под расцветом Голливуда подразумевается вовсе не обязательно фантастика, а фильмы типа "Заводной апельсин", "Полёт над гнездом кукушки", "Кабаре"... Одни и те же режиссёры снимали очень разные фильмы в 70-ых и в 90-ых. Тот же Ридли Скотт.Экранизации одного и того же автора претерпели серьёзные изменения от "Бегущего по лезвию бритвы" до "Вспомнить всё"(на примере Дика). Боевики из "3 дня Кондора" превратились в "Побег". Люди типа Пекинпа исчезли полностью, а римейкам с него не хватает всё того же. Исключения были, но количествено заметен перелом имено на границе 70-80-ых. Даже по оскароносцам заметно изменение. Из самых ярких "успехов" 21-го века,- "Аватар" и "Гладиатор". Ни один из них не попал бы даже в номинанты 70-80-ых. Фильмы которые в 90-ых определялись как арт-хауз в 70-ых были бы мейнстримом ( "Мой личный Айдахо"). И т.д. Принципиальные изменения в технологиях датируются компьютерной графикой, которая зашла позже. //А еще был Star Trek, трекеров будет поболее...может быть имеет смысл говорить о появлении иного явления, поклонников подменяющих реальность системой любимых образов, трекеров, джедаев, посетителей комик кона, косплейщиков, людей живущих виртуальным?// Стар трек никогда не был ни линейным, ни чёрно белым, ни тривиальным. Лично мне он не особо, но я признаю что в нём что то есть. В старом. А обвинять иное поколение это вообще последнее дело. Во первых потому что оно и было воспитано на этом самом чёрно-белом кино. Во вторых, если уж они подменяют реальность виртуальностью, то как раз их требования к реалистичности выше. Сказку тоже можно рассказать по разному, если что. Можно как Толкиен, а можно как Питер Джексон. |
4 +9−5 | alcel24 | 02:06:14 14/12/2015 |
Отличная статья и очень свежая теория. |
3 +4−1 | muxacc | 09:24:55 14/12/2015 |
Неплохо |
2 +2−0 | Кирилл Дудырев | 08:32:59 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Так иначе бы создатели сериала не получили бы помощи от МО США. Тот же топган чуть ли не сами вояки и снимали. У нас пытались идти подобным путём но что-то как-то не взлетело скорее всего из-за сценаристов и режисёров. |
2 +4−2 | radio111 | 16:22:56 14/12/2015 | ||||||
| ||||||||
В статье про Пу ни слова - а вот твою простыню ночью именно он абасцал это да |
2 +2−0 | Владислав Марков | 13:21:32 14/12/2015 |
Боги не могли позволить людям быть равными им, поэтому они затуманили человеческий разум, и это привело к упадку цивилизации... W. Raymond Drake, “Gods & Spacemen Throughout History” |
1 +1−0 | Barack Obama | 04:00:37 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Так точно! Совок и был "империей зла" в Звездных Войнах. |
1 +1−0 | Xin Qilin | 17:49:04 14/12/2015 |
1. политики высокоморального милитаризма не бывает, милитаризм сам по себе аморален, а вот придать ему пафоса и красивости в американском стиле – так для Голливуда – это всегда, пожалуйста… (У Лукаса эстетика!!! батальных сцен победила Идею…) А Рейгану нужно было всего лишь интерпретировать красивую картинку в своих интересах и приладить к ней свою идею борьбы с Империей Зла в лице СССР и все … 2.Хотя основная суть Идеи была в том, чтобы найти врага и показать избранность американского народа для миссии спасения мира и защиты демократии во всем мире ( во чем тогда внутри США никто и не думал даже…), но это по сути роль «волка в овечьей шкуре» с идеологией скрытого фашизма в его чистом виде, где война - благородное дело, а «добро» должно быть и с кулаками, и с новыми технологиями, а не с христианскими: « не делай кумира», «не убий», « не лги», «не кради»… 3. Но иллюзию деления на «наших хороши» и «не наших плохих» парней надо было продолжать и продолжать : блок-бастеры и милитаристские экшн-картины хлынули как цунами на головы американских простофиль, за деньги которых клепали, строили и внедряли умопомрачительно дорогое вооружение США и при этом сворачивали множество социальных программ.. Как итог, политика – это искусство возможного и сильный политик этим и отличается, что все обращает (или так уверенно все просто преподносит?) в свою пользу как Мидас все в золото… А массовая культура не отягощенная интеллектом только помогает таким политикам… |
1 +1−0 | Volhv Bora | 11:55:17 14/12/2015 |
Картинка это 5+! Почему Лея не блондинка? Полуголая, голубоглазая блонда с немецким пистолетом Лугером была бы абсолютным воплощением расовой мечты! |
1 +2−1 | Bi Bop | 05:07:39 14/12/2015 |
0 +0−0 | Кирилл Дудырев | 22:39:36 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
НО это всё-таки советский фильм. Современный российский кинематограф подобного не снимал, не снимает и врятли снимет. |
0 +0−0 | Маршалл Жуков | 22:06:10 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Однако все недостатки совка бережно сохранила именно Украина. Причем разных периодов - от 20х по 80е включительно. |
0 +0−0 | Маршалл Жуков | 21:58:14 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Случай в квадрате 36-80 кстати хороший фильм. И плоских черно-белых героев нет. |
0 +0−0 | Маршалл Жуков | 21:54:42 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
"Звездные врата" та, та еще военщина. |
0 +0−0 | Маршалл Жуков | 21:53:56 15/12/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Настало время oxyительных историй.jpg |
0 +1−1 | Barack Obama | 03:59:40 15/12/2015 | ||||||
| ||||||||
Бугагага... ты так печален бот. В Совке не было вообще каких либо забастовок, только в поддержку партии. Также сейчас в России. |
0 +0−0 | Екатерина Кудинова | 23:05:24 14/12/2015 |
Руки прочь от Звездных Войн! |