Недетское шоу

01:35 29/11/2015 Интернет и СМИ
Судьи шоу «Голос» отвернулись от Марины Мищенко из Челябинска
Судьи шоу «Голос» отвернулись от Марины Мищенко из Челябинска
У многих взрослых от провала крыша съезжает. А тут на детишках бабки варят. ... ... ... пип...пип...пип...

Российское ТВ распробовало новый формат — детские адаптации успешных взрослых телеконкурсов. Вслед за «Голосом» на Первом канале появился «Голос. Дети», а на СТС за кулинарным шоу «МастерШеф» последовала его детская версия. Не отстает и «Россия 1»: канал возродил собственный конкурс талантов «Синяя птица». Еще недавно телешоу с участием детей были обречены на рейтинговый провал, а теперь прямиком попадают в прайм-тайм. По накалу борьбы и по уровню эмоционального напряжения эти конкурсы ничуть не уступают взрослым оригиналам: дети соревнуются, злятся, обижаются, плачут и даже падают в обмороки. Нужны ли детям подобные испытания? Стоит ли минута славы тех психологических травм, которые ребенок может получить в случае неудачи? Эти вопросы «Лента.ру» задала детскому психиатру, а также продюсерам и психологам популярных детских телешоу.

Наталья Ефимова, врач-психиатр Детского консультативного центра НМХЦ имени Н. И. Пирогова.

Это не детские шоу. Это конкурсы для родителей с неуемными амбициями, которые в принципе не способны любить своих детей. У таких родителей оценочное восприятие. Для них, получит ребенок любовь или нет, зависит от того, завоевал ли он место в каком-то конкурсе. Победил — им восхищаются и вроде бы как он любим. Так нельзя. Ребенок и без того предельно оценочно воспринимает окружающий мир, и друзей, и близких. Он обучается жизни на этой земле от своих родителей. Вот какой образец для подражания они ему дают.

В результате этих конкурсов, на выходе мы имеем двух-трех победителей и целую армию нелюбимых детей, которые не получили любви хоть в каком-то виде. В итоге практически все они вырастают перфекционистами, не способными быть счастливыми. Они задают себе очень высокую планку, у них все должно быть на высшем уровне. Но они никогда не могут достичь удовлетворения, потому что это нереально, никогда не бывает все совершенным. Это достаточно мучительная жизнь и для них самих и для тех, кто рядом с ними.

В чем тут удовольствие зрителей? Я не совсем понимаю. Я воспринимаю это как определенное насилие над детьми. Могут ли такие шоу навредить детям, наблюдающим за ними с экрана? Абсолютным злом телеконкурсы для них не являются. Но это вопрос семейных ценностей. Если родители относятся к таким шоу именно как к шоу и говорят ребенку: «Я тебя люблю, давай лучше сходим на качели или в зоопарк», то и ребенку они, извините, просто до фонаря.

Если же родитель сравнивает ребенка с тем, кого видит на экране (мол, видишь, девочка может, а ты?), это бьет по самооценке ребенка, по нервам, влияет на его уверенность и дальнейшее самоопределение. Еще хуже, если вся семья собирается у экрана и восхищается талантами детей из телевизора, а потом за ужином все это обсуждают, пока собственный ребенок пытается что-то пропищать о своей проблеме!

Есть познавательные интеллектуальные викторины, где дети вместе с родителями могут ломать голову в поисках правильного ответа. Это хорошо, это только укрепляет взаимопонимание и доверие в семье. Но конкурсы красоты, кулинарные или песенные, к сожалению, не имеют к этому никакого отношения. Родители рядом, но не вместе с ребенком.

Есть мнение, будто эти конкурсы помогают детям пробиться в жизни. Думаю, сейчас достаточно возможностей, чтобы и без телевидения реализовать свой вокальный или иной талант. Если у ребенка есть способности и желание, он получит признание. Но в этих шоу дети все же бьются не за место в жизни, а за более близкие, понятные и важные для них вещи — за любовь и признание родителей. Чтобы мама ими гордилась.

***

Юрий Аксюта, главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала. Идеолог взрослого и детского «Голоса».

«Голос. Дети» — программа с участием детей, но не детская. Это почти полный аналог взрослой версии «Голоса», и причина успеха та же — концентрация талантливых людей в шоу, где есть развитие сюжета, увлекательная соревновательная часть, звучат прекрасные музыка и голоса.

Наш конкурс — действительно специфическая среда. Для участников это вызов, эмоциональные нагрузки, волнение. Но точно так же чувствует себя ребенок на школьных олимпиадах или экзаменах, на спортивных соревнованиях, в любой новой для себя жизненной ситуации, где ставится и достигается серьезная цель. Мы делаем все, чтобы раскрепостить участников, ведь только тогда они покажут все, на что способны вокально. Поэтому у нас есть со-ведущая, сопровождающая ребенка до выхода на сцену.

На стадии поединков мы ушли от формы спарринга «друг против друга», у нас поют не двое, а трое участников — один из них идет дальше, а двум другим в компании легче перенести расставание с шоу. В финале нет отсева вплоть до последнего момента. Для нас (и дети это знают) все участники первой стадии «Голоса» — уже победители, ведь они прошли серьезный предварительный отбор. «Голос» — это история успеха, любой ребенок нуждается в таких примерах для подражания.

Одним из обязательных условий попадания ребенка на конкурс (помимо вокального дарования) является его личное желание. И мы выясняем, почему он пришел, — сам захотел или этого хотят только его родители. На детском «Голосе» много таких, кого толкают амбиции их родителей. Но это нормальная ситуация. Плохо, когда родители не уделяют внимания своему ребенку и он предоставлен сам себе. У нас противоположный случай: амбициозные родители — амбициозные дети.

Высокий рейтинг программы никак не связан с детскими слезами. «Голос» — это конкурс, предусматривающий конкуренцию и отсев. Но потерпев неудачу, многие возвращаются на следующий год. Андрей Клубань (мальчик упал в обморок на сцене, и это показали в эфире —прим. «Ленты.ру») чувствовал себя неважно перед выходом на сцену. Мы предложили ему выступить позже еще раз. Он сделал это и попал в команду к Пелагее.

***

Татьяна Жарова и Татьяна Шапкина, психологи проекта «Голос. Дети»

Музыкальный конкурс со слепыми прослушиваниями — среда непредсказуемая, и мы формируем уровень сложности, исходя из того, что ребенок осваивает все поэтапно и под руководством взрослых: начиная с наставников и заканчивая администраторами.

Для ребенка именно этим конкурс и притягателен — двигаться сначала с опорой на взрослого, а потом — «расправить крылья и полететь», выйти на сцену самостоятельно как большой артист. Неслучайно даже после неудач дети снова и снова приходят к нам на конкурс. Значит, эта сложность им по силам.

Что касается стресса, эмоций и амбиций родителей, то какой конкурс без этого обходится. Но мы знаем, что стресс может обладать не только разрушающей, но и мобилизующей силой. Для этого детям важно ощутить поддержку наставников, родителей и других специалистов, в том числе и психологов, в моменты самых сильных волнений. На протяжении всего проекта ребенок не остается один на один со своими переживаниями — он разделяет их со взрослыми. А значит, к моменту решающего испытания у ребенка формируется прочный «тыл» — запас душевных сил.

***

Юлия Сумачева, главный продюсер компании «ВайТ Медиа» — производитель «МастерШеф. Дети».

Я не согласна с тем, что весь проект сводится к тому, чтобы понаблюдать за детьми в стрессовых ситуациях. Дети борются за шанс обучаться в кулинарной школе Сингапура, у самых крутых поваров, их ждет кулинарная карьера. Наш ведущий Андрей Шмаков пригласил ребят из «МастерШефа» на стажировку в «Метрополь». Одна из выбывших участниц уже работает по вечерам в ресторане. Кроме того, детей приглашают участвовать в различных акциях. Мне звонят с разных площадок, предлагают устраивать мастер-классы с детками.

Конечно, каждому родителю приятно, что его ребенок может быть успешным. Но я с уверенностью могу сказать, что родители не заставляли детей идти на наш кастинг. Дети рвались туда и сами приводили родителей на съемку. Все они были знакомы со взрослым проектом «МастерШеф», хотели туда попасть, для них это кухня мечты. Поймите, каждый из них уже готовит блюда ресторанного уровня и мечтает быть только поваром, никем другим, открыть свой ресторан в будущем. Это все не потому, что они пришли потешить свое самолюбие, а потому что у них есть мечта.

Взрослый «МастерШеф» достаточно жесткий формат. Конечно, в связи с тем, что участники шоу — дети, его пришлось переработать. Например, дети выбывают не по одному, а по двое. Психологи это объясняют тем, что если ребенок уходит с проекта один, он чувствует себя самым плохим. А если не один, то уже не испытывает таких эмоций.

Кроме того, мы отдавали всем выбывшим детям фартуки. В оригинале выбывающие должны снимать фартук, покидая шоу. Но мы отдавали. Для них это означает признание того, что они шеф-повары. Дети собирали на эти фартуки автографы ведущих, психологов, организаторов, и уходили с гордостью.

У нас не было задачи довести кого-то из детей до слез, мы любим этих детей. Конечно, деткам обидно, когда они покидают проект. То, что они плачут при этом, естественно. В такие моменты я сама сидела за кадром и плакала.

Это шоу о детях, но для взрослых. Среди его аудитории в основном взрослые люди. Проект популярен во всем мире, и за последнее время детский «МастерШеф» даже опередил по популярности взрослый.

Успех таких проектов кроется, наверное, в том, что взрослым всегда интересно наблюдать за теми, кто, по их мнению, не так профессионален, как они. А когда ты видишь, что дети что-то могут делать намного лучше тебя, это удивляет. Появляется гордость за это поколение, за то, что у нас в стране есть такие дети, умные, красивые, развитые во всех направлениях. Думаю, зрители, которые смотрят проект, как и я, гордятся нашими детьми, и поэтому будущее им видится более позитивным.

***

Надежда Уффельман, психолог проекта «МастерШеф. Дети»

У нас был уникальный кастинг — мы искали в детях сочетание умения готовить и психологических характеристик. Мы, психологи, работали в связке с поварами, которые первоначально оценивали уровень кулинарного мастерства, а мы, в свою очередь, выявляли готовность ребенка участвовать в шоу. Для нас было важно, чтобы он активно взаимодействовал с окружающими, был стрессоустойчив и коммуникабелен. Когда мы видели, что какой-то ребенок слишком болезненно реагировал на элемент соревновательности, не приглашали его на съемки.

Есть такое понятие в психологии, как «демонстративность» — это желание реализовать себя, быть узнаваемыми и признанными. 90 процентов тех, кто приходил на кастинг, обладали именно этим качеством, и для таких детей участие в любом телешоу подобно обычному конкурсу. В большинстве случаев это были активные детки. Помимо любви к кулинарии, они танцуют, плавают, занимаются английским, в общем, разносторонние и общительные ребята, которые пришли на проект показать себя.

Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(29):

1 2+1
9 +15−6Александр Углев02:02:20
29/11/2015
У многих взрослых от провала крыша съезжает. А тут на детишках бабки варят. ... ... ... пип...пип...пип...
7 +9−2Хрюн Моржов02:02:55
29/11/2015
Если в мелком возрасте человек отчётливо понимает, что жизнь - крысиные гонки, то пусть участвует. Почему бы и нет. Есть и такие.
С другой стороны, делать из сопливых сперматозоидов "маленьких взрослых" - это какая-то разновидность сексуальных извращений. Есть статистика, согласно которой подавляющее большинство "вундеркиндов" оказывается пустоцветами, Во взрослом возрасте ничего особенного из них не образуется.
4 +9−5Манана Дубайева04:28:51
29/11/2015
Не понимала эти конкурсы никогда! Каждый человек - уникален, другого такого* просто в природе нет! Полностью согласна с Натальей Ефимовой..
3 +3−0Arthur S14:58:50
29/11/2015
Да ну...
я в детстве всегда плакал, когда в шахматы проигрывал...
3 +6−3Александр Углев02:23:40
29/11/2015
7 +9−2Хрюн Моржов02:02:55
29/11/2015
Если в мелком возрасте человек отчётливо понимает, что жизнь - крысиные гонки, то пусть участвует. Почему бы и нет. Есть и такие.
С другой стороны, делать из сопливых сперматозоидов "маленьких взрослых" - это какая-то разновидность сексуальных извращений. Есть статистика, согласно которой подавляющее большинство "вундеркиндов" оказывается пустоцветами, Во взрослом возрасте ничего особенного из них не образуется.
Да ни хрена мелкий ещё не понимает, окромя того, что маманя вдолбила! Или папаня... Я б таких производителей кастрировал ещё до их зачатия.
2 +3−1Дед Мазай12:59:58
29/11/2015
9 +15−6Александр Углев02:02:20
29/11/2015
У многих взрослых от провала крыша съезжает. А тут на детишках бабки варят. ... ... ... пип...пип...пип...
Исскуство требует жертв.
2 +4−2Хрюн Моржов02:29:46
29/11/2015
3 +6−3Александр Углев02:23:40
29/11/2015
Да ни хрена мелкий ещё не понимает, окромя того, что маманя вдолбила! Или папаня... Я б таких производителей кастрировал ещё до их зачатия.
Начинайте прямо с понедельника.
1 +2−1tryundel19:18:49
29/11/2015
Проблема не столько в шоу, сколько в родителях, самореализующихся в детях. Моцарта вон отец без всяких шоу так довел, что тот своего амбициозного родителя знать не хотел, когда повзрослел. Другой вопрос, что у родителей от просмотра этих передач может складываться впечатление, что все талантливые, а мой - дурак. Тогда таких случаев будет просто больше становится
1 +2−1владимир Задорин17:25:34
29/11/2015
Любая бяка пройдёт на теле экране, потому что так кто-то хочет, и психологи докажут, что это прекрасно, все завязано на бабле, неужели не понятно?.
0 +0−0Eglentinna Q09:39:11
01/12/2015
психиатр дело говорит, а остальным лишь бы бабла срубить.
0 +0−0Amaterasu Hikaru'no17:41:30
30/11/2015
В выходные, в телевизоре, попала на детский МастерШеф. Сначала заворожил - какие талантливые дети. Пока не подошел момент отсева - дети плачут (и те кого отсеяли, и те кто остался, из жалости к выбывшим), у жюри глаза на "мокром месте", все же не звери, жалко деток, но шоу есть шоу. Мы, всем семейством, слезы льем. Все. Переключили. Сказала, что больше я это шоу смотреть не буду, нервы дороже.
0 +0−0Алексей Антонов12:29:11
30/11/2015
0 +1−1Walther Stalnhelm08:59:17
29/11/2015
Так у него же актёры, не?
Мне больше нравились "Окна" с Нагиевым - там бывали реально поехавшие (в хорошем смысле) сюжеты.
там дикая помесь реальных персонажей и актеров
0 +0−0Алексей Антонов12:27:32
30/11/2015
Уже из начальных классов убирают агрессивные варианты всяческих конкурсов и спартакиад, потому что это стресс для десткой психики... а тут - на всю страну, это вообще травма. на детском здроровье делают деньги!
0 +0−0Михаил Вахтангов11:46:39
30/11/2015
Это ужасно.
0 +0−0клоун клон22:52:47
29/11/2015
2 +3−1Дед Мазай12:59:58
29/11/2015
Исскуство требует жертв.
Современное телевидение дальше от искусства, чем я от нейрохирургии. В смысле то телевидение, о котором идёт речь. Выгребная яма, помойка.
0 +0−0Сергей Гречкин22:52:27
29/11/2015
а что дальше ???
0 +0−0Meta Eye21:47:48
29/11/2015
Когда гляжу на наших дур,
ушедших полностью в гламур,
когда в глазах лишь пустота,
где отвращенье – красота,

..и хоть с десяток ты роди –
..ты только дура во плоти,
и лоно взгляд не изменит,
где дурь по-прежнему кипит..


..я горечь пью –
что нет семей,
где воспитали бы детей,
а воспитали моде тлю..

и воспитали лишь рабов
для торга шоу-паханов..
0 +1−1007Alexandr121:44:22
29/11/2015
ДАЙТЕ НАРОДУ ЕДЫ И ЗРЕЛИЩ!!! ЖРАТЬ-СРАТЬ-РЖАТЬ!!!! ЭТО ШОУ БИЗНЕС ДЕТКА.И НИ ЧЕГО ЛИЧНОГО. ГЛАВНОЕ ПИПЛ ХАВАЕТ ))))
0 +0−0Ангелина Зайкевич14:51:14
29/11/2015
Ссылка на u.to Реакция охраны ПУТИНА (ВИДЕО)
0 +3−3Роман Ерошин13:46:31
29/11/2015
Людям свойственно соревноваться в любом возрасте. Бред про нелюбимых детей вообще сложно понять. Да у детей в процессе конкурса возникают эмоции и это нормально... И кстати есть много примеров, когда детишки не проходившие отбор, возвращались и "показывали себя". Творческие конкурсы талантов нужны безусловно. Единственное где ни как нельзя использовать детей, так это всевозможные конкурсы красоты... Так как никакого творчества там нет... Только шоу... Для, на мой взгляд, идиотов.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь