„ | Вспомнился старый анекдот:
Инсталляция - это насрать под дверь, позвонить и убежать, а перформанс - это позвонить в дверь и сесть под неё срать.
Обя случая - гадость. Как и сами эти понятия и то что они подразумевают в целом. И действия "войны" вызывали отвращение и этого шизика тоже.
Очень, очень больные люди. | “ |
9 ноября около 04:30 утра художник приехал ко главному входу в ФСБ с канистрой бензина. Художник облил бензином дверь. Художник поджег дверь с помощью зажигалки. Художник попозировал нескольким знакомым журналистам и блогерам и произнес речь. Снимки были немедленно опубликованы в сети. Несколько дружественных экспертов наморщили лбы и цокнули языком: ад, двери, огонь, литургия, уууууу. «Павленский стал первым жреческим художником современного русского искусства: художник как священник, литург, жрец и жертва» (thequestion.ru). Сам художник назвал акцию «Угроза», но проходит она по статье «Мелкое хулиганство». И есть шанс, что им и только им она и является. И место ей только в музее МВД, в уголке, где красное коническое ведро и ящик с песком: замысел нулевой, слабая композиция, ноль экспрессии. Ну арестован, ну засудят — так за кражу трусов с витрины тоже засудят, а много ли там протестного? Тоска, скулосводящая зевота. Нет, мы на такое не подписывались.
Сам по себе жанр высокой провокации, ставший неотъемлемой частью современного искусства, отнимающий у людей привычное комфортное искусство, привычный комфортный набор суждений — жизненно важный сок. Маугли не умеют смеяться, говорят антропологи, высмеивать себя же, свои же святыни или страхи может только человек. И это — один из механизмов выживания и развития человеческой цивилизации. Человеку должно быть трудно думать, судить, решать, разрушение привычного, выход из зоны комфорта — основа развития и эволюции. Все эти процедуры, все эти оздоровительные моционы смущения и провокации входят в репертуар современного искусства, в круг его обязанностей.
Но должно же быть какое-то качество исполнения! Сливочное масло заменять машинным просто из неопрятности тоже нельзя. Идея или концепт — не то же самое, что пошлый пафос. Драматургия не может быть подменена дешевой пиарщинкой — стоянием перед камерами друзей на фоне чего-то полыхающего (ой-ой, какой смелый образ). Невозможно со всей звериной серьезностью после Пушкина рифмовать кровь и любовь, морозы — розы, невозможно после «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна пускать детскую коляску вниз по лестнице. И баночку со своим дерьмом, увы, нельзя продать как «баночку Мандзони» — ну разве что если, как в том анекдоте, «вдруг кому-нибудь понадобится плохой анализ?». Но на плохие анализы спрос невелик.
Современному искусству есть чем гордиться. И этой красоты из головы не вытравишь.
Оливьеро Тоскани снимает в 2000 году как бы рекламную кампанию для одного из известных брендов одежды: в витринах магазинов по всему миру в одночасье возникли лица приговоренных к смертной казни в США, натянувших на себя разноцветные майки и свитера. Тупик и ступор. Что делать? Так можно или так нельзя? Это кощунство или что?
Он же в 2011 году делает опять же под видом рекламы целующихся политиков: Меркель и Саркози, Чавес и Обама, Папа Римский и имам Каира. Нет смысла говорить, что под видом рекламы мы имеем акцию. Качественную, по-настоящему рисковую, умную.
Общим местом было бы тут напоминать куда более известные достижения на этом поприще Марины Абрамович — классика современной провокации. Вот она выставляет себя обнаженную в 1974 году (!) напоказ, обложившись 72 предметами, среди которых ножницы, нож, хлыст, пистолет с одним патроном и каждый из зрителей может, что угодно сделать ей любым из этих предметов. Она говорит, доказывает: смотрите, какие вы агрессивные, смотрите, чего вы на самом деле хотите.
Или же ее перформанс с ее возлюбленным Улаем 1976 года, когда они двадцать минут дышали рот в рот, соединенный специальным аппаратом, дышали воздухом друг друга, пока один из них не потерял сознание. Любовь бывает очень душной, да. Или вот она укладывается в 1995 году на 700 часов лежать со скелетом, повторяя практику буддийских монахов, которые спят с трупом разной степени разложения, чтобы постичь сущность смерти. Пятьдесят лет великой практики, провокации, которая установила и свой жанр, и свой канон, и свой стилистический ряд.
Арт-группа «Война» — пример более близкий и тоже из непренебрежимых и непренебрегаемых. Акции «Лобзай мусора» (зацеловывание миллиционеров) или «Х.. в плену у ФСБ» гигантский фаллос, нарисованный на Литейном мосту напротив питерского управления ФСБ и поднимающийся вместе с мостом, — вошли в энциклопедии современного перформанса, внесли так сказать свою лепту в общее дело промывания мозгов особенно изощренной кислотой. От акций «Войны» учащалось кровообращение во всех частях социального тела, что и есть главный результат такого рода служения. Обсуждали по телевизору проблемы морали и границы дозволенного, хрипели и выли, кляли современное искусство, думали, как усовершенствовать закон, надо или не надо уважать мнение большинства/меньшинства, задумывались о национальной идентичности. Все это было полезно и занятно, даже если и противно.
Павленский, прославившийся безжалостным обращением с собственным телом — а больше, собственно, и ничем, — вдруг отказался от членовредительства и занялся телосбережением. Граждане решительно разочарованы: горит дверь, а не плоть художника — куда, в какие бездны филистерства катится этот мир? Нельзя придумать, на мой взгляд, акции более мещанской, оглядчиво-аккуратной, чем всего-навсего поджог двери — ФСБ или другого охраняемого (а значит, быстро спасаемого) объекта. Тенденция тревожная: сегодня актор не хочет рисковать своим телом — завтра сбережет копейку на спичках и бензине. Эргономика должна быть эргономной: вскоре можно будет под камеры праздных блогеров незатейливо харкнуть на пол в метро и пробормотать очередную речевку — культурологи, несомненно, и харчок оформят как тонкие концепты, но мы, публика, увидим только деградацию метода и сползание в болото низменного комфорта. Сегодня дверь, а завтра — крыжовник, Ионыч, камин, тапки, живот.
Хочется остеречь художника от этого гибельного пути. Иначе на вопрос «Что случилось с протестным искусством?» придется отвечать «Оно протухло». В принципе, так можно отвечать и сегодня, но трудно отказаться от веры в человека. У него еще много неповрежденных органов и отверстий, а в строительных магазинах много проволоки и гвоздей. Да и мороженых кур хватит на наш век.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
5 +5−0 | demm45 | 04:39:56 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Вспомнился старый анекдот: Инсталляция - это насрать под дверь, позвонить и убежать, а перформанс - это позвонить в дверь и сесть под неё срать. Обя случая - гадость. Как и сами эти понятия и то что они подразумевают в целом. И действия "войны" вызывали отвращение и этого шизика тоже. Очень, очень больные люди. |
5 +5−0 | Санал Гаваев | 15:30:22 10/11/2015 |
Только не называйте это искусством. Пожалуйста! |
3 +3−0 | иван иванов | 00:28:06 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Для тупоумных?Безусловно! |
3 +4−1 | Упырь Я | 20:01:45 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Дико извиняюсь, но в статье нет рассуждений о морали. |
3 +4−1 | Николай Иванов | 14:50:14 10/11/2015 |
"У него еще много неповрежденных органов и отверстий, а в строительных магазинах много проволоки и гвоздей." Гы. Будем надеяться. |
2 +3−1 | Упырь Я | 22:07:09 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Не знаю, кто такой Сенцов. Хотя СМИ мониторю регулярно, в том числе и оппозиционные. Так чем вы лучше-то, глубокоуважаемый забиватель гвоздей? |
2 +4−2 | Упырь Я | 21:24:08 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Уважаемый Андрей, вы считаете что это рассуждения о морали? На мой взгляд статья содержит рассуждения о том, что считать искусством, а что кичем (вульгарным выпендрежем). Также есть оценка эффективности этого кича с точки зрения поставленных целей. Трусость этого "художника" тут даже не фон, а констатация факта. Расчет простой. Чем больше внимания СМИ, тем неприкосновеннее протестант. Впрочем, допускаю, что и расчета и трусости не было. Банальное самовыражение, типа подростковых комплексов, толкающих на экстрим. Всё это к оценкам морали не имеет никакого отношения, а является предметом для изучения и классификации. Ну а про вашу репризу о забивании гвоздей в голову: полагаю, вы сами понимаете, что подобные методы уравнивают вас с вашим же представлением о Кровавой Гебне. Тогда чем вы лучше? Альтернатива насилию это гуманизм. |
2 +2−0 | lol32scbw | 20:15:47 10/11/2015 |
Настоящая цель акции - попасть в тюрьму и там исполнить второй акт. |
1 +1−0 | Дмитрий Попов | 10:06:53 11/11/2015 |
В психан дебила или на нары, пока детский садик не поджог или школу. Назовет новое "творение" загибисто - "Жизнь коротка". |
1 +1−0 | demm45 | 05:40:43 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Я даже подозреваю что будет использоваться в качестве инструмента. |
1 +1−0 | Кирилл Случанко | 00:07:47 11/11/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Она хотела сказать. |
1 +1−0 | Alexey Kruglov | 17:00:49 10/11/2015 |
Автор что, разжигает? Слабо горело, тело - цело))) А двушечку не желаете? |
1 +4−3 | Mr Semiramid | 16:02:29 10/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Член на мосту это было остроумно ♿ |
0 +0−0 | Вячеслав Мгновенный | 22:29:59 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
В тюрьме зэки часто приколачивали свои бубенцы и другие части — это называется "мастырка", причинение себе увечья с целью уклонения от каких-либо обязанностей. Кроме того — уж извините за подробности — мошонку могут прибивать к деревянной доске с целью фиксации на время операции по введению под кожу вазелина/ металлических шариков (да, есть и такое). Короче, на зоне Петя будет себя чувствовать как в своей тарелке. |
0 +0−0 | Вячеслав Мгновенный | 22:20:07 11/11/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Вы про Павленского с его унылой акцией? |
0 +0−0 | Вячеслав Мгновенный | 22:19:06 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Нет, правда, это было, по меньшей мере, забавно. У "Войны", разумеется, много противных акций, но с мостом мне понравилось. Отдельное удовольствие получил от их собственного описания акции: "Ровно в два часа ночи Х** Войны уперся в сумрачное петербургское небо <прилагается эпичное фото>" Не высокое искусство, разумеется (а, может, и не искусство вовсе), но хотя бы заставило поулыбаться и мысленно ласково пожурить эдаких [ненормальных] хулиганов. А поджечь двери ФСБ... Пфффф... Вот тот монах буддийский, который себя поджог, или французский писатель, который застрелился в Нотр-Дам де Пари — вот это заявление о своей позиции, вот это акция, я понимаю. А Павленский — смех один. Клоун унылый. Как сказал Гоблин, лучше бы сначала приколотил к этой двери свои бубенцы, а уж потом поджег. |
0 +0−0 | Вячеслав Мгновенный | 22:00:37 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
Я хохочу в голос.♿ |
0 +0−0 | Борис Викторович | 13:26:42 11/11/2015 |
На уровне торга. Давай мы тебе пятнашку дадим и ты успокоишься. А то нам лишний раз оппозиционеров садить неохота, и так вся Гейропка косится. Тем более что дверь, не эмаль зубная. |
0 +0−0 | Сергей Богатырев | 00:29:27 11/11/2015 | ||||||
| ||||||||
все что она хотела сказать, уместилось в 17 комментов. Служенье муз не терпит суеты (и пустоты). |
0 +0−0 | muxacc | 20:54:26 10/11/2015 |
Свободу павленскому! |