Нескромный вопрос

08:50 15/10/2015 Ценности
Нескромный вопрос
Вах, красотки!!!

Иран снова стал постоянной темой в новостях — и в связи с событиями в соседней Сирии, и в связи с ядерной программой страны. Но кроме большой политики, суровых аятолл и персидской экзотики в одной из самых демонизируемых западной пропагандой стран Ближнего Востока существует и настоящая индустрия моды. «Лента.ру» изучила, как работает и живет иранский fashion-бизнес.

Ничто не может помешать солнцу идти по небу, бамбуку расти, а женщине кокетничать, гласит восточная мудрость. Из нее прямо следует, что какой бы режим ни стоял на дворе, а мода все равно будет существовать. Иран в этом смысле — не исключение: модельеры там творят даже в жестких рамках исламских традиций и законов.

Весной 1979 года после массовых забастовок и выступлений населения против шаха Пехлеви режим в Иране сменился с прозападно-либерального на теократический. Монархия превратилась в Исламскую Республику во главе с религиозным лидером — аятоллой Хомейни. Населению пришлось жить в соответствии с законами ислама, что автоматически отменило, скажем, открытые для публики обоего пола модные дефиле с участием женщин-моделей и вольности в дамской одежде вообще.

Более 35 лет идеологической изоляции, впрочем, не убили творческую энергию иранцев. Они снимают авторское кино (например, Джафар Панахи в этом году получил «Золотого медведя» за фильм, снятый на видеорегистратор), ведут диссидентские блоги, шьют модную одежду и позируют фотографам. Но делают все это в обход законов.

Например, тегеранское модельное агентство Behpooshi было основано семь лет назад, но большую часть этого времени работало подпольно. Только пару лет назад его владелец обратился в офис нынешнего религиозного лидера страны — аятоллы Али Хоменеи — с запросом, существует ли в природе какой-нибудь акт исламского права, запрещающий деятельность модной и модельной индустрии. Оказалось, такового нет. Чиновникам Исламской Республики нельзя отказать в последовательности: признав этот факт, они организовали рабочую группу по регулированию модной индустрии. Благодаря чему, хоть и с ограничениями, в Иране теперь можно проводить модные показы — если бренд зарегистрирован и его владелец собрал пакет определенных документов. Существует даже Неделя моды в Тегеране, которая в этом году состоялась впервые — показы были организованы на престижной площадке Sam Centre. Зрители проходят на нее исключительно по приглашениям, на женские показы мужчинам доступ закрыт, но это уже кое-что.

Иранские модели — правда, исключительно мужчины — добиваются карьерных успехов и в Европе. Например, Дана Машалахпур недавно стал лицом марки Dorsa, производителя аксессуаров из кожи, участвовал в рекламных кампаниях Davidoff и Pal Zileri. За пределами родины свободнее чувствуют себя и независимые иранские дизайнеры. Женщина-модельер Фарназ Абдоли (Farnaz Abdoli) продвигает свой бренд Pooshema (прежде он назывался Poosh), который производит вполне секулярного вида одежду, оставаясь при этом в рамках религиозных канонов: ее жакеты похожи на те, что носят в Иране (там они называются на французский манер «манто», но с европейскими манто ничего общего не имеют). Показ марки Абдоли прошел на Неделе моды в Ванкувере, ее вещи популярны в интернете и их покупают не только мусульманки.

Живущая в Иране коллега Абдоли — Ануше Ассефи (Anousheh Assefi) имеет высшее дизайнерское образование — она бакалавр текстильного дизайна и магистр графического, преподаватель моды в нескольких вузах и активный пользователь соцсетей; ей принадлежит бренд Anar («гранат» на фарси), основанный в 2006 году. Ассефи, как и Абдоли, специализируется на женских традиционных костюмах с накидками и радуется, что иранки все чаще покупают иранское. По мнению дизайнера, популярность национальной одежды растет благодаря тому, что местные модельеры используют яркие и броско декорированные ткани: «Костюмы, которые носят иранки, — наше местное изобретение, их не импортируешь: сшить вещи такого качества у иностранцев все равно не получится».

Есть у иранок и свой «хипстерский» модельер — Мириам Вахидзаде (Maryam Vahidzadeh) из Шираза. Мириам получила архитектурное образование, но зодчим не стала. В 2012 году зарегистрировала свой бренд Radaa («Одеяние») и выпускает под ним вещи, отвечающие требованиям исламского дресс-кода, но не вполне традиционные: яркие, из немнущихся тканей, удобные и комфортные, во вкусе молодежи. Вахидзаде тоже находит, что в последние годы иранским модельерам стало легче работать, а клиенткам есть из чего выбрать: «Это превосходно, что мы можем творить, руководствуясь собственными эстетическими пристрастиями, а не подстраиваясь под иностранные бренды, которые основаны на совершенно других вкусах и стиле», — считает она. Мириам активно продвигает свой бренд в СМИ и Facebook, однако ни экспортировать свою одежду, ни сотрудничать с зарубежными марками, которые уже предлагали ей создать совместные коллекции, она не может: мешают иранские законы.

Российские модельеры, в свою очередь, считают, что то, что иранцу хорошо, европейцу не очень, а политические реалии и связанный с ними широкий, но кратковременный интерес публики к традиционному костюму и национальным дизайнерам далеки от истинного творчества.

«Мода — это всегда живая реакция на происходящее, коммуникация между людьми и государством, властью, — комментирует тему для «Ленты.ру» российский дизайнер Кирилл Гасилин. — В тоталитарных режимах коммуникации между государством и людьми не ведется. Язык одежды весьма скудный и лежит в одних и тех же навязанных стилевых координатах, в координатах национального костюма или серой униформы, как это было, например, в Китае при Мао Цзедуне или с женской одеждой в Иране». Когда говорят, что великие дизайнеры вдохновляются национальным костюмом, следует учитывать, что это всего один из множества источников их творчества. «Да, Ив Сен-Лоран сделал "русскую" коллекцию, но всего одну — на России его фантазия не заканчивалась», — поясняет Кирилл Гасилин, который при этом, надо заметить, недавно анонсировал свою первую мужскую коллекцию, вдохновленную мотивами мусульманской моды.

С Гасилиным согласна и модельер Светлана Тегин, глава марки Tegin. «Дизайнеры иногда реагируют на социально-политические реалии, причем не на те, которые их окружают, а на те, что их вдохновляют, где они чувствуют созвучие своему миру, — пояснила Тегин «Ленте.ру». — В то же время мне кажется правильным существовать в своем эстетическом контексте, чуть глубже, чем на поверхности новостной ленты. Я обожаю изучать традиционную женскую и мужскую одежду, в том числе мусульманскую, иногда нахожу в ней прекрасные решения. Тюрбаны, которые можно скрутить из кашемирового шарфа, или накидки, незаменимые для межсезонья, разумеется, содержат элемент этники, но в сочетании с графичными принтами и модной обувью они производят абсолютно космополитический эффект».

Вероника Гудкова

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(13):

3 +3−0Ратибор Мирославский16:07:17
15/10/2015
Вах, красотки!!!
2 +2−0Исраил Лорсанов22:04:21
15/10/2015
-4 +0−4Хасан Бойси-Ахъядер09:27:22
15/10/2015
Правильнее было бы писать не мусульманская, а шиитская или рафидитская, они кстати очень даже гордятся когда их называют рафидитами, новых союзников надо ласкать.
ты что, господь Бог, чтобы решать кто правильный мусульманин, кто нет? оставь эти дела, не глупи, ненависть, злоба, страх, в исламе, такие эмоции, проявление духовной нищеты и слабости, ты разве не знаешь это ? или ты один из тех, кто уверен, что шииты будут гореть в аду? не надейся, шииты не будут гореть в аду, ведь ты прекрасно знаешь, что христиане и иудеи(верующие), тоже не будут гореть в аду
и ты прекрасно знаешь, что даже человек неверующий, творящий благие дела значительно отличается от неверующего ведущего грязный образ жизни, а над первым, Аллах будет милостив
тебе твой наставник абу хер даджаль не сказал об этом ?
2 +2−0Mariposa Morena15:07:57
15/10/2015
1 +3−2Иоланта Константинова11:40:12
15/10/2015
страшные наряды у них какие из старых ситцевых лоскутков пошитые
Хотя бы цветные, а ведь особо радикальные хотят чтобы все только в черном ходили
1 +1−0Sapienti Sat18:45:43
15/10/2015
//сшить вещи такого качества у иностранцев все равно не получится// :)
1 +3−2Иоланта Константинова11:40:12
15/10/2015
страшные наряды у них какие из старых ситцевых лоскутков пошитые
1 +2−1John Connor11:25:18
15/10/2015
-4 +0−4Хасан Бойси-Ахъядер09:27:22
15/10/2015
Правильнее было бы писать не мусульманская, а шиитская или рафидитская, они кстати очень даже гордятся когда их называют рафидитами, новых союзников надо ласкать.
изыди фашик, не надо свою арийскость религией прикрывать...
0 +0−0Александр Смирнов23:55:06
15/10/2015
красиво!
0 +0−0Хасан Бойси-Ахъядер20:54:27
15/10/2015
Комментарий удалён.
Пиz..жь однако. Гашашины были шиитами.
0 +1−1John Connor12:30:26
15/10/2015
-4 +0−4Хасан Бойси-Ахъядер09:27:22
15/10/2015
Правильнее было бы писать не мусульманская, а шиитская или рафидитская, они кстати очень даже гордятся когда их называют рафидитами, новых союзников надо ласкать.
Нравится вялый американский член?
0 +2−2John Connor12:17:24
15/10/2015
0 +1−1Хасан Бойси-Ахъядер11:53:09
15/10/2015
Хай Хомейни !

Картинка на l-pics.livejournal.com

Картинка на www.moral.ru

Картинка на pics.kstati-news.com

Картинка на www.newswe.com

Картинка на media.ffclub.ru
слышь, подпиндосник исключительной цации, почем пост?
0 +2−2Cracked by Bill Gilbert12:06:07
15/10/2015
Власть священников всегда была причиной застоя и последующей деградации общества. Таков общественный закон. Иран никогда не встанет с колен.)
0 +1−1Хасан Бойси-Ахъядер11:53:09
15/10/2015
1 +2−1John Connor11:25:18
15/10/2015
изыди фашик, не надо свою арийскость религией прикрывать...
Хай Хомейни !

Картинка на l-pics.livejournal.com

Картинка на www.moral.ru

Картинка на pics.kstati-news.com

Картинка на www.newswe.com

Картинка на media.ffclub.ru
-4 +0−4Хасан Бойси-Ахъядер09:27:22
15/10/2015
Правильнее было бы писать не мусульманская, а шиитская или рафидитская, они кстати очень даже гордятся когда их называют рафидитами, новых союзников надо ласкать.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь