„ | Тут дело не в деталях а в самой сущности системы. Она изначально карательная, и вовсе не правоохранительная. Право у нас попирается в первую очередь вертикалью власти. Пока общество терпит подобное положение-ничего не изменится. А как общество может повлиять на власть, если не работают выборы. Тут пожалуй задумаешься. | “ |
В Новосибирске подозреваемый в педофилии мужчина скончался в больнице от черепно-мозговой травмы, полученной в райотделе МВД. Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о причинении тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего, в отношении двух сотрудников уголовного розыска, проводивших проверку задержанного. Руководитель отдела расследований Межрегиональной общественной организации «Комитет по предотвращению пыток» рассказал «Ленте.ру» о современной практике истязаний в райотделах полиции.
«Лента.ру»: Какова динамика этого печального явления? Есть ли позитивные или, наоборот, негативные изменения?
Дмитрий Утукин: Таких вот брутальных случаев, как в Новосибирске, стало поменьше. Реже используется электрический ток, потому что он оставляет следы, но общее количество обращений о случаях насилия в органах внутренних дел после 2009 года не снижается. Порядка 70-100 человек в год. Бьют, колотят регулярно, но с оглядкой.
И что чаще применяется вместо тока? Кулаки и толстые книги?
Используется то, что не оставляет следов. Или какие-то изощренные способы насилия, как связывание в неудобной позе, слишком сильное затягивание наручников.
А как на такие методы дознания смотрят сотрудники Следственного комитета?
Сотрудники СКР не расследуют подобные преступления, зачастую действуют в связке с полицейскими. У этой зависимости есть объективные причины: у комитета нет собственных оперативных подразделений, их «руки» и «ноги» — оперативные сотрудники МВД.
В Новосибирске, однако, завели дело на оперов. Какой еще недавний пример можно привести?
Печальный эпизод в Новосибирске произошел 8 августа, а огласке его предали только 22 сентября. Вопрос: где они все это время были? У подобных преступлений очень высок уровень скрытности, латентности. Скорее всего, мы бы ничего не узнали, если бы потерпевший не скончался от полученных в полиции травм.
Сейчас в нижегородском суде идет процесс в отношении шестерых сотрудников МВД, обвиняемых в избиении двух задержанных. Там и заместитель начальника полиции, и начальник уголовного розыска. У них позиция достаточно дикая: «Били правильно, и этого еще мало». Они считают, что восстанавливали справедливость.
На ваш взгляд, помогут ли какие-то законодательные изменения или все дело в психологии стражей порядка?
Все законные и правоприменительные рычаги у СКР есть. Нет, видимо, только воли. В отделах Следственного комитета по федеральным округам, занимающихся преступлениями должностных лиц, работают три, пять, восемь человек. Это, безусловно, мало. Плюс прокурорский надзор недостаточный. Отменяют менее 50 процентов отказов в возбуждении дела на сотрудников по нашим обращениям. Остальное — только через суд.
В каких случаях шансов привлечь к ответственности полицейского больше?
Когда есть тяжкие последствия: человек умер или остался инвалидом. При наличии широкого общественного резонанса. Или как вот в Нижнем Новгороде, когда есть видеозапись, как сотрудник приезжает к потерпевшему (избитому) и пытается надавить на него, чтобы тот забрал заявление, то есть фактически расписывается в собственной виновности.
Если же человек просто придет с телесными повреждениями и скажет, что их нанесли сотрудники полиции, то следователь даже не удосужится какую-то разумную версию выдвинуть.
Но если доказать, что до визита в полицию ты был полностью здоров?
Даже если вас заберет из отделения скорая помощь. Следователь опросит нескольких полицейских и скажет, что вот два, три стража порядка говорят одно, а потерпевший — другое. Три больше, чем один, и все. Качество расследования безобразное. Полицейские чувствуют безнаказанность и становятся еще жестче.
То есть, чем больше стаж и опыт сотрудника, тем больше риск для задержанного?
Вот с тем делом, что сейчас в суде, — там у людей по два десятка лет выслуги.
Влияют ли на практику пыток в отделах эксперименты со стеклянными дверями и камерами видеонаблюдения в подразделениях?
Это жест для привлечения внимания общественности. У нас сейчас во всех отделениях полиции, даже в самых древних и отдаленных, — везде-везде установлены камеры наблюдения. Однако когда запрашиваются записи в связи с избиением человека, происходит скачок электроэнергии или еще что-то. Бывает и так, что следователь пишет запрос спустя три недели или несколько месяцев, когда запись уже стерлась. А вот недавно человека просто вывозили в лес и там уже вели беседу «по душам».
Что касается побуждения к применению пыток. Многие стражи порядка ссылаются на палочную систему, мол, начальство требует «раскрытий» любой ценой и само толкает исполнителей к насилию. Что вы думаете по этому поводу? В пример можно привести недавнюю коллегию МВД, где говорилось, что в последнее время мало раскрывается экономических преступлений. Сидевшие в зале региональные руководители полиции могли воспринять это как своеобразное благословение к жесткому прессингу бизнесменов.
Нет, Колокольцев (министр внутренних дел —прим. «Ленты.ру») ничего такого не подразумевал. Да и в нашей работе мы почти не встречаем эпизодов пыток по сложным экономическим преступлениям. В основном речь идет о банальных кражах, грабежах, хранении наркотиков. Полицаям среди полицейских не угрожает увольнение или наказание. Чаще они стремятся к каким-то сверхпоказателям.
Или компенсируют лень заниматься настоящей интеллектуальной детективной работой.
Важно то, что многие из истязателей уверены в своей правоте. В обвинительных приговорах потом возникает формулировка «ложно понятые интересы службы». Такие опера чувствуют себя санитарами леса, полагают, что пытки — это нормальная практика в отношении тех, кого они считают насильниками, убийцами. Никто не заставляет их это делать. Осознанно-волевое решение.
Вы даете своеобразный психологический портрет того, кто пытает. Это ведь могут делать вовремя и кадровые полицейские психологи. Соответствующие наработки имеются на Западе. Есть такая служба и в МВД России. Может, нужно как-то путем создания общественного запроса поддержать ее развитие? Чтобы молодым полицейским профессионально объяснили: они — люди, а не волки. Тех же, кто не согласен, отстранить от службы.
Тут вот какая история. Обращения в психологическую службу фиксируются, и при назначении на должность такие данные тоже запрашиваются. Сотрудник этой службы тоже подчинен региональному руководителю МВД. Тот может его вызвать и спросить: «Обращался ли к тебе лейтенант такой-то, о чем вы с ним говорили?»
Поэтому — и не только — действующие сотрудники побаиваются обращаться к психологам. На обязательных же встречах коротко отбрыкиваются: «у меня все нормально».
Получается, что все в руках руководства. Они же могут сделать частое общение с психологом обязательным требованием для продвижения по службе, а еще — вывести таких специалистов из подчинения региональным начальникам, чтобы на них сложнее было давить.
Пока, к сожалению, приходится больше использовать кнут, чем пряник. Когда конкретный сотрудник полиции совершит преступление, он и его начальник будут наказаны, и до его коллег-друзей дойдет, что так на службе действовать нельзя.
А бывает, что в полицейских подразделениях не покрывают своих слишком агрессивных сотрудников?
Редко. Однажды к нам в комитет обратились сотрудники УБОП и сообщили о том, что начальник их подразделения избил одного из оперативников. Не защищают своих уж в каких-то совсем вопиющих случаях. Но чаще полицейские проявляют корпоративную солидарность, давят на личность потерпевшего, мол: «Что вы его защищаете, судимого за кражу пять раз?» На недавнее оглашение приговора, где полицейские признались в совершении преступления, в суд пришел весь отдел, чтобы их поддержать. В рабочее, между прочим, время. Что касается дела в отношении шестерых полицейских, которое теперь рассматривается в нижегородском суде, то здесь в качестве свидетеля защиты заявлен сам начальник регионального МВД. Не знаю, придет или нет.
* * *
17 сентября Верховный суд Татарстана вынес решение о том, что МВД России обязано выплатить 100 тысяч рублей Оскару Крылову, которого пытали бутылкой в ОП «Дальний», сообщает Казанский правозащитный центр. Сам потерпевший требовал за свои страдания 750 тысяч. Это первое решение по иску потерпевшего от пыток в отделении «Дальний».
Напомним, в октябре 2011 года Крылова доставили в полицию по делу о краже. Сотрудники угро составили фиктивный протокол, согласно которому 22-летний парень «громко выражался нецензурной бранью в адрес прохожих, вел себя вызывающе, на сделанные замечания не отреагировал». В отделении полицейские пытали Крылова (в том числе бутылкой) с целью получения признательных показаний в совершении кражи. Позднее обнаружилось, что данный эпизод для ОП «Дальний» далеко не единственный.
В феврале 2015-го Верховный суд Татарстана осудил восьмерых бывших оперативников из ОП «Дальний» за превышение полномочий с применением насилия и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть человека. Бывшие стражи порядка получили от года и восьми месяцев до тринадцати лет и одиннадцати месяцев лишения свободы. Потерпевшими по громкому делу признали 14 человек.
Сергей Лютых
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
12 +13−1 | Иван Семенов | 16:16:04 22/09/2015 |
Тут дело не в деталях а в самой сущности системы. Она изначально карательная, и вовсе не правоохранительная. Право у нас попирается в первую очередь вертикалью власти. Пока общество терпит подобное положение-ничего не изменится. А как общество может повлиять на власть, если не работают выборы. Тут пожалуй задумаешься. |
10 +17−7 | Михаил Лисовин | 17:30:07 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Педофилом он станет после того, как это докажет суд. А пока он не больший педофил чем ты. |
5 +5−0 | Захар Артемьев | 17:24:06 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Да, надо от всех людоедов держаться подальше ) это существа за гранью добра и зла... |
4 +4−0 | Максим Максимов | 07:47:51 25/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Ты сам не можешь понять, что пытаешься доказать: "лишь суд может определить определить степень его вины" и тут же : "представь себя невиновным, но осужденным за педофилию". По твоим словам, могут осудить невиновного, но в итоге его вина не обсуждается, потому что решение вынес кто? Суд. Ты вот визжишь и брызгаешь слюной о безусловном подчинении закону, но не хочешь, или не умеешь понять то, что пытаюсь сказать, что не ставлю под сомнение эффективность нашей правовой системы, и не противоречу ей. Я тебе привожу конкретную ситуацию, а ты мне про Древний Рим и законы метафизики Вселенной. Речь идет о конкретном суждении: педофила задерживают на месте преступления, то тесть, имеются непосредственные лица, которые видели, его противоправные действия, общество имеет полное право считать его педофилом. Не жить по шариату и забивать его камнями, а дать собственную морально-нравственную оценку его действиям. Или по-твоему, бюрократические нормы превосходят морально-этические принципы и не дают права гражданам давать собственную оценку увиденному? Если ты так живешь, либо у тебя не развиты собственные оценочные суждения, это не значит, что остальная часть общества безмозглые болваны, жаждущие, чтобы им сверху присылали решения и постановления, что следует думать по поводу того, или иного. |
3 +4−1 | Максим Максимов | 21:39:21 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Первый раз устречаюсь с таким клиническим случаем дебилизма. Последний раз попытаюсь донести до твоего деффектного ума следующее: я не говорил, что преступников надо на месте линчевать, казнить, распинать, и т.п. Уясни всего один тезис: если какой-нибудь выродок пойман с поличным при совершении изнасилования ребёнка, общество имеет полное право называть выродка педофилом, нравится это кому-либо из сочуствующей педофилам братии, или нет. Представь ситуацию (не привели Бог такое, просто пример): в подъезде ты снимаешь со своей дочки или сестренки насильника, передаешь его ментам. Следующие полгода до суда ты считаешь его обычным человеком со всеми гражданскими правами, на очных ставках обращаешься к нему на "вы" и т.п. На сочувствующие речи друзей: не переживай, этому уроду достанется, ты отвечаешь: т-с-с, ребята, только после суда можно про него так. И наконец, на суде судья выносит вердикт: виновен! Ты, подпрыгиваешь, тыкаешь в него пальцем, и кричишь: "Я ведь подозревал, что ты мразь!" Но, допустим, происходит совершенно фантастический вариант, который, по-сути, невозможен, но представим его: судья признаёт педофила невиновным. Это может случиться только в том случае, если педофил сын большого чинуши, и на судью надавили или дали на лапу. Права будет благословенная правовая система? |
3 +4−1 | Виктор Анатольевич | 21:06:58 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Я не имею в виду что нужно гладить по головке убийц и воров. Но вся эта система отбывания наказаний настолько прогнила, что стала рассадником новых преступников. Те, что попадали за мелкую кражу или мошенничество, потом становятся отмороженными убийцами... Так как отбывая срок в русской тюрьме даже небольшой срок, очень сложно остаться человеком и не съехать с катушек... Не стать полным отморозком. |
2 +2−0 | Максим Максимов | 07:55:35 25/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Да, и учи лучше уголовно-процессуальное право, а то в своем колледже так и не будешь из двоек вылазить. Потому как, если лицу, задержанному за совершение преступления, мерой пресечения избрано заключение под стражу, не позже, чем по истечении десяти суток с момента задержания (либо непосредственно после задержания) должно быть предъявлено обвинение, т.е. из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он становится ОБВИНЯЕМЫМ, т.е. имеются основания полагать о его ВИНОВНОСТИ в совершенном преступлении. Выучи это, можешь своего преподавателя наконец-то обрадовать. |
2 +5−3 | Максим Максимов | 10:09:31 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Ты идиот, задержание педофила с поличным даёт основание называть его таковым. Если защищать каждого выродка с пеной у рта, что педофил - это не педофил, то нахрена их вообще в изолятор до суда сажать? Пусть гуляет на подписке, похрену, что ещё ребёнка изнасилует, мы и по этому случаю его опять отпустим и будем ждать суда. Ведь он пока же невиновен. |
2 +5−3 | Михаил Проничев | 09:52:11 23/09/2015 |
А ведь эту сволоту даже не увольняют! Есть подозрение на пытки? - вон со службы и пытавших и покрывавших, как следователей, так и начальника отделения! Скачок напряжения привел к утрате видеозаписи? - начальника отделения разжаловать в рядовые, лишить пенсии и - вон со службы! Все эти случаи оформлять информационными письмами и знакомить ВЕСЬ личный состав МВД РФ под роспись. Через неделю, самое большое, через месяц все робин-гуды подожмут хвост и будут работать в рамках закона. Только жаль, некому это осуществлять, да и читают многие сотрудники с трудом, информационные письма могу неверно понять. |
2 +3−1 | Арамазд Греат | 20:34:38 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
а еще бывают расправы на дорогах, за дтп убивают, ты как думаешь? может суд отменить и если что просто пулю в лоб и дальше идешь по своим делам. Какая ненависть может быть, если вся страна это один большой орган? . |
2 +6−4 | Максим Максимов | 18:45:24 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Какой нахрен суд, если его с поличным задержали?! Над твоим бы ребёнком надругался какой- нибудь выродок, а ты ему: "Уважаемый, люди видели, как Вы насиловали мою дочь, и она сама указала на Вас. Но я не буду критичен в Вашей оценке и буду ждать решения суда." |
2 +5−3 | Аянчик | 18:21:23 22/09/2015 | ||||||
| ||||||||
он уже был судим за педофелию! так что он - педофил! его задержали после того, как после дня расхаживания голым, он начал приставать к мальчику! пациент был болен эпилепсией. по версии ментов, при приступе он упал и ударился. ему была вызвана скорая. в отдел его привезли уже со следами побоев. и это не удивительно, если учесть условия задержания. |
1 +1−0 | Злой москаль | 15:04:03 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
видеонаблюдение? будут вывозить в лес |
1 +5−4 | Максим Максимов | 04:50:15 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Сколько защитничков педофилов повылазило. Ещё и плюсуют, как ни странно. Возможно, сами имеют отклонения на этой почве. Почитайте про недавний случай в Уфе, а потом кукарекайте насчёт того, что педофил не педофил, а добропонядочный гражданин |
1 +2−1 | Виктор Анатольевич | 20:56:41 22/09/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Как ни странно, но чем лучше условия содержания у заключённых, тем меньший процент из них снова попадает за решётку. Это уже давно установленный факт. В Норвегии, где одни из самых комфортных тюрем в мире, меньше всего людей снова идут на преступления после выхода из тюрьмы. А чем хуже условия содержания, чем жёстче и суровее наказание, тем больше шансов что человек пропитается насквозь этим блатным миром и злобой на всех. Вольётся в преступное сообщество, станет профессиональным вором и вот после выхода имеем ещё худшего преступника чем был до тюрьмы. |
0 +0−0 | Михаил Проничев | 12:35:48 25/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Утратил способность понимать написанное по русски? Сказано: что с тобой дискутировать, что с табуреткой. Не загаживай мой почтовый ящик, убожество. |
0 +0−0 | Максим Максимов | 11:55:38 25/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Кто тебе давал право вякать, ты, ушлепок?!! Идиот, сам доказать ничего не может, только повторяет, визжа, как попка-дурак "суд Линча!" С таким законченным дебилом, как ты, даже дискутировать бессмысленно. Жаль потраченных на тебя, придурковатое животное, минут |
0 +0−0 | Михаил Проничев | 15:51:23 23/09/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Ну, вы и впрямь злой! |
0 +0−0 | Diman Koenig | 14:58:32 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
лучше на кол сажать - так веселее будет |
0 +6−6 | Михаил Проничев | 13:06:56 23/09/2015 | ||||||
| ||||||||
Тебя и лечить-то бесполезно - безнадежен. То, что заменяет тебе мозг, не в силах понять, что никакой, даже самый страшный вид преступлений, не может служить основанием для разрушения правовой системы государства. Закон есть закон. Не будет этого - погибнет государство. Если погибнет государство, то погибнем мы все. Правовая система существует со времен древнего Рима и служит основой существования человечества. А то ты один такой умный, до тебя не было, к примеру, Линча? Но от его суда ведь отказались. Даже в самых не очень развитых странах правовую систему пытаются отстраивать, потому что любой другой путь ведет к гибели всего общества. |