Старые карты ада

07:00 11/07/2015 Силовые структуры
Подготовка бомбы B61 к тесту
Подготовка бомбы B61 к тесту

В США провели летное испытание макета ядерной бомбы B61-12. Старые изделия семейства B61 получают новую жизнь в XXI веке, теряя в мощности, но становясь все более точными. Рост числа подобных систем на вооружении ядерных держав может изменить характер возможного ядерного конфликта.

Подход нужен

Американское ядерное оружие — это вообще крайне интересный заповедник. То, с каким упрямством Вашингтон цепляется за единожды разработанные системы (бомбы, баллистические ракеты, а особенно ядерные боевые части), сильно отличается, скажем, от отечественного подхода к совершенствованию ядерного оружия. Пока в Штатах стояли на дежурстве (модернизируясь, естественно) ракеты типа Minuteman III, в СССР и России сменилось минимум два поколения ракетных комплексов, каждое из которых дало немало образцов самых разных конструкций и предназначения. Штаты за тот же период поставили (и позднее сняли с вооружения), если не считать морские «Трайденты», только одну ракету — MX.

Нынешний сюжет с древней бомбой B61 (первая версия принята на вооружение в 1968 году), уже многократно перекомпонованной как по аппаратной начинке, так и по применяемым в ней боевым частям, в общем, лежит в том же русле. Ядерное оружие воспринимается в США как дорогое и практически ненужное (где его применять?). То, что ставится на вооружение, должно отвечать минимально необходимым критериям решения задач стратегического сдерживания. В Вашингтоне эти задачи, в силу превосходства в силах общего назначения, высокоточном оружии и средствах управления, разведки и целеуказания, понимают совсем не так, как в Москве.

На первый взгляд, наблюдается упрощение ядерного арсенала. Сейчас в семействе бомб B61 имеется три тактических варианта (B61-3, B61-4 и B61-10) и два стратегических (B61-7 и B61-11). Новая B61-12 с зарядом пониженной мощности и повышенной точностью должна заменить их всех, не считая B61-11 (специального противобункерного боеприпаса высокой мощности).

С 11-й модификацией все понятно. 400-килотонная бомба предназначена для работы по высокозащищенным объектам, заглубленным в толщу земной поверхности и укрытым дополнительными железобетонными перекрытиями. Это отдельный тип оружия.

А вот с тактическими бомбами есть нюансы. Отметим, что в данный момент в Европе развернуты американские ядерные бомбы 3-й и 4-й модификаций.

Мощность в обмен на точность

Модернизация по 12-й модификации, грубо говоря, сводится к двум основным новшествам. Во-первых, бомба перестает быть свободно-падающей и получает специальный комплект управляемых рулей на хвостовом оперении, близкий к тем, что ставят на обычные боеприпасы по схеме JDAM (по ней модернизируются неуправляемые бомбы свободного падения, состоящие на вооружении ВВС). Комплект включает инерциальную систему управления, допускающую использование спутниковой навигации (GPS).

Это позволяет отказаться от парашютной системы и обеспечить применение компактной новой бомбы с основного перспективного носителя тактического ядерного оружия — истребителя F-35 Lightning II.

Второе новшество — понижение мощности. У B61 уже давно модульная боевая часть, предоставляющая возможность менять выходную мощность ядерного взрывного устройства. Однако пиковые мощности были сравнительно высоки. Так, максимальная мощность 3-й модификации — 170 килотонн, 7-й — 360 килотонн. 12-я получит самую маломощную из имевшихся боевых частей, аналогичную установленной на 4-й версии: с реализуемыми вариантами выхода в 0,3, 1,5, 10 и 50 килотонн. Также известно, что военные формулируют требования к новому варианту боевой части «с другим выходом» (без количественного уточнения).

Снижение мощности напрямую связано с повышением точности применения. Незачем «добивать» повышенным энерговыходом, если есть возможность доставить боеприпас точнее.

При недоступности GPS-сигнала инерциальная система наведения дает круговое вероятное отклонение бомбы от точки прицеливания в 30 метров (у предыдущих версий — 120-180 метров). Если сигнал имеется, отклонение не больше 5 метров. Этот случай сам по себе оригинальный — наличие спутниковой военной навигации в условиях необходимости применения тактического ядерного оружия. Однако исключать его нельзя, особенно при понижении порога применения ядерного оружия против стран третьего мира.

Некоторые американские эксперты сомневаются, включена ли вообще GPS-аппаратура в состав комплекта управления для B61-12, однако все как один указывают на то, что подобная схема наведения может применяться «в сценариях региональных конфликтов». Еще раз подчеркнем: это прямое признание фактического снижения порога применения тактического ядерного оружия как минимум против неядерных стран или стран, не обладающих средствами стратегического сдерживания.

Судный день районного масштаба

Американские военные насчет снижения порога применения ядерного оружия молчат как рыбы, даже когда их атакуют собственные эксперты. Генерал Нортон Шварц, бывший глава штаба ВВС, однажды выдал совершенно потрясающее умозаключение. Никакого снижения порога применения нет, просто враг должен понимать: у Америки теперь есть высокоточное ядерное оружие с пониженным фактором collateral damage («побочных потерь», то есть среди гражданских лиц), а также с малым выбросом радиации. Это, по мнению генерала, должно изрядно укрепить стратегическую стабильность в мире и усилить эффективность ядерного сдерживания.

Давайте посмотрим на это глазами нормального военного. У нас есть дорогое, сложное и крайне эффективное оружие, обеспечивающее абсолютное превосходство в огневой мощи. Однако имевшиеся решения относительно точности, мощности боевых частей и, главное, влияния на окружающую среду долгое время не позволяли применять его иначе, нежели как «оружие судного дня».

Когда-то это даже считалось благом. Но военные — люди практичные, они не хотят содержать то, чем не собираются пользоваться. Поэтому количество решений, связанных с созданием высокоточного «маломощного» ядерного оружия с низким выходом радиоактивности, будет множиться. Как и количество ситуаций, в которых такое оружие можно применять без патетических раздумий о кнопке, решающей судьбы мира.

Итак, очередной порог ядерного апокалипсиса? Или всего лишь невозможная прежде картина: заурядное использование ядерного оружия в военных конфликтах, не приводящее к финальной эскалации до массированного применения стратегических систем?

Не стоит торопиться с ответом. Мир имеет привычку меняться гораздо быстрее, чем наши представления о нем.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(494):

1 ... 567 8 91011 ... +1
1 +1−0Хрюн Моржов17:45:52
11/07/2015
1 +1−0WHIPPET17:34:32
11/07/2015
При либерастах модера выкашивали всех.
Иногда и редакция к ним присоединялась.
Особенно злой был математик,который про науку писал статейки
Не видел, не знаю.
Но если вы правы, то это уже другая крайность.
Я ни в коем случае к ней не призываю.
1 +1−0WHIPPET17:34:32
11/07/2015
1 +2−1Хрюн Моржов16:10:29
11/07/2015
Напрасно иронизируете.

Данный ресурс - в первых строчках Рунета по представительности, и мне, как русскому человеку, стыдно от того ада, который тут творится.
Благо, что люди за пределами ex-USSR очень плохо знают русский, да и не особо интересуются нашими реалиями, и потому не представляют во всей полноте, какими клоунами выставляют себя топовые российские интернет-СМИ.
При либерастах модера выкашивали всех.
Иногда и редакция к ним присоединялась.
Особенно злой был математик,который про науку писал статейки
1 +2−1Максим Иванов17:29:50
11/07/2015
19 +45−26Царь Укропов07:09:02
11/07/2015
США империя зла.
Путлеровская Россия грозящая ядерной дубинкой и ядерным пеплом -империя добра
1 +1−0Максим Иванов17:28:33
11/07/2015
путинский ядерный шантаж конечно вынуждает Штаты модернизировать свое ядерное оружие чтоб в случае чего точечно жахнуть по тополям и искандерам
1 +2−1Alexandr Golubev16:42:55
11/07/2015
-3 +5−8ivan terible09:56:25
11/07/2015
Влад, Вы прав. Надо бомбить самой большой мюслик в мире -кремллллл и мавзолей ленинвататюрккемммалъуляновскистанбулгаристан
(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)(:joy:)
Что тебе кремллл и мавзолей соли под хвост насыпали?
1 +1−0Хрюн Моржов16:32:16
11/07/2015
0 +0−0Иван Вальцман16:24:11
11/07/2015
IQ тест был бы хорош для всех избирателей, любых выборов в России, НО только после преобразования самой системы выборов.
А то у нас в основном скрепные бабушки выбирают, правда радует то, что молодым дебилам голосовать порою лень. :)
Это уже совсем другой вопрос.
Думаю, что на практике это невозможно, хотя отлично вас понимаю.

А с другой стороны, временнЫе ограничения для правителей, избранных, в том числе, и полными дебилами - отличный способ проявить себя в позитивном ключе, вопреки времени и ожиданиям дурных избирателей.
Талант себя проявит и в таких жёстких условиях. А раздавать милостыню, имея миллиардные доходы от экспорта сырья, каждый может.

Ну а если не проявят, то туда им и дорога. Не свет клином на них сошёлся. Других дураков и сволочей выберут.
1 +2−1Хрюн Моржов16:10:29
11/07/2015
2 +2−0WHIPPET16:01:40
11/07/2015
Ну да. типа до 100 руб. в мес.,но чтобы никаких ботов!
и мат за отдельную плату включить в пакет
Напрасно иронизируете.

Данный ресурс - в первых строчках Рунета по представительности, и мне, как русскому человеку, стыдно от того ада, который тут творится.
Благо, что люди за пределами ex-USSR очень плохо знают русский, да и не особо интересуются нашими реалиями, и потому не представляют во всей полноте, какими клоунами выставляют себя топовые российские интернет-СМИ.
1 +1−0Хрюн Моржов15:50:07
11/07/2015
1 +1−0Vitaliy15:40:39
11/07/2015
да уж - автор статьи дегенерат. все-го лишь очередная модификация с целью обеспечения совместимости с новыми истребителями.

о чем статья тогда? к чему этот высер на 4 экрана?
Автор говорит намёками, не решаясь произнести вслух простую мысль "не бойтесь, граждане, перестать беспокоиться и полюбить атомную бомбу - это очень легко".
Может, боится подпасть под статью, а может, понимает, что аудитория очень неподготовленная, но другой трибуны у него нет.

Во всяком случае, я его понял именно так. И думаю, что напрасно он мечет бисер.
1 +1−0Liberty15:45:51
11/07/2015
0 +0−0Walther Stalnhelm08:23:26
11/07/2015
Так вот, это ещё ослабленная версия была. Что там от США останется после падения десятка таких няшек?
Вот я читаю и думаю, о чем рассуждают люди?Какой то маниакальный бред уничтожения друг друга и всего земного шара. Кто на кого сколько сбросит атомных зарядов и кто выживет. ДА НИКТО НЕ ВЫЖИВЕТ!!! Сойдет шарик с орбиты, если не развалится совсем. И все мы будем космонавтами, только без скафандров.
1 +1−0Vitaliy15:40:39
11/07/2015
да уж - автор статьи дегенерат. все-го лишь очередная модификация с целью обеспечения совместимости с новыми истребителями.

о чем статья тогда? к чему этот высер на 4 экрана?
1 +1−0Dmitrii Godunov15:28:44
11/07/2015
4 +4−0Dmitrii Godunov15:25:18
11/07/2015
Снижение мощности напрямую связано с повышением точности применения. Незачем «добивать» повышенным энерговыходом, если есть возможность доставить боеприпас точнее.
------
Вполне возможно, что снижение мощности делается и для облегчения боеприпаса, а значит для увеличения дальности планирования, с тем, чтобы самолет-носитель мог применять бомбу со значительного расстояния.
Американские военные насчет снижения порога применения ядерного оружия молчат как рыбы, даже когда их атакуют собственные эксперты.
--------
Так видимо и говорить не о чем. Это не снижеение порога применимости, а улучшение показателей боеприпаса - как верно отмечено автором, что при высокой точности не нужна высокая мощность а так же, как я выше отметил, повышается дальность применения с дополнительным оперением, обеспечивающим планирование в заданную точку.
1 +1−0Хрюн Моржов15:04:21
11/07/2015
0 +0−0Злой москаль14:56:41
11/07/2015
Путену крышка!
Но совсем не потому, что американцы бомбы модернизируют.
На то есть другие причины.

Лента, ну когда ты перекроешь кислород пустой политоте у себя?
Давай сменим движок, введём регистрацию и iq-test для комментаторов, а?
Во всяком случае, этот вопрос стоит продумать, просчитать, насколько снизится доходность от ресурса. Вполне возможно, она даже возрастёт, учитывая приток качества взамен количества. Да и уменьшение количества вовсе не данность.
1 +1−0Алексей Сулима14:07:47
11/07/2015
1 +1−0Хрюн Моржов11:03:28
11/07/2015
Автор написал так много, и с таким количеством воды, что человеку, понимающему, что почём на белом свете, читать это просто невыносимо.

Скажем проще и короче: происходит, и давно уже, отказ от навязанной политиканами и людьми гуманитарного склада демонизации ядерного оружия.
ЯО - всего лишь род оружия, никак иначе военные и физики с инженерами его и не рассматривали. И если его не применили до сих пор, то только потому, что не было нужды его применять. Но так будет не всегда, не надо себя обманывать.
У вас неточность. ЯО применяли, причем два раза, по мирным городам....
1 +1−0Георгий Жуков13:52:12
11/07/2015
1 +3−2Ubpskh11:44:15
11/07/2015
Не вызовет. Периметр (кстати, не факт, что он до сих пор на вооружении) -- это не более чем средство для нанесения ядерного удара в условиях, когда уничтожены командные пункты и линии связи. Грубо говоря, там запускается командная ракета, которая подает сигнал на пуск баллистических ракет непосредственно на ракетные шахты, минуя все промежуточные этапы.

Но эту ракету тоже должен кто-то запустить. Сначала принять решение, а потом запустить.

И это совсем непростое решение, потому что первый ядерный удар, направленный на уничтожение ядерного потенциала России, попутно убьет примерно 2 миллиона человек. Это печально, но останется больше 140 миллионов живых людей. В неразрушенных городах, со все еще живой инфраструктуройИ эти люди -- заложники.

Нанесешь удар по США -- американцы тоже ответят ударом по городам, и от этих 140 миллионов останется хорошо если 70. И России больше не будет. Совсем не будет. Никогда.

а омерика, думаешь будет? или прибалтика там какая-нибудь, которая помогала омерике наводить свое оружие? столько писал, а вывод сделал неправильный, что типа можно по России пульнуть и остаться целым!
1 +1−0Обам Бараков13:22:12
11/07/2015
1 +1−0Хрюн Моржов11:03:28
11/07/2015
Автор написал так много, и с таким количеством воды, что человеку, понимающему, что почём на белом свете, читать это просто невыносимо.

Скажем проще и короче: происходит, и давно уже, отказ от навязанной политиканами и людьми гуманитарного склада демонизации ядерного оружия.
ЯО - всего лишь род оружия, никак иначе военные и физики с инженерами его и не рассматривали. И если его не применили до сих пор, то только потому, что не было нужды его применять. Но так будет не всегда, не надо себя обманывать.
автор просто пишет, что американцы решили понизить порог применения ЯО, придумав каку-то фигню про "пониженный фактор гибели гражданских". и что по факту просрав производство ядерных материалов, новые заряды делать не могут и вот занимаются такой модернизацией старых боеприпасов.
1 +2−1Обам Бараков13:14:52
11/07/2015
-2 +2−4Fat Karlsson08:59:12
11/07/2015
А уж от нефти отказаться еще проще. И что будет с Россией? Ведь ее несырьевой экспорт всего 60 миллиардов. А импорт (даже после девальвации и кризиса - 250 млрд.

Кроме того олигархи продлжают бегство из России (словно что-то знают) и выводят по 150 млрд в год. В этом году выведут столько же.

Те. рублю просто придет трындец, как и всей экономике. И не надо никакого ядерного оружия.
"А уж от нефти отказаться еще проще." те на липоксацию пора. от такого переедания сдохнешь если не от заворотка то острого приступа панкриатита.
1 +2−1Обам Бараков13:14:03
11/07/2015
-2 +1−3Fat Karlsson08:57:02
11/07/2015
Так я вам о доставке и говорю.
Европа имеет 100% инфраструктуру по регазификации. Просто может отказаться от трубного газа хоть завтра.

Смущает что сразу пойдет вверх цена. Больше проблем нет. Сейчас спотовый газ из сжиженного стоит столько же сколько трубный (250 долл )
"может отказаться от трубного газа хоть завтра." пиzдуйте в Брюссель и расскажи им об этом. а то они как те мыши и кактус, жрут российский газ и не знают правды.
1 +2−1Обам Бараков13:12:26
11/07/2015
0 +1−1Fat Karlsson07:53:13
11/07/2015
Потому что транснациональный капитал имеет штаб-квартиры в США и его интересы диктуют куда и кого бомбить.

Капиталу нужна прозрачность границ, а многие диктаторы ставят этому преграды (пытаются паразитировать на нефтяном рынке в основном)

В этом плане, Россия давно открыла границы (Путин затащил ее в ВТО) и ей США не угрожает. И нефть и выручка за нее беспрепятственно утекает из России.
---------------

В середине прошлого века еще решалось, какая страна будет штаб-квартирой для капитала. Претендовала Германия, но оказалось что имеется риск (близость к СССР) поэтому она проиграла и капитал организовал свой центр в США.

Иначе сейчас вы так же критиковали бы Берлин за агрессивную политику.
че там недавно Бабама с трибуны бакланил?: "Мы исключительная нация и страна". В жопе не свербит от просто распухшего ЧСВ?
1 +2−1Morgant Laf13:07:47
11/07/2015
1 +2−1Олег Шлотгауэр13:00:50
11/07/2015
империя зла? А как же 40 новых российских ракет?
40 новых российских ракет - это просто страх Российского руководства, что за все их преступления придёт вскоре возмездие. и они надятся, что 40 новых ЯО ракет их спасут. НЕ СПАСУТ!
1 +2−1Обам Бараков13:01:33
11/07/2015
-1 +1−2Fat Karlsson09:17:13
11/07/2015
Ага 5 мт боеголовка - устаревшее. Сказочник.
а что такого невероятно непревзойдённого в боевой части в 5мт?
1 ... 567 8 91011 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь