Возрождение феникса

17:03 06/07/2015 Финансы
Возрождение феникса
Не понял. Куда украина просится? В стомильярдные должники? Вместо Греции? Не лопнет ненька от такого госдолга?

Референдум, на котором граждане Греции сказали решительное «охи» (нет) требованиям зарвавшихся кредиторов, сделал сценарий отказа страны от евро вполне реальным. Введение собственной валюты неизбежно связано с выпуском новых наличных денег. «Лента.ру» выяснила, во сколько обойдется гордым эллинам это мероприятие.

Внести лепту

Заявления греческого премьера Алексиса Ципраса о том, что всенародный отказ от условий кредиторов вовсе не означает отказ от евро, не выглядят убедительно. И хотя установленной процедуры выхода страны из еврозоны не существует, это как раз тот случай, ради которого ее имеет смысл разработать. Вполне вероятно, что грекам придется покинуть единое валютное пространство.

Говоря о возможном введении новой греческой валюты, все имеют в виду драхму. Но с 1828 по 1833 год греческая валюта называлась фениксом. Это была первая валюта независимого греческого государства, заменившая османский куруш. Мелкая монета тогда, как и позднее, называлась лептой. Драхма просуществовала более 150 лет и была упразднена в 2000 году, когда страна перешла на евро. Причем все оборудование для эмиссии наличности уничтожили. Именно на это и жаловался экстравагантный министр финансов страны Янис Варуфакис, сложивший полномочия после референдума, дабы не ухудшать отношения с кредиторами. «Мы уничтожили все станки — теперь у нас их не осталось», — сокрушался Варуфакис в эфире австралийской радиостанции ABC.

Положим, ссылки на отсутствие станков для эмиссии — скорее элемент шантажа, являющегося излюбленной линией поведения нынешних властей Греции. Но что делать без станков?

Разумеется, их можно купить. «Хороший станок для печатания денег стоит в пределах 10 тысяч долларов, — говорит директор аналитического департамента инвестиционной компании «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — На миллион евро можно купить больше сотни таких станков. Модели посложнее стоят дороже. Но в любом случае себестоимость денежных знаков не может быть меньше 1 процента денежной массы страны. А для Греции это около 26-27 миллиардов евро. Таким образом, стране придется потратить около 260 миллионов евро на внедрение драхмы».

Кроме того, деньги можно заказать. Фунты стерлингов, к примеру, печатает британская De La Rue, швейцарская Orell Fussli изготавливает франки. Евро поделено между ведущими европейскими частными компаниями: французской Oberthur Fiduciaire, германской Giesecke & Devrient и нидерландской Koninklijke Joh. Enschedé. Доллары также производятся не в одном месте. Массачусетская Crane перерабатывает поношенные джинсы в специальную бумагу, а госпредприятие Bureau of Engraving and Printing штампует на ней портреты американских президентов.

К числу ведущих мировых производителей банкнот и монет принадлежит и российский «Гознак». Причем обладает важным конкурентным преимуществом: выполняет весь цикл — от дизайна до непосредственного выпуска новеньких хрустящих купюр.

Руководитель пресс-службы «Гознака» Наталья Никифорова сообщила «Ленте.ру», что предприятие обслуживает 20 стран мира. Сумма заказа, как правило, не раскрывается. «Кроме того, у каждой страны заказ индивидуальный. Нужен ли дизайн банкнот, качество бумаги, уровень защиты, сложность водяных знаков, сроки поставки и тому подобное — все это влияет на технологию изготовления и, соответственно, на стоимость заказа», — объяснила она. Тонна банкнотной бумаги обычно стоит в районе 10 тысяч долларов. «Гознак» поставляет специальную бумагу в Индонезию, Китай, Нигерию и другие страны Азии, Африки и Латинской Америки.

Изготовление банкнот — сложное высокотехнологичное производство. Позволить себе его может только очень крупное предприятие в большой стране. Государства поменьше обычно заказывают наличную валюту на стороне. В связи с этим заявление Варуфакиса о якобы уничтоженных станках звучит довольно странно. У Греции было собственное производство наличной валюты? А если такое оборудование было, то зачем его уничтожать? Ведь на нем можно печатать документы, паспорта, почетные грамоты, системы защиты брендов и так далее. В конце концов, можно выполнять заказы зарубежных клиентов.

Впрочем, не так уж важно, были у Греции станки для печати банкнот или нет. Выпустить требуемое количество красивых бумажек с портретами уважаемых людей — не такое уж трудное дело. Вопрос в том, как это отразится на экономике страны.

Банки в отключке

Еще 3 июля в ходе обращения к народу Алексис Ципрас сказал, что если греки согласятся с предложениями кредиторов, греческую экономику ждет медленная смерть. Но возможный выход из еврозоны грозит финансовой системе республики настоящим коллапсом.

По оценке экспертов международного рейтингового агентства Standard & Poor's, Grexit съест 20 процентов экономики Греции в ближайшие четыре года. Аналитики предупреждают, что банковская система страны не сможет нормально функционировать без поддержки Европейского центрального банка (ЕЦБ). Общий объем вливаний регулятора в греческие кредитные организации оценивается в 70 процентов ВВП страны.

Проще говоря, финансовая система Греции рискует остаться без денег. В таких условиях работа банков будет парализована, и правительство Ципраса в очередной раз столкнется с тяжелым выбором: либо согласиться с условиями Европы, получить от нее поддержку и потерять лицо в глазах электората, либо отколоться от еврозоны и взяться за выпуск собственной валюты. Еще неизвестно, что хуже. В S&P подчеркнули, что драхма (или любая другая денежная единица, которую могут ввести в Греции) быстро подешевеет к евро. А госдолг, номинированный в единой европейской валюте, стремительно раздуется.

Девальвация в Греции уже началась. Финансовые организации закрыты правительством. Введен лимит на снятие наличных — не более 60 евро в сутки. Жесткая мера необходима, чтобы греки перестали вынимать деньги из финансовой системы. Сложилась парадоксальная ситуация: сейчас в республике в ходу два вида евро, один дороже другого. Первый — европейская валюта, лежащая в банках. Второй — евро в кошельках у греков. Наличные ценятся куда выше, чем счета в кредитных организациях.

Если ограничения сохранятся, люди примутся обменивать свои вклады в банках на наличные со скидкой, допускает профессор Лондонского университета Манолис Галенианос. И указывает, что в Греции очень много магазинов, принимающих к оплате только наличные. Это еще сильнее подстегивает спрос на «реальные» деньги.

Так или иначе, но выход Греции из еврозоны может состояться не потому, что этого хотят в Афинах, а потому, что иного пути у правительства просто не будет. Несмотря на итоги референдума, мяч остается на стороне кредиторов. Если они не пойдут навстречу Ципрасу, ЕЦБ способен отключить банки Греции от европейской финансовой системы. Перезагрузка кредитных организаций под эгидой драхмы (или феникса) дорого обойдется населению страны.

Примечательно, что правительство Греции рассматривает возможность выпуска квазивалюты — специальных долговых расписок IOU (по созвучию с английским I Owe You — «Я должен тебе»). Предполагается, что IOU будут в обращении параллельно с евро. Этими расписками правительство Греции сможет рассчитаться с пенсионерами и госслужащими, а также поставщиками товаров и энергоресурсов. Власти могут ввести IOU как раз в том случае, если ЕЦБ прекратит поставлять евро в кредитные организации Греции. А это вполне логичный шаг со стороны регулятора после того, как греки отвергли условия реструктуризации.

Любой сценарий будет тяжелым для греков. Ответственность за плохой или очень плохой вариант развития событий ляжет на руководство страны. Но благодаря референдуму 5 июля властям удалось разделить эту ответственность с народом. Теперь за экономическое будущее государства отвечают не только Алексис Ципрас и его кабинет, но и 61,31 процента граждан, отвергших предложения международных кредиторов. Раз трудное решение принято в результате всенародного волеизъявления граждан, виноватых вроде как и нет.

Григорий Коган
Марат Селезнев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(81):

1 234 ... +1
16 +20−4Frex Red18:30:46
06/07/2015
Комментарий удалён.
Не понял. Куда украина просится? В стомильярдные должники? Вместо Греции? Не лопнет ненька от такого госдолга?
13 +15−2Alex Devona17:55:42
06/07/2015
3 +16−13John Doe17:50:40
06/07/2015
Ебанашка, ты где-то про хохлов увидел в новости?
Кстати, что там у вас?
10 +13−3Frex Red18:53:53
06/07/2015
Комментарий удалён.
Ну во-первых - и ч0?
И во-вторых, не это ли в том числе причина госдолга?
10 +15−5Anatoli Yanovski17:47:45
06/07/2015
Нет, Греция - это, конечно, очень важный айтем. Но греки - это всего лишь 2% от европейского GDP. Тут вот шанхайская биржа обрушилась, но об этом шшшшш..... Зачем расстраивать патриотов?
8 +8−0Адьес Амигос18:57:11
06/07/2015
Комментарий удалён.
Не надо ля-ля, средняя 750. В 2 раза больше, чем в Словакии, например.
6 +17−11John Doe17:36:09
06/07/2015
5 +23−18СЕРГЕЙ МИЛЁШИН17:29:57
06/07/2015
В Греции есть все !И вата тоже,аж целых 61 процент от населения!
Счастливые греки на пороге избавления от тяжкого ига еврозоны. Осталось досмотреть заключительную часть балета, когда рухнет их банковская система.
5 +11−6Михаил Лисовин18:27:54
06/07/2015
3 +16−13John Doe17:50:40
06/07/2015
Ебанашка, ты где-то про хохлов увидел в новости?
Да ему платят за упоминание хохлов, не обращайте внимания.
5 +23−18СЕРГЕЙ МИЛЁШИН17:29:57
06/07/2015
В Греции есть все !И вата тоже,аж целых 61 процент от населения!
4 +8−4Сообщество Будущее19:04:42
06/07/2015
5 +23−18СЕРГЕЙ МИЛЁШИН17:29:57
06/07/2015
В Греции есть все !И вата тоже,аж целых 61 процент от населения!
Мне так жаль, что в/на Украине остальнось так мало рабочих мест, что столь большой % образованных(я надеюсь) людей занимается дешевым троллингом в сети на российских порталах. Реально очень жаль господа...
4 +4−0Frex Red18:52:34
06/07/2015
1 +2−1Relayer 9818:44:41
06/07/2015
да ну , так можно говорить о несовершеннолетних или умственно отсталых ...,а так , почему они неходили на забастовки с флагами, когда правительтво брало деньги и сорило ими или крало ? все были давольны .) привыкли жировать на чужом , а потом -''невиноваты мы , ето они сами'' .)))))
Ты уже был на демонстрации по поводу растрат кредитов твоим правительством?
4 +4−0Игорь Маркин18:33:40
06/07/2015
1 +4−3Relayer 9818:26:06
06/07/2015
так нахрена они сатолько кредитов набрали ? небыло воли отказатся ?, а сейчас когда надо отдавать, типо появилась .)))))
Если дают на халяву, то почему бы не взять? Сейчас ситуация меняется, воля появилась очевидно потому, что создались удобные условия её проявить. Запомни простую истину. Когда ты должен деньги, это твоя проблема. ***Когда ты должен слишком большие деньги, то это проблема того, кто тебе их дал.*** 90 лет из 200-летней истории современной Греции страна жила в условиях дефолта и хронического невозврата кредитов. Так нахрена кто-то им давал кредиты с такой кредитной историей? Пусть теперь пожинают плоды своей ЕС-овской политики. Такова реальность...
3 +4−1Игорь Маркин19:00:50
06/07/2015
Комментарий удалён.
А кто думает по логике "за красных или за белых"? Что значит никогда не работали? Повторяю, если кому-то не понятно, что я имел ввиду. Греки работали так как им работалось в своей стране. Жили от туризма и сельского хозяйства. Веками. В ЕС же им предложили жить и работать по стандартам ЕС, что естественно никого не устраивало. Греки с самого начала были недовольны вступлением страны в ЕС, жизненный уровень резко упал. Но, это же было что-то новое, для всех (и руководителей и "простых людей") и не только в Греции. Греция - первая ласточка. ЕС не состоялся, так и напрашивается сравнение с СССР.
3 +3−0Frex Red18:57:27
06/07/2015
Комментарий удалён.
Да ну, лень. Я потому и спросил, что лениво.

Ну а всё таки, первая часть вопроса останется без ответа?
3 +5−2Frex Red18:55:51
06/07/2015
Комментарий удалён.
Да ладно. Вот прямо из столицы своей родины гадишь? А справа и слева по Наполеону сидят?
3 +4−1Max Maxis18:40:58
06/07/2015
Комментарий удалён.
Не путайте ЕС с Еврозоной.. Из Еврозоны они может ещё и выйдут, но выход из ЕС это для них самоубийство..
3 +4−1Муму Герасимовна18:39:23
06/07/2015
2 +2−0Frex Red18:35:54
06/07/2015
Какое именно? Станки у нас есть, валюта собственная есть. И кредитов кстати поменьше. Где ты хоть слово увидел в статье которое можно было бы отнести к современной России?
Триллионная дыра в бюджете тоже уже есть. Утекающие инвестиции есть. Падающие цены на нефть есть. Сокращающийся ВВП есть.

Кредиты в таких условиях лишь вопрос времени.
3 +3−0Frex Red18:34:14
06/07/2015
1 +4−3Relayer 9818:26:06
06/07/2015
так нахрена они сатолько кредитов набрали ? небыло воли отказатся ?, а сейчас когда надо отдавать, типо появилась .)))))
Если что, выдача кредитов была в той самой европрограмме по которой Греции "реструктурировали" прошлые долги. Схема такая у ростовщиков. Один раз взял, второй раз чтобы первый отдать и так далее, до бесконечности. Конечно можно первый раз не брать, но тут уже шансов не так много, хоть на что-то нужное да придётся взять.
3 +3−0Frex Red18:32:13
06/07/2015
10 +15−5Anatoli Yanovski17:47:45
06/07/2015
Нет, Греция - это, конечно, очень важный айтем. Но греки - это всего лишь 2% от европейского GDP. Тут вот шанхайская биржа обрушилась, но об этом шшшшш..... Зачем расстраивать патриотов?
Тех 2 процента, этих пол-процента. Так глядишь один и остаёшься. Зато гордый, на кочке.
3 +16−13John Doe17:50:40
06/07/2015
-6 +15−21Андрей Курников17:40:42
06/07/2015
Греция "загибается" последние 5000 лет...и ничего слава Богу здравствует и просвещает всю " чумазую" Европу. А вот нищебродной Украины, как государства не было никогда...да похоже никогда и не будет...
Ебанашка, ты где-то про хохлов увидел в новости?
2 +4−2Frex Red18:51:47
06/07/2015
Комментарий удалён.
Прям спрошняком пошли. В хохляндии я так понял решили что не буйных можно выпустить на дом, чтобы не кормить. Понимаю, бюджет психушки тоже не резиновый.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь