С бекера по баксу — создателю проекта Ferrari

12:44 16/06/2015 Наука и техника
Стив Тан
Стив Тан
У игры не будет финальной черты, как у традиционных проектов игровой индустрии. Star Citizen будет являться образом жизни — до тех пор, пока сообщество поклонников поддерживает игру». Аахахаха! То есть они просто намерены очень хорошо жить всю свою жизнь за счет хомячков, скармливая за каждый лям по ролику или текстурке кораблика и перенося игру без конца))

На Западе привлечение финансирования методом краудфандинга (crowd — толпа, funding — сбор средств, backer — человек, сделавший взнос) популярно уже полтора десятка лет в самых разных областях — от благотворительности до заказных убийств. Однако столько же регулярно случаются и скандалы с растрачиванием собранных средств. На прошлой неделе в США было впервые проведено разбирательство в отношении Эрика Чевалера, основателя сервиса карточной игры, который потратил собранные деньги на переезд. «Лента.ру» отобрала пять самых неоднозначных западных проектов на базе коллективного финансирования и попыталась провести анализ неудач.

Почему мы обратились к опыту именно западных проектов? Американские сервисы Kickstarter и Indiegogo — самые крупные в мире. Первый привлек на проекты с 2009 года уже 1,8 миллиардов долларов. В России первый краудфандинговый сервис Kroogi появился лишь в 2007 году. Летом 2012 года отечественную нишу пополнили Planeta.ru и Boomstarter.ru. Популярность и темпы развития краудфандинга в России до сих пор сильно уступают американским сервисам, самая крупная российская площадка для сбора средств — Planeta.ru — заявила о 231 миллионе рублей суммарных сборов для 2000 проектов за три года. Однако отставание от западных сервисов дает возможность проанализировать чужие ошибки и извлечь опыт.

Статья 159 УК РФ (мошенничество)

Скандал вокруг «умных часов» Meteor производства Kreyos разгорелся в августе 2014 года, после того как в сети появилось фото основателя компании Стива Тана (Steve Tan) рядом с болидом Ferrari и с множеством сумок с покупками из итальянских бутиков. Пикантность ситуации придало большое количество жалоб от бекеров (от англ. backer — спонсор) на постоянные переносы выпуска, а позже и на качество «умных часов».

Внешний вид готовых устройств не соответствовал прототипам в рекламном ролике, качество пластика и сборки были низкими, часы пропускали влагу, к тому же работали от одного заряда меньше, чем было обещано. Задержки поставок привели к тому, что из собранных на Indiegogo 1,2 миллиона долларов с июня по август 2013 года пользователи вернули себе более 500 тысяч долларов.

В ответ на обвинения в мошенничестве Стив Тан опубликовал открытое письмо с подробным объяснением причин сложившегося положения и банковским балансом счета компании.

В письме глава Kreyos обвинил в мошенничестве главу компании Viewcopper Про Янг Хуана, — именно Viewcopper производил «умные часы» и поставлял затем Kreyos для продажи. По подсчетам Стива Тана, у Kreyos в процессе проектирования и производства устройств было украдено различными способами 881,5 тысяч долларов.

В письме Стив задает себе вопрос, почему он не разорвал партнерство с Viewcopper, и сам отвечает: «мы — команда маркетологов с очень ограниченными познаниями в технике» — и признается, что плохо знаком с рынком электроники. В конце письма основатель Kreyos приносит извинения всем пострадавшим участникам проекта, заявляет о закрытии компании и перекладывает ответственность за техническую и программную поддержку часов Meteor на Viewcopper.

Происхождение фотографий с Ferrari и сумками из магазинов Стив объяснил поездкой с друзьями в Италию в 2010 году. Также он уточнил, что машина была куплена его другом, а он лишь сфотографировался рядом. Как бы то ни было, история выхода на рынок Kreyos и последующей ее ликвидации серьезно подорвала доверие к краудфандингу как таковому.

Все лгут

Летом 2014 года на Indiegogo начался сбор средств для цифрового браслета Ritot. Идея проецировать текущее время себе на ладонь пришлась по душе многим, и к осени Ritot собрал 1,5 миллиона долларов. Часть бекеров выразила недовольство тем, что авторы проекта так и не показали работающий прототип, а также выразили сомнение в реальности их имен: никакой информации о разработчиках найти не удавалось.

Авторы проекта признались, что использовали не настоящие имена и скрыли украинское происхождение компании, объяснив это тем, что конфликт Украины с Россией мог негативно сказаться на продукте Ritot. Позже дизайнер браслета Андрей Захарчук заявил, что первый прототип уже изготавливается, а поставки серийных образцов Ritot запланированы на февраль 2015 года. Но когда журналист WSJ приехал в Киев для встречи с командой разработчиков, Захарчук перестал отвечать на звонки.

Несмотря на признание разработчиков в обмане пользователей, администраторы Indiegogo не заблокировали проект, а Ritot повысила цену браслета до 199 долларов и продолжила собирать деньги. На 16 июня собранная сумма превысила 1,6 миллиона долларов.

Недостаток опыта производства

Компания Lockitron начала сбор средств на производство одноименного дверного замка в 2012 году. Lockitron разместил предзаказ на сайте Amazon.com и начал собственную краудфандинговую кампанию. Замок быстро привлек внимание потенциальных потребителей и прессы, на первом этапе компания получила 14 тысяч предзаказов, затем еще 70 тысяч. Денежная сумма уже на первом этапе достигла 2,2 миллиона долларов. Замок заинтересовал возможностью удаленного управления по Bluetooth, Wi-Fi или NFC. Начало поставок Lockitron запланировал на март 2013 года, однако в конце января 2015-го, по информации ресурса The Verge, компания поставила заказчикам лишь 11 тысяч устройств.

«Наши бекеры превратились в подопытных морских свинок», — резюмировал сооснователь Lockitron Кэмерон Робертсон (Cameron Robertson). Первая версия замка быстро разряжала батарею, работала с перебоями, и в результате покупатели оказывались перед заклинившей дверью.

Причины провала Робертсон видит в нескольких обстоятельствах. С самого начала компания не была готова к большому объему заказов и разместила производство на фабрике с выходом устройств по нескольку сотен в неделю, а тестировали опытные образцы в идеальных условиях, мало похожих на реальную жизнь.

В крупных компаниях новые устройства тщательно тестируют, иногда этот процесс занимает не один год. У Lockitron не было на это ни времени, ни средств, так как, по заявлению Робертсона, компания не могла распоряжаться собранными от предзаказов 2,2 миллиона долларов, потому что производитель получал деньги только после доставки заказов покупателям.

Ваши деньги — наш успех

Эта история и близко не похожа на дурно пахнущие проекты, приведенные ранее, но оставила жертвователей недовольными по этическим соображениям. За время существования портала Kickstarter почти девять миллионов пользователей вложились в 87 тысяч проектов, которые были признаны состоявшимися. Но даже если вы оказались среди тех счастливчиков, которые вложили деньги в успешный и честный проект, нет гарантий, что вы получите именно то, за что платили вначале.

Так получилось со шлемом виртуальной реальности Oculus Rift компании Oculus VR. В описании кампании по сбору средств на Kickstarter Oculus VR обещала разработать недорогой беспроводной шлем виртуальной реальности — с отслеживанием положения головы, совместимый с современными компьютерными играми. К разработчикам шлема присоединились известные игровые дизайнеры, чья поддержка помогла собрать к сентябрю 2012 года почти 2,5 миллиона долларов, что в десять раз превысило минимально необходимую сумму.

Спустя год Oculus VR начал рассылать предсерийные образцы разработчикам игр и компьютерным энтузиастам, а уже в марте 2014 года было объявлено о продаже Oculus VR компании Facebook за 2 миллиарда долларов. Сообщество бекеров выразило недовольство тем, что фактически профинансировало перспективный игровой проект, который был перепродан фирме, никакого отношения к играм не имеющей.

С одной стороны, виртуальные шлемы существуют, и заказчики их получают. Но Facebook не имеет обязательств перед бекерами, может менять характеристики и функционал виртуального шлема по своему усмотрению, и не известно, станет ли он заботиться о расширении функциональности старых моделей.

Затерян во времени

Игра Star Citizen — самый успешный пример краудфандинга за все время его существования, если оперировать собранными суммами, а не результатом. О начале разработки игры в 2011 году сообщил профессиональный игровой дизайнер и основатель студии Cloud Imperium Games Крис Робертс (Chris Roberts). Сбор средств проходил несколькими способами, среди них — Kickstarter и собственный сайт Криса. За время финансирования Крис Робертс привлек более 70 миллионов долларов, сбор средств продолжается до сих пор.

Изначально Робертс планировал создать Star Citizen в жанре симулятора управления космическим кораблем, но по мере поступления средств игра получает все новые и новые функции. Выход игры переносили несколько раз, сегодня актуальной датой релиза считается 2016 год.

Крис Робертс активно взаимодействует с игровым сообществом и комментирует процесс создания игры. Студия регулярно публикует игровые ролики, в декабре 2014 года Cloud Imperium Games выложила в свободный доступ часть игры, чтобы все заинтересованные могли оценить усилия разработчиков.

Свой подход к разработке Star Citizen Крис Робертс уточнил в открытом письме к игрокам от 2 января этого года: «Star Citizen — это не спринт и даже не марафон. У игры не будет финальной черты, как у традиционных проектов игровой индустрии. Star Citizen будет являться образом жизни — до тех пор, пока сообщество поклонников поддерживает игру».

Денис Сивичев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(15):

6 +6−0AlexCoachman14:21:23
16/06/2015
У игры не будет финальной черты, как у традиционных проектов игровой индустрии. Star Citizen будет являться образом жизни — до тех пор, пока сообщество поклонников поддерживает игру».

Аахахаха! То есть они просто намерены очень хорошо жить всю свою жизнь за счет хомячков, скармливая за каждый лям по ролику или текстурке кораблика и перенося игру без конца))
5 +9−4Vasiliy Zadov13:07:23
16/06/2015
и тут каклы отличились :)
3 +4−1Ivan Ivanov17:00:36
16/06/2015
5 +9−4Vasiliy Zadov13:07:23
16/06/2015
и тут каклы отличились :)
ну не зря же говорят "Когда хохол родилс - еврей заплакал". Хохлы те еще мошенники и лжецы.
3 +4−1Денис Махов16:46:19
16/06/2015
-1 +3−4Михаил Лисовин13:24:55
16/06/2015
Тебе что, платят за упоминание каклов?
Так в новости каклы и отличились.
3 +3−0Юрий Щербаков16:45:38
16/06/2015
Как тут не вспомнить лису Алису и кота Базилио :
"Коль есть на свете дураки,
обман нам, стало быть, с руки..."
------------------------------------------
Или поговорку "с миру по нитке - голому рубашка"...
------------------------------------------
И ведь есть же миллионы идиотов, готовые в этом крауд-фондинге участвовать !
Современный мир становится всё более неустойчивым прежде всего потому,
что обитатели его показывают всё менее ответственное поведение.
В конце концов, он завалится...
-------------------------------
Инвестор ВСЕГДА будет исследовать и проверять как сам товар, так и его потенциальных производителей.
Бекеры крауд-фондинга такой возможности не имеют.
Т.е. авантюрная рулетка.
Мы в 90-х всякими МММ ещё не наелись ?...
3 +3−0Подрыв Устоев14:23:50
16/06/2015
1 +4−3tokeru by13:15:20
16/06/2015
жду Star Citizen, хорошо что там хохлов нету ^-^
Хохлы есть в авторах игр от Naughy Dog и в GoW: Ascention (сам удивился, когда увидел), так что хохлы могут, если захотят.
2 +2−0Alexey Coostoff09:46:46
17/06/2015
во всей этой теме один большой минус. Как с этими часами получился. Читал я письмо основателя компании. Мы решили сделать крутую штуку, но в технике совершенно не понимаем, сделали красивую презентацию (а в этом понимаем) и собрали деньги. Нашли партнера в Китае, кто согласился разработать данный продукт и наладить его выпуск. Он был так мил, так много обещал, а в результате нифига не сделал по-нормальному. Устройство разработал кривое, производил косячно, даже инструкцию по эксплуатации не смог написать. Вникаете? Народ собрал кучу денег, не имея даже желания самим разрабатывать продукт. Они придумали коня в вакууме, красиво его нарисовали, продали и только потом подумали о том, что рисунок не есть продукт.А дальше суровая бизнес среда ободрала мальчишек и выкинула. И сайты сбора средств как раз не в состоянии проверить и отринуть идеи идеалистов, профанов, сумасшедших и уж тем более, защитить мальчиков с большими деньгами от акул бизнеса или бизнес котов Базилио. Помниться была такая поговорка в детстве: разогнался на миллион, прыгнул на копейку.
1 +4−3tokeru by13:15:20
16/06/2015
жду Star Citizen, хорошо что там хохлов нету ^-^
0 +0−0Mega Misterion14:53:32
17/06/2015
3 +3−0Подрыв Устоев14:23:50
16/06/2015
Хохлы есть в авторах игр от Naughy Dog и в GoW: Ascention (сам удивился, когда увидел), так что хохлы могут, если захотят.
не все хохлы - каклы, не все каклы - хохлы)))
0 +0−0Mega Misterion14:52:34
17/06/2015
-2 +0−2Страый Перун03:56:22
17/06/2015
статью прочитай
а ты что ослеп? разработчики часов на связь не выходят почему?
0 +0−0Сергей Дмитриевский17:02:15
16/06/2015
В английской "расшифровке" этого слова, вместо буквы "ай" стоит "эл". ИМХО, а так, наплеватью
0 +3−3Михаил Лисовин13:26:04
16/06/2015
1 +4−3tokeru by13:15:20
16/06/2015
жду Star Citizen, хорошо что там хохлов нету ^-^
Ну, точно платят за хохлов. Мой тебе совет: пиши слово "хохлы" несколько раз в посте, может, больше заплатят.
0 +1−1Ратибор Петренко13:25:42
16/06/2015
1 +4−3tokeru by13:15:20
16/06/2015
жду Star Citizen, хорошо что там хохлов нету ^-^
наивный
-1 +3−4Михаил Лисовин13:24:55
16/06/2015
5 +9−4Vasiliy Zadov13:07:23
16/06/2015
и тут каклы отличились :)
Тебе что, платят за упоминание каклов?
-2 +0−2Страый Перун03:56:22
17/06/2015
-1 +3−4Михаил Лисовин13:24:55
16/06/2015
Тебе что, платят за упоминание каклов?
статью прочитай
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь