«Это не радио изменилось. Это Корзун изменился»

00:16 25/05/2015 Интернет и СМИ
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева

«Эхо Москвы» покинул основатель радиостанции Сергей Корзун. Поводом к увольнению послужили публикации на сайте «Эха» личного помощника главного редактора Леси Рябцевой, в которых она нелицеприятно высказалась об оппозиционерах. Рябцева и раньше привлекала к себе общественное внимание. В день похорон Бориса Немцова она отметилась шуткой про встречу в загробном мире Немцова и Новодворской. В апреле заявила в прямом эфире, что в России проживает восемь миллионов человек. По мнению Корзуна, радиостанцию постигла «смерть мозга», и «Эхо Москвы» перестало быть площадкой для умных и образованных людей. Что думает о происходящем главный редактор? Почему он не видит ничего плохого в присутствии Рябцевой на радио и не пытается возвратить Корзуна? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил Алексей Венедиктов.

«Лента.ру»: Уход Корзуна стал для вас неожиданностью?

Венедиктов: Мне досадно, что он ушел. Он мне позвонил неделю назад. Я сказал, что я по смс не увольняю. Мы встретились в субботу, минут сорок разговаривали. Я пытался его переубедить.

Сергей Львович на моей памяти уходил четыре раза с «Эха Москвы» на разные проекты и всегда возвращался. Я ему сказал: «Твое место тебя ждет. Пока я главный редактор, ты можешь делать все, что хочешь — плясать на моих костях, грозить кулаком. Ты создал это "Эхо", ты имеешь право в том числе и на ошибки». Но убедить мне его не удалось.

Почему именно Леся Рябцева оказалась камнем преткновения?

На самом деле я так и не понял настоящей причины его увольнения. Если тебе дают работать и ты работаешь, как хочешь, все свои передачи ты делаешь сам, на тебя работают продюсеры, если ты высказываешь свое мнение в программе и тебе никто не мешает — что такое? Не может на репутацию Корзуна влиять запись в блоге молодой журналистки. И он это знает.

Я пытался дорыться, в чем же дело. Дело не в Рябцевой, а в концептуальных противоречиях в понимании развития радиостанции.

С чем же не согласен ее основатель?

Я понял наше противоречие так. Сергей говорит: сохраняй базовую аудиторию, а я говорю: давай сохранять базовые принципы. А базовые принципы, и я ему об этом сказал в нашей беседе, это мнения, которые люди имеют право высказывать. Как ограничить? Что я должен сделать? Запретить высказываться Рябцевой, Фельгенгауэр, Плющеву запретить? Или членам «Единой России» или членам ЛДПР как гостям? Тогда что нас будет отличать от государственных СМИ?

Между базовой аудиторией и базовыми принципами свободы слова и свободы мнений я выбираю базовые принципы как приоритетные. А базовая аудитория или подстроится, или нет.

Но поводом все же послужили публикации Рябцевой на сайте. В редакции не только Корзуна возмущает то, что вы даете ей площадку. Особенно после поста об оппозиционерах.

Во-первых, на этот пост ей ответила Ира Воробьева, которая точно так же, как Леся, позвонила мне и сказала, что хочет ответить. Я сказал ей: «Ты отвечаешь по существу, а не по личности». Это был достойный ответ, он был опубликован на сайте. Не о том, что «тебе без году неделя» или «молодая, несовершеннолетняя». Вот такие вещи я, конечно, не пропускаю ни в каком направлении. А если бы она была совершеннолетней, то, значит, можно было бы ей это писать?

Ира ответила, у них нормальная дискуссия состоялась. И это не первая дискуссия между сотрудниками «Эха Москвы». У меня была публичная дискуссия в блогах со мной и моим заместителем Бунтманом по поводу миротворцев, у меня была публичная дискуссия с Корзуном по поводу комментариев на сайте. Я не вижу здесь ничего необычного. Это банальная ситуация, поэтому реакция Корзуна неадекватна, на мой взгляд.

Критикуют не за возраст, а за непрофессионализм, который вы санкционируете.

Вопросы о профессионализме на «Эхе Москвы» решает один человек по закону о СМИ — главный редактор. Именно он считает, кто профессионален, а кто нет, и допускает до эфира. Я много слышу, например, о непрофессионализме Тани Фельгенгауэр, много слышал о непрофессионализме Тони Самсоновой, и слушатели, и коллеги говорят о непрофессионализме Ильи Рождественского или Алексея Голубева. Пусть говорят.

Леся Рябцева профессионал?

Леся Рябцева профессионал, так же, как любой журналист, который допущен к эфиру. Но нет предела совершенству. Рябцева — молодой журналист. Ей много есть чему учиться. Научиться можно только, если ты выходишь в эфир. На кошечках учиться невозможно. Я вас уверяю, что Лесины эфиры и не Лесины эфиры, мы подробно разбираем. Они от меня уходят в стрессе часто. Это моя работа, тупая рутинная работа. И Леся отнюдь не исключение и не самая главная эфирная проблема. Ко мне каждый день приходят и говорят: «Ты слышал, как он вел эфир? Ты слышал, что он Луну с Солнцем перепутал?» Поэтому я не очень понимаю, откуда столько внимания одному журналисту. У меня очень много других достойных провокационных журналистов. Почему-то к ним внимание меньше.

Вероятно, из-за ее непрозрачных намеков на то, что она оказывает на вас чрезмерное влияние. Вас, кстати, не смущают ее заявления на грани личного? Например, про джойстик, которым она управляет вами под столом?

Ну бывает, неловко пошутила. Смущает, конечно, и я ей об этом говорю, когда это меня реально смущает. Но ведь она не одна. Я вам напомню про твит Плющева, который чуть не привел к закрытию радиостанции и моему увольнению. Твит тоже неловкий, с моей точки зрения. Это и есть вопрос про соцсети. И я как главный редактор должен это менеджировать. Я отстоял устав станции, отстоял журналиста. И в этой истории я буду отстаивать журналиста, и в следующей. Потому что я-то с ними разговариваю, этого же никто не видит. Но это не значит, что я должен немедленно увольнять, штрафовать, затыкать рот, бить по рукам!

О существовании вашей помощницы узнали как раз во время ситуации с Плющевым. Почему вы именно ее выбрали для ретрансляции своей позиции?

Кризис вокруг Плющева вывел ее на роль споуксмена «Эха». Я все время был в переговорах с Михаилом Юрьевичем (Лесиным, бывшим председателем правления «Газпром Медиа», —прим. «Ленты.ру»). Кто-то должен был быть споуксменом. И им стала Леся как моя помощница, которая принимала участие во многих переговорах, а иногда и просто сидела в приемной и ждала, пока меня уволят. Она первая получала информацию и первая ее распространяла. Ну да, споуксмен, все споуксмены цитируются больше, чем собственно шефы.

Вы согласны с обвинениями в том, что вы жертвуете репутацией радиостанции в обмен на рейтинги, которые приносит Рябцева?

Ущерб чему? У каждого есть свое «Эхо Москвы». Некоторые считают «Эхо» оппозиционной радиостанцией и поэтому говорят, что появление таких журналистов, как Голубев, Осин, таких гостей, как Шевченко, наносит репутационный ущерб. Спрашивают: «Вы зачем повесили речь президента Путина на сайт? Это репутационный ущерб "Эху Москвы!"» Это вещи, которые ощутимы среди каждой страты аудитории.

Я считаю, что больше всего ущерба нанес, уходя, Корзун. И своей публикацией, и даже без нее. Он об этом не подумал. Словами о том, что, мол, «Эхо» умерло. У мертвых нет ущерба репутации. С точки зрения Корзуна и людей, его поддерживающих, все закончилось. О каком ущербе тогда может идти речь?

Я, наоборот, считаю, что главная репутационная составляющая «Эха Москвы», в отличие от очень многих медиа, в том, что здесь есть свобода мнения, есть площадка для дискуссий, в том числе и для журналистов. Я эту площадку сужать не намерен. Так было при Корзуне. Это не радио изменилось, это Корзун изменился. Мы же остались на принципах.

Вы довольны тем, как сейчас развивается радиостанция?

Конечно, я не доволен. Изменилось время, изменились информационные потоки, возникли соцсети, с которыми я пока не понимаю, как конкурировать, омолодилась аудитория, поднялась агрессивность из-за украинской войны. Наши слушатели вовлечены в то, что происходит за рамками «Эха», за рамками их жизни с «Эхом». Мы же не в стеклянном замке живем. И они предъявляют к нам другие требования, часто завышенные. Одни мне говорят: «Вот вы деградируете». На что я им отвечаю: «Нет, это вы стареете».

А Рябцева нужна вам, чтобы нарастить популярность в соцсетях.

Конечно, это ее главная работа. Я ставлю перед ней эту задачу и именно поэтому месяц назад я назначил ее заместителем главреда сайта «Эха Москвы» по представлению его главного редактора. Потому что он понял, что мы отстали, а Леся знает. И мы пошли в сторону интернета. И неделю назад она практически отказалась от всех эфиров. Она отдала свою программу про благотворительность Ире Воробьевой, она сама отдала «Одну», отдала линейки «Особого мнения». У нее остался только «Сбитый фокус» и «Особое мнение» раз в неделю. За неделю до этого она отказалась, в блоге об этом написала. Но нет — надо же было это устроить. Этого якобы не заметили.

Базовая аудитория, о которой говорит Корзун, действительно отбивается?

Зато приходит молодежь. Очень много молодежи нас слушает. У них другие требования. И когда мне Корзун говорит о том, что мы должны делать радио для умных и интеллигентных, возникает вопрос, а кто будет определять, кто эти умные и интеллигентные — ты? А как ты это будешь определять? Ставить больше программ про науку? Про ядерную физику? Или мы делаем радио для оппозиции, потому что там умные и интеллигентные, а 85 процентов — это непонятно кто? Так не будет. Мы масс-медиа, мы делаем для всех. Кто захочет, тот пусть и слушает.

Вы вообще стремитесь к тому, чтобы сохранить коллектив? Воспринимаете критику журналистов в адрес своих же коллег?

Есть несогласие с тем, что делает Голубев, несогласие с тем, что делает Осин. Те, кто не согласны, могут уйти. Или переизбрать главного редактора, который определяет информационную политику. Всегда есть цивилизованные выходы. Корзун предпочел уйти. Но если часть коллектива обратится в «Газпром-Медиа» с просьбой инициировать совет директоров по моему отстранению — это их право.

Я сижу и думаю не о том, что кто-то ушел или что там Леся написала или заявила в очередной раз, а о том, как соцсети интегрировать. Сайт «Эха Москвы» был первым в России сайтом традиционного медиа. Все уже забыли об этом. Мы и сейчас должны быть первыми, интегрируя соцсети. Вот это вызовы и задачи, а не эта вся фигня, которая вокруг разворачивается. Поэтому я ему (Корзуну —прим. «Ленты.ру») и сказал: «Сережа, ты не отнимай у меня время. Ты пришел — пришел. Ушел — уходи». Для меня существуют вызовы другие, более глобальные.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(175):

1 ... 345 6 789+1
0 +0−0иркэ яруллова22:22:47
25/05/2015
0 +0−0Сеператист Анархистов10:24:09
25/05/2015
Рябцева на "Эхе" - это всё равно чтобы во "Время" на "Первом" запустили бы Кашина! Или Невзорова.
Но почему-то так не происходит. Я имею в виду "Первый". В Веня сам гробит свою же радиостанцию. Так как Рябцева - это Потупчик №2.
Потупчик №0, скорее.
0 +0−0иркэ яруллова22:12:54
25/05/2015
24 +28−4зрщеорзышер зкьорищзеь01:49:51
25/05/2015
Леся чмо, такое же как и ты
А чё, похожа, только очочков не хватает)))
0 +0−0иркэ яруллова22:09:16
25/05/2015
7 +7−0Владимир Постников01:15:49
25/05/2015
Вот так! Всё, что я сегодня комментировал здесь на Ленте об этом конфликте - все подтвердил сам Венедиктов. Единственное, о чем упомянул я, но не упомянул Венедиктов, так это то, что он раб своей собственной идеологии. Но это-то как раз понятно.
Шума было много. У Венедиктова была еще одна возможность пропиариться.
А старая аудитория ЭХА никуда не денется. Идти некуда.
Корзун может еще сделать что-нибудь в Интернете для части старой аудитории. Но ему на это спонсор понадобится. Дождь? Он там не нужен. Другая радиостанция - исключено.
Очень может быть, что люди Путина через коммерческие структуры пристроят Корзуна в интернет-СМИ. Ну куда деваться честным и порядочным идеалистам от 50 и старше? Им тоже нужен клуб по интересам.
Вот как раз старая аудитория еха вся уже свалила. Маргиналы и портянки ещё зудят...
0 +0−0Андрей Лещёв20:44:06
25/05/2015
Соц. сети --- это глобальные вызовы? Вместо нормальной радиостанции получить комбайн с facebook'ом. Кризис пожилого возраста.
0 +0−0Ольга Петрова19:23:40
25/05/2015
1 +1−0Василий Иванов13:49:00
25/05/2015
Радио принадлежит Газпром-Медиа. Наивно думать, что главред не согласован с хозяином. У нас Газпром никак с властью не аффилирован?

Если в ходе внутриклановых разборок что-то случится хозяином, или у хозяина сменятся приоритеты, тогда уберут и главреда. Народ с его очень ценным мнением в таких вопросах ничего не решает.
А вот и нет) Просто лично у Вас нет другого опыта. Волатильность общественного мнения непредсказуема.
0 +0−0Michael Abelsky18:29:08
25/05/2015
0 +0−0Владимир Королёв17:55:13
25/05/2015
Дедушка заигрался с ...
Бухой
С Лесиным не вышло снаружи, пробуют с Лесей изнутри(:smile:)
0 +0−0Владимир Королёв17:55:13
25/05/2015
Дедушка заигрался с ...
0 +0−0Владимир Королёв17:49:30
25/05/2015
Встретились как-то ... (см. Рябцеву после убийства Немцова)
0 +1−1Xin Qilin16:15:28
25/05/2015
Венедиктов дед Мороз
Лесю Рябцеву принес
А от этой дурочки
Корзун стал снегурочкой
Вынос мозга у него
Это дело не ново...



0 +0−0Алексей Кошелев15:48:19
25/05/2015
11 +11−0николай денисов01:57:40
25/05/2015
Это называется поток сознания! Венедиктова понесло. Заявив, что государственные СМИ запрещают высказываться членам Единой России и ЛДПР, он переплюнул Джен Псаки. Браво!
Не вырезайте из контекста, сторонник методов российских СМИ. Он сказал, что не может запрещать своим оппонентам говорить, иначе он превратиться в тоталитарное СМИ.
0 +0−0Mihail Vladimirsky15:40:01
25/05/2015
Вы можете работать с любой аудиторией, но иметь уровень нормальных людей , а не дворовой шпаны. Или это тоже трудно определить ? Тогда действительно аберрация ума.
0 +0−0Алексей Кошелев15:35:16
25/05/2015
Пример того, как борцуны за "свободу слова" ведут, когда данную свободу получает другой человек
0 +0−0Саша Андреев15:29:02
25/05/2015
Эта особа с лицом идиотки похоже скоро станет новым главным редактором эха.
0 +0−0сдохни бандера15:10:36
25/05/2015
7 +8−1Иван Иванов13:35:09
25/05/2015
Валентин Гафт "Муха Москвы"

Муха бьётся о стекло -
Рядышком окно открыто.
Или муху припекло,
Или после менингита.

Ловко делает она
Агрессивные движенья.
Ей свобода не нужна -
Мухе надобно движенье!

Муха - "лекарь", муха - "врач"!
Яд - любимое лекарство!
Этим ядом передач
Муха "лечит" государство.

Муха "борется со злом",
Всё печётся о народе,
Погибая за стеклом
На жирнющем бутерброде.

Родилась она давно,
Ещё в том, ХХ веке,
Но любимое говно
Ищет в каждом человеке!
браво!!!!
0 +0−0Геннадий Николаевич15:08:49
25/05/2015
Муха это эталон, по нему определяют, когда начинается мерзость.
0 +0−0Юрий Родзик14:07:00
25/05/2015
Алексей! Спасибо!
0 +0−0Ivan Kulikov14:06:22
25/05/2015
Венедиктов хочет снизить градус угара? Олдфаги неодобряют...
0 +0−0Василий Иванов13:56:43
25/05/2015
0 +2−2Дмитрий Таньков10:31:22
25/05/2015
Мне сложно сказать, насколько сильно изменилось "Эха-ха Москвы" за прошедшие годы, с момента создания этой, с позволения сказать, радиостанции, этого ярчайшего "соцветия" даровитых студийных юмористов, т.е. журналистов, как они себя называют. Скажу лишь одно: уход Корзуна, последующее заявление Венедиктова и писанина Рябцевой на сайте "Эха-ха" - элементы одного хорошо срежиссированного реалити-шапито-шоу, пластично встроенного в всероссийскую коллективно-федеративную теле-радио-систему. Именно так... Show must go on! (;-))
Тоже сложилось впечатление, что никакой это не конфликт, а средство привлечения внимания.
0 +0−0Alexander Rokov13:48:19
25/05/2015
Плюрализм мнений должен быть, но Рябцева реально уже перегибает палку, ударяется в люмпен-журналистику.
0 +2−2Либераст Пятая Колонна13:41:38
25/05/2015
Комментарий удалён.
Эту Лесю из Кремля заслали...Веник ссучился.
1 ... 345 6 789+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь