«Это не радио изменилось. Это Корзун изменился»

00:16 25/05/2015 Интернет и СМИ
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева

«Эхо Москвы» покинул основатель радиостанции Сергей Корзун. Поводом к увольнению послужили публикации на сайте «Эха» личного помощника главного редактора Леси Рябцевой, в которых она нелицеприятно высказалась об оппозиционерах. Рябцева и раньше привлекала к себе общественное внимание. В день похорон Бориса Немцова она отметилась шуткой про встречу в загробном мире Немцова и Новодворской. В апреле заявила в прямом эфире, что в России проживает восемь миллионов человек. По мнению Корзуна, радиостанцию постигла «смерть мозга», и «Эхо Москвы» перестало быть площадкой для умных и образованных людей. Что думает о происходящем главный редактор? Почему он не видит ничего плохого в присутствии Рябцевой на радио и не пытается возвратить Корзуна? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил Алексей Венедиктов.

«Лента.ру»: Уход Корзуна стал для вас неожиданностью?

Венедиктов: Мне досадно, что он ушел. Он мне позвонил неделю назад. Я сказал, что я по смс не увольняю. Мы встретились в субботу, минут сорок разговаривали. Я пытался его переубедить.

Сергей Львович на моей памяти уходил четыре раза с «Эха Москвы» на разные проекты и всегда возвращался. Я ему сказал: «Твое место тебя ждет. Пока я главный редактор, ты можешь делать все, что хочешь — плясать на моих костях, грозить кулаком. Ты создал это "Эхо", ты имеешь право в том числе и на ошибки». Но убедить мне его не удалось.

Почему именно Леся Рябцева оказалась камнем преткновения?

На самом деле я так и не понял настоящей причины его увольнения. Если тебе дают работать и ты работаешь, как хочешь, все свои передачи ты делаешь сам, на тебя работают продюсеры, если ты высказываешь свое мнение в программе и тебе никто не мешает — что такое? Не может на репутацию Корзуна влиять запись в блоге молодой журналистки. И он это знает.

Я пытался дорыться, в чем же дело. Дело не в Рябцевой, а в концептуальных противоречиях в понимании развития радиостанции.

С чем же не согласен ее основатель?

Я понял наше противоречие так. Сергей говорит: сохраняй базовую аудиторию, а я говорю: давай сохранять базовые принципы. А базовые принципы, и я ему об этом сказал в нашей беседе, это мнения, которые люди имеют право высказывать. Как ограничить? Что я должен сделать? Запретить высказываться Рябцевой, Фельгенгауэр, Плющеву запретить? Или членам «Единой России» или членам ЛДПР как гостям? Тогда что нас будет отличать от государственных СМИ?

Между базовой аудиторией и базовыми принципами свободы слова и свободы мнений я выбираю базовые принципы как приоритетные. А базовая аудитория или подстроится, или нет.

Но поводом все же послужили публикации Рябцевой на сайте. В редакции не только Корзуна возмущает то, что вы даете ей площадку. Особенно после поста об оппозиционерах.

Во-первых, на этот пост ей ответила Ира Воробьева, которая точно так же, как Леся, позвонила мне и сказала, что хочет ответить. Я сказал ей: «Ты отвечаешь по существу, а не по личности». Это был достойный ответ, он был опубликован на сайте. Не о том, что «тебе без году неделя» или «молодая, несовершеннолетняя». Вот такие вещи я, конечно, не пропускаю ни в каком направлении. А если бы она была совершеннолетней, то, значит, можно было бы ей это писать?

Ира ответила, у них нормальная дискуссия состоялась. И это не первая дискуссия между сотрудниками «Эха Москвы». У меня была публичная дискуссия в блогах со мной и моим заместителем Бунтманом по поводу миротворцев, у меня была публичная дискуссия с Корзуном по поводу комментариев на сайте. Я не вижу здесь ничего необычного. Это банальная ситуация, поэтому реакция Корзуна неадекватна, на мой взгляд.

Критикуют не за возраст, а за непрофессионализм, который вы санкционируете.

Вопросы о профессионализме на «Эхе Москвы» решает один человек по закону о СМИ — главный редактор. Именно он считает, кто профессионален, а кто нет, и допускает до эфира. Я много слышу, например, о непрофессионализме Тани Фельгенгауэр, много слышал о непрофессионализме Тони Самсоновой, и слушатели, и коллеги говорят о непрофессионализме Ильи Рождественского или Алексея Голубева. Пусть говорят.

Леся Рябцева профессионал?

Леся Рябцева профессионал, так же, как любой журналист, который допущен к эфиру. Но нет предела совершенству. Рябцева — молодой журналист. Ей много есть чему учиться. Научиться можно только, если ты выходишь в эфир. На кошечках учиться невозможно. Я вас уверяю, что Лесины эфиры и не Лесины эфиры, мы подробно разбираем. Они от меня уходят в стрессе часто. Это моя работа, тупая рутинная работа. И Леся отнюдь не исключение и не самая главная эфирная проблема. Ко мне каждый день приходят и говорят: «Ты слышал, как он вел эфир? Ты слышал, что он Луну с Солнцем перепутал?» Поэтому я не очень понимаю, откуда столько внимания одному журналисту. У меня очень много других достойных провокационных журналистов. Почему-то к ним внимание меньше.

Вероятно, из-за ее непрозрачных намеков на то, что она оказывает на вас чрезмерное влияние. Вас, кстати, не смущают ее заявления на грани личного? Например, про джойстик, которым она управляет вами под столом?

Ну бывает, неловко пошутила. Смущает, конечно, и я ей об этом говорю, когда это меня реально смущает. Но ведь она не одна. Я вам напомню про твит Плющева, который чуть не привел к закрытию радиостанции и моему увольнению. Твит тоже неловкий, с моей точки зрения. Это и есть вопрос про соцсети. И я как главный редактор должен это менеджировать. Я отстоял устав станции, отстоял журналиста. И в этой истории я буду отстаивать журналиста, и в следующей. Потому что я-то с ними разговариваю, этого же никто не видит. Но это не значит, что я должен немедленно увольнять, штрафовать, затыкать рот, бить по рукам!

О существовании вашей помощницы узнали как раз во время ситуации с Плющевым. Почему вы именно ее выбрали для ретрансляции своей позиции?

Кризис вокруг Плющева вывел ее на роль споуксмена «Эха». Я все время был в переговорах с Михаилом Юрьевичем (Лесиным, бывшим председателем правления «Газпром Медиа», —прим. «Ленты.ру»). Кто-то должен был быть споуксменом. И им стала Леся как моя помощница, которая принимала участие во многих переговорах, а иногда и просто сидела в приемной и ждала, пока меня уволят. Она первая получала информацию и первая ее распространяла. Ну да, споуксмен, все споуксмены цитируются больше, чем собственно шефы.

Вы согласны с обвинениями в том, что вы жертвуете репутацией радиостанции в обмен на рейтинги, которые приносит Рябцева?

Ущерб чему? У каждого есть свое «Эхо Москвы». Некоторые считают «Эхо» оппозиционной радиостанцией и поэтому говорят, что появление таких журналистов, как Голубев, Осин, таких гостей, как Шевченко, наносит репутационный ущерб. Спрашивают: «Вы зачем повесили речь президента Путина на сайт? Это репутационный ущерб "Эху Москвы!"» Это вещи, которые ощутимы среди каждой страты аудитории.

Я считаю, что больше всего ущерба нанес, уходя, Корзун. И своей публикацией, и даже без нее. Он об этом не подумал. Словами о том, что, мол, «Эхо» умерло. У мертвых нет ущерба репутации. С точки зрения Корзуна и людей, его поддерживающих, все закончилось. О каком ущербе тогда может идти речь?

Я, наоборот, считаю, что главная репутационная составляющая «Эха Москвы», в отличие от очень многих медиа, в том, что здесь есть свобода мнения, есть площадка для дискуссий, в том числе и для журналистов. Я эту площадку сужать не намерен. Так было при Корзуне. Это не радио изменилось, это Корзун изменился. Мы же остались на принципах.

Вы довольны тем, как сейчас развивается радиостанция?

Конечно, я не доволен. Изменилось время, изменились информационные потоки, возникли соцсети, с которыми я пока не понимаю, как конкурировать, омолодилась аудитория, поднялась агрессивность из-за украинской войны. Наши слушатели вовлечены в то, что происходит за рамками «Эха», за рамками их жизни с «Эхом». Мы же не в стеклянном замке живем. И они предъявляют к нам другие требования, часто завышенные. Одни мне говорят: «Вот вы деградируете». На что я им отвечаю: «Нет, это вы стареете».

А Рябцева нужна вам, чтобы нарастить популярность в соцсетях.

Конечно, это ее главная работа. Я ставлю перед ней эту задачу и именно поэтому месяц назад я назначил ее заместителем главреда сайта «Эха Москвы» по представлению его главного редактора. Потому что он понял, что мы отстали, а Леся знает. И мы пошли в сторону интернета. И неделю назад она практически отказалась от всех эфиров. Она отдала свою программу про благотворительность Ире Воробьевой, она сама отдала «Одну», отдала линейки «Особого мнения». У нее остался только «Сбитый фокус» и «Особое мнение» раз в неделю. За неделю до этого она отказалась, в блоге об этом написала. Но нет — надо же было это устроить. Этого якобы не заметили.

Базовая аудитория, о которой говорит Корзун, действительно отбивается?

Зато приходит молодежь. Очень много молодежи нас слушает. У них другие требования. И когда мне Корзун говорит о том, что мы должны делать радио для умных и интеллигентных, возникает вопрос, а кто будет определять, кто эти умные и интеллигентные — ты? А как ты это будешь определять? Ставить больше программ про науку? Про ядерную физику? Или мы делаем радио для оппозиции, потому что там умные и интеллигентные, а 85 процентов — это непонятно кто? Так не будет. Мы масс-медиа, мы делаем для всех. Кто захочет, тот пусть и слушает.

Вы вообще стремитесь к тому, чтобы сохранить коллектив? Воспринимаете критику журналистов в адрес своих же коллег?

Есть несогласие с тем, что делает Голубев, несогласие с тем, что делает Осин. Те, кто не согласны, могут уйти. Или переизбрать главного редактора, который определяет информационную политику. Всегда есть цивилизованные выходы. Корзун предпочел уйти. Но если часть коллектива обратится в «Газпром-Медиа» с просьбой инициировать совет директоров по моему отстранению — это их право.

Я сижу и думаю не о том, что кто-то ушел или что там Леся написала или заявила в очередной раз, а о том, как соцсети интегрировать. Сайт «Эха Москвы» был первым в России сайтом традиционного медиа. Все уже забыли об этом. Мы и сейчас должны быть первыми, интегрируя соцсети. Вот это вызовы и задачи, а не эта вся фигня, которая вокруг разворачивается. Поэтому я ему (Корзуну —прим. «Ленты.ру») и сказал: «Сережа, ты не отнимай у меня время. Ты пришел — пришел. Ушел — уходи». Для меня существуют вызовы другие, более глобальные.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(175):

1234 5 678 ... +1
0 +0−0иркэ яруллова22:42:41
26/05/2015
0 +0−0Владимир Постников01:15:09
26/05/2015
Куда свалила, если не секрет?
Так никто ж не отчитывается, мол ушёл в парикмахерскую или в баню, или, вообще, съехал в Катманду.
Ухнули в чёрную дыру всемирной паутины ...(
0 +0−0Ольга Петрова18:33:54
26/05/2015
0 +0−0Василий Иванов03:48:21
26/05/2015
Опыта в чем? Что решает общественное мнение, если у хозяина сменились приоритеты, или если хозяин больше не хозяин?
Любому хозяину СМИ нужен эффективный главред. Венедиктов был эффективным главредом, пока удовлетворял запросы на информацию и общественную дискуссию постсоветской интеллигенции и "среднего" класса. Эхо Москвы монополист в этом сегменте медиарынка. В уникальном сегменте! Попытка уйти с него - это шаг с крыши) Эху надо наращивать свою базовую аудиторию. Она его потенциал. На рынке медийных услуг для поклонников Леси Рябцевой ни Венедиктов, ни всё Эхо не конкурентоспособны))) Если они предадут свою базовую аудиторию - пропадут. Она же найдёт другие источники информации и площадки для дискуссий. Хозяину Эха это надо?
0 +0−0мария *********15:51:36
26/05/2015
0 +0−0Маша Купина13:59:30
26/05/2015
Да нет. Он обычный циничный коммерсант. Скандал - основа желтых СМИ.
До недавних пор слушала на Эхе последнюю интересную передачу - Наука в фокусе (после переформатирования она тоже стала непотребной), и наткнулась на сайте на интервью Александра Аузана, сразу же скачала, очень интересный, умный и интеллигентный человек. Дык Ларина с Дымарским этого милейшего человека довели до срыва, он их в открытую в сердцах отчитал, что сами задают вопросы, а ответить не дают.
В общем современное Эхо - шуму много, много троллинга, срача, а информации - ноль.
Скандал - основа желтых СМИ.(:wonder:) под этим подпишусь
0 +0−0riv and g15:47:05
26/05/2015
Эта "эха", рыжий, вся для чайников
0 +0−0лёлик казладоев15:46:20
26/05/2015
15 +16−1Алексей Курганов04:24:17
25/05/2015
Зато она невероятно красивая! До того красивая чтог меня от одного только её виду хохот разбирает.
да и Веня красавчик, нет слов!
0 +0−0Маша Купина14:03:07
26/05/2015
0 +0−0мария *********13:51:31
26/05/2015
я ж говорю, по нему ШИЗО плачет.
Ессессно, после ругани Аузана тут же оживление, мильен комментов, срач, но он ведь интересен не как воспитатель или санитар, а как экономист.
0 +0−0Маша Купина13:59:30
26/05/2015
0 +0−0мария *********13:51:31
26/05/2015
я ж говорю, по нему ШИЗО плачет.
Да нет. Он обычный циничный коммерсант. Скандал - основа желтых СМИ.
До недавних пор слушала на Эхе последнюю интересную передачу - Наука в фокусе (после переформатирования она тоже стала непотребной), и наткнулась на сайте на интервью Александра Аузана, сразу же скачала, очень интересный, умный и интеллигентный человек. Дык Ларина с Дымарским этого милейшего человека довели до срыва, он их в открытую в сердцах отчитал, что сами задают вопросы, а ответить не дают.
В общем современное Эхо - шуму много, много троллинга, срача, а информации - ноль.
0 +0−0Маша Купина13:52:46
26/05/2015
0 +0−0мария *********13:50:23
26/05/2015
И какой же выбор - что послушать? (:smile:) широчайший. Включайте интернет и выбирайте.
я не слушаю радио дома (зачем?), только на прогулке, или на даче. А в эфире одно лишь Эхо, ну кое где, с помехами, ловит Маяк...
0 +0−0мария *********13:51:31
26/05/2015
1 +2−1Маша Купина08:21:20
25/05/2015
К тому же Венедиктов давно уже делает ставку на недалеких хабалок, играющих в жанре хамства троллинга (и Рябцева тут далеко не самый запущенный экземпляр, всех собак на неё лишь за "критику" побратимов по популистскому клану), и тут можно понять степенного и корректного Крзуна. накипело, шоназываеца.
я ж говорю, по нему ШИЗО плачет.
0 +0−0мария *********13:50:23
26/05/2015
1 +2−1Маша Купина08:16:53
25/05/2015
//...теперь народ более выборочен в плане, что смотреть, кого слушать//

И какой же выбор - что послушать? У нас в городе, в областном центре, нет альтернативы в разговорном жанре. Так же и во многих других городах (за все не скажу, не была). Как привлечь уставшую и кинувшую унылое радио аудиторию? Устроить скандал и срач.

И какой же выбор - что послушать? (:smile:) широчайший. Включайте интернет и выбирайте.
0 +0−0Дмитрий Король07:39:20
26/05/2015
Интервью растерянного долбока.
0 +0−0Валерий Щербаков04:34:29
26/05/2015
Два лупатых дурноватых голубка. Особенно поражает на фото взгляд престарелого и давно не чесангного старого Донжуана Вени. Не ужели не признанная внебрачная дочь, на которую он смотрит как кролик на удава.
0 +0−0Василий Иванов03:48:21
26/05/2015
0 +0−0Ольга Петрова19:23:40
25/05/2015
А вот и нет) Просто лично у Вас нет другого опыта. Волатильность общественного мнения непредсказуема.
Опыта в чем? Что решает общественное мнение, если у хозяина сменились приоритеты, или если хозяин больше не хозяин?
0 +0−0николай денисов02:19:45
26/05/2015
0 +0−0Алексей Кошелев15:48:19
25/05/2015
Не вырезайте из контекста, сторонник методов российских СМИ. Он сказал, что не может запрещать своим оппонентам говорить, иначе он превратиться в тоталитарное СМИ.
А вы сторонник каких СМИ, позвольте полюбопытствовать? И чем вы лучше, если предпочитаете одну точку зрения, единственно верную на ваш взгляд?
0 +0−0Владимир Постников01:18:03
26/05/2015
0 +0−0MariaLeto22:46:09
25/05/2015
почему же "Идти некуда."? К себе идти, к себе.
Намекаете на возраст этой аудитории? О душе, мол, пора подумать? :))
Увы, для них новости - как наркотик. К себе - это когда совсем тошнит от окружающего мира.
0 +0−0Георгий Гахо01:17:06
26/05/2015
...ты не прав "Борис"! Венедиктов, тебе давно надо уходить! Ты не только разваливаешь радио, но и... сделал из нее "Эхо Тель - Авива!" И уже просто тошно - наглость, конечно, как говорят второе счастье, но... на долго ли!?
0 +0−0Владимир Постников01:15:09
26/05/2015
0 +0−0иркэ яруллова22:09:16
25/05/2015
Вот как раз старая аудитория еха вся уже свалила. Маргиналы и портянки ещё зудят...
Куда свалила, если не секрет?
0 +0−0николай синепупов23:01:19
25/05/2015
7 +8−1Иван Иванов13:35:09
25/05/2015
Валентин Гафт "Муха Москвы"

Муха бьётся о стекло -
Рядышком окно открыто.
Или муху припекло,
Или после менингита.

Ловко делает она
Агрессивные движенья.
Ей свобода не нужна -
Мухе надобно движенье!

Муха - "лекарь", муха - "врач"!
Яд - любимое лекарство!
Этим ядом передач
Муха "лечит" государство.

Муха "борется со злом",
Всё печётся о народе,
Погибая за стеклом
На жирнющем бутерброде.

Родилась она давно,
Ещё в том, ХХ веке,
Но любимое говно
Ищет в каждом человеке!
Почему с геометрической прогрессией ряды" Мух" из года в год жидеют! Новая популяция или .......личинки зашевелились от тепла уютного?
0 +0−0MariaLeto22:46:09
25/05/2015
7 +7−0Владимир Постников01:15:49
25/05/2015
Вот так! Всё, что я сегодня комментировал здесь на Ленте об этом конфликте - все подтвердил сам Венедиктов. Единственное, о чем упомянул я, но не упомянул Венедиктов, так это то, что он раб своей собственной идеологии. Но это-то как раз понятно.
Шума было много. У Венедиктова была еще одна возможность пропиариться.
А старая аудитория ЭХА никуда не денется. Идти некуда.
Корзун может еще сделать что-нибудь в Интернете для части старой аудитории. Но ему на это спонсор понадобится. Дождь? Он там не нужен. Другая радиостанция - исключено.
Очень может быть, что люди Путина через коммерческие структуры пристроят Корзуна в интернет-СМИ. Ну куда деваться честным и порядочным идеалистам от 50 и старше? Им тоже нужен клуб по интересам.
почему же "Идти некуда."? К себе идти, к себе.
0 +0−0Ёрс Трули22:41:20
25/05/2015
1 +1−0Rus Net09:19:09
25/05/2015
Мне кажется, что второе. Один из тех случаев, когда благие намерения ведут не совсем туда, куда хотелось бы хозяину ног...
К сожалению, в этом сценарии граница между "во благо" и простым предательством настолько тонка, что иногда её становится просто не видно. Можно считать, что интеллигенты, прогнувшиеся под советскую власть, спасали многовековую культуру для своего народа. А можно - что они создавали иллюзию "человеческого лица" на большевистской морде и продлевали жизнь режима, который уничтожал и культуру, и сам народ тоже.
Не завидую я российским журналистам...
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь