«Это не радио изменилось. Это Корзун изменился»

00:16 25/05/2015 Интернет и СМИ
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева
Алексей Венедиктов и Леся Рябцева

«Эхо Москвы» покинул основатель радиостанции Сергей Корзун. Поводом к увольнению послужили публикации на сайте «Эха» личного помощника главного редактора Леси Рябцевой, в которых она нелицеприятно высказалась об оппозиционерах. Рябцева и раньше привлекала к себе общественное внимание. В день похорон Бориса Немцова она отметилась шуткой про встречу в загробном мире Немцова и Новодворской. В апреле заявила в прямом эфире, что в России проживает восемь миллионов человек. По мнению Корзуна, радиостанцию постигла «смерть мозга», и «Эхо Москвы» перестало быть площадкой для умных и образованных людей. Что думает о происходящем главный редактор? Почему он не видит ничего плохого в присутствии Рябцевой на радио и не пытается возвратить Корзуна? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил Алексей Венедиктов.

«Лента.ру»: Уход Корзуна стал для вас неожиданностью?

Венедиктов: Мне досадно, что он ушел. Он мне позвонил неделю назад. Я сказал, что я по смс не увольняю. Мы встретились в субботу, минут сорок разговаривали. Я пытался его переубедить.

Сергей Львович на моей памяти уходил четыре раза с «Эха Москвы» на разные проекты и всегда возвращался. Я ему сказал: «Твое место тебя ждет. Пока я главный редактор, ты можешь делать все, что хочешь — плясать на моих костях, грозить кулаком. Ты создал это "Эхо", ты имеешь право в том числе и на ошибки». Но убедить мне его не удалось.

Почему именно Леся Рябцева оказалась камнем преткновения?

На самом деле я так и не понял настоящей причины его увольнения. Если тебе дают работать и ты работаешь, как хочешь, все свои передачи ты делаешь сам, на тебя работают продюсеры, если ты высказываешь свое мнение в программе и тебе никто не мешает — что такое? Не может на репутацию Корзуна влиять запись в блоге молодой журналистки. И он это знает.

Я пытался дорыться, в чем же дело. Дело не в Рябцевой, а в концептуальных противоречиях в понимании развития радиостанции.

С чем же не согласен ее основатель?

Я понял наше противоречие так. Сергей говорит: сохраняй базовую аудиторию, а я говорю: давай сохранять базовые принципы. А базовые принципы, и я ему об этом сказал в нашей беседе, это мнения, которые люди имеют право высказывать. Как ограничить? Что я должен сделать? Запретить высказываться Рябцевой, Фельгенгауэр, Плющеву запретить? Или членам «Единой России» или членам ЛДПР как гостям? Тогда что нас будет отличать от государственных СМИ?

Между базовой аудиторией и базовыми принципами свободы слова и свободы мнений я выбираю базовые принципы как приоритетные. А базовая аудитория или подстроится, или нет.

Но поводом все же послужили публикации Рябцевой на сайте. В редакции не только Корзуна возмущает то, что вы даете ей площадку. Особенно после поста об оппозиционерах.

Во-первых, на этот пост ей ответила Ира Воробьева, которая точно так же, как Леся, позвонила мне и сказала, что хочет ответить. Я сказал ей: «Ты отвечаешь по существу, а не по личности». Это был достойный ответ, он был опубликован на сайте. Не о том, что «тебе без году неделя» или «молодая, несовершеннолетняя». Вот такие вещи я, конечно, не пропускаю ни в каком направлении. А если бы она была совершеннолетней, то, значит, можно было бы ей это писать?

Ира ответила, у них нормальная дискуссия состоялась. И это не первая дискуссия между сотрудниками «Эха Москвы». У меня была публичная дискуссия в блогах со мной и моим заместителем Бунтманом по поводу миротворцев, у меня была публичная дискуссия с Корзуном по поводу комментариев на сайте. Я не вижу здесь ничего необычного. Это банальная ситуация, поэтому реакция Корзуна неадекватна, на мой взгляд.

Критикуют не за возраст, а за непрофессионализм, который вы санкционируете.

Вопросы о профессионализме на «Эхе Москвы» решает один человек по закону о СМИ — главный редактор. Именно он считает, кто профессионален, а кто нет, и допускает до эфира. Я много слышу, например, о непрофессионализме Тани Фельгенгауэр, много слышал о непрофессионализме Тони Самсоновой, и слушатели, и коллеги говорят о непрофессионализме Ильи Рождественского или Алексея Голубева. Пусть говорят.

Леся Рябцева профессионал?

Леся Рябцева профессионал, так же, как любой журналист, который допущен к эфиру. Но нет предела совершенству. Рябцева — молодой журналист. Ей много есть чему учиться. Научиться можно только, если ты выходишь в эфир. На кошечках учиться невозможно. Я вас уверяю, что Лесины эфиры и не Лесины эфиры, мы подробно разбираем. Они от меня уходят в стрессе часто. Это моя работа, тупая рутинная работа. И Леся отнюдь не исключение и не самая главная эфирная проблема. Ко мне каждый день приходят и говорят: «Ты слышал, как он вел эфир? Ты слышал, что он Луну с Солнцем перепутал?» Поэтому я не очень понимаю, откуда столько внимания одному журналисту. У меня очень много других достойных провокационных журналистов. Почему-то к ним внимание меньше.

Вероятно, из-за ее непрозрачных намеков на то, что она оказывает на вас чрезмерное влияние. Вас, кстати, не смущают ее заявления на грани личного? Например, про джойстик, которым она управляет вами под столом?

Ну бывает, неловко пошутила. Смущает, конечно, и я ей об этом говорю, когда это меня реально смущает. Но ведь она не одна. Я вам напомню про твит Плющева, который чуть не привел к закрытию радиостанции и моему увольнению. Твит тоже неловкий, с моей точки зрения. Это и есть вопрос про соцсети. И я как главный редактор должен это менеджировать. Я отстоял устав станции, отстоял журналиста. И в этой истории я буду отстаивать журналиста, и в следующей. Потому что я-то с ними разговариваю, этого же никто не видит. Но это не значит, что я должен немедленно увольнять, штрафовать, затыкать рот, бить по рукам!

О существовании вашей помощницы узнали как раз во время ситуации с Плющевым. Почему вы именно ее выбрали для ретрансляции своей позиции?

Кризис вокруг Плющева вывел ее на роль споуксмена «Эха». Я все время был в переговорах с Михаилом Юрьевичем (Лесиным, бывшим председателем правления «Газпром Медиа», —прим. «Ленты.ру»). Кто-то должен был быть споуксменом. И им стала Леся как моя помощница, которая принимала участие во многих переговорах, а иногда и просто сидела в приемной и ждала, пока меня уволят. Она первая получала информацию и первая ее распространяла. Ну да, споуксмен, все споуксмены цитируются больше, чем собственно шефы.

Вы согласны с обвинениями в том, что вы жертвуете репутацией радиостанции в обмен на рейтинги, которые приносит Рябцева?

Ущерб чему? У каждого есть свое «Эхо Москвы». Некоторые считают «Эхо» оппозиционной радиостанцией и поэтому говорят, что появление таких журналистов, как Голубев, Осин, таких гостей, как Шевченко, наносит репутационный ущерб. Спрашивают: «Вы зачем повесили речь президента Путина на сайт? Это репутационный ущерб "Эху Москвы!"» Это вещи, которые ощутимы среди каждой страты аудитории.

Я считаю, что больше всего ущерба нанес, уходя, Корзун. И своей публикацией, и даже без нее. Он об этом не подумал. Словами о том, что, мол, «Эхо» умерло. У мертвых нет ущерба репутации. С точки зрения Корзуна и людей, его поддерживающих, все закончилось. О каком ущербе тогда может идти речь?

Я, наоборот, считаю, что главная репутационная составляющая «Эха Москвы», в отличие от очень многих медиа, в том, что здесь есть свобода мнения, есть площадка для дискуссий, в том числе и для журналистов. Я эту площадку сужать не намерен. Так было при Корзуне. Это не радио изменилось, это Корзун изменился. Мы же остались на принципах.

Вы довольны тем, как сейчас развивается радиостанция?

Конечно, я не доволен. Изменилось время, изменились информационные потоки, возникли соцсети, с которыми я пока не понимаю, как конкурировать, омолодилась аудитория, поднялась агрессивность из-за украинской войны. Наши слушатели вовлечены в то, что происходит за рамками «Эха», за рамками их жизни с «Эхом». Мы же не в стеклянном замке живем. И они предъявляют к нам другие требования, часто завышенные. Одни мне говорят: «Вот вы деградируете». На что я им отвечаю: «Нет, это вы стареете».

А Рябцева нужна вам, чтобы нарастить популярность в соцсетях.

Конечно, это ее главная работа. Я ставлю перед ней эту задачу и именно поэтому месяц назад я назначил ее заместителем главреда сайта «Эха Москвы» по представлению его главного редактора. Потому что он понял, что мы отстали, а Леся знает. И мы пошли в сторону интернета. И неделю назад она практически отказалась от всех эфиров. Она отдала свою программу про благотворительность Ире Воробьевой, она сама отдала «Одну», отдала линейки «Особого мнения». У нее остался только «Сбитый фокус» и «Особое мнение» раз в неделю. За неделю до этого она отказалась, в блоге об этом написала. Но нет — надо же было это устроить. Этого якобы не заметили.

Базовая аудитория, о которой говорит Корзун, действительно отбивается?

Зато приходит молодежь. Очень много молодежи нас слушает. У них другие требования. И когда мне Корзун говорит о том, что мы должны делать радио для умных и интеллигентных, возникает вопрос, а кто будет определять, кто эти умные и интеллигентные — ты? А как ты это будешь определять? Ставить больше программ про науку? Про ядерную физику? Или мы делаем радио для оппозиции, потому что там умные и интеллигентные, а 85 процентов — это непонятно кто? Так не будет. Мы масс-медиа, мы делаем для всех. Кто захочет, тот пусть и слушает.

Вы вообще стремитесь к тому, чтобы сохранить коллектив? Воспринимаете критику журналистов в адрес своих же коллег?

Есть несогласие с тем, что делает Голубев, несогласие с тем, что делает Осин. Те, кто не согласны, могут уйти. Или переизбрать главного редактора, который определяет информационную политику. Всегда есть цивилизованные выходы. Корзун предпочел уйти. Но если часть коллектива обратится в «Газпром-Медиа» с просьбой инициировать совет директоров по моему отстранению — это их право.

Я сижу и думаю не о том, что кто-то ушел или что там Леся написала или заявила в очередной раз, а о том, как соцсети интегрировать. Сайт «Эха Москвы» был первым в России сайтом традиционного медиа. Все уже забыли об этом. Мы и сейчас должны быть первыми, интегрируя соцсети. Вот это вызовы и задачи, а не эта вся фигня, которая вокруг разворачивается. Поэтому я ему (Корзуну —прим. «Ленты.ру») и сказал: «Сережа, ты не отнимай у меня время. Ты пришел — пришел. Ушел — уходи». Для меня существуют вызовы другие, более глобальные.

Беседовала Светлана Поворазнюк

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(175):

123 4 567 ... +1
1 +2−1Peter Asket13:08:48
25/05/2015
Я бы рекомендовал Венедиктову постричься, побриться и вставить зубы. Ну негоже светочу демократии ходить с гнилыми зубами, торчащими вразнобой. А Рябцевой срочно нужно найти хорошего мужика. Может тогда и подобреет.
1 +1−0Владимир Хабаров12:54:48
25/05/2015
у девушки на фото синдром Дауна ?
1 +1−0Синее Небо12:26:12
25/05/2015
0 +1−1 Николай Кузнецов07:30:13
25/05/2015
Этих либерастов Венедиктов и К давно пора на помойку
Без него исчезнет миф о пятой колонне, все взоры обратятся к всевидящему оку того кого нельзя называть вслух. Ведь именно он назначает ворующих министров обороны, тупых дегенератов на посты в правительстве, он назначает губернаторов, сделавших 20 регионов России банкротами, а себя миллиардерами.
Пятая колонна - самая главная святыня либералов, быдла и "патриотов" в кавычках России.
Венчик на зарплатке Газпрома отрабатывает легенду. Без него кирдык.
1 +1−0Сеператист Анархистов11:35:33
25/05/2015
2 +2−0Сезонный Обострений11:16:59
25/05/2015
Пока не могу. Услышав голос Шендеровича или Пархоменка и прочих бесов, сразу сблюю. А оно мне надо?
А я блюю от Шевченко. Ну. вот так вся заблёванная радиостанция.
1 +1−0Сеператист Анархистов11:14:34
25/05/2015
В принципе, по большому счёту, - да фиг с ними! Пусть хоть "Радио Радонеж" из него сделают.
Коротковолновый приёмник я давно уже достал, хорошо работает. И никакой Роскомнадзор, Володин, ипперская дрянь всякая ему не указ.
Работает.

1 +1−0Сезонный Обострений10:51:35
25/05/2015
0 +0−0Сеператист Анархистов10:47:54
25/05/2015
Как в своё время сказал один очень умный медийщик по поводу, правда, бумажных СМИ: "Газета - это не почтовый ящик". Пятьь минут мнения Лимонова - пять минут мнение Каспарова. так, что ли?
У каждого СМИ - своя целевая аудитория. Я случаю Rock FM, а если там начнёт появляться какая-нибудь гадость с "Шансона", оправдывая это "расширением аудитории" - уйду. Или радиостанцию подожгу за предательство.
То же самое с "ЭМ".
Так уходите. На вас всем чихать. Придут другие слушатели. Я вот выпал из ЦА Эха в 90-ые. С моей точки зрения они несли чушь. Но всем же пофиг. А если сейчас на Эхе появится что-то кроме откровенной либерастии, может буду их слушать.
1 +1−0Rvmk Rvmkai10:24:07
25/05/2015
Была катя-муму,теперь леся му-му.Контора работает,а веник старый чудак на букву м.
1 +1−0grigory09:55:50
25/05/2015
Кто все эти люди?
1 +1−0Rus Net09:19:09
25/05/2015
11 +12−1Ёрс Трули03:06:53
25/05/2015
Венедиктов лукавит. Он говорит о плюрализме среди гостей Эха. Но это совсем не относится к тому, когда неизвестно откуда выползшая девчонка, годная только на управление "джойстиками" под столом, начинает составлять кодекс поведения журналиста в соц сетях. И колонка "споуксмена" главного редактора - это не то же, что высказывание гостей в эфире.
Могу представить два объяснения: 1. Венедиктов полностью прогнулся. Такое бывало. Уйти по-немцовски ему не хочется. А шансы есть. Жива ещё народная память о том, как всякие радеки, потешавшиеся над недалёким Кобой, потом пели ему дифирамбы. Правда, от пули это их всё равно не спасло.
2. Венедиктов думает, что он повторяет судьбу Иосифа Флавия и других подобных личностей, которые пошли на компромисс или даже предательство вместо верной гибели, чтобы перенести через чёрное время хоть часть правды. Не для себя, так для потомков. Может думает, что лучше сохранить последнюю радиостанцию, где путинская пропаганда займёт не все 100 процентов эфира (а только 90). Наверно, при таком сценарии Леся ему даже полезна: разительный контраст с адекватными журналистами.
В общем-то, ситуация, как с Лентой...
Мне кажется, что второе. Один из тех случаев, когда благие намерения ведут не совсем туда, куда хотелось бы хозяину ног...
1 +3−2Поджог Сараев09:15:07
25/05/2015
давно пора захлопнуть этот крысятник
1 +2−1Paul Bouckhta09:02:15
25/05/2015
Эту заросшую падаль, венедиктова - вон из страны!
1 +1−0Сообщество Будущее08:32:09
25/05/2015
Судя по всему именно по это й причине он и ушел.
"Поэтому я ему (Корзуну — прим. «Ленты.ру») и сказал: «Сережа, ты не отнимай у меня время. Ты пришел — пришел. Ушел — уходи». Для меня существуют вызовы другие, более глобальные."
1 +2−1Bash-Na-Bash Srepetuev08:23:16
25/05/2015
Веня, ну прими уже дельные советы по имиджу! А то так и будешь сосать жалкие гранты и иметь аудиторию меньше, чем у какого-нибудь Кекс FM.
1. Забрей черепушку и отрасти бороду как у Бен Ладена;
2. Начинай передачу со слов:
"Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-‘алямин.
Ар-рахманир-рахим.
Мялики яумид-дин.
Иййакя на’буду ва иййакя наста’ин.
Ихдинас-сыраталь-мустакым."
3. После положенного намаза начинай хаять Россию призывая на ее голову все беды и клеймя главным шайтаном планеты...
Вот тогда тебе аудитория обеспечена и не забудь погромче провести пиар компанию о смене веры(:smile:)
1 +2−1Маша Купина08:21:20
25/05/2015
4 +4−0мария *********07:48:23
25/05/2015
Чем больше шуму, тем выше рейтинги и дороже реклама. Иных рациональных мотивов не вижу(:smile:) Абсолютно верно. Эхо хорошо плыло на волнах 90х, теперь народ более выборочен в плане, что смотреть, кого слушать, что почитать. Эхо Москвы - скандальное мероприятие, захлебнувшееся в собственных амбициях.
К тому же Венедиктов давно уже делает ставку на недалеких хабалок, играющих в жанре хамства троллинга (и Рябцева тут далеко не самый запущенный экземпляр, всех собак на неё лишь за "критику" побратимов по популистскому клану), и тут можно понять степенного и корректного Крзуна. накипело, шоназываеца.
1 +2−1Маша Купина08:16:53
25/05/2015
4 +4−0мария *********07:48:23
25/05/2015
Чем больше шуму, тем выше рейтинги и дороже реклама. Иных рациональных мотивов не вижу(:smile:) Абсолютно верно. Эхо хорошо плыло на волнах 90х, теперь народ более выборочен в плане, что смотреть, кого слушать, что почитать. Эхо Москвы - скандальное мероприятие, захлебнувшееся в собственных амбициях.
//...теперь народ более выборочен в плане, что смотреть, кого слушать//

И какой же выбор - что послушать? У нас в городе, в областном центре, нет альтернативы в разговорном жанре. Так же и во многих других городах (за все не скажу, не была). Как привлечь уставшую и кинувшую унылое радио аудиторию? Устроить скандал и срач.

1 +2−1Александр Хачатуров08:12:29
25/05/2015
1 +3−2Michael Rozhdestvensky08:03:23
25/05/2015
Странно мне немного то, что на словах (которые Эхи о себе говорят) они такие хорошие и правильные, всем прям дают высказаться, всячески в правильную сторону отличаются от прочих российских СМИ, а на деле (то есть на словах которые они говорят о жизни и о новостях) - чисто подрывная контора, сплошной негатив и откровенный срач в собственном доме, без единственной позитивной идеи и без всякой надежды для страны на светлый день и достойное будущее.
Как вот такое получается - можете объяснить?..
Кто бы мне объяснил написаное вами...
1 +3−2Michael Rozhdestvensky08:03:23
25/05/2015
Странно мне немного то, что на словах (которые Эхи о себе говорят) они такие хорошие и правильные, всем прям дают высказаться, всячески в правильную сторону отличаются от прочих российских СМИ, а на деле (то есть на словах которые они говорят о жизни и о новостях) - чисто подрывная контора, сплошной негатив и откровенный срач в собственном доме, без единственной позитивной идеи и без всякой надежды для страны на светлый день и достойное будущее.
Как вот такое получается - можете объяснить?..
0 +0−0слава кукарине10:15:06
27/05/2015
-1 +0−1иркэ яруллова22:05:06
25/05/2015
Ну так шансон ещё работает, ваши все там, ну на Лайф ньюз есчё.
Прости, либерасточка, но мы люди культурные, Йэхо петушни и шансон не слушаем, лайф ньюс не смотрим, предпочитаем старый рок и хардстайл, а смотрим хорошее кино. Но ты продолжай кукарекать, может, твой любимый леша анальный тебя пристроит штатной шкурой на "лождь".
0 +0−0Маша Купина09:20:37
27/05/2015
0 +0−0мария *********07:09:06
27/05/2015
аудиокниги....весьма неплохо. Главное, не зацикливаться на одном.
Не буду) Разгребу работу, схожу проверю, куда это Вы меня сослали, что за NM такая) Спасибо за наводку.
0 +0−0мария *********07:09:06
27/05/2015
1 +1−0Маша Купина15:56:31
26/05/2015
ТВ не смотрю, телек сплавила на родительскую дачу) А насчет музыки... знаете, в детстве я ходила в музыкальную школу... два раза)) Дочу хватило на дольше, пару месяцев ходила, не меломаны мы.
На прогулках и на даче развлекаюсь аудиокнигами)
аудиокниги....весьма неплохо. Главное, не зацикливаться на одном.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь