Большая чеченская свадьба

12:51 13/05/2015 Россия
Нажуд Гучигов и Рамзан Кадыров
Нажуд Гучигов и Рамзан Кадыров
Походу, российские законы Рамзану не указ.

В начале мая российские СМИ и блогосфера активно обсуждали историю 17-летней Луизы Гойлабиевой из чеченского села Байтарки, которую якобы против ее воли выдавали замуж за высокопоставленного силовика на шестом десятке. По слухам, девушка вопреки российским законам должна была стать второй женой. По мере того как эта новость обрастала подробностями, выяснялось, что невесту вроде как никто к браку не принуждал, да и жених не так стар, как о нем говорили. Более того, оказалось, что ни глава республики Рамзан Кадыров, ни даже уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, известный своей бескомпромиссностью в защите детских прав, не видят никаких проблем для бракосочетания.

Суть событий

О скорой свадьбе Луизы Гойлабиевой первой рассказала журналист «Новой газеты» Елена Милашина. По ее словам, за помощью к ней обратились родственники Хеды (так девушку называют в семье). Они сообщили, что 57-летний (по другой версии ему 46 лет) начальник Ножай-Юртовского РОВД Нажуд Гучигов захотел взять Луизу второй женой. Сперва родители наотрез отказались выдавать за него дочь. Однако Гучигов якобы выставил посты по всему селу, чтобы девушку не увезли за пределы республики.

Елена Милашина утверждает, что Гойлабиева действительно собиралась выйти замуж, но за другого — за молодого человека, с которым она встречалась в последнее время. В качестве подтверждения этой версии она ссылается на обращение сестры Луизы к Рамзану Кадырову. В послании говорится, что и сама невеста и члены ее семьи против неравного брака, и просят главу республики заступиться за честь юной девушки, приглянувшейся влиятельному старику.

По словам Милашиной, новость о сватовстве Гучигова вызвала большой резонанс в селе, но в открытый конфликт ситуация не переросла. Мол, слишком очевидна расстановка сил, а исход такого противостояния известен заранее: никто не пойдет против главного полицейского Ножай-Юртовского района. Тем не менее благодаря скандалу, вызванному публикацией, свадьбу, назначенную на 2 мая, отменили.

Что говорит закон

На 2 мая свадьба была назначена не случайно. По российскому законодательству в исключительных случаях (например, беременность невесты) брак возможен с 16 лет с согласия местных органов власти. Однако, как разъяснил депутат Госдумы от Чечни Шамсаил Саралиев, в республике минимальный возраст вступления в брак поднят до 17 лет. Это связано с жесткой позицией Рамзана Кадырова, решившего прекратить практику браков с несовершеннолетними. Луизе исполнилось 17 лет как раз 1 мая.

По некоторым данным, Гучигов собирался взять Луизу в качестве второй жены. Этот исламский обычай широко распространен в Чечне, хотя официально такой брак оформить невозможно. Конституция России, Семейный кодекс и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» не признают семей с тремя и более супругами. Впрочем, уголовной ответственности за многоженство тоже не предусмотрено. Взрослые люди вправе сами решать, с кем и как устраивать свою семейную жизнь. Вот только по российским законам Луиза еще не взрослая. Если верить сообщениям СМИ, то получалось, что Гучигов просто берет несовершеннолетнюю в сожительницы.

Как отреагировали власти

Сам Нажуд Гучигов информацию о своей скорой свадьбе решительно опроверг, как и все обвинения в попытках принудить кого-либо к замужеству. О запрете на брак с несовершеннолетними в Чечне Гучигов тоже осведомлен. «Я знаю про запрет Рамзана Кадырова. Как можно его нарушать? О какой второй жене вы говорите? Вот прямо со мной тут моя первая и единственная жена, которую я очень люблю, с которой прожил всю жизнь! Никакой Хеды я не знаю и никакой свадьбы 2 мая не планирую», — заявил Гучигов.

Информацию о скандальной свадьбе опроверг и уполномоченный по правам детей в Чеченской Республике Хамзат Хирахматов. Он сообщил, что отправил в Байтарки своих помощников, и те не подтвердили информацию Милашиной. «Они в этом селе общались с этой девушкой. На мой взгляд, это чей-то заказ в адрес начальника РОВД. Смеются даже, никаких фактов нет, никто не собирается выходить замуж, девушка окончила школу и сейчас готовится к экзаменам», — сказал Хирахматов.

Интриги неожиданно добавил глава республики Рамзан Кадыров, дезавуировав, по сути, заявления Гучигова и Хирахматова. Местный телеканал «Вайнах» показал сюжет, в котором глава Чечни подтверждает предстоящее бракосочетание. «Я лично послал людей узнать, согласна она (Луиза —прим. «Ленты.ру») или нет. И ее мать сказала, что девочка согласна! И дедушка по отцу дал слово и согласие! И все завершено по этому вопросу! Так говорят они! Я отправил самого доверенного человека, и мы привели к разъяснительному разговору».

При этом Кадыров никак не прокомментировал факт нарушения его же запрета на брак с несовершеннолетними. Как и то, что «жених» уже женат.

Что рассказала невеста и ее родственники

Утром 12 мая LifeNews распространил заявление самой Луизы Гойлабиевой. Как оказалось, и девушка, и ее семья вовсе не против свадьбы и планируют сыграть ее в ближайший месяц.

«Он хороший человек… Мужественный, надежный», — отвечает Луиза на вопросы о том, почему она решила выйти замуж за того, кто намного ее старше. Разница в возрасте ее не смущает. По словам Луизы, с Нажудом Гучиговым она общается уже около года. Отвергла за это время ухаживания нескольких молодых людей, а на предложение Гучигова согласилась.

Как выяснилось, начальник Ножай-Юртовского РОВД охранял школу, в которой Луиза год назад сдавала выпускные экзамены. Познакомившись, Луиза и Нажуд стали общаться по телефону, а спустя год он посватался и назначил дату свадьбы.

Дядя юной невесты Нуради Гойлабиев рассказал, что когда люди Гучигова приехали свататься, он и другие родственники спрашивали согласия у Луизы и у ее матери. «Если они дадут согласие, мы слово дадим. Если нет согласия — нет, — говорит дядя. — Мы спросили у девушки, у матери. Они согласны. И мы дали ответ — мы согласны».

В беседе с девушкой и ее родственниками журналисты не поднимали тему двоеженства. Однако из последней фразы Луизы можно понять, что, по ее мнению, Гучигов разведен.

Что сделал детский омбудсмен

Уполномоченный при президенте по правам ребенка Павел Астахов от личных комментариев уклонился. В его пресс-службе это объяснили сильной занятостью и заявили, что омбудсмен не получал соответствующих обращений. «Официальных обращений от девушки, ее родителей или близких не было. У нас "насильно не защищают", — пояснили в пресс-службе. — В РФ вступление в брак возможно только добровольно. Об этом спрашивают при регистрации брака». Тот факт, что брак со второй женой заключается без официальной регистрации, представителей Астахова не смутил.

Сам омбудсмен позже прокомментировал события в Байтарки в своем Instagram. «К сожалению и в случае с "чеченской невестой" ряд фактов был искажен, — написал он. — Но главное, ни родители (которые являются законными представителями девушки), ни она сама, ни другие родственники не обращались за помощью и не подтвердили растиражированных данных о "принуждении, насилии, нарушении прав" несовершеннолетней».

То, что несовершеннолетняя девушка становится второй женой, пусть и без принуждения, омбудсмен оставил без комментариев.

Фото опубликовано Павел Астахов (@rfdeti)

Как отреагировали другие правозащитники

В адрес Павла Астахова прозвучала критика. В частности, зампред комитета по конституционному законодательству Совета федерации Константин Добрынин напомнил омбудсмену, что «его прямая обязанность — не ждать у моря погоды, а реагировать на сообщения СМИ, выезжать в регион и разбираться на месте, нарушаются там права несовершеннолетней или нет».

Он также подверг сомнению тезис «насильно не защищают», указав на статью 38 Конституции, в которой говорится, что материнство и детство находятся под защитой государства. Поэтому основаниями для принятия мер, по мнению Добрынина, нужно считать не только жалобы потерпевшего, но и другую информацию о нарушениях прав и свобод граждан, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Добрынин указал на то, что в Чечне, как и в остальной России, многоженство запрещено. Следовательно, второй брак Гучигова возможен лишь после завершения первого, то есть после развода. «Вообще хотелось бы напомнить, что у нас семейное законодательство не региональное, а федеральное. И вопросы морального облика господина Гучигова здесь ни при чем, в России есть закон, который все должны и будут соблюдать», — заявил сенатор.

Глава СПЧ Михаил Федотов обратился в Генеральную прокуратуру. По его мнению, двоеженство в России — преступление. «На мой взгляд, это тема не для комментария правозащитника, а для мер прокурорского реагирования», — сказал Федотов.

Уполномоченный по правам человека Элла Памфилова, в свою очередь, обратилась за разъяснениями к руководству Чечни.

По мнению члена СПЧ, главного эксперта правозащитной организации «Юристы за конституционные права и свободы» Аниты Соболевой, государство должно в полной мере защищать права несовершеннолетних, не перекладывая ответственность исключительно на родителей. По ее словам, порой действия родителей или их бездействие нарушают права детей. «Мы не знаем, каким образом было получено согласие этой девушки, и было ли оно, — говорит Соболева. — Мы знаем, что родители могут манипулировать ребенком, объясняя, что ее отказ сильно осложнит жизнь всей семье. Девушка в таком случае становится заложником ситуации, и ее согласие нельзя считать добровольным».

Даже если предположить, что Луиза и Нажуд действительно испытывают взаимные чувства, это все равно не оправдывает ранний брак. По мнению Соболевой, ничто не мешает возлюбленным встречаться, как и раньше, а по достижении совершеннолетия оформить брак официально. «По законодательству возраст вступления в брак снижается лишь при исключительных обстоятельствах, — поясняет правозащитник. — Как правило, под этим подразумевается беременность. По крайней мере, иных обстоятельств мне не известно. Судебная практика здесь складывается однозначно. В данном случае, насколько мы знаем, о таких обстоятельствах речь не идет».

Особую тревогу, по словам Соболевой, вызывает то, что девушке, по сути, предлагают не замужество, а сожительство, из которого не вытекает никаких имущественных и наследственных прав. «Гучигов женат, и нет никакой информации о том, что он развелся или собирается это сделать в ближайшее время, — говорит Соболева. — Несовершеннолетнюю берут в сожительницы, и я не удивлюсь, если через какое-то время ее вернут родителям. Таких случаев достаточно много. Зачастую под видом мусульманских обычаев скрывается банальное желание потешиться с несовершеннолетней девочкой. У такого "мужа" нет никаких обязательств перед второй женой, и ее права никак не защищены законом».

Анита Соболева совершенно не согласна с позицией Астахова, Кадырова и других официальных лиц, которые обходят в своих комментариях тему многоженства или браков с несовершеннолетними. «Таким образом нас пытаются приучить к мысли, что это нормально, хотя на самом деле это всего лишь способ взять себе наложницу. Это ненормально», — подытоживает эксперт.

Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(484):

1 234 ... +1
76 +82−6Сергей Исаков13:15:05
13/05/2015
Комментарий удалён.
Походу, российские законы Рамзану не указ.
64 +68−4Shamil Turkav13:47:49
13/05/2015
Комментарий удалён.
марионетка астахов..
у власти в россии - свобода, для остальных закон..
60 +63−3Stealight13:18:31
13/05/2015
Комментарий удалён.
Я не удивлен. У меня Астахов никогда с "защитником детей" не ассоциировался, ибо косяки в этом плане за ним водились. Далее. Основная религия там какая ? То-то же. Там никто и не пикнет. Не стоит забывать, что там не Москва. Бежать то некуда, а отловить труда не стоит. Все это прекрасно понимают.
P.S. Астахов-то просто кукла.
57 +58−1nikitos6414:37:48
13/05/2015
Комментарий удалён.
Лучше бы Нажуд Гучигов женился на несовершеннолетних дочерях Кадырова. Или на самом Рамзесе Кадырове.
57 +65−8Alexander Rokov13:02:38
13/05/2015
В Чечне давно уже не действуют российские законы. За что вообще были две чеченские войны, уже не особо понятно. Мы лишь платим Чечне бабло, а живёт она по своим законам и обычаям.
50 +57−7Alexander Rokov13:31:03
13/05/2015
-31 +6−37Stealight13:21:06
13/05/2015
Так за это и платят. Вон, америкосы уже бабла заслали, таким вот Роковым.
То есть, возмущаться изложенным в статье могут только наймиты Госдепа, а обычным гражданам России очень нравятся и многожёнство в Чечне, и то, что 46-летний женится гражданским браком с 17-летней, и ложь чеченских властей, и беззубость российских официальных лиц? Верно?
49 +53−4Василий Пупкин13:34:44
13/05/2015
Комментарий удалён.
а ещё на Северном Кавказе было принято не работать, а жить грабежом, разбоем и работорговлей. Эти обычаи тоже нужно уважать?
40 +43−3Alexander Rokov13:34:07
13/05/2015
Комментарий удалён.
То есть, на российские законы можно срать, и на нормы морали, принятые у большинства граждан России, тоже можно плевать?
34 +36−2СЕРГЕЙ МИЛЁШИН14:37:51
13/05/2015
3 +17−14Св. Валентин13:36:19
13/05/2015
красаучик, а эти провазашитники со своей толерастией пусть идут на три буквы.
Зато геев осуждаем_жанжа позорная
34 +36−2Alexander Rokov13:35:39
13/05/2015
-39 +2−41Stealight13:34:20
13/05/2015
Ты целку из себя не строй. Будь ты "интеллектуальным оппозиционером", все тобою сказанное было бы абсолютно верным. Но ты не из них. Говоря более простым языком, ты не тот кто заботится о благе страны, ты просто неудачник который ищет причину своих неудач. Не более.
Зафиксирован переход на флуд, отказ от обсуждения темы и перевод стрелок на личность.

Думаю, что даже ты сам понимаешь, какое ты тупое, глупейшее трепло.
30 +39−9Титов Вячеслав13:32:30
13/05/2015
76 +82−6Сергей Исаков13:15:05
13/05/2015
Походу, российские законы Рамзану не указ.
Зачем так сразу, просто высокопоставленный захотел что бы в собственном распоряжении появились узкие молоденькие губки
30 +33−3Stealight13:29:57
13/05/2015
-15 +5−20Миша Фолдер13:27:57
13/05/2015
Ну у них на кавказе так принято, ещё с приключений Шурика... Как-то смотрели все фильм про это дело, но как-то никого не оскорбл*ло ничего, а тут вдруг завелись с подачи правозащитников... Видать не зря проплатили.
Если мне не изменяет память, это комедия. И какое отношение имеет комедийный фильм к принуждению к сексу несовершеннолетней, я понять не могу.
28 +28−0sergey15:29:15
13/05/2015
76 +82−6Сергей Исаков13:15:05
13/05/2015
Походу, российские законы Рамзану не указ.
Рамзану на все пох... Астахов порадовал -насильно детей он защищать не будет ,а допускать насильное замужество ща старика будет ... Вообщем как сказал один уважаемый человек все эти правозащитники искренне любят только деньги ...

Чечня не россия если родителям пообещали деньги или перезанное горло то вариантов не так уж много , девушка судя по всему решила не хоронить своих родителей ...
28 +30−2Ivan Zhigalov13:02:44
13/05/2015
Так скоро и до права первой брачной ночи дойдет...
25 +28−3Ivan Zhigalov13:45:14
13/05/2015
Комментарий удалён.
Ну так в некоторых народах принято людей есть, и что?!
23 +24−1Валера Адерихо14:05:05
13/05/2015
Комментарий удалён.
А законы для чего и кого? А элементарное право каждого человека самому определить свою судьбу, а не покорно принимать обычаи и просто самое главное человеческое чувство - любовь? Так что не гоните вы своё угодничество здесь всем прихотям путинских избранников.
23 +24−1Annar Hiid13:14:53
13/05/2015
> известный своей бескомпромисностью в защите детских прав
Он правда именно этим известен?
22 +27−5Alexander Rokov13:17:23
13/05/2015
-16 +7−23Sergei Pilgrim13:08:52
13/05/2015
тебя путин везде преследует, он даже спит с твоей женой. уймись троль
Путин, если ты забыл - президент России. И вот за то, что описано в статье, ОН ответственен.Это понимают все, кроме платных провластных ботов, типа тебя.
21 +22−1михаил золотов15:08:33
13/05/2015
-27 +5−32Св. Валентин14:42:18
13/05/2015
одноженство это мракобесие чистой воды, ничто настоящему мужчине не мешает иметь несколько жен, а рвать пердаки это уже совсем не только аморально, но и не естественно.
Никто не заметил что интервью склеено из нескольких отрывков?
Вообще не ясно о ком она говорит когда речь идет о свадьбе.
Я уверен что ее мнение извратили до наоборот
21 +23−2Валера Адерихо14:14:21
13/05/2015
-21 +1−22Миша Фолдер14:10:31
13/05/2015
Ты понимаешь, что народы разные? Чеченец и русский - разные по национальности народы? Или до тебя не доходит, что такое многонациональность, и как это работает вообще?
А ты понимаешь, что если ты осознанно принимаешь гражданство какой-либо страны, то независимо от твоего вероисповедания, личных привычек и обычаев твоего рода, ты принимаешь на себя обязательства следовать законам и правилам этой страны? И в правовом государстве за этим строго следят все его институты.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь