Символ врага

16:38 08/05/2015 Бывший СССР
Символ врага
Объясните кто-нибудь депутатам Рады, что ВМВ закончилась не 8 мая, а 2 сентября...

Сегодня, 8 мая, на Украине отмечают День памяти и примирения. Верховная Рада созвала специальное торжественное заседание, как особо отмечается, «по случаю 70-й годовщины победы над нацизмом в Европе и завершения Второй мировой войны». Помимо настоящих ветеранов в сессионном зале украинского парламента присутствуют участники АТО (антитеррористической операции — так в Киеве называют гражданскую войну в Донбассе). Георгиевская лента на Украине фактически запрещена (пусть и не вполне официально). «Лента.ру» попыталась разобраться, как и зачем украинские власти борются с Великой Отечественной войной.

Одна из главных тенденций украинской политики последних месяцев — попытка уйти от советских символов, основным из которых в Киеве считают память о победе в Великой Отечественной войне. Стремление Украины стать европейским государством отразилось, в первую очередь, на трактовке новейшей истории. Новые киевские власти пошли по пути прибалтийских государств, полностью отрицающих освободительную роль СССР и не считающих День Победы праздником в принципе.

Накануне вновь отличился своими историческими познаниями премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Он начал «играть в европейца» еще в ходе январского визита в Германию, где в интервью немецкому телеканалу поведал о наступлении советских войск на Украину и Германию. Теперь глава украинского правительства назвал День Победы «70-летием завершения Второй мировой войны». И вряд ли это просто оговорка.

Переписывание истории Великой Отечественной войны — околонаучная европейская тенденция последних лет. Роль Советского Союза максимально нивелируется, и едва ли не центральным событием войны объявляется не Сталинградская битва, а высадка союзных войск в Нормандии. Именно в этой информационной парадигме и стараются действовать украинские власти.

Дело не просто в попытке отказа от термина «Великая Отечественная война» (как это на вполне официальном уровне сделала Верховная Рада), но и в его экстраполировании на современные события. В этой терминологической гонке отметился даже президент Украины Петр Порошенко, совершенно недвусмысленно заявивший, что «единственная Отечественная война» для него — это та, в ходе которой украинцы «защищают свою Родину от агрессора» (ряд европейских стран традиционно обвиняют Россию в причастности к войне в Донбассе, Москва эти обвинения отвергает).

Жонглирование историческими терминами и соответствующей идеологией все больше выходит за рамки Великой Отечественной. Например, Киев считает, что война для украинцев началась еще в 1939 году с захватом Польши (тогда часть украинских земель находилась под контролем Варшавы). А в 1945-м не закончилась — столкновения с партизанами Украинской повстанческой армии происходили до середины 1950-х. Особо радикальные националисты и вовсе говорят о войне до 1991 года — мол, только тогда освободились от «советской оккупации». В общем, в ход идут любые аргументы, а чтобы закрепить успех, на Украине взялись за школьников.

Вот учебник для 10 класса общеобразовательных учебных заведений «Всемирная история 1914-1939 годов». Автор — П.Б. Полянский. Цитата: «1 апреля 1939 года он заявил: душа болит, когда видишь страдания благородного украинского народа и народов Кавказа. Настало время для создания общей украинской державы». И о ком речь, кто-этот «он»? Да, вы не ошиблись — Адольф Гитлер. Справедливости ради стоит отметить, что этот учебник был издан еще в 2003 году, а сейчас получил «вторую жизнь».

6 мая в пресс-центре кабинета министров Украины помпезно было презентовано издание «Украина во Второй мировой войне». Этот информационный проект был реализован Украинским институтом национальной памяти по инициативе правительства страны. Как сообщил председатель института Владимир Вятрович, в 28-страничной брошюре представлены ключевые события 1939-1945 годов на украинских землях, а также рассказано об участии украинцев на всех фронтах глобального конфликта.

«С помощью фактов и цифр мы отвечаем, чем на самом деле была для Украины, для украинцев, Вторая мировая. Именно таким образом мы хотим фактами противостоять той масштабной информационной кампании и российской пропаганде, которая продолжает давить на Украину, пытаясь оставить в подсознании населения немало мифов, сформированных еще советской пропагандой», — отметил Вятрович.

Впрочем, и отменять 9 Мая в Киеве пока не готовы — слишком неоднозначную реакцию это может вызвать в украинском обществе. Даже в кабинете Яценюка понимают, что полный отказ от празднования вызовет нешуточный протест. Но эта уступка — фактически единственная. К примеру, георгиевские ленты хоть и не запрещены официально, но их носить настойчиво не рекомендуется. На Украине их прямо ассоциируют со сторонниками ДНР и ЛНР. По этой причине на подконтрольной Киеву части Донбасса георгиевские ленты разрешат только ветеранам. «Если же их наденет молодежь, которая к данным ленточкам отношения не имеет, то с ней будут работать спецслужбы, и очень жестко», — заявил глава Донецкой военно-гражданской администрации Александр Кихтенко. Поддержали Кихтенко во Львове — здесь «Правый сектор» (экстремистская организация, официально запрещена на территории России) о символе Победы высказался более чем исчерпывающе: «В случае, если символы врага будут присутствовать, "Правый сектор" оставляет за собой право действовать по собственному усмотрению».

Замену георгиевской ленте, разумеется, нашли — нынешний праздник проводится в цветах красно-черного мака, то есть День Победы Украина отметит в символике печально известной УПА. По мнению вице-премьера Вячеслава Кириленко, «этот символ становится на Украине все более узнаваемым и популярным». «Это знак в память всех погибших во Второй мировой войне, это знак в память победы над страшной нацистской чумой», — подчеркнул заместитель главы правительства. И озвучил лозунг предстоящих памятных мероприятий на Украине: «1939-1945 годы. Помним. Побеждаем».

Ну, а самое главное новшество — это широкое привлечение к праздничным мероприятиям бойцов АТО. По замыслу украинских властей, гражданам страны необходимо продемонстрировать прямую связь между «делом воинов, погибших за суверенитет и победу во время Второй мировой войны, и делом воинов АТО, которые сейчас защищают территориальную целостность и государственный суверенитет Украины на востоке». Как особо отметил все тот же Кириленко, на Украине намерены «проводить прямые параллели между победой в тогдашней навязанной нам войне» и «необходимостью победы в настоящей» войне.

Николай Подгорный(Киев)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(326):

1 234 ... +1
19 +27−8Евгений Дроздов16:53:13
08/05/2015
Комментарий удалён.
Объясните кто-нибудь депутатам Рады, что ВМВ закончилась не 8 мая, а 2 сентября...
14 +15−1Андрей Дягилев22:46:30
08/05/2015
9 +10−1Юрий Бондаренко18:48:07
08/05/2015
Евгений, я с Вами согласен! Здесь действительно есть некая тенденция на преувеличение роли Украины в ВОВ. Однако эта тенденциозность понятна т. к. статья политическая и призвана противостоять попыткам политизации и приватизации победы над нацизмом. Я считаю, что некорректно вычленять/делить вклад народов СССР в ОБЩУЮ победу, т. к. она ОБЩАЯ.
Золотые слова! Но как всегда есть нюансы. Победа общая с той Украиной, где стоит памятник Жукову. И ни когда не будет общая с той Украиной, где стоит памятник Бандере. Там о какой-то другой победе идёт речь.
12 +12−0Евгений Дроздов17:41:54
08/05/2015
4 +6−2Юрий Бондаренко17:35:01
08/05/2015
Да нечего там продираться. Есть статья на "Украинской правде" на великом и могучем. Кстати, скажу по секрету, что УП все статьи на русском пишет, а потом переводит машинным переводчиком на украинский (часто коряво). Так что ущемление русского языка это брехня, конечно. :-) Россия и Украина едины!

Ссылка на www.pravda.com.ua
Статья, конечно, трогательная - однако, подобно раскритикованной вами статье на Ленте, также не лишена вывертов и демагогических приемов.
Например, некоторое недоумение вызывают слова: "Четыре оперативно-стратегических объединения Красной армии, созданные в 1943 году, были названы "Украинскими фронтами"
В ходе Великой Отечественной войны также действовало три Прибалтийских фронта. Следует ли из этого вывод о большом вкладе литовцев, латышей и эстонцев в Победу?
12 +14−2Евгений Дроздов17:19:25
08/05/2015
Комментарий удалён.
Киев просрал все русские земли, сдав их татарам и полякам с литовцами. А Москва их собрала. Так что теперь Русь - это мы.
А украинцам онанировать на ушедшую славу Киевской Руси - это все равно что итальянцам кричать о величии Римской империи...
12 +19−7Калашников Владимир16:53:15
08/05/2015
Действительно связь между Великой Отечественной Войне и АТО прямая, там УПА и другие украинские ублюдки убивали мирных жителей и грабили, так и гражданской войне на Украине (именуемой АТО) убивают мирных жителей и грабят.
10 +13−3Евгений Дроздов17:02:56
08/05/2015
1 +6−5Mikhail Vladyka17:02:17
08/05/2015
Львов основан Королем Руси Данилом Романовичем! Знают о том и поляки!
А Одесса основана Екатериной Второй! Знают о том и украинцы!
9 +9−0Евгений Дроздов19:12:11
08/05/2015
9 +10−1Юрий Бондаренко18:48:07
08/05/2015
Евгений, я с Вами согласен! Здесь действительно есть некая тенденция на преувеличение роли Украины в ВОВ. Однако эта тенденциозность понятна т. к. статья политическая и призвана противостоять попыткам политизации и приватизации победы над нацизмом. Я считаю, что некорректно вычленять/делить вклад народов СССР в ОБЩУЮ победу, т. к. она ОБЩАЯ.
Всех с наступающим Днем Победы!
9 +10−1Юрий Бондаренко18:48:07
08/05/2015
12 +12−0Евгений Дроздов17:41:54
08/05/2015
Статья, конечно, трогательная - однако, подобно раскритикованной вами статье на Ленте, также не лишена вывертов и демагогических приемов.
Например, некоторое недоумение вызывают слова: "Четыре оперативно-стратегических объединения Красной армии, созданные в 1943 году, были названы "Украинскими фронтами"
В ходе Великой Отечественной войны также действовало три Прибалтийских фронта. Следует ли из этого вывод о большом вкладе литовцев, латышей и эстонцев в Победу?
Евгений, я с Вами согласен! Здесь действительно есть некая тенденция на преувеличение роли Украины в ВОВ. Однако эта тенденциозность понятна т. к. статья политическая и призвана противостоять попыткам политизации и приватизации победы над нацизмом. Я считаю, что некорректно вычленять/делить вклад народов СССР в ОБЩУЮ победу, т. к. она ОБЩАЯ.
9 +11−2Евгений Дроздов17:01:06
08/05/2015
-7 +7−14Mikhail Vladyka17:00:34
08/05/2015
Большевицкая Россия под название "СССР" в сговоре с нацисткой Германией развязали 2-ю мировую войну, но Сталин с Гитлером не поделили Европу и решили пойти один на другого войной! А при чем сдесь Украина, чтоб российскую войну назьІвать отечественной? Против УкраиньІ еще в марте 1939 года осуществила агрессию Венгрия (Карпатская Украина), а в сентябре российская красная армия и гитлеровский вермахт захватили украинские и белорусские земли, а в 1940 году прибалтийские страньІ и Финляндию. Агрессор говорит, что он вЬіиграл войну, а народьІ СССР и мира, что делали?
Михрютка, отдай Польше Львов!
9 +15−6Артём Чистяков16:57:29
08/05/2015
0 +9−9Viacheslav Yakubenko16:56:10
08/05/2015
Читать статью внимательно:
« ... по случаю 70-й годовщины победы над нацизмом В ЕВРОПЕ...".
Слишком рано праздновать это событие - нацизм в Европе в расцвете сил.
8 +9−1Евгений Дроздов17:26:41
08/05/2015
-8 +1−9Mikhail Vladyka17:23:20
08/05/2015
ВьІнужденьІ!
И как они к вам обращались? "Достопочтенный господин украинец, не будете ли вы столь любезны, чтобы отпустить свою невесту ко мне в спальню, дабы я смог реализовать над ней свое законное право первой ночи, являющееся неотъемлемой частью нашей общей с вами европейской культуры?"
8 +9−1Евгений Дроздов17:22:53
08/05/2015
-5 +1−6Mikhail Vladyka17:21:47
08/05/2015
А что такое "холоп". В украинском есть ХЛОП, т.е. мужик!
А разве польские паны говорили с вами по-украински?
8 +10−2Евгений Дроздов17:17:01
08/05/2015
-5 +3−8Mikhail Vladyka17:13:14
08/05/2015
На землях Руси жили спон веков русЬІнЬІ, а сам он не откуда пришел ибо его столицей бьІл ГалЬІч! А его сьІн Лев, в честь которого назван город Львов, имел жену дочку Короля Венгрии!
Возможно, я тебя удивлю - но "спон веков" в Европе жили неандертальцы, которых во время ледникового периода вытеснили пришедшие из Африки кроманьонцы. Так что напирать на право исконного владения землей - это весьма сомнительный способ...
Ладно, в общем Львов можете пока оставить у себя - нехай поляки сами с вами разбираются.
8 +11−3Denis Denisov17:11:38
08/05/2015
Новой стране -новые мифы и герои! Украинский проект изначально не может быть братским России - или это часть России или россияфобская страна.
8 +10−2Калашников Владимир17:04:15
08/05/2015
-2 +4−6Digg W16:53:34
08/05/2015
А что такого в УПА ? это жертва нацизма
УПА - это жертва аборта Австра-Венгрии и Польши.
7 +7−0Евгений Дроздов19:26:30
08/05/2015
Комментарий удалён.
Витёк, стесняюсь спросить: а ты откуда сейчас пишешь? Из окопа на Донбассе, из уютного домашнего кресла или из съемной гастербайтерской халупы в Подмосковье? (это я к вопросу о том, будешь ли ты нас звиздить собственноручно, или предоставишь эту почетную обязанность другим?)
А карту Галицкого княжества ты можешь засунуть себе в то место, которым ты обычно думаешь. Все это было и прошло - вы давным-давно просрали Киевскую Русь. Так что бить себя пяткой в грудь, крича про события тысячелетней давности - это очень смешно...
7 +8−1Евгений Дроздов18:56:43
08/05/2015
Комментарий удалён.
Витёк, внедри себе мозг в голову - не будь таким ослом, как сейчас...
Татары нагибали твоих предков до тех самых пор, когда столь нелюбимая тебе Катерина не прихлопнула Крымское ханство.
7 +8−1Denis Denisov17:56:46
08/05/2015
-4 +1−5Mikhail Gubenko17:51:43
08/05/2015
С первым выстрелом Стрелкова(Гиркина) братьев вы потеряли навсегда.
Братьев мы потеряли в 1991 году, с вашим референдумом, когда Вы решили. точнее ваша парноменклатура разрушить единое государство. Во многом из-за Вашего референдума не удалось сохранить обновленный Союз, конечно не только он виноват, но он стал последним гвоздем в крышку гроба СССР. Так вот еще тогда Вас стали готовить быть не братьями, ибо зачем братьями, зачем одному народу две страны? Поэтому это сознательная политика.
7 +12−5Евгений Дроздов16:54:42
08/05/2015
-2 +4−6Digg W16:53:34
08/05/2015
А что такого в УПА ? это жертва нацизма
Это жертва аборта...
6 +7−1Виталий Погодаев20:53:31
08/05/2015
Комментарий удалён.
Во народ прет. Хорошая травка на Украине уродилась.
Пруссы Романовы убили напрочь. Причем от тевтонки Кати. Вы по какому учебнику историю то учите? По Фоменко?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь