В Великой Отечественной войне против нацистской Германии принимали участие все народы бывшего СССР, в том числе и горские евреи. Вторая мировая война забрала жизнь каждого восьмого представителя этого немногочисленного народа. О вкладе горских евреев в Победу «Лента.ру» поговорила с президентом горско-еврейского благотворительного фонда «СТМЭГИ» Германом Захарьяевым.
«Лента.ру»: Расскажите, пожалуйста, об участии горских евреев в Великой Отечественной войне.
Герман Захарьяев: Во-первых, горских евреев было очень мало. В Советском Союзе перед войной провели перепись населения. Так вот, по состоянию на 1939 год в СССР — а значит и во всем мире — жили около 35 тысяч горских евреев. Преимущественно, в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне. Сколько из них пошли воевать, доподлинно неизвестно. Зато известно количество погибших и пропавших без вести: это около 4000 человек, то есть примерно 12% всего народа. В горско-еврейском поселке Красная Слобода в Азербайджане, где я родился, не было ни одного дома, который война обошла стороной.
В наших семьях традиционно много детей. Поэтому в поселке были женщины, проводившие на фронт мужа и пятерых-шестерых сыновей, а потом по очереди на каждого получившие похоронки.
Отправился на фронт и мой дед Хагай Захарьяев, которого призвали в самом начале войны, в 1941 году. Ему повезло — он прошел всю войну и вернулся домой с орденами и медалями. Дед прожил долгую жизнь и всегда был для меня образцом стойкости и мужества.
В чем причина того, что об участии в войне горских евреев почти ничего неизвестно?
Это уже не совсем так. Были времена, когда не только по этому вопросу, но и по многим другим, касающимся горско-еврейской общины, информацию найти было просто невозможно. Сегодня ситуация совсем другая. Информация хоть и собирается по крупицам, но выкладывается на тематических сайтах в интернет. В нашей общине очень трепетно относятся и к старикам, и к ветеранам, мы собираем материалы о героях Великой Отечественной войны, архивные документы, издаем книги.
Помнят ли о подвиге своих земляков в Азербайджане? Уделяет ли официальный Баку внимание этому вопросу?
Что касается официального Баку и любых других властных структур, я не думаю, что они должны уделять нашим ветеранам внимания больше, чем любым другим. Все ветераны заслуживают безмерного уважения и внимания, особенно сейчас, в преддверии 70-летия Великой Победы. И в Азербайджане, и в России активно готовятся к этому празднику. Пусть властные структуры оказывают почести всем ветеранам. А особое отношение к своим старикам мы постараемся обеспечить сами.
В чем особенность горско-еврейских солдат как воинов? Они ближе к другим кавказцам или к своим европейским собратьям?
Мы — кавказский народ и жили в окружении других кавказских народов: кабардинцев и балкарцев, чеченцев, дагестанцев, азербайджанцев. У каждого народа своя ментальность. Человек любой национальности частично заимствует ментальность окружающих, ценности и манеру поведения. Так что, да, горские евреи — лихие, доблестные воины. В нашей общине было два Героя Советского Союза, это Исай Иллазаров и Шатиэль Абрамов. И это немало, учитывая, что нас всего было 35 тысяч, включая женщин и детей. Так что, в процентном отношении это получается больше, чем у многих других больших народов.
Приведу один пример. Дело было в Нальчике. На 4 января 1943 года фашистские оккупанты запланировали уничтожение всей уцелевшей еврейской общины города. Советские войска стояли неподалеку, и нацисты торопились.
Известие о надвигающейся трагедии разведка донесла до командира полка, горского еврея Хискиля Пинхасова. Полк в это время вел бои в близлежащем поселке Кызбурун. Не спрашивая разрешения и не дожидаясь приказа, Пинхасов бросил свои подразделения на Нальчик и освободил город за несколько часов до расстрела евреев. Это был дерзкий поступок. Уроженцы Нальчика до сих пор считают этот день своим вторым днем рождения. Вот такое проявление кавказского характера.
Остались ли горско-еврейские ветераны в России, в Азербайджане, Израиле? Как они отмечают праздник Победы?
Конечно, остались. Как бы тяжело ни было, они стараются принимать участие во всех мероприятиях, особенно в тех, что связаны с Великой Победой. И я с уверенностью могу сказать, что таких мероприятий будет множество — парады, концерты, конференции.
Большая часть еврейского народа живет в Израиле, и я очень хочу, чтобы евреи, особенно молодежь знали о великой победе над нацизмом и о тех, кто ее добыл. С конца 1990-х годов День Победы отмечается в Израиле как официальный праздник. Однако все ограничивается шествием, к сожалению, уже немногочисленных ветеранов и их родственников в Иерусалиме (в этом году массовые мероприятия в честь 70-летия Победы пройдут также у мемориала советским воинам в Нетании и в танковом музее в Латруне — «Лента.ру»). Но ведь миллионы людей ничего, по сути, не знают, ни о той войне, ни о той победе. Я выступил с инициативой включить День Победы в еврейский религиозный календарь в качестве памятной даты и был поддержан многими видными еврейскими религиозными, общественными и политическими деятелями. 9 мая 1945 года выпало на дату 26 ияра по еврейскому календарю. Уйдут ветераны, праздник 9 мая постепенно начнут забывать. Пусть его забудут все народы мира, но евреи не имеют на это права. Это день нашего спасения от тотального уничтожения. Поэтому, если нам удастся добиться того, чтобы день 26 ияра вошел в календарь еврейских памятных дат и праздников, который будут отмечать в детсадах, школах и ешивах (религиозных учебных заведениях — «Лента.ру»), мы сделаем большое дело. В традиционном еврейском календаре он сохранится на тысячелетия.
Какие основные памятные праздничные мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной, запланированы общиной горских евреев?
Наши общины разбросаны по свету, но я вам скажу, что везде находятся люди, готовые увековечивать героев и оказывать им почести по жизни. Так, в Израиле, в городах, где проживает много горских евреев, проходят мероприятия с участием ветеранов, и в США ежегодно проводятся похожие мероприятия, и в Азербайджане, и на северном Кавказе, и, конечно, в Москве. В этом, юбилейном году передвижную выставку, посвященная горским евреям — участникам Великой Отечественной войны, увидят в десятках городов.
Михаил Чернов
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
0 +0−0 | хашими рафсанджани | 18:28:12 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Ещё чего ежу непонятно,если хазары тюрки,иудейской веры или по другому иудейской веры тюрки. |
0 +0−0 | еж колючий | 18:00:58 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Ежу непонять, что ты пишишь: "Хазары,которые были иудейской веры,были тюркским народом". |
0 +0−0 | хашими рафсанджани | 17:54:46 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Чего ещё ежу непонятно про пришлых? |
0 +0−0 | еж колючий | 17:49:14 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Меньше читай википедию, которую сами и пишите. Так скоро и негры у вас будут арменоидные типЫ. |
0 +0−0 | еж колючий | 17:44:02 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Как может КОРЕННОЙ НАРОД (албанцы) быть паствой пришлой на Кавказ армянской АЦ? |
0 +1−1 | хашими рафсанджани | 17:19:34 15/04/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 (Резолюция № 60/7)[1]. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (территория нынешней Польши). Праздник,что ли через неделю по случаю геноцида армян,этих амалеков? |
0 +1−1 | Егорий | 16:40:21 15/04/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Статью почитай, поймешь |
0 +1−1 | хашими рафсанджани | 14:48:39 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
На территории современного Израиля жили ханаеняне,иевусеи и др. потомки Хама.Кочевые семиты появились в семнадцатом веке до н.э. |
0 +0−0 | хашими рафсанджани | 14:46:25 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Название тат это презрительное прозвище кочевных местным оседлым.Так,что таты никак не могут быть тюрками. Вот здесь про конференцию татоведения Ссылка на www.panorama.am А здесь про панику в Азербаджане,когда таты заявили об перситской республике Ширван Ссылка на haqqin.az |
0 +0−0 | Ingush | 14:27:50 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
0 +0−0 | Net Smysla | 14:27:13 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Как мне известно, таты - тюрки в иудаизме, кумыки тюрки, азербайджанцы - тюрки. Они все пришлые, как и горские евреи |
0 +0−0 | хашими рафсанджани | 14:22:53 15/04/2015 |
Интересная интервью.Хотелось бы больше узнать об этнографии.В википедии прочёл. Антропологически таты-мусульмане относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы. Сюда же включают азербайджанцев, курдов Закавказья, кумыков, цахуров и талышей. Горские евреи Азербайджана — арменоидный тип, встречаются метисы с каспийским. Горские евреи Северного Кавказа — в большинстве своём относятся к смешанному арменоидно-кавкасионскому типу. Таты-григорианцы очень неоднородны: каспийский и арменоидный типы, а также их метисы. Это из статьи про татов. Однако википедия,она и есть википедия.Лутче бы услышать мнения самих представителей этноса. |
-1 +0−1 | Ingush | 18:46:03 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
в 80 веке до н.э. на територии Израиля обитали кавкасиане. Так говорит наука Science 19 May 2000: Vol. 288 no. 5469 p. 1158 |
-1 +1−2 | хашими рафсанджани | 17:07:11 15/04/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Грегорианцами называли армян на закате РИ,чтоб морально легче было организовать погромы армян.Вроде грегорианцы это не христиане.Здесь скорее речь идёт об албанцах.Албанцы были коренным народом и тоже были паствой ААЦ.Наоборот скорее принятие иудаизма было вынужденным,если язык татов диалект перситского.Хазары,которые были иудейской веры,были тюркским народом.Так что потомки хазар могли перейти в мусульманство,но скорее всего стали деньмё.Вобщем,гадать не стоит,лутче услышать татов. |
-1 +0−1 | Владимир Ковалев | 15:01:07 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||
Ахахах. Ну мечтай,мечтай))) |
-2 +1−3 | Ingush | 14:11:20 15/04/2015 |
"Так вот, по состоянию на 1939 год в СССР — а значит и во всем мире — жили около 35 тысяч горских евреев. Преимущественно, в Азербайджане, Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне." Чечни в 1939 не было. Была Чечено-Ингушская АССР. |
-3 +0−3 | Ingush | 18:46:39 15/04/2015 | ||||||
| ||||||||