«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост»

08:41 04/04/2015 Статьи
«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост»

Начало нового века вместо безостановочного социального прогресса стало временем роста социальной напряженности как в странах третьего мира, так и в развитых государствах. Снова стали актуальными дискуссии о будущем капитализма. Кто-то предлагает искать ему альтернативу, кто-то думает, что он изменится сам, адаптируясь к новым вызовам. Собственно дискуссии на эту тему и посвящен сборник статей «Есть ли будущее у капитализма?», выходящий в издательстве Института Гайдара. В него вошли работы ведущих исторических социологов современности Иммануила Валлерстайна, Рэндалла Коллинза, Майкла Манна, Георгия Дерлугьяна и Крейга Калхуна.

С разрешения издательства Института Гайдара «Лента.ру» публикует отрывок из книги «Есть ли будущее у капитализма?», в котором Крейг Калхун рассуждает об институциональной стороне капиталистической модели.

Во многих странах Азии и отдельных частях Африки и Латинской Америки несложно заметить обновление и трансформации. Высокие темпы роста обусловливают общий оптимизм относительно капиталистического будущего и даже подталкивают государства поддержать активистов и заявить приверженность «зеленому будущему» и созданию более качественных систем социальной поддержки. Несложно заметить контраст с истерзанной жесткой экономией Европой и загнанными в политический тупик Соединенными Штатами, в которых рост лишь незначительно превышает европейский. И все же здесь есть ключевое сходство, несмотря на различие в настроениях и траекториях.

Капиталистический рост означал огромные издержки в плане загрязнения окружающей среды, социальных волнений и неравенства. Присвоение непропорционально большой части богатства капиталистической элитой достаточно очевидно, им даже бравируют, хотя до сего момента плодами развития пользовались достаточно людей, чтобы заглушить протесты. Коррупция усугубляет уже имеющееся неравенство. В то же время требуются значительные инвестиции в инфраструктуру и ресурсы как для самой промышленности, так и для размещения быстро растущего городского населения. В основном все эти издержки экстернализируются, тогда как новое богатство присваивается теми, у кого есть возможность получать капиталистические прибыли, требовать их часть в виде заработной платы или же облагать налогами. Другими словами, экологические и социальные издержки не являются статьей расходов в балансе корпораций; более того, правительства вынуждены оплачивать большую часть счетов по необходимым инфраструктурным инвестициям.

Значит ли это, что история капитализма завершена? Это зависит от «режима экстернализации», позволяющего его предприятиям опираться на государства, некоммерческие организации и, по сути, семьи и обычных людей, которые, как правило, оплачивают расходы на базовые условия (такие, как инфраструктура) и в то же время несут издержки, связанные с причиненным ущербом, оказывающимся побочным продуктом капиталистического роста.

В самом деле, в значительной мере прибыльность и рост капитализма зависят от экстернализации издержек. Фирмы редко оплачивают полную стоимость общественных инвестиций, которые им выгодны: например, здравоохранения, образования рабочих или строительства необходимой инфраструктуры. Они загрязняют окружающую среду и производят отходы, однако не несут финансовых, человеческих или природных издержек, обусловленных этим ущербом. Другими словами, капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство» (illth — если использовать термин, придуманный Джоном Рескиным в середине XIX века в Британии, страдавшей от бедности и загрязнения окружающей среды). Он может продолжать порождать богатство, лишь пока терпят такое «беднятство». Государства пытаются прийти к некоему компромиссу, однако обложение капитализма адекватными налогами, которые позволили бы оплачивать его издержки, подрывает международную конкурентоспособность государств и даже может уничтожить сам динамизм капитализма, являющийся источником богатства.

Капиталистические предприятия получают от государств и ряд других выгод, начиная с защиты их прав собственности и заканчивая возможностью применения для частной коммерциализации плодов исследований, финансируемых государством. Государства предоставляют необходимые факторы экономической деятельности — от валют до дорог и страхования в таких областях, как контрактное право. Кроме того, капитализм зависит от социальной стабильности и ряда институтов (от школ до здравоохранения). Последние часто создают возможности для получения прибыли, даже если отчасти они организованы на государственных и некоммерческих началах. Более важно, что они предоставляют услуги, которые предприятиям пришлось бы в противном случае поддерживать собственными силами, а также создают устойчивый контекст для бизнеса.

Даже бизнес-корпорации не полностью покрываются и контролируются капитализмом как экономической системой; они структурированы правом, включены в политику, работают на своих членов, так что их задача не только получение прибыли собственниками. Работа в корпорации была одним из главных источников социального обеспечения, включая пенсии и медицинские страховки, хотя в эпоху крайней финансиализации эта роль корпорации была ослаблена, поскольку компании, не защищенные от вывода капиталов или предложений по поглощению, потеряли возможность долгосрочного планирования и сокращали расходы, чтобы побыстрее получить прибыль и сохранить расположение капризных финансовых рынков.

Еще более важны для сглаживания жизненных рисков, в том числе созданных или усиленных капитализмом, правительственные институты, начиная с здравоохранения или образования и заканчивая уходом за пожилыми людьми и поддержкой безработных. Многие из этих институтов в период финансиализации стали жертвой изнурившего их давления. В то же время старые институты (в том числе семья, община и религиозные организации) способны взять на себя лишь часть дополнительного бремени. Существуют новые некоммерческие организации, создаваемые ради самопомощи и в форме благотворительных инициатив. У людей с деньгами есть другие возможности управления рисками, например в области страхования или сбережений. Но капитализм как экономическая система, которая неизбежно производит риск и неустойчивость, зависит от некоторой структуры поддерживающих его институтов, помогающих обычным людям справляться с трудностями. В старых капиталистических экономиках социально организованное сглаживание рисков уже было в изрядной степени размыто, тогда как в развивающихся капиталистических экономиках новые институты, ориентированные на данные цели, складываются относительно медленно. Это, в свою очередь, приводит к вопросам, сможет ли капитализм и правительства, его поддерживающие, сохранить за собой политическую легитимность.

Капитализм достиг процветания и добился общего признания и легитимности, основываясь на институтах и социальных отношениях, которым в последние десятилетия был нанесен урон; его обновление будет, соответственно, зависеть от их обновления. Отчасти это вопрос достижения легитимности, общественной солидарности и поддержки. Но также вопрос связан с тем, что капиталистический рост определяется урбанизацией, спросом на ресурсы, деградацией окружающей среды, миграцией и множеством других проблем, а не только инвестициями, производством и прибылями. Способность разобраться со всеми трудностями зависит не только от рынков, но и от правительств и, по сути, широкого спектра других социальных институтов. Как заметил Карл Полани, свидетель депрессии и войн ХХ века, интересовавшийся как XIX веком, так и будущим, необузданное капиталистическое развитие всегда подрывает социальные условия его собственного сохранения, как и условия всеобщего блага; попытки создать новую институциональную поддержку могут и стабилизировать капиталистическую систему, и создать возможности для более эффективного распределения прибылей капиталистического роста.

Негласный социальный договор поддерживает легитимность не только капиталистического предпринимательства, но и государств, которые обеспечивают его сохранение: граждане мирятся с неравенством и экстернализацией долгосрочных издержек в обмен на рост. Сегодня все страны с высоким ростом в Азии, Латинской Америке и Африке сталкиваются с серьезными затруднениями, пытаясь сбалансировать свою модель роста так, чтобы можно было сохранить национальное единство и поддержать инвестиции в условиях будущего роста. Не очевидно, что им удастся сохранить недавние темпы, особенно в глобальной экономике с низким ростом, а в отсутствие такого роста они столкнутся с лопающимися спекулятивными пузырями и гражданским недовольством.

Европа и США имеют дело с теми же проблемами, но у них нет преимущества оптимизма или роста. Тревоги по поводу длительного отсутствия экономического роста и явная политическая неспособность разобраться с ним довольно заметны, однако пока они не породили реакцию в виде социальных движений, которые могли бы действительно определять возможные исходы. Ответ народа на экономический кризис и слабую легитимность государства принимал в основном форму правых и нередко ксенофобских выступлений. Реакция европейских правительств — изнурительные попытки восстановить баланс государственного бюджета за счет программ жесткой экономии, совмещаемых с сохранением капитала основных выгодополучателей финансиализации и главных виновников кризиса. США для стимулирования роста сделали больше, однако они страдают от тупиковой в политическом плане ситуации, а также от все той же уверенности, что налогоплательщики должны нести издержки в гораздо большей мере, чем финансовые институты или их инвесторы.

В период устойчивого ощутимого роста, особенно после Второй мировой войны, капитализм создавал занятость вместе с повышением заработной платы. В то же время экономический рост поддерживал расширение здравоохранения, образования, транспорта и других основанных на прогрессивном налогообложении и государственных инвестициях благ, которыми пользовалась основная часть граждан. Сегодня же граждане сомневаются, что их детям уготовано большее благосостояние и больше возможностей, чем им самим. Желание жителей богатых стран стать еще богаче наталкивается на потребность этих государств в сохранении своей международной конкурентоспособности (не только в торговле, но и чтобы можно было потребовать лояльности от элит и корпораций, которые готовы убежать от режимов с высокими налогами). Есть все причины ожидать, что темпы роста в старых богатых капиталистических странах ядра будут отставать от глобального роста, так что, даже если они останутся богатыми, при отсутствии больших структурных реформ улучшения сократятся. Вместе с тем институциональные структуры, которые издавна гарантировали общую легитимность капитализма, размывались с 1970-х годов и еще больше — в контексте финансового и бюджетного кризиса.

Термин «неолиберализм» используется для обозначения пакета политических программ, которые были нацелены на снижение государственных расходов и активного участия государства в экономической деятельности, а также на сокращение государственного регулирования капиталистических рынков. Этот либерализм, сложившийся после 1970-х годов, многим обязан либерализму XIX века. Главное отличие состоит в том, что более поздняя версия стремилась упразднить комплекс социальных гарантий и экономических структур, введенных в действие в качестве составляющей зрелого капитализма. Ее основными мишенями стали институциональные структуры, внедренные в ответ на Великую депрессию, а также в период длительного послевоенного бума. Однако связь с либерализмом XIX века поучительна, поскольку она заставляет нас признать, что противоречие между стремлениями «необузданного» капитализма и попытками компенсировать ограничения и эксцессы капитализма родилось не сегодня. В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов. И та же проблема стоит сегодня перед всем развивающимся миром.

Например, в Китае развитие весьма динамичного капитализма вступает в противоречие с давно сложившимися структурами местных общин и с альтернативными институтами, введенными в строй в коммунистическую эпоху, — такими, как «данвей» (danwey), благодаря которым «трудовая ячейка» стала главным поставщиком жилья, медицинских услуг и рабочих мест (напоминая в какой-то мере патерналистские рабочие поселки ранней стадии западного капиталистического развития). Рабочие, устраивающиеся на новые места и особенно переезжающие в поисках новой работы в быстро растущие городские регионы, лишаются как старых форм социального капитала, обеспечиваемого их родными общинами, так и институциональной поддержки, ранее предлагаемой данвей. В городах они усваивают новый образ жизни, им удается устроиться, если есть деньги, на которые можно купить рыночные заменители старых форм обеспечения, но если их нет, то у них возникает еще больше проблем.

Иногда они создают для себя новые социальные институты — примерно так же, как мигранты в городах вроде Шанхая поколение назад создавали землячества и клановые ассоциации. Часто им приходится вести маргинальное существование, они пытаются накопить денег, чтобы отправить их домой или же привести семью в город. Правительство пытается регулировать процесс, например используя систему «хукоу» (hukou) для ограничения нелегального доступа мигрантов к таким городским институтам, как школы. Само существование ограничения является, с одной стороны, доказательством институционального дефицита, а с другой — инструментом социального контроля.

Однако, если Китай и дальше будет развиваться в капиталистическом направлении, ему понадобятся более сильные институты. Государство и в самом деле расширяет образование и перестраивает здравоохранение, в чем немаловажную роль играет внедрение новой системы первичной медицинской помощи. Многие обеспокоены, будут ли институты обеспечивать уход за пожилыми людьми в быстро стареющем обществе (в котором семейный уход подорван не только меняющимися установками, но также трудовой миграцией и программой «одна семья — один ребенок»). Можно лишь гадать, как решится проблема защиты от безработицы и как будут предоставляться социальные услуги.

В роли новых институтов могли бы выступить благотворительные инициативы или же общества взаимопомощи, хотя пока государство не готово предоставлять им достаточно большую самостоятельность. Совершенно очевидно, оно и дальше будет идти по капиталистическому пути, но не совсем ясно, потребует ли это воспроизводства западных институтов, копирования западного либерализма, который пытается свести данные институты к минимуму, или же некоей собственной версии государственного капитализма («с китайским лицом»).

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(40):

1 2
0 +0−0Alex Sidorov20:00:05
05/04/2015
Страхование автомобилей подорожало Ссылка на www.autofanatec.com
0 +0−0Izrin Maria18:00:27
05/04/2015
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
Про образование детям - правильно. Не супер-пупер университет, а обычный - может себе позволить практически любая семья. Достаточно, например, бросить курить. Курево = оплата универа.
0 +0−0Visitor Visitor110:57:27
05/04/2015
4 +4−0Денис Вишняков09:15:33
05/04/2015
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п."
Так в том-то и дело. Чтобы в Германии, Бельгии или Швейцарии были социальные гарантии, надо чтобы в Китае, Вьетнаме или Бангладеше люди работали в нечеловеческих условиях, по 12 ч. в день. И эти страны несли на себе весь спектр издержек, социальных, экологических и т. д. Собственно, это классический обмен стеклянных бус на золото. Это называется неоколониализм.
На мир надо смотреть ширше.
То есть собственники предприятий на которых работают эти люди по 12 часов в сутки вообще не при чем а
виноваты бельгийцы или шведы которые не участвуют в сверхприбылях что извлекает какая то огромная корпорация в Индии или Бангладеше
0 +0−0Ilya Sv16:55:57
04/04/2015
слишком упрощённо. множество факторов были упущены автором, поэтому выводы в общем не обоснованы.
0 +1−1Konstantin Kolos15:59:09
04/04/2015
Большое спасибо за эту статью! Теперь наверняка буду знать какую книгу покупать НЕ СТОИТ.

Просто какой то высер бессмысленных додумок не выдерживающих никакой критики. Как мне было приятно в своё время читать Карла Маркса, человек действительно анализировал капитализм с научным подходом, статистики, замеры, выводы. Тут же похоже собралась кучка фантастов и в алкогольном угаре выдумали псевдореальность. Им бы у Маяковского поучиться- хоть бы читать забавно было бы.
0 +0−0Konstantin Kolos15:41:15
04/04/2015
0 +2−2rakhim Ra12:52:10
04/04/2015
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.)"
Тобою перечисленные государства - социалистические.
В этом то и заключается абсурдность данной статьи (да и вообще критиков капитализма) - что бы жить в социальном равенстве не обязательно искоренять капитализм, и опять же таки искоренение капитализма не гарантирует социального равенства (в лучшем случае это может стать лишь гарантом всеобщей бедности).

P.S. то что ты имешь ввиду это называется "социальное государство" - государства с повышенными расходами на социальные нужды.

Ссылка на ru.wikipedia.org

"социалистические страны" это те которые идут путём построения коммунизма со всему вытекающими последствиями

Ссылка на ru.wikipedia.org
0 +2−2rakhim Ra12:54:06
04/04/2015
0 +2−2rakhim Ra12:52:10
04/04/2015
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.)"
Тобою перечисленные государства - социалистические.
Вернее сказать, социалистические они больше, нежели капиталистические.
0 +2−2rakhim Ra12:52:10
04/04/2015
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.)"
Тобою перечисленные государства - социалистические.
0 +0−0Visitor Visitor112:10:08
04/04/2015
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? -

Китай Россия Индия...А в России учетом бомжей не занимаются не знаете? Больше их не стало часом? Хотя кого это волнует тут же высший разум нами скоро будет руководить...
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
0 +0−0WW08:49:27
04/04/2015
Короче, всё плохо.
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
0 +0−0Tonya Kopna11:40:28
04/04/2015
1 +1−0я мы10:31:22
04/04/2015
витаете в облаках )) кто сортиры чистить будет?
+500
0 +0−0Visitor Visitor111:34:17
04/04/2015
вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи -

Ну-ну. Живыми мы не сдадимся если чо.
0 +0−0Владислав Марков11:30:12
04/04/2015
-1 +0−1Владислав Марков10:18:19
04/04/2015
Представьте, что вы живете в конце XIX века, когда человечество не перестает удивляться чудесам науки и техники, о которых рассказывает журнал и которые отчасти уже вошли в вашу жизнь. На глазах одного поколения стал привычным телеграф, и теперь появился телефон. Электрическое освещение хотя пока и роскошь, но, нет сомнения, скоро заменит свечи и газовые лампы. В Европе начинают выпускать автомобили, создаются проекты скоростных поездов. Что же дает человеку капитал в обычной, повседневной жизни? Вероятно прежде всего — свободу. Так же как прогресс, через создание машин и механизмов и прочей техники — свободу от необходимости заниматься тяжелым физическим трудом. С развитием скоростного транспорта — свободу передвижения. С появлением новых лекарств и медицинских технологий — свободу, хотя и относительную, от врожденных и приобретенных болезней. Благодаря разнообразным средствам связи — свободу общения. И в целом — свободу заниматься тем, к чему лежит душа. Исторически так сложилось, что именно с помощью денег проще всего управлять мышлением в человеческом сообществе и обеспечивать скоординированные действия больших групп людей на масштабные процессы. Вокруг этих технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Крупные города, которые в дальнейшем преобразовались в мегаполисы, являются местом, где совершаются самые значимые события в политической, экономической, культурной жизни общества. И если человек ищет место, где желает полностью реализовать все свои идеи и интересы, открыть бизнес, поступить в престижное учебное заведение, наконец, заработать денег, то именно мегаполисы идеальное место для него. Сегодня нам предстоит жить в новой окружающей среде, где технический этап эволюции сменит биологический. Приходит день и час, когда нашей цивилизации придется вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи.
Это произошло на двадцать четвертом году моего пребывания на острове, в середине мая, если верить моему убогому деревянному календарю. Весь этот день, 16 мая, гремел гром, сверкали молнии, гроза не умолкала ни на миг. Поздно вечером я читал книгу, стараясь позабыть свои тревоги. Вдруг я услышал пушечный выстрел. Мне показалось, что он донесся ко мне с моря... (Даниэль Дефо - Робинзон Крузо)
0 +1−1Александр Гуляев10:18:13
04/04/2015
У капитализма нет будущего. Данный текст- агония института либералов. Социализм - под вопросом. А есть ли еще альтернатива?
0 +0−0Xin Qilin09:06:09
04/04/2015
Вопрос в незнании рисков дуалистической симбиотической системы "рынок капитализма -гос.институты" или в не умении ими управлять, в том числе финансовыми потоками, пересекаемыми из одной части системы в другую? Вот и отлаживайте скорость взаимных интересов сторон этой системы и будет вам Гармония. У США это получается и у Китая тоже, а у Европы и в РФ не очень А рост понятие относительное, его можно рассматривать и как качественный показатель, так и количественный, но только не в отрыве от жизнеспособности системы в целом ( поэтому народ и терпит).
А обложка книги оптимистична с самым большим словом "ЕСТЬ" в названии.
0 +0−0WW08:49:27
04/04/2015
Короче, всё плохо.
-1 +0−1Visitor Visitor112:25:40
04/04/2015
Катринка хорошая - послушные покорные всегда легко взаимозаменяемые винтики на службе триллиардеров у которых в руках в наши дни все есть чтобы стать мегатриллиардерами с чем их остается поздравить
-1 +0−1Visitor Visitor111:27:09
04/04/2015
«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост» -

долго ржал очень смешной заголовок вроде бы не первое апреля уже
-1 +1−2Рысец Обыкновенный11:06:28
04/04/2015
0 +1−1Александр Гуляев10:18:13
04/04/2015
У капитализма нет будущего. Данный текст- агония института либералов. Социализм - под вопросом. А есть ли еще альтернатива?
Конечно есть, духовный путинский феодализм решит все проблемы мира
-1 +0−1Владислав Марков10:18:19
04/04/2015
Представьте, что вы живете в конце XIX века, когда человечество не перестает удивляться чудесам науки и техники, о которых рассказывает журнал и которые отчасти уже вошли в вашу жизнь. На глазах одного поколения стал привычным телеграф, и теперь появился телефон. Электрическое освещение хотя пока и роскошь, но, нет сомнения, скоро заменит свечи и газовые лампы. В Европе начинают выпускать автомобили, создаются проекты скоростных поездов. Что же дает человеку капитал в обычной, повседневной жизни? Вероятно прежде всего — свободу. Так же как прогресс, через создание машин и механизмов и прочей техники — свободу от необходимости заниматься тяжелым физическим трудом. С развитием скоростного транспорта — свободу передвижения. С появлением новых лекарств и медицинских технологий — свободу, хотя и относительную, от врожденных и приобретенных болезней. Благодаря разнообразным средствам связи — свободу общения. И в целом — свободу заниматься тем, к чему лежит душа. Исторически так сложилось, что именно с помощью денег проще всего управлять мышлением в человеческом сообществе и обеспечивать скоординированные действия больших групп людей на масштабные процессы. Вокруг этих технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Крупные города, которые в дальнейшем преобразовались в мегаполисы, являются местом, где совершаются самые значимые события в политической, экономической, культурной жизни общества. И если человек ищет место, где желает полностью реализовать все свои идеи и интересы, открыть бизнес, поступить в престижное учебное заведение, наконец, заработать денег, то именно мегаполисы идеальное место для него. Сегодня нам предстоит жить в новой окружающей среде, где технический этап эволюции сменит биологический. Приходит день и час, когда нашей цивилизации придется вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи.
1 2
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь