«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост»

08:41 04/04/2015 Статьи
«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост»
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хоро...читать полностью

Начало нового века вместо безостановочного социального прогресса стало временем роста социальной напряженности как в странах третьего мира, так и в развитых государствах. Снова стали актуальными дискуссии о будущем капитализма. Кто-то предлагает искать ему альтернативу, кто-то думает, что он изменится сам, адаптируясь к новым вызовам. Собственно дискуссии на эту тему и посвящен сборник статей «Есть ли будущее у капитализма?», выходящий в издательстве Института Гайдара. В него вошли работы ведущих исторических социологов современности Иммануила Валлерстайна, Рэндалла Коллинза, Майкла Манна, Георгия Дерлугьяна и Крейга Калхуна.

С разрешения издательства Института Гайдара «Лента.ру» публикует отрывок из книги «Есть ли будущее у капитализма?», в котором Крейг Калхун рассуждает об институциональной стороне капиталистической модели.

Во многих странах Азии и отдельных частях Африки и Латинской Америки несложно заметить обновление и трансформации. Высокие темпы роста обусловливают общий оптимизм относительно капиталистического будущего и даже подталкивают государства поддержать активистов и заявить приверженность «зеленому будущему» и созданию более качественных систем социальной поддержки. Несложно заметить контраст с истерзанной жесткой экономией Европой и загнанными в политический тупик Соединенными Штатами, в которых рост лишь незначительно превышает европейский. И все же здесь есть ключевое сходство, несмотря на различие в настроениях и траекториях.

Капиталистический рост означал огромные издержки в плане загрязнения окружающей среды, социальных волнений и неравенства. Присвоение непропорционально большой части богатства капиталистической элитой достаточно очевидно, им даже бравируют, хотя до сего момента плодами развития пользовались достаточно людей, чтобы заглушить протесты. Коррупция усугубляет уже имеющееся неравенство. В то же время требуются значительные инвестиции в инфраструктуру и ресурсы как для самой промышленности, так и для размещения быстро растущего городского населения. В основном все эти издержки экстернализируются, тогда как новое богатство присваивается теми, у кого есть возможность получать капиталистические прибыли, требовать их часть в виде заработной платы или же облагать налогами. Другими словами, экологические и социальные издержки не являются статьей расходов в балансе корпораций; более того, правительства вынуждены оплачивать большую часть счетов по необходимым инфраструктурным инвестициям.

Значит ли это, что история капитализма завершена? Это зависит от «режима экстернализации», позволяющего его предприятиям опираться на государства, некоммерческие организации и, по сути, семьи и обычных людей, которые, как правило, оплачивают расходы на базовые условия (такие, как инфраструктура) и в то же время несут издержки, связанные с причиненным ущербом, оказывающимся побочным продуктом капиталистического роста.

В самом деле, в значительной мере прибыльность и рост капитализма зависят от экстернализации издержек. Фирмы редко оплачивают полную стоимость общественных инвестиций, которые им выгодны: например, здравоохранения, образования рабочих или строительства необходимой инфраструктуры. Они загрязняют окружающую среду и производят отходы, однако не несут финансовых, человеческих или природных издержек, обусловленных этим ущербом. Другими словами, капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство» (illth — если использовать термин, придуманный Джоном Рескиным в середине XIX века в Британии, страдавшей от бедности и загрязнения окружающей среды). Он может продолжать порождать богатство, лишь пока терпят такое «беднятство». Государства пытаются прийти к некоему компромиссу, однако обложение капитализма адекватными налогами, которые позволили бы оплачивать его издержки, подрывает международную конкурентоспособность государств и даже может уничтожить сам динамизм капитализма, являющийся источником богатства.

Капиталистические предприятия получают от государств и ряд других выгод, начиная с защиты их прав собственности и заканчивая возможностью применения для частной коммерциализации плодов исследований, финансируемых государством. Государства предоставляют необходимые факторы экономической деятельности — от валют до дорог и страхования в таких областях, как контрактное право. Кроме того, капитализм зависит от социальной стабильности и ряда институтов (от школ до здравоохранения). Последние часто создают возможности для получения прибыли, даже если отчасти они организованы на государственных и некоммерческих началах. Более важно, что они предоставляют услуги, которые предприятиям пришлось бы в противном случае поддерживать собственными силами, а также создают устойчивый контекст для бизнеса.

Даже бизнес-корпорации не полностью покрываются и контролируются капитализмом как экономической системой; они структурированы правом, включены в политику, работают на своих членов, так что их задача не только получение прибыли собственниками. Работа в корпорации была одним из главных источников социального обеспечения, включая пенсии и медицинские страховки, хотя в эпоху крайней финансиализации эта роль корпорации была ослаблена, поскольку компании, не защищенные от вывода капиталов или предложений по поглощению, потеряли возможность долгосрочного планирования и сокращали расходы, чтобы побыстрее получить прибыль и сохранить расположение капризных финансовых рынков.

Еще более важны для сглаживания жизненных рисков, в том числе созданных или усиленных капитализмом, правительственные институты, начиная с здравоохранения или образования и заканчивая уходом за пожилыми людьми и поддержкой безработных. Многие из этих институтов в период финансиализации стали жертвой изнурившего их давления. В то же время старые институты (в том числе семья, община и религиозные организации) способны взять на себя лишь часть дополнительного бремени. Существуют новые некоммерческие организации, создаваемые ради самопомощи и в форме благотворительных инициатив. У людей с деньгами есть другие возможности управления рисками, например в области страхования или сбережений. Но капитализм как экономическая система, которая неизбежно производит риск и неустойчивость, зависит от некоторой структуры поддерживающих его институтов, помогающих обычным людям справляться с трудностями. В старых капиталистических экономиках социально организованное сглаживание рисков уже было в изрядной степени размыто, тогда как в развивающихся капиталистических экономиках новые институты, ориентированные на данные цели, складываются относительно медленно. Это, в свою очередь, приводит к вопросам, сможет ли капитализм и правительства, его поддерживающие, сохранить за собой политическую легитимность.

Капитализм достиг процветания и добился общего признания и легитимности, основываясь на институтах и социальных отношениях, которым в последние десятилетия был нанесен урон; его обновление будет, соответственно, зависеть от их обновления. Отчасти это вопрос достижения легитимности, общественной солидарности и поддержки. Но также вопрос связан с тем, что капиталистический рост определяется урбанизацией, спросом на ресурсы, деградацией окружающей среды, миграцией и множеством других проблем, а не только инвестициями, производством и прибылями. Способность разобраться со всеми трудностями зависит не только от рынков, но и от правительств и, по сути, широкого спектра других социальных институтов. Как заметил Карл Полани, свидетель депрессии и войн ХХ века, интересовавшийся как XIX веком, так и будущим, необузданное капиталистическое развитие всегда подрывает социальные условия его собственного сохранения, как и условия всеобщего блага; попытки создать новую институциональную поддержку могут и стабилизировать капиталистическую систему, и создать возможности для более эффективного распределения прибылей капиталистического роста.

Негласный социальный договор поддерживает легитимность не только капиталистического предпринимательства, но и государств, которые обеспечивают его сохранение: граждане мирятся с неравенством и экстернализацией долгосрочных издержек в обмен на рост. Сегодня все страны с высоким ростом в Азии, Латинской Америке и Африке сталкиваются с серьезными затруднениями, пытаясь сбалансировать свою модель роста так, чтобы можно было сохранить национальное единство и поддержать инвестиции в условиях будущего роста. Не очевидно, что им удастся сохранить недавние темпы, особенно в глобальной экономике с низким ростом, а в отсутствие такого роста они столкнутся с лопающимися спекулятивными пузырями и гражданским недовольством.

Европа и США имеют дело с теми же проблемами, но у них нет преимущества оптимизма или роста. Тревоги по поводу длительного отсутствия экономического роста и явная политическая неспособность разобраться с ним довольно заметны, однако пока они не породили реакцию в виде социальных движений, которые могли бы действительно определять возможные исходы. Ответ народа на экономический кризис и слабую легитимность государства принимал в основном форму правых и нередко ксенофобских выступлений. Реакция европейских правительств — изнурительные попытки восстановить баланс государственного бюджета за счет программ жесткой экономии, совмещаемых с сохранением капитала основных выгодополучателей финансиализации и главных виновников кризиса. США для стимулирования роста сделали больше, однако они страдают от тупиковой в политическом плане ситуации, а также от все той же уверенности, что налогоплательщики должны нести издержки в гораздо большей мере, чем финансовые институты или их инвесторы.

В период устойчивого ощутимого роста, особенно после Второй мировой войны, капитализм создавал занятость вместе с повышением заработной платы. В то же время экономический рост поддерживал расширение здравоохранения, образования, транспорта и других основанных на прогрессивном налогообложении и государственных инвестициях благ, которыми пользовалась основная часть граждан. Сегодня же граждане сомневаются, что их детям уготовано большее благосостояние и больше возможностей, чем им самим. Желание жителей богатых стран стать еще богаче наталкивается на потребность этих государств в сохранении своей международной конкурентоспособности (не только в торговле, но и чтобы можно было потребовать лояльности от элит и корпораций, которые готовы убежать от режимов с высокими налогами). Есть все причины ожидать, что темпы роста в старых богатых капиталистических странах ядра будут отставать от глобального роста, так что, даже если они останутся богатыми, при отсутствии больших структурных реформ улучшения сократятся. Вместе с тем институциональные структуры, которые издавна гарантировали общую легитимность капитализма, размывались с 1970-х годов и еще больше — в контексте финансового и бюджетного кризиса.

Термин «неолиберализм» используется для обозначения пакета политических программ, которые были нацелены на снижение государственных расходов и активного участия государства в экономической деятельности, а также на сокращение государственного регулирования капиталистических рынков. Этот либерализм, сложившийся после 1970-х годов, многим обязан либерализму XIX века. Главное отличие состоит в том, что более поздняя версия стремилась упразднить комплекс социальных гарантий и экономических структур, введенных в действие в качестве составляющей зрелого капитализма. Ее основными мишенями стали институциональные структуры, внедренные в ответ на Великую депрессию, а также в период длительного послевоенного бума. Однако связь с либерализмом XIX века поучительна, поскольку она заставляет нас признать, что противоречие между стремлениями «необузданного» капитализма и попытками компенсировать ограничения и эксцессы капитализма родилось не сегодня. В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов. И та же проблема стоит сегодня перед всем развивающимся миром.

Например, в Китае развитие весьма динамичного капитализма вступает в противоречие с давно сложившимися структурами местных общин и с альтернативными институтами, введенными в строй в коммунистическую эпоху, — такими, как «данвей» (danwey), благодаря которым «трудовая ячейка» стала главным поставщиком жилья, медицинских услуг и рабочих мест (напоминая в какой-то мере патерналистские рабочие поселки ранней стадии западного капиталистического развития). Рабочие, устраивающиеся на новые места и особенно переезжающие в поисках новой работы в быстро растущие городские регионы, лишаются как старых форм социального капитала, обеспечиваемого их родными общинами, так и институциональной поддержки, ранее предлагаемой данвей. В городах они усваивают новый образ жизни, им удается устроиться, если есть деньги, на которые можно купить рыночные заменители старых форм обеспечения, но если их нет, то у них возникает еще больше проблем.

Иногда они создают для себя новые социальные институты — примерно так же, как мигранты в городах вроде Шанхая поколение назад создавали землячества и клановые ассоциации. Часто им приходится вести маргинальное существование, они пытаются накопить денег, чтобы отправить их домой или же привести семью в город. Правительство пытается регулировать процесс, например используя систему «хукоу» (hukou) для ограничения нелегального доступа мигрантов к таким городским институтам, как школы. Само существование ограничения является, с одной стороны, доказательством институционального дефицита, а с другой — инструментом социального контроля.

Однако, если Китай и дальше будет развиваться в капиталистическом направлении, ему понадобятся более сильные институты. Государство и в самом деле расширяет образование и перестраивает здравоохранение, в чем немаловажную роль играет внедрение новой системы первичной медицинской помощи. Многие обеспокоены, будут ли институты обеспечивать уход за пожилыми людьми в быстро стареющем обществе (в котором семейный уход подорван не только меняющимися установками, но также трудовой миграцией и программой «одна семья — один ребенок»). Можно лишь гадать, как решится проблема защиты от безработицы и как будут предоставляться социальные услуги.

В роли новых институтов могли бы выступить благотворительные инициативы или же общества взаимопомощи, хотя пока государство не готово предоставлять им достаточно большую самостоятельность. Совершенно очевидно, оно и дальше будет идти по капиталистическому пути, но не совсем ясно, потребует ли это воспроизводства западных институтов, копирования западного либерализма, который пытается свести данные институты к минимуму, или же некоей собственной версии государственного капитализма («с китайским лицом»).

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(40):

1 2+1
4 +4−0Денис Вишняков09:15:33
05/04/2015
0 +0−0Konstantin Kolos15:41:15
04/04/2015
В этом то и заключается абсурдность данной статьи (да и вообще критиков капитализма) - что бы жить в социальном равенстве не обязательно искоренять капитализм, и опять же таки искоренение капитализма не гарантирует социального равенства (в лучшем случае это может стать лишь гарантом всеобщей бедности).

P.S. то что ты имешь ввиду это называется "социальное государство" - государства с повышенными расходами на социальные нужды.

Ссылка на ru.wikipedia.org

"социалистические страны" это те которые идут путём построения коммунизма со всему вытекающими последствиями

Ссылка на ru.wikipedia.org
"Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п."
Так в том-то и дело. Чтобы в Германии, Бельгии или Швейцарии были социальные гарантии, надо чтобы в Китае, Вьетнаме или Бангладеше люди работали в нечеловеческих условиях, по 12 ч. в день. И эти страны несли на себе весь спектр издержек, социальных, экологических и т. д. Собственно, это классический обмен стеклянных бус на золото. Это называется неоколониализм.
На мир надо смотреть ширше.
3 +3−0Sergej Zx13:43:42
05/04/2015
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
Ну да Константин Колос решил что работы ведущих исторических социологов это бред какой-то. Конечно на уровне ПТУ это скорей всего кажется бредом. Я сомневаюсь что автор комментария знаком хотя бы с частью работ этих авторов, но зато он считает нужным поделиться со всеми своим "авторитетным" мнением. Не поделитесь ссылочкой на свои научные труды? С удовольствием прочту и оценю научность ваших аргументов.
3 +3−0Leonid Shtekel09:49:07
04/04/2015
Мне стыдно за институт Гайдара. Просто бездарный текст
2 +2−0Sergej Zx14:01:41
05/04/2015
3 +3−0Leonid Shtekel09:49:07
04/04/2015
Мне стыдно за институт Гайдара. Просто бездарный текст
Скажите прямо вам стыдно за мировую научную социологическую мысль. И расскажите почему вы считаете себя компетентнее вышеназванных авторов.
1 +1−0Izrin Maria18:04:08
05/04/2015
0 +0−0Visitor Visitor110:57:27
05/04/2015
То есть собственники предприятий на которых работают эти люди по 12 часов в сутки вообще не при чем а
виноваты бельгийцы или шведы которые не участвуют в сверхприбылях что извлекает какая то огромная корпорация в Индии или Бангладеше
Хорошо. Попытайтесь ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО чего-либо в к-либо стране. И чтобы окупалось.
После возврата кредитов, оплаты поставщикам сырья и уплаты налогов - можете прибыли ПОРОВНУ разделить со своими рабочими, включая уборщиков.
1 +1−0Вадим Ашдодский14:05:41
05/04/2015
Пустой текст от ещё одного представителя "стыдливого неомарксизма", желающего покритиковать капитализм, но при этом старающегося не выглядеть слишком уж красным.
1 +1−0Sergej Zx13:51:01
05/04/2015
0 +0−0Xin Qilin09:06:09
04/04/2015
Вопрос в незнании рисков дуалистической симбиотической системы "рынок капитализма -гос.институты" или в не умении ими управлять, в том числе финансовыми потоками, пересекаемыми из одной части системы в другую? Вот и отлаживайте скорость взаимных интересов сторон этой системы и будет вам Гармония. У США это получается и у Китая тоже, а у Европы и в РФ не очень А рост понятие относительное, его можно рассматривать и как качественный показатель, так и количественный, но только не в отрыве от жизнеспособности системы в целом ( поэтому народ и терпит).
А обложка книги оптимистична с самым большим словом "ЕСТЬ" в названии.
Прошу прощения вы из США пишите или из Китая? Почему вы так уверенны что там это получается? Что значит отлаживайте скорость взаимных интересов сторон? Вы что с другой планеты будете это делать как нейтральный наблюдатель? У власти всегда одна из сторон которая тянет одеяло на себя что рано или поздно приводит либо к восстанию либо к диктатуре.
1 +1−0Рысец Обыкновенный11:07:39
04/04/2015
1 +2−1Сергей Ирхужин09:15:14
04/04/2015
Если смотреть на проблему шире и глобальней..

Уже в конце этого века искусственный интеллект, автоматизация и робототехника вытеснят людей не только из сферы производства но и из сферы обслуживания. Что вкупе с новой энергетикой, новыми материалами, полностью автоматизированной промышленностью, заведёт капитализм в естественный тупик.

Наступит новая экономическая и общественная формация, в которой люди будут работать в тех сферах, которые им интересны - творчество, наука. А не тянуть лямку ради пропитания и обеспечения себя элементарным.
Да и сам человек скорее всего сильно изменится - за счет модификаций тела станет долговечнее, умнее, а может и вовсе утратит человеческий облик
1 +1−0я мы10:31:22
04/04/2015
-1 +0−1Владислав Марков10:18:19
04/04/2015
Представьте, что вы живете в конце XIX века, когда человечество не перестает удивляться чудесам науки и техники, о которых рассказывает журнал и которые отчасти уже вошли в вашу жизнь. На глазах одного поколения стал привычным телеграф, и теперь появился телефон. Электрическое освещение хотя пока и роскошь, но, нет сомнения, скоро заменит свечи и газовые лампы. В Европе начинают выпускать автомобили, создаются проекты скоростных поездов. Что же дает человеку капитал в обычной, повседневной жизни? Вероятно прежде всего — свободу. Так же как прогресс, через создание машин и механизмов и прочей техники — свободу от необходимости заниматься тяжелым физическим трудом. С развитием скоростного транспорта — свободу передвижения. С появлением новых лекарств и медицинских технологий — свободу, хотя и относительную, от врожденных и приобретенных болезней. Благодаря разнообразным средствам связи — свободу общения. И в целом — свободу заниматься тем, к чему лежит душа. Исторически так сложилось, что именно с помощью денег проще всего управлять мышлением в человеческом сообществе и обеспечивать скоординированные действия больших групп людей на масштабные процессы. Вокруг этих технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Крупные города, которые в дальнейшем преобразовались в мегаполисы, являются местом, где совершаются самые значимые события в политической, экономической, культурной жизни общества. И если человек ищет место, где желает полностью реализовать все свои идеи и интересы, открыть бизнес, поступить в престижное учебное заведение, наконец, заработать денег, то именно мегаполисы идеальное место для него. Сегодня нам предстоит жить в новой окружающей среде, где технический этап эволюции сменит биологический. Приходит день и час, когда нашей цивилизации придется вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи.
витаете в облаках )) кто сортиры чистить будет?
1 +2−1Сергей Ирхужин09:15:14
04/04/2015
Если смотреть на проблему шире и глобальней..

Уже в конце этого века искусственный интеллект, автоматизация и робототехника вытеснят людей не только из сферы производства но и из сферы обслуживания. Что вкупе с новой энергетикой, новыми материалами, полностью автоматизированной промышленностью, заведёт капитализм в естественный тупик.

Наступит новая экономическая и общественная формация, в которой люди будут работать в тех сферах, которые им интересны - творчество, наука. А не тянуть лямку ради пропитания и обеспечения себя элементарным.
0 +0−0Сашенька Неизвестно06:35:28
07/04/2015
-1 +0−1Владислав Марков10:18:19
04/04/2015
Представьте, что вы живете в конце XIX века, когда человечество не перестает удивляться чудесам науки и техники, о которых рассказывает журнал и которые отчасти уже вошли в вашу жизнь. На глазах одного поколения стал привычным телеграф, и теперь появился телефон. Электрическое освещение хотя пока и роскошь, но, нет сомнения, скоро заменит свечи и газовые лампы. В Европе начинают выпускать автомобили, создаются проекты скоростных поездов. Что же дает человеку капитал в обычной, повседневной жизни? Вероятно прежде всего — свободу. Так же как прогресс, через создание машин и механизмов и прочей техники — свободу от необходимости заниматься тяжелым физическим трудом. С развитием скоростного транспорта — свободу передвижения. С появлением новых лекарств и медицинских технологий — свободу, хотя и относительную, от врожденных и приобретенных болезней. Благодаря разнообразным средствам связи — свободу общения. И в целом — свободу заниматься тем, к чему лежит душа. Исторически так сложилось, что именно с помощью денег проще всего управлять мышлением в человеческом сообществе и обеспечивать скоординированные действия больших групп людей на масштабные процессы. Вокруг этих технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Крупные города, которые в дальнейшем преобразовались в мегаполисы, являются местом, где совершаются самые значимые события в политической, экономической, культурной жизни общества. И если человек ищет место, где желает полностью реализовать все свои идеи и интересы, открыть бизнес, поступить в престижное учебное заведение, наконец, заработать денег, то именно мегаполисы идеальное место для него. Сегодня нам предстоит жить в новой окружающей среде, где технический этап эволюции сменит биологический. Приходит день и час, когда нашей цивилизации придется вверить свою судьбу высшему разуму, обладающему силой управлять многомиллиардными мегаполисами и решать действительно сложные задачи.
Философ!
0 +0−0Сашенька Неизвестно06:32:24
07/04/2015
0 +2−2Konstantin Kolos11:53:55
04/04/2015
"капитализм порождает немалое богатство, но он при этом всегда создает побочный продукт — жесточайшее «беднятство»"
---
Если честно то это бред какой то. Есть достаточно примеров капиталистических стран (германия, швейцария, бельгия, норвегия и т.д. и т.п.) где как таковых "бедных" людей нет. Одни всегда будут богаче других, но даже безработные в вышеперечисленных странах имеют крышу над головой, хорошую еду, одежду и т.д. и т.п.

Перечисленные в статье проблемы (экологические, социальные, финасового неравества, образование) это проблема не капитализма а проблемы того или иного общества. Например если в Китае готовы жить в переполненных смогом городах, так тогда они и живут. Если в германии отказались от атомной энергетики, так безразницы что "экологически чистая" энергия в два раза дороже стоит. Или например взять подоходный налог- в России он один для всех, во многих западных странах он до 50% для самых богатых доходит. Вот и получается, что чем ты богаче тем больше будь добр принимай участия в общественных издержках. Так же и с образованием- в Англии и в США это конечно очень дорогое удовольствие, но например опять же в Германии вполне доступное каждому и при чем считается одним из передовых.

Тоесть конечно факты описанные в статье имеют место быть, но где? Скорее в недоразвитых странах.

"В XIX веке либералы часто стремились к упразднению традиционных институтов, которые стояли на пути капиталистических прибылей, а также к ограничению новых институтов."

Опять бред. Вообще сталкиваешься часто с тем что пишут "либерал" а имеют ввиду "маргинал" или вообще "анархист". В 19 веке либералы были те кто боролись против дворянства ,а боролись за свободу и равноправие (см. революцию во Франции). Вот с такими "государственными институтами" как монархия и аристократия была борьба. Или вот еще один пример либерализма- снятие торговых барьеров. Тоесть фактически для либерализма экономический рост это лишь побочный эффект определенных свобод а не сама цель.
Так ты что, за дикий капитализм?
0 +0−0Danila Alpatov11:38:16
06/04/2015
0 +1−1Konstantin Kolos15:59:09
04/04/2015
Большое спасибо за эту статью! Теперь наверняка буду знать какую книгу покупать НЕ СТОИТ.

Просто какой то высер бессмысленных додумок не выдерживающих никакой критики. Как мне было приятно в своё время читать Карла Маркса, человек действительно анализировал капитализм с научным подходом, статистики, замеры, выводы. Тут же похоже собралась кучка фантастов и в алкогольном угаре выдумали псевдореальность. Им бы у Маяковского поучиться- хоть бы читать забавно было бы.
А поконкретнее можно?
0 +0−0Алия Бакшевникова23:07:27
05/04/2015
0 +0−0Izrin Maria18:00:27
05/04/2015
Про образование детям - правильно. Не супер-пупер университет, а обычный - может себе позволить практически любая семья. Достаточно, например, бросить курить. Курево = оплата универа.
оригинально.
а если родители не курят- дети остаются неучами?
0 +0−0Алия Бакшевникова23:02:17
05/04/2015
1 +2−1Сергей Ирхужин09:15:14
04/04/2015
Если смотреть на проблему шире и глобальней..

Уже в конце этого века искусственный интеллект, автоматизация и робототехника вытеснят людей не только из сферы производства но и из сферы обслуживания. Что вкупе с новой энергетикой, новыми материалами, полностью автоматизированной промышленностью, заведёт капитализм в естественный тупик.

Наступит новая экономическая и общественная формация, в которой люди будут работать в тех сферах, которые им интересны - творчество, наука. А не тянуть лямку ради пропитания и обеспечения себя элементарным.
ой как напоминает что-то из нашего коммунистического прошлого! особенно слова "новая экономическая и общественная формация!
потому и облом в мире, что никто не хочет тянуть лямку ради пропитания.
а пряников сладких всегда не хватает на всех.
особенно на страны Африки и Азии, жителям которым тоже хочется европейской жизни за свой каторжный мало оплачиваемый труд.
все привыкли требовать от властей и общественных институтов хорошего качества жизни, не делая никакого собственного вклада в это...
0 +0−0Visitor Visitor122:42:36
05/04/2015
0 +0−0Маршалл Жуков22:02:02
05/04/2015
Смех без причины - признак дурачины.
Если вас так вдохновляет эта надпись можете повесить ее перед собой на стену и идти с этим лозунгом по жизни это ваше личное дело
А переход на оскорбления тех кто не согласен с вашим мнением - это не показатель ума
0 +0−0Маршалл Жуков22:02:02
05/04/2015
-1 +0−1Visitor Visitor111:27:09
04/04/2015
«Граждане мирятся с неравенством в обмен на рост» -

долго ржал очень смешной заголовок вроде бы не первое апреля уже
Смех без причины - признак дурачины.
0 +0−0Маршалл Жуков22:00:47
05/04/2015
-1 +1−2Рысец Обыкновенный11:06:28
04/04/2015
Конечно есть, духовный путинский феодализм решит все проблемы мира
Мальчик, ты даже определения феодализма и капитализма дать не можешь, не говоря уже о различиях между ними. В Европе феодализм преобразовался в капитализм именно благодаря появлению "вертикали власти" в виде абсолютных монархий.
0 +0−0Visitor Visitor121:33:25
05/04/2015
1 +1−0Izrin Maria18:04:08
05/04/2015
Хорошо. Попытайтесь ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОИЗВОДСТВО чего-либо в к-либо стране. И чтобы окупалось.
После возврата кредитов, оплаты поставщикам сырья и уплаты налогов - можете прибыли ПОРОВНУ разделить со своими рабочими, включая уборщиков.
Каждому свое
у руководителей и собственников производств свои заботы а у обычных людей - свои
0 +0−0Bi Bop21:26:53
05/04/2015
Есть ли будущее у путинизма?
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь