„ | театральные деятели лишь подтвердили свою беспринципность и трусость... | “ |
В Министерстве культуры России 13 марта состоялось общественное обсуждение новосибирской постановки оперы «Тангейзер». Там Минкульт впервые высказал свое мнение по поводу спектакля. Также на заседании присутствовал директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, культурные и общественные деятели, каждый из которых подробно объяснил собственную точку зрения. Среди высказавшихся были президент ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Лермонтов, ректор Новосибирской государственной консерватории Константин Курленя, председатель Синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда, член общественного совета министерства культуры, писатель Святослав Рыбас, народный артист России Николай Бурляев, представитель Центра государственной культурной политики Капитолина Кокшенева, главный редактор сайта «Свободная пресса» Сергей Шаргунов и другие. Однако практически все мнения, прозвучавшие в тот день в здании Минкульта, были одинаковой направленности. Кроме самого Мездрича, никто в защиту оперы не высказался несмотря на то, что на обсуждении присутствовали и сторонники новосибирского «Тангейзера». Стенограмма заседания доступна здесь.
«Лента.ру» решила узнать у деятелей культуры, которые не участвовали в прениях, но присутствовали на обсуждении, что они думают о происходящем.
Константин Райкин, народный артист России, руководитель московского театра «Сатирикон»:
Я не видел этого спектакля, и не привык говорить о том, чего не видел. Было высказано много всякой чуши на этом обсуждении. Достаточно неприятной, с моей точки зрения. Говорили тоже не видя. Это вообще наша давняя российская традиция: не глядя обсуждать. У меня язык не поворачивается говорить о том, чего я не видел. Как минимум надо посмотреть, меня так учили. Как про Пастернака говорили: «Не читал, но осуждаю»? Это те же грабли, совковые замашки.
Меня никто не заставлял приходить на это обсуждение. Меня просто пригласил министр культуры. Я хотел посмотреть, послушать. Я знаю этого режиссера, видел другие его работы, интересуюсь Тимофеем, но эту работу не видел. Он талантливый человек, профессиональный. Не очень приятно, что я чувствую воспаленную атмосферу и кликушество, когда люди ищут, на что бы им обидеться, на что бы им обрушиться. Такая атмосфера сейчас.
Анатолий Смелянский, театральный критик, историк театра, доктор искусствоведения:
По поводу «Тангейзера» все уже высказались. Эта ситуация в любом случае рассосется, поскольку пользу она никому не приносит: ни церкви, ни режиссеру, ни театру, ни верующим. Так и останется бессмысленной зарубкой. Я спектакль не видел, но в данном случае это и не важно, ведь речь идет о самом факте оскорбления верующих, а не о содержании постановки. Я просидел на обсуждении два с половиной часа рядом с Константином Райкиным. Мы молчали, а высказывались в основном церковные деятели. Мне нравится позиция Бородина (Алексей Бородин — руководитель Российского академического молодежного театра —прим. «Ленты.ру»), верующего человека, по этому вопросу: «Если вас что-то раздражает, пойдите и помолитесь за душу грешника».
Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:
Больше того, что написано на сайте министерства культуры, ничего сказать не могу. Я своего мнения там не высказывал, поскольку были более значимые в нашем театральном сообществе люди, которые обладают огромным авторитетом. Никто из них не счел нужным это говорить и вообще там выступать. Почему? Не ко мне вопрос. Я свое мнение изложил в письме в поддержку этого спектакля. Там было сказано, что театральное сообщество должно разбираться само, без помощи прокуратуры и церкви. Мы же не лезем в церковные дела, почему церковь считает для себя возможным лезть в театральные, ну что это такое? Письмо в поддержку спектакля лично я направил. Если кто-то считает, что у режиссера есть проблемы с художественным вкусом, то это решается внутри театрального сообщества, а не при помощи прокуратуры и суда. Вот это ужасно. Все, что было можно сделать с моей стороны и со стороны театра, мы сделали. Почему на этих общественных слушаниях были многие авторитетные художественные руководители театров, народные артисты и никто из них не встал и не сказал ни слова в защиту — это не ко мне вопрос.
Роман Должанский, театральный критик, арт-директор фестиваля NET, заместитель художественного руководителя Театра наций:
Да сколько можно про «Тангейзер»? Все уже сказано и написано. На обсуждении я был как заместитель одного из членов общественного совета, я сам не член совета, поэтому не имел права говорить от другого лица без согласования с ним.
Записала Анастасия Барышева
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
3 +3−0 | Васисуалий Лоханкин | 11:06:18 24/03/2015 |
театральные деятели лишь подтвердили свою беспринципность и трусость... |
2 +2−0 | Алексей Иващенко | 12:41:59 24/03/2015 |
Нынче много обозленных, а интернет дает им возможность выпустить пар |
1 +1−0 | михаил карпов | 17:28:06 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Мы не лезем в ваши церковные дела И вас просим не суйтесь в дела мирские Не суди и не судимы будите Хотя бы тогда когда вам говорят что здесь без вас обойдутся |
1 +1−0 | Алексей Иващенко | 12:29:49 24/03/2015 |
Не должно на оскорблении других получать славу |
1 +2−1 | Александр Пархоменко | 10:55:36 24/03/2015 |
Художник сегодня распят не на кресте своей нравственной муки, духовного поиска, борьбы с собственным несовершенством, а на кресте своих телесных притязаний - похоти, вожделения, обжорства, которым придан статус святых страстей. Изображать себя, как нового святого XX века, распятым на кресте женских гениталий - этого современный интеллигент не постыдится. Тепло, приятно, влажно, уютно - о таком кресте интеллигенция всегда мечтала. (с) |
1 +2−1 | Виктор Череззаборногозадерищев | 10:54:23 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Я скажу культурно. ЗАССАЛИ. |
1 +2−1 | Егорий | 10:07:45 24/03/2015 |
Те-те-те, если журналист ничего не напутал, смелые у нас властители дум, инженеры человеческих душ, творческая, так сказать, интеллигенция. Ни один не посмел сказать в лицо Мединскому - даже не то, что он поступает подло, а просто что так нельзя. Ни один. Ну-с, история повторяется. Только раньше последствием смелости могла быть Колыма или пуля в затылок, а сейчас - отстранение от кормушки. Фарс. |
0 +0−0 | вера королева | 23:50:20 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
болотова, а зачем богу нужна защита? |
0 +0−0 | Грань Фола | 23:38:30 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
» защищать Господа от кощунства. Гордыня, матушка, грех, бог в защите не нуждается. |
0 +0−0 | Gary Golden | 18:28:59 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Вопрос - где именно в сюжете кощунство? Конкретный момент, пожалуйста. |
0 +0−0 | Лариса Болотова | 17:04:30 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Так в заповедях и сказано защищать Господа от кощунства. |
0 +1−1 | Александр Пархоменко | 16:46:52 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Иванченко можно бесконечно критиковать цитированием из массы других принадлежащих ему текстов. Для этого нет необходимости приписывать ему анонимный комментарий к его книге. Но ни одно, ни другое никак не опровергает точность его определения притязаний интеллигенции на уютный крест. |
0 +1−1 | михаил карпов | 16:11:21 24/03/2015 |
Ощущение такое что все боятся православных активистов Каким бы спектакль не был не дело церкви лезть со своими претензиями Я же не говорю им что они туберкулёз распространяют своими зацелованными иконами Мне не нравится я не хожу в церковь И это единственно правильный способ сосуществования Исполняйте заповеди и всё |
0 +1−1 | Gary Golden | 14:31:58 24/03/2015 |
Комментарий удалён. | ||
Большинство оскорбившихся даже сюжета не знают. |
0 +0−0 | Vladimir Kapustin | 12:39:09 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Высер того же автора. |
0 +0−0 | Vladimir Kapustin | 12:38:24 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
"Число 8 действительно одно из важнейших, вот только проявлялось оно в РОДной Традиции в ЛЮБОЙ классической свастике или восьмилучевом Коловрате в Коле" - |
0 +2−2 | Gary Golden | 10:27:43 24/03/2015 |
Эта история - лютейший фарс. Если спектакль запретят - то создастся очень плохой прецедент... |
0 +1−1 | Егорий | 10:09:00 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Положим, Мездрича таки знали. Сейчас, конечно, знают больше, но, в основном, не те, кто пойдет на его спектакли. А вот "биографию" России в очередной раз портят, факт. |
0 +1−1 | Виктор Рыбаков | 09:56:02 24/03/2015 |
Кто бы знал этого Бориса Мездрича?Какую,однако,как Ахматова о травле Бродского сказала, ".....биографию делают нашему рыжему! Как будто он кого-то нарочно нанял". |
-1 +0−1 | Лариса Болотова | 17:57:39 24/03/2015 | ||||||
| ||||||||
И почему это нам нельзя соваться в дела мирские? Мы же в мире живём, как и Вы. И театры ходим, как и Вы. И хотим, чтобы никто никого не обижал. |