Воспоминания о войне

17:59 20/03/2015 Статьи
Воспоминания о войне
Да ,все именно так... Скупые рассказы родителей и все равно перед глазами встают явственно картины прошлого. Как будто сам это видел. Смеющиеся немцы в селе Александровка Николаевской области. Раздающие детям что-то сладкое ,как конфеты. И фотографирующиеся с детьми на руках . А по Южному Бугу плыв...читать полностью

Этот и другие материалы рубрики «Победа» мы публикуем к 70-летию окончания Великой Отечественной. Рубрика устроена таким образом, что рассказать о своих ветеранах в ней может каждый, добавив тем самым собственный фрагмент в мозаику лиц войны. Для этого нужно пройти по ссылке «Победа» и добавить свой рассказ к галерее уже опубликованных личных историй (кнопка справа). Одновременно мы публикуем размышления о войне и Победе тех, кому, на наш взгляд, действительно есть что сказать.

Посвящается немецкому летчику, не убившему мою маму 13 октября 1941 года у деревни Млевичи.

Я помню войну, хотя родился через тринадцать лет после того, как она закончилась. Каждый раз по дороге на дачу, проезжая деревню Млевичи в Тверской области, я вспоминаю немецкого летчика в желтом комбинезоне и черных защитных очках, который, спустившись совсем низко, ниже верхушек старых берез, расстреливал из пулеметов отступающий госпиталь. Чтобы лучше видеть бегущую внизу маленькую девочку, он сдвинул стеклянный колпак кабины, но пули все равно попали в березу, за которой она успела спрятаться. Этой девочкой была моя мама, и я мог бы быть убитым тогда, осенью 1941 года вместе с ней, как и пятеро моих детей, родившихся через полвека.

Мне кажется, что я видел все это своими глазами. Может быть, потому, что совсем маленьким много раз представлял, как это происходило, и эти фантазии заняли в памяти место среди моих собственных детских воспоминаний. Такое иногда случается, и есть даже красивый термин, объясняющий подобный феномен памяти, — псевдореминисценции. А может быть, это просто генетическая память?

Я знаю, как уходил от немцев госпиталь, где работал хирургом мой дед. Немецкие танки перепахивали гусеницами огороды с западной стороны села, а с востока, подбирая по дороге раненых, уходили последние подводы сельской больницы, неожиданно ставшей фронтовым госпиталем. Конечно, об этом мне тоже рассказывала мама, но почему-то я помню, какая в тот день была погода.

Через месяц немцев выбили, и дед опять принялся резать и шить раненых в больнице, которую сам же и построил еще в 37-м году, а мои мама и бабушка вернулись в свой дом. Немцы отступали быстро и не успели почти ничего разрушить и сжечь. Они даже оставили своих тяжелораненых, которые постепенно все замерзли.

Немцы так спешили, что забыли в нашем доме некоторые свои вещи. Я их потом нашел на чердаке: ремень с орлом и надписью Gott mit uns, противогаз в продолговатом металлическом чехле, в крышечке которого был заботливо припрятан презерватив с датой выпуска 22 июня 1941 года. Правда, они все же успели украсть «волшебный фонарь», при помощи которого мой дедушка показывал колхозникам на большой больничной простыне «волшебные картинки» санпросвета о первой помощи при ожогах, вывихах и переломах. Картинки эти я тоже хорошо помню, потому что в семь лет нашел их в сарае и целое лето разглядывал на свет, пока не потерял.

А вот наша собака из дома никуда не уходила и всю оккупацию просидела под кроватью. Когда мама вернулась, Тюльпан, так звали собаку, был еле живой от голода. Вечером он принес и положил на крыльцо оторванную голову молоденького немецкого солдата в примерзшей пилотке. Голову похоронили за домом в осиннике. Мне этого места никто не показывал, но я почему-то всегда точно знал, где именно была зарыта немецкая голова, и ночью на всякий случай далеко обходил это место.

Вот такая странная штука — память. Иногда помнишь то, чего вроде бы и помнить-то не должен. А может быть, вовсе и не странная? И я все правильно помню? И дети мои это помнить должны?

И еще. Когда в прошлом году мюнхенская «Бавария» играла с мадридским «Реалом» в Лиге чемпионов, для меня вопрос за кого болеть не возник. Не люблю я немецкие команды, а вот почему — объяснить не могу. Может быть, тоже память виновата.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(102):

1 234 ... +1
3 +5−2Юрий Сапа13:34:35
21/03/2015
Да ,все именно так... Скупые рассказы родителей и все равно перед глазами встают явственно картины прошлого. Как будто сам это видел. Смеющиеся немцы в селе Александровка Николаевской области. Раздающие детям что-то сладкое ,как конфеты. И фотографирующиеся с детьми на руках . А по Южному Бугу плывут трупы одесских евреев... И те же немцы смеются и показывают друг-другу плывущих.И до самой смерти мама не выносила немецкую речь. " Как собаки гавкают" - это определение у всех ,слышавших ее.
2 +2−0Иван Иванов22:26:49
21/03/2015
Комментарий удалён.
Не всё и даже совсем не всё. Имеется принципиальнейшее различие.
С одной стороны (нацистская Германия) это была идеологическая основа для мотивации ведения войны,
С другой стороны (коммунистический СССР) - неизбежные издержки любой войны (вроде ошибочного огня по своим), с которыми командование КА жёсткими методами боролось.
2 +2−0Иван Иванов21:43:07
21/03/2015
0 +0−0Андрей Сергиенко20:48:23
21/03/2015
А как же слезинка ребенка?
Тут смотря чей это ребёнок.
Почитайте воспоминания жены Солженицина на тему старуха Боннер и слезинка ребёнка (world.lib.ru/l/ljubowx_s/bonner.shtml).
Однажды Елена Боннэр пожаловалась жене Солженицына, что ее дети не могут получить хорошее образование. Наталья Дмитриевна ответила, что миллионы детей в России вообще лишены возможности получить какое-либо образование. Боннэр с возмущением воскликнула: "На...ть мне на русский народ! Вы ведь манную кашу своим детям варите, а не всему русскому народу!"
2 +2−0Андрей Сергиенко20:56:48
21/03/2015
0 +0−0Иван Иванов20:22:04
21/03/2015
Вы не сочиняете? Прямо таки официально участвовали в погромах от имени Российской империи?
Революционеров, понимаешь, за откровенный терроризм и политические и уголовные убийства не расстреливали, а тут за бесплатно мочили всех подряд?
Ректор, который сгоняет студентов на митинг за Путина сгоняют, делает это официально от имени Российской Федерации?

Официально - не участвовали, неофициально - участвовали, закрывали глаза на преступления, координировали погромщиков, живились добром из домов убитых.
2 +2−0Андрей Сергиенко19:35:23
21/03/2015
0 +1−1Dmitry Smirnov19:15:43
21/03/2015
Меняет ли это как то оценку описанных выше событий?
Описанные в статье события хороший повод подумать о том, отчего возникают такие события вообще, и как их предотвратить в будущем. Посыл статьи - немцы нелюди, незабудемнепростим, он дурацкий, пропагандой ненависти можно многих людей превратить в обезьян, неважно немцев или русских.
1 +1−0Alexander Panevin11:34:18
22/03/2015
1 +2−1Akeke Wut20:34:24
21/03/2015
Про сдвинутый фонарь уже его ткнули лицом в ссанину
ну и что фонарь? автор пишет со слов маленькой девочки, своей матери. был сдвинут фонарь, не был, какая разница? мой дед, по пьяни, рассказывал, как их прижали к реке, на голом берегу, и он взмолился, - господи, спаси! открываю, говорит, глаза, а я на другом берегу и на коне. ищите тут историческую правду.
1 +1−0Иван Иванов22:17:05
21/03/2015
0 +0−0Dmitry Smirnov21:56:02
21/03/2015
Я задал простой вопрос, а мне на него все отвечают уклончиво, а он простой. Да - или нет. И про человека всё ясно.
Нет не меняет. Пример из жизни лётчика-космонавта Георгия Гречко ниже в обсуждении имеется.

1 +1−0емён Спокойный21:35:18
21/03/2015
2 +2−0Андрей Сергиенко19:35:23
21/03/2015
Описанные в статье события хороший повод подумать о том, отчего возникают такие события вообще, и как их предотвратить в будущем. Посыл статьи - немцы нелюди, незабудемнепростим, он дурацкий, пропагандой ненависти можно многих людей превратить в обезьян, неважно немцев или русских.
Забыть и простить нельзя, но нельзя и обвинять нынешних немцев в преступлениях их дедов. Если они эти преступления осуждают - они не виноваты.
1 +2−1Akeke Wut20:34:24
21/03/2015
Комментарий удалён.
Про сдвинутый фонарь уже его ткнули лицом в ссанину
1 +1−0Иван Иванов19:45:32
21/03/2015
0 +0−0Андрей Сергиенко19:39:32
21/03/2015
Так их громили, так как считали, что это они революцию разжигают.
Зачем лукавить? Евреев громили не за революцию, а за бабки, что они имели.
В это же самое время крестьяне жгли усадьбы помещиков, надо полагать, не за революционные настроения, хотя революционеров среди дворян имелось немало.
1 +3−2Konstantin Kolos19:07:50
21/03/2015
3 +5−2Юрий Сапа13:34:35
21/03/2015
Да ,все именно так... Скупые рассказы родителей и все равно перед глазами встают явственно картины прошлого. Как будто сам это видел. Смеющиеся немцы в селе Александровка Николаевской области. Раздающие детям что-то сладкое ,как конфеты. И фотографирующиеся с детьми на руках . А по Южному Бугу плывут трупы одесских евреев... И те же немцы смеются и показывают друг-другу плывущих.И до самой смерти мама не выносила немецкую речь. " Как собаки гавкают" - это определение у всех ,слышавших ее.
Я вот тоже как послушую рассказы про наше советское прошлое, сразу встает перед глазами картина страны без социальных проблем, кругом одни накаченные атлеты, в парках сидят интелегенты- в шахматы играют, на заводах работы идут стахановскими темпами и вот уже делегации иностранных представителей встают в очереди что бы купить произведенные в СССР джинсы, автомобили, электронику...
1 +1−0Dasist von Tastisch18:38:42
21/03/2015
-1 +0−1Иван Иванов18:21:30
21/03/2015
С генетической памятью чистопородных арийских славян - это вам к свидомым украм. Мы, по их классификации, угро-монголо-кацапы.

Память поколений есть или нет?
Или так и будем полагаться на капризы министров образования с их видением единой концепции истории страны?
1 +3−2Андрей Сергиенко18:36:23
21/03/2015
3 +5−2Юрий Сапа13:34:35
21/03/2015
Да ,все именно так... Скупые рассказы родителей и все равно перед глазами встают явственно картины прошлого. Как будто сам это видел. Смеющиеся немцы в селе Александровка Николаевской области. Раздающие детям что-то сладкое ,как конфеты. И фотографирующиеся с детьми на руках . А по Южному Бугу плывут трупы одесских евреев... И те же немцы смеются и показывают друг-другу плывущих.И до самой смерти мама не выносила немецкую речь. " Как собаки гавкают" - это определение у всех ,слышавших ее.
Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); по другим данным погибло около 4 тыс., ранено — 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30.

Про это россия вспоминать не будет, потому как тех евреев громили ради скреп и русского мира.
1 +1−0Dasist von Tastisch17:48:58
21/03/2015
Да уж.
Генетическая помять арийски чистых славян - это вам не Фауст Гёте.
Хотелось бы узнать, что помнит автор о гражданской войне, еврейских погромах, монгольском иге и крещении Руси.
В то ведь в учебниках по истории каждый год пишут что-то новое.
1 +2−1Иван Иванов15:36:20
21/03/2015
-2 +1−3Hans-Joachim Gl?ckner13:53:22
21/03/2015
Я так панимайт, что немецкий пиво, немецкие авто и бытовая техника аффтар тоже на дух не перносит..
Ну так ты живя в СССР, наверное, советское бесплатное образование люто ненавидел, и советских врачей и советские продукты из магазинов?
0 +0−0Петр Каменченко00:48:55
23/03/2015
0 +0−0Alexander Panevin17:29:38
22/03/2015
обманули вы меня петр. уже 2 раза попытался разместить с овоего деда в победе. а, нет его там!
Ссылка на pobeda70.lenta.ru
а это не ваш ли родственник?
да вы тут с комсомольским значком как хорошо получились!
0 +0−0Alex Alex23:52:50
22/03/2015
0 +0−0Alexander Panevin06:10:09
22/03/2015
я знаю, как на ленте любят "историческую правду". я тут, в проекте победа, попытался разместить инфу о своем деде. о том, что герой, о том что орденоносец. только я еще всю правду добавил. о том, как он пил, о том как бил бабку и детей. о том, как умирал матом на моих глазах. не прошла историческая правда. вам нужна правда гламурная, а реальная не проходит.
Обязательно узнайте и опубликуйте когда у вашей матушки был первый секс. Как, с кем и в каких формал она она гуляла до свадьбы. Это тоже историческая правда.
0 +0−0Alex Alex23:40:10
22/03/2015
1 +2−1Akeke Wut20:34:24
21/03/2015
Про сдвинутый фонарь уже его ткнули лицом в ссанину
Уймись, убогий.
0 +0−0Alexander Panevin17:29:38
22/03/2015
0 +0−0Петр Каменченко09:49:49
22/03/2015
я прочел все приходящие на сайт истории, такой там не было. Пошлите еще раз, и я обещаю, мы непременно ее опубликуем с вашей и вашего деда фотографией. В конце концов это ваш личный выбор, что именно вы хотели бы рассказать стране о своем дедушке.
обманули вы меня петр. уже 2 раза попытался разместить с овоего деда в победе. а, нет его там!
0 +0−0Андрей Сергиенко15:04:01
22/03/2015
0 +0−0Dmitry Smirnov22:12:25
21/03/2015
Я задал простой вопрос, а мне на него отвечают уклончиво или помалкивают, а он простой. Да - или нет. И про человека всё ясно. Что до тех немцев, нынешних.. Я не про них спрашивал и рассказ не о них. Рассказ о травме, которая передаётся из поколения в поколение. С погибшими родственниками, с пожелтевшими похоронками, с демографической ямой, про которую враг периодически нам шепчет, что вымираем мол.. И не о "ДЕДЫ ВОЕВАЛИ" речь.. у многих - родители и ближайшие родственники. Мне бабка про Врангеля частушки пела смешные слов нет, и мне он вроде как свой, а вроде как и враг, тут нет ответа, была гражданская война. А в описанном случае - ответ есть и он чётенько делит людей на наших и не наших. Вот я и спросил, ты с кем? Молчит боец.
Боец - это я? Отвечаю. Я за человеков и против обезьян. Хотя мои дедушка и бабушка воевали, я не могу ненавидеть за это сегодняшнюю Германию, так как там успешно вернули обезьян к человекам, а вот в России успешно идет обратный процесс.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь