„ | Я не Дмитрий, но во первых конц. лагеря придумали не большевики. Во-вторых, нацизм был осужден нюрнбергским трибуналом. А СССР нет. В третьих, какая бы ни была, эта наша история. Французы например используют лозунг «Свобода, равенство, братство» и не вопят о том, что это лозунг проклятого большевика Робеспьера. | “ |
16 марта в Риге состоялось очередное шествие, посвященное памяти латышских дивизий СС. В нем принимали активное участие не только выжившие ветераны латышских дивизий вермахта, но и новая смена латвийских праворадикалов. Эта акция проводится в центре латвийской столицы с 1990-х годов, вызывая постоянные протесты российского МИДа и международных антифашистских организаций. Однако максимум, чего удалось добиться за долгое время, — это отмена торжеств в честь годовщины начала боев латвийских войск СС против наступающей советской армии на государственном уровне (а так было в 1998-1999-м) и участия в «праздничных» мероприятиях представителей правительственных структур Латвии.
Как уверяют праворадикалы, латышские легионеры СС не преступники, а «борцы с большевизмом». Эта пропаганда успешно срабатывала как на Западе в годы холодной войны, так и в бывших советских республиках, в перестройку и позже. В нулевые, по словам рижских нацболов, к колонне чествователей ветеранов СС порой прибивались и русские бритоголовые неонацисты, дабы продемонстрировать свое «единство в борьбе за белую расу». В 2012-2013-м с аналогичной мотивацией приезжавшие из России ультраправые участвовали и в маршах памяти эсэсовской дивизии «Галичина» во Львове, а в прошлом году они же вступали в ряды украинского карательного батальона «Азов».
«23 апреля 1944-го пришлось мне быть в деревне Морочково. Вся она была сожжена. В погребах хат жили эсэсовцы. В день моего прибытия туда их должна была сменить немецкая часть, но мне все-таки удалось поговорить на латышском языке с несколькими эсэсовцами, фамилии коих не знаю. Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребенных, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: "Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских"». Это цитата из доклада офицера по особым поручениям Русской освободительной армии поручика Балтиньша, поданного 26 мая 1944 года представителю генерала Андрея Власова в Риге и опубликованного в 1955-м в белоэмигрантском журнале «Часовой».
В документальном фильме «SB: Особое обращение», выпущенном в 2014 году фондом «Историческая память», сообщается, что эти карательные операции на Псковщине производились 321-м полицейским латышским батальоном под командованием капитана Фрициса Межгрависа. В мае 1944-го он откровенно заявил: «Здесь наши батальоны и отряды поработали неплохо, русские долго будут вспоминать Прибалтику. Их следует не щадить, а уничтожать всех до единого». В марте 1945 года возглавляемая Межгрависом полицейская часть, как и ряд аналогичных ей, вошла в 15-ю гренадерскую дивизию Ваффен СС (она же — «первая латышская»).
Не скрывают подобных настроений наследники латышских эсэсовцев и в наши дни. «Мы знаем, где находится наш враг, — говорил в 2012 году представитель делегации Латвии в местечке Синимяэ в Эстонии, где в 1944-м была "битва европейских СС" с Красной армией. — Он никуда не пропал, он, как Троянский конь, живет в [наших] городах и деревнях. Мы должны сказать русским, что мы готовы к борьбе».
Сходные взгляды и у праворадикалов в других прибалтийских республиках. «Хороша Литва без русских!» — этот лозунг звучит на марше скинхедов и активистов правых партий в Вильнюсе каждый год 11 марта в День независимости. С 2010-го на марше латышских эсэсовцев в Риге присутствует и делегация «соратников» из Литвы.
В этом году марши прибалтийских неонацистов неожиданно актуализировались ввиду событий в Украине. На шествии в Вильнюсе неделю назад, во-первых, перед колонной несли баннер, где герб Литвы сплетался с украинским трезубцем, а за ним реяли черно-красные флаги ОУН-УПА, используемые ныне запрещенным в России «Правым сектором». Шествовавшая по улицам литовской столицы многотысячная толпа скандировала не только «Литва для литовцев», но и «Слава Украине!». А заместитель председателя латышской партии «Национального объединения», которая много лет выступает организатором маршей в Риге, Янис Домбрава 15 марта этого года опубликовал на сайте партии статью, где современный Донбасс сравнивается с Прибалтикой эпохи Второй мировой войны: «Украине необходимо оружие, чтобы противостоять Вооруженным силам России. Похожая ситуация была в 1940-1941-м в странах Балтии. Нашим народам нужна была военная помощь, чтобы они могли сражаться против СССР. Такая возможность появилась в 1941 году, когда Германия начала войну против Советского Союза».
Проукраинская и антироссийская активизация прибалтийских радикалов сопровождается усилением воинственной риторики и на уровне лидеров этих республик. Так, 4 марта президент Литвы Даля Грибаускайте заявила: «Рядом с нашими границами изменилась геополитическая ситуация, мы поняли, что угроза очень реальна… Соседи стали мало прогнозируемыми, я имею в виду Россию». 5 марта министр обороны Латвии Раймонд Вейонис написал в своем Twitter-аккаунте: «Ситуация на Украине показывает, что Россия решила быть нашим врагом». В тот же день находившийся с визитом в Вильнюсе главнокомандующий Вооруженными силами Польши генерал Мечислав Гоцул заметил по итогам встречи со своими коллегами из литовского Генштаба: «Нет никаких сомнений, что Вооруженные силы и Литвы, и Польши готовы… к плохой погоде, а эта плохая погода — прежде всего "зеленые человечки"».
Точно так же как антисоветская истерия в годы холодной войны позволила прижиться на Западе эсэсовцам и расцвести пышным цветом доморощенным нацистам, сейчас она и подпитывает, и пытается в какой-то степени даже опереться на праворадикалов в странах Прибалтики. Ведь в их рвении в борьбе с «русской угрозой» сомневаться не приходится. В случае чего они готовы сыграть роль местного «Правого сектора», дабы «указать место» русскоязычному пророссийски настроенному населению.
А сопротивление самих русских в Прибалтике возрождению неонацизма в его самых бесчеловечных и кровавых формах времен Второй мировой войны пока, увы, выглядит весьма слабым. Точно так же, как и на Украине до Евромайдана, в противовес тысячным маршам праворадикалов проводятся в лучшем случае пикеты-флешмобы с показом картинок о зверствах кумиров националистов в 40-е годы или уборкой за ними улиц под лозунгом «Дезинфицируем город от нацистов». Выглядит все это очень жалко. «Вот уж "молния", которая не жжет и не поражает», — писал в 1901 году Василий Розанов по поводу решения Синода Русской православной церкви об отлучении Льва Толстого от церкви.
Сегодня в Германии любая демонстрация неонацистов сразу упирается в более многочисленную демонстрацию их оппонентов, готовых и к силовым столкновениям. Нечто подобное наблюдалось в Киеве в 2005-2006 годах во время первых маршей Украинской повстанческой армии — контракции пророссийских и левых сил были куда многочисленнее, участники блокировавших подходы к центру антифашистских колонн состояли из крепких мужчин и спортсменов. Остается надеяться, что активизация прибалтийских неонацистов при откровенном покровительстве властей рано или поздно приведет к противоположному результату — новому пробуждению самосознания и самоорганизации местного русского населения.
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
9 +9−0 | lustramentum | 11:24:29 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Я не Дмитрий, но во первых конц. лагеря придумали не большевики. Во-вторых, нацизм был осужден нюрнбергским трибуналом. А СССР нет. В третьих, какая бы ни была, эта наша история. Французы например используют лозунг «Свобода, равенство, братство» и не вопят о том, что это лозунг проклятого большевика Робеспьера. |
8 +8−0 | lustramentum | 11:47:44 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
А вы объясните мне почему они не ходят с плакатами типо: «Нет СС, нет СССР, только свободная демократичная литва»? |
8 +8−0 | сергей амплеев | 11:32:34 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Идеология нацизма подразумевает физическое уничтожение целых народов во имя торжества юберменьшей. В идеологии коммунизма вообще нет и никогда не было задач по уничтожению людей. А та восточная деспотия, которую построил кровавый грузин на территории СССР, к классическому марксовому коммунизму отношения не имеет вообще. |
8 +9−1 | сергей амплеев | 11:26:39 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Концлагеря придумали англичане во время англо-бурской войны. Идеология и практика нацизма, а также СС, как организация, юридически признаны преступными в ходе международного Нюрнбергского трибунала. Идеология и практика коммунизма не осуждена юридически нигде и никем. Все остальное - сотрясение воздуха. Вот где логика. |
7 +7−0 | Елена Тарасенко | 12:05:09 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Ну, как мне представляется - это детали... Если говорить глобально - одна идеология подразумевает всеобщее равенство, другая - абсолютное неравенство - причём по именно по этническому признаку... |
7 +7−0 | Dmitry Smirnov | 12:03:08 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Запретить реализовать своё чувство неполноценности и мести вам никто не может, но помните, реакция будет обязательно. Хотя, начать я советую с посещения психиатра, вдруг поможет. Только не бейте его молотком. |
7 +7−0 | Елена Тарасенко | 11:54:05 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Марксизм отнюдь не призывал к уничтожению по социальному признаку, да и и идеология коммунизма к этому тоже не призывает - речь всегда шла об уничтожении классов как социальных институтов, и не подразумевала обязательное уничтожение представителей этих классов... Тогда как идеология нацизма изначально базировалась именно на физическом уничтожении представителей отдельных "низших" этнических групп, т.е. попросту говоря - геноциде... Разницу ощущаете, не?... |
7 +7−0 | lustramentum | 11:52:16 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Коммунизм предполагает отсутствие эксплуатации человека человеком. И равное распределение общественных благ. Я не коммунист (я полагаю, что это утопия). Но рабство — это не коммунизм. Рабство — это владение человека человеком, как собственностью, а идеология коммунизма отрицает частную собственность. Так что вот так. |
7 +7−0 | lustramentum | 11:50:22 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Заметьте в рамках оффтопа. Как «нерабское» мышление клишировано. Вот сказали людям, что Гитлер и Сталин один хер, нацизм и большевизм один зер, и Попки повторяют это как мантру. |
7 +8−1 | сергей амплеев | 11:46:38 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Не занимайтесь демагогией. Коммунизм - идеология всеобщего равенства и счастья, нацизм - идеология расового и национального превосходства. |
7 +8−1 | Dmitry Smirnov | 11:09:17 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
"Я спросил у одного из них, почему вокруг деревни лежат трупы убитых женщин, стариков и детей, сотни трупов непогребенных, а также убитые лошади. Сильный трупный запах носился в воздухе. Ответ был таков: "Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских"». Это цитата из доклада офицера по особым поручениям Русской освободительной армии поручика Балтиньша, поданного 26 мая 1944 года представителю генерала Андрея Власова в Риге и опубликованного в 1955-м в белоэмигрантском журнале «Часовой»." Женщины, дети, старики.. и их не хоронили даже из гигиенических соображений, в назидание. но попытка оправдаться - хорошая, продолжайте в том же духе |
6 +6−0 | сергей амплеев | 11:29:49 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Полагаете, что преступления сталинского режима как-то оправдывают запредельные, нечеловеческие преступления нацистов? |
5 +5−0 | а б | 16:17:12 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
К ним претензии не в связи с тем, что они убивали солдат противника, а в свящи с тем что они убивали мирных жителей, причем елали это целенаправленно. Кроме того они (легион латышских СС-овцев) унитожали евреев в прибалтике. СВОИХ евреев, а не скажем евреев из Бедаруси. Кого завоевали латшские евреи? |
5 +5−0 | Alexey Rodin | 14:50:01 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Вы не читаете аргументов собеседника, это я уже заметил. Я родился в Литве. Куда вы предлагаете мне "возвращаться"? У меня нет пасспорта другой страны. Отец ребенком оказался в литовском концлагере во время войны. Это - как раз результат геноцида русских. И к большевикам теплых чувств не испытываю - прадеда расстреляли в годы сталинских репрессий. Но на одну доску большевиков и фашистов не ставлю. Более миллиона жителей Литвы (большинство трудоспособного населения и примерно 95% из них - этнические литовцы) сбежали из Литвы за годы независимости. Видимо, прислушались к вашему совету. |
5 +5−0 | Alexey Rodin | 13:30:59 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
В ходе "национально-освободительной" борьбы в Литве были зверски уничтожены почти 200.000 евреев. Чинимым литовскими фашистами зверствам удивлялись даже немецкие фашисты, но и не препятствовали геноциду. И да... Предвидя уже реакцию... Я русский до 7-го колена, гражданин Литвы. |
5 +5−0 | Киря | 13:06:05 18/03/2015 |
Нас (русских европейцев) в Литве сразу пересажают всех, я за коммент в поддержку Домбаса на местном новостном портале delfi.lt, получил предупреждение от начальства (работаю на гос предприятии, инженер), мне просто он сказал *Ты не в той стране живёшь, что бы их поддерживать, аккуратнее*. Если мы хоть раз устроим что то типа демонстрации, то думаю балтийские лагеря утилизации русских не заставят себя ждать...такие дела... |
5 +5−0 | Елена Тарасенко | 12:06:15 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Отличный бассейн! Те, кто его помнят, плачут горькими слезами, что сейчас на этом месте стоит такое уродство... |
5 +5−0 | lustramentum | 12:06:14 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Тут спорить я не буду. Хотя, если честно, как я понимаю, идея национализма людям ближе идеи коммунизма. |
5 +5−0 | lustramentum | 12:02:28 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Странным образом тогда мои родители оказались в Москве, будучи оба из крестьян. |
5 +6−1 | Dmitry Smirnov | 11:48:44 18/03/2015 | ||||||
| ||||||||
Да, конкретно - я победил. Я жив потому, что , конкретно мои родственники воевали и погибли, были в концлагере, у меня нет дяди, потому, что его убил какой то СС совец, конкретно. И я есть, потому что мы - победили. И общие слова о том, что большевизм плохо и потому убивать русских хорошо вызывают у меня конкретно такую же реакцию, как у моего спокойного пацифиста деда. Он в таких случаях молча шел в сарай и брал ружьё и стрелял, сначала в воздух, чтоб было понятно. Я это видел и этот образец мужского поведения мне очень близок. Поступаю так сам, это эффективно и очень доходчиво. |