О Локотской республике — забыть

10:21 09/03/2015 Россия
О Локотской республике — забыть
Вся Брянская область - величиной с Бельгию . Каким образом Брасовский район размером с Бельгию оказался ? Автор , ты плохо готовился !

Среди оккупированных нацистами территорий особо выделяются несколько районов Брянской области, объединенных гитлеровцами в так называемую Локотскую республику — административное образование, наделенное немецкими властями некоторой автономией. «Лента.ру» поинтересовалась, как в поселке Локоть готовятся отметить 70-летие Победы.

На краю бывшего пустыря в поселке Локоть Брасовского района Брянской области обосновалась система «Град». В чистом поле, примыкающем к новой школе и давнему детскому саду «Гномик», помимо «Града», — батальонный миномет, две гаубицы и дивизионная пушка. Пустырь у детских учреждений несколько лет назад решили заполнить боевой техникой военных и послевоенных лет. Так и сделали — силами воинов-интернационалистов и ветеранов локальных войн. Техника пришла из области: регион связался с Минобороны, получил экспонаты. Плюс однодневный заработок местных жителей — «сугубо добровольно», уверяют в администрации, — на благоустройство.

Еще одна пушка — тоже гаубица, М-10 образца 1941 года — стоит чуть поодаль в сквере Артиллеристов. Пять лет назад ее обнаружил поисковик Виктор Забзин из здешнего отряда «Искатель» — как явствует из таблички, «в районе поймы реки Зевры в окрестностях поселка Локоть». Пушка редкая, состояние великолепное. «Чуть подкрасили — и на постамент. Даже шины "родные" не истлели, — объясняет Елена Казакова, отвечающая в районе за работу с ветеранами и подготовку к 70-летию Победы. — Только пришлось поторопиться, а то могли бы с пушкой попрощаться: охотников на нее было много — и в Брянске, и выше». Гаубицу установили в сквере, «еще комсомолом разбитом». Теперь к пушке приезжают свадебные церемонии.

Есть еще монумент партизанам и подпольщикам около автостанции — недавно отреставрированный, выкрашенный в золото и постоянно обихаживаемый: чуть снег — пять-шесть дворников тут как тут. И шесть бюстов Героев Советского Союза, полукругом выстроившихся на постаментах справа от дома культуры им. А.П. Менякина — единственного локотского очага досуга, если не брать в учет кафе «Нерусса», названное по реке. На полукруге Героев для уборки снега достаточно двоих земляков, и они тоже есть.

Количество мемориалов и качество отношения к ним показательно. Тем более что в годы гитлеровской оккупации здесь была Локотская республика, учрежденная нацистами для местного населения в качестве эксперимента — чтобы с пользой для Третьего рейха провести время до окончательного решения русского вопроса. Еврейский, кстати, был решен в обычном ключе: более 250 человек расстреляны местной полицией.

Республика, сложившаяся вокруг поселка с населением в 11 тысяч человек на нескольких районах размером примерно с Бельгию, — давний повод для разговоров о так называемой «третьей силе», некоем русском сопротивлении Сталину и Гитлеру одновременно. Почти десять лет назад в 2006 году «Парламентская газета» опубликовала развернутую апологию коллаборационизма по-брянски: «Уникальность Локотской республики заключается в том, что она своим примером дала четкий ответ, обозначив альтернативу выбору, стоявшему перед россиянами в 1941-1945 годах: что делать, с кем идти, как идти? Оказалось, что даже в условиях войны можно жить по-человечески — только без сталинистов на своей шее. Жизнь Локотской республики — ярчайший тому пример!» В результате последовавшего скандала главный редактор «Парламентской газеты» покинул свой пост. Вопросы, однако, остались. Главный из них — о какой «третьей силе» может вообще идти речь.

Формальных признаков самостоятельности было немало. Здешние полицейские формирования — по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч человек — именовались «Русская освободительная народная армия» (РОНА), а на территории республики действовали органы местного самоуправления. Социально-экономическая независимость (не касавшаяся поставок зерна, скота и трудовой силы в рейх), советский рубль в качестве параллельной валюты, собственные судебные органы, иногда каравшие высшей мерой и венгерских солдат, подвизавшихся при оккупационных силах.

В основном, правда, стреляли, вешали и жгли своих за связи с партизанским подпольем. Исторический прототип недавнего телесериала «Палач» Тонька-пулеметчица, Антонина Макарова, казнившая до полутора тысяч человек и пойманная через много лет после войны, орудовала именно в этих местах. Всего же за годы «самоуправления» здесь убили более десяти тысяч человек — партизан, сочувствующих и попавших под какую-нибудь карательную операцию.

Соответственно, и с коллаборационистами здесь боролись не на жизнь, а на смерть. Первый обер-бургомистр республики Воскобойник был застрелен партизанами. Его сменщик — начинавший нацистскую карьеру в Локотском самоуправлении бригадефюрер СС Бронислав Каминский — позже прославился в Варшаве при подавлении восстания. Настолько, что при первом удобном случае гитлеровцы сами отправили его в расход. Воистину, «из гестапо его выгнали за жестокость». В 2005 году, к слову, оба были причислены к лику святых «гитлерославцами» — «русской катакомбной церковью истинных православных христиан».

В Локоте же и окрестностях нацистский управленческий эксперимент продолжался почти два года до наступления Советской армии в августе 1943-го. Последних антисоветских «партизан» тут переловили только к пятидесятым. Правда, еще есть поселковая легенда о студенте техникума — «не здешнем, из области», — в шестидесятые годы вывесившем на всеобщее обозрение флаг рейха. То ли на стадионе, то ли у памятника Ленину, то ли даже и там, и там — пока не поймали.

«Мы не вспоминаем об этом периоде, — отрезает обычно добродушный заместитель главы администрации Брасовского района Николай Гинькин. — Народ наш в этом не заинтересован. Республику навязали нам фашисты. Это, согласитесь, некоторое, будем так говорить, пятно на нашей истории. Его надо смывать делами, работой. Мы это и делаем».

На официальном сайте хронология Брасовского района обрывается в 1936 году — переносом административного центра из села Брасово в поселок Локоть. С одной стороны, попытка спрятаться от собственной истории — едва ли лучший путь для усвоения ее уроков. С другой же, даже в менее концентрированном виде послевоенная совместная жизнь ветеранов и предателей, а особенно потомков тех и других выдавала самые причудливые сюжеты. Одни и те же фамилии на деревенских досках почета и в уголовных делах изменников Родины не были редкостью вплоть до восьмидесятых. Даже не хочется представлять, что и как переплелось здесь, в Локоте и окрестностях.

Во всяком случае, как говорят в районной администрации, десятилетиями ни одна попытка установить в поселке и вокруг него достойный памятник, связанный с Победой, элементарный танк на постаменте например, успеха не имела. Только казенные стелы, только обязательная программа и не более того. Неудивительно, что в брешь, пробитую гаубицей Виктора Забзина, военная техника хлынула потоком. «Мы памятников за последние годы понастроили нормально, — докладывает Николай Гинькин. — Может, потому именно здесь все случилось, что Брасово — усадьба Романовых?»

Краеведческий музей, где главным — Семен Бобков, занимает одну продолговатую комнату в Локотском доме культуры. Все периоды (кроме оккупации) — вперемешку, как это бывает при малом пространстве и большом желании работать. Семену около тридцати, не женат. Его мать Галина — здесь же, экскурсоводом. Рассказывая об усадьбе, Галина особое внимание уделяет морганатической супруге великого князя Михаила Александровича, позднее застреленного чекистами в Перми, — Наталье Шереметьевской-Вульферт, обнаруживая в истории этой любви незаурядный сериальный потенциал. После чего показывает выставленные здесь же собственные фото георгинов, автопортрет на крыльце и «казака Семена», одетого в соответствующую зимнюю форму.

Сам Семен способен увлекательно поведать о фронтовой, смастеренной из снарядной гильзы кружке, владельца которой нашли аж в Самарской области — не успев, правда, на каких-то полгода. Но главная его драгоценность — книга «Итоги поисков» с гербовой печатью музея: почти триста солдат Великой Отечественной, запросы по которым обработаны силами школьников из поискового отряда «Правнуки Победы». Семен им руководит и по праву гордится.

Дом культуры, где расположен музей, носит имя Алексея Менякина. Ослепший в младенчестве Менякин освоил баян и с первых дней войны просился на фронт — хотя бы в культбригаду. В конце концов ему удалось устроиться в госпиталь и играть там для выздоравливающих. Однажды, по воспоминаниям, записанным со слов Менякина местным литератором Геннадием Белоусовым, к баянисту подошел батальонный замполит Коротков.

«Завтра утром на нашем участке фронта начнется большое наступление, — обратился замполит. — Я хочу предложить тебе, Алеша, поедем со мной на передовую. Когда закончится артподготовка и немцы еще не успеют опомниться, мои бойцы ринутся в атаку. Ты в это время встанешь из окопа и "рванешь" на баяне "Интернационал". Знаешь, как это вдохновит атакующих воинов!»

Менякин с радостью согласился. Однако начальник госпиталя полковник Дельдаров, как гласит локотская летопись, отправил слепого баяниста обратно к раненым: «Сейчас для них хорошая песня — лучшее лекарство». Политрук уехал и в том бою был убит. В Локоте по факту, не рассуждая, помнят и его, и полковника медицинской службы. А более всего — самодеятельного автора Алексея Менякина, вернувшегося в Локоть и в почете за свои песни дожившего до времен новой России.

В остальном же все в Локоте штатно, и даже более чем. «На третьем-четвертом месте по области стабильно идем уже семь-десять лет», — информирует замглавы администрации Гинькин об успехах Брасовского района. Зерно — более 70 тысяч тонн в прошлом году и мясо под 5 тысяч. Достраивают еще один детский сад, в пару к «Гномику» — тем самым закрывая соответствующий майский указ. Всем ветеранам дали жилищные сертификаты, успев задолго до юбилея, а также организовали дополнительную медицину и прочие блага.

А поисковики — коллеги Виктора Забзина, которому недавно перепал для реставрации легковой «форд» конца 1920-х, — в болотах обнаружили самолет. Вроде бы советский и в хорошем состоянии. Не исключено, что будут найдены останки пилота и возвращено имя еще одного пропавшего без вести воина Великой Отечественной. Но пока поисковики в подробности не вдаются, чтобы не навести мародеров.

Если все удастся, одним памятником в Локоте станет больше. Возможно, здесь так и вправду честнее и легче.

Брянская область — Москва

Юрий Васильев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(96):

1 234 ... +1
8 +9−1Игорь Козлов11:31:27
09/03/2015
Вся Брянская область - величиной с Бельгию . Каким образом Брасовский район размером с Бельгию оказался ? Автор , ты плохо готовился !
7 +10−3slishkom izvestno11:23:09
09/03/2015
3 +11−8VazhnoLi Eto10:57:25
09/03/2015
"В Локоте же и окрестностях нацистский управленческий эксперимент продолжался почти два года до наступления Советской армии в августе 1943-го. Последних антисоветских «партизан» тут переловили только к пятидесятым. Правда, еще есть поселковая легенда о студенте техникума — «не здешнем, из области», — в шестидесятые годы вывесившем на всеобщее обозрение флаг рейха."

Вот и сейчас по той же схеме, используя либерастов и нациков с символикой третьего рейха, уж очень хотят наши западные "партнеры" нарезать Россию мелкими, хорошо управляемыми, фашиствующими республиками... Годы идут, а суть не меняется...
"Партнеры" уже давно распространили локотский опыт на масштаб всей России. А клоунов со свастиками заряжают, чтобы отвлечь население от осознания этого факта.
5 +5−0Stagger Lee11:05:42
09/03/2015
"россияне" автар жги!!!))
4 +7−3Emelian Emelianov12:27:57
09/03/2015
Что за разжигание нафталиновых страстей? Брянщина - партизанский край, немецкие захватчики более 70 лет как изгнаны, их приспешники понесли наказание. Никаких маршей полицаев не проходит, заповедника бандерлогов нет.
4 +7−3slishkom izvestno11:24:58
09/03/2015
4 +6−2Игорь Пахарьков10:37:34
09/03/2015
"обозначив альтернативу выбору, стоявшему перед россиянами в 1941-1945 годах" я офигеваю, дорогая редакция, и такие кадры появляются у вас в местечковых газетах? Да "россияне" образца 1941-1945 гг это все равно что протоукры выкопавшие Черное море - т.н. бред воспаленного сознания, вызванного или некачественной водкой или заболеванием... размягчением например...
Ничего, еще поколение - и такие протезы колониального агитпропа перестанут резать глаз. Полосатые ленточки вместо кумача уже не режут, примелькались.
4 +6−2Игорь Пахарьков10:37:34
09/03/2015
"обозначив альтернативу выбору, стоявшему перед россиянами в 1941-1945 годах" я офигеваю, дорогая редакция, и такие кадры появляются у вас в местечковых газетах? Да "россияне" образца 1941-1945 гг это все равно что протоукры выкопавшие Черное море - т.н. бред воспаленного сознания, вызванного или некачественной водкой или заболеванием... размягчением например...
3 +11−8VazhnoLi Eto10:57:25
09/03/2015
"В Локоте же и окрестностях нацистский управленческий эксперимент продолжался почти два года до наступления Советской армии в августе 1943-го. Последних антисоветских «партизан» тут переловили только к пятидесятым. Правда, еще есть поселковая легенда о студенте техникума — «не здешнем, из области», — в шестидесятые годы вывесившем на всеобщее обозрение флаг рейха."

Вот и сейчас по той же схеме, используя либерастов и нациков с символикой третьего рейха, уж очень хотят наши западные "партнеры" нарезать Россию мелкими, хорошо управляемыми, фашиствующими республиками... Годы идут, а суть не меняется...
2 +2−0papa smurf03:49:55
10/03/2015
4 +6−2Игорь Пахарьков10:37:34
09/03/2015
"обозначив альтернативу выбору, стоявшему перед россиянами в 1941-1945 годах" я офигеваю, дорогая редакция, и такие кадры появляются у вас в местечковых газетах? Да "россияне" образца 1941-1945 гг это все равно что протоукры выкопавшие Черное море - т.н. бред воспаленного сознания, вызванного или некачественной водкой или заболеванием... размягчением например...
Вы считаете, что в 1941 не было Россиян? Это почему? Даже если не считать СССР одним из этапов существования России (а по сути так и есть), то РСФСР-то существовала вполне официально, и уж её жители точно назывались россиянами.
2 +2−0Боб Марля23:34:28
09/03/2015
0 +5−5Артем Невацкий14:59:15
09/03/2015
По сценарию кремлевских историков,только украинцы были на службе у вермахта. А еще забыли про кубанских казаков,которые вырезали украинские города и села,про кавказцев,про калмыков. Но пишут только про украинцев!
кстити, ты прав, особенно на кубани в новочеркасске распологался штаб таких казачков, подчинялись напрямую СС и носили - "восточные награды", в т.ч. с георгиевскими лентами, факт! погуглите если интересно...
2 +2−0Мохаммед Зиад22:42:51
09/03/2015
Была такая республика, бабуля мне рассказывала..., только даже в Локти народ разделился- половина была в партизанах, а половина- так сказать- сотрудничала. Да только там рядом Навлинский район- 99,9% ушли в партизаны, и воевали как положено, чтобы не углубляться. А то, что до 50-х ловили полицаев- брехня, не было такого. На Брянщине фашисты почти все деревни дотла сожгли, иногда вместе с жителями....
2 +2−0алехандро вастес21:56:21
09/03/2015
0 +1−1Лариса Стародубова21:44:47
09/03/2015
Не скромничайте.. Представители российских спецслужб там тоже были..
Что касается "печенек"..
Они хоть печеньки принесли.. А что вы принесли нашей стране? Грады.. Ураганы.. "добровольцев"...
Унесли Крым..
Так что лучше?
Интересно.. если я вас печенькой угощу - вы тоже измените свои политические воззрения? "Каждый судит по себе?!"...
А что вы принесли нашей стране? ... О! Какой типично свидомый подход! а фамилия у тебя вроде вполне себе русская..
Путин правильно сказал, 23года спонсировали вас дешёвыми кредитами, дешёвой нефтью и газом. Куча ваших предприятий получала заказы от российской промышленности. А ведь ещё несколько лет назад заговорили о импортозамещении. Но, ведь верили, что братья. А братья сосали денежки на Ан-70 а самолёт годами в небо не поднимался.
Унесли Крым, говоришь? а ты в том Крыму была, с людьми разговаривала? я вот, был. И как в одной популярном видео мужик сказал, "моего сына учили алгебре не мове. А нахyя ему та мова, если на ней никто в Крыму не разговаривает??"
а нацистиские лозунги у вашей молодёжи уже подзабыли? "москаляку на гиляку!" и "Крым буде украинским або безлюдным!" забыли уже?? кто их таких ублюдков воспитал??
Вот это видео снято задолго до майдана и Крым. Кто таких ублюдков вырастил??
2 +3−1VazhnoLi Eto18:38:03
09/03/2015
0 +3−3[email protected]16:15:07
09/03/2015
Эх, если бы все соединились с немцами, то сейчас о коммуняках вспоминали бы как о кратковременном явлении в истории.
и не только о коммуняках, и о славянах, и о евреях, и еще много о ком ... тоже бы остались только воспоминания...
2 +6−4vinnyvan15:29:52
09/03/2015
0 +5−5Артем Невацкий14:59:15
09/03/2015
По сценарию кремлевских историков,только украинцы были на службе у вермахта. А еще забыли про кубанских казаков,которые вырезали украинские города и села,про кавказцев,про калмыков. Но пишут только про украинцев!
«По сценарию кремлевских историков,только украинцы были на службе у вермахта»

Цитату хоть одного "кремлёвского историка".
Про украинцев и прибалтов пишут, потому что те сами коллаборантов героизируют.
2 +3−1Emelian Emelianov14:46:02
09/03/2015
Комментарий удалён.
И как понимать этот пассаж про песню? Да, она не фольклорная. И что? Недостатка в открытых источниках по брянским партизанам нет. А тыкать приятелям своим будешь.
2 +3−1григорий чарнота11:23:21
09/03/2015
тонька пулеметчица, тоже забыть?
Картинка на s00.yaplakal.com
1 +1−0Vadims Magomedovs12:21:49
10/03/2015
0 +1−1Dasist von Tastisch11:33:25
10/03/2015
Какие-то мутные статейки стали появляться.
Не иначе, как к 9 мая.
А как было благостно раньше."Если завтра война,если завтра в поход","Артиллеристы, Сталин дал приказ ". "Братья и сестры...".А тут понимаешь:коллаборационисты целыми поселениями ,3 миллиона пленных,папртизанское движение не такое и народное. Усложнили все.Как теперь молодому поколению рассказывать?Раскулаченные не очень охотно поначалу оборонялись., партизаны не очень здорово хотели партизанить.Некоторые предпочитали партизанить ,но не на передовую.
1 +1−0Владимир Ковалев11:01:58
10/03/2015
2 +2−0Боб Марля23:34:28
09/03/2015
кстити, ты прав, особенно на кубани в новочеркасске распологался штаб таких казачков, подчинялись напрямую СС и носили - "восточные награды", в т.ч. с георгиевскими лентами, факт! погуглите если интересно...
Это всем известно,кстати флаг Ростовской области придуман Красновым
1 +5−4Иван Иванов17:35:41
09/03/2015
0 +2−2Дария Деденко17:22:39
09/03/2015
Фашисты и коммунисты история....
Да что вы говорите.
А Китай - тоже история?
А факельное шествия в Киеве в честь дня рождения Бандеры,
а то, что "Верховная рада почтила память пособника Третьего рейха Романа Шухевича",
а висевший над входом в киевскую мэрию портрет Бандеры,
а 14 октября, праздник УПА и украинских казаков - День защитника Украины?
1 +4−3Лариса Стародубова15:35:06
09/03/2015
Почитайте о Локотской республике в Википедии..
Ссылка на traditio-ru.org

Очень напоминает мне мои "родные" республики!..
И все вроде правильно.. и работают больницы.. и "земля - крестьянам.."
Однако.. фашизм.. )))
1 +2−1Костик Дудеев15:33:05
09/03/2015
Я из Брянска.У нас ходят слухи что Брянску из за большого количества полицаев не дали звание города Героя
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь