Хиджаб как неизбежность

08:58 04/03/2015 Россия
Хиджаб как неизбежность
пускай у себя в медресе носят что хотят, хоть платкти, хоть хиджабы, хоть никабы, в светских учреждениях - никакого религиозного культа и мракобесия.

17 февраля в Общественной палате прошли слушания о запрете хиджаба, традиционного исламского платка, в школах и иных государственных образовательных учреждениях России. 11 февраля 2015 года Верховный суд России признал законными требования ко внешнему виду школьников, утвержденные правительством Мордовии. Региональное постановление, в частности, не допускает появление в школе в религиозной одежде, в том числе в головном уборе.

На заседании присутствовали представители министерства образования, Госдумы, Совета Федерации, администрации президента, члены ОП, Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, исполнительной власти Мордовии, религиозные и общественные деятели, юристы, детские психологи.

Представители мусульманского духовенства заявили, что запрет, наложенный региональным правительством, нарушает права на свободу вероисповедания и гарантированный законом принцип всеобщей доступности образования. Ответчица из администрации правительства Мордовии аргументировала свою позицию тем, что Россия — светское государство и решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Она подчеркнула, что под запрет, согласно постановлению правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года «Об утверждении типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных организациях Республики Мордовия», попали не только хиджабы, но и мини-юбки, джинсы, декольте и пирсинг. Кроме того, ученицам запретили красить волосы в яркие цвета и демонстрировать религиозную атрибутику.

Представители мусульманской общины Мордовии в ходе слушаний подчеркнули, что надеются на понимание в отношении религиозной одежды. «Усугубление ситуации и ужесточение в этом вопросе неактуально и губительно для людей, которые все больше и больше обращаются к канонам религии», — отметил глава центрального духовного управления мусульман (ДУМ) Мордовии Фагим Шафиев. Необходимо найти политический компромисс, поскольку случай в Мордовии не единичный, и в масштабах страны этот вопрос снова возникнет.

«Постановление правительства Мордовии, поддержанное Верховным судом, о запрете на ношение платков не учло мнение народа и не предвидело его реакции, а в результате нарушило право девочек на образование и свободу вероисповедания. Предлагаю обжаловать решение Верховного суда в президиуме Верховного суда и в Конституционном суде», — заявил муфтий ДУМ Мордовии Зяки Айзатуллин.

В Мордовии традиционные мусульманские платки были запрещены школьницам после инцидента, произошедшего осенью 2014 года. 12-летняя учащаяся общеобразовательной школы села Белозерье проглотила английскую булавку, поправляя хиджаб. Девочку срочно отвезли в больницу, сделали рентген и удалили опасный предмет, после чего администрация республики запретила школьницам хиджабы, ссылаясь на единый установленный фасон школьной формы.

Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении иска, отметив, что «требования ко внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях». В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в Высший суд РФ, который также ее отклонил.

Осенью 2014 года вопрос о запрете исламских платков был поднят руководством Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.Н. Пирогова. Приказом «о внешнем виде студентов» №238 от 10 сентября за подписью ректора медуниверситета Андрея Камкина студентам было запрещено носить одежду, демонстрирующую принадлежность к какой-либо религии или национальности. Также запретили одежду, способную оскорбить религиозные и политические чувства окружающих.

В результате последовавших переговоров с представителями Совета муфтиев была достигнута договоренность, что «мусульманки-студентки медицинского университета смогут посещать занятия в форме, соответствующей предписаниям религии». Решили, что вместо хиджаба студентки будут носить медицинскую шапочку и «элемент одежды такого же цвета (шарф, платок или высокий ворот), покрывающий шею».

Ранее подобные запретительные меры принимались в других вузах, в частности в Волгоградском университете. В Первом Московском государственном медицинском университете имени Сеченова приказом ректора студентам было запрещено совершать намаз на территории вуза.

Российские власти, в свою очередь, неоднократно высказывались относительно мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе прямой линии с россиянами Владимир Путин отметил: «Ничего хорошего в этом нет — это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах, никогда такой традиции не было».

В июле 2013 года в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» министр образования Дмитрий Ливанов подчеркнул: «Мы — светское государство, и наша школа — светская, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены».

В начале февраля 2015 года министр вернулся к данной теме, уточнив, что Минобрнауки не определяет вид школьной формы. «Но это общее правило (светский, деловой стиль —прим. «Ленты.ру»), определяющее требование к одежде детей», — пояснил он. По его словам, в соответствии с рекомендациями в каждом регионе имеется региональное законодательство, которое развивает и конкретизирует общие положения. «На сегодняшний день мы не видим оснований для пересмотра этой нормативной базы», — подчеркнул министр.

В Астраханской и Мурманской областях региональные власти ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо». В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах имеет рекомендательный характер. Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо». А вот в Чеченской Республике платки — элемент дресс-кода для мусульманок.

Проблемы с хиджабами начались несколько лет назад. В октябре 2012 года в школе села Кара-Тюбе Ставропольского края возник конфликт между администрацией школы и родителями девушек-мусульманок. Директор учебного заведения запретила учащимся посещать уроки в хиджабе, мотивируя это тем, что школа — светское образовательное учреждение.

Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. Один из пунктов документа, принятого краевым правительством, — запрет в школах любой религиозной одежды или одежды с конфессиональной символикой.

Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить данные правила. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, обосновав это тем, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.

Российское православное духовенство активно поддержало позицию мордовских мусульман в вопросе религиозной атрибутики. Сославшись на пример армии, где никому и в голову не приходит отменить форму, а также на готов и панков, предпочитающих собственный стиль в одежде, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Роман Богдасаров, заявил, что поддерживает ношение хиджабов мусульманками, не говоря уже о платках: «Граждане нашей страны хотят носить то, что позволяет внешне проявлять свою веру. Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!»

Решение Верховного суда и другие попытки сохранить светский вид учащихся российских школ, по словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, свидетельствуют о закате эпохи светского мировоззрения в нашей стране:

«Кое-кто забеспокоился, потому что светскость проигрывает спор. Общество потребления скоро заканчивается, а время секуляризации (светского мировоззрения —прим. «Ленты.ру») уже закончилось. Так что если вы не хотите тотального конфликта, придется договариваться! Такая возможность сейчас есть: предоставьте право решать, как одеваться детям, школе или региону. Причем даже в государственной школе дети сегодня должны обучаться в соответствии с мировоззрением, которое дают им в семье. Для верующего человека нормы, данные Богом, — самые главные в жизни», — считает протоиерей.

По мнению представителей мусульманского духовенства, за последние 70 лет Россия прошла долгий путь, полный отрицания веры, и теперь необходимо вернуться к традициям, в том числе и религиозным. Это касается не только приверженцев ислама, но также и христиан, и иудеев.

«Если проблема переходит в трудноразрешимую стадию, то возможно распространение давно нам знакомой и проверенной практикой традиции лицеев, гимназий и школ по гендерному принципу, то есть отдельные школы для девочек и отдельные школы для мальчиков. Такая традиция была и в дореволюционной России, в СССР, и на современном этапе развития нашей страны это не экзотика. Подобная практика абсолютно не противоречит светскому характеру образования», — говорит муфтий ДУМ Москвы Альбир Крганов.

Таким образом, вслед за разбивкой классов по группам, изучающим ту или иную религиоведческую дисциплину (по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), прозвучало предложение разделить классы и по форме одежды учащихся, принадлежащих к той или иной конфессии. К примеру, ввести в средних общеобразовательных учреждениях два варианта школьной формы для девочек — с хиджабом и без.

Однако муфтий Крганов, говоря о гимназическом обучении в дореволюционной России, не уточнил, что в то время совместное обучение мусульман и детей других конфессий не практиковалось. «В царской православной России все дети мусульман были обязаны посещать мусульманские школы и медресе, где получали начальное и среднее образование. …Так, на личные средства императора содержались школы для крещеных татар города Казань», — читаем в монографии историка Петра Мультатули «Николай II и мусульмане».

В любом случае очевидно, что решением Верховного суда РФ дискуссия о религиозно обусловленной одежде не закрыта. Более того, теперь она может развернуться с новой силой.

Виктория Токарева

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(809):

1 234 ... +1
124 +131−7Alexey P09:10:35
04/03/2015
Комментарий удалён.
пускай у себя в медресе носят что хотят, хоть платкти, хоть хиджабы, хоть никабы, в светских учреждениях - никакого религиозного культа и мракобесия.
95 +100−5Вася Иванов09:39:19
04/03/2015
-23 +10−33Sergey Smirnov09:36:01
04/03/2015
Да пусть носят - раз это нормально. Даже говор Питера и Москвы отличен, страна большая, если каждую такую мелочь превращать в священную войну...помощь внешнего врага не понадобиться.
Плохого то, что это показуха! В самые тёмные века маленькие незамужние девочки ходили с непокрытой головой, в самых упоротых религиозных странах носящие платки сидят дома. Зачем им тогда вообще образование, если они отказываются от свобод светского государства? Пусть дальше сидят у себя дома и носят свои платки.
62 +66−4Alex Kosh09:40:53
04/03/2015
-21 +5−26His Divine Shadow09:29:55
04/03/2015
На Юге и молодые носят и православные.
Демонстративная приверженность к религии помимо разделения социума утверждает примат религии над законом. А это в корне не правильно. В средние века религия и была законом, потому там религиозная нетерпимость имела некоторый смысл.
Либеральный подход, предполагающий не только свободу веры, но и неограниченную свободу ее демонстрации, также к добру не приведет - я начну ходить с огромным молотом Тора, а мой сосед Вася-сатанист с пентаграммой и надписью iddqd на груди. И не говорите мне, что в такой ситуации конфликтов станет меньше.
49 +50−1Bravetrapper Bravetrapper09:41:26
04/03/2015
Комментарий удалён.
Школа — светское образовательное учреждение. Дети должны воспитываться в равных условиях, без демонстрации своей религиозной принадлежности, достатка семьи и социального статуса. Такие вещи негативно влияют на психику, формируют комплексы и закладывают неверное понимание сути вещей.
44 +48−4Алексей Журавлев09:39:37
04/03/2015
-23 +10−33Sergey Smirnov09:36:01
04/03/2015
Да пусть носят - раз это нормально. Даже говор Питера и Москвы отличен, страна большая, если каждую такую мелочь превращать в священную войну...помощь внешнего врага не понадобиться.
Даршлаки тоже нужно закрепить конституционно. Российское Пастафарианство негодуэ
38 +39−1Dmitry Smirnov09:17:10
04/03/2015
Комментарий удалён.
В частных школах - что угодно пусть носят. В государственных - пусть будет форма.
37 +38−1Илья Муромец10:05:44
04/03/2015
Комментарий удалён.
Ben Affleck
Мля, да как заепли эти мусульмане. Еще удивляются что их все ненавидят
------------------------------------------------
Это вообще единственная религия постоянно что-то требующая от государства! А завтра кришнаиты припруться в оранжевых простынях и кришна харе блажить будут!!! На всех ТОЛЕРАНТНОСТИ не хватит..............
А как же родители этих девочек при СССР жили? Ни одного хиджаба не видел!!! Только бабки по аулам в платках шарились....................
33 +33−0Стас Груздов09:12:20
04/03/2015
"Им говорят: по закону у нас светское государство. Но Бог выше закона!"
Клиника
30 +31−1Вася Иванов09:41:02
04/03/2015
44 +48−4Алексей Журавлев09:39:37
04/03/2015
Даршлаки тоже нужно закрепить конституционно. Российское Пастафарианство негодуэ
Ы. И лапшу запретить, потому что оскорбление чувств верующих ))
29 +30−1demm4510:39:58
04/03/2015
2 +7−5Sergey Smirnov09:48:55
04/03/2015
Цензор пишет что лапши в РФ не существует!
"Таким образом, вслед за разбивкой классов по группам, изучающим ту или иную религиоведческую дисциплину (по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), прозвучало предложение разделить классы и по форме одежды учащихся, принадлежащих к той или иной конфессии. К примеру, ввести в средних общеобразовательных учреждениях два варианта школьной формы для девочек — с хиджабом и без."

Совсем приболели. Тогда жерелигиозные войны ещё в школе начнутся. Мммддааааа, маразм крепчал.
29 +31−2Ben Affleck10:20:52
04/03/2015
-24 +5−29Фома10:19:54
04/03/2015
Чем??? тем, что вводят дресс-код на одежду???
Вот мне просто интересно, откуда такая уверенность, что это они нам навязывают одеваться, а не мы им навязываем раздеваться???
Чисто как православный, ислам не принимаю, НО надо признать, что именно мусульмане в данный момент не дают нам окончательно оскотиниться. (можно спорить о причинах, которые заставляют их беречь нравственность... и очевидно, что эти самые причины не будут благословлены православными) НО ФАКТ остается фактом, не будь мусульман сейчас бы набрались бы самого худшего из европы (извращения, ювенальную юстицию и т.д.) по самые гланды...
Кто вас заставляет оскотиниться? И как платок от этого защищает?
Наверно так-же, как и шапочка из фольги?
23 +24−1Dmitry Smirnov09:27:01
04/03/2015
-11 +3−14Sergey Smirnov09:18:48
04/03/2015
Форма - да как вариант, допустимые нормы одежды вопрос снимут. Частные школы - тут всеж вредно для общества, дробление будет социума. Ежели одна школа мусульманская, а рядом светская - веселья не оберешься.
Это зависит от того, какое вокруг население. Не вижу проблемы в том, что родители отдают детей в религиозные общеобразовательные заведения. Проблемы будут, если светские власти станут за это платить в ущерб остальным. По последней переписи 88% жителей РФ причислили себя к русским. Не уверен, что кому то удастся с этим не считаться. Не очень будет красиво, если вдруг все напялят косоворотки, сапоги, сарафаны платки и лапти.. (вышиванки, как пример для обострённых). У нас светское государство и оно не должно оплачивать религиозные (национальные) обряды. Ношение же хиджаба (креста на выпуск) - это пропаганда религии в светском обществе, миссионерство и противоречит смыслу светского образования. Пресечь. Только форма.
22 +23−1Василий Сидорин09:57:26
04/03/2015
-16 +2−18Sergey Smirnov09:50:35
04/03/2015
Не во всех регионах так считают, вот о чем я говорю. Мое мнение личное - совпадает с вашим. Это явный атавизм общества, впрочем и инструмент. Глупо отмахиваться от фактов. Мир не единообразен!
Никто не запрещает тем, кто так считает, обучать своих религиознутых в своих медерсе.
20 +20−0Dmitry Smirnov09:36:11
04/03/2015
-9 +1−10Sergey Smirnov09:33:56
04/03/2015
В России очень много культур, религий, языков. Данный подход сработал бы в обществе с явным большинством. Делать перекосы - не только не красиво, это вредно. Но считать что 88% посчитали себя русскими, это также смешно как 85% русских посчитали себя православными. Для большинства это вообще синонимы - гражданство РФ = русский = православный. Делай маленькие услуги, чтобы просить о больших.
Платочек одеть незя, зато с флагами НАТО по Невскому - милости просим.
Кто платит, тот и музыку заказывает. Налогоплатильщики (мы все, от православных и староверов, до буддистов и мусульман) платим за ОБРАЗОВАНИЕ, а не за то, что наши дети в школе будут выяснять насколько чей бог главней.
20 +20−0Сергей Кистанов09:33:40
04/03/2015
У нас в регионе один православный священник очень хорошо сказал по поводу религиозной одежды, не цитата, но близко к тексту: "Я запрещаю своим прихожанам надевать на девочек платочки в школу-школа место для учебы,а не демонстрации религиозных чувств, демонстрировать чувства нужно в церкви. Кроме того, нечего превращать ребенка в белую ворону."
20 +21−1РЕЗОНЁР ПРАВДОРУБ09:14:20
04/03/2015
А надо законодательно ввести "налог на хиджаб". Был подобный "на бороду". И тут - заплати 5 тысяч в месяц и носи на здоровье, на чадру - 20 тысяч.
19 +19−0Ben Affleck10:42:40
04/03/2015
-9 +3−12Alexander Ilichev10:39:10
04/03/2015
Носить платок или нет - личное дело каждого верующего. Какое отношение к этому может иметь светское государство - совершенно непонятно. Если вам не нравятся платки в школе - то мне тоже много чего не нравится, но я не призываю этого запрещать.
Светское государство тут при том, что в таком государстве работают гражданские а не религиозные нормы, к коим относится обязательное ношение платка женщинами.
Никто не обязан мириться с выражением религиозных предпочтений в общественных школах.
19 +19−0Ben Affleck10:32:22
04/03/2015
Комментарий удалён.
Агностики и гностики - разные понятия. Учите теорию.
19 +19−0Dmitry Smirnov09:33:57
04/03/2015
0 +1−1His Divine Shadow09:31:49
04/03/2015
А косынку? Косынку то можно - она к религии отношения не имеет.
Форма. Косынку, кимоно, лапти и шаровары - дома.
18 +18−0Ратибор Мирославский09:59:32
04/03/2015
Уж, вы простите, ни в коем случае не хочу обидеть веру, но я давно заметил, что вот эти все моменты скрытия женской красоты являются ничем иным как способ избавиться от страха за то, что предначертанная вам женщина понравится ещё кому-то. Тут весь смысл в этом. Мужчины были настолько неуверенны в том ,что смогут удержать рядом с собой цветок,что просто взяли и запретили этому цветку показывать себя. Самый низкий, самый лёгкий путь. Т.е. привязать женщину к себе не своими стараниями и любовью, а просто взять и запретить ей быть у всех на виду.Меньше затрат, меньше энергии, не надо бегать, бояться, суетиться, стараться.Вот закрыл канарейку в клетку и радуйся.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь