«Мы не ради вас сюда выходим!»

08:27 03/03/2015 Россия
Участники траурного марша в Москве в память о политике Борисе Немцове
Участники траурного марша в Москве в память о политике Борисе Немцове

В первый день весны в Москве прошел многотысячный марш памяти Бориса Немцова, убитого в ночь на 28 февраля. Несмотря на некоторый спад общественного интереса к протестным акциям, в центр Москвы пришли более 20 тысяч человек. Кто эти люди? Что представляет собой протестное движение образца 2015 года? Только ли смерть оппозиционного политика вывела их на этот марш? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил замдиректора Центра современной философии и социальных наук философского факультета МГУ Александр Бикбов. Последние несколько лет он изучает протестную активность, возглавляя исследовательскую группу «НИИ митингов».

«Лента.ру»: Кто пришел на марш памяти Бориса Немцова?

Бикбов: Акцию 1 марта поддержало ядро гражданского движения, сложившееся за последние три года. Это люди, которые регулярно посещают протестные мероприятия, чтобы продемонстрировать свое несогласие с текущей политической повесткой. Большинство тех, кого мы проинтервьюировали, приходили на предыдущие митинги начиная с декабря 2011 года и собирались идти на марш в Марьино. А среди людей старше сорока немалая часть участвовали в уличных демонстрациях конца 1980-х и начала 1990-х.

Но пришли ли новые участники?

Пришли. И их участие представляет особенный интерес. Ведь гражданские акции проходят на фоне чрезвычайно агрессивной пропагандистской кампании, среди прочего направленной на шельмование протестного движения. Можно было предположить, что в такой обстановке притока участников не произойдет. Но среди наших собеседников оказалось несколько человек разного возраста, кто впервые в жизни вышел на уличную акцию. Не менее примечательно, что трое респондентов изначально не собирались идти в Марьино на антикризисный марш. Но после убийства Бориса Немцова, по их словам, было невозможно остаться дома. Оно стало для них таким же толчком, каким полутора годами ранее оказалось дело узников 6 мая. Мы помним, что простой расчет при арестах участников той акции 2012 года состоял в устрашении. Аресты должны были удержать людей от выхода на улицы, из опасения новых провокаций полиции и уголовного преследования. На деле, уже следующий митинг, в сентябре 2012 года показал: люди, которые прежде колебались и сочувствовали «издалека», присоединились к уличному протесту. То же произошло в минувшее воскресенье. И новые участники заявили, что готовы приходить снова. Это полностью развенчивает репрессивную логику. Оказалось, что демонстративное насилие и публичные нарушения этики способны привести в ряды гражданского движения новых участников.

Само протестное движение как-то меняется вслед за такими событиями?

На мой взгляд, здесь крайне важны два момента. Первый характеризует то, что не изменилось. А именно, общая численность уличных акций не снизилась с 2012 года, несмотря на громогласные заявления о конце протеста. Второй момент относится к политическому контексту, в котором сегодня разворачивается гражданская активность. В отличие от экспансионистской, «веселой» волны 2012 года, тревожный фон последнего года — это вооруженный конфликт на территории Украины. Его негативность отмечали практически все собеседники. Некоторые участники склонны рассматривать убийство Немцова в том же ряду. Они говорят о попытках властей поставить общество на грань неконтролируемого насилия. Причем не революционного насилия, а насилия сытых, которые постепенно лишаются своих ресурсов.

Мотивы участников как-то изменились на этом фоне?

Если говорить о митингах 2011-2012 годов, тогда мотивы участия требовали более изощренных объяснений. Ведь абсолютное большинство становились активистами первого дня, то есть выходили на улицу впервые в жизни. В лучшем случае, после 20-летнего перерыва. Сегодня большинство участников уже имеют регулярный митинговый опыт. Тех, кто пришел на воскресный марш, можно разделить на два типа по их мотивации. Первые — те, кто ходил и продолжает ходить на митинги, так как их не устраивает целый комплекс действий и тенденций, которые они наблюдают сегодня в публичной сфере. Таких большинство. Вторые — люди, которые могли интересоваться происходящим и сочувствовать «издалека», но им недоставало некоего критического импульса для личного участия. 1 марта таким импульсом для них стало убийство Немцова, как для кого-то ранее — дело узников 6 мая или «антисиротский» закон.

Почему люди продолжают ходить на протестные акции, хотя очевидно, что власть не собирается выполнять их требования, а напротив, закручивает гайки, как это было с законом о митингах?

В самом деле, участники уже не ждут, что их услышат. Атмосфера высоких ожиданий, характерная для выступлений 2012 года, для многих утрачена окончательно. Однако есть несколько оснований, которые заставляют людей выходить на улицу даже в состоянии безысходности. О них говорили участники воскресного марша и предыдущих уличных акций. Особенно показательными в этом плане были шествия против аннексии Крыма и эскалации вооруженного конфликта на Украине. Во-первых, это желание продемонстрировать, что не все общество согласно с разжиганием насилия и с принуждением к искусственному, вынужденному единству. Второй сильный мотив так же отчетливо проявился в прошлом году, когда под сомнение было поставлено многолетнее чувство сопричастности судеб двух обществ — российского и украинского. В этот момент участники говорили, что невозможно терпеть пропагандистскую ложь. Да, большинство людей сегодня молчаливо выходят на митинги без веселых лозунгов и ярких плакатов, характерных для конца 2011-го, начала 2012-го годов. Но это молчание и есть их громкий ответ на пропаганду в официальных СМИ.

То есть мотивы преимущественно политические.

Не только.

Многим крайне важно желание вновь встретиться с единомышленниками, с людьми идейно и культурно близкими. Близкими по уровню образования, что тоже звучит в ответах все чаще. Это важный мотив. Уже первые митинги конца 2011 года позволили демонстрантам увидеть друг друга. Вдруг оказалось, что Москва, Петербург — это вовсе не злые и серые города, которые глядят на жителей волчьим взглядом, а сообщество образованных, дружелюбных, тонко чувствующих и переживающих людей, которые готовы что-то делать вместе. Тот факт, что шествие — место встречи единомышленников, остается очень сильным мотивирующим моментом гражданского участия.

Еще один неполитический мотив — поиск информационной свободы. Сегодня официальные СМИ обладают столь высокой монополией на информацию, что даже соцсети участниками шествия во многом воспринимаются как отдушина, но не полноценное пространство свободы. Возможность выйти на митинг — это в том числе поиск какого-то иного смысла, который был основательно стерт из официальных информационных источников за последние десять лет.

Теперь 1990-е выглядят уже не такими лихими и суровыми?

То, что происходило на марше памяти Немцова, во многом можно было назвать данью памяти 1990-м. Там были люди, которые до сих пор хранят верность убеждениям или чувствительности, сформировавшимся у них в 1990-е. Они помнят чувство открытости, свободы, помнят то время, когда могло реализоваться какое-то иное будущее России. Видимо поэтому участники воскресного марша, вспоминая Немцова и в целом ельцинский период, противопоставляли официозному мему «диких 90-х» собственные воспоминания о времени надежд и свободы. Это звучало во многих ответах. И даже те, кто пережил 1990-е как время разрухи и нищеты, вспоминают свободу и плюрализм мнений как определяющие характеристики того периода.

Однако единение и готовность что-то делать вместе как-то не распространяется дальше тех же самых митингов.

Характер этих акций — митинги по выходным, которые почти никогда не получают дальнейшего развития в повседневной активистской работе. Они не очень располагают участников к тому, чтобы впоследствии продолжать работу по изменению общества в своей профессиональной сфере или по месту жительства.

В наших интервью участники часто признают, что митинги не повлияли существенно на их привычный уклад жизни. Однако сам опыт участия оказывается для них не менее ценен.

Что же получили в итоге те, кто выходил на Болотную и Сахарова? Что дает им протестная активность?

Этот вопрос очень занимает меня в последний год. Еще на митинге в защиту узников Болотной, не говоря уже о марше против войны на Украине, участники акций делились чувством безысходности. Что же тогда может приносить такая форма активности, кроме чувства единения и встреч с единомышленниками? В воскресенье ответ на этот вопрос прозвучал в одной из реплик нашего собеседника: «Мы стали чувствовать себя более уверенно, перестали бояться высказываться открыто». То есть выход на улицу становится выражением чувства собственного достоинства, для которого нет иных доступных форм.

Эти чувства испытывают и те, кто не выходит пока на улицу, а сочувствует дома? На общество в целом эти митинги и шествия как-то влияют?

Хорошим индикатором того, что происходит в рамках новой волны гражданской активности и чувствительности, является участие в протестных акциях сотрудников проправительственных СМИ. Участие не профессиональное, а именно гражданское, в качестве частных лиц. Это происходило в 2011-2012 годах, это можно наблюдать сегодня. Они могут считать преувеличенной риторику отдельных ораторов, но признают, насколько велика важность того, что можно выйти на улицу и тем самым выразить свое несогласие. В воскресенье я беседовал с молодой сотрудницей одного государственного СМИ, которая первый раз пришла на митинг именно потому, что не могла молчаливо вынести убийства Немцова. В силу возраста она не застала Советский Союз и переход к новой России. Но фигура Немцова олицетворяла для нее подростковую свободу выбора, по-прежнему для нее ценную. Если журналисты, госслужащие, которые вынуждены глубоко цензурировать свое поведение, приходят на протестный митинг, значит, не все так плохо.

Важны ли для людей конкретные лозунги или они приходят за все хорошее?

Я бы сказал, что люди приходят против всего плохого. Среди участников нет консенсуса относительно социальных, экономических или политических требований. Их лозунги могут варьироваться от уже известного «Россия без Путина» до требования перераспределить доходы чиновников и депутатов в пользу сокращаемого финансирования медицины и образования. Чтобы участники могли определяться в своих социальных, экономических и политических требованиях, нужно время и серьезная экспертная работа. Но официальные спикеры оппозиции до последнего времени этой работы сторонились. Именно к маршу «Весна» впервые за три года была объявлена повестка, которая содержала социально-экономические требования. Но из-за траурного характера шествия эти требования снова были отложены в сторону.

Отложены не значит забыты. Возможно теперь протестное движение получит более широкое представительство, возможно, новый формат?

Этот вопрос не раз возникал в ходе гражданского протеста. Отталкиваясь от данных исследования, до самого недавнего времени я был склонен отвечать на него отрицательно. Не потому, что это невозможно в принципе. Дело в том, что сами участники нередко формулировали свои предпочтения и лозунги таким образом, что это исключало диалог между разными социальными группами. Эти различия и, прежде всего, социальное неравенство просто не были никак обозначены в протестной повестке. Более того, согласно интервью на митингах последнего года, одна из внутренних границ, которая разделяет российское общество, — это разрыв между теми, кто способен и не способен сопротивляться пропаганде.

Участники протестных акций склонны все чаще переводить его в противопоставление образованных и необразованных, демонизируя последних или даже называя их быдлом. Казалось бы, это имеет мало общего с политической повесткой митингов. Но именно здесь заложено одно из самых серьезных препятствий к тому, чтобы выстраивать связь между социальными требованиями всеобщего и справедливого экономического распределения, с одной стороны, и политическими требованиями честных выборов или демократизации режима, с другой. И все же, если спикеры, которые прежде избегали любой социальной проблематики, начинают интегрировать социально-экономические требования в повестку митингов, это означает, что в каком-то из возможных исходов социальные и политические требования могут быть согласованы. Не исключаю, что в дальнейших перипетиях нашей непростой политической жизни это сработает.

Какова роль лидера, того, кто призывает людей в очередной раз выйти на улицу?

Как показали уже интервью на митингах в 2011-2013 годах, для большинства участников фигура лидера не играла и не играет сколько-нибудь решающей роли. Достаточно, чтобы несколько персон, обладающих хорошей публичной репутацией, согласованно предложили время и место акции, а также согласовали ее с мэрией. Однако если такие персоны пытаются навязать свою частную повестку или начинают манипуляции в пользу любой из действующих политических сил, это вызывает решительное сопротивление гражданских участников. Многократно в интервью и в публичных дебатах участники уличных акций высказывали нежелание становиться разменной монетой политиков: «Мы не ради вас сюда выходим!»

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(569):

1 ... 567 8 91011 ... +1
1 +1−0Александр Пикалюк14:07:37
03/03/2015
0 +1−1Дмитрий Уляхин12:46:03
03/03/2015
О 90-х ностальгируют только два типа людей: те, кто смог награбить и те, кто не смог, но пытался. Для большинства же 90-е со свободой имеют мало общего.
Ещё раз повторюсь..у Дюма вычитал --
"Группе организованных, НЕЗАВИСИМЫХ людей, нужно много хорошего оружия, но не СВОБОДА!"
1 +2−1Александр Олешкевич14:07:00
03/03/2015
-10 +22−32Elena N.09:30:52
03/03/2015
Вся Россия сосет денежку и не только денежку у пиндосов. Дальше что? Врагу не сдается наш гордый Варяг? Как в Венесуэле будем винить Запад в том, что туалетной бумаги в магазинах скоро не будет?
Неужто всю на себя переведёшь?
1 +1−0Щырый Украинец13:58:26
03/03/2015
-1 +0−1Elena N.13:55:54
03/03/2015
Слухай, деда, а что еще нельзя кушать молодежи? Ну вот сыр, да, вредный, согласна. А ГМО?!!
Я не люблю родину...не люблю родину...не люблю родину...
Ешь что дают.....(:smile:)(:smile:)
1 +1−0Тарассий Орлушин13:57:30
03/03/2015
-2 +0−2Elena N.12:53:26
03/03/2015
Пардон, можно вопрос? Почему вы оба заминусованы на православно-ватной Ленте? Позор позор. В своем же доме...
В укродиванных войсках порядка 400 бойцов, на ленте из них постоянно дежурит десятка полтора, но иногда сбегается до двух сотен.
1 +1−0Тарассий Орлушин13:55:26
03/03/2015
Комментарий удалён.
Оооо. Годный диалог. Как на открытой россии. Пара единомышленников занимается камланием, внушая друг другу, что только они правы и адекватны.
1 +1−0Щырый Украинец13:53:23
03/03/2015
-2 +0−2Elena N.13:50:22
03/03/2015
И что, деда, хочешь в Совок 2.0 меня затащить на своем горбу? Пармезан мне запретить? )
туалетную бумагу..
Газетой " Грани" и " Посев" пользуйся"...(:sly:)(:sly:)
1 +1−0Igor Egorich13:47:41
03/03/2015
2 +5−3Муму Герасимовна09:19:39
03/03/2015
Ты лучше подумай откуда это всё на запутингах и всяких антимайданах. Там качество полиграфии такое, что жалким поделиям с болотной даже и близко не снилось.
И всё это между прочим за бюджетные деньги.
Пу оплачивает свои митинги, опозицов оплачивает запад. Байки про то, что кто-то сдает деньги в антикоррупц. фонд- просто байки. Один день митинга, с небольшим концертом и т.д. 30 000 тыс. рублей., т.е. 30 000 недовольных по 1 т.р. или 30 олухов по 1 млн. кидают, гон это все. США, ЕС проплачивают и раскачивают опозицов, нах... такие шлюхи нужны.
1 +3−2wlad semenov13:41:24
03/03/2015
-4 +1−5Raymond de Piqure11:51:35
03/03/2015
Почему не Путин???
потому что Путину это незачем, это ему наоборот вредит. А вот западу это очень нужно. И чем быстрей тем лучше. Расчет на Германию. Т.к. в германии антироссийские настроения еще не до конца созрели, и они мешают поставкам оружия на Украину и более жестким санкциям. К тому же немцы противятся вступлению в трансатлантический союз с сша. Для этого нужно подстегнуть антироссийские настроения и прижать пророссийские голоса. Как это сделать? сбить еще один боинг второй раз не прокатит, значит нужно под стеной кремля убить громкого оппозиционера. Других вариантов нет.
1 +1−0Щырый Украинец13:31:41
03/03/2015
-1 +0−1Elena N.13:29:46
03/03/2015
Какой ты в жопу ветеран, ольгинец с молоком на губах? )))) В театр не взяли? )))
Я родился в городе Станислав.....
это что тебе говорит??.
И там прожилл...
И 38 лет в ХМАО......
(:sly:)(:sly:)
1 +1−0Ярослав Алимов13:26:44
03/03/2015
-2 +0−2Elena N.12:53:55
03/03/2015
В Венесуэле тоже была поначалу...
Вы знаете, у нас в станице в подавляющем большинстве домов стоит биде. Возможно, поэтому мы более патриотичны. Просто нас не пугает дефицит столь переоцененного Вами предмета)))
1 +1−0Elena N.13:23:24
03/03/2015
-1 +0−1Щырый Украинец13:13:43
03/03/2015
Блин как вы недолёкие достали укросвидомиты. Вот ещё один сайт, где хоть правду говорят Ссылка на anti-maidan.com
Ссылка anti-maidan.com
Ссылка на vk.com
Слуш, ты можешь без корня "укр" в словах обойтись? Ну понимаю, никнейм и все такое, но вот без Украины, а? Или если оттуда, то заткнись уже, сиди в Донбассах своих и молчи
1 +1−0Ярослав Алимов13:20:20
03/03/2015
-2 +0−2Elena N.13:03:14
03/03/2015
Не вам судить о причинах, вызывающих мой смех, уважаемый алчущий крови бесноватый, поддерживающий 86% рейтинга Путлера. Это же вы заварили на Донбассе своим "Путин введи войска" и пр. Вы разжигаете, вы убиваете! Вы антигуманны, вы мельче обезьяны. Живите в ненависти дальше, ищите фашизм на Украине, продолжайте
Причина простая - нравственное уродство... И судить, а может и приговор приводить в исполнение, кто знает, может быть именно мне )))
1 +1−0Щырый Украинец13:19:17
03/03/2015
-1 +0−1Elena N.13:17:10
03/03/2015
Да не смотрю я ваши лубки-поделки нашистские, росмолодежные, или какие там сейчас на Селигере популярны. Не пыжьтесь. Я вас даже зарплаты лишу. Раз, два, три! ))
График распределения по размерам показал ученым, что крайние величины (большие и маленькие половые органы) встречаются крайне редко. Пенис длиной в 16 сантиметров (в эрегированном состоянии) попадает в 95-й процентиль: то есть, только у пяти мужчин из ста половой орган длиннее 16 сантиметров. Так же редко встречаются мужские половые органы короче десяти сантиметров.
(:sly:)
1 +1−0Щырый Украинец13:12:38
03/03/2015
-1 +0−1Elena N.13:11:48
03/03/2015
"Ильи Владимировича Пономарева Котрый фактически прекратил представлять российских избирателей в парламенте"

Ржу в голос. Не, вы феерические клоуны, ребята )) Ой ватно, мать моя...
Видал как Бомбануло!
Картинка на ic.pics.livejournal.com
(:sly:)(:sly:)
1 +1−0Щырый Украинец13:10:46
03/03/2015
-2 +0−2Elena N.13:09:02
03/03/2015
Аминь, земля пухом Путлеру, и не царствие небесное ни разу
Хохлам не понять….
Картинка на cs621416.vk.me

Путин….лалала Картинка на cs624521.vk.me
(:sly:)(:sly:)
1 +2−1rudenko rudenko13:10:42
03/03/2015
Комментарий удалён.
Ага, ты ещё про нравы страны Пингвинии расскажи. Пока что все кровавые бани в России (СССР) устраивали исключительно власти.
1 +2−1Маша Купина13:10:05
03/03/2015
0 +1−1Gary Golden13:06:43
03/03/2015
Насчет войны - сомнительно.
Сомнительное сомнение.
Протест был бы масштабней, против хунты встало бы полстраны, а у неё рука вряд ли бы дрогнула, даже при таком раскладе.
1 +1−0Щырый Украинец13:05:32
03/03/2015
пи-ДАРЫ

Липералы..
А может ССССссуки сами ...из
России..
а то...

Global Research: Обама ненавидит Россию
Картинка на cs624729.vk.me
(:sly:)
1 +1−0Евгений Вакуленко13:04:32
03/03/2015
-3 +2−5Дмитрий Александрович09:34:08
03/03/2015
ходите ходите фиксируем всех...
Диван хорошо зафиксирован?
1 +1−0Тарассий Орлушин13:03:38
03/03/2015
14 +19−5Дмитрий Ка (KotGaf)09:00:18
03/03/2015
Такие недоумки избавили Российскую империю от императора, к слову. И совок нам замутили.
Избавляли РИ от императора одни, а мутили совок другие. У вторых после избавления первыми от императора вариантов, в общем-то, не оставалось, хотя, например, украинщину можно было бы и не выкармливать с ложечки.
1 ... 567 8 91011 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь