«Появился дефицит сочувствия, сострадания»

07:22 12/02/2015 Россия
«Появился дефицит сочувствия, сострадания»
Как в америке вешают негров Ссылка на www.cbsnews.com Почти одновременно с ЧП с пожилой женщиной в питерском магазине "Магнит", схожая история произошла в одном американском супермаркете. В магазине городка Лондон в штате Кен...читать полностью

В Кронштадте пожилая женщина умерла от сердечного приступа после того, как ее доставили в полицию по подозрению в краже трех пачек сливочного масла. Сотрудников магазина тогда упрекнули в том, что они поступили формально, в то время как следовало проявить понимание и сочувствие к пожилому человеку, который мог просто забыть про это масло. Стоит ли сегодня говорить о кризисе доброты и сострадания в обществе? Почему мы стали реже совершать добрые поступки? Что происходит с нашей нравственностью, и как повлияют на нее украинские события и экономический кризис? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил замдиректора Института психологии РАН, доктор психологических наук, специалист в области социальной психологии Андрей Юревич.

«Лента.ру»: Что же произошло в Кронштадте?

Юревич: В этом случае воплотилась традиционная российская дилемма: как поступать — по закону или по совести? По инструкции, ее надо задержать, а по совести вроде бы надо отпустить. В нашей истории эта дилемма в разное время решалась по-разному. В начале 1990-х, например, в массовое сознание активно внедрялась либеральная идеология, которая требовала всегда поступать строго по закону. Считалось, что чисто российская модель поведения «по совести» только тормозит развитие. Со временем появился дефицит сочувствия, сострадания, умения войти в положение, как в случае с этой пожилой женщиной. Можно было предположить, что с ней может случиться что-то нехорошее, если действовать так жестко.

Но люди не проявляют доброту и сострадание даже в тех случаях, когда никакие законы не требуют от них жесткости.

Это тонкая материя, которая долгое время не была предметом научного исследования в психологии и социологии. Тем не менее есть методы, с помощью которых ее можно оценить вполне объективно. Например, статистика. По смертности от убийств мы занимаем первое место в Европе и Центральной Азии. Смертность от самоубийств — третье место. Количество разводов — первое место. Неравномерность распределения доходов (коэффициент Джини) — первое место в Восточной и Центральной Европе. Индекс коррупции — 133-я позиция в мире из 170 возможных. От жестокости родителей ежегодно страдают два миллиона детей, а 50 тысяч убегают из дома. Пять тысяч женщин ежегодно погибают от побоев мужей. Насилие над женами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвертой семье. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что нравственное состояние нашего общества оставляет желать лучшего.

Мы на дне или нравственное падение продолжается?

Мы попытались построить индекс нравственного состояния общества, взяв за основу некоторые статистические показатели. У нас получилась кривая с резким падением в начале 1990-х. Все последующие годы эти показатели оставались на достаточно низком уровне, и только в последние несколько лет мы фиксируем незначительное улучшение. Мы сравнивали по этому индексу Россию и другие страны Центральной и Восточной Европы, и у нас он оказался самым низким.

За последние 20 лет люди стали чаще совершать безнравственные поступки?

Это само собой, но безнравственные поступки к тому же становятся все более экстремальными. То, что раньше казалось немыслимым, сегодня вполне реально. Взять хотя бы избиение старой учительницы ее учениками. При этом такие поступки вызывают полярную реакцию окружающих. В соцсетях, например, многие их осуждают, но многие и оправдывают. Часто их голоса распределяются примерно в равных пропорциях. Рационального объяснения нет, и трудно себе представить позицию человека, который такие вещи оправдывает. Но такое деление наглядно демонстрирует состояние умов. И это, может быть, более показательно, чем сухая статистика.

Все совсем плохо?

Некоторые позитивные изменения происходят, хотя и не сильно заметные на общем безрадостном фоне. Чисто визуально это, например, выражается в том, что молодые люди стали чаще уступать места пожилым в общественном транспорте. Все больше популярности получают волонтерское движение, благотворительность.

Как реагируют на это окружающие?

Отношение к волонтерским движениям и к благотворительности в целом позитивное, но даются и негативные оценки: «Эти люди оказывают помощь небескорыстно, они чего-то хотят для себя лично». У нас нет традиции благотворительности, и в нее не верят. Если богатый человек дал денег на доброе дело, то его начинают подозревать в том, что он отмывает грязные деньги или свой грязный имидж, или же хочет в политику.

Кто чаще совершает добрые поступки, богатые или бедные?

Однозначного ответа нет. Есть богатые благотворители и меценаты, а есть владельцы очень дорогих автомобилей, отвратительно ведущие себя на дороге. Среди бедных есть те, кто обозлен на весь мир, но есть и высоконравственные, добрые люди. Я допускаю, что есть немало продавщиц, которые в аналогичной ситуации с бабушкой не стали бы вызывать полицию. И, к слову, не уверен, что та продавщица из Кронштадта действительно злая и бесчеловечная. Возможно, она — просто человек, слепо соблюдающий инструкции.

Если мы так озлобились в 90-е, то почему не стали добрее в тучные годы, с их стабильностью и ростом благосостояния?

В тучные годы дифференциация доходов только углублялась. Богатые становились еще богаче, а бедные только беднели. К тому же на морально-нравственное состояние общества продолжают влиять те же факторы, что были основной причиной деградации морали в начале 1990-х. Внедрение рыночной экономики в ее самой нецивилизованной модели с бандитскими нравами. Наша речь до сих пор наполнена криминальными жаргонизмами: «наехать», «замочить», «заказать» и т. п. Даже соседи по коммунальной квартире, решая бытовые конфликты, обращаются к услугам криминальных элементов. В массовом сознании до сих пор жива псевдолиберальная идеологема: нравственно все, что хорошо для экономики. Прочно утвердилось неадекватное понимание свободы как полного отсутствия запретов и ограничений. А еще была разрушена система нравственного контроля, которая не восстановлена до сих пор.

Вы о кодексе строителя коммунизма?

Не только. Во-первых, и это самое главное, школа полностью утратила свою воспитательную функцию. Реформаторы в начале 1990-х заявили, что образовательные учреждения должны заниматься не воспитанием, а «оказанием образовательных услуг». С тех пор школа воспитанием не занимается, поэтому не стоит удивляться той нетерпимости и жестокости, которые мы отмечаем у современных школьников. Но и парткомы с профкомами и комитетами комсомола, при всей их идеологизированности и прочих недостатках, все же выполняли функции нравственного контроля. Когда человек совершал какой-то безнравственный поступок, не преступая при этом закон, его наказывали, как говорится, по партийной линии. Сейчас таких институций нравственного контроля практически не осталось.

А как же церковь с ее христианскими ценностями?

Сейчас предпринимаются попытки придать церкви функции нравственного контроля. Но количество верующих, по данным исследований, не превышает 20 процентов мужчин и 30 процентов женщин, при этом многие верят условно, лишь допуская существование Бога. К истинной вере, требующей абсолютного соответствия нормам христианской морали, приходят немногие. Вот и получается, что с начала 1990-х в части оздоровления нравственного климата нашего общества ничего толком не сделано. Более того, появляются новые разрушающие факторы.

Например?

Нарастает негативное влияние СМИ. В США проводилось много исследований влияния телевидения и кинематографа на уровень агрессивности. Они подтвердили, что демонстрация насилия ведет к росту насилия. Причем тут даже не важно соотношение добра и зла. Когда хороший милиционер бьет плохого бандита, это тоже сцена насилия.

Это упрек скорее к кинематографу. СМИ в последние годы старательно избегают открытой демонстрации насилия.

Говоря о влиянии на нравственное состояние общества, СМИ стоит упрекать не только за демонстрацию насилия. Взять, к примеру, демонстрацию гламурного образа жизни. Нам постоянно показывают, как роскошно живут звезды шоу-бизнеса, представители нашей богемы и другие селебрити. Их особняки, их тусовки, где самый дешевый коктейль стоит несколько тысяч. Создается модель для подражания, некий эталон успешности. Но эти ориентиры совершенно недостижимы для большей части населения. Молодые люди смотрят на них, хотят быть такими же, но заведомо понимают, что такими стать не смогут. А в психологии существует известная формула, согласно которой фрустрация (недостижимость цели) порождает агрессию. Так что постоянная демонстрация гламура повышает уровень агрессивности в обществе. К тому же эти известные персонажи постоянно попадают в скандальные истории, которые только повышают их популярность. Они делают что хотят, никто им не указ, могут кого-то безнаказанно ударить или оскорбить. Они свободны в худшем смысле этого слова и закрепляют соответствующее понимание свободы в нашем массовом сознании. В этом плане негативное влияние СМИ, и в первую очередь телевидения, очень велико.

Но сегодня политика вытесняет с телеэкранов все остальное.

Я бы не сказал, что вытесняет, но политические ток-шоу стали определенно ярче и агрессивнее. По большей части это связано с последними событиями на Украине и усилением антизападной риторики. Но если взять, к примеру, такую телепрограмму, как «Право голоса», то в ней и до украинских событий уровень конфликтности был весьма высок. Передачу Малахова «Пусть говорят» правильнее было бы назвать «Пусть орут», потому что донести свою мысль там можно только криком, заглушив оппонента. На многие ток-шоу приглашают политиков, которые не считают должным выслушивать собеседника, а перебить или обругать оппонента для них в порядке вещей. Такие агрессивные ток-шоу, демонстрирующие нетерпимость и откровенную грубость, порой оказывают на зрителей влияние, сопоставимое с демонстрацией насилия.

Существует определение доброго человека? Добрый человек, он какой? Что им движет?

Это сложное, многосоставное понятие. Его можно разделить на эмоциональную составляющую, когда человек позитивно ощущает мир, мыслительную, когда человек верит в то, что люди в целом хорошие и заслуживают хорошего отношения, и поведенческую, когда человек проявляет доброту, помогая окружающим. Но главный атрибут доброты, который фигурирует в психологических исследованиях, это реальная готовность помочь ближнему. По этому показателю, кстати, мы тоже выглядим неважно. Например, в мировом рейтинге благотворительности Россия занимает 137-е место из 153, по распространенности оказания непосредственной помощи нуждающимся. А по данным опроса Фонда «Общественное мнение», 67 процентов россиян считают, что среди окружающих их людей не встречается или редко встречается готовность помогать друг другу.

Доброте можно научить или это генетическая предрасположенность?

Как любые психологические качества, доброта имеет и генетическую составляющую, и выработанную воспитанием. Но воспитание имеет решающее значение. Известно, что в семьях, где царит агрессивная атмосфера, дети тоже вырастают агрессивными. Если детей били их родители, то они своих детей, как правило, тоже бьют. Дети осужденных за насильственные преступления тоже часто совершают насильственные преступления. А в семьях, где существует добрая атмосфера, все наоборот. Это так называемая «социальная наследственность».

В эпоху суровых испытаний люди становятся более отзывчивыми. Почему этого не случилось в суровые 1990-е?

Испытания испытаниям рознь. Одно дело война, которая объединяет людей общим горем, общим представлением о враге и национальном благе. Общее несчастье действительно сближает людей. Другое дело — социальные пертурбации, которые не сопровождаются войнами. Тут большое значение имеет господствующая в умах идеология. Если эта идеология раскалывает общество, как это было в эпоху рыночных реформ, то на первый план выходят эгоистические мотивы, представления о том, что выжить можно только за счет другого, что более успешны те, кто расталкивает локтями окружающих, идет по головам. В таких условиях, наоборот, наблюдается процесс разобщения.

Сегодня у нас появился образ врага, и есть предчувствие тяжелых времен вследствие надвигающегося кризиса.

Наличие внешней угрозы сплачивает, а образ врага объединяет. Но, с другой стороны, общество заряжается агрессией, а полного согласия по поводу украинских событий в нашем обществе нет. Можно ожидать, что произойдет переключение этой агрессии на тех, кто не согласен с политикой властей. По мере нарастания экономических трудностей возникнет извечный русский вопрос «Кто виноват?». И если экономические санкции к тому времени будут сняты, то агрессия может переключиться на «внутреннего врага», который мешает нам хорошо жить. В 20-х годах прошлого века это был «классовый враг», а сегодня это может быть «непатриотичный либерал». Но я не думаю, что внешнеполитическая ситуация существенно скажется на бытовых отношениях и мы перестанем уступать места в транспорте.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(158):

1 234 ... +1
20 +22−2Муму Герасимовна09:30:58
12/02/2015
18 +19−1Ёрс Трули08:32:10
12/02/2015
Почитай:Ссылка на www.nytimes.com Статья говорит о том, что правила сети УолМарт в 2006 году были приведены в согласие со стандартами для торговых сетей. Разумеется,охранники магазина следят за посетителями и воришкам велят вернуть товар. Но после этого в полицию не направляются мелкие воришки (кража до 25 баксов) и нарушители моложе 18 или старше 65 лет. Клиент просто получает предупреждение. В дальнейшем, магазин может запретить вход такому клиенту.
А официальная инструкция для охранников УолМарта гласит :"PUT PEOPLE FIRST. Protecting the physical well-being of Suspects, customers, and Wal-Mart associates is your first priority."
(Люди - прежде всего. Защита физического здоровья Подозреваемых (!), клиентов и сотрудников УолМарта - ваш главный приоритет).
И УолМарт пока не разорился. Может там и народ честнее...Такая вот либеральная ментальность вместо духовных скреп.
Как в америке вешают негров

Ссылка на www.cbsnews.com

Почти одновременно с ЧП с пожилой женщиной в питерском магазине "Магнит", схожая история произошла в одном американском супермаркете.

В магазине городка Лондон в штате Кентукки мужчина пытался украсть детское питание. Вызванный на место происшествия полицейский Джастин Роби выяснил, что правонарушитель - одинокий отец, воспитывающий полугодовалого сына, вместе с которым и пришёл в супермаркет; оказалось, что эта семья сейчас переживает тяжёлые времена.
Менеджер магазина решил не выдвигать против мужчины никаких обвинений; полицейский согласился с таким подходом. Позднее в интервью Джастин Роби пояснил: "Если бы я возбудил дело, ничем хорошим это бы не кончилось. У него и так нет денег, и если я отправлю его в суд, у него средств не прибавится. Я поставил себя на его место. Что если я попал бы в ситуацию, когда мне было бы нечем кормить сына?”
Офицер из своего кармана оплатил детское питание и отпустил совершившего кражу мужчину, подсказав тому координаты организаций, которые могли бы помочь его семье.
"Мы не роботы, за полицейским значком - тоже человек".
18 +19−1Ёрс Трули08:32:10
12/02/2015
-19 +5−24Zzzz Aaa08:09:51
12/02/2015
Что ты бред несёшь? Если бы воров не задерживали, то магазины бы уже давно разорились.
Почитай:Ссылка на www.nytimes.com Статья говорит о том, что правила сети УолМарт в 2006 году были приведены в согласие со стандартами для торговых сетей. Разумеется,охранники магазина следят за посетителями и воришкам велят вернуть товар. Но после этого в полицию не направляются мелкие воришки (кража до 25 баксов) и нарушители моложе 18 или старше 65 лет. Клиент просто получает предупреждение. В дальнейшем, магазин может запретить вход такому клиенту.
А официальная инструкция для охранников УолМарта гласит :"PUT PEOPLE FIRST. Protecting the physical well-being of Suspects, customers, and Wal-Mart associates is your first priority."
(Люди - прежде всего. Защита физического здоровья Подозреваемых (!), клиентов и сотрудников УолМарта - ваш главный приоритет).
И УолМарт пока не разорился. Может там и народ честнее...Такая вот либеральная ментальность вместо духовных скреп.
17 +19−2Ёрс Трули09:23:48
12/02/2015
-16 +4−20Zzzz Aaa08:14:24
12/02/2015
Вы не путайте сострадание и прощение воровства. Если бы бабуля положила масло на кассу, а потом бы сказала что денег нет заплатить, то здесь бы было место состраданию и помощи в лице кассира или других покупателей. А вот если бабуля захотела своровать, это она совершила грех, и еще не факт что в следующий раз она бы не решилась повторить этот трюк.
А как ты определил, что бабуля захотела своровать а не просто забыла заплатить? Между прочим, о том, что у неё участились провалы в памяти (не удивительно для такого возраста) говорили её знакомые при расследовании этого дела.
Кстати, о российских нравах. Сто лет назад адвокат Плевако защищал нищую старуху, пытавшуюся утащить самовар. Его фразы "Самовар украли - пропала Россия!" было достаточно для освобождения подзащитной, хотя прокурор и сетовал на подрыв устоев и разрыв духовных скреп. Но сейчас скрепы крепче.
16 +20−4Ёрс Трули08:01:22
12/02/2015
"По инструкции, ее надо задержать, а по совести вроде бы надо отпустить." А никому не приходило в голову, чтобы инструкции соответствовали если не совести, то хотя бы здравому смыслу? На проклятом Западе никому и в голову не придёт, что продавец ОБЯЗАН сдать нарушителя в полицию. Более того, у крупных сетей магазинов есть чёткие указания не задерживать клиента в такой ситуации. Этим злоупотребляют воры, но управляющие компаний считают, что лучше потерять три пачки масла, чем заработать плохую репутацию у покупателей. Так что не надо валить с российской головы на здоровую и обвинять в произошедшем "либерализм".
10 +10−0Alex Kozhushko10:38:28
12/02/2015
-16 +4−20Zzzz Aaa08:14:24
12/02/2015
Вы не путайте сострадание и прощение воровства. Если бы бабуля положила масло на кассу, а потом бы сказала что денег нет заплатить, то здесь бы было место состраданию и помощи в лице кассира или других покупателей. А вот если бабуля захотела своровать, это она совершила грех, и еще не факт что в следующий раз она бы не решилась повторить этот трюк.
Как выяснилось, у бабули деньги были. И своровать она не хотела. Просто пожилая женщина, склероз (это в молодости "склероз" - предмет для шуток, а пожилые люди знают, что это - страшная и, увы, неизлечимая болезнь).
9 +10−1Егорий14:44:40
12/02/2015
-9 +1−10Alex Kozhushko13:05:37
12/02/2015
И как часто этот полицейский оплачивает товар, похищаемый бедняками в магазинах? Ну, раз оплатит, ну два раза оплатит... Но на третий раз, на четвёртый раз - уже не оплатит, поскольку вспомнит, что у него тоже есть дети, и их тоже надо кормить. Когда он об этом вспомнит - он перестанет быть человеком?
Пока он на такие проблемы не жалуется, как видите. И, заметьте, американское общество его поддерживает и считает его поступок порядочным и положительным.

Что вы так упорно хотите доказать-то? такое впечатление, что вы спорите лишь бы спорить.
9 +9−0Serg Stn14:00:44
12/02/2015
-19 +5−24Zzzz Aaa08:09:51
12/02/2015
Что ты бред несёшь? Если бы воров не задерживали, то магазины бы уже давно разорились.
Российская ментальность: всех и каждого подозревать в воровстве, поскольку и сам честность считает за лоховство.
9 +9−0Егорий12:10:10
12/02/2015
-8 +2−10Alex Kozhushko10:45:14
12/02/2015
Ключевое слово здесь - "менеджер магазина". То есть, человек, которому дано право принимать решения в подобных случаях и который имеет соответствующий опыт.
Вряд ли бы магазин долго просуществовал бы, если бы каждый работник - от уборщика начиная - раздавал товары бесплатно всем нуждающимся.
Неа, ключевое слово здесь "человек".
9 +9−0Марина Петрова09:20:32
12/02/2015
2 +8−6Dasist von Tastisch09:02:21
12/02/2015
Раньше мы были нищие и наивные.
Теперь мы давно уже не девственны.
А разве каждый человек априори таит нож за спиной, и поэтому нужно жить по принципу "поднасри другому, пока он не успел поднасрать тебе"? У нас в России, на мой взгляд, главная проблема - это то, что мы всегда бросаемся из крайности в крайность, аж лоб расшибить себе готовы. Но лучше же найти золотую середину: конечно, наивным быть нельзя, всегда держать ухо востро, но я это я, и если большинство злобное, то это не повод мне быть такой.
9 +9−0Марина Петрова08:55:48
12/02/2015
Как-то в поезде соседка в плацкарте, бабуля лет 70, рассказывала, мол, да, раньше (при СССР) много работали, за трудодни, жили небогато, но зато... Идешь по полю, видишь человека - и радуешься: "ЧЕЛОВЕК!!!" - бежишь навстречу. Теперь же вроде и есть все для жизни, но идешь по полю, видишь человека - и шмыг в кусты.
8 +8−0Злое Добро09:10:31
12/02/2015
Автор статьи чертовски прав...
Злее стали.. Слишком сильно ударили нас лихие 90-е.. слишком много потеряли нажитого и слишком много захотели дармового...
Но надо, надо в себе растить ЧЕЛОВЕКА.. наперекор всему, как бы трудно ни было физически и нравственно.. Общество начинается с ЧЕЛОВЕКА - с каждого из нас...
7 +8−1Яс Макс12:16:48
12/02/2015
-16 +4−20Zzzz Aaa08:14:24
12/02/2015
Вы не путайте сострадание и прощение воровства. Если бы бабуля положила масло на кассу, а потом бы сказала что денег нет заплатить, то здесь бы было место состраданию и помощи в лице кассира или других покупателей. А вот если бабуля захотела своровать, это она совершила грех, и еще не факт что в следующий раз она бы не решилась повторить этот трюк.
В первую поездку в Испанию у меня украли все деньги и документы... Но люблю я ее не за это. А Вы три пачки масла бабушке, поплатившейся за это жизнью, простить не можете... Кто Вас так обидел?
7 +8−1Мария Денисова10:18:52
12/02/2015
-16 +4−20Zzzz Aaa08:14:24
12/02/2015
Вы не путайте сострадание и прощение воровства. Если бы бабуля положила масло на кассу, а потом бы сказала что денег нет заплатить, то здесь бы было место состраданию и помощи в лице кассира или других покупателей. А вот если бабуля захотела своровать, это она совершила грех, и еще не факт что в следующий раз она бы не решилась повторить этот трюк.
..."А вот если бабуля захотела своровать, это она совершила грех".....
"Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Евангелие от Матфея 7:1)
7 +7−0Марина Петрова09:38:03
12/02/2015
0 +3−3Dasist von Tastisch09:28:34
12/02/2015
Но ночью в российском городе, увидев группу людей, лучше все-таки перейти на другую сторону улицы, не так ли?
Смотря какую. Все очень зависит от конектста, ну а после анализа этого контекста уже и решаешь, перейти или нет. Я (миниатюрная хрупкая девушка) один раз поздно вечером шла с тренировки до маршрутки вдоль темной дороги, где проезжало мало машин, на другой стороне параллельно со мной сравнялась группа молодых людей из 3-х человек, крикнули мне, есть ли у меня закурить. Я сказала, что, к сожалению, нет, потому что не курю, и тогда они спросили, где ближайший магазин. Я точно не могла ответить. Потом мы так параллельно вышли на более освещенный участок, где я вспомнила, что был магазин. Перешла дорогу и показала парням, они поблагодарили. Это мне повезло, но если бы они хотели чего-то большего, я бы все равно не убежала от них, а моя агрессия только бы спровоцировала их.
6 +9−3Св. Валентин10:50:03
12/02/2015
3 +5−2Techniko.ru10:25:11
12/02/2015
тебя надо усыпить, что бы планета стала чище.
то что люди русского мира мягко говоря не добрые, так это еще классики писали, лицемерные твари еще те, что мужики, что бабы, просто теперь есть интернет и иногда такие вещи попадают на всеобщее внимание, и начинается лицемерие, "мол как же так мы вроде тоже человеки".
5 +5−0Мария Денисова15:59:44
12/02/2015
-5 +0−5Валерий Овчинников15:40:24
12/02/2015
Согласен. Но тогда и не надо осуждать продавцов магазина и полицейских. Подход должен быть одинаковым
ZzzAaa написал, что "бабуля совершила грех", а это вообще то только Богу решать, кто совершил грех, а кто нет. Продавцы, а вернее, директор магазина, полицейские действовали по инструкции, а не по-человечески. Бог им судья.
5 +6−1Gary Golden14:35:01
12/02/2015
0 +3−3Andrey Andreev12:36:49
12/02/2015
Десятилетия атеизма наложились на годы либерастии - вот и результат. Основа же проста: возлюби ближняго своего как самого себя.
О да, христиане любят ближнего как самого себя поголовно.
5 +5−0Егорий12:56:49
12/02/2015
-9 +0−9Alex Kozhushko12:50:47
12/02/2015
Быть человеком за чужой счёт? Интересный вариант.
"Офицер из своего кармана оплатил детское питание"
5 +5−0kmirom12:51:42
12/02/2015
16 +20−4Ёрс Трули08:01:22
12/02/2015
"По инструкции, ее надо задержать, а по совести вроде бы надо отпустить." А никому не приходило в голову, чтобы инструкции соответствовали если не совести, то хотя бы здравому смыслу? На проклятом Западе никому и в голову не придёт, что продавец ОБЯЗАН сдать нарушителя в полицию. Более того, у крупных сетей магазинов есть чёткие указания не задерживать клиента в такой ситуации. Этим злоупотребляют воры, но управляющие компаний считают, что лучше потерять три пачки масла, чем заработать плохую репутацию у покупателей. Так что не надо валить с российской головы на здоровую и обвинять в произошедшем "либерализм".
не забывайте,что между рос либералами и западными
разница почти такая же,как между Гоголем и Гегелем...
5 +5−0Егорий12:11:05
12/02/2015
-5 +2−7Pavel Berloga10:24:41
12/02/2015
Так ведь и правда пропала Россия. Как раз сто лет назад.
Ога, как раз из-за самовара.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь