Террористические акты, произошедшие во Франции, — результат межэтнической нетерпимости на религиозной почве между коренным европейским населением и выходцами из бывших колоний. Может ли в нашей стране повториться подобный сценарий? В некоторых российских регионах уже тлеют очаги этнической ксенофобии, а местные жители ясно дают понять — они устали от толерантности.
30 декабря адвокат Дагир Хасавов, представляющий интересы мусульманской общины Калининграда, сообщил в своем Twitter-аккаунте, что Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу на запрет строительства мечети. «Российские суды лишили верующих права на законно построенную мечеть. И не добившись справедливости в судах России, защита религиозной организации была вынуждена обратиться с жалобой в ЕСПЧ», — пояснил адвокат.
История калининградского долгостроя длится уже не первое десятилетие. Мусульманская община области добивается строительства мечети в городской черте Калининграда. Но местное население против. Им не нравится расположение строительной площадки, а также та настойчивость, переходящая порой в агрессивность, с которой представители мусульман продвигают свои идеи.
Мусульманская община в Калининградской области сформировалась в начале 1990-х годов — активисты обзванивали горожан с подходящими фамилиями по телефонной книге, приглашая на организационное собрание. В дальнейшем для этих целей использовались местные СМИ. А вообще на данной территории не было ни культовых сооружений, ни каких-либо других свидетельств мусульманской культуры.
Первые преподаватели основ ислама в общине — арабские студенты, учившиеся в вузах Калининграда, марокканец Ж. Фахори и Ибрахим Драйя из Мавритании. Они же стали первыми имамами. В качестве учебной литературы использовались брошюры, изданные в Дагестане. Религиозные обряды проводились в доме одного из прихожан, чеченца по национальности.
С инициативой строительства мечети калининградские мусульмане выступили в 1993 году. Место строительной площадки переносилось из одного района города в другой (по некоторым данным — семь раз). Как только выдавалось разрешение на строительство, начинались протесты жителей окрестных микрорайонов, выделялось новое место, и все повторялось.
В 2009 году мэрия выделила два участка и подъездную дорогу на территории парка «Южный», рядом с музеем «Фридландские ворота». Документ подписал вице-премьер правительства области Юрий Шалимов. К строительству приступили в декабре 2010 года.
Калининградцы продолжали протестовать, собирали подписи за отмену строительства. В январе 2011 года провели митинг. Активисты считали, что разрешение на строительство было выдано с нарушением закона, с чем и обращались в разные инстанции. Указывали на то, что вырубка деревьев на стройплощадке негативно скажется на экологическом состоянии города. Кроме того, мечеть нанесет ущерб историко-архитектурному ландшафту города, поскольку строительство ведется в непосредственной близости охранной зоны памятника архитектуры федерального значения «Фридландские ворота», которые, по сути, окажутся «воротами в мечеть».
27 ноября 2011 года 21-летний горожанин попытался совершить на стройплощадке взрыв, используя 50-литровый баллон с пропаном и 25-литровый баллон с кислородом. Террористический акт удалось предотвратить сотрудникам ФСБ — своими намерениями молодой человек поделился в социальных сетях, где пытался найти единомышленников. Злоумышленника задержали, когда он перелезал через забор.
В декабре 2013 года строительство было приостановлено. Основанием послужили два судебных иска, поданных музеем «Фридландские ворота» и прокуратурой. Позже суд объединил эти заявления в одно дело. Глава города Александр Ярошук неоднократно говорил, что в случае запрета строительства мусульманская община вправе рассчитывать на другой участок и компенсацию уже понесенных расходов из областного бюджета.
1 апреля 2014 года Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление о выделении участков, поскольку эта территория относится к рекреационной зоне, а также попадает в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения. В августе 2014 года представители мусульманской общины Калининграда направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой проверить законность запрета и пересмотреть «все решения, принятые политически ангажированными лицами во властных структурах».
Глава религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов, возмущенный судебным решением, выступил в СМИ: «Видно, губернатор хочет, чтобы здесь был Майдан, как на Украине. Такой расчет, наверное. Пока людей мы удерживаем, но вы поймите нас, это не только наш вопрос. Нас больше 100 тысяч мусульман, и каждый в сердце держит камень. Когда это взорвется, мы не можем сказать. Проповеди читаем о дружбе народов, но если каждый держит в сердце камень, то это сложно удерживать».
Представители общины неоднократно жаловались на то, что в регионе полностью отсутствуют мусульманские религиозные учреждения, например, это Хисамов: «Не может быть такого, что единственная Калининградская область не имеет ни одного культурно-религиозного центра, мечети».
Однако это не совсем так — рядом, в 5 километрах от Калининграда, в поселке Большое Исаково, в 2010 году открылась мечеть, построенная на базе одного из жилых домов на средства прихожан с разрешения местной администрации. Также идет строительство молельного дома в Гвардейске, еще один планируется в Советске.
В ноябре 2014 Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде. Опираясь на судебное решение, местные власти потребовали сноса здания, построенного на 80 процентов.
В данный момент представители общины пытаются добиться разрешения на завершение строительства, в частности через Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ).
И это далеко не единичная история. Полтора года в Новосибирске пытаются остановить строительство медресе — высшего учебного заведения для муфтиев (мусульманских священнослужителей). Волна недовольства поднялась после распространения в СМИ информации о выделении городской администрацией еще одного, дополнительного участка земли, в центре Новосибирска, рядом с уже возводимой мечетью.
«Новосибирское медресе — первое в Сибири и на Дальнем Востоке. Оно будет готовить имам-хатыбов для мечетей Сибири. Стоимость проекта — около 800 миллионов рублей. Это пожертвования прихожан и меценатов», — сообщил имам новосибирской мечети Салим Шакирзянов.
4,7 тысячи жителей Новосибирска подписались под обращением о запрете строительства медресе на территории города. Горожан можно понять — ислам в Сибири не относится к традиционным конфессиям, к тому же в Новосибирской области уже зарегистрировано 14 религиозных объединений мусульман, действуют восемь мечетей, в том числе четыре — непосредственно в Новосибирске.
Горожанам также удалось убедить администрацию не выделять участок для очередной, пятой мечети в новом Калининском микрорайоне, в котором тогда не было даже необходимых образовательных учреждений, таких как школа и детский сад. Особенно жителей микрорайона возмутило то, что вопрос о мечети решался без их ведома.
В последние годы в российских регионах распространена такая схема. Мусульмане приобретают для личного пользования участок земли, оформляют его под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а затем передают в общину, которая вместо жилого дома строит мечеть. Если региональные власти замечают незаконную постройку и суд предписывает ее снести, представители муфтията открыто, через СМИ, заявляют о факте нарушения прав верующих, фактически шантажируя чиновников возможными религиозными беспорядками. И местные власти идут на уступки — отменяют судебное решение, «легализуя» мечеть, или в срочном порядке выделяют другой участок.
В Пятигорске несколько лет назад один из горожан передал мусульманской общине свой дом. На первых порах здание использовалось в качестве молельного дома для трех десятков прихожан. Однако со временем их количество выросло до 2,5 тысяч. Община решила строить на этом же участке в статусе частного домовладения мечеть.
4 ноября 2012 года городская администрация подала в суд на владельца участка с требованием снести незаконное строение. Недостроенное здание было опечатано судебными приставами. Городской суд Пятигорска постановил снести минарет, что и было сделано. Однако 29 апреля 2014 года Ставропольский краевой суд принял решение о полном сносе незаконно построенной мечети.
3 мая 2014 года председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК) муфтий Мухаммад Рахимов отправил президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию.
«…Уже ходят разговоры о создании отрядов самообороны для защиты единственной недостроенной мечети в городе и организации митингов у краевой и городской администрации…Бульдозеры, которые приблизятся к мечети, чтобы снести ее, призовут сюда тысячи мусульман со всего Северного Кавказа, которых придется усмирять уже не бульдозерами, а танками. Мусульмане региона воспринимают решение о сносе мечети как попытку уничтожения Веры в Единого Бога и распространения в нашем регионе такой нечисти, как пьянство и наркомания», — говорилось в послании Рахимова.
Как ни удивительно, при всех политических и социальных катаклизмах последних двух десятилетий, после военных конфликтов на Северном Кавказе, россияне достаточно терпимы к культурным различиям. Регистрируется много смешанных браков, в рамках российской культуры сохраняются национальные языки и традиции. Как свидетельствует история, русские всегда легко заимствовали сторонние обычаи — от кулинарных традиций до праздников.
К сожалению, подобное не скажешь о большинстве трудовых мигрантов стран Средней Азии. Они не желают интегрироваться в российское общество, зачастую не знают азов истории и законов страны, на территории которой живут и работают. Осложняет ситуацию и то, что региональные власти уделяют мало внимания причинам возникновения ксенофобии, что приводит затем к массовой нетерпимости к лицам неславянской национальности.
За последние два десятилетия в России построено более семи тысяч мечетей, семь российских исламских университетов. Однако гармонизировать межнациональные отношения за счет только этого невозможно, тем более в регионах, конфессионально далеких от ислама.
Виктория Токарева
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +1−0 | Леонид Власенко | 12:27:47 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
до тех пор как люди не начнут думать своей головой,и не поймут что бога нет.не одного теракта от атеистов,не одного оскорбления их чувств.Никто не против строительства научного храма.Религиозные люди лицемеры,а атеисты нет. |
1 +1−0 | Анатолий Голобоков | 10:55:35 21/01/2015 |
Да пусть строят, что хотят. Но! С маленьким нюансом - "У СЕБЯ И НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ! И ни как иначе"!!! |
1 +1−0 | Сергей Иванов | 10:30:40 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Да неужели, где родился там и "у себя". А куда приехал там ты гость. Запомни |
1 +1−0 | Сергей Макаров | 10:25:58 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
В следующий раз когда захочется предлагать дебильный флеш моб, подумай что к твоему близкому скорая из-за этого не приедет. |
1 +1−0 | Сергей Иванов | 10:22:59 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Ислам не религия коренных жителей Калининграда. Мусульмане гости в этой области. Так пусть ведут себя как гости, а не "быдло". |
1 +1−0 | EEvvggeennyy7 | 10:13:10 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
В мире есть много стран, в которых традиционно исповедуют ислам. Турция, Саудовская Аравия и множество других. Там проблем с количеством мечетей нет. Переезжайте жить туда и будет вам счастье. |
1 +4−3 | Абв Гдеж | 08:10:03 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Если кто забыл, или не знает, можно напомнить, как православных "заносило" в мусульманские земли, и как они "устанавливали свои порядки": "Вернувшись в свой аул, Садо нашел свою саклю разрушенной: крыша была провалена, и дверь и столбы галерейки сожжены, и внутренность огажена. Сын же его, тот красивый, с блестящими глазами мальчик, который восторженно смотрел на Хаджи-Мурата, был привезен мертвым к мечети на покрытой буркой лошади. Он был проткнут штыком в спину. Благообразная женщина, служившая, во время его посещения, Хаджи-Мурату, теперь, в разорванной на груди рубахе, открывавшей ее старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, стояла над сыном и царапала себе в кровь лицо и не переставая выла. Садо с киркой и лопатой ушел с родными копать могилу сыну. Старик дед сидел у стены разваленной сакли и, строгая палочку, тупо смотрел перед собой. Он только что вернулся с своего пчельника. Бывшие там два стожка сена были сожжены; были поломаны и обожжены посаженные стариком и выхоженные абрикосовые и вишневые деревья и, главное, сожжены все ульи с пчелами. Вой женщин слышался во всех домах и на площади, куда была привезены еще два тела. Малые дети ревели вместе с матерями. Ревела и голодная скотина, которой нечего было дать. Взрослые дети не играли, а испуганными глазами смотрели на старших. Фонтан был загажен, очевидно нарочно, так что воды нельзя было брать из него. Так же была загажена и мечеть, и мулла с муталимами очищал ее. Старики хозяева собрались на площади и, сидя на корточках, обсуждали свое положение. О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения" (с) Л.Н. Толстой, "Хаджи-Мурат" |
1 +2−1 | nick z | 07:44:25 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Русские и есть европейцы, мы заслужили кровью жить в Европе, нравится это кому или нет. Далее: русские пережили 300 лет исламского ига и поэтому строительство в Татарстане церквей оправдано, ещё: каким мусульманам? татарам? что-то я их не вижу в Москве, а вижу миллионы среднеазиатов. Построить мечеть для татар - пожалуйста, но не для понаехов. Так же, не вижу 100 тысячных сборищ православных на том же кавказе, однако мы почему-то должны это у себя терпеть и касается это не только молитв на улицах но и к примеру Нового года, когда москвичи не хотят ехать в центр, только потому что там все заполонила орда мигрантов. |
1 +1−0 | Олег Костромитинов | 04:33:27 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
а я не оспариваю я лишь усомнился в цифрах |
1 +2−1 | Stealight | 04:08:15 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Да хоть 50, хоть 10. Сути написанного это не меняет. Вообще. |
1 +1−0 | Stealight | 02:19:01 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
"Вы же безбожник, так откуда вам занть нормы дикарности или нормы ненормальности?" - Адольф Гитлер, говорил примерно тоже самое. Но, про арийцев. |
1 +1−0 | Stealight | 02:13:18 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Твоя свобода исповедовать, является свободой, до тех пор, пока не ущемляет прав других. Хотя по твоему мнению, у других прав нет. Только обязанности. Выделить землю, дать построить, дать молиться. |
1 +1−0 | Stealight | 02:09:57 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
1 мечеть в Санкт-Петербурге есть. Даже две. А если я не хочу что бы они на улице молились. То они не должны этого делать. Тут все просто. Кроме них в этом мире, стране, городе, есть другие люди, которым это не приятно. Почему они должны что-то делать для этого ? Почему должны своей землей разбрасываться ? |
1 +3−2 | белый орёл 2 | 01:53:18 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
так и хочется дать пендаля!! |
1 +2−1 | Oleg Vasilyev | 00:55:07 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
а так вариант - устроить флэш-моб - каждый раз всем звонить в скорую, что тут человеку плохо, он на коврике весь скрюченный лежит :-) |
1 +1−0 | Sergey Novikov | 23:15:07 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Интересно, Вы нам, мне малограмотному в этих вопросах раскрыли тему прямо. В моей интерпретации это выглядит так: 1. Шахада - ничто не иное как присяга или получение гражданства. 2. Намаз - раз он совершается публично, или в группе людей, значит это у нас своего рода собрание, сбор или построение. 3. Закят - налоги, или подать Все признаки политического строя, или некой системы, цель которой влияние на людей, вот только кто влияет? Жрицы или священники. В пользу кого? В пользу себя наверняка. |
1 +1−0 | Ирина Федосова | 22:38:44 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
куда русские -то подевались?..выдавили,вынудили покинуть ..ну а звон?- не помеха.(:wonder:) |
1 +2−1 | Sergei SerKalinin | 22:15:23 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Там живёт такая же голотьба, тока немного поцивилизованее |
1 +1−0 | Любовь Костина | 22:15:05 20/01/2015 |
"Террористические акты, произошедшие во Франции, — результат межэтнической нетерпимости на религиозной почве между коренным европейским населением и выходцами из бывших колоний." Это не межэтническая нетерпимость, зачем ради статьи подгонять смысл происшедшего? Это нетерпимость двух видов развития/недоразвитости в обществе. У нас светская страна, хотелось бы, чтобы все верующие это поняли наконец. Все! Христиане, которые таскают по судам таких же православных, мусульмане, которые видят в человеке другого вероисповедания неверного и т.п. Россия - светская страна, нам нужны образовательные учреждения, развитие медицины, забота о пожилых людях и соблюдение закона во всех сферах жизни. |
1 +1−0 | Ildar Bashirov | 21:41:12 20/01/2015 |
Автор данной статьи ошибся, написав о том, что в Сибири Ислам не является традиционной конфесией, наряду с шаманизмом и буддизмом, ислам был там раньше до прихода христианства, взять например, историю Сибирского Ханства, со столицей в Тобольске или Тюмени, со своими древними тюркскими поселениями. |