Террористические акты, произошедшие во Франции, — результат межэтнической нетерпимости на религиозной почве между коренным европейским населением и выходцами из бывших колоний. Может ли в нашей стране повториться подобный сценарий? В некоторых российских регионах уже тлеют очаги этнической ксенофобии, а местные жители ясно дают понять — они устали от толерантности.
30 декабря адвокат Дагир Хасавов, представляющий интересы мусульманской общины Калининграда, сообщил в своем Twitter-аккаунте, что Европейский суд по правам человека зарегистрировал жалобу на запрет строительства мечети. «Российские суды лишили верующих права на законно построенную мечеть. И не добившись справедливости в судах России, защита религиозной организации была вынуждена обратиться с жалобой в ЕСПЧ», — пояснил адвокат.
История калининградского долгостроя длится уже не первое десятилетие. Мусульманская община области добивается строительства мечети в городской черте Калининграда. Но местное население против. Им не нравится расположение строительной площадки, а также та настойчивость, переходящая порой в агрессивность, с которой представители мусульман продвигают свои идеи.
Мусульманская община в Калининградской области сформировалась в начале 1990-х годов — активисты обзванивали горожан с подходящими фамилиями по телефонной книге, приглашая на организационное собрание. В дальнейшем для этих целей использовались местные СМИ. А вообще на данной территории не было ни культовых сооружений, ни каких-либо других свидетельств мусульманской культуры.
Первые преподаватели основ ислама в общине — арабские студенты, учившиеся в вузах Калининграда, марокканец Ж. Фахори и Ибрахим Драйя из Мавритании. Они же стали первыми имамами. В качестве учебной литературы использовались брошюры, изданные в Дагестане. Религиозные обряды проводились в доме одного из прихожан, чеченца по национальности.
С инициативой строительства мечети калининградские мусульмане выступили в 1993 году. Место строительной площадки переносилось из одного района города в другой (по некоторым данным — семь раз). Как только выдавалось разрешение на строительство, начинались протесты жителей окрестных микрорайонов, выделялось новое место, и все повторялось.
В 2009 году мэрия выделила два участка и подъездную дорогу на территории парка «Южный», рядом с музеем «Фридландские ворота». Документ подписал вице-премьер правительства области Юрий Шалимов. К строительству приступили в декабре 2010 года.
Калининградцы продолжали протестовать, собирали подписи за отмену строительства. В январе 2011 года провели митинг. Активисты считали, что разрешение на строительство было выдано с нарушением закона, с чем и обращались в разные инстанции. Указывали на то, что вырубка деревьев на стройплощадке негативно скажется на экологическом состоянии города. Кроме того, мечеть нанесет ущерб историко-архитектурному ландшафту города, поскольку строительство ведется в непосредственной близости охранной зоны памятника архитектуры федерального значения «Фридландские ворота», которые, по сути, окажутся «воротами в мечеть».
27 ноября 2011 года 21-летний горожанин попытался совершить на стройплощадке взрыв, используя 50-литровый баллон с пропаном и 25-литровый баллон с кислородом. Террористический акт удалось предотвратить сотрудникам ФСБ — своими намерениями молодой человек поделился в социальных сетях, где пытался найти единомышленников. Злоумышленника задержали, когда он перелезал через забор.
В декабре 2013 года строительство было приостановлено. Основанием послужили два судебных иска, поданных музеем «Фридландские ворота» и прокуратурой. Позже суд объединил эти заявления в одно дело. Глава города Александр Ярошук неоднократно говорил, что в случае запрета строительства мусульманская община вправе рассчитывать на другой участок и компенсацию уже понесенных расходов из областного бюджета.
1 апреля 2014 года Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление о выделении участков, поскольку эта территория относится к рекреационной зоне, а также попадает в границы охранной зоны объекта культурного наследия регионального значения. В августе 2014 года представители мусульманской общины Калининграда направили президенту Владимиру Путину письмо с просьбой проверить законность запрета и пересмотреть «все решения, принятые политически ангажированными лицами во властных структурах».
Глава религиозной организации мусульман Калининграда Иршат Хисамов, возмущенный судебным решением, выступил в СМИ: «Видно, губернатор хочет, чтобы здесь был Майдан, как на Украине. Такой расчет, наверное. Пока людей мы удерживаем, но вы поймите нас, это не только наш вопрос. Нас больше 100 тысяч мусульман, и каждый в сердце держит камень. Когда это взорвется, мы не можем сказать. Проповеди читаем о дружбе народов, но если каждый держит в сердце камень, то это сложно удерживать».
Представители общины неоднократно жаловались на то, что в регионе полностью отсутствуют мусульманские религиозные учреждения, например, это Хисамов: «Не может быть такого, что единственная Калининградская область не имеет ни одного культурно-религиозного центра, мечети».
Однако это не совсем так — рядом, в 5 километрах от Калининграда, в поселке Большое Исаково, в 2010 году открылась мечеть, построенная на базе одного из жилых домов на средства прихожан с разрешения местной администрации. Также идет строительство молельного дома в Гвардейске, еще один планируется в Советске.
В ноябре 2014 Верховный суд РФ отказал мусульманам в кассационной жалобе по делу о запрете строительства мечети в Калининграде. Опираясь на судебное решение, местные власти потребовали сноса здания, построенного на 80 процентов.
В данный момент представители общины пытаются добиться разрешения на завершение строительства, в частности через Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ).
И это далеко не единичная история. Полтора года в Новосибирске пытаются остановить строительство медресе — высшего учебного заведения для муфтиев (мусульманских священнослужителей). Волна недовольства поднялась после распространения в СМИ информации о выделении городской администрацией еще одного, дополнительного участка земли, в центре Новосибирска, рядом с уже возводимой мечетью.
«Новосибирское медресе — первое в Сибири и на Дальнем Востоке. Оно будет готовить имам-хатыбов для мечетей Сибири. Стоимость проекта — около 800 миллионов рублей. Это пожертвования прихожан и меценатов», — сообщил имам новосибирской мечети Салим Шакирзянов.
4,7 тысячи жителей Новосибирска подписались под обращением о запрете строительства медресе на территории города. Горожан можно понять — ислам в Сибири не относится к традиционным конфессиям, к тому же в Новосибирской области уже зарегистрировано 14 религиозных объединений мусульман, действуют восемь мечетей, в том числе четыре — непосредственно в Новосибирске.
Горожанам также удалось убедить администрацию не выделять участок для очередной, пятой мечети в новом Калининском микрорайоне, в котором тогда не было даже необходимых образовательных учреждений, таких как школа и детский сад. Особенно жителей микрорайона возмутило то, что вопрос о мечети решался без их ведома.
В последние годы в российских регионах распространена такая схема. Мусульмане приобретают для личного пользования участок земли, оформляют его под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а затем передают в общину, которая вместо жилого дома строит мечеть. Если региональные власти замечают незаконную постройку и суд предписывает ее снести, представители муфтията открыто, через СМИ, заявляют о факте нарушения прав верующих, фактически шантажируя чиновников возможными религиозными беспорядками. И местные власти идут на уступки — отменяют судебное решение, «легализуя» мечеть, или в срочном порядке выделяют другой участок.
В Пятигорске несколько лет назад один из горожан передал мусульманской общине свой дом. На первых порах здание использовалось в качестве молельного дома для трех десятков прихожан. Однако со временем их количество выросло до 2,5 тысяч. Община решила строить на этом же участке в статусе частного домовладения мечеть.
4 ноября 2012 года городская администрация подала в суд на владельца участка с требованием снести незаконное строение. Недостроенное здание было опечатано судебными приставами. Городской суд Пятигорска постановил снести минарет, что и было сделано. Однако 29 апреля 2014 года Ставропольский краевой суд принял решение о полном сносе незаконно построенной мечети.
3 мая 2014 года председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края (ДУМ СК) муфтий Мухаммад Рахимов отправил президенту РФ Владимиру Путину открытое письмо с просьбой вмешаться в создавшуюся ситуацию.
«…Уже ходят разговоры о создании отрядов самообороны для защиты единственной недостроенной мечети в городе и организации митингов у краевой и городской администрации…Бульдозеры, которые приблизятся к мечети, чтобы снести ее, призовут сюда тысячи мусульман со всего Северного Кавказа, которых придется усмирять уже не бульдозерами, а танками. Мусульмане региона воспринимают решение о сносе мечети как попытку уничтожения Веры в Единого Бога и распространения в нашем регионе такой нечисти, как пьянство и наркомания», — говорилось в послании Рахимова.
Как ни удивительно, при всех политических и социальных катаклизмах последних двух десятилетий, после военных конфликтов на Северном Кавказе, россияне достаточно терпимы к культурным различиям. Регистрируется много смешанных браков, в рамках российской культуры сохраняются национальные языки и традиции. Как свидетельствует история, русские всегда легко заимствовали сторонние обычаи — от кулинарных традиций до праздников.
К сожалению, подобное не скажешь о большинстве трудовых мигрантов стран Средней Азии. Они не желают интегрироваться в российское общество, зачастую не знают азов истории и законов страны, на территории которой живут и работают. Осложняет ситуацию и то, что региональные власти уделяют мало внимания причинам возникновения ксенофобии, что приводит затем к массовой нетерпимости к лицам неславянской национальности.
За последние два десятилетия в России построено более семи тысяч мечетей, семь российских исламских университетов. Однако гармонизировать межнациональные отношения за счет только этого невозможно, тем более в регионах, конфессионально далеких от ислама.
Виктория Токарева
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
8 +12−4 | Не Из Этих | 17:36:30 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
+100500 |
8 +10−2 | Дмитрий Герница | 17:22:59 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
А что такое христианский мир? Покажите мне дарственную подписанную святым духом.. |
8 +10−2 | Овчинников Юрий | 17:22:31 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
В Сибире на Камчатке, на Урале, в Приморье русские на своей земле. |
8 +9−1 | Виктор Воронин | 16:56:41 20/01/2015 |
Намаз в метро на тротуарах - это перебор. Хотят показать окружающим, что они выше их. То же самое частенько наблюдается в православных храмах - здесь не стой, свечку не так держишь, не так одет, поклон не достаточно низкий и т.д. Безконечный Создатель смотрит в сердце каждого - как ты любишь ближних своих, а не на то, сколько раз за день ты ему молишься (формально), сколько жертвуешь и постишься. Фарисеи любых религий Его не обманут (:smile:) |
8 +9−1 | Евгений Сергеевич | 16:30:31 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Поддерживаю! Проблема раздувается специально! Для чего? Время покажет! |
7 +8−1 | Акакий Пукин | 18:08:00 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
есть такое выражение, как вы имеете права до тех пор, пока они не нарушают чужие права. так вот, когда смотрю телевизор у себя дома я не нарушаю чьих-либо прав. но если во время просмотра телевизора мне даже через закрытое окно будет постоянно орать голос из мечети-это уже нарушение моих прав. обращаю внимание, что я не могу убрать звук из квартиры, а значит вынужден, повторяю-вынужден, слушать этот вой. на счет елок-их ставят не на пешеходной дорожке и не мешают вам проходить мимо. и можно отвернуться, увидем деда мороза (кстати, не менее легендарная личность, чем ваши всякие пророки". |
7 +10−3 | Акакий Пукин | 17:42:46 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
чушь, этот вопль слышен далеко. к тому же подобные вам требуют строить мечети в шаговой доступности |
7 +10−3 | Дмитрий Герница | 17:37:47 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
"Синяки" - это ж своё, посконное и домотканое, а ислам - кто его знает, чего от него ожидать.. Да и то людей пугает, что муллы и проповедники часто не российского происхождения. Опять же - Коран и все тексты - на арабском - его из местных даже приблизительно никто не знает. Это и пугает. |
7 +8−1 | Алекс Юстас | 16:57:56 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
И крестные ходы по всем праздникам! |
7 +8−1 | По Двести | 16:50:00 20/01/2015 |
Настало время охуительных историй. |
6 +9−3 | Щедрый Санта | 22:00:19 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Летом ездил на авто на похороны в Казахстан , проезжали через Татарию ,Башкирию , Пенз.обл , Тамбов , Урал ....Их там НЕТ . На тяжелых работах работают местные --- русские , татары , башкиры ... Эта "понаехавшая" шелупонь отирается лишь у Москвы и в соседних с нею областях , где жизнь "пожирнее" , и работать многих не заставить - таджики к примеру в основном побираются целыми толпами ... |
6 +7−1 | Акакий Пукин | 18:27:24 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
так вот вам и объясняют, что это у вас полно возможностей строить, но в другом месте (почему я должен переехать, если кому-то хочется верить в чудеса?) во-вторых, шум машин меньше и кстати тоже не превышает пределы. речь о том, что если все местные против, то почему вы считаете, что у вас прав больше? только потому что вам захотелось развлечений (у вас нет доказательств существования вашего бога, а значит вы просто развлекаетесь). |
6 +6−0 | Net Smysla | 17:49:57 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Христианин - это уловность, до христианства были язычниками |
6 +7−1 | Акакий Пукин | 17:41:37 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
мне тоже не нравятся колокола. но ваша логика сровни позиции многих-я буду мусорить потому что другие мусорят. про ор я имел ввиду муэдзин и его тошнотворный вопль |
6 +8−2 | Дмитрий Герница | 17:34:20 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
А ещё до лютеранства - это были вполне себе языческие земли.. открою вам один секрет - я из Беларуси. Так вот: в Минске ещё в начале 20-го века было действующее языческое капище со своим действующим жрецом - оно было зарегистрировано официально как храм... Так что насчет христианского мира - это всё более чем сомнительно. |
6 +8−2 | Акакий Пукин | 17:27:14 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
видимо моск совсем усох. вопрос про то, что после строительства будет постоянный вой на всю округу, призывающий мусульман, но и одновременно с этим мешающий живущим рядом людям. почему жильцы должны его слушать? |
6 +9−3 | nick z | 17:21:33 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Без сопливых разберемся куда нам идти, вошь навозная. |
6 +6−0 | Дмитрий Герница | 17:06:45 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Так гостей угощать, приедут же.. |
6 +9−3 | Гленн Куагмайр | 16:49:29 20/01/2015 | ||||||
| ||||||||
полностью согласен, хоть Россия и много религиозная страна, у нас христианство |
5 +5−0 | Egor Naumov | 00:53:55 21/01/2015 | ||||||
| ||||||||
Сделайте милость, сожгите эту церковь, все это показуха, бог не в храме, а в сердце. По поводу муслимов. Если вам так необходимо упражняться на коврике и резать баранов на улице, то в России есть места населенные такими же фанатиками. В русских городах вы выглядите как дикари которые справляют большую нужду на званном обеде, потому, что в ваших племенах так принято. |