«Эти люди не будут сидеть на диванах»

13:51 20/01/2015 Россия
В компьютерном зале Центральной универсальной научной библиотеки имени Некрасова
В компьютерном зале Центральной универсальной научной библиотеки имени Некрасова

Средний возраст человечества постоянно растет. Еще недавно человека считали старым в 40 лет, а до 60 не доживал каждый третий. Сегодня работающие пенсионеры уже никого не удивляют, а их социальной активности могут позавидовать и молодые. Но какими станут через 40 лет те, кому сегодня нет и 30? Когда и с чего начнется их старение? Будут ли они отличаться от сегодняшних стариков и чем? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил директор Российского научно-клинического центра геронтологии, академик РАН, профессор Владимир Шабалин.

«Лента.ру»: Когда начинается старение?

Шабалин:Старение, чтобы вы знали, начинается с момента зачатия. Как только яйцеклетка оплодотворена и начала делиться, так сразу же запускается процесс старения. Какие-то структуры стареют, отмирают и удаляются, их место занимают новые. Так происходит развитие организма. Старение — наиболее фундаментальный биологический процесс. Поэтому геронтология является, наверное, базовой дисциплиной всей медицины. Ведь основная задача медицины — сделать так, чтобы человек жил дольше и качество жизни при этом оставалось достаточно высоким.

С чего начинается психологическое, интеллектуальное старение? В чем оно проявляется?

У каждого человека процесс старения протекает по-своему, в том числе и в интеллектуальной сфере. Есть патологические формы, — такие, как болезнь Альцгеймера, — когда человек, по сути, теряет интеллектуальные функции. Есть и естественные физиологические проявления, в первую очередь ухудшение памяти.

Это необратимый процесс?

Это естественный процесс. Да, мозг в старости в целом, как система, деградирует, но в то же время он продолжает развиваться в своих локальных участках. По достижении 60-70 лет ухудшается взаимодействие между отдельными участками головного мозга. Бывает трудно вспомнить какую-то дату или событие. Но архив памяти сохраняется. Поэтому при определенном умственном напряжении памяти, при включении каких-то обходных путей вспоминания мы все равно можем достичь нужной цели. Важно знать: чем чаще мы тренируем свой мозг, обеспечивая его работой, тем дольше сохраняем свою интеллектуальную сферу, оставаясь в здравом уме и твердой памяти.

В чем главное отличие современных пожилых людей от пожилых людей, скажем, начала XX века?

В биологическом возрасте. Дело в том, что в XX столетии резко увеличилась средняя продолжительность жизни. Вдвое — с 35 до 70 лет. Такого не бывало за всю историю развития человечества. В XVII веке 40-летнего человека считали стариком. Шекспир писал в одном из своих сонетов: «Когда твое чело избороздят / Глубокими следами сорок зим, / Кто вспомнит молодой наряд, / Покрытый старым рубищем твоим?» А сейчас, согласно номенклатуре ВОЗ, 45 лет — верхняя граница молодого возраста. До 60 лет считается средний возраст, 60-75 лет — пожилой, 75-90 лет — старческий, а старше 90 лет — это уже долгожители.

Как-то изменилось в связи с этим у пожилых людей ощущение себя в социуме?

Уже сегодня люди в 60 и даже в 70 лет не чувствуют себя стариками. Они желают продолжать свою социальную и профессиональную активность. Психологическая самооценка пожилого человека продолжает меняться и далее в сторону повышения собственной значимости. Хотя бы потому, что сам факт востребованности пожилого человека в социуме уже ставит его в иное психологическое состояние. Если он находит применение своим профессиональным компетенциям, а это сегодня не редкость, он чувствует себя более уверенно и независимо. Я не устаю говорить, что труд — самый сильный геропротектор, лучшее лекарство от старости. Пока у человека есть цель, пока он трудится, чтобы достичь ее, он, образно говоря, остается в зоне стабильной возрастной зрелости.

А социум готов к тому, что старики уже не хотят уходить на покой?

Тут, к сожалению, возникает некая дилемма. Дело в том, что в обществе, особенно среди молодых людей, все еще бытуют прежние представления о стариках и их роли в обществе. В их представлении это бабушка, сидящая на лавочке у подъезда, и дедушка, читающий газету на диване. На самом же деле среди современных стариков очень много образованных людей, накопивших не только жизненный и профессиональный опыт, но и огромный интеллектуальный багаж. В середине прошлого века таких было меньшинство. Эти люди сегодня не хотят сидеть на диванах. Особенно это касается людей, занятых в научной сфере. У нас же до сих пор действуют старые установки: достиг пенсионного возраста — иди отдыхай. В 65 лет человек не имеет права занимать пост ректора вуза, директора НИИ. Но он как раз набрал необходимый багаж знаний и опыта, приобрел авторитет, нужный для управления большим научным коллективом. Такой подход, на мой взгляд, вреден как для самой личности, так и для общества. В скандинавских странах, например, это давно поняли, и там продолжение трудовой деятельности в пенсионном возрасте только приветствуется.

Сегодня профессиональную активность пожилых людей сдерживает стремительное развитие информационных технологий. Они оказались к этому не готовы. Что будет, когда постареет поколение 30-летних, которые не испытывают таких проблем?

Да, сегодняшним пенсионерам сложно осваивать новые технологии, хотя компьютерные курсы для пожилых пользуются большой популярностью. Их не так много, как хотелось бы, но там люди получают базовые знания, необходимые для работы в интернете, взаимодействия с госорганами и общения в социальных сетях. Сегодняшнему поколению 30-летних будет проще. Они выросли на компьютерах, их знания приумножаются параллельно с развитием этих технологий. Они, что называется, в тренде. Тем более электронные устройства все больше подстраиваются под пользователя и лет через 20 использование самой сложной информационной системы станет простым повседневным действием.

То есть возможности пожилых людей и молодежи сравняются?

Именно так. Это неизбежно. Но сегодняшние молодые станут стариками, а на смену им придет молодежь с новыми технологиями. Сегодня пожилые люди сталкиваются с определенными психологическими трудностями при овладении компьютерной грамотностью. Она дает им дополнительные возможности, но в быту и без этих знаний они не пропадут. Но вот в профессиональной деятельности сегодня ни молодой, ни пожилой специалист уже не могут обойтись без компьютеров. А через 20-30 лет придут новые технологии и, возможно, принесут с собой иные возрастные проблемы.

Как это отразится на поведении, на образе жизни пожилых людей?

Они будут уже иными. Они будут более активны и уверены в себе. Более открыты и мобильны. Они крепче будут держаться за экономическую и социальную сферу. Убедительнее станут доказывать свою значимость. В конце концов, их будет просто больше. По самым скромным подсчетам, к середине XXI века до 40 процентов людей будут старше 60 лет. Сейчас это примерно 20 процентов.

Их взаимоотношения с молодежью претерпят какие-то изменения?

Наверняка. Так как границы молодого (деятельного) возраста будут и дальше расширяться. Им станет проще общаться. Думаю, этот процесс уже запущен. Уже сейчас, коммуницируя в интернете, представители разных возрастных групп находят и общие темы, и общий язык. Они вместе развивают эту сферу общения, начинают лучше понимать друг друга, появляется взаимный интерес. То же происходит и в профессиональной сфере. Рубеж поколений уже не так выражен, как лет 30 назад. Но тут имеют значение не только психологические факторы, но и биологические. 40-летний человек сегодня не чувствует себя намного старше 20-летнего. Свой биологический возраст он воспринимает иначе. И ведет он себя уже по-другому. Поэтому и окружающие воспринимают его иначе.

Почему это происходит?

Что такое биологический возраст? Это энергетика. Сейчас эволюция дала нам энергетику молодости до 45 лет. Поэтому даже на биологическом уровне 40-летний человек ощущает себя на одной волне с более молодыми. Обратите внимание, уже сейчас среди людей за 40 и даже за 50 есть те, кто ведет по-настоящему активный образ жизни и даже увлекается экстремальными видами спорта. Они одеваются так же, как их дети, и выглядят при этом вполне адекватно. У молодежи не возникает проблем в общении с такими людьми.

Это прообраз стариков будущего?

Думаю, да. Со временем эти тенденции станут усиливаться. База для взаимодействия разных возрастных групп будет постепенно расширяться, а само взаимодействие станет намного проще. Лет через 40 какой-нибудь дедушка, которому сейчас 30, скатившись на сноуборде по склону, будет свободно обсуждать со своим внуком какую-нибудь тему, одинаково актуальную для них обоих. Ведь почему сейчас происходит этот поколенческий разрыв? Потому что внукам неинтересно с дедушками. Все, что могли бы у них спросить, они уже нашли в интернете, а общих тем для беседы у них стало меньше. Но через 40 лет те, кому сейчас 20-30, будут подготовлены намного лучше. Им поможет адаптация к жизни в глобальном информационном поле. К тому же профессиональная деятельность сегодня требует постоянного развития и обновления своих знаний. И все же межпоколенческие различия в той или иной форме будут возникать и в будущем, это закон развития человечества. Противоречия движут жизнью.

Западная Европа ведь опережает нас в развитии как раз лет на 30. Чем отличаются современные европейские старики от наших?

Вопрос сложный. Если говорить о качестве отношения к старикам со стороны государства и общества — различия очевидны. В первую очередь более высокая самооценка у западных стариков, более независимое поведение, высокая мобильность и социальная активность. В Норвегии 70-летняя дама и в салон красоты сходит, и в спортзал, и в ресторане пококетничает. А наша бабушка считает, что внуки школу закончили и все, жизнь кончена. Нет мотивации на активное долголетие. А воспитывать эту мотивацию надо уже сегодня у тех, кому сейчас 20-30 лет, чтобы в 70 они знали себе цену, умели формировать и сохранять важные жизненные целевые установки. Меня радует, что в последние годы у нас растет увлечение туризмом среди пожилых людей. Это хороший знак. Но, образно говоря, не туризмом единым жив пожилой человек. В будущем ему откроет широкие двери малый бизнес. В настоящее время эти двери пока плотно закрыты государством.

Задам, возможно, глупый вопрос, но существует ли эликсир долголетия?

Сразу хочу сказать, что никаких фармацевтических средств, обеспечивающих долголетие, нет. И быть не может. Старение — сложнейший процесс. Все наши гены, клетки, системы участвуют в процессе старения. Изменить его ход внедрением какой-то химической молекулы невозможно. Это совершенно неграмотный подход. Долголетие может обеспечить только рациональный жизненный уклад, позволяющий оптимально использовать возможности жизни. Лекарственные средства и стимуляторы имеет смысл применять лишь при заболеваниях. Не осуществляйте непродуманных действий по отношению к целесообразно организованной жизни вашего организма.

Каков тогда ваш рецепт долголетия для тех, кому сейчас 20-30 лет?

Есть патологическое старение — оно обусловлено заболеваниями, которые надо лечить. А есть старение физиологическое. Чтобы его охранять, я бы рекомендовал начать с психогигиены. На жизненные трудности, на проблемы межличностных отношений надо смотреть философски. Если человек на кого-то злится, кого-то ненавидит, эта злость и ненависть патологически отражаются на его психике. А где проблемы с психикой, там и психосоматические расстройства. Все идет от головы. Позаботьтесь о развитии и охране своего мозга. Обязательно должна быть интеллектуальная нагрузка. В молодом возрасте она нам обеспечена процессом обучения, а в зрелом и в пожилом возрасте ее надо искать специально. Если человек долгие годы занимался интеллектуальным трудом, а потом сел на грядку, то его интеллектуальный аппарат развалится очень быстро. Ему нужна постоянная активность.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(85):

2 +2−0Saint Mike15:32:53
20/01/2015
9 +10−1TaijiquanGaoshou15:31:27
20/01/2015
На Западе в IT уже и 40-летних берут неохотно. Одна школота кругом, телефончики, айфончики и всё. Серьёзный программер вымер как динозавр.
Есть такое дело.
1 +1−0Alexey Pavlyutkin10:14:55
21/01/2015
0 +2−2Сгусток Энергии17:13:39
20/01/2015
Вся статья-полный бред.
Не могу знать как было в 18 веке, да вот только сейчас 50-60 летний человек совершенно неспособен к обучению. Если у него есть опыт в какой-то сфере, он может его применять, да. Но если в сфере работы появляются новые грани, вроде тех же компьютеров, единицы в силах справиться с этим. Остальные либо делают по-старинке, а остальные тихо терпят этого полоумного динозавра, либо уходят на покой.
И о какой дееспособности речь?
ORLY? может рассказать, какими поколение нынешних 40-летних видит вас, инертных, ленивых, нижезнеспособных, тупорылых дрочителей планшетов? вам место в ботаническом саду, растения
1 +1−0Сергей Кулиди05:04:04
21/01/2015
через 40 лет вы все будете стариками, вот тогда и поговорим!(:smile:)
1 +1−0Roman Balagula20:13:35
20/01/2015
4 +4−0Michael Or18:26:12
20/01/2015
Будут ... в Кремле останется пару штук (:joy:)
Бапка на фотке смотрит "Two girls one cup")))
1 +1−0Nikolay Musatkin20:06:34
20/01/2015
Автор черезчур оптимистичен. Сам же говорит: "Не тренируешь мозг - стареешь" Да 80% людей именно такие - вне обычных бытовых вопросов это легковнушаемая, не критически мыслящая толпа. Нынешние молодые - что больше читают, больше думают, более независимы в мышлении? Наши до 30 - застрявшее в жопе детство, подростковое поросячье эстетство, плюс суженные возможности для реализации себя (в работе, спорте, быту). Так что и через 40 лет картина принципиально не изменится. Второе. Даже на Западе люди умирают в 70 и возможности значительного удлинения жизни пока исчерпаны. Увы.
1 +1−0Кирилл К.19:26:06
20/01/2015
4 +5−1lololo .19:00:38
20/01/2015
вот смотрю на пенсионеров-немцев там всяких.австрийцев.и на наших российских и понять не могу кто же все-таки победил в великой отечественной войне?
Забудьте уже про войну. Она была очень-очень давно. На неё глупо ссылаться.
1 +1−0Сгусток Энергии17:16:28
20/01/2015
9 +10−1Валентина Беркова15:22:15
20/01/2015
Как со всем этим соотносится намерение московского правительства выбросить на улицу всех медиков пенсионного и ПРЕДПЕНСИОННОГО возраста(т.е. начиная с 50лет) . Мне 62, общаюсь я с вами с помощью интернета,как и многие мои сверстники,т.е.использование современной техникой - не прерогатива молодежи.А когда они будут в нашем возрасте- не появится ли незнакомая им техника? Что до увеличения сроков жизни, то уже когда мне было 56,на встрече с одноклассниками (московская школа 56) с горечью узнала , что 30%класса уже нет в живых...
Вы лучше расскажите, 60-летние люди, когда вам было 20, разве были совершенно недееспособными овощами, которые не в состоянии работать вообще никак? А то из статьи такой вывод и напрашивается.
1 +2−1bypassed bypassed16:02:27
20/01/2015
9 +10−1Валентина Беркова15:22:15
20/01/2015
Как со всем этим соотносится намерение московского правительства выбросить на улицу всех медиков пенсионного и ПРЕДПЕНСИОННОГО возраста(т.е. начиная с 50лет) . Мне 62, общаюсь я с вами с помощью интернета,как и многие мои сверстники,т.е.использование современной техникой - не прерогатива молодежи.А когда они будут в нашем возрасте- не появится ли незнакомая им техника? Что до увеличения сроков жизни, то уже когда мне было 56,на встрече с одноклассниками (московская школа 56) с горечью узнала , что 30%класса уже нет в живых...
врачи очень нужны. но только те, например, кто в состоянии прочитать свой же диагноз написанный неделю назад.
кто в состоянии освоить что-то новое и понять, что не все идеально было в прошлом. как в методиках, так и отношении к людям и работе.

если с этим у вас нет проблем - вам будут рады.
1 +2−1Saint Mike15:33:42
20/01/2015
1 +2−1bypassed bypassed15:01:02
20/01/2015
------
Западная Европа ведь опережает нас в развитии как раз лет на 30.
----

автор чувствует себя таким отсталым? почему?
Он имеет в виду, что через 30 лет у нас легализуют однополые браки?
1 +4−3TaijiquanGaoshou15:30:17
20/01/2015
1 +2−1bypassed bypassed15:01:02
20/01/2015
------
Западная Европа ведь опережает нас в развитии как раз лет на 30.
----

автор чувствует себя таким отсталым? почему?
Улыбнул вечный пассаж про "норвежскую-даму-в-80-лет" . Это уже
мем, как "лена-крымчанка-дочь-офицера" .
Милый автор, по салонам красоты бегают те, у кого достаточно денег на это занятие.

Глупость какая-то про 30-летнее отставание. Есть статистика, что у западных стариков артрит развивается позже, чем у российских ?
1 +2−1bypassed bypassed15:01:02
20/01/2015
------
Западная Европа ведь опережает нас в развитии как раз лет на 30.
----

автор чувствует себя таким отсталым? почему?
0 +0−0Сергей Иванов11:59:12
22/01/2015
0 +0−0Нина Карташова09:54:41
22/01/2015
Я полностью согласна с изложенным в статье, но хочу добавить, что сейчас очень сложно после 60-ти устроиться на работу, где используется интеллектуальный труд. Просто тебе отказывают, сразу же кладут трубку, если ты озвучиваешь свой возраст, остаётся только ведро и тряпка, во многих местах полностью отсутствует бытовая техника. Но мне не хочется мыть полы, если я свободно владею ПК. Хотелось бы изменений во взаимиотношениях работодатель-наёмный работник. Мы можем помочь ещё своему государству, возьмите пенсионеров на работу!
А для продления хорошего самочувствия и отсутствия проблем со здоровьем всем рекомендую заняться йогой. Через полгода занятий полностью уходят проблемы позвоночника, суставов, вес приходит в норму. Начать заниматься йогой можно в любом возрасте.
Учитесь программировать. Возьмут даже 80-илетних
0 +0−0Сергей Иванов11:50:08
22/01/2015
0 +0−0Maxim Chervyakov23:40:12
21/01/2015
ему видимо однажды отказали в пользу более молодого.. вот он и подумал..
У меня у друга отец DBA аэропорта (а дяденьке 70 лет исполнилось), чо-то никто не гонит. Фигня какая-то
0 +0−0Нина Карташова09:54:41
22/01/2015
Я полностью согласна с изложенным в статье, но хочу добавить, что сейчас очень сложно после 60-ти устроиться на работу, где используется интеллектуальный труд. Просто тебе отказывают, сразу же кладут трубку, если ты озвучиваешь свой возраст, остаётся только ведро и тряпка, во многих местах полностью отсутствует бытовая техника. Но мне не хочется мыть полы, если я свободно владею ПК. Хотелось бы изменений во взаимиотношениях работодатель-наёмный работник. Мы можем помочь ещё своему государству, возьмите пенсионеров на работу!
А для продления хорошего самочувствия и отсутствия проблем со здоровьем всем рекомендую заняться йогой. Через полгода занятий полностью уходят проблемы позвоночника, суставов, вес приходит в норму. Начать заниматься йогой можно в любом возрасте.
0 +0−0Kuzin Alexey00:31:56
22/01/2015
Пророк Давид сказал 3000 лет назад, что дней наших 70 лет, а кто может - 80 лет, и большее время из них труд и болезнь (пс. 89).
Ничего не поменялось.
0 +0−0Maxim Chervyakov23:44:28
21/01/2015
0 +0−0Fedya Kastorskiy23:24:51
21/01/2015
>Если не берут на работу, а работать хочется, то начинаете какой нибудь частный бизнес для души и получаете удовольствие от работы.

Вот только один маленький ньюанс есть. Хороший специалист и хороший бизнесмен - абсолютно разные вещи. Совершенно разные навыки и знания требуются. Так что проблема остается.
Если реально хороший специалист, т.е. реально мастер своего дела, то проблем с работой не будет и в 60 и в 70 пока здоровье позволяет. А если хочется просто ходить на работу и получать зарплату не парясь, потому что на пенсии скучно или просто денег надо больше, то это другой разговор.
0 +0−0Maxim Chervyakov23:41:02
21/01/2015
9 +10−1TaijiquanGaoshou15:31:27
20/01/2015
На Западе в IT уже и 40-летних берут неохотно. Одна школота кругом, телефончики, айфончики и всё. Серьёзный программер вымер как динозавр.
На Западе в большинстве стран вообще запрещена дискриминация по возрасту, полу и национальности при приёме на работу. Например у нас в объявлениях часто указывают "до 40 лет".. на Западе за такое можно огрести проблем. Если ты реально обладаешь необходимыми знаниями и навыками, требуемыми IT компании и готов это подтвердить, то возраст вообще никакой роли не играет при приёме. Также, обычно, у 40 летних выше запросы по зарплате и условиям, потому что многие уверены, что их возраст - подтверждение их высокой компетенции и соответственно по умолчанию должен вознаграждаться выше. Опять же часто семью нужно кормить. 25 летний, с аналогичными навыками обычно обходится дешевле, отсюда и дополнительная причина выбора более молодого. Лично для меня, как для человека, которому приходится иногда прнимать на работу людей. Сам по себе возраст никакой роли не играет. Мне важно что вы реально умеете делать и какая мне будет от вас польза.
0 +0−0Maxim Chervyakov23:40:12
21/01/2015
4 +4−0Сергей Иванов23:19:23
20/01/2015
ЧАВО? Охотно на Западе, как и везде берут профессионалов. А уж 40 лет (25 лет до пенсии) - берут в IT очень охотно.
ему видимо однажды отказали в пользу более молодого.. вот он и подумал..
0 +0−0Александр Пикалюк23:28:23
21/01/2015
0 +0−0Алексей Соколов19:10:00
21/01/2015
Не глупо. Войны очень сильно разрушают генофонд. Уносят цвет нации. Выживают, часто, не лучшие. Интересно есть исследования на эту тему?
"И встретил я Серёжку Фомина,
А он Герой Советского Союза!"
(у высоцкого)
0 +0−0Maxim Chervyakov23:26:43
21/01/2015
0 +0−0Алексей Соколов18:55:41
21/01/2015
Бред. Бизнес как и талант доступен людям имеющим соответствующие наклонности. Большинству логичнее и продуктивнее работать по найму. Предлагать частный бизнес всем подряд, безответственное и вредное заявление.
Я предложил вариант, если хочется продолжать что-то делать. Ну если так хочется работать по найму пока смерть не разлучит с работой, тогда нужно быть востребованным специалистом. Я лично считаю, что если ты что-то умеешь реально делать и мастер своего дела к тому моменту, когда тебе исполняется 50 лет, то тебя никто не отправит на пенсию по возрасту и в 60, а если ты просто клерк, перекладывающий бумаги или продавец-консультант, тогда конечно орда 25 летних выпускников вузов никому не нужных специальностей ждёт своей очереди.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь