«Таблеток не жалко. Жалко себя»

08:19 16/01/2015 Россия
«Таблеток не жалко. Жалко себя»

Представители благотворительных фондов обнародовали результаты мониторинга о доступности эффективных обезболивающих для тяжелобольных в выходные дни. Активисты провели опрос в соцсетях о том, какие трудности больные испытывают при выписке анальгетиков. А затем вместе с представителями департамента здравоохранения Москвы лично посетили несколько поликлиник. Поводом для исследования послужило самоубийство 6 января генерала Анатолия Кудрявцева. Военный пенсионер, страдавший раком желудка, в предсмертной записке написал, что не в силах больше терпеть мучительную боль. Как показали рейды, доктора на местах часто ничего не знают о современных анальгетиках и способах их применения. И многие просто не умеют правильно заполнять рецепты.

— На призыв в социальных сетях поучаствовать в мониторинге только лишь за один вечер мы получили 123 письма, — рассказывает президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. — Жаловались на длительность процедур, хамство. Но большинство обращений связаны с отказами врачей перевести пациента с ненаркотического трамала на более сильные анальгетики. Даже если лекарства, которые человек принимает, ему не помогают, доктора готовы увеличивать дозы, лишь бы только не связываться с наркотиками. Хотя существующие инструкции Минздрава позволяют уже сегодня работать с наркосодержащими препаратами, многие врачи этого либо не знают, либо не умеют эти знания применять и предпочитают руководствоваться формулой «береженого Бог бережет».

Если для онкобольных еще можно получить наркотик, снимающий боль, пациентам с другими болезнями, не менее мучительными, добиться этого практически нереально. Хотя опять же — ведомственные инструкции медучреждениям это делать позволяют.

Но главные страдальцы — это тяжелобольные дети. Их проблемы не так растиражированы. В отличие от взрослых, они не прыгают с высоты, не стреляются, многие даже не могут как следует говорить. Им остается одно — молча терпеть.

— Их родители, может быть, и рады бы застрелиться, но не могут этого сделать — им обязательно нужно довести своего ребенка до конца, — говорит заместитель директора благотворительного фонда «Детский паллиатив», доктор Наталья Савва. — Весь ужас в том, что родители сами не знают, что такое адекватное обезболивание. У нас нет ни одного ребенка, кому отказали бы в таблетке. Весь вопрос — в эффективности. Двухлетке, например, могут выписать лекарство, которое ему вообще противопоказано и симптомов не снимает. В Минздраве до сих пор не утверждены клинические рекомендации по обезболиванию детей. Когда маленький пациент попадает к нам, и родственники видят, что малыш, может быть, впервые за несколько недель нормально спит и даже улыбается, то конечно, начинают задавать вопросы: «А почему раньше нас так не лечили? Почему ребенок страдал?». Просто доктора не знают, как это — правильно. Отсюда и хамство, на которое семьи часто жалуются. Грубость — защитная реакция врачей, которые с ее помощью скрывают некомпетентность.

Директор благотворительного фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова, которая входит в рабочую группу при вице-премьере Ольге Голодец, где мониторятся вопросы доступности обезболивающих препаратов, рассказывает, что на фоне остальных городов в Москве ситуация самая благополучная. Согласно данным онкологического научно-исследовательского института имени Герцена, современные анальгетики в столице доступны 40 процентам онкобольных. Есть регионы, где доступность нулевая. Это Тыва, Хабаровский край, Чувашия, Якутия, Еврейский автономный округ, Чукотка. В сельской местности часто ближайшие аптеки, где можно по рецепту купить наркотический препарат, расположены в 500-1000 километрах. И скорая на вызовы онкобольных практически во всех регионах, кроме Москвы, ездить отказывается.

К тому же предубежденность провинциальных врачей к наркотикам гораздо сильнее, чем в столице. Незадолго до Нового года фонд «Подари жизнь» спасал от острой боли пятилетнюю девочку из Красноярска с опухолью головного мозга.

— В поликлинике не давали ничего, приезжала скорая, однако наркотики колоть отказывалась, — поясняет Чистякова. — Все, от начальников до рядовых, твердили: "Вы разве не знаете, что у нас в Красноярске доктор Алевтина Хориняк сидит за то, что выписала наркотик?". Никто не вспоминал, что суд ее оправдал. Но об истории все знают и все боятся. Вопрос удалось решить только после звонка из Минздрава местному министру здравоохранения. И это хорошо. Потому что если еще года два-три назад подобные проблемы упирались в глухую стену, сейчас вопросы удается решать хотя бы с помощью ручного управления.

Таким же «штучным» методом волонтеры весь день, 15 января, пытались облегчить муки пятилетнего Егора из подмосковных Мытищ с диагнозом нейробластома.

В конце декабря мальчика признали неизлечимым. «Когда страна праздновала Новый год, 3 января, у Егора начала болеть нога, — написала на своей страничке в Facebook менеджер детской программы фонда помощи хосписам «Вера» Лида Мониава. — А 5 января болело уже очень-очень сильно. Егор все время плакал. В первый же рабочий день после новогодних праздников мама пошла в детскую поликлинику в Мытищах. В детской поликлинике сказали, что очень хотят помочь, но все зависит от районного онколога взрослой поликлиники, направили маму туда. Мама пошла во взрослую поликлинику в Мытищах, там ей сказали, что выписать морфин не могут, направили в городское управление здравоохранения. Там сказали, что в данный момент в Мытищах физически нет морфина. Вероятно, появится в следующий понедельник. Егор страдает от боли уже 10 дней, в следующий понедельник будет 15 дней».

С помощью социальных сетей были мобилизованы чиновники всех уровней — от Минздрава до правительства Московской области. Ответственные лица вышли на связь с родителями и пообещали утром 16 января все уладить.

Эксперты отмечают, что и пациенты скудно осведомлены о том, что могут требовать. Например, приказ номер 1175 Минздрава дает право любому лечащему врачу единолично выдавать рецепт на наркотик. Сейчас многие доктора, чтобы не принимать на себя всю ответственность, вынуждают пациентов собирать несколько "разрешающих" подписей. А это затягивает процесс. Кроме того, при выписке из стационара нуждающегося могут снабдить обезболивающими лекарствами на пять дней.

— Семьи тяжелобольных редко жалуются, — поясняет заместитель директора «Детского паллиатива» Наталья Савва. — Им не до того. У них уходит близкий. А потом это как-то отходит на второй план. Но при минимальном количестве жалоб у чиновников может сложиться впечатление, что все более-менее функционирует. Инструкции Минздрава — есть, нужные решения — тоже. Однако система пока не научилась контролировать выполнение своих решений. Провели мониторинг — вроде бы по документам видно, что лекарства у всех нуждающихся есть. Но спросили ли у больного — насколько выписанные препараты, схема лечения оказались действенны, помогли ли?

Благотворительные фонды намерены подготовить памятки об алгоритме получения обезболивающих препаратов с выдержками из законов, адресами и телефонами ответственных ведомств. В Москве полезную информацию обещают разместить на стендах во всех поликлиниках. По словам замруководителя столичного департамента здравоохранения Андрея Старшинина, в ближайшее время будут организованы обучающие семинары для медиков: как оценить болевой синдром, какие существуют препараты, методы купирования симптомов и т.д. Обещают прочитать лекции и о том, как работать с документами для оформления сильнодействующих подотчетных препаратов, чтобы избежать претензий Госнаркоконтроля.

Также в Москве собираются усовершенствовать систему паллиативной помощи. Уже сейчас тяжелобольных в столичных клиниках запрещено выписывать накануне выходных — чтобы семьи не испытывали трудности с получением обезболивающих. После выписки из стационаров сведения о пациентах с болевыми синдромами будут направляться в поликлиники по месту жительства. Участковый терапевт, даже без обращения, обязан будет курировать таких пациентов. Такая схема еще с советских времен практикуется в роддомах для сопровождения новорожденных.

— Вот только, надо честно признаться, что как бы мы ни пытались наладить адекватную систему помощи тяжелобольным, в рамках имеющегося законодательства ситуация кардинально не изменится, — замечает президент благотворительного фонда помощи хосписам «Вера». — Пока в законе об обороте наркотических веществ существует возможность уголовной ответственности врачей за любые нарушения процедур в выписке рецептов, доктора будут всячески уклоняться от работы с лекарствами, содержащими наркотик. Врачей, которым было бы жалко ампул и таблеток, — нет. Им жалко себя и свою семью.

Наталья Гранина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(160):

123 4 567 ... +1
1 +1−0Антон Корешков17:31:57
16/01/2015
0 +0−0Walther Stalnhelm17:12:55
16/01/2015
Там смешной срок. А надо как в Китае - СМЕРТЬ за любые дела с опиатами.
А врачам наоборот разрешить выписывать любые препараты свободно. В конце концов, есть же учёные, пусть создадут эффективные обезболивающие средства, которые не будут вызывать вопросов у ФСКН.
>эффективные обезболивающие средства, которые не будут вызывать вопросов у ФСКН
Удивительно, как никто раньше не додумался!
1 +1−0Томас Джефферсон17:16:05
16/01/2015
0 +0−0Rufus Shinra14:15:45
16/01/2015
Ну вот и выходит, что проще через тор купить грязный афганский героин, чем официально получить чистый медицинский морфий за копейки.
В любом случае лучше что угодно, чем терпеть дикую боль и желание от нее застрелиться, как куча российских генералов. Вот ирония судьбы: служили государству всю жизнь, а государство заставило наложить на себя руки...
1 +2−1Томас Джефферсон16:57:47
16/01/2015
В болевых муках у ваты растет духовность: только этим можно объяснить политику государства в паллиативной медицине. Сами себе злобные буратино.
1 +1−0Пушкинд11:56:49
16/01/2015
0 +0−0Антон Корешков11:21:31
16/01/2015
Я знаю столь много про вещества вовсе не из-за простой любознательности, и не из-за проф. деятельности. Попробовал бы я когда-нибудь наркотики, если бы ничего о них не знал? Или если бы всё, что я о них знал - жуткие видео разлагающихся дезоморфинщиков? Нет конечно.
ОК, но ваш опыт есть результат душевной работы, которую вы провели, противопоставляя свою волю и свой характер, влечению, пусть даже и любопытству. Вы не стали наркоманом ( а если бы стали - вылечились) в силу отсутствия у вас генетического базиса для этой группы заболеваний.
Настоящие же наркоманы, больны из-за особенностей обмена веществ в лобной доле своего мозга, который определен им генетикой. У них не развивается характер и не формируется воля, так, как это происходит у здоровых людей
1 +1−0Пушкинд11:50:27
16/01/2015
2 +2−0Izrin Maria10:49:50
16/01/2015
Смысл в том, что наркоман, чтобы добыть свою дозу, в лучшем случае украдёт, в худшем - стукнет кого-нибудь по голове, а в самом худшем - БУДЕТ ПРОДАВАТЬ НАРКОТИКИ В РОЗНИЦУ У ШКОЛЫ ВАШИМ ДЕТЯМ.
Пусть уж получит бесплатно свой метадон.
Кстати, есть люди, которые на метадоне много лет ведут нормальную жизнь, работают, семьи у них.
С метадоном не все просто. Те кто на программе метадонового замещения много лет, как правило, совершенно безнадежны. Но они функционируют и не криминализируются. Например, не попадают в зависимость к наркодилерам. Как только метадоновая программа заканчивается или прекращается, они снова садятся на героин или другие опиаты. Таких, приблизительно треть из всех героиновых наркоманов
1 +1−0Пушкинд11:43:50
16/01/2015
2 +4−2Гленн Куагмайр10:30:41
16/01/2015
В США ни одному пациенты в голову не придет продавать свои лекарства наркоманам. В России же все наоборот, и именно этого боится государство и врачи.
тоже верно
1 +2−1анна моховикова11:42:00
16/01/2015
2 +2−0Пушкинд10:13:32
16/01/2015
Воля и желание больного повреждены изначально, еще до начала зависимости. Это генетическая база всех аддиктивных состояний, включая, естественно, алкоголизм и азартные игры.
С одной стороны у человека не хватает активности определенных областей мозга для проявления воли, с другой - он импульсивен и неспособен отсрочить получение удовольствия. Вот вам и наркоман.
Весь социальный пакет, на который так любят закатывать глаза социал-гигиенисты, вторичен. 15-20 процентов человечества склонны к развитию зависимостей вне всякой связи со средой. Просто зависимости разные.
И да, "негативная пропаганда" - метод советской медицины, уже давно в прошлом.
Вам бы начинать надо бы так - В АНТИСОЦИАЛЬНОМ государстве, которым и является "Новая россия", "Воля и желание больного повреждены изначально, еще до начала зависимости" и так далее. Да! Парадокс! В АНТИСОЦИАЛЬНОМ государстве, каждый рожденный, с первого ДНЯ, УЖЕ ПОДВЕРЖЕН.....остальное....детали.
1 +1−0Антон Корешков11:40:17
16/01/2015
0 +0−0Серега Печорин11:36:05
16/01/2015
И вредно. Туда специально всякую дрянь добавляли, чтобы кодеин было сложно отбить.
1 таблетка препарата Коделак содержит: Кодеина – 8 мг; Натрия гидрокарбоната – 200 мг; Корня солодки (порошка) – 200 мг; Травы термопсиса ланцетного (порошка) – 20 мг

Практически чистый кодеин.
1 +1−0Антон Корешков11:29:55
16/01/2015
2 +2−0Серега Печорин11:17:22
16/01/2015
Наоборот же вроде запретили?
Ну я тоже слышал, что запретили.
1 +2−1Антон Корешков11:26:55
16/01/2015
4 +4−0Alex Besogonov10:48:26
16/01/2015
На практике в других странах это не является существенным каналом для получения наркотиков. Вряд ли будет и в России.

Тем более, что анальгетики часто не очень хорошо подходят для целей получения кайфа.
Когда в России продавали таблетки с кодеином - куча людей ели их пачками, чтобы кайфануть. Потом даже варить дезоморфин додумались. Так что, хрен его знает.
1 +1−0Антон Корешков11:25:38
16/01/2015
2 +2−0Анна Сорокина (Рюмина)10:44:08
16/01/2015
когда моему отцу нужно было обезболить, мы с братом весь город облазили, НЕТ наркотиков ни у кого! Где они - знают только наркоманы долбаные
tor browser - ramp
1 +1−0Sopha Basilevs11:22:07
16/01/2015
2 +2−0Izrin Maria10:49:50
16/01/2015
Смысл в том, что наркоман, чтобы добыть свою дозу, в лучшем случае украдёт, в худшем - стукнет кого-нибудь по голове, а в самом худшем - БУДЕТ ПРОДАВАТЬ НАРКОТИКИ В РОЗНИЦУ У ШКОЛЫ ВАШИМ ДЕТЯМ.
Пусть уж получит бесплатно свой метадон.
Кстати, есть люди, которые на метадоне много лет ведут нормальную жизнь, работают, семьи у них.
Наркотический потенциал метадона и длительность эйфорического эффекта сопоставимы с известными для морфина.
1 +1−0Антон Корешков11:16:35
16/01/2015
2 +2−0Izrin Maria10:43:21
16/01/2015
Никакой психически нормальный врач не выпишет здоровому пациенту наркотики в дозе, достаточной для наркомана.
Обращайтесь к ветеринарам. У них другие дозировки.
В России у ветеринаров ничего наркотического вроде нет. Или кетамин все таки разрешили?
1 +3−2анна моховикова11:05:57
16/01/2015
0 +2−2анна моховикова11:05:15
16/01/2015
Тут, от 28 августа 2014, торчала статья «Зажрались же!», где депутат Милонов разглагольствовал «о пятой колонне, пастафарианстве и психическом здоровье депутатов...». Так вот, господин МИЛОНОВ, психиатрия в «новой россии», это даже НЕ АД, это – куда ЧУДОВИЩНЕЕ ада! Не знаю, какими словами, выразить своё одобрение тем, кто поднял эту, крайне серьезную, крайне необходимую, но УЖЕ крайне запоздавшую для «людей новой россии» тему, тему психологического здоровья человека, тему психологического здоровья «россиянина»! Психиатрия, это – нервы, а нервы, это – жизнь, жизнь в...Новой россии! Странно, а возможно, совсем и не странно, а, как раз вполне объяснимо, что тема психологического здоровья НАЦИИ, в «Новой россии» упорно ЗАМАЛЧИВАЕТСЯ. Каждому, более или менее грамотному человеку, понятно, что народ федерации, по сей день, прогоняемый через бесконечные круги «адских» провальных реформ, ДУШЕВНО ИСКАЛЕЧЕН. О каком душевном здоровье нации может идти речь после чудовищного предательства СВОИМИ СВОИХ? Предательства, закончившегося развалом когда-то мощного и спокойного Государства – СССР? О каком душевном здоровье нации может идти речь после беспрецедентного для мирного времени, кровавого МАРОДЕРСТВА «Девяностых»?
После неожиданной, захлёстывающей всех и всё, АМОРАЛЬНОСТИ, поражающей воображение своей необъяснимой жестокостью и бездушием даже тех, кто прошел от начала и до конца всю Великую Отечественную Войну и не одну войну? О каком душевном здоровье нации может идти речь в, наконец утвердившуюся, эру тотальной вседозволенности и тотальной безответственности? Меня всегда поражал и поражает до сих пор этот фактор умалчивания о всенациональном нездоровье НАРОДА, нездоровье, из которого и истекает эта молчаливая покорность. Молчит не терпение, как любят говорить те 450, Боже упаси, я не хочу сказать «самых больных из самых больных», неееет, я скажу, как любят говорить «лучшие из лучших» нации, до самой смерти окопавшиеся в Москве, на Моховой, 7, не терпение, которым якобы славятся русские, а болезнь, болезнь измордованного народа. Очень кстати пришлась передача по этой теме на ТВ Культура от 15.01.15 "Архетип. Невроз. Либидо" Шутка доктора Розенхана, или Смерть психиатрии", посмотрите. Я к тому, что не дай Бог простому человеку, имеющему несчастье жить в РОССИИ нового века, попасть не то чтобы в руки психиатра, а даже в руки терапевта, вам -«крышка»! Долгая, медленная, но обязательная КРЫШКА! Или...это и есть конечная цель?
1 +1−0Hsm Ops10:56:44
16/01/2015
2 +4−2Гленн Куагмайр10:30:41
16/01/2015
В США ни одному пациенты в голову не придет продавать свои лекарства наркоманам. В России же все наоборот, и именно этого боится государство и врачи.
-- В США ни одному пациенты в голову не придет продавать свои лекарства наркоманам.
В росси то-же ни одному страдающему от боли (онкобольному например) не придёт в голову продать свое обезболевающее кому либо. Проблема в том, что в России врачам не приходит в голову продавать кому надо. соответствующие средства, по причинам, обусловленным действиями государства.
1 +1−0Пушкинд10:17:10
16/01/2015
1 +1−0Werk 09:31:31
16/01/2015
Неправда. При желании самого наркомана - излечима. Безусловно, процесс трудный и долгий, но возможный. Но если давать бесплатно дозы - откуда возьмётся желание вылечиться?
вы никогда ничего не читали про метадоновые программы?
1 +1−0Пушкинд10:14:47
16/01/2015
0 +0−0kmirom09:30:00
16/01/2015
вы настоящий эксперд по соскочившим,несомненно...
а у вас есть сомнения в моей компетентности?
1 +1−0Werk 09:31:31
16/01/2015
-1 +0−1Пушкинд09:19:00
16/01/2015
Наркомания неизлечима.
Неправда. При желании самого наркомана - излечима. Безусловно, процесс трудный и долгий, но возможный. Но если давать бесплатно дозы - откуда возьмётся желание вылечиться?
1 +1−0Пушкинд09:13:55
16/01/2015
1 +1−0Антон Корешков09:11:46
16/01/2015
На чёрном рынке морфина практически нет, продают героин и метадон, ну как недорого... От 1000 руб. за грамм. Если доза нужна каждый день, довольно дорого становится.
Я понимаю. Речь идет о том, чтобы убить черный рынок и давать людям их метадон бесплатно или за подьемные для них деньги.
В мире накоплен 50 летний опыт борьбы с наркоманией
1 +1−0Антон Корешков09:11:46
16/01/2015
0 +0−0Пушкинд09:09:04
16/01/2015
не понимаю..
морфин и прочая опиоидная продукция стоит совсем недорого
На чёрном рынке морфина практически нет, продают героин и метадон, ну как недорого... От 1000 руб. за грамм. Если доза нужна каждый день, довольно дорого становится.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь