Мир в кредит

08:19 07/01/2015 Финансы
Лондонская биржа. 1960 год
Лондонская биржа. 1960 год
Так же. Перезаймут. Кроме того их экономика растёт быстрее, чем процент.

В наступившем году России предстоит погасить очередной выпуск еврооблигаций на 2 миллиарда долларов. За много лет ставшая рутинной процедура на сей раз приобретает несколько нервозный информационный фон. Связано это даже не с падением цен на нефть и новым экономическим кризисом. У государства по-прежнему достаточно резервов, чтобы платить по внешним долгам. И тем не менее безусловность этих обязательств ставится под сомнение. Точнее, их исполнение получает дополнительное условие, не оговоренное никаким проспектом эмиссии. Это — отмена западных санкций в отношении России.

Причем с такими предложениями выступают не только депутаты Госдумы, известные своими экстравагантными инициативами. Сходные мысли высказывают и некоторые американские политики вроде Пола Крейга Робертса. Разумеется, вероятность подобного исхода крайне мала. И пока такие заявления щекочут нервы тем покупателям евробондов, которые не обладают достаточной информацией об истинных планах российских властей, более осведомленные инвесторы получают возможность задешево пополнять собственные портфели. Но дополнительную пикантность разговорам о гипотетическом «асимметричном» долговом ответе на санкции придает тот факт, что европейский рынок облигаций, номинированных в долларах, появился более полувека назад не в последнюю очередь как раз благодаря холодной войне.

Евродоллары на службе пролетариата

Мировая финансовая система могла бы не получить такой удобный инструмент, как еврооблигации, не случись в 1959 году скандала вокруг советских активов. А точнее, спора из-за невыплаченных дивидендов по акциям золотодобывающей компании «Лена Голдфилдс», договор с которой Сталин приказал расторгнуть в 1930 году и чьи американские акционеры подали иск в Нью-Йоркский суд. Сумма иска не превышала 55 тысяч долларов. Однако в качестве обеспечительной меры в трех нью-йоркских банках были заблокированы счета Госбанка СССР. Как вспоминал впоследствии Виктор Геращенко, «держать свои доллары в США было опасно, и валютные запасы нашей страны стали храниться в совзагранбанках. Так, непосредственно с Моснарбанком и Евробанком оказалось связано создание рынка евродолларов». К слову, по одной из версий, именно от «телекса» французского совзагранбанка — Eurobank — и произошло слово «евродоллар».

Позднее возможности офшорного долларового рынка оценили и «классовые враги». Только за три года — с 1959-го по 1961-й — объем долларовых депозитов, открытых в лондонских банках, вырос в 15 раз — с 200 миллионов до 3 миллиардов долларов. Как объяснял Жак Аттали, будущий первый глава ЕБРР, «до 1958 года доллары за пределами Америки были редкостью. Однако война во Вьетнаме и гонка вооружений в космосе привели к их быстрому распространению во всем мире, ведь США импортировали технику и природные ресурсы. Страны, осуществлявшие большой экспорт на американский континент, накапливали огромные запасы долларов, что вызывало дополнительную эмиссию их собственной валюты и питало инфляцию. Некоторые государства, например ФРГ, не хотели допускать такого развития событий ни под каким видом».

Пока европейские правительства задумывались над тем, как остановить приток капитала, американские власти усиленно боролись с его оттоком. 18 июля 1963 года президент Джон Кеннеди объявил о введении так называемого налога на процентные доходы (Interest Equalization Tax, IET), призванного ограничить приобретение резидентами США иностранных ценных бумаг. С этого момента обладатели зарубежных активов должны были отдавать 15 процентов доходов в казну. В первую очередь от такого фискального закручивания гаек страдали Уолл-Стрит и иностранные компании, занимающие деньги на американском фондовом рынке. А в выигрыше оказывались те, кто «приютил» евродоллары.

Финансовый пророк интеграции

«Мы не можем позволить международному рынку капитала умереть только потому, что «закрылся» Нью Йорк. Компании должны иметь возможность занимать деньги. А доллары будут находиться, пока у США сохраняется дефицит платежного баланса и их валюта расходится по всему миру. Поэтому наилучший выход — выпускать долгосрочные долговые бумаги в долларах», — поговаривают, что именно такую речь произносил британский банкир Зигмунд Варбург в своем турне по финансовым столицам Европы. И вскоре его банк S.G.Warburg выпустил на 15 миллионов долларов облигации итальянского дорожного агентства Autostrada. Это и были первые еврооблигации. К концу 1964 года на европейском финансовом рынке обращалось уже 44 выпуска долговых бумаг, номинированных в долларах. Их общий объем достигал 681 миллиона. В 1968-м этот показатель перевалил за 3,5 миллиарда. Еще через 4 года приблизился к 5,5 миллиардам долларов.

Зигмунд Варбург не без оснований считается одним из архитекторов Евросоюза. Выходец из старейшей банкирской семьи Старого Света, Варбург делал ставку на финансовое объединение континента и устранение каких бы то ни было препятствий для движения капитала. Еще один важный элемент его конструкции — тройственный союз Британии, Германии и США. Родственные связи помогали банкиру наладить более тесное взаимодействие между Лондоном и Нью-Йорком. Два его дяди — Пол и Феликс Варбурги — еще в конце XIX — начале XX века перебрались за океан, став заметными фигурами в деловом мире США. Пол участвовал в создании Федеральной резервной системы. А Феликс стал старшим партнером брокерской фирмы Kuhn, Loeb & Co, в то время одного из ключевых игроков на Уолл-Стрит.

В свою очередь, и с родной ему Германией, несмотря на вынужденное бегство во времена нацистов, Зигмунд Варбург не полностью разорвал контакты. Еще со времен совместной стажировки в британских банках он сохранил дружеские отношения с Германом Абсом, в 1957-1967 годах возглавлявшим Deutsche Bank. И именно при помощи Абса Варбург в середине 1950-х пытался создать англо-немецкий валютный альянс.

Банкир и президент — это сила

Далеко не все в Сити, Вестминстере и на Уайтхолле разделяли «евроинтеграционные» устремления Варбурга. Да и в других странах Старого Света у него были могущественные оппоненты. Не случайно, «отец» еврооблигаций обвинял Шарля де Голля в стремлении использовать идею единой Европы, дабы ослабить англо-американское доминирование. При этом британский финансист ссылался на чересчур тесное взаимодействие харизматичного французского президента с Москвой. Что весьма забавно, учитывая то, чьи деньги поспособствовали формированию рынка евробондов.

Впрочем, в каком-то смысле Шарль де Голль и Зигмунд Варбург, несмотря на кажущиеся непреодолимыми разногласия, делали одно общее дело. Каждый по-своему расшатывал валютную систему, созданную на исходе Второй мировой войны по итогам конференции в американском Бреттон-Вудсе. Тогда, в июле 1944-го, было решено доллар по фиксированному курсу (35 долларов за тройскую унцию) привязать к золоту. Соответственно, чем более интенсивно американские дензнаки наполняли Европу, тем в большей опасности оказывался золотой запас США.

Сам Варбург считал «золотой комплекс» вредным суеверием, граничащим с психическим расстройством. Но, раскручивая европейский рынок долларовых долгов, он отнюдь не способствовал терапии этого «заболевания». Скорее наоборот. Тем более что взлет нефтяных котировок, вызванный эскалацией напряженности на Ближнем Востоке, и увеличившиеся темпы инфляции в США вынудили уже не только других европейских правителей, но и частных инвесторов последовать примеру де Голля и начать избавляться от долларов.

В итоге золотой запас Форт-Нокса упал до самого низкого уровня с 1936 года. И 15 августа 1971 года тогдашний президент Ричард Никсон вынужден был ввести ограничения на обмен долларов на золото.

Обоюдоострая «нефтяная игла»

В течение следующих двух лет бреттон-вудская система была окончательно демонтирована. На смену ей пришла так называемая ямайская (по месту проведения очередной конференции) система, предполагающая свободную конвертацию валют относительно друг друга. А вскоре был отменен и пресловутый IET. Американским банкам дали возможность работать с любыми заемщиками вне зависимости от их «гражданства». Соответственно, и для иностранных вкладчиков и инвесторов они стали более привлекательными.

Теперь тон задавали владельцы нефтедолларов, а не евродолларов. C формальной точки зрения Советский Союз вместе с монархиями Персидского залива мог и на сей раз оказаться в числе крупнейших мировых кредиторов. Его выручка от продажи нефти в 1970-х годах выросла в 5 раз. Но Москва была по другую сторону баррикад. Не идеологических или геополитических, а финансовых.

По оценкам Chase Manhattan Bank, только в 1975-м дефицит платежных балансов стран коммунистического блока за год увеличился более чем вдвое — с 5 миллиардов долларов до 12 миллиардов. Из всей этой суммы около половины пришлось на Советский Союз, который продал золота на 1 миллиард, а его активы в западных банках сократились на 2 миллиарда долларов. Такую статистику приводит Егор Гайдар в книге «Гибель империи». Там же автор российских рыночных реформ отмечает: «Характерной чертой политики СССР в период быстрого роста нефтедобычи, нефтяного экспорта и высоких цен на нефть с середины 1970-х — начала 1980-х было то, что советское руководство не создает резервы конвертируемой валюты, не размещает поступающие средства в ликвидные финансовые инструменты, которые можно использовать при неблагоприятном развитии событий на нефтяном рынке. Запасы конвертируемой валюты — средства, обеспечивающие текущий торговый оборот. Более того, Советский Союз на фоне беспрецедентного роста нефтяных доходов наращивает заимствования».

Закупки зерна (импорт которого стремительно увеличивался из-за низких урожаев) и оборудования СССР финансировал за счет прямых кредитов. О выпуске еврооблигаций Москва не помышляла. Для страны за «железным занавесом» выход на рынок публично котируемого долга был невозможен, несмотря ни на какие «разрядки». А если такие мысли у кого-то и возникали, после вторжения в Афганистан о них точно можно было забыть.

Первое размещение уже российских 5-летних евробондов на 1 миллиард долларов состоялось 21 ноября 1996 года. Правда, ради этого Москве пришлось погасить старые, так называемые царские, долги на 400 миллионов долларов. Рынок капитала так устроен. Он многое готов забыть и простить тем, у кого есть деньги. Но также легко вспоминает любые прегрешения тем, кто в деньгах нуждается.

Поэтому те, кто утверждает, что «есть вещи поважнее фондового рынка», ссылаясь на такие понятия, как национальная история и суверенитет — правы лишь отчасти. Независимость любого государства определяется не только мощью его вооруженных сил, но и уровнем его экономики, умением распоряжаться финансовыми ресурсами, эффективно размещать и беспрепятственно привлекать их по мере надобности. А в этом случае кредитная история, незапятнанная дефолтами и политически мотивированными демаршами, приобретает стратегическое значение.

Александр Бирман

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(54):

1 23+1
5 +5−0Муму Герасимовна11:25:51
07/01/2015
0 +1−1Майкл Про11:25:14
07/01/2015
Правильно. А процент как они будут отдавать?
Так же. Перезаймут. Кроме того их экономика растёт быстрее, чем процент.
4 +4−0Serg Stn18:04:57
07/01/2015
0 +0−0Владислав Малыхин15:11:35
07/01/2015
А что же тогда говорить о долгах США? США живут спокойно с огромными
долгами, которые могут их обрушить как государство.
С чего вы решили, что долг США может обрушить их как государство? Леонтьев рассказал?
Ну так не верьте ему, он просто врун.
4 +4−0Bison Belaruski15:41:56
07/01/2015
0 +1−1Майкл Про14:26:02
07/01/2015
Что значит глупо отдавать. Тогда и другие страны не обязаны отдать никому долги, по Вашей логике
Я Вас, наверное, ввёл в заблуждение. Конечно, США *отдаёт* долги, но ещё больше перезанимает. То есть, в результате, как бы "не отдаёт". А вот полностью выплатить все долги -- это глупость. Лучше перезанять на выгодных условиях, если есть чем отдавать потом, чем отдавать сейчас деньги отобрав их из экономики.
4 +4−0Bison Belaruski14:19:51
07/01/2015
0 +1−1Майкл Про13:36:46
07/01/2015
Хорошо. Ответьте на простой вопрос. 1) Зачем копить (считать) долг США, если ФРС, как Вы утверждаете подчиняется США. Почему ФРС не обнуляет долг США каждый год. Ведь показатели этого долга публикуется официально и говорит о том, что экономика США херова работает, а это очень плохая информация для инвесторов.
Потому, что отдавать долги невыгодно. Одно дело, если у бедной страны долг под 10% годовых и отдавать надо зарубежным инвесторам, а рост экономики -- 2% в год. А другое дело, когда у США долг (к примеру) под 2% годовых и эти проценты идут в пенсионные фонды американских пенсионеров, а рост экономики, скажем 3%. Глупо отдавать.
4 +5−1Муму Герасимовна11:42:11
07/01/2015
0 +2−2Майкл Про11:39:50
07/01/2015
Откройте справочник США и посмотрите в каком разделе находится ФРС США.
ФРС США это не контора. Это система, объединяющая разные организации. С тем же успехом вы можете попробовать позвонить "на запад".
4 +6−2List Bell09:04:36
07/01/2015
Пусть Мистралями забирают.
3 +5−2Муму Герасимовна11:17:09
07/01/2015
-2 +3−5Майкл Про10:10:06
07/01/2015
Счетчик внешнего долга США в режиме on-line. Кто не в курсе Совокупный долг США: официальная статистика, равен 59 трлн. долл. (1) государственный долг, 2) долг правительств штатов, 3) долг местных властей, 4) долг физических лиц, 5) долг нефинансовых компаний, 6) долг финансовых секторов экономики.) Счетчик отображает очень много показателей посмотрите очень интересно
Ссылка на usdebtclock.org
Долг является проблемой только в одном случае - если к моменту его возврата на это нет денег. И это не случай США.
3 +4−1Deep Siberian Rood09:39:23
07/01/2015
Про политически-мотивированные демарши - это про США? А рукопожатно ли это?
2 +2−0Муму Герасимовна20:46:32
07/01/2015
1 +1−0Саша Белый19:14:19
07/01/2015
Муму тут Вы не совсем правы. США должны ФРС $4 триллиона ФРС . ФРС одно из "министерств" США.Проценты ,которые получают с этого долга возвращают в Минфин.В 2013 -$80 миллиардов.США теоретически может сказать сегодня ФРС забудьте $4 триллиона и те должны ответить -есть.Еще $4Т США должно другим своим ведомствам.Если есть минимальное знание английского Ссылка на www.cnbc.com немного устаревшие данные,но идея такая.
Правильнее было бы сказать, что США должны не только ФРС. Теоретически они конечно могут сказать, непонятно только зачем.
Для ФРС американские долги - один из инструментов денежно-кредитной политики, если нужно накачать экономику деньгами, ФРС начинает скупать облигации на рынке, если надо наоборот откачать часть денежной массы с рынка, то начинает продавать свои облигации, таким образом изымая деньги из оборота.
2 +2−0Саша Белый19:00:31
07/01/2015
-1 +5−6Майкл Про11:18:56
07/01/2015
Можно глупый вопрос, если так все просто, то почему долг растет с каждым годом. Взяли бы и повысили налоги если так все просто и долг погасили. Если Вы ничего не понимаете в экономике, то лучше помолчите. По 4 пункту Долги физических лиц, что это такое, если Вы не знаете, то просвещаю Вас это 1) долг по ипотечным кредитам, 2) долг по кредитам на обучение, 3) долг по кредитным картам и т.д.
Уровень государственного долга страны на данный момент равен примерно 106 % ВВП. Иначе говоря, даже если Америка объявит мораторий на всякую жизнедеятельность (т.е. не будет есть и пить, строить, ездить на авто, отапливать свои помещения, производить оружие и т.д.) она не сможет в течение года закрыть свои государственные долги.
В перечисление долгов вы забыли долги за машины.Не играет роли, на душу населения в США ,включая младенцев,приходится по $100 тыс с вычетом всех долгов.По поводу госдолга.И где это я писал о том,что бы его закрыть необходимо повышать налоги?Спите спокойно дорогой товарищ.Я перечислил другие методы выплаты долга.Перечитайте. Для вашей информации.По всей Европе существует т.н VAT налог.Он уже более 20% от покупок и услуг.Его не существует в США.Судя по вашему зловещему молчанию по всем остальным пунктам ,вам пришлось их признать.И то прогресс в вашей просветительской деятельности.В одном я полностью согласен с вами.Вопрос у вас не очень умный.
2 +6−4Муму Герасимовна11:38:48
07/01/2015
-2 +3−5Майкл Про11:33:54
07/01/2015
США не печатает $,а $ печатает $ ФРС в обмен за долговые обязательства США. т.е. США никогда не отдадут долг, потому, что чтобы получить $ им надо обратиться в ФРС, чтобы они дали им эти $. А раз копится долг в США это говорит о том, что их экономика плохо работает раз долг растет, и им приходится постоянно обращаться в ФРС за новыми $.
Если вы выкините книжки старикова, а обратитесь к первоисточникам, то обнаружите, что ФРС полностью контролируется правительством США, и большая часть организаций, входящих в ФРС - это госконторы, а вовсе не "частные лавочки". А во вторых, что оснонвым держателем американского долга является вовсе не ФРС, а американские пенсионеры. Ну и наконец большой долг не является индикатором плохо работающей экономики, это утверждение бездоказательно и является вашей выдумкой.
2 +4−2Kurlander Kurzemnieks11:29:13
07/01/2015
Два триллиона экономики Россий при 140 миллионах населения также абсолютно иждивенческая философия нечего кроме жалости не вызывает. Чудовищно низкая производительность труда, низкая рентабельность, урожайность на уровне середины 20 века указывает на колхоз "Напрасный труд" под девизом "Не спеши на работу, не опоздай на обед".
2 +3−1Муму Герасимовна11:24:16
07/01/2015
0 +1−1Майкл Про11:23:14
07/01/2015
А откуда США берут деньги и на каких условиях?
Занимают. Под низкую ставку.
1 +3−2z0884021:15:55
07/01/2015
0 +2−2Maksim Gavrikov18:19:27
07/01/2015
10 лярдов в месяц это 120 лярдов в год. Это получается запасов на 5 лет минимум хватит. А так с минимальным пополнением на все 10сять.
в неделю
и там уже давно меньше 400
и почти половина из этой суммы - НЗ
1 +1−0Саша Белый19:14:19
07/01/2015
1 +1−0Муму Герасимовна17:43:18
07/01/2015
Совершенно не понимаю вашего вопроса. Вы смешали всё в одну кучу - как связаны ФРС и американский госдолг? На каком основании ФРС будет обнулять госдолг, если США должны не ФРС?
И опять с чего вы взяли, что большой госдолг - это плохо? Большой госдолг - это плохо только если его отдавать нечем. А США долги платят исправно, поэтому американцам даже на 30 лет занимают под процент практически на уровне инфляции.
Муму тут Вы не совсем правы. США должны ФРС $4 триллиона ФРС . ФРС одно из "министерств" США.Проценты ,которые получают с этого долга возвращают в Минфин.В 2013 -$80 миллиардов.США теоретически может сказать сегодня ФРС забудьте $4 триллиона и те должны ответить -есть.Еще $4Т США должно другим своим ведомствам.Если есть минимальное знание английского Ссылка на www.cnbc.com немного устаревшие данные,но идея такая.
1 +1−0Муму Герасимовна17:43:18
07/01/2015
0 +1−1Майкл Про13:36:46
07/01/2015
Хорошо. Ответьте на простой вопрос. 1) Зачем копить (считать) долг США, если ФРС, как Вы утверждаете подчиняется США. Почему ФРС не обнуляет долг США каждый год. Ведь показатели этого долга публикуется официально и говорит о том, что экономика США херова работает, а это очень плохая информация для инвесторов.
Совершенно не понимаю вашего вопроса. Вы смешали всё в одну кучу - как связаны ФРС и американский госдолг? На каком основании ФРС будет обнулять госдолг, если США должны не ФРС?
И опять с чего вы взяли, что большой госдолг - это плохо? Большой госдолг - это плохо только если его отдавать нечем. А США долги платят исправно, поэтому американцам даже на 30 лет занимают под процент практически на уровне инфляции.
1 +2−1Alexander Poplooukhin13:08:50
07/01/2015
0 +0−0Alexander Poplooukhin13:06:39
07/01/2015
Внутренний долг 5.1 трлн - большой долг, но не смертельный (кто-то вынужден будет вместо 3-х машин в домохозяйстве согласиться на одну, встанет перед необходимостью сменить домик 200 м*м в Кембридже на такой же но в "глубинке" Массачусетса - не смертельно)

Продолжая тему долгов. В Ростовской области (в которой я живу) расходы составили: 128 121 720,1 тыс. руб, доходы: 114 407 411,4 тыс. руб.

Это статистика внутреннего долга Ссылка на info.minfin.ru

Экономические показатели за 2014 год:
Ссылка на info.minfin.ru

Если посмотреть на цифры - то выводы печальные.
Только вот США есть куда "худеть", России особо "худеть" не куда.
1 +3−2Муму Герасимовна11:27:45
07/01/2015
0 +2−2Майкл Про11:27:18
07/01/2015
Правильно, чтобы отдать процент им надо опять занять под процент.
И в чём проблема?
1 +3−2elbasy elbasy09:43:42
07/01/2015
3 +4−1Deep Siberian Rood09:39:23
07/01/2015
Про политически-мотивированные демарши - это про США? А рукопожатно ли это?
хохлы еще любят отказаться от долгов... и еще никто кроме россии не сказал, что это плохо...
1 +5−4Alex Prism08:41:16
07/01/2015
Да уж, как только резервы растают, а по 10+ лярдов в неделю они растают очень быстро, сразу будет "вспомнить всё". Нормальный здоровый цинизм.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь