Еще 30 триллионов этому столику!

08:11 23/12/2014 Силовые структуры
Еще 30 триллионов этому столику!

На коллегии Министерства обороны буднично и как-то между делом были раскрыты рамочные финансовые показатели новой Госпрограммы вооружения на период до 2025 года, в полтора раза превышающие действующий бюджет на период до 2020 года. «Лента.ру» вспоминает, как верстались бюджеты программ перевооружения в последние годы.

Военное ведомство лаконично «засветило» в прессе ожидаемый объем трат на Государственную программу вооружения на период 2016-2025 годов (ГПВ-2025), следующую за нынешней ГПВ-2020, действующей на период с 2011 до 2020 года.

«Завершена работа по формированию типажа перспективных образцов вооружения и техники, имеющих сходные функциональные и технические характеристики. Это позволит сократить стоимость Государственной программы вооружения до 2025 года с 55 до 30 триллионов рублей с сохранением необходимых объемов оснащения», — говорится в отчете Минобороны по итогам 2014 года, представленном на расширенной коллегии ведомства 19 декабря.

Экономия не может не радовать, но некоторые вопросы относительно аппетитов военных все же возникают даже при самом лояльном отношении к переоснащению вооруженных сил.

У нас будут такие расходы на перевооружение...

Предыдущая Госпрограмма вооружения (на 2006-2015 годы) объемом в пять триллионов рублей была полностью провалена, в основном, из-за недооценки состояния военной промышленности, за редчайшим исключением не готовой исполнить запланированный объем оборонного заказа. Это была плохая новость; хорошая состояла в том, что основной массив трат был отнесен на финальный участок ГПВ-2015 (после 2010 года) и после ее аннулирования влился в новую ГПВ-2020.

Заявленные объемы трат на техническое и инфраструктурное переоснащение силовых структур в России на период до 2020 года составляют около 22 триллионов рублей, из них бюджет собственно Государственной программы вооружения на период 2011-2020 (ГПВ-2020), включающей перевооружение только Минобороны, — 19,6 триллионов. Кроме того, существует отдельная программа модернизации и расширения производственных мощностей предприятий оборонного сектора объемом в три триллиона рублей.

Еще как минимум два-три года назад, в период относительного финансового благополучия, эксперты, знакомые с наполнением ГПВ-2020, уверенно утверждали, что 20-30 процентов расходов оттуда можно списать практически не глядя. В первую очередь оптимизация могла затронуть масштабные перспективные НИОКР, касательно которых на момент утверждения рамочных бюджетов отсутствовало как четкое понимание необходимых объемов затрат, так и окончательное решение о неотложности проведения именно этих работ, а не каких-то других.

Ну, пусть будет, решили в Минобороны, а там разберемся. Однако время разбираться пришло довольно быстро.

По мере ухудшения прогнозов на экономический рост (проще говоря, когда стало понятно, что рост 2010-2012 годов — краткосрочное затухающее восстановление после кризиса, а не новый длительный подъем), ГПВ-2020 все чаще попадала под прицел критиков бюджетной политики. Одновременно продолжала расти и общая нагрузка на федеральный бюджет.

Так называемые майские указы президента Путина (2012 год, анонсированы в цикле его предвыборных статей) ввели в состав госрасходов значительные социальные траты — вкупе с крупномасштабным (в разы) повышением денежного довольствия силовиков, осуществлявшимся поэтапно с 2010 года. Эти статьи расходов сам президент неоднократно маркировал как защищенные и довольно резко поправлял критиков и скептиков, указывая, что в экономике есть резервы для их исполнения.

Сразу после этого появилось предположение о том, что часть расходов ГПВ-2020 будет перенесена на следующую программу, ГПВ-2025. Эту ползучую экономию весной 2013 года подтвердил Минфин, который будто бы договорился с Минобороны о переносе части расходов ГПВ-2020 на более поздний срок. СМИ писали о том, что военные готовы «сдать» часть долгосрочных программ из ГПВ-2020 в ГПВ-2025.

Однако уже осенью 2013 года эта договоренность была опровергнута министром обороны Сергеем Шойгу, заявившим, что все расходы на перевооружение, запланированные до 2020 года, подтверждаются. А осенью 2014-го Минфин сообщил, что около 500 миллиардов рублей расходов перенесено с 2017 года на более поздний срок. Насколько можно судить, в данном случае речь идет о маневре расходами внутри периода 2017-2020 годов.

На фоне этого сложного, конфликтного процесса согласования финансовых параметров ГПВ-2020 возник вопрос о проектировании следующей программы — ГПВ-2025.

Началось с того, что оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин обозначил объемы ГПВ-2025 как сопоставимые с объемами ГПВ-2020. Однако в октябре 2014 года министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, довольно прямолинейно заметил, что денег в государстве на подобные расходы нет и параметры ГПВ-2025 нужно выбирать реалистично, потому что, по оценкам Силуанова, еще одну такую программу (подобную ГПВ-2020 по объемам финансирования) федеральный бюджет не вытянет.

Теперь мы видим следующую фазу этих замечательных качелей: военное ведомство как бы походя объявило о планах потратить за следующие 10 лет примерно в полтора раза больше того, что оно тратит до 2020 года, и это уже вызывает судороги у стражей госказны. Заодно напомнив, что вообще-то хотелось бы потратить не в полтора, а в 2,75 раз больше, но уж раз вы настаиваете на сокращении…

Но мы вам про них не расскажем, потому что у вас документов нет

Вопрос о том, что именно можно заказать нашей промышленности на 30 триллионов за десять лет с реалистичными надеждами на исполнение (не говоря уже о 55 триллионах) мы пока вынесем за скобки. Он интересен сам по себе, и к нему еще придется неоднократно возвращаться в ближайшее время.

Задаться хотелось бы другим вопросом. Что лучше: 20 триллионов, 30 или 55? Ответ невозможно дать до тех пор, пока военные не опубликуют рамочную разбивку ГПВ (что ГПВ-2020, что ГПВ-2025) по структуре финансируемых программ. Потому что ответ не в размере бюджетов, а в составе закупаемой продукции и заказываемых работ.

В этом, собственно, и кроется корень проблемы: общественность и эксперты лишены возможности даже приблизительно понять, на что государство намерено потратить (и уже тратит) столь гигантские средства. Напомним для сравнения, что текущий годовой объем федерального бюджета страны — 14 триллионов рублей, а весь ВВП 2013 года не превышает 67 триллионов рублей.

Военные взяли у страны 20 триллионов и считают необходимым взять еще 30, когда, прямо скажем, экономика если и бьет ключом, то, в основном, по голове гражданам. И как минимум было бы неплохо объясниться с населением, на какие такие неотложные цели пустят эти триллионы.

Никто не требует раскрывать технические секреты. Но было бы чрезвычайно полезно раскрыть структуру закупок и основных НИОКР с указанием тематики и отписанных на них средств — чтобы можно было хотя бы грубо оценить ГПВ по критерию «стоимость-эффективность» и критически осмыслить приоритеты в закупках, исследованиях и военном строительстве.

Западные страны, не исключая США, умудряются публиковать открытые сведения по содержанию и финансированию военных программ (в том числе перспективных) без малейшего ущерба для государственных секретов. Доля откровенно засекреченных, то есть даже не поименованных с указанием тематики, статей расходов в бюджете DARPA (американского агентства перспективных военных исследований), например, не превышает 0,2 процента от общего объема. Все прочее, кстати, довольно подробно расписано — с разбиением на разделы и отдельные программы, причем без вскрытия ключевых параметров и технических требований, зато с комментариями о предназначении проектов и их горизонтальной взаимосвязи друг с другом, а также с графиками финансирования.

Нет никаких оснований полагать, что сам вид структуры военных расходов России настолько отличается от аналогичной структуры расходов крупнейших стран НАТО, что минимальная публичная декомпозиция ГПВ с раскрытием назначения и уровней финансирования основных ее программ станет критической брешью в безопасности государства.

Ползучее засекречивание статей военного бюджета идет уже давно, и в условиях резкого роста финансирования гособоронзаказа это создает совершенно райскую ситуацию как для военных, так и для оборонного директората, воспроизводя модель непрозрачного распределения ресурсов в последние 15 лет существования СССР.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(184):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Dmitriy_Silver__18:19:08
24/12/2014
Комментарий удалён.
Благодарствую )
0 +0−0Dmitriy_Silver__18:16:37
24/12/2014
1 +1−0George Sullivan07:06:03
24/12/2014
Сергей Петрович » Сергеи Смолович 16 часов назад
Конкретная выгода - в сохранении страны и её населения. Напомню, что в одном из своих выступлений Маргарет Тэтчер заявила, что «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек».
>>>>>>>>

Ну вот, теперь Маргарет Тэтчер это говорит. А почему не Маделейн Олбрайт или Конолиза Райс как утверждают другие ватники?
Как это:

"Любая глупость в Интернете, подписанная известной личностью, становится правдой.

Сократ."
0 +0−0Dmitriy_Silver__18:13:14
24/12/2014
Комментарий удалён.
ФЦП очень неповоротливый механизм. Сейчас отрабатывается то, на что поступили заявки в 2010-2012. Это инструмент не достаточно оперативный. Фонд, который бы собирал инвест.заявки, проводил их оценку и обеспечивался бы государством - более гибкий вариант.
Предприятиям помощь нужна сейчас, а не к 2017-у, когда курс отобьется и момент для импортозамещения будет упущен.
0 +0−0Dart Veider16:38:22
24/12/2014
Комментарий удалён.
70% "дипломированных" "специалистов" - втрое тупее троечников выпуска 80-х имеющих ничего кроме аттестата о 8 летнем образовании
вот именно, с этим надо что-то делать
про врачей и медсестер вы что-то загнули
0 +0−0George Sullivan07:04:22
24/12/2014
-1 +0−1Andriy Andriy19:51:20
23/12/2014
А дальше мы русские посыпаем весь мир радиоактивным пеплом
Андриы Андриы » Сергей Петрович 11 часов назад
А дальше мы русские посыпаем весь мир радиоактивным пеплом
>>>>>>>

Тогда хорошо бы вас превентивно уничтожить...
0 +0−0George Sullivan07:03:32
24/12/2014
-1 +2−3Сергей Петрович12:19:50
23/12/2014
Да, и самое главное.
Никто больше не выступает с такими "идеями", что: "Россия очень большая, населения очень мало. Несправедливо, что столь малое число жителей владеет такой огромной территорией и ещё более огромными природными богатствами".
Сергей Петрович » Сергей Петрович 18 часов назад
Да, и самое главное.
Никто больше не выступает с такими "идеями", что: "Россия очень большая, населения очень мало. Несправедливо, что столь малое число жителей владеет такой огромной территорией и ещё более огромными природными богатствами".
>>>>>>>>

Насколько я знаю эта "идея" была придумана самими же ватниками для пропаганды других ватников. Пока НИКТО из ватников не смог мне показать ссылку на якобы американский источник (Олбрайт, Райс, Буш, Кеннеди, Вашингтон?).
0 +0−0George Sullivan06:57:41
24/12/2014
0 +1−1anarchyiluha18:24:39
23/12/2014
Вы не правы. СССР половину планеты обеспечивал, если что. Сам по себе СССР жил бы и жил, просто к власти пришли люди, которые посчитали, что либо всё, либо ничего. И второй вариант очень понравился одному уроды с родимым пятном на башке, а потом ее подхватил алкашь и понеслась.
Но это не значит, что все экономические трудности СССР были связаны только лишь с ее оборонным бюджетом. В штатах он насколько огромный что аж писец, но чото им это не мешает, не правда ли? А у них ведь тоже экономических проблем хоть мама не горюй. Один только гос долг чего стоит. Но они не отказываются и спакойненько воюют себе на беспилотничках.
А у них ведь тоже экономических проблем хоть мама не горюй. Один только гос долг чего стоит. Но они не отказываются и спакойненько воюют себе на беспилотничках.
>>>>>>>>>

В США сейчас экономика растут самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Госдолг тоже не проблема - он много ниже по отношению к ВВ чем у Японии и ногих европейских стран. И бензин сейчас стал дешевле чем $3 за галлон.
0 +1−1Olga Tkach02:52:08
24/12/2014
5 +7−2Dmitriy_Silver__14:05:33
23/12/2014
Лучше пусть тратят на подготовку специалистов, строительство домов и инфраструктуры, и помогают промышленникам (которые сейчас не могут ни взять кредит, ни закупить оборудование, а значит импортозамещение накрывается тазом) с переоснащением производства - вот тогда будет польза экономике страны.
Армия - вещь нужная, но условный танк приносит одни расходы.
Вообще-то, у нас военное положение, если кто не понял.
Все на оборону.
Не шутка.
0 +0−0Ivan Poshtariuk23:54:57
23/12/2014
1 +1−0Andy Dolgov23:51:29
23/12/2014
Вы не настоящий патриот! Вот я готов жить на одной воде, только бы Сердюков с Шойгу не дай бог не похудели!!
Специально для таких патриотов как ты будет пакет универсальный, ты сможешь пожертвовать себя на органы тем кто хочет и может заплатить за них миллионы, а деньги пойдут на армию.
0 +0−0Polkan Natanovich Kurochkin21:12:32
23/12/2014
Давно пора поднять оклады в институтах РАН. Ведутся разные разговоры о важности и совершенствованиии деятельности, но без денег. Анекдот!
0 +0−0Екатерина Кудинова20:24:27
23/12/2014
Вот да, хотелось бы знать, зачем тратить такие деньжищи, угрохивая их в черную дыру-армейку?
0 +0−0Трапезников Александр20:07:19
23/12/2014
-1 +0−1Andriy Andriy19:51:20
23/12/2014
А дальше мы русские посыпаем весь мир радиоактивным пеплом
Скорее нас посыпят
0 +0−0Доска объявлений 19:35:38
23/12/2014
хватит спускать деньги в унитаз!
0 +0−0иван иванов19:25:12
23/12/2014
0 +1−1Анатолий Гоннов14:57:41
23/12/2014
ЧЕМ БОЛЬШЕ ОРУЖИЯ ТЕМ БЛИЖЕ ВОЙНА---
Хочешь мира-готовься к войне!
0 +0−0Lev Isacenkov19:14:46
23/12/2014
Автор похоже с арифметикой не дружит. Цены с 2010-го по 2015й выросли в 1.6 раза, так что будущие 30 трлн это даже меньше чем нынешние 20.
0 +1−1Андрей Никонов18:57:06
23/12/2014
0 +0−0Изя Кацман14:27:21
23/12/2014
Ощущение, что верхи ожидают (или готовят?) войнушку в ближайшем будущем (как-раз в районе 2015-2020 гг.)
А вы слепой? Ничего в сыплющихся со всех трибун заявлениях гуталиновой обезьяны из-за океана, об мировой исключительности американской нации и права США на безоговорочное установление мирового порядка, не напоминает? Так, из 30х годов? А ведь, если бы ваш ник соответствовал реальности, должно было бы. Была такая одна страна в центре Европы.
0 +0−0Андрей Никонов18:52:42
23/12/2014
Господи, очередная хомячковая статья. Сейчас, МО уже побежало докладывать очередному планктону из журнализдов, что, сколько, когда и с какими ТТХ будет поставляться.
0 +0−0anarchyiluha18:30:52
23/12/2014
1 +2−1Алексей Сапронов13:42:30
23/12/2014
Еще Норвегия, которой нет, смеется над нашим уровнем жизни. А КНДР, которая по этой логике есть, смотрит на все это голодными глазами...
И США которые есть и больше всех остальных тоже голодными глазками смотрят небось, да?
0 +0−0anarchyiluha18:27:41
23/12/2014
1 +2−1Сергей Федотов11:43:11
23/12/2014
Вы, Игорь Андреевич, недопонимаете одного: если людей перестать учить и лечить, то некому будет производить эти вооружения. А дело идет именно к этому - сокращение расходов на образование, медицину и науку, и безмерный рост военных расходов. Они уже сейчас составляют 18% бюджета. Куда больше?
Сергей, я недавно был в Тайланде. Вы знаете, там не лечат никого бесплатно и не учат. А армия у них тем не менее имеется и довольно не маленькая, как выяснилось.
0 +1−1anarchyiluha18:24:39
23/12/2014
7 +10−3Bek Kay08:47:24
23/12/2014
"еще раз повторяю расходы на военку неоправданными не бывают. история это показывает. а те кто считали иначе... их нету) ушли в забвение."

Один пример - и ваша логика рассыпалась.

СССР
Вы не правы. СССР половину планеты обеспечивал, если что. Сам по себе СССР жил бы и жил, просто к власти пришли люди, которые посчитали, что либо всё, либо ничего. И второй вариант очень понравился одному уроды с родимым пятном на башке, а потом ее подхватил алкашь и понеслась.
Но это не значит, что все экономические трудности СССР были связаны только лишь с ее оборонным бюджетом. В штатах он насколько огромный что аж писец, но чото им это не мешает, не правда ли? А у них ведь тоже экономических проблем хоть мама не горюй. Один только гос долг чего стоит. Но они не отказываются и спакойненько воюют себе на беспилотничках.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь