Еще 30 триллионов этому столику!

08:11 23/12/2014 Силовые структуры
Еще 30 триллионов этому столику!

На коллегии Министерства обороны буднично и как-то между делом были раскрыты рамочные финансовые показатели новой Госпрограммы вооружения на период до 2025 года, в полтора раза превышающие действующий бюджет на период до 2020 года. «Лента.ру» вспоминает, как верстались бюджеты программ перевооружения в последние годы.

Военное ведомство лаконично «засветило» в прессе ожидаемый объем трат на Государственную программу вооружения на период 2016-2025 годов (ГПВ-2025), следующую за нынешней ГПВ-2020, действующей на период с 2011 до 2020 года.

«Завершена работа по формированию типажа перспективных образцов вооружения и техники, имеющих сходные функциональные и технические характеристики. Это позволит сократить стоимость Государственной программы вооружения до 2025 года с 55 до 30 триллионов рублей с сохранением необходимых объемов оснащения», — говорится в отчете Минобороны по итогам 2014 года, представленном на расширенной коллегии ведомства 19 декабря.

Экономия не может не радовать, но некоторые вопросы относительно аппетитов военных все же возникают даже при самом лояльном отношении к переоснащению вооруженных сил.

У нас будут такие расходы на перевооружение...

Предыдущая Госпрограмма вооружения (на 2006-2015 годы) объемом в пять триллионов рублей была полностью провалена, в основном, из-за недооценки состояния военной промышленности, за редчайшим исключением не готовой исполнить запланированный объем оборонного заказа. Это была плохая новость; хорошая состояла в том, что основной массив трат был отнесен на финальный участок ГПВ-2015 (после 2010 года) и после ее аннулирования влился в новую ГПВ-2020.

Заявленные объемы трат на техническое и инфраструктурное переоснащение силовых структур в России на период до 2020 года составляют около 22 триллионов рублей, из них бюджет собственно Государственной программы вооружения на период 2011-2020 (ГПВ-2020), включающей перевооружение только Минобороны, — 19,6 триллионов. Кроме того, существует отдельная программа модернизации и расширения производственных мощностей предприятий оборонного сектора объемом в три триллиона рублей.

Еще как минимум два-три года назад, в период относительного финансового благополучия, эксперты, знакомые с наполнением ГПВ-2020, уверенно утверждали, что 20-30 процентов расходов оттуда можно списать практически не глядя. В первую очередь оптимизация могла затронуть масштабные перспективные НИОКР, касательно которых на момент утверждения рамочных бюджетов отсутствовало как четкое понимание необходимых объемов затрат, так и окончательное решение о неотложности проведения именно этих работ, а не каких-то других.

Ну, пусть будет, решили в Минобороны, а там разберемся. Однако время разбираться пришло довольно быстро.

По мере ухудшения прогнозов на экономический рост (проще говоря, когда стало понятно, что рост 2010-2012 годов — краткосрочное затухающее восстановление после кризиса, а не новый длительный подъем), ГПВ-2020 все чаще попадала под прицел критиков бюджетной политики. Одновременно продолжала расти и общая нагрузка на федеральный бюджет.

Так называемые майские указы президента Путина (2012 год, анонсированы в цикле его предвыборных статей) ввели в состав госрасходов значительные социальные траты — вкупе с крупномасштабным (в разы) повышением денежного довольствия силовиков, осуществлявшимся поэтапно с 2010 года. Эти статьи расходов сам президент неоднократно маркировал как защищенные и довольно резко поправлял критиков и скептиков, указывая, что в экономике есть резервы для их исполнения.

Сразу после этого появилось предположение о том, что часть расходов ГПВ-2020 будет перенесена на следующую программу, ГПВ-2025. Эту ползучую экономию весной 2013 года подтвердил Минфин, который будто бы договорился с Минобороны о переносе части расходов ГПВ-2020 на более поздний срок. СМИ писали о том, что военные готовы «сдать» часть долгосрочных программ из ГПВ-2020 в ГПВ-2025.

Однако уже осенью 2013 года эта договоренность была опровергнута министром обороны Сергеем Шойгу, заявившим, что все расходы на перевооружение, запланированные до 2020 года, подтверждаются. А осенью 2014-го Минфин сообщил, что около 500 миллиардов рублей расходов перенесено с 2017 года на более поздний срок. Насколько можно судить, в данном случае речь идет о маневре расходами внутри периода 2017-2020 годов.

На фоне этого сложного, конфликтного процесса согласования финансовых параметров ГПВ-2020 возник вопрос о проектировании следующей программы — ГПВ-2025.

Началось с того, что оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин обозначил объемы ГПВ-2025 как сопоставимые с объемами ГПВ-2020. Однако в октябре 2014 года министр финансов Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, довольно прямолинейно заметил, что денег в государстве на подобные расходы нет и параметры ГПВ-2025 нужно выбирать реалистично, потому что, по оценкам Силуанова, еще одну такую программу (подобную ГПВ-2020 по объемам финансирования) федеральный бюджет не вытянет.

Теперь мы видим следующую фазу этих замечательных качелей: военное ведомство как бы походя объявило о планах потратить за следующие 10 лет примерно в полтора раза больше того, что оно тратит до 2020 года, и это уже вызывает судороги у стражей госказны. Заодно напомнив, что вообще-то хотелось бы потратить не в полтора, а в 2,75 раз больше, но уж раз вы настаиваете на сокращении…

Но мы вам про них не расскажем, потому что у вас документов нет

Вопрос о том, что именно можно заказать нашей промышленности на 30 триллионов за десять лет с реалистичными надеждами на исполнение (не говоря уже о 55 триллионах) мы пока вынесем за скобки. Он интересен сам по себе, и к нему еще придется неоднократно возвращаться в ближайшее время.

Задаться хотелось бы другим вопросом. Что лучше: 20 триллионов, 30 или 55? Ответ невозможно дать до тех пор, пока военные не опубликуют рамочную разбивку ГПВ (что ГПВ-2020, что ГПВ-2025) по структуре финансируемых программ. Потому что ответ не в размере бюджетов, а в составе закупаемой продукции и заказываемых работ.

В этом, собственно, и кроется корень проблемы: общественность и эксперты лишены возможности даже приблизительно понять, на что государство намерено потратить (и уже тратит) столь гигантские средства. Напомним для сравнения, что текущий годовой объем федерального бюджета страны — 14 триллионов рублей, а весь ВВП 2013 года не превышает 67 триллионов рублей.

Военные взяли у страны 20 триллионов и считают необходимым взять еще 30, когда, прямо скажем, экономика если и бьет ключом, то, в основном, по голове гражданам. И как минимум было бы неплохо объясниться с населением, на какие такие неотложные цели пустят эти триллионы.

Никто не требует раскрывать технические секреты. Но было бы чрезвычайно полезно раскрыть структуру закупок и основных НИОКР с указанием тематики и отписанных на них средств — чтобы можно было хотя бы грубо оценить ГПВ по критерию «стоимость-эффективность» и критически осмыслить приоритеты в закупках, исследованиях и военном строительстве.

Западные страны, не исключая США, умудряются публиковать открытые сведения по содержанию и финансированию военных программ (в том числе перспективных) без малейшего ущерба для государственных секретов. Доля откровенно засекреченных, то есть даже не поименованных с указанием тематики, статей расходов в бюджете DARPA (американского агентства перспективных военных исследований), например, не превышает 0,2 процента от общего объема. Все прочее, кстати, довольно подробно расписано — с разбиением на разделы и отдельные программы, причем без вскрытия ключевых параметров и технических требований, зато с комментариями о предназначении проектов и их горизонтальной взаимосвязи друг с другом, а также с графиками финансирования.

Нет никаких оснований полагать, что сам вид структуры военных расходов России настолько отличается от аналогичной структуры расходов крупнейших стран НАТО, что минимальная публичная декомпозиция ГПВ с раскрытием назначения и уровней финансирования основных ее программ станет критической брешью в безопасности государства.

Ползучее засекречивание статей военного бюджета идет уже давно, и в условиях резкого роста финансирования гособоронзаказа это создает совершенно райскую ситуацию как для военных, так и для оборонного директората, воспроизводя модель непрозрачного распределения ресурсов в последние 15 лет существования СССР.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(184):

123 4 567 ... +1
2 +4−2Michael Or09:37:20
23/12/2014
Правильно!
Последнее бабло надо отдать на распил генералам, а народ пусть писю сосёт.
2 +3−1Игорь Андреевич09:04:07
23/12/2014
4 +5−1Владимир Гундяев08:58:50
23/12/2014
Войска РПЦ тоже хотят.
Крестовые войска. Одобряю. Чтобы логотипом этих войск был крест как у крестоносцев и воевали бы они исключительно с муслимами иудеями и прочими. Норм. лол
2 +3−1xandpa09:03:35
23/12/2014
Десятки сердюковых стоят в очереди
2 +4−2Игорь Андреевич08:42:19
23/12/2014
12 +16−4Bek Kay08:39:56
23/12/2014
Если нормальной экономики нет, то Эйнштейн окзажется прав:

"Безумие - делать одно и то же, и каждый раз ожидать иного результата "
и на счет одно и то же ты не прав. факторы уже совсем другие. если бы все читали эту фразу по своему мы бы и человека в космос не отправили и много чего не сделали.
1 +1−0Vladimir Svyatuk00:58:27
25/12/2014
-10 +7−17Ромалина Вишневская10:07:34
23/12/2014
А кто тратит деньги на дворцы и яхты? Если Вы про Украину - то да, новая Киевская власть явно так поступает, поэтому не зря Яценюку предложили пересесть с "Мерседеса" на осла, а то народ они обдирают завышая тарифы ЖКХ, а про режим экономии себе и близко не устраивают, питаясь средиземноморскими деликатесами. В России такого, к счастью, нет.
Сударыня! В Украине за неправильное слово в мусорник кидают. А вы о яхтах ....
1 +1−0Nestor Petrov20:52:30
24/12/2014
5 +5−0Dmitriy_Silver__15:05:56
23/12/2014
Кто не хочет кормить свою экономику - просрёт ещё одну страну.
Уже ( past ind
1 +1−0George Sullivan07:06:03
24/12/2014
0 +0−0Сергей Петрович15:02:31
23/12/2014
Конкретная выгода - в сохранении страны и её населения. Напомню, что в одном из своих выступлений Маргарет Тэтчер заявила, что «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек». Вы уверены, что лично вы "темный", обязательно попадете в эти самые оправданные 15 миллионов ?
Или вы то как раз и уверены, что попадете, и именно поэтому и задаете такие вопросы, так ?
И так думала далеко не она одна.
Сергей Петрович » Сергеи Смолович 16 часов назад
Конкретная выгода - в сохранении страны и её населения. Напомню, что в одном из своих выступлений Маргарет Тэтчер заявила, что «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек».
>>>>>>>>

Ну вот, теперь Маргарет Тэтчер это говорит. А почему не Маделейн Олбрайт или Конолиза Райс как утверждают другие ватники?
1 +1−0Andy Dolgov23:51:29
23/12/2014
-2 +1−3Ivan Poshtariuk11:19:16
23/12/2014
Если каждый россиянин хоть на минуту задумается как важна армия для России, и вспомнил о своих патриотических чувствах к родине, то добровольно бы отдавал 90% своих доходов нашим защитникам, это позволит нашей армии в короткие сроки стать самой могущественной, это касается каждого от ребенка до пенсионера. Можно на хлебе и воде пожить лет 10 ради такого.
Вы не настоящий патриот! Вот я готов жить на одной воде, только бы Сердюков с Шойгу не дай бог не похудели!!
1 +1−0Andy Dolgov23:47:55
23/12/2014
-8 +3−11Елесей Упырёв10:02:14
23/12/2014
У меня один вопрос автор правда такой дебил? Поясню. Засекречиваются статьи расходов что бы не было понятен вектор развития. Что бы могли неожиданно, ниоткуда появится зеленые человечки. Что бы были новые технологии и закрытые институты. А у него одно на уме .. все растащат. Да щас пикнуть не смеют. Тащат конечно но по мелочи.
Таки я что-то пропустил и Сердюкова уже посадили?
Или он просто по мелочи таскал, как вы говорите?
1 +1−0Трапезников Александр20:11:15
23/12/2014
0 +0−0Сергей Петрович15:02:31
23/12/2014
Конкретная выгода - в сохранении страны и её населения. Напомню, что в одном из своих выступлений Маргарет Тэтчер заявила, что «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек». Вы уверены, что лично вы "темный", обязательно попадете в эти самые оправданные 15 миллионов ?
Или вы то как раз и уверены, что попадете, и именно поэтому и задаете такие вопросы, так ?
И так думала далеко не она одна.
Для сохранения страны хватит ЯО и хороших отношений со всеми
1 +1−0иван иванов19:24:14
23/12/2014
-15 +18−33Сергей Петрович08:21:14
23/12/2014
"Кто не хочет кормить свою армию - будет кормить чужую".
Б. Наполеон
А мы ее и кормим,пока на долларе сидим.
1 +1−0Denis Murilyov17:37:49
23/12/2014
1 +1−0Dmitriy_Silver__15:38:27
23/12/2014
Кстати, плюсую.
Структуры ГО ЧС до сих пор не существует. Если не дай бог что-то случится, где-то хим.завод рванёт или еще что - будет как в том городке, на юге. Который внезапно затопило пару лет назад. Т.е. полное отсутствие оперативной реакции и предупреждения ЧС. Это был не изъян системы ЧС в конкретном районе страны - так по всей стране.
Шойгу за 20 лет систему ЧС не выстроил. Слава богу, что масштабных и серьёзных ЧП пока не было.
И по попилу, к сожалению, абсолютно в точку.
Не совсем так. Функции по государственному надзору за выполнением требований ГО и ЧС, в том числе контроль за содержанием убежищь и т.п., осуществляет МЧС с самого момента основания, а это если не ошибаюсь с 1991 года. Специалисты в области ГО и ЧС в структуре были всегда, другое дело, что качество работы в этой области нулевое, можно наверное сравнить с работой какой-нибудь инспекции по труду, сотрудников которой ни кто ни когда не видел и не слышал. Самое смешное, что в 2010 году функции по надзору в области ГО и ЧС передали в пожарный надзор, сотрудники которого не имеют специальных знаний в этой области.На своей шкуре испытал эту вакханалию в МЧС и что такое попил по "Шойгу-схеме" знаю непонаслышке.
1 +1−0Dmitriy_Silver__17:36:23
23/12/2014
-2 +0−2Эдуард Попов16:14:26
23/12/2014
Статья по заказу какой нибудь прозападной НКО.
Конечно! Всё поклёп! А самим думать вредно!
1 +1−0Dmitriy_Silver__17:33:27
23/12/2014
Комментарий удалён.
Ну, согласен.
1 +1−0Dmitriy_Silver__15:38:27
23/12/2014
4 +4−0Denis Murilyov12:46:25
23/12/2014
В 2001 СК прибрал к рукам всю пож.охрану страны, присоединив её к МЧС. На тот момент МЧС представляло из себя жалкое зрелище, насквозь прогнившее после 90-х военное ведомство, выполняющее функции гражданской обороны и гражданской защиты. Используя "административный ресурс", СК откусывает в 2001 "кусок" от МВД, превышающий по количеству сотрудников МЧС в десятки раз и после этого "начинаются танцы с бубнами" в пожарной охране страны с бесконечными реформами, созданием "центров ЧС по управлению центрами ЧС". Всё это якобы создавалось для улучшения качества работы пожарной охраны, уменьшения гибели и количества пожаров и т.д. и т.п., на самом же деле произошел ни с чем не сравнимый попил бюджетных средств, даже создавались целые структуры внутри министерства под конкретных людей, чтобы те могли сидеть на попе и получать бабки непонятно за что, создавать "чиновничьи прокладки" уже в своей структуре.
Итог - по телевизору прям МЧС молодцы, везде первые, а по факту критическая нехватка пожарных частей везде по стране, пожарный надзор опустили ниже плинтуса с зарплатой инспектора в 13 т.р. (до 2012 года, сейчас где-то 40, но и этого уже мало), самое главное толковые люди с пожарным образованием все поуходили, все профессионалы бегут из пожарки в бизнес, работает одна молодежь с ГО-шным руководством, ДО СИХ ПОР понятным образом не выстроена система норм в области пожарной безопасности (хотели упростить, в итоге всё усложнили со своим тех.регулированием), коррупция бешеная, самое главное потрачены огромные бюджетные средства на "раздувание" руководящих штатных единиц, создание "руководящих прокладок" внутри МЧС и т.д. и т.п.
Всё это сейчас будет происходить в Минобороны и уже происходит.
Кстати, плюсую.
Структуры ГО ЧС до сих пор не существует. Если не дай бог что-то случится, где-то хим.завод рванёт или еще что - будет как в том городке, на юге. Который внезапно затопило пару лет назад. Т.е. полное отсутствие оперативной реакции и предупреждения ЧС. Это был не изъян системы ЧС в конкретном районе страны - так по всей стране.
Шойгу за 20 лет систему ЧС не выстроил. Слава богу, что масштабных и серьёзных ЧП пока не было.
И по попилу, к сожалению, абсолютно в точку.
1 +1−0Dmitriy_Silver__15:04:23
23/12/2014
Комментарий удалён.
Форменное баловство.
1 +1−0Dart Veider13:55:21
23/12/2014
Комментарий удалён.
у меня тоже мама учитель высшей категории. Получает около 40, но за эти деньги реально надо пахать и геморроя выши крыши. Ставка учителя + полставки завуча + подработки. 10-12 часовой рабочий день 5 дней в неделю. Мне кажется, что это мало
1 +1−0Алексей Сапронов13:53:30
23/12/2014
0 +1−1Dasist von Tastisch13:40:54
23/12/2014
Мальбрук в поход собрался.
С кем будем воевать?
Со здравым смыслом, очевидно.
1 +2−1Алексей Сапронов13:42:30
23/12/2014
7 +10−3Bek Kay08:47:24
23/12/2014
"еще раз повторяю расходы на военку неоправданными не бывают. история это показывает. а те кто считали иначе... их нету) ушли в забвение."

Один пример - и ваша логика рассыпалась.

СССР
Еще Норвегия, которой нет, смеется над нашим уровнем жизни. А КНДР, которая по этой логике есть, смотрит на все это голодными глазами...
1 +3−2Николай Чернаков12:43:21
23/12/2014
Из них 20 триллионов распилят.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь