16+

15:06 14/12/2014 Культура
16+
ни

Фильмы о подростках и юношах, как правило, занимают небольшой сегмент на медиарынке. Данное утверждение справедливо и для книг, и для некоторых других продуктов для молодежи. Эксперты объясняют это просто — несовершеннолетние менее платежеспособны, чем взрослые. Тем не менее на российском рынке кино в последние годы появляется больше подростковых картин. Именно они зачастую представляют Россию на международных кинофестивалях.

Одно из последних таких событий — Неделя российского кино — было успешно проведено в Берлине при поддержке министерства культуры компанией «Интерфест». В этом году фестиваль отметил десятилетие. У него есть свои традиции и публика, каждый год количество зрителей растет и залы неизменно заполняются на 100 процентов. На сеансах можно увидеть в равной степени как россиян, живущих в Германии, так и немцев, интересующихся российской культурой. Все они не спешат уйти, как только в кинозале загорается свет. Дискуссии после фильмов и возможность пообщаться с их создателями не менее интересуют публику, чем сами картины. По словам генерального продюсера Кинонедели Рената Давлетьярова, в городе, где проходит громкий и масштабный Берлинский кинофестиваль, таких результатов добиться непросто.

Из десятка фильмов программы этого года около половины иллюстрируют жизнь российской молодежи в тех или иных проявлениях. Молодые актеры, среди которых Павел Табаков и Александр Паль, предпочли сами представить ленты со своим участием, чтобы разъяснить берлинцам нюансы российской действительности.

Все фильмы, представленные в подборке, вышли относительно недавно — в конце лета или осенью этого года. Исключение составляет только картина «Пацаны» Рената Давлетьярова — она появится в прокате следующей весной.

«Звезда»

«Звезда» Анны Меликян впервые выехала за границу. В копилке картины пока только отечественные награды. В этом году на фестивале «Кинотавр» лента завоевала два приза — за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Северия Янушаускайте).

У фильмов, снятых на стыке комедии и трагедии или драмы, всегда больше шансов понравиться публике. В картине «Звезда» и драматические события, по большому счету, простые, и юмор не претендует на изысканность и утонченность, но если основной задачей создателей было что-либо развенчать, то это удалось. Лента с едким сарказмом обрисовывает мир московской элиты и шоу-бизнеса, задевает современное искусство и индустрию ночных развлечений, да и Москву показывает в неприглядном виде. На этом фоне действующие лица выглядят настолько настоящими, насколько возможно.

Главные роли исполнили Тинатин Далакишвили, Северия Янушаускайте и Павел Табаков. Никого из них нельзя назвать «матерым» актером, даже 33-летнюю Северию, хотя она снялась в нескольких сериалах и короткометражках. Для 19-летнего сына Олега Павловича роль в «Звезде» стала дебютом на большом экране, а в копилке Далакишвили только одна полнометражная лента.

Именно Северия, сыгравшая в фильме жену российского чиновника и «злую мачеху», задает тон картине и двигает сюжет. По идее, мы должны были увидеть сдвиг в характере героини Тинатин, исполнившей роль юной провинциалки с многочисленными телесными недостатками, — от катастрофически кривых ног до не катастрофически плоской груди, — мечтающей о камерах и славе, но больше — о красоте. Однако ее персонаж изменился еще до событий фильма, и об этом зритель узнает только в самом финале. А на экране наблюдается эволюция «злой мачехи» — без резких скачков и нелогичностей, гармоничная и естественная. Табаков играет ловко и расторопно, но недостаток опыта местами сказывается.

«Пацаны»

Свою ленту «Пацаны» (по сценарию «Американки» 1997 года) режиссер Ренат Давлетьяров показал в Берлине и Париже. Действие картины происходит в 1970-х годах, и многие из европейских зрителей спрашивают — неужели действительно все было именно так? Массовые драки, праздничные застолья во дворе, мелкие кражи, мальчишеские подглядывания за женщинами в бане, «в СССР секса нет» и отработка поцелуев на помидорах? Но те, чья юность пришлась на это время, неизменно говорят, что да, так и было. Молодые люди в «Пацанах» агрессивны, воинственны, в любой момент готовы к мордобою, но они же, в лучших традициях советского кино, приходят друг другу на помощь, стоят горой за друзей и просто играют, как многие юноши во всякой стране в любое время.

Для Юрия Дейнекина, сыгравшего в «Пацанах» главную роль, это первая работа в большом кино. А вот в копилке у Дарьи Мельниковой уже немало фильмов и сериалов, самые известные из которых — «Папины дочки», «Стальная бабочка», «Рябиновый вальс» и «Гетеры майора Соколова». Но Даша в данном случае только помогает раскрытию мужских образов, органично отодвинув свою героиню на второй план.

«Класс коррекции»

В последние годы на экране появляется все больше молодых актрис (и актеров, но актрис особенно) с непрофессиональными, непоставленными, неотработанными голосами, дикцией или интонациями, но на слух их речь ложится даже лучше и воспринимается с интересом. В числе таких актрис можно назвать Дарью Мельникову («Стальная бабочка»), Ингрид Олеринскую («Неадекватные люди»), Тинатин Далакишвили («Звезда») и Марию Поезжаеву («Класс коррекции»).

Героиня Маши Поезжаевой — подросток-инвалид на домашнем обучении. Действие ленты начинается 1 сентября, в день, когда девушка впервые решила пойти в обычную школу несмотря на то, что учебное заведение, как и весь городок, в котором она живет, мало приспособлен для людей в инвалидных колясках.

Здесь мы видим молодых отщепенцев — коррекционный класс, каждый ученик которого нашел свой способ отделиться от общества и объединиться с себе подобными. Режиссер Иван И. Твердовский плавно ведет своих персонажей от добродетели и героизма к предательству и интригам на почве зависти и ревности. Не всегда действия этих юношей и девушек выглядят в фильме логичными и оправданными. Нередко они кажутся ненастоящими на фоне взрослых героев — родителей и учителей, плюсы и минусы характеров которых намеренно преувеличены. Но в целом история вышла правдоподобная.

Как в «Пацанах», в картине немало авантюрных сцен — к примеру, и в том, и в другом фильме одному из героев предлагают лечь на рельсы под проходящий поезд. Твердовский не стал акцентировать внимание на деталях быта, здесь европейские зрители могли пронаблюдать только российский менталитет, наложенный на универсальные подростковые переживания. К примеру, один из диалогов школьницы и ее друга с уборщицей ясно иллюстрирует этот факт: «Ты мне тут своей коляской полосы оставляешь на линолеуме! Ты, может, чехлы наденешь?» — «Чехлы? На коляску?!» Или другой эпизод: урок полового воспитания, на котором престарелая учительница показывает юношам, как надевать презерватив на эрегированный половой член — в качестве наглядного пособия использовался банан.

«Класс коррекции» успел побывать на фестивале в Карловых Варах (гран-при конкурса «К Востоку от Запада»), германских Берлине и Котбусе и французском Онфлере (гран-при Фестиваля российского кино).

«Испытание»

Картина Александра Котта от первой до последней минуты лишена диалогов, темп медленный, спокойный, поэтому и смотреть ее нужно в соответствующей тихой обстановке. Действие происходит в безлюдной пустынной степи, похожей на казахстанскую. В центре истории — маленькая девочка, живущая со своим отцом в небольшой хижине вдали от всего мира. Большую часть времени она занята заботами о доме и родителе, в перерывах изучая карту мира, читая книги и мечтая о другой жизни. Потеря отца и появление двух молодых юношей, в конце концов, позволяют ей начать движение к новому опыту, но препятствия, неожиданные для этой истории, поворачивают сюжет в ином направлении.

«Испытание» не вызывает сильных эмоций — легкая улыбка вместо смеха, легкая грусть вместо мощных переживаний. Это фильм для созерцания, не зря в нем отсутствует речь — ничто не должно отвлекать.

Лента получила в этом году главный приз фестиваля «Кинотавр». В Германии она была встречена тепло, хотя по стилистике скучновата. Образы всех героев универсальные, традиционные, в какой-то степени архетипические и коллективно-бессознательные. Во всяком случае, понятные.

«Все и сразу»

Режиссер Роман Каримов уже полюбился зрителю по картине «Неадекватные люди». В этом случае он решил поэкспериментировать и снять комедию черного юмора. Здесь можно увидеть представителей российской молодежи, которых предпочитают не показывать зарубежной публике, а именно — гопоту.

Двое типичных неудачников, Тима и Дэн, решив быстренько заработать крупную сумму денег, ввязываются в криминальную авантюру, которая быстро превращается в катастрофу со стрельбой, убийствами и погонями. Почти каждый герой — недалекий, если не сказать больше, и события с ними происходят откровенно глупые — в этом «Все и сразу» можно сравнить, к примеру, с «Американским пирогом» — только в переложении на Россию. Но юмор у Каримова все-таки тоньше, поэтому, несмотря на местами хромающий сюжет, фильм смотрится живо.

Герои словно вынырнули из 90-х, хотя в ленте это не обозначено — спортивки, треники, сленг, тачки. Обстановка соответствующая — старые пятиэтажки, советская мебель в квартирах. Линию черного юмора Каримов продержал до конца, поэтому и миловидная барышня, не моргнув глазом зарубившая топором матерого убийцу, и безобидный старичок-дворник, спокойно раздумывающий, как бы получше спрятать труп, выглядят вполне оправданно.

Айгуль Хабибуллина

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(46):

1 23+1
9 +10−1Ян Парамонов17:25:44
14/12/2014
4 +4−0Heinz Guderian16:31:59
14/12/2014
Не стыда не совести...
ни
8 +8−0Кирилл Сорокин15:35:07
14/12/2014
8 +9−1Dark Knight15:30:22
14/12/2014
Американку пересняли? )))
причём один в один ...
8 +9−1Dark Knight15:30:22
14/12/2014
Американку пересняли? )))
5 +6−1Иван Иванов19:51:23
14/12/2014
-1 +3−4Dmitry Millet18:12:11
14/12/2014
Все понятно.
Не понимаете,но осуждаете. Сложновато для вас.
Так бывает, увы -)
Кино - не ядерная физика, в нём нечего "понимать".
Кино покупают, если оно интересное и правдоподобное, либо не покупают, если оно скучное и постановочное.
Российское кино не покупают и не будут, пока режиссеры ориентируются на Сокуровых и Лунгиных.
За мусор платить никто не станет.
Александр Вастес всё правильно сказал.
5 +7−2алехандро вастес18:29:03
14/12/2014
-1 +3−4Dmitry Millet18:12:11
14/12/2014
Все понятно.
Не понимаете,но осуждаете. Сложновато для вас.
Так бывает, увы -)
а чего тут понимать? сколько живу, столько и стоит стон про умирающее российское кино. Больше всех скулят отечественные "творцы". Те, кто глубже всех лезет в казённый карман. И так всё время после 1991 года.
Выход только один. Лишить всех "творцов" бюджетного финансирования. Оставить его, возможно, лишь для начинающей молодёжи. Те, из "творцов", кто не сдохнет с голоду через годик-другой(ну, как закончат распродовать виллы и имущество) и начнут брать "Оскры" и "Золотые ветви".
А до тех пор так и будет стоять стон на всю Русь-матушку и так будет русское кино вариться в собственном соку, мутируя от близкородственных скрещиваний, безо вской связи с остальным мировым кинематографом.
И, к слову, появление порнографии вроде "Левиафана", есть прямо следствие этой проблемы. Когда единственное, на что способны отечественые бездарности при выезде за рубеж - это поразить иностранного зрителя очердной страшилкой про "немытую Россию". Западные кинофестивали вздрагивают от ужаса, вытирают холодный пот со лба и раскошеливаются на награды.
4 +4−0алехандро вастес17:50:46
14/12/2014
8 +9−1Dark Knight15:30:22
14/12/2014
Американку пересняли? )))
блин! думал мне одному показалось..))
4 +4−0Heinz Guderian16:31:59
14/12/2014
8 +8−0Кирилл Сорокин15:35:07
14/12/2014
причём один в один ...
Не стыда не совести...
2 +3−1Василий Шигарев17:40:40
14/12/2014
8 +9−1Dark Knight15:30:22
14/12/2014
Американку пересняли? )))
Ага, тоже посмотрел трейлер - "Американка" точь-в-точь.
1 +1−0Иван Иванов07:50:32
16/12/2014
0 +0−0Fox Beast08:03:25
15/12/2014
Цель нынешнего кино - не рассказать и визуализировать, а заработать побольше бабла. И если вы измеряете успех кино только тем, как его покупают, тогда да, российское кино никакое. Хорошо продаются фильмы "ниачом" (именно так). Главное, чтобы в кино было побольше экшена, ржача, спецухи и секса. Желательно, чтобы весь фильм был набит только этим. А смысл тут неважен. Но и контингент, такие фильмы глотающий и делающий им кассу, в основном не знает как это "ни о чём" пишется. К сожалению.
И к сожалению, кино, вызывающее какие-то чувства и мысли, а не только адреналиновые эмоции и животный хохот, нынче редкая вещь. Не продается же. Раньше кино было искусством, а теперь - голый бизнес.
Искусство делается для людей и, как вы правильно заметили, за деньги. Рембрандт рисовал за деньги, Микеланджело делал скульптуры за деньги, всё античное искусство - это работы за деньги. Почему-то никому из авторов желание заработать деньги не зарубило шедевры на корню.
Фильмы "ниачом" продаются плохо, как и всякий плохо сделанный товар. Как я уже писал, в топ-250 лучших фильмов человечества нет "ржача, спецухи и секса".
1 +1−0Елизавета Рыбакова12:06:45
15/12/2014
Все просто замечательно. Остается три вопроса. Первый - зачем в точности делать римейк "Американки"? Второе - где эти фильмы, в каких кинотеатрах показывают? Третье - что должно сдохнуть, чтобы вместо невнятной черемухи о страшной России стали снимать нормальное кино для людей? Ведь могут же, поганцы, есть адекватные фильмы и сериалы, даже среди современных.
1 +1−0Украина цэ Россия21:03:39
14/12/2014
5 +6−1Иван Иванов19:51:23
14/12/2014
Кино - не ядерная физика, в нём нечего "понимать".
Кино покупают, если оно интересное и правдоподобное, либо не покупают, если оно скучное и постановочное.
Российское кино не покупают и не будут, пока режиссеры ориентируются на Сокуровых и Лунгиных.
За мусор платить никто не станет.
Александр Вастес всё правильно сказал.
По вашему вот сейчас вышло, что у Балабанова самый интересный и правдоподобный фильм это Брат-2.
1 +2−1Иван Иванов19:59:25
14/12/2014
-1 +2−3Nikolai Bobrov19:46:46
14/12/2014
Не факт, что кассовость фильма и его качество связаны напрямую. Контрпримеры: Тарковский, Куросава. По-настоящему глубокое и сложное кино не может быть кассовым в принципе, потому что у него очень маленькая целевая аудитория. Кассовым становится хорошо сделанный ширпотреб. Таким образом, имеем то, что кассовость определяет качество лишь ширпотребного кино, а не кино вообще.
Что это вообще за зверь такой - сложное кино?Можете привести примеры по-настоящему глубокой, сложной литературы? Цель кино - рассказать историю, визуализировать её.Сложное кино - это не более чем плохой рассказ, не понятный и не нужный никому, кроме автора.
1 +1−0алехандро вастес17:58:09
14/12/2014
посмотрел "Звёзду".. ну чо можно сказать.. << лучшая оценка отечественного синематографа
И так будет до тех пор, пока снимать будут не ради того, что бы заинтересовать и привести в кинотеатр как можно больше людей (как во всём мире). А ради того, что бы потешить собственное самолюбие (я-творец, епт!) и как можно глубже залезть в государственный карман.
0 +0−0Денис Стародубцев12:00:10
16/12/2014
0 +0−0Kytx11:53:18
16/12/2014
да "все и сразу" это трэш. в смысле треш как жанр (если вы в курсе что это). ну этакая потуга до жмурок. ну могло быть хуже. вполне смотрибельно. ну не тарантино конечно
Вообще, смотрю, вроде бы режиссёр другой у этого фильма. Может и обойдётся.
0 +0−0Kytx11:53:18
16/12/2014
0 +0−0Денис Стародубцев10:45:38
16/12/2014
Трюк хорош, когда оба фильма нацелены примерно на одну ЦА. Если фильм нацелен на скажем так, обделённых умом людей, вроде горько, (именно потому он так популярен среди быдла), то такой трюк говорит мне только о том, что "Всё и сразу" расчитан примерно на такую же аудиторию. Мне шутки про алкашню и её заскоки совершенно не интересны, и именно поэтому трюк "от создателей горько" меня отпугивает. А раз на dvd сразу вышел, то это наверное такой низкобюджетный трэш, что просто ваще. Уж зная какой трэш у нас в кинотеатрах показывают.
да "все и сразу" это трэш. в смысле треш как жанр (если вы в курсе что это). ну этакая потуга до жмурок. ну могло быть хуже. вполне смотрибельно. ну не тарантино конечно
0 +0−0Fox Beast11:37:54
16/12/2014
1 +1−0Иван Иванов07:50:32
16/12/2014
Искусство делается для людей и, как вы правильно заметили, за деньги. Рембрандт рисовал за деньги, Микеланджело делал скульптуры за деньги, всё античное искусство - это работы за деньги. Почему-то никому из авторов желание заработать деньги не зарубило шедевры на корню.
Фильмы "ниачом" продаются плохо, как и всякий плохо сделанный товар. Как я уже писал, в топ-250 лучших фильмов человечества нет "ржача, спецухи и секса".
Я не оспариваю то, что искусство - одно из средств заработать деньги. И не спорю с тем, что голый и голодный художник не будет рисовать только из каких-то высоких побуждений. Но одно дело, когда искусство, несет людям что-то "хорошее, доброе, вечное", одновременно зарабатывая на этом, и совсем другое - когда люди, прикрываясь искусством, просто тянут из других бабло, не давая тем взамен ничего. Ну кроме удовольствия посозерцать на экране яркие картинки, взрывы, драки, гонки, постельные сцены. Это все, кстати, неплохо, но только когда за всем этим есть какая-то мысль. А вот с наличием мысли у большинства современных фильмов проблемы.
0 +0−0Денис Стародубцев10:45:38
16/12/2014
0 +0−0L10:40:01
16/12/2014
Не волнуйтесь, идти на "Все сразу" некуда. Он уже давно как вышел на ДВД и во всех цифровых магазинах. "от создателей имярек" - это известный продюсерский трюк, чтобы затащить в кино побольше народу. К слову, народу на это самое "Горько!" пришло невероятное количество, отсюда и логика.
Сам фильм неплох и далек от "Горько!" , как вы и я до Марса. Но лучшая работа Каримова пока все равно "Неадекватные люди". Начинать лучше с нее. А дальше решите, нравится ли вам стиль данного режиссера или нет.
Трюк хорош, когда оба фильма нацелены примерно на одну ЦА. Если фильм нацелен на скажем так, обделённых умом людей, вроде горько, (именно потому он так популярен среди быдла), то такой трюк говорит мне только о том, что "Всё и сразу" расчитан примерно на такую же аудиторию. Мне шутки про алкашню и её заскоки совершенно не интересны, и именно поэтому трюк "от создателей горько" меня отпугивает. А раз на dvd сразу вышел, то это наверное такой низкобюджетный трэш, что просто ваще. Уж зная какой трэш у нас в кинотеатрах показывают.
0 +0−0L10:40:01
16/12/2014
0 +0−0Денис Стародубцев09:34:32
16/12/2014
Уж было заинтриговало описание Все и сразу, но увидел в трейлере "от создателей горько"
Не, не пойду. Нунафиг это вторичное говно от вторичных создателей.
Не волнуйтесь, идти на "Все сразу" некуда. Он уже давно как вышел на ДВД и во всех цифровых магазинах. "от создателей имярек" - это известный продюсерский трюк, чтобы затащить в кино побольше народу. К слову, народу на это самое "Горько!" пришло невероятное количество, отсюда и логика.
Сам фильм неплох и далек от "Горько!" , как вы и я до Марса. Но лучшая работа Каримова пока все равно "Неадекватные люди". Начинать лучше с нее. А дальше решите, нравится ли вам стиль данного режиссера или нет.
0 +0−0Денис Стародубцев09:34:32
16/12/2014
Уж было заинтриговало описание Все и сразу, но увидел в трейлере "от создателей горько"
Не, не пойду. Нунафиг это вторичное говно от вторичных создателей.
0 +0−0Сергей Ъ22:54:16
15/12/2014
0 +0−0Shavkat Kuvatov10:02:50
15/12/2014
Конечно, мне трудно непредвзято судить о нашей молодежи из современных фильмов. Мне проще смотреть фильм "Девчата". Но некоторый взгляд на кино про молодых дает повод говорить, что почти вся она заражена одним: не любит работать, на дискотеках могут тусоваться 26 часов в сутки. Пиво, водка, наркотики. Тьфу, прости Господи! Не думаю, что и на Западе молодежь такая же. Все-таки там производство, серьезная учеба, христианство больше развито. И на этом фоне что они будут думать о нашей стране из наших фильмов? Естественно, будут нас бояться. Инстинктивно.
1“Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.”


2“Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”


3“Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек”.

4“Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.

Первая цитата заимствована у Сократа(470-399 гг до н. э.); вторая у Гесиода (ок. 720 г. до н. э.); третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э. ; четвертая обнаружена совсем недавно на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст этого горшка свыше 3000 лет.

Тем не менее, как вы можете наблюдать, опасения египтян и греков все же не сбылись. Иначе мы бы скатились обратно в каменный век или животное состояние. ))
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь