Все крупные состояния

08:14 13/12/2014 Финансы
Все крупные состояния

В Советском Союзе за частное предпринимательство сажали в тюрьму. Тем не менее находились люди, которые организовывали производства подпольно. Цеховики производили товары народного потребления, которыми не могла обеспечить советских граждан плановая экономика. Вопреки образу, созданному советской пропагандой, среди этих людей далеко не все были меркантильными рвачами. У них был свой этический кодекс и своя благотворительность. Но главное — они играли важную роль в экономике страны.

Не задушишь, не убьешь

В Советском Союзе частное предпринимательство с наймом рабочей силы было под запретом. Разрешено было только работать на себя (например, чистить обувь в будке, продавать свои помидоры на колхозном рынке, работать в кооперативе инвалидов). Средства же производства (фабрики, заводы, станки), согласно коммунистической идеологии, могли быть исключительно в государственной собственности. Какие товары народного потребления должны производиться, какого они должны быть вида, фасона и сколько их должно быть произведено, определял специальный государственный орган — Госплан. Государство устанавливало плановые задания для предприятий, распределяло между ними сырье и снабжало оборудованием, на котором должны эти товары производиться. По какой цене продавать товар, также определяли государственные ведомства, а цена выбивалась на самом изделии еще на стадии производства.

А что если некий советский гражданин захочет купить рубашку, не утвержденную министерством легкой промышленности, а такую, какую он видел в фильме на Жане Маре или Челентано? Да и качество изделий, выпускаемых советской промышленностью, оставляло желать лучшего. Ведь предприятия работали не ради прибыли, а ради выполнения плана. Не раскупят товар — предприятие не прогорит. Будет бешеный спрос — доход пойдет государству, а производитель, возможно, получит небольшую премию, но миллионером ему никто стать не даст.

А спрос, как гласит марксистская экономическая теория, рождает предложение. И удовлетворять его были готовы люди, у которых предпринимательство было в крови. Они готовы были заниматься бизнесом, рискуя свободой и даже жизнью. Советская власть с ними не церемонилась, считая, что они подрывают основу советского строя. Этих подпольных предпринимателей называли цеховиками. Они создали в Советском Союзе параллельную экономику, ориентированную на потребности гражданина, а не на решение глобальных государственных задач.

Что не нужно стране

Одним из громких дел Отдела по борьбе с хищением социалистической собственности — знаменитого ОБХСС — было «Дело Шера». В 1950-х годах главный инженер Киевской галантерейной фабрики Михаил Шер организовал производство модных в то время нейлоновых рубашек из ткани для пошива парашютов. Ткань брали на Дарницком шелковом комбинате как неучтенный или списанный товар. Производились рубашки на простаивавших станках. Продавалась продукция через официальную торговую сеть. Только в накладных отражали 20 процентов продукции. Выручка за остальные 80 процентов шла хозяину производства. В этом предприятии принимали участие не только сотрудники фабрики и магазинов, реализующих продукцию, но и советские чиновники.

При аресте у Шера было конфисковано 3,5 миллиона рублей (огромная по тем временам сумма). В 1963 году предпринимателя приговорили к расстрелу. Так сурово советская власть решила покарать человека за организацию производства нейлоновых рубашек в обход государства. При этом само государство их производить не хотело.

Спектр производимых подпольно товаров был весьма широк: пластиковые пакеты, люстры из стекла, замаскированного под хрусталь, калоши, сделанные из резиновых шлангов, и тому подобное. Но самым прибыльным и распространенным производством был пошив одежды. Из-за невозможности купить модную и качественную одежду в магазинах советские граждане буквально охотились на продукцию подпольных производств.

Производство организовывалось на каком-нибудь официальном предприятии, где цеховик занимал некую ответственную должность, а чаще являлся его руководителем. Закупить сырье официально было невозможно, поэтому предприниматели договаривались со смежниками — такими же цеховиками или чиновниками. Те оформляли эту продукцию как списанную или просто не учитывали. Также работали со специальными фондами, через которые распределялись по предприятиям ткани, фурнитура, пластмассы и т.д. Руководителям этих фондов давали взятки, которые, по оценкам сотрудников ОБХСС, составляли примерно 10 процентов стоимости выделяемых фондов. Взятки также давались и проверяющим структурам.

Прибыльность цехового производства была огромной. Например, «хрустальный» стакан, сделанный из стеклянного при помощи гравировки, продавался в 20 раз дороже себестоимости. Разумеется, продажа стекла под видом хрусталя — это обман клиента. Но советский потребитель был рад купить хоть что-то отличное от унылой продукции обычных магазинов.

На одежде также зарабатывались состояния. Продукция раскупалась моментально. При этом владельцу бизнеса не нужно было тратиться на рекламу. Скажем, комбинаты получали по документам мех на детские шубки, шили полупальто, на которые нужно было почти втрое больше материала. В результате комбинат зарабатывал более 200 процентов прибыли с каждого изделия. Обычные майки путем нанесения рисунка превращались в модные, которые продавались в разы дороже.

Скажем, предприятию «спущен» план на производство тысячи детских маек, которые в магазине стоят 1 рубль 10 копеек. Однако из этого количества материала можно произвести тысячу мужских футболок, которые стоят в 10 раз дороже. Тогда фабрика отчитывалась за дешевые майки, а реально производила дорогие футболки. Швея в подпольном производстве зарабатывала примерно 800-900 рублей в месяц. Это в то время, когда месячная зарплата инженера составляла 130 рублей.

Как отмечает экономист Татьяна Корягина, теневая экономика росла бурными темпами в последние 30 лет существования СССР. Этот вывод она делает из анализа количества занятых в цеховом производстве людей. Разумеется, эти данные весьма приблизительны, поскольку речь идет о нелегальном производстве.

Так, по сведениям экономиста, в начале 1960-х годов в подпольных предприятиях работало 6 миллионов человек, в 1974 году — 17-20 миллионов человек, а в 1989 году — 30 миллионов человек. А это 12 процентов численности населения СССР. Согласно расчетам Корягиной, к концу 80-х годов объем накоплений советской теневой экономики достиг 20-25 процентов всей личной собственности в стране.

Фаберже в коммуналке

Подпольные миллионеры жили, как и все граждане. Из-за отсутствия свободного рынка жилья хозяин прибыльного производства мог жить в коммуналке вместе с обычными гражданами. У одного такого предпринимателя — директора фабрики-прачечной, по воспоминаниям его родственников, в тесной комнатушке коммунальной квартиры хранились подлинные яйца Фаберже и оригинальная картина Маковского.

Однажды в коммуналку пришли сотрудники ОБХСС, чтобы провести обыск в комнате подозреваемого в подпольном предпринимательстве директора. Непосредственно перед обыском цеховику чудом удалось передать на хранение соседу — инвалиду Отечественной войны — старый потрепанный чемоданчик. «Пускай пока у тебя постоит», — сказал он. Сосед не возражал. Ничего не найдя у директора, органы удалились.

А буквально через несколько дней с инвалидом произошел крайне неприятный случай. Он проталкивался на своих костылях в трамвае и случайно задел человека в голубых погонах. Тот ему нахамил. Ветеран, не долго думая, огрел человека в форме костылем. Тот не мог вынести такого оскорбления и сопроводил калеку в ведомство, в котором работал, — на Лубянку. Решили оформлять этот инцидент как политическое дело.

Об инциденте стало известно соседу-предпринимателю. Он взял тот самый потертый чемоданчик и отправился в известное ведомство. Вернулся вместе с ветераном, правда, без чемоданчика. «Неподкупные» чекисты оказались вполне сговорчивыми ребятами. Главное — предъявить убедительные аргументы.

Цеховики занимались также и благотворительностью. В СССР в опале было не только частное предпринимательство, но и религиозная деятельность. Тем не менее, помимо официальных религиозных структур, находившихся всецело «под колпаком» у КГБ, существовала еще и неформальная религиозная деятельность. Но на нее нужны были деньги. И их предоставляли все те же цеховики.

Когда рухнула советская экономика, они попытались выйти из тени. Кому-то это удалось, кому-то нет. Кто-то не выдержал конкуренции с начинающими олигархами. Однако редкий современный крупный бизнес на постсоветском пространстве обошелся без капиталов, заработанных цеховиками в советское время.

Григорий Коган

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(160):

1 ... 456 7 8+1
0 +0−0Не Из Этих14:09:57
13/12/2014
2 +3−1TaijiquanGaoshou13:02:06
13/12/2014
Ламповые были в 60-70х годах. В 70х уже появились полупроводниковые.
да, и телевизоры работали по 20 лет.
менялись кинескопы, лампы схемы.
Сейчас- проще на помойку выкинуть, чем с сервисом постгарантийным связываться.
0 +0−0Не Из Этих14:07:27
13/12/2014
2 +3−1TaijiquanGaoshou13:02:06
13/12/2014
Ламповые были в 60-70х годах. В 70х уже появились полупроводниковые.
оризонт-101 — чёрно-белый лампово-транзисторный телевизор с диагональю экрана 65 см. Серийно производился с 1970 года на Минском радиозаводе. В 1972 году запущена в серию его незначительная модификация «Горизонт-102» (некоторые изменения в элементной базе), а в 1974 году «Горизонт-104» (добавлена возможность установки блока ДМВ)

радуга 716 модели применён кинескоп 61ЛК3Ц, использованы радиолампы, транзисторы, интегральные микросхемы.
Чувствительность в МВ диапазоне 55 мкВ, в ДМВ (индекс ''Д'') 100 мкВ.


какие нах полупроводники в 70-х?

в конце 78-79 только первые модели и то, радуги, которые стояли у единиц.
0 +1−1Не Из Этих13:59:28
13/12/2014
0 +2−2TaijiquanGaoshou13:01:26
13/12/2014
А почему "тяжелых" ? Нормальные были.
А "таких-же" -- это на каком языке ?
тумбы- юмбы
0 +1−1Олег Бармин13:40:33
13/12/2014
1 +2−1Азамат Рамазанов13:33:21
13/12/2014
эти же барыги тех времен .думали в первую очередь о себе.
Как будто думать о себе и своей семье - это что то плохое. Когда каждая семья живет в достатке, тогда и хорошо живет государство. когда же хорошо живет наменклатура при государстве, то ни разу не значит, что людям живется хорошо.
0 +0−0Kytx13:30:54
13/12/2014
0 +1−1Alexander Poplooukhin12:14:03
13/12/2014
Я помню IBM 286 в сравнении с отечественной копией ЕС. ЕС'ку приходилось перегружать чуть ли не каждые полчаса, а IBM'ка работала и работала :)

Помню телевизор "Горизонт" - его ремонтировали каждый год. Когда в семье появилась "видео-двойка" от Панасоника, то было с чем сравнивать.

Правда холодильник "Орск", моя бабушка выкинула только в 2001 году, сей агрегат прослужил лет 15 точно.

Качество товаров в СССР может и было хорошим, но уж в техническом плане уступали западным (IBM vs ЕС, Горизонт vs Panasonic).

P.S. Недавно покупали телик, вначале хотели взять самсунг отечественной сборки, купили - прошлось отвозить обратно, потому что радуга синего спектра внизу экрана не радовала глаз. На замену предлагали другие экземпляры такой же модели - на всех были битые пикселы. Взяли Соньку малазийской сборки - ни единого битого пиксела, при чем матрицы Сони закупает у Самсунга. Разница в качестве сборки - огромная.
вот ты реально думаешь что битые пикселы из-за низкого кач-ва сборки?? :)
вообще с ширпотребом счас везде такая ситуация что можно нарваться с любым брендом любого производства на целую партию фуфла а не то что на 1 экземпляр. просто производят это все в офигенных кол-вах, и заморачиваться с контролем качества дорого и бессмыслено. кто хочет кач-во с понтами покупает люксури и хай-енд.
0 +1−1Рулон Обоев13:19:46
13/12/2014
1 +2−1TaijiquanGaoshou13:14:55
13/12/2014
Это пропаганда для дикарей, как в 19м веке стёклышки и кольца в нос "от белая селавека".
На ещё, стремительно богатеющий не дикарь
0 +3−3Рулон Обоев13:17:54
13/12/2014
1 +2−1TaijiquanGaoshou13:14:55
13/12/2014
Это пропаганда для дикарей, как в 19м веке стёклышки и кольца в нос "от белая селавека".
Давай-давай, не дикарь, просвещенный человек. Всего тебе наилучшего. А я то вижу одно - проклятые капиталисты как жили хорошо - так и живут. А у нас - собственный путь, инфляция 30 %, отсутствие качественных товаров. Зато есть ракеты и скрепы,
0 +1−1TaijiquanGaoshou13:14:00
13/12/2014
0 +2−2Рулон Обоев13:12:41
13/12/2014
Ссы в глаза - божья роса. Всё ясно. На, посмотри про ихнюю загнивашку
Да нахер мне смотреть, если я тут сам живу уже 20 лет.
0 +2−2Рулон Обоев13:12:41
13/12/2014
1 +3−2TaijiquanGaoshou13:10:58
13/12/2014
На благословенном Западе люди поколениями ходят впроголодь и в дрянной одежде, и ничего -- кого ни спроси, как жизнь, все отвечают "айм файн"
Ссы в глаза - божья роса. Всё ясно. На, посмотри про ихнюю загнивашку
0 +0−0Любое Имя13:09:56
13/12/2014
-2 +0−2TaijiquanGaoshou13:07:32
13/12/2014
Шарпы -- это советские магнитофоны ?
Нет, но я и не говорил, что имею в и виду советские. Я ж написал кассетники, в комиссионке на Комсомольском проспекте. А не кассетники в обычном магазине.
0 +1−1Любое Имя13:06:37
13/12/2014
2 +3−1TaijiquanGaoshou12:43:44
13/12/2014
В СССР кассетные магнитофоны не стоили 3-5 тысяч рублей.
Шарпы в комиссионке стоили.
0 +1−1TaijiquanGaoshou13:03:00
13/12/2014
1 +2−1Рулон Обоев12:59:28
13/12/2014
Я конкретно указал сроки.Ах, да чел тоже писал про 80е, а я пишу про 90е. Да, в 80х до перестройки талонов не было. Но 80е мне труднее сравнить, тогда жили ещё с батей. Он работал в леспромхозе (мать - педагог). Отец ящиками привозил консервы (тушенка "Великая стена" из Китая - ням-ням-ням, леспромхозы получали её по бартеру). Также коробками появлялся паштет. На Новый год - тоже коробка, уже апельсинов, каждый завернут в бумагу. В магазинах у нас свободно в то время лежали финские куры. Да, жить можно было.
90-е -- это уже не СССР.
0 +2−2TaijiquanGaoshou13:01:26
13/12/2014
-1 +1−2Не Из Этих12:56:36
13/12/2014
вот и ходи в советских кроссовках.
сейчас полно аналогичных кожаных аналогов, таких-же тяжелых и стремных, как в совке.
А почему "тяжелых" ? Нормальные были.
А "таких-же" -- это на каком языке ?
0 +1−1Не Из Этих12:54:16
13/12/2014
2 +2−0Kytx12:42:13
13/12/2014
насчет телеков это точно не руки. советский телек был так сконструирован и собран что реально требовал периодического шаманства. телемастера процветали:)
а вот насчет вертаков я хз. помойму их только физически можно было уничтожить. недавно отнес на помойку Ригу вполне исправную только без иглы и пассика.
дык ламповые были.
лампа сгорели или контиктик отошел- зови мастера.
0 +0−0TaijiquanGaoshou12:42:50
13/12/2014
4 +6−2Рулон Обоев12:36:17
13/12/2014
Блин, ну ведь в то время западные товары тоже служили долго! Телевизор Самсунг мало того, что имел более лучшие характеристики (визуально - более яркий экран), его срок службы заявлялся в 25 лет, который, судя по факту, был соблюдён. Магнитофоны Маяк и (особенно) Нота - были очень хорошими, не спорю. Ещё Радиотехника была, её колонки (акустические системы) переигрывали музыкальные центры за 350 у. е., наводнившие постсовок в 1990-2000 годы. Но в целом... особенно одежда... не говорите глупостей, не было в СССР нормальной лёгкой промышленности. Каждый год, летая из Сибири в Беларусь, в Москве делались грандиозные закупки на 2 чемодана одежды, в которую потом одевались целый год, на местах не было ничего - или пустые прилавки, или полный треш.
Телевизор "Самсунг" системы СЕКАМ ? Надо же.
0 +1−1Alexander Poplooukhin12:14:03
13/12/2014
8 +10−2иван штернберг10:49:02
13/12/2014
Ну уж не знаю,какого "армянского" завода был Ваш магнитофон,зато у меня и сегодня в запасниках стоят литовская "Эльфа",приемник "Океан" из Беларуси,телевизор"Спектр"с государственным знаком качества из мордовского Саранска(без ЕДИНОЙ поломки проработал 22(!)года).Всю эту великолепную аппаратуру мне просто жаль выносить в контейнер,ибо приборы стали членами семьи...А вспомните шикарную одежду и обувь из Прибалтики,Молдовы и Беларуси.Надежнейшие телевизоры"Электрон"(Украина-Львов)и"Шилялис"(Литва-Каунас),любую радио-и телефонную аппаратуру из Риги-(завод им.Попова).Про механические часы с логотипом "Сделано в СССР"можно говорит часами,ибо уровень и качество сравнимы со Швейцарскими брендами.А наша фото-и киноаппаратура-? Лично в 1982 году видел очередь из ИНОСТРАНЦЕВ,сошедших со ступенек роскошного автобуса Европы и вошедших в крупнейший фотомагазин Киева, что был на бульваре Леси Украинки и скупавших по нескольку экземпляров кино-и фотокамер"Красногорск"и "Киев"...А цена на них,между тем,в среднем 600 (!) рублей...Короче,конечно не всё было гладко и тогда,но в массе своей рядовой советский гражданин МОГ себе позволить обойтись и без "цеховиков",которые ,к слову,подпольно "катали"полнейшую безвкусицу:акссессуарно-ширпотребную мелочёвку:батнички,ремешки и пряжки,сувениры,носки и небогатую обувь...
Я помню IBM 286 в сравнении с отечественной копией ЕС. ЕС'ку приходилось перегружать чуть ли не каждые полчаса, а IBM'ка работала и работала :)

Помню телевизор "Горизонт" - его ремонтировали каждый год. Когда в семье появилась "видео-двойка" от Панасоника, то было с чем сравнивать.

Правда холодильник "Орск", моя бабушка выкинула только в 2001 году, сей агрегат прослужил лет 15 точно.

Качество товаров в СССР может и было хорошим, но уж в техническом плане уступали западным (IBM vs ЕС, Горизонт vs Panasonic).

P.S. Недавно покупали телик, вначале хотели взять самсунг отечественной сборки, купили - прошлось отвозить обратно, потому что радуга синего спектра внизу экрана не радовала глаз. На замену предлагали другие экземпляры такой же модели - на всех были битые пикселы. Взяли Соньку малазийской сборки - ни единого битого пиксела, при чем матрицы Сони закупает у Самсунга. Разница в качестве сборки - огромная.
0 +2−2Maxim Chervyakov11:49:36
13/12/2014
0 +2−2Тимур Лисицкий10:05:03
13/12/2014
все хотели импорта а теперь заходят в магазин. а что нашего ничего нет а почему.? поставляют нам за наши недра мусор в красивой упаковке. нет у них ресурсов наполнить наш рынок качественным товаром.
Есть спрос на мусор, поставляют мусор.
0 +2−2Gary Golden11:32:49
13/12/2014
-3 +3−6Боцман Стар10:48:24
13/12/2014
С первым согласен. Во втором вы неправы. Очень полезная вещь, если вы хотите, чтобы у вас население что-то производило, а не сидело на пособии. Кстати, практикуется по сей день почти во всем мире в той или иной форме.
Не нужно, чтобы ВСЕ население что-нибудь, да и производило, начальник. Всё одно это неосуществимо. И я говорил про железный занавес, а не сегодняшнюю регуляцию миграции и тому подобное
0 +4−4Боцман Стар11:06:38
13/12/2014
3 +6−3Глаз Жопин11:05:18
13/12/2014
Это потому что вы в Москве на Украине или в Прибалтике жили. А СССР был немного больше.
Я в 80-е полсоюза по командировкам прорысачил, талонов на еду не видал.
0 +7−7Любое Имя11:02:15
13/12/2014
6 +14−8Глаз Жопин10:46:43
13/12/2014
Что за бред. Еда была по талонам. Молочную кухню дети и ветераны разве что получали. Все остальные даже молока не видели. Качественное не порошковое. Пошли в жопу дибилы со своим ТС и совком. Агитаторы хреновы.
По каким нафиг талонам? Разнообразия продуктов, разумеется, никакого не было. Но что-то я не припомню перебоев с молоком, сыром или сметаной. Это только при Горбатом началось под конец его правления.
1 ... 456 7 8+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь